Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
X - XI века
К оглавлению
Вандальберт Прюмский
Монастырь Прюм был основан в 721 г. в Трирской диоцезе в Германии еще при Меровингах и посвящен Спасителю. Первоначально община жила по уставу святого Колумбана (Кельтская Церковь), затем в 750-х годах был принят устав святого Бенедикта Нурсийского. Монастырь не утратил своего положения при смене династий и пользовался покровительством Карла Великого и его преемников. Несколько представителей династии Каролингов приняли в нем монашество. Так, например, Лотарь I стал монахом Прюма в 855 г. и окончил там свои дни. Покровительство королевской семьи и связи со двором привели к тому, что Прюм стал одним из известных центров просвещения Каролингской империи. Первым писателем, который создавал свои произведения в монастыре Прюм, считается Вандальберт.
Сведения о жизни Вандальберта весьма скудны. О нем известно лишь то, что он сам сообщил о себе в своих писаниях. Он родился в 813 г., предположительно, во Франкии. В молодости он поступил в монастырь Прюм. По крайней мере, в 839 г., когда ему было поручено заново составить житие почитаемого в Прюме святого - св. исповедника Гоара, он уже состоял в братии монастыря. Там же, в монастыре, он был рукоположен во диакона и
72
оставался в этом сане до конца жизни. Известно о его дружбе с Флором Лионским, известным поэтом и писателем времен Людовика Благочестивого.
В жизни Вандальберта особую роль сыграл настоятель Прюма Марквард (829-853), который сам, будучи человеком широко образованным (в частности, состоял в переписке с крупным деятелем Позднекаролингского времени Лупом Ферьерским), поощрял ученые занятия Вандальберта и побуждал его к литературным трудам. В настоятельство Маркварда диакон Вандальберт возглавлял монастырскую школу.
По поручению того же Маркварда Вандальберт составил на основе анонимного "Жития ев Гоара" VIII в. новое жизнеописание этого святого. Используя текст старого жития, исправляя погрешности языка и стиля и переписывая неясные места так, чтобы они стали понятны читателю, он также упорядочил сведения о святом в соответствии с существовавшим агиографическим каноном.
Вандальберт, возможно, по делам монастыря, время от времени ездил в Кельн. В Кельне, по просьбе одного из пресвитеров этого города, Отрика, он приступил к созданию второго своего известного сочинения - стихотворного "Мартирология". В составлении "Мартирология" ему помогал уже упоминавшийся Флор Лионский. Вандальберт пользовался как источником более ранними мартирологиями, одно из произведений этого жанра, например, принадлежало Досточтимому Беде. В "Мартирологии" Вандальберта прослеживается влияние и более ранних авторов - Пруденция и Боэция. До нашего времени также дошла дидактическая поэзия Вандальберта - стихотворения о двенадцати месяцах. Этот стихотворный цикл завершается небольшой поэмой "О сотворении мира", рассказывающей о шести днях Творения.
Перевод сделан по изд.: PL 121, 639-654.
Во имя Христово благоприлично начинается Пролог диакона Вандальберта к Житию, деяниям и чудесам блаженного Гоара, составленный для славного мужа Маркварда, настоятеля Прюмского1 монастыря.
1. Все мы знаем, что человеческому роду следует неповрежденной верой воспринимать чудеса Божественных дел и славить их в благоговении, как увещает Священное Писание и как Ангел повелел святому Товии2. Однако в наше время из чудес, которые Силой Христа совершаются либо творятся Им через святых мужей, поставленных для примера миру, многие совсем неизвестны или мало прославлены. Ведь мы, заботясь о преходящем, их почти что не замечаем, а те из них, которые приводят нас в восхищение своим величием, мы не столько по неведению, сколько по лености душевной, оставляем без внимания и по небрежности не записываем для будущих веков. По этой причине наша вина гораздо более очевидна и непростительна, чем вина на-
73
ших предков. Конечно, в течение многих лет в Галлии усердие к словесности было в упадке3, и нелегко вновь отыскать за прошедшее время многих, кто занимался бы свободными искусствами и кто к нашему времени благодаря щедрости государей и искусству наилучших мужей4 преуспел бы в изучении наук. Таким образом, если бы мы позволили деяниям святых мужей, которые дошли до нашего сведения, окончательно пропасть для потомков, нам осталось бы лишь признать справедливость таких упреков. И не должно слушать тех, кто ценит прошлые времена столь высоко, что в своем предубеждении полностью отрицает, будто ныне совершается что-либо достойное запечатле-ния в слове. Божественным Провидением для рода человеческого установлены правила и образ действия, отвечающие потребностям людей в отдельные эпохи мира, и как нам не пристало завидовать блаженству живших прежде нас, так и им, если бы они могли предвидеть то, что ныне творится, не пристало бы порицать состояние нашего времени. Конечно, также и в наши времена в Церкви многие люди своей добродетельной жизнью прославлены, и часто для подтверждения их святости в священных храмах совершаются поразительные чудеса; но мало кто им удивляется или почти никто, ибо из-за того, что часто происходят, они обесценились5 для уже очерствевших людских сердец.
2. Поскольку вы, святой и любезнейший отец Марквард, принуждаете
меня приложить руку к новому труду, а именно: чтобы я более тщательно
изложил "Деяния святого исповедника Христова Гоара", которые многим
уже стали задевать слух своим слишком простым стилем и слабым слогом, а
также прибавил чудеса, о которых, вспоминая о нем, достоверно сообщают
многие, я вкратце хотел бы оправдаться перед теми, кого, возможно, могло
бы задеть написанное мною. Я не берусь самонадеянно исправлять сочине
ние, чтобы присвоить плоды усердия моих предшественников, и не именую
дерзостно литературным трудом то, что собираюсь написать, но лишь хочу,
просто отдавая должное послушанию, в подробности исследовать то, о чем я
сказал в начале; ибо излагать дела Божий и передавать деяния святых гряду
щим после нас векам - похвально и славно6. И в самом деле, предпринимая
этот труд, я более всего уповаю на заслуги святого мужа; немало побужда
ет меня к этому и Ваше повеление, кому я обязан всем, что я могу. Думаю,
меня не много должны волновать пересуды или чье-либо предвзятое мнение,
и если в свидетельстве истины и веры дело будет благополучно завершено,
я обрету награду у благосклонных читателей.
Во имя Христово кончается Пролог.
Начинается Книжица о Жизни и деяниях святого Гоара, день которого празднуется накануне июльских нон1.
3. Об отечестве, родителях и добродетелях святого Гоара.
Святой Гоар был уроженцем провинции Аквитания8, которая занимает почти третью часть всей Галлии, и происходил от славных предков. Отца его
74
звали Георгием, а мать Валерией. Он родился в дни Хильдеберта9, короля франков, происходившего из рода славнейшего короля Хлодвика10, которого блаженный Ремигий11, епископ ремов12, первого вместе с его войском, обратил в христианство своей проповедью, и жил до времен короля Сигиберта, столицей которого был город Медиоматрик13. Гоар был образом жизни честен и благороден, деяниями знаменит, обликом достоин и видом весел, душой смиренен, телом целомудрен, верой непорочен, телесным упражнением заметен. С детства он был в высшей степени предан делам благочестия и милосердия, скоро достиг вершины святости, так что он был и совершитель чудес, и свидетель небесных тайн. И в то время как в нем день ото дня возрастали любовь и стремление к Небесной Отчизне, и вскоре затем явился в изобилии плод добрых дел, его жизнь стала примером ко спасению и прочим людям, так что многие, увещаемые не только его проповедью, но и примером, обратились от нечестия к лучшей жизни и праведным делам; и те, кто прежде служил диаволу, после стали Христовыми воинами.
4. О том, как святой Гоар, сделавшись священнослужителем, ушел в Гер
манию и построил там церковь.
Поскольку не может укрыться город, стоящий на верху горы [Мф 5, 14], слава этого святого мужа и известия о его жизни распространились повсюду, так что он, приняв сан священнослужителя и честь пресвитерства, стал стражем Христовых Тайн и распространителем в народе Божественного слова. Затем, когда дух святого Гоара возрос во все более сильном стремлении к вышним благам, его переполнило влечение к невидимому и презрение ко всему видимому. Святой Гоар оставил родителей и отечество и удалился как странник мира сего и гражданин небесной отчизны к крайним пределам Галлии. Итак, придя в провинцию, соседствующую с берегами реки Рейн, которая называлась Трикория14 и принадлежала к диоцезе Тревиров15, он добровольно избрал отшельническое служение Богу в пределах Васалиенских16. Там в некоем месте, над рекой, которая ныне называется Вокара, с согласия и по воле епископа Феликса17, который тогда возглавлял город и народ Тревиров, он построил церковь по силам своим и собрал в ней множество реликвий святых, а именно: Пресвятой Богородицы и Блаженного Иоанна Крестителя, и других святых, которых я не счел необходимым перечислять.
5. О том, что святой Гоар отличался странноприимством18.
Итак, святой Гоар служил Богу в этом месте много лет, посвящая дни и ночи бдениям, молитвам и постам, усердно подвизаясь в терпении и особенно в странноприимстве. Он так ревностно во всякое время по силам своим упражнялся в этой добродетели, что странноприимство считалось особенно свойственным только ему, хотя он отличался всеми добродетелями души.
6. О том, как святой Гоар приводил к вере язычников.
Тем временем святой Гоар начал возвещать слово спасения язычникам, преданным по заблуждению своему поклонению кумирам и обманутым лживыми суевериями идолопоклонства, чтобы, как благой возвеститель Евангелия,
75
оставивший все свое, стать учителем многих в познании вечной жизни. Так и случилось: многие язычники из соседних областей, которые до того времени упорствовали в ложной вере, наученные его словом и побуждаемые его примером, отвергли языческие суеверия и обратились на путь христианской жизни. И сила его проповеди не лишена была также и знамений, чтобы неверующие умы, которые не могли быть убеждены доводами разума, были бы подвигнуты к вере чудесами. Святой Гоар не раз именем Христовым совершал благодетельные исцеления среди больных и претерпевающих телесную слабость. И сегодня мы видим, что святой муж различными способами благотворит обращающимся к нему, когда наблюдаем, как при воспоминании его имени и слепые обретают зрение, хромые - способность ходить, одержимые нечистыми духами - непов-режденность души, а иные, угнетенные болезнями, - здоровье, дабы исполнились слова святого мужа Псалмописца: Весьма почитаемы друзья твои, Боже, весьма крепко первенство их [Пс 138, 17]19.
7. О том, каковы были усердие святого Гоара в молитве и любовь к
бедным.
Был заведен у святого Гоара такой обычай, чтобы во всякий день, торжественно совершая миссу, приносить Жертву Тела и Крови сообразно с установлениями Церкви, и в углубленной молитве полностью прочитывать Псалтирь, а затем принимать на себя служение любви по отношению к странникам и беднякам, без которых почти никогда не обходилась его трапеза. Препоручая их Богу в молитве, он, тем не менее, подкреплял их вещественной пищей, чтобы зашедший к нему случайно странник вместе со словом спасения и помощью молитвенного заступничества получил также и пищу для плоти. Святой муж делал это, помня апостольское речение: "ибо дающего с радостью любит Бог" [2 Кор 9, 7], и в лице бедняков и странников желал принимать Христа, чтобы удостоиться слов Его: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" [Мф 25, 40].
8. О том, как святой Гоар возбудил зависть диавола.
Так как древний враг, завидуя избранным, всеми силами стремится противодействовать их преуспеянию, все, кто желает благочестиво жить во Христе, терпят гонения. Диавол весьма скорбел, что святой муж совершает такие дела проповеди и любви; и вот, то тайно, то даже открыто он начал заманивать святого Гоара в сети коварства и напрягал все силы, чтобы отвратить его разными способами от его цели. Все это святой муж переносил со спокойным расположением духа, зная, что многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие20. По этой причине святой Гоар не мог прекращать проповеди, заботясь всегда о приобретении душ Богу, и не терпел никаких препятствий в делах любви, которые, как он знал, наиболее угодны Богу; так что ежедневно к нему приходили многие люди, которые или прибегали к истинной вере от языческой лжи, или, по примеру святого мужа, стремились отдать силы свои на добровольное служение Христу.
76
9. О том, что святой Гоар терпел притеснения завистников.
Как добрым людям свойственно радоваться чужим делам, которые им кажутся достойными похвалы, и обращать их к своему духовному преуспеянию, так, напротив, умы дурных людей всегда стараются очернить дела избранных и не устают устами вредоносными поносить то, чему не могут или не желают подражать. Потому случилось так, что однажды к блаженному Гоару пришли под ложным обликом благочестия двое приближенных епископа Рустика, который возглавлял тогда Церковь Тревиров. Одного из них звали Альбин, другого Адальвин. Они сказали, что пришли за предметами, нужными для освещения церкви святого Петра вышеупомянутого города. В то время как искали необходимое для вещественного света или скорее делали вид, что они это ищут, они не могли скрыть, каким мраком коварства сами были ослеплены.
10. О том, как святой Гоар был обвинен перед епископом.
Эти люди видели, как поступает слуга Христов, а именно: непрерывно проповедует приходящим к нему слово Божие, ежедневно на рассвете возносит хвалы и псалмопение Христу и вслед за тем служит миссу, после завтракает с приходящими к нему странниками и бедняками, совершая это, конечно же, по усердию к любви и по неутомому желанию добра. Так как дурным людям неприятна жизнь людей добрых, они подумали, что найдут какой-нибудь повод, чтобы обвинить слугу Божия и до некоторой степени опорочить его жизнь. Итак, возвратясь к своему покровителю, они начали рассказывать совершенно другое, выдумывая, что мол увидели много такого, что могло бы опорочить и погубить других людей; что сам Гоар, скорее, чревоугодник и винопийца, чем (как думают несведущие) священнослужитель; конечно тот, кто рано ест и пьет, не может соблюдать обычное и должное время принятия пищи и вести образ жизни, приличный клирику; и что он такое еще и проповедует, чтобы под покровом слов спрятать порочный нрав; и делает еще очень много такого, что, если бы не сдерживалось епископской властью, в будущем принесло бы самому епископу бесчестье, поношение и позор, раз он позволяет, чтобы такое творилось в его диоцезе иноземцем и человеком умалишенным; что должно призвать Гоара на открытый суд Церкви, и пусть он даст отчет в своих поступках, чтобы не возросла в других дерзость, видя такое попустительство, и чем большему числу людей так будет дозволено поступать, тем более будет обессиливаться епископская власть. Завистники говорили все это, но, возводя клевету на слугу Христова, они, по Божественному суждению, сделали жизнь святого мужа более известной другим людям, и показали с очевидностью, насколько они сами достойны осуждения.
11.0 том, как святой Гоар был вызван на суд к епископу.
И тогда епископ, — ведь иногда бывает, что предстоятели, особенно же приверженные земному, погрузившись в различные заботы, разрываются между многими делами и тем менее внимания уделяют какому-нибудь одному, и едва ли могут они сразу распознать, что и по какой причине разные
78
люди говорят, — услышав такую клевету на мужа Божия от своих приближенных и взволнованный их речами, поручил им поспешно отправиться обратно к блаженному Гоару и как можно быстрее доставить к нему святого мужа, чтобы произвести дознание об его делах. Альбин и Адальвин, как им было приказано, быстро вернулись к святому мужу и, желая искусным притворством утаить свои козни и обвинения, хотя это никак не могло укрыться от святого Гоара, приветствовали его от имени своего владыки, что, мол, епископ послал за ним и велит, чтобы святой Гоар быстро нему явился. Услышав это, святой муж в простоте духа исполнился обо всем великой радостью и воздал благодарение Богу за то, что он удостоится приказания поспешить к своему владыке и посетить его. Ликуя, сказал: "Да сотворит Господь, да сотворит так, чтобы я смог сделать это, ибо надлежит без промедления оказать послушание". И даже если святой Гоар и мог иметь подозрения относительно причины такого приказания епископа, он помышлял о полноте власти Господа над Апостолами: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается" [Лк 10, 16], и сказанное апостолом Петром: "Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа" [1 Пет 2, 13].
12. О том, как святой Гоар задержал вестников епископа на ночь.
Поскольку же приближался предел дня, святой Гоар не мог немедленно пуститься в путь. Он задержал своих гонителей на ночь и по человеколюбивому обычаю своему, как он со всеми поступал, устроил по своим силам трапезу и покормил их для восстановления сил; сам же он, как это было у него заведено, провел ночь в гимнах и хвалах Богу. С первыми лучами солнца святой муж, как и до того он делал много дней, вознес Богу псалмопения и молитвы, и только по завершении, приступив, совершил торжество миссы. Затем святой Гоар велел ученику, чтобы тот, как мог, приготовил завтрак его гонителям и ему, говоря: "Сын, приготовь нам угощение из наших запасов, чтобы посланцы нашего владыки потрапезовали с нами; может быть, Бог присоединит какого-нибудь бедняка, чтобы смог он во Христовой любви принять с нами еду и питье". Когда же люди, злоумышляющие и душою давно испорченные, услышали это приказание, они, не в силах дольше скрывать злобу, внутри их кипящую, явили, что у них на уме. Говорят они с укором, словно справедливо порицая грешника: "Нехорошо ты поступаешь, нарушая законное и каноническое время принятия пищи; и мы не поддержим тебя в принятии яств в неурочный час дня". Как если бы Царство Божие было еда и питье, а не праведность, мир и любовь; или в принятии пищи промедление имело бы большую силу, чем мера и воздержность; или будто бы святой муж делал это ради желудка, а не по причине радушия! Ведь святой Гоар именно потому приказал непременно приготовить еду, что, как он думал, его гости хотят выехать пораньше; он хотел ради трудного пути покормить их с утра и не позволить им уехать голодными; он радовался, что в них, хотя и недостойных, он принимает Христа21. Когда святой Гоар увидел, что Альбин и Адаль-
79
вин несдержанно и упрямо противоречат ему, он, будучи всегда спокоен духом, сказал: "Плох тот дом, где не боятся Господа. Вы же, если бы истинно боялись Бога, не отвергли бы любви". В то время как он говорил это, пришел его отрок и указал на странника, стоящего у дверей. Услышав это, святой Гоар возрадовался и, приняв странника в доме, сказал: "Вот, сколь хорошо и сколь приятно жить братиям в единстве!" И, накрыв на стол, приступил и сам к трапезе вместе со странником.
13.0 том, как блаженный Гоар снабдил дорожными припасами своих завистников.
Видя это, завистники с великой поспешностью и проворством оседлали своих лошадей, говоря в это время, что они точно нашли, в чем обвинить Го-ара, и смогут возвести на него явную клевету у того, кем они посланы. Однако они попросили святого Гоара, чтобы он ради трудностей пути и нужд дороги уделил им что-нибудь из еды и питья, что они могли бы съесть по пути. Святой муж, всегда исполненный любви и готовый благотворить всем, даже неблагодарным, с удовольствием принял их просьбу и приказал положить своим завистникам в сосуды то, что они попросили. Так, взяв в провожатые слугу, с которым обычно путешествовал, святой Гоар вместе с ними отправились в город Тревиров.
14. О том, как по воле Божией завистники томились от голода и жажды.
Пока путники ехали, уже приблизилась середина дня, солнце взошло высоко в небе, и, вот, в отмщение за Своего слугу наступило Божественное наказание: те, кто незадолго до этого отвергли изобилие предложенной им из любви еды и питья, весьма сильно захотели есть и пить, и вдобавок их начала изнурять столь великая усталость, какой они никогда не испытывали. Между тем святой муж пребывал погруженным в божественные хвалы и псалмы, следуя словам Апостола: "Непрестанно молитесь. За все благодарите" [1 Фес 5, 17-18]. Когда путники миновали уже шестой милиарий22 и достигли того места, что называется "Павлово Поле", Альбин сказал своему товарищу Адаль-вину: "Меня снедает голод и жажда". А тот ему в ответ: "И я, если быстро не попью, умру тотчас же". Они направились к некой речке, которая, как им было известно, текла поблизости, чтобы напиться из нее и на берегу ее принять пищу. Но, придя туда, они не нашли в ее русле никакой воды. Вода в речке, конечно, иссякла по воле Божией из-за тех, в ком пылала столь великая злоба. Затем Альбин и Адальвин протянули руки, чтобы взять из мешков кушанья, уделенные им, как они помнили, святым мужем, но и мешки нашли пустыми. И правильно: те, кто был лишен любви, которая есть полнота всех благ, нашли пустыми сосуды, в каких приняли пищу от мужа, исполненного любви.
15. О том, как святой Гоар чудесным образом накормил своих завист
ников.
Завистники пришли в смятение, ибо они еще не полностью осознали свою вину. Поразившись произошедшему, они, тем не менее, продолжили путь верхом. Слабость их возросла до такой степени, что Альбин упал с коня,
80
словно бездыханный, а Адальвин, обратившись к мужу Божию, стал умолять его многими просьбами, чтобы тот сжалился над ним и его товарищем. Тогда святой муж, дабы исполнить сказанное: "Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья" [Рим 12, 20], как и предписание Господне: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас" [Мф 5, 44], ответил просившему его: "Сын, подобает вспомнить, что Бог есть любовь, и кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Потому, когда вы видели сегодня, как я предлагал вам пищу ради любви Христовой и сам принимал ее, не должно вам было отказываться от долга любви. Ныне же Бог совершает это для вашего исправления, чтобы, переменившись по Его увещанию, вы научились принимать любовь, которая есть начало совершенства". Говоря это, святой Гоар увидел вдали трех ланей замечательной красоты, своим числом словно знаменующих Таинство Святой Троицы. Тотчас же, воззвав к силе Святой Троицы в молитве, святой муж велел ланям стоять на месте. Лани, хотя твари и неразумные, тотчас же послушались и подчинились Божественному Имени, без слов устыдив людей за их черствость и непослушание. Тогда святой Гоар взял небольшой сосуд и, подойдя к ланям, подоил их23. Затем, разрешив им отойти, он помазал члены своих спутников, лежавших, словно бездыханные, молоком, которое он надоил, и тотчас же восстановил их в прежней силе и здравии. Потом он велел Альбину и Адальвину вернуться к речке, почерпнуть воды и подкрепить ослабевшее от голода тело пищей из мешков. Так было сделано, чтобы те, кто прежде, обидев святого мужа, нашли сосуды пустыми и речку пересохшей, затем, вымолив его милость, обрели достаточно и воды в реке, и еды, уложенной в те сосуды.
16. О том, как святой Гоар ясно показал, что должно слушаться предстоятеля.
Когда завистники ели, удивляясь и поражаясь тому, какие они видели деяния по отношению к себе, блаженный Гоар начал выспрашивать, по какой причине епископ задумал призвать его к себе; святому мужу казалось удивительным, что у владыки к нему какое-то дело. "Ибо мы должны выказывать послушание предстоятелю, — сказал святой Гоар, — не без причины случилось то, что Божественная сила изволила явить по отношению к нам сегодня через животных, но для того, чтобы показать, как Бог заботится о Своих рабах и не презирает надеющихся на Него, ибо Господь имеет власть приготовить трапезу в пустыне, и для того еще, чтобы мы увидели, сколь возвеличены дела Твои, Господи". Угнетенные страхом и трепетом, они ничего не ответили, но решили, что скоро погибнут, потому что узрели в служителе Христовом столь великую действенность Силы, Которую до некоторой степени дерзнули оскорбить. После этого они, отправившись в путь, ближе к вечеру достигли города Тревиров. Когда они приехали в город, святой муж, как это у него было в обычае, вошел в церковь, чтобы себя и дело свое препоручить Господу.
81
17. О том, как епископ сделал святого Гоара жертвой клеветы.
Когда же Альбин и Адальвин привели в город святого Гоара, они как можно скорее отправились к епископу и по порядку рассказали владыке все, что выпало им на долю в пути, и то, что заметили в человеке Божием. Епископ же вместо того, чтобы, изменив свое мнение, восхититься Божественными делами и восславить Господа в святом Его, пришел в ярость и стал говорить стоящим около него, что Гоар, скорее, не Божественной помощью эти дела творил, а волшебным искусством и злыми чарами, и что никакого признака истинной добродетели не могло существовать в человеке, преданном плоти и чреву, - он, мол, с утра ел и пил и не терпел воздержания в пище во время поста, в то время как древние святые и праведники угождали Богу постом, воздержанием и милостыней. Это так произносилось, словно какой-нибудь святой жил только лишь воздержанием, а не искренней любовью к людям и Богу.
18. О том, как святой Гоар повесил свой плащ на луч солнца24.
Пока все это происходило у епископа в присутствии клира Церкви, досточтимый пастырь вошел в дом, в котором епископ находился вместе со своими грубиянами, и начал высматривать, куда бы пройти его ученику, который сопровождал его, или где он сам мог бы повесить свой плащ. И вот, в углу дома он увидел, как ему показалось, палку, торчащую из стены (а это был солнечный луч, входящий в малое оконце); подойдя, святой муж повесил на солнечный луч свой плащ, ибо, как уже сказано, он принял его за палку, и велел ученику стоять подле. Неудивительно, что солнечный луч обрел из послушания святому мужу крепость дерева; ведь тому, кто преданно служит Творцу, даже и сотворенное подчиняется по воле Творца.
19. О том, как святой Гоар опроверг обвинение в магическом искусстве.
Когда епископ увидел это, он стал спрашивать себя, для чего пришедшему нужно было повесить свою одежду на солнечный луч. Епископ решил, что немощный человек, посягнув на такое, сделал это самонадеянно, и не благодаря Божественному чуду, и, скорее, пользуясь обманом магического искусства, чем по заслугам добродетели. Затем епископ подошел ближе к святому Гоару и объяснил свои недоумения: кажется ему удивительным, что в ком нет высоты святости, доит диких зверей и использует солнечный луч как деревяшку. Пока это выспрашивали у святого мужа и возводили клевету на его честную и чистую совесть, человек Божий, который хорошо знал, что он никогда не изучал дурных искусств, ответил просто: "Богу — Праведному Судии, сильному и долготерпящему, Сердцеведцу, видящему все тайное, известно, что я решительно никогда не знал магического искусства прежде и не знаю сейчас, и что я никогда не желал кого-либо убеждать в обратном. Я доил диких зверей не благодаря каким-то заклинаниям, из которых я совершенно не знаю ни одного, но исполнил то, что мне позволило и определило Божественное Милосердие для спасения моих спутников; и я знаю, что повесил свою одежду на дубовую палку, а не на солнечный луч, как говорят.
82
Что же до сказанного обо мне, что я рано ем и пью, да видит Тот, Кто зрит и судит всяческое, делал ли я это когда-либо из-за порока чревоугодия или по долгу любви".
20. О том, какой обычай был у тревиров по отношению к подкидышам.
В то время как святой Гоар говорил это, неожиданно вошел некий отрок из клириков Церкви, по имени Леобгиз, неся на руках младенца, которому, как полагали, от часа рождения исполнилось всего три дня. Никто не знал, кто были его родители. Тогда у тревиров был такой обычай: если так случится, что некая женщина произведет на свет дитя и не хочет, чтобы его родители были известны, или они никак не могут пропитать его из-за отсутствия средств, то подкидывают рожденного малыша в мраморную раковину, поставленную специально для этого (ныне эта раковина, отданная в собственность Прюмского монастыря как дар славнейшего короля Пипина, около трапезной доставляет братиям воду), чтобы, когда подкинутое дитя будет обнаружено, нашелся какой-нибудь человек, который примет его и вскормит, движимый состраданием. Когда же такое случается, стражи или церковные служители берут ребенка и спрашивают у народа, не хочет ли кто-нибудь принять его на воспитание и растить, как собственного; когда же такой находится, то подкинутое дитя относят к епископу, и по его решению тому, кто принял его, дается право вскармливать и растить малыша.
21.0 том, как невиновность святого Гоара была защищена словами младенца.
Тогда случилось подобное, и младенец, найденный в раковине вышеупомянутым клириком, был принесен в присутствие епископа и Церкви. Увидев ребенка, епископ обратился в своим приближенным со словами: "Ныне мы сможем легко испытать, от Бога ли деяния Гоара или от врага. Давайте, сейчас мы узнаем, кто родители принесенного мальчика; и, если опора Гоара в силе Божией, пусть он сделает так, хотя это противоестественно, чтобы трехдневный младенец заговорил25 и назвал имена своих родителей". Мужа Бо-жия принудили выполнить это условие; епископ приказывает ему совершить чудо, чтобы обнаружить невинность своих деяний и святость своей честной души. Муж Божий должен был сделать нечто такое, чтобы дух сомневающихся укрепился, в будущем слушая его и подражая ему; если же он либо не захочет, либо не сможет сотворить это, значит, не будет веры ни его прежним делам, ни тому, что он говорил о себе, как о невинном и чистом человеке, и все, что он делал до сих пор, будет приписано действию колдовских чар, а сам он будет казнен как волшебник и чародей. Тогда блаженнейший муж стал сильно горевать и сокрушаться, что его предстоятель приказывает ему совершить такое дело. Казалось, что и решиться на это будет некоторой самонадеянностью, и отказаться - непреодолимой трудностью. Ибо, говорил он, ему всегда было достаточно своей собственной совести и свидетельства Вышнего Судии, и что не подобает приказывать таковое, что это не для него, знающего о себе, что он грешник во всем, но что это чудеса святых.
83
Но так как святой Гоар не мог противиться приказаниям епископа и опасался вместе с тем того, что неокрепшее сознание тех, кто привык его слушать и уважать, было бы введено в заблуждение, он, обратившись к молитвам и умоляюще простирая руки к Богу, сказал: "Христе, Который вынес Свое ис-тощание ради искупления человечества и изволил принять образ раба, окажи мне, хоть и недостойному служителю Своему, милосердие и яви мощь Своей силы в этой нужде, чтобы присутствующий здесь епископ и народ его узнали, как я Тебя люблю, Тебя почитаю, Тебе желаю честно служить, Творец всяческих и Искупитель". Сказав это, святой Гоар подошел к клирику, принесшему дитя, и спросил, сколько дней от рождения этому младенцу. Когда тот ответил, что младенцу от рождения уже три дня, муж Господень добавил: "Святая Троица, Тебя призываю, и прошу тебя, младенец, чтобы ты во имя Святой Троицы ясно назвал своих родителей по именам". Тогда младенец, протянув руку к епископу, совершенно отчетливо ответил: "Этот вот человек, епископ Рустик, мой отец, а мать моя зовется Флавией". Так, по справедливому суду Божию, пока этот епископ воздвигал клевету на слугу Господня и силился, прибегнув к злобным и коварным вымыслам, очернить его деяния, которыми он должен был бы восхищаться, открылись всем и сделались известным дела самого епископа, и какую тайную жизнь он вел.
22. О том, как святой Гоар побудил епископа к раскаянию и дал обет приносить за него покаяние семь лет.
Когда епископ увидел, что изобличен и то, что, как он был уверен, можно утаить, сделалось открытым для всех, он в смущении упал к ногам блаженного мужа. Он говорил, что без сомнений признает, что святой Гоар - муж святой и любезный Богу; ведь он думал, что его преступление никому не известно или не станет известно, кроме него, и той, с кем он вступил в беззаконную связь, да еще одного лишь младенца. Однако благодаря Божественной силе, более того, по причине Божественного наказания сделалось видимым всем чрез невинного и еще не говорящего по своему младенческому обычаю ребенка. Святой же муж, обдумывая происшедшее, неподвижно стоял в изумлении, более того, испускал тяжелые вздохи из глубины сердца. Он заплакал, обратившись к епископу, так как увидел, что предстоятель был разоблачен из-за него. Сказал святой Гоар, что лучше было бы епископу принести добровольное признание втайне; что прежде чем его бы стали порицать всенародно, ему следовало бы искупить обвинение совести исправлением по своей собственной воле и соответствующим наказанием, и что, конечно, истинно и незыблемо речение: "Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано" [Мф 10? 26]. И как только епископ найдет утешение в спасительном решении, пусть он примет по суждению пресвиторов за свою собственную провинность суровое и долгое покаяние, которое состоит не только в словах, но исходит из глубины души, и в истинной слезной скорби и сокрушении духа будет просить прощения у Бога, желающего жизни каждого. Пусть точно так же, как ранее, усердно ра-
84
ботая диаволу, которому он, совершив столь великое преступление, принес веселие и прибыль в виде себя, ныне принесет печаль и смущение, достойно совершив покаяние. Ибо никому не должно отчаиваться получить прощение, не говоря уже и о самом епископе, когда Господь провозгласил устами пророка: "Не хочу смерти грешника, но чтобы обратился и жил, и в какой бы день ни обратился бы грешник, все нечестие его да будет забыто" [ср. Иез 18, 23, 32]; и Сам говорит в Евангелии: "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" [Лк 5, 32]. И поскольку Высшее Милосердие готово отпустить грехи, людям подобает быть скорыми на покаяние. И что, заботясь о нем, хотел бы, по скромным силам своим за грех епископа нести покаяние семь лет и исполнить его до конца, что желал бы просить Бога за него в непрестанных молитвах и слезах, хотя знает, что многие добрые и лучшие его мужи будут усердно оплакивать прегрешение епископа и помогать ему своими молитвами, согласно слову апостола Иакова: "Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" [Иак 5, 16]. Святой Гоар побуждал епископа к покаянию этими и подобными словами: по любви, которой пылал ко всем, святой муж, сострадающий несчастью епископа, просил для него у Бога милости, помня речение апостольское: "Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" [Иак 5, 20].
23. О том, как святой Гоар из послушания ответил королю Сигиберту о
себе и о преступлении епископа.
После того, как произошли эти события, молва о них быстро дошла до короля Сигиберта; тотчас же направив к блаженному Гоару своих посланников, король позаботился пригласить его к себе. И вскоре, узнав, что приглашенный прибыл, король спросил его о том, молва о чем донеслась до него, а именно: о послах епископа и о животных, которых подоил святой муж, а также о самом епископе и о младенце, который заговорил прежде времени своего возраста. Так как святой Гоар ничего не отвечал на это, чтобы не показалось, что он повсюду хвастает о себе, то король в раздражении повелел, чтобы святой Гоар по порядку открыл то, о чем его спросили, из послушания, которое даже муж Божий должен оказывать королям, властителям и святителям. Только тогда, вынужденный необходимостью, святой муж попросил расспрашивающего его короля сказать, что же тот хочет от него услышать. Когда король ответил, что он хочет узнать о посланниках епископа, и животных, и о епископе, святой муж попросил, чтобы тот сам рассказал о произошедшем так, как он это слышал. После того, как король так и поступил, изложив события в таком же порядке, как они происходили, святой Гоар добавил: "Я не должен пренебрегать послушанием, однако ты не услышишь от меня ничего, кроме того, о чем рассказывал сейчас ты сам, ибо это другим людям представляется, что я все это совершал."
24. О том, как святой Гоар отказался от епископства.
Тогда король, исполнившись восхищения, начал широко всем рассказывать то, что он узнал о деяниях святого мужа. Вслед за этим все возгласили,
85
что святой Гоар достоин по изгнании Рустика стать епископом Тревиров, что это совершилось не без Божественного определения, что должно возглавлять Церковь тому, кто может во всем украсить достоинство пастырского служения чудесами и знамениями, а равно и заслугами жизни. К тому же, и король со всей готовностью и радостью присоединился к голосам возглашающих и согласился с желанием народа. И с одобрения присутствовавших священнослужителей и знатных мужей, служащих при королевском дворе, король повелел, чтобы святой Гоар принял епископскую кафедру вышеупомянутой Церкви. Но сам святой муж, который просил всегда для других, а не для себя, и знал, что нужно придерживаться таких слова мудрости: "Сколько ты велик, столько смиряйся" [Сир 3, 18], а также слова Господня: "Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" [Лк 17, 10], вос-скорбел и опечалился. Он с неохотой выслушал повеление короля и сказал, что лучше ему умереть, чем захватить место епископа Рустика; что королю должно по отношению к епископу подумать над Божественным речением, которое гласит: "Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его" [Мф 10, 25] и "Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?" [Мф 10, 25]; что не должно отказывать епископу Рустику в месте покаяния, что Царь Всяческих пребывает на небесах и выносит суждение о каждом человеке, и если король желает, чтобы Он отпустил ему грехи, ему должно и Рустику позволить, чтобы тот усердно вымолил у Небесного Царя прощение за свои дела; и что не столь легко отрешить от служения священнослужителя, когда мы все смертны и по немощи плоти склонны ко греху.
25. О том, как святой Гоар настоятельно просил у короля отсрочки.
Король на это счел нужным ответить следующее: он и епископу не отказывает в покаянии, и желает слушаться советов того, чрез кого были совершены столь великие чудеса, но что он не может противиться воле священнослужителей и суждению народа, а именно: не может не возвысить того, кого все просят сделать епископом. Видя, что король упорно возражает ему, пресвятой муж смиренно и со слезами попросил короля, чтобы тот дал ему возможность удалиться в свою келью и там наедине с собой без принуждения обдумать это предложение в течение некоторого времени, и только так он сможет ответить королю то, что ему покажется надлежащим. Король немедленно дал на это согласие и приказал, чтобы святой Гоар через двадцать дней пришел к нему в город Медиоматрик, который ныне зовется Меттис. Святой Гоар отправился в келью, решив, без сомнения, сделать тем временем иное, с помощью чего можно было бы отклонить предложение короля. Придя в келью, святой муж простерся в молитве и начал усердно и со вздохами просить Господа, чтобы Он милосердно изволил освободить его от столь великого бремени пастырского попечения, говоря, что ему достаточно, если он будет тайно и в сокровенных глубинах своей совести служить Ему в течение оставшихся дней своей жизни, и что он не может нести бремя, которое хочет на него возложить
86
король. И в то время как святой Гоар так наедине с собой скорбел, проводя все время в молитвах, он, по воле Божией, охваченный сильной лихорадкой, заболел и долгое время страдал от телесного недомогания. Чего же больше? Так произошло в конце концов, что муж Божий избежал епископства, и король, полагая, что увидит его через двадцать дней, не увидел его и через семь лет. Божественное Провидение устроило так по отношению к рабу Своему, что святой Гоар и отклонил настойчивость короля, желавшего возвести его в сан епископа, и исполнил то, что обещал епископу Рустику, а именно: семь лет молился за него, несмотря на свою немощь. Ибо как всю свою жизнь, так в особенности эти семь лет святой Гоар посвятил молитве, молясь, как предписал апостол, за всех людей, "за царей и всех начальчтвующих, дабы проводить им жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" [см. 1 Тим 2, 2]. По прошествии этих семи лет он, не прекращая, проливал слезы и постоянно просил Господа, помня Его речение: "кто сеет в слезах, пожинает в радости" [ср. Пс 126, 5]. Зная, что конец его жизни совсем недалек, он желал разрешиться и быть со Христом [ср. Флп 1, 23].
26. О том, как святой Гоар не смог отправиться в королю Сигиберту пе
ред болезнью.
Когда прошло семь лет, король Сигиберт вспомнил, какое упование он сам, народ и придворные имели на святого Гоара; и тут же отправил к святому мужу гонцов с просьбой к нему явиться. Но муж, исполненный Духа Божия, чувствуя, что близится разрешение плоти его, ответил посланцам короля словами пророческими: "Скажите, сынки, господину вашему, что он не увидит моего лица в сей жизни, если только не захочет вдруг сам прийти в нашу келью, так как, охваченный тягостной болезнью, я не в силах никуда выехать, хотя эти бичи, по милости Божией, много легче того, что я заслуживаю". Когда посланные принесли такой ответ королю Сигиберту, он, опечалившись, говорил, что и он не достоин иметь такого учителя, и народ не заслужил иметь столь великого предстоятеля. Однако король послал еще других гонцов с настоятельным требованием, чтобы святой муж изволил поторопиться к нему и не отказывал бы властителю, сильно желающему с ним встречи. Когда посланцы прибыли к служителю Христову, они нашли его страдающим от еще более сильной лихорадки и тяжело больным, но непрерывно усердствующим в хвалах Богу. Святой муж сказал им, когда они к нему подошли: "Не утруждайте, о сынки, более ни самих себя, ни вашего короля, ибо я доподлинно знаю и уповаю на вышнее милосердие, что не выйду больше за пределы этого места, и не поднимут меня с ложа, кроме как для погребения". Так, оставаясь твердым в своем намерении, святой Гоар неизменно пребывал в хвалах Богу и молитве.
27. О том, как святой Гоар попросил у короля место своего погребения и
пресвитеров для его совершения.
Тогда посланные, которые к нему пришли, спросили у святого мужа, что он желал бы через них просить для себя у короля. Святой Гоар ответил им:
87
"Вот моя единственная просьба: если королю угодно, пусть сие место станет причиной увеличения его заслуг и вечного воздаяния в Царстве Небес; когда же для меня придет последний в этой жизни день и должный конец, пусть он пришлет ко мне, приказав своей властью, пресвитеров Агриппина и Евсевия, которые должны предать погребению мои останки". Получив такой ответ, посланные вернулись к королю и по порядку передали слова и просьбу пресвитера Гоара. Узнав об этом, король, весьма встревожившись, восскорбел и переменился в лице, так как он понял, что столь великий муж вскоре оставит его. Затем он пригласил к себе вышеназванных пресвитеров и повелел им отправиться в келью святого Гоара в соответствии с волей святого мужа, поручив им исполнить его повеление со всяческим усердием и старанием.
28. О том, как святой Гоар умер и как был похоронен.
По прошествии семи лет, о каковом сроке мы упоминали выше, блаженный муж еще три года и три месяца пребывал в немощи и возносил Богу хвалу. В канун июльских календ, исполнившись днями и добрыми делами и усовер-шившись в деяниях праведности, он скончался в присутствии приставленных к нему вышеназванных пресвитеров и множества других добрых и честных людей в своей келье, где он провел много лет в служении Богу. Святой Гоар оставил плотью сей мир, страсти и похоти которого он уже давно оставил из-за любви к Небесному Отечеству; и придя к Царю Христу, к Которому он непрестанно стремился, и достигнув блаженства небесной жизни, тот, кто не пожелал, хотя и мог бы, обладать тем, что здесь благами считается века сего, там будет неизбывно обладателем благ вечных; и тот, кто часто тело свое делал для Христа домом смиренным и земным пристанищем, будет иметь с Ним на небесах жилище нерукотворное, вечное. Агриппин и Евсевий, а также другие пришедшие туда священнослужители и знатные мужи с высшей почестью и почтением позаботились об уже бездыханном теле святого мужа и предали его погребению в том же месте и в той церкви, которую он сам построил.
29. Свидетельство достоверности и заключение составителя.
То, что я написал о жизни святого мужа Гоара, в своем повествовании, я нашел в старинных и очень древних списках; излагая его деяния и во всей полноте веры, следуя истине, попытался я, как Вы и желали, славный муж и почтенный отче, исправить только лишь безыскусность речи, доставлявшую мало удовольствия образованным людям. Я хотел, чтобы заступничество и заслуги столь великого мужа пред Божьим милосердием всегда помощью были и мне, и всем, кто это прочтет; чтобы мы, ежедневно нарушающие Божественные законы по причине немощной плоти человеческой и по закону смертной природы, обрели заступничество того, кто в течение своей жизни непогрешимо служил закону Христову, чтобы получили мы облегчение бремени грехов и удостоились помощи в доброй жизни; что да дарует нам Господь Иисус Христос, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков. Аминь.
Здесь благополучно кончается книжка о Жизни и деяниях святого и блаженного исповедника Гоара, составленная диаконом Вандалъбертом.
88
1 Монастырь Прюм основан в 721 г. в Германии, посвящен Спасителю. Первоначально общи
на жила по уставу святого Колумбана (Кельтская Церковь), затем в 750-х годах был принят
устав святого Бенедикта Нурсийского. Был под покровительством династии Каролингов.
Марквард - настоятель Прюмского монастыря с 829 по 853 г.
2 См. Товгл. 11-12.
3 В эпоху поздней античности (IV-V вв.) число риторических школ, в которых закладывались
основы "усердия к словесности", было в Галлии значительно. Однако волны варварских
нашествий, с одной стороны, и смена мировоззрений в среде образованных людей, - с другой,
привели к тому, что античная система образования перестала отвечать требованиям обще
ства. В VI-VII в. из Галлии не вышел ни один крупный писатель. Условия для создания в
Европе новой средневековой литературы, основанной на синтезе христианства, античности
и народной германской культуры, закладываются англосаксонскими миссионерами с нача
ла VIII в.
4 Речь идет о культурном подъеме во Франкии в царствование Карла Великого (кон. VIII -
нач. IX в.). Согласно приказу короля (789), по всей стране при монастырях устраивались на
чальные и средние школы. В них необходимыми предметами были грамматика и риторика.
Характерная черта этого времени - расцвет литературы, в особенности жанров агиографии
и историографии, которые имеет в виду Вандальберт.
5 Та же мысль встречается и у Августина, например, в сочинениях: In Ioannis evangelium
tractatus (PL 35, 1458, 1592), Enarrationes in Psalmos (PL 36, 439)
6 Аллюзия на место из Притчей Соломоновых: "Слава Божия - облекать тайною дело, а слава
царей - исследывать дело" (Притч 25, 2).
7 Память святого Гоара - 6 июля.
8 Гоар - аланское имя, означающее "добывающий скот". Святой Гоар, этнический алан, ро
дился в Аквитании, занимающей обширную территорию между Пиренеями (на юге) и Лу
арой (на севере) (Франция); Аквитания сначала была заселена иберами, затем кельтами.
Зимой 406 г. аланы (под предводительством своего вождя Гоара) и вандалы перешли Рейн,
вытесняемые с прежних мест обитания гуннами и готами. Часть алан ушла вместе с ванда
лами в Испанию, другая часть, возглавляемая Гоаром, стала союзниками Рима, была рассе
лена в Галлии. Большое количество аланских поселений находилось в Аквитании (с цент
ром в Тулузе) и в области к северу от Луары между городами Амьеном и Аррасом на западе
и Триром, Мецем, Тулем и Лангром на востоке (с центром в Реймсе). Трир и Мец и приле
гающие к ним земли, где происходят события, описанные в "Житии святого Гоара", окруже
ны аланскими поселениями. Святой Гоар, вероятно, получил свое имя в честь вождя алан,
приведшего их в Галлию. В V в. аланы приняли христианство.
9 Вандальберт Прюмский указывает, что святой Гоар родился во времена короля Хильдебер-
та (I) (511-558) и дожил до правления Сигиберта (I) (561-575). Интересно, что имена епис
копов, занимавших в это время Трирскую кафедру, известны: святой Ницетий (525/6-561)
и святой Магнерих (561/5-578), а не Феликс и Рустик. Возможно, объяснение может быть
найдено в более раннем "Житии святого Гоара" (см. также примеч. 18).
10 Хлодвик I (456/6-511) - вождь и король салических франков (с 481 г.) из рода Меровея. Ос
нователь династии Меровингов, превративший свою власть в наследственную. В 486 г. ос
новал в Северной Галлии франкское королевство, объединив под своей властью всех франк
ских вождей. С 486 по 508 г. овладел большей частью Галлии, подчинив себе Аквитанию на
юге и часть земель, населенных аламаннами, на востоке (497). На Рождество 498/9 г. принял
христианство. Крещен святым Ремигием. Власть Хлодвика I была признана Византией, ему
были присланы консульские инсигнии.
11 Святой Ремигий (437-533) родился в городе Лан, происходил из знатного рода. В 22 года
стал епископом Реймса, оставаясь им в течение 70 лет.
12 Ремы - племя белгов, живших на землях между реками Матрона (ныне Марна) и Аксона
(ныне Эна). Их главный город Дурокорторум позже назывался Реми, затем Реймс.
89
13 Медиоматрик - ныне Мец (на северо-востоке Франции, на реке Мозель, Лотарингия).
14 Вандальберт определяет Трикорию как местность, "соседствующую с берегами реки Рейн";
вероятно, ныне это земля Рейнланд-Пфальц.
15 Тревиры - германское племя, жившее по среднему течению реки Рейн и по среднему и ниж
нему течению реки Мозель. Земли тревиров доходили до реки Маас. Население на землях
тревиров было смешанное, кельто-германское.
16 Область, ныне называемая Обер-Вессель. Там, в месте слияния рек Лорбах и Рейн вблизи
старой римской дороги святой Гоар построил свою келью, из-за чего это место так и называ
лось - Келлия. После кончины святого Гоара его тело было похоронено на месте его подви
гов. В 765 г. Келлия была передана королем Пипином Коротким (714/5-768) - отцом Карла
Великого настоятелю Прюмского монастыря Азуарию. Святой Гоар становился до некото
рой степени покровителем монастыря. По этой причине его житие было составлено именно
в Прюмском монастыре.
17 Имена епископов, возглавлявших церковь тревиров, становятся у Вандальберта "говоря
щими". Получив благословение епископа Феликса {лат. 'счастливый, блаженный'), святой
Гоар построил свой эремиций и начал свое служение. При епископе Рустике (лат.: необра
зованный, грубый) святой претерпел несправедливые гонения. Здесь отражено средневе
ковое восприятие имени как программы жизни его носителя. Далее в тексте жития (гл. 18)
обыгрывается значение имени епископа Рустика: святой Гоар приходит в дом, где пребывает
епископ, "окруженный своими грубиянами" - "rusticis".
18 Странноприимство святого Гоара и связанное с этим служением обязательное угощение
приходящих, в котором принимал участие и сам святой, показывает принадлежность свято
го к египетской аскетической традиции, к которой тяготело южное побережье Галлии, ро
дина св. Гоара. Внутренние области Галлии придерживались сирийской традиции, согласно
которой, для отшельничества были характерны уединение и очень строгий пост. Различие
египетского и сирийского взглядов на странноприимство в случае святого Гоара дали осно
вание обвинить святого в чревоугодии. Тот факт, что святой Гоар придерживался иной цер
ковной традиции, чем его собратия, косвенно подтверждается тем, что клеветники называют
его чужеземцем перед епископом, хотя святой Гоар прожил в окрестностях Трира много лет.
19 Перевод наш. - М.Н.
20 Парафраз Деян 14, 21.
21 Аллюзия на Мф 10:40 и Мф 25:35. Ср. рассказ святого Иоанна Кассиана Римлянина (IV-
V вв.) об одном старце, сказавшем своим гостям: "Принявши одного из вас в виде Христа,
как должник, буду служить со всяким усердием".
22 Келлия святого Гоара стояла у старой римской дороги, идущей вдоль Рейна и Мозеля, в дне
пути от Трира, согласно тексту жития. Местоположением Келлии объясняется большое ко
личество бедняков и странников, которых кормил святой Гоар. Милиарий - милевой камень,
отмечавший расстояние (римская миля равна 1480 м).
23 Параллели сюжета мы находим в ирландской (житие святых Албеуса, Байре, Бераха, Комге-
на, Бригитты, Молинга) и англосаксонской (житие святой Вербурги) агиографииях.
24 Параллели - в ирландской (житие святой Бригитты) и англосаксонской (житие святой Миль-
бурги) агиографии.
25 Параллели - в ирландской (житие святых Албеуса, Бригитты, Кольмана Эло, Сенана) и галль
ской (житие святого Иллидия) агиографиях.