Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов. Богочеловеческая комедия. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

X - XI века

К оглавлению

Аттон Верчелльский

Ученый богослов и знаток церковных канонов, уроженец Ломбардии, возможно, состоял в клире Миланского собора. В 924 г. он получил Верчелль-ское епископство1 и стал близок к королю Италии Гугону. В 933 г. Аттон стал канцлером Лотаря II, короля Франкии, и получил от него пожертвования и привилегии для Верчелльской кафедры. Год смерти Аттона известен не точно (960 или 961), но в 964 г. Верчелльскую кафедру уже занимал его преемник.

287

Литературное наследие Аттона не особенно велико и во многом отражает острые вопросы его времени, не столько богословские, сколько касающиеся отношений церковной и светской власти. Наиболее известны его сочинения: "О церковных обременениях" в одной книге (род комментария на "Об обязанностях священнослужителей" Амвросия Медиоланского), "Полиптик" и "Комментарии на Послания св. ап. Павла"; а также сохранились его письма и проповеди (частично представлены в настоящем издании). На первый взгляд, стилистически проповеди Аттона, произносимые перед прихожанами его церкви, достаточно непритязательны, но простота их оказывается тщательно продуманной, построение стройным, они полны игры слов и созвучий в концовках фраз. Таким образом, при прозаической форме, характерной для устной проповеди, "Беседы" Аттона тяготеют к ритмизованной прозе (что, к сожалению, не всегда возможно передать в переводе), и "безыскусность" его речи оборачивается весьма искусным риторическим приемом, необходимым, прежде всего, для удержания внимания слушателей.

Перевод сделан по изд.: PL 134, 833-855.

Проповеди

Слово на Рождество Господне

Возрадуемся все, братия возлюбленные, пусть возвеселятся и возликуют все народы. Не только видимое солнце, но и его, вернее сказать, невидимый Создатель озарил сиянием этот день. Поскольку в этот день Бог сделался Человеком, небесные служат земным, ангелы и человеки призываются к согласию. Ибо в начале был Бог, как повествует нам евангельское чтение: "Все чрез Него начало быть" [Ин 1, 3], но враг рода человеческого попытался восстать против своего Создателя, говоря: "Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" [Ис 14, 14]. По причине гордыни и он сам, и все последователи его, соблазнившиеся непомерным превозношением, отринуты были Божественным судом. Чтобы исправить последствия их падения, Господь поселил в раю людей; и ангелы, ожидая от людей восстановления своего числа, приняли их с великой радостью и многой любовью. Но после грехопадения Адама, первого человека, настолько возросла вражда и раздоры, что почти что усох корень первоначальной любви. И уже ангелы не считали нас общниками своими, ибо они служили Богу без какого-либо греха. Всякий раз, являясь людям, они позволяли, чтобы люди поклонялись им, словно подчиненное творение. Вследствие этого Христос, Бог прежде времен, стал Человеком во времени ради нашего искупления и, приняв образ раба, примирил небо и землю, ангелов и людей. После Его Воплощения ангел запретил, чтобы человек поклонялся ему, говоря: "Смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим" [Откр 19, 10]. Это и есть тот день, когда пременяются законы естества: Дева зачала, Дева родила, и "Слово стало плотию" [Ин 1, 14]. Ибо

282

 

 


Тот, Кого не вмещает безмерность неба, помещается в тесноте яслей. Сегодня ангелы пастырям явились и наставили их о Рождестве Господнем, и ободрили, чтобы те не боялись, и возвестили им радость великую, и впервые возгласили "Слава в вышних Богу" [Лк 2, 8-14]. Именно потому сперва им возвестили они Рождество Христово, что пастыри прежде прочих достойны были узреть горняя, ибо известно им, как с заботою предводительствовать стадами верных. Итак, возрадуемся сегодня, братия возлюбленные. (Аминь).

Слово на праздник восьмого дня по Рождестве Господнем В этот день, возлюбленные, мы, как вы знаете, всегда празднуем январские календы. Но не подобает нам умалчивать, что некоторые лже-христиане нарушают торжество сего дня кощунственным смешением, ибо, очевидно, что они посещают Божественную службу в Церкви, и не отказываются дома от исполнения различных колдовских обрядов. Да еще не страшатся соблюдать обычаи, связанные с Янусом, и языческие обряды: они настолько гонят от себя милость дарованной любви, что не позволяют никому в этот день входить в их дом, если он не будет нагружен приношениями, отказывают в гостеприимстве, и от себя ни крошки подать, ни помощь никому оказать не желают. О, род неверный и заблуждающийся! Лучше бы тебе было в доме твоем принять Христа, как гостя или бедняков, чем крестьян, притесняемых от тебя и от близких твоих и наученных притаскивать на себе угощенье после своей трапезы или корзины с вином. Именно о том и Господь говорит: "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" [Мф 25, 40]. И снова: "Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть; тогда все будет у вас чисто" [Лк 11,41]. Сходным образом еще и в мартовские календы люди обыкновенно безумствуют во многих заблуждениях такого рода; диавол все еще возделывает свое поле в это время более, чем в иные дни года. Мы постараемся объяснить вам, откуда, как полагаем, это возникло. Ибо Марс и Янус были люди дурные и бессмысленные, из них один был человекоубийца и прелюбодей, другой же легкомыслен и неразумен настолько, что даже сам себя сжег. После их гибели им по обычаю язычников были поставлены статуи, в которых по причине безмерного количества их преступлений захотелось поселиться демонам; а чтобы легче было обманывать людей, захотели называться именами прорицателей, и так они похвалялись, что и живы, и что являются богами; утверждали, что должно посвятить им начала двух месяцев; повелели эти месяцы называть своими именами, а именно, Март и Январь - от Марса и Януса; научили, как справлять каждому из них торжества именно в календы и какое почитание им оказывать. Это заблуждение, часто повторяясь, распространилось настолько, что почти что все, впавшие в соблазн, эти праздники соблюдают. И полагаю, потому оно не искоренено, что и поныне крепко среди крестьян. Нам известно, что названия месяцев и знаков зодиака остаются и сейчас такими же, как они были придуманы древним воображением языческим, - такие, как, например, Овен, Телец и

284

погоды. Такой закон изначально положил им Создатель всяческих, и они не могут сверх того ни помогать, ни вредить: хотя есть звездочеты, которые учат, что светила управляют рождениями, властвуют над браками, помогают в строительстве. Однако то, что расположение звезд соединяют с Рождеством, достаточно опровергается в проповедях на Богоявление2. Скажем, однако, по поводу браков: мы, несомненно, знаем, что нередко многие мужчины или женщины оказываются бесплодными, и есть возможность добиться рождения наследников, если соблюдать какие-то временные указания или знаки, или же (...) если взять другую жену. Что же касается строительства зданий, то мы можем сделать верный вывод хотя бы из недавнего пожара в Павии. Ибо был ли еще какой город в этом государстве, который сиял бы, как вы видели, более прекрасными строениями? Ни по какому расчету светил, сделанному древними или нынешними звездочетами, нельзя было заключить, что в этом городе не могло бы процветать зодчество, однако в один день, словно в день Божия суда, все было поглощено огнем. Значит те, кто утверждает, что зачатие ребенка зависит от тщательного соблюдения каких-либо сочетаний светил, и, наоборот, если ими пренебречь, то можно обмануться в своих надеждах; также и то, что дома, выстроенные при восходе одних созвездий, уязвимы огнем, а при восходе других остаются невредимыми; или кто стремится преуспеть в своих делах, основываясь прежде всего на сочетании звезд, - все они, если кто-либо верит в такое, заблуждаются, что доказывают приведенные выше примеры. Но враг рода человеческого, зная различные наши немощи, силится одолеть нас различными кознями: ибо так же, как людям сильным он подбрасывает возможность грабить, ловким - обманывать, сладострастным -любодействовать, физически крепким - превозноситься, так и глупцов, и невежд он ввергает в бесчувствие неверия, разбрызгивает яд суеверий, отстаивает старые привычки язычества, укрепляет бездушие. И хотя люди даже каются в совершенных грехах, но все же, сраженные стрелами, падают. Следовательно, должно строго спрашивать с таких людей, если они хоть раз допели до конца Символ Веры, к тому ли стремятся и о том помышляют; а если они отвергают, да удалятся из нашего сообщества, пока не исправятся. Если же они заявляют, что так из суеверия поступают часто, но при этом претендуют на то, что и на словах, и сердцем в Бога веруют, то, думаю, их поступки противоречат воле Его. Ибо о таких говорит Господь через пророка: "...этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня" [Ис 29, 13]. Лишь Тот Всемогущ, Кто может все; о чем и псалмопевец: "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах" [Пс 135, 6]. И апостол Павел: "ибо кто противостанет воле Его?" [Рим 9, 19]? Итак, братия мои, ясно видно, что все подобные обычаи лишь во вред для своих приверженцев. И потому искорените их из ваших умов, как если бы никогда вы о том и не слышали; но, по слову блаженного апостола Павла, все, что бы ни делалось, да будет всегда во имя Господне3. А кто тем пренебрежет, то пусть будут отлучены

286

от имени кафолического, ибо они, скованные путами астрологии, не заслуживают быть причисленными к числу сынов Твоих. (Аминь).

Слово на праздник Богоявления

к Сыну Царя Небесного. И с другой стороны, всякий раз, как от иудейских знатоков Пятикнижия мы узнаем что-либо, знаменующее Рождество Господне, словно пять хлебов обретаем; но когда, путем трудным и мучительным, приходим к Нему, и наслаждаемся Его присутствием, пять хлебов словно бы преломлением увеличиваются, и мы насыщаемся их сладостным вкусом. О двух же рыбках - книгах псалмов и пророков - свидетельствуют писатели, которые также, безусловно, от них вкусили, ибо некоторые речения из псалмов и пророков согласуются. Так Псалмопевец говорит: "Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары" [Пс 72, 10]. Также и Исайя: "все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа" [Ис 60, 6]. Наконец, знак святого Крещения в дарах Рождества еще и в том, что волхвы удостоились принять на себя исповедание Святой Троицы прежде, чем поклонились Господу - уже в самом своем числе и числе своих даров. Или же в том, что дарами своими они свидетельствовали о Младенце, как о Боге, Царе и Человеке смертном, поскольку благодать Крещения никакому исповедующему не должна сообщаться каким-либо иным образом; а также в том, что им было возвещено после поклонения Младенцу не возвращаться к Ироду, но другим путем отправиться в свой родной край5. Поистине, поклонение волхвов некоторым образом делает нам Крещение заранее известным. Ибо наш родной край есть рай, из которого мы были изгнаны по причине греха первого человека, и после долгое время жили, блуждая в краю Иродовом, то есть во власти дьявола. Но после того как мы кафолически исповедуем Бога, и для поклонения Ему погружаемся с головою в купель Крещения, все учение Священного Писания нас предостерегает, чтобы к Ироду мы не возвращалися. Ведь Ирод означает диавола, как ясно из толкования имени. Потому Божественные наставления и убеждают нас идти по другой дороге к нашей отчизне, чтобы мы, которые пали, отклонившись на окольные пути греха, удостоились бы по узкой тропе добродетелей взойти к Вышнему Царству. (Аминь).

Слово на утро Пасхи

"Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена" [Пс 117, 1]. Достойно и праведно есть, чтобы мы всегда хвалили Господа, как свидетельствует Псалмопевец, который говорит: "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих" [Пс 34, 1]. Ибо всегда подобают хвалы Господу устам нашим, но особенно на этом столь великом празднестве: ибо Царю, Который ад сокрушил, плененных освободил, жизнь возвратил, смерть запретил, по праву должно воспевать песнь новую, и следует громко возвещать хвалу Ему преславную. Ну же, братия возлюбленные, ныне с Пророком воспойте: "Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собраниях святых" [Пс 149,1], - и не на медных кимвалах, не в уличных песенках, не под громыхание труб, но новой песнью, то есть песнью Нового Завета, надлежит нам восхвалить Господа. Потому прибавляется: "Да торжествуют святые во

288

славе, да радуются на ложах своих" [Пс 149, 5], и "Хвалящийся хвались о Господе" [2 Кор 10, 17]. (...) (Пойте) в радости, ибо, как свидетельствует сам апостол, "И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию, пребывает вовек" [1 Ин 2, 17]; в радости, а значит, в Боге, святые возрадуются на ложах своих, то есть в своей незапятнанной совести и чистом сердце, которым удостоятся видеть Бога. Они радуются не в театрах, как актеры; не в эпиталамах и песнях, как мимы; ни в плясках и в цирке, как гистрионы или идолопоклонники, каковым- увы!- некие христиане и до сих пор во многом подражают. Ибо, что более достойно сожаления у старцев, что более отвратительно для юношей, что более пагубно для подростков, чем воспевать постыдными телодвижениями и льстивым голосом бесчестье дев и похоть блудниц, привлекая зрителей подобными уловками и соблазняя их своей испорченностью? И смогут ли те, которые до сих пор не погибли, или хранимые Божественной благодатью, или по состраданию Божию, богатству и роскоши предпочесть грязную лужу? Вот какова блудница, как описано Соломоном, - "...женщина в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее; то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы" [Притч 7, 10-12], и много тому подобного, что нет возможности здесь привести. Также Дина, дочь столь великого отца Иакова, претерпела бесчестье, когда ходила повидать местных женщин. И мы читаем и слышали, что многие еще другие горько оплакивали непоправимо потерянное, подобным образом утраченное целомудрие. А представление на сцене поистине есть похищение целомудрия. Ведь в конце концов, как мы читаем, создателями игр в цирке были известные всем демоны - Либер и Венера. Итак, да избегает всякий христианин им потворствовать - тем, греховности которых он не желает уподобиться; и прежде всего во дни нынешнего праздника, ибо мало пользы будет от того, если мы, оплакав свое падение во время четыредесятницы, вновь скатимся к тому же падению, оскверняя тем самым пасхальное торжество. А трудно будет нам этого избежать, если не приложим усилия, чтобы умом своим от всего того отвратиться, ибо, согласно Апостолу, "худые сообщества развращают добрые нравы" [1 Кор 15, 33]. Потому и Соломон говорит: "смерть входит в наши окна" [Иер 9, 21]. Окна же наши суть пять плотских чувств, через которые проникает к нам смерть души, словно чрез окна; да будем достойны, чтобы от нее избавил нас Господь наш Иисус Христос, Которого - Царство. (Аминь).

Слово на Вознесение Господне

После того как Господь и Спаситель наш, братия возлюбленные, воскрес из мертвых, Он пожелал пребывать на земле в течение сорока дней со своими учениками, чтобы изгнать из их сердец печаль тех сорока часов, в течение которых Он покоился в гробнице. Как некогда Он освободил сыновей Израильских из египетского рабства и из бездны моря Чермного, и в течение сорока лет по

10. Памятники средн. лат. лит. X-XI вв. 289

пустыне водил их, и обучил их тем временем устройству скинии, приношению жертв и соблюдению священных обрядов; и после, низложив гордые народы, ввел их в земной Иерусалим, который есть земля обетования, - так и теперь, восстав из мертвых и выведя к свету тех, кто несправедливо удерживался во мраке преисподней, Он привел Своих учеников от тумана неверия к познанию Света истинного, в течение сорока дней пребывал с ними, чтобы за это время научить их вместе и устройству Святой Церкви, и постижению Священных Писаний, и после, одолев все бесплотные силы диавольские6, вознесся к святому Небесному Иерусалиму, называющемуся также землею обетования, "которую Он обещал любящим Его" [ср. Иак 1,12]; как сказал Псалмопевец: "Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых" [Пс 27, 13]. Итак, эти сорок дней безусловно указуют на те сорок лет, и мы, прибегнув к такому уподоблению, можем дать им истолкование. Господь, совершив на земле Таинства, в этот день вознесся на глазах у многих свидетелей, которые не просто это видели, но, более того, тому радовались; вознесся на небеса Победителем, как написано: "Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном" [Пс 46, 6], "При восклицаниях", ибо столь великая радость в сердце рождается, какую словами не выразить. От того так и сказано, что сердца апостолов, видящих великое чудо, исполнились радости несказанной, ибо видели, что наш Искупитель, в Которого они истинно поверили как в Воскресшего из мертвых, восходит туда плотию. Потому они не сомневались, что им может быть даровано все, что Он обещал; не сомневались, что за Ним и они, как Он обещал, последуют к бессмертной и небесной славе, какой, - чему они и радовались, - Он уже достиг. Также и Духа Святого ожидали они с тем большим упованием, сколь вернее исполнялось, как они видели, все остальное, что Он предсказал. Справедливо добавлено "при звуке трубном", ибо под тем мы понимаем гром гласа ангельского, словно трубы громогласной, когда сказано было ангелами: "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" [Деян 1, 11]. Потому так именно было возвещено, чтобы не осталось у апостолов какой-либо скорби, когда они увидели, что Господь отнят у них в телесном присутствии, либо чтобы не сомневались, что идет на небо Тот, Кому, как они видели, служат ангелы. Итак, братия возлюбленные, поскольку мы, избавленные уже из Египетского рабства, перешли Чермное море, и, в смерти с Господом прежде сопогребенные, воскресли (ибо это символизирует благодать Крещения), ныне усердно помолимся; помолимся, чтобы, пока мы пребываем в этой пустыне жизни смертной, Он по заповедям Евангелия и Декалога7, что означают сорок лет или сорок дней, изволил бы наставить нас к тому, чтобы, истребив пороки, мы удостоились в радости достигнуть Небесного Иерусалима. И таким образом, при помощи святых апостолов, постараемся прославить грядущий праздник Воскресения Господня, чтобы и мы могли ожидать даров Духа, которые апостолы приняли, как написано: "восшед на высоту, Господь пленил плен и дал дары человекам" [Еф 4, 8]. Ведь "плен пленил" означает,

290

что, окончательно победив смерть, Господь вывел из мрака адова добычу его и с торжеством возвел на небеса. А "дал дары человекам", - когда Святого Духа передал апостолам; и не только апостолам, но еще и прочим праведникам. И подобает нам молить о таких дарах с наивысшим благоговением, чтобы мы были бы достойны их получить, а полученное навсегда сохранить. И то, что мы упустили в прошлом и не исполнили, то хотя бы в этой декаде давайте соблюдать: смоем скверну с сердца неправого, отвергнем всякое зло, и так проведем дни этого праздника, чтобы радостно встретить Пятидесятницу. Ибо если Святой Дух найдет нас очистившимися, без сомнения, Он приготовит в нас Себе обиталище; в чем порукой пусть будет нам Тот, Чье есть Царство и Владычество. (Аминь).

Слово на кончину блаженнейшего Евсевия, епископа Верчеллъского* Должно нам, братия возлюбленные, для простого народа кое-что рассказывать о святых праздниках в течение года, чтобы все смогли узнать из наших бесед о том событии, празднование которого у нас в обычае. Но в этот день праздничный мы не можем сделать для них ничего более уместного, чем если кратко изложим деяния покровителя нашего местного. Так вот, блаженнейший Евсевий, память которого сегодня торжественно мы отмечаем, родился в провинции Сардиния, как мы знаем; однако в Риме получил он крещения благодать, сам высший понтифик его восприемником от святой купели захотел стать, и крещенный удостоился его имя принять. Это имя указывало на благодать справедливо - ибо с самого детства жил он благочестиво; ведь Евсевий "благочестивый" означает, как греческие толмачи разъясняют. Но тот, кто блаженным папой Евсевием9 был заново рожден, в сан епископа его преемником Юлием10 был возведен. В то время в Италии большой город Верчелли был тем самым городом, где еретики засели. Вот этот город и был назначен Евсевию, превзошедшему всех словом, делом и верою. Сборище же арианское, злобствуя, тем сильнее его презирало, что видело в нем защитника веры истинной, и потому знать его не желало. Ведь дерзнувшие Искупителя хулить и пастыря Его не могли любить. В Блаженной Богородицы храме, который возвел блаженной памяти Константин от основания, еретики затворились, засовами и запорами укрепились, заперев двери изнутри, чтоб хотя бы так не позволить пастырю войти. А славный пастырь, который прямо и открыто проповедовать Святую Троицу пришел, знамением крестным все запоры сокрушил; и свидетельствовать, что Бог Сын Отцу Богу равен, не устрашившийся, войти удостоился в двери храма Матери Его, сами собою растворившиеся. Отступили ариане, великим ужасом пораженные, и к жестокому императору поспешили, смущенные. Император же Констанций11, который тогда был правитель, губительным образом вел себя как веры кафолической исказитель, и поскольку было им известно, что с ними согласным будет еретика мнение, то на кафолика они без препятствий возвели обвинение. Тотчас же всех епископов на собор в Медиолан12 Констанций созывает коварно,

ю* 297

чтоб сгубить там веру святую тайно. На тот собор блаженный Евсевий пойти не пожелал, однако, что там происходить должно было, прекрасно понимал. Грамоту еретическую, составленную по искаженной своей вере, император восхвалял, где Сына во всем меньшим Отца провозглашал. Против этого кафолики поначалу, как казалось, воевали, но в конце концов устрашенные, все, кто был на соборе, мнение такое подписали. Блаженный Евсевий, о том услыхавши и из глубины сердца восстенавши, не смог уже удержаться, чтобы не отправиться на упомянутый собор за веру сражаться. Святое Евангелие ему было порукою, и взяв Святые книги, он поспешил на реку Сиккиду широкую, -к переправе привычной, но тут случилось нечто необычное: лодка, на которой переправлялись, на другом берегу стояла, а когда Евсевий ее позвал, она пустая, без человека, сама к берегу, где он был, пристала, Евсевия подхватила, по быстрым волнам его понесла и на другой берег перевезла. Затем он главного города достиг и там плач великий вместе с кафоликами воздвиг. Утерев же слезы, высказал мудрое решение и братиям всем, если будут ходить по его стопам, дал грехов отпущение. Император, приняв его, изобразил великое смирение и скрыл свое нечестие, чтобы к кощунству склонить таковым образом его благочестие, говоря: "Подпиши, брат, что и мы подписали; подтверди ты, что мы все уже давно подтвердили". Но мудрый отец сделать это погнушался, ибо поставить свое имя под их грамотой, всеми ранее одобренной, отказался; он громко потребовал этот постановление уничтожить, а другое создать, под которым он уже мог бы свое имя написать. Так Евсевий, которого тиран желал хитростью подчинить заблуждению, смог предать тирана посмеянию, по Божьему велению. Без промедления первое постановление сожигается, и другое, с ним схожее приготовляется; и оно таким образом было сочинено, как если бы было одним блаженным Евсевием составлено. На это кафолики согласие дали; все единодушно за ним подписали. Веры этой обещали стойко держаться, и даже под угрозой смерти от нее не отклоняться. Император Констанций, видя, что не может их стойкость поколебать, стал на блаженного Евсевия в бешенстве своем нападать. Тогда он обрек мужа Божия на всяческие страдания, сверх того, наконец, повелел, чтобы тот надолго отправился в изгнание13: и темницу и оковы жестокие он тогда узнал, от голода и жажды долгое время страдал; но там же был Евсевий отмечен чудесами и знамениями и не раз был подкреплен ангельскими утешениями. И в такой беде добрый пастырь о своем стаде не забывал, в посланиях из дальних стран непрестанно о них вспоминал и оставаться твердыми в вере кафолической неотступно увещевал. Но теперь уже совсем отступали кафолики, ибо долго их теснили еретики. Наконец Господь сострадающий лишил жизни нечестивого властителя и возвратил блаженного Евсевия в родные обители14. В этом пути Господь послал ему видение, в котором святой муж узнал своей души с телом разлучение. В сем видении ему казалось, что он на горной вершине стоял, и что ввысь к некому дворцу прекрасному, ярче солнца сиявшему, на крыльях взлетал. Тотчас же понял Евсевий, что после нынешнего во временной жизни прозябания по заслугам жития своего получит он вечной славы воздаяние. Тем временем, вернувшись в Верчелли, он был

292

 

 


1 Регион Пьемонт на севере Италии.

2 Скорее всего, подразумевается одна из проповедей Блаж. Августина.

3 Ср. Кол 3, 17 - "все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса
Христа".

4 Имеются в виду два евангельских чуда: Ин 2, 1-11 и Мф 14, 15-21.

5 См. Мф2, 12.

6 Буквально: "силы воздушные" или "власти воздушные" - см. примеч. 20, стр. 105 к "Гомилии
о святом Лебуине" Радбода Утрехтского.

7 То есть в согласовании Ветхого и Нового Заветов.

8 Св. Евсевий Верчелльский (ок. 283-371). Память 2 августа.

9 Евсевий - папа Римский с апреля по август 309 г.

10 Папа Юлий I (на Римском престоле 337-352) поставил св. Евсевия во епископа 15 декабря
340 г.

11 Констанций Я- римский император в 337-361 гг.

12 В 355 г. - имел характер вероотступничества и политического скандала - где под грубым
нажимом императора Констанция II заочно был осужден Афанасий Александрийский,
поборник Никео-Цареградского Символа веры. Отказавшиеся подписать решения собора,
в их числе и Евсевий Верчелльский, были сосланы на Восток. После смерти Констанция
Евсевий был возвращен на свою кафедру и участвовал в Александрийском соборе (362 г.),
принявшем покаяние арианских епископов.

13 Св. Евсевий был отправлен в ссылку, сначала в Скифополис в Сирии, затем в Каппадокию,
позже в Фиваиду в Египте.

14 В 363 г.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова