Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
X - XI века
К оглавлению
354
Гумпольд Мантуанский
О Гумпольде Мантуанском известно крайне мало - лишь его имя и время, да и то приблизительно (966-981?), когда он занимал Мантуанскую кафедру. Годом его смерти называют 985 г., возможно, потому, что в этом году Мантуанскую кафедру уже занимал его преемник. Поскольку, как сам Гумпольд пишет в прологе к житию, он приступил к работе по поручению императора Оттона II, можно предположить, что, с одной стороны, он был связан с придворными кругами, с другой, имел какое-то отношение к Регенсбургской диоцезе, в которую входила и Богемия. Скорее всего, Гумпольд был клириком этой диоцезы до того, как получил епископство в Мантуе. Кроме того, Оттон II был дружен с Болеславом II Благочестивым, герцогом Богемским (967/972-999), внучатым племянником св. Венцеслава, поэтому логично предположить, что идея канонизации родственника Болеслава и написания его жития возникла не без участия правителя Богемии. Поскольку церковный праздник св. Венцеслава (св. Вацлава Чешского) был установлен в 985 г., вероятнее всего, что Гумпольд, уже будучи в весьма преклонных годах, составил его житие специально к установлению его официального почитания.
СIX в. Богемия находилась в юрисдикции Регенсбургской диоцезы, епископы которой заботились об обращении славян в христианство. К 70-м годам X в. христианство настолько распространилось и упрочилось в Богемии, что можно было говорить о создании собственной диоцезы. Немалую роль в распространении новой веры сыграл герцог Болеслав Жестокий (младший брат и убийца св. Венцеслава - правил в 935/36-972 гг.), который даже отправил свою дочь, монахиню Младу, в Рим с тем, чтобы она испросила у папы разрешения на основание самостоятельной епископской кафедры. В 973 г. была основана новая диоцеза с центром в Праге. Канонизация святого, принадлежавшего к правящей династии, не только укрепила ее политическое положение, но и открыла возможность признавать и других местных святых.
Жизнеописание и мученичество св. Венцеслава было весьма популярно, о чем свидетельствует немало количество рукописей и изображений со сценами из жития, и ходило во многих версиях. Наряду с именем св. Алексия, Человека Божия1, имя св. Венцеслава (св. Вацлава Чешского) попало во все календари христианского мира. С его именем было связано много легенд, одна из которых легла в основу английской рождественской песни о "Добром короле Венцеславе". В песне говорится, что добрый король Венцеслав, сопровождаемый своим слугой, отправляется холодным зимним вечером (в день св. первомученика Стефана, 26 декабря) посетить некого бедняка; мороз становится все сильнее, ночь все темнее, и слуга чувствует, что начинает замерзать и вот-вот упадет без чувств в снег; тогда король велит ему идти след в след с ним, и слуга чудесным образом перестает мерзнуть. Сюжет этой песни отсутствует в житийном варианте, однако в народной памяти сохранились воспоминания как о доброте и милосердии святого, так и о его слуге, ко-
12* 355
торый, по другой, житийной, версии, претерпел мученическую смерть за верность своему господину. "Житие", составленное Мантуанским епископом, скорее всего, было первой литературной обработкой легендарного предания и легло в основу всех последующих вариантов описания жизни св. Вацлава. Очень рано культ св. Венцеслава (рус. Вячеслав) получает известность в Киевской Руси. Канон этому святому помещен в сентябрьской служебной минее 1095-1096 г. Имя св. Вячеслава Чешского носили несколько русских князей, например, сын Ярослава Мудрого, родившийся в 1036 г., а также один из сыновей Владимира Мономаха. Славянский текст жития, особенно раннее "Убиение Вячеслава" (возникшее в 930-х годах), оказал немалое влияние на тексты, повествующие о мученической смерти свв. Бориса и Глеба. Не позднее XIII в. на Руси были составлены краткие жития свв. Вячеслава и Людмилы Чешских, вошедшие в состав Пролога. Особая редакция "Убиения" (так называемая, Минейная - ок. первой трети XVI в.), широко известна в русской рукописной традиции XVI-XVII вв.
Перевод сделан по изд.: PL 135, 923-942.
Житие св. Венцеслава, герцога Богемского
Начинается пролог Гумпольда, епископа Мантуанского Многообразные роды ученых занятий всякому человеку дают возможность развивать свои врожденные способности, среди которых этот род2, поскольку опирается на разум, превосходит все прочие внутренней силой воображения, - благодаря природе, или еще и усердию; и он также позволяет с радостью познавать вещи, даже подвластные лишь чувственным ощущениям, и приспосабливать их к желаниям человека, чтобы с приятностью ими воспользоваться. Так один, поскольку он благоразумен, презрев театральное представление тленного мира, устремлен к вышнему, а другой, воспылав стремлением к вещам суетным и преходящим, жаждет высоких наград и почестей. Одного юный возраст нередко соблазняет переступать границу дозволенного, а другого, прожившего долгую жизнь, хладная старость приучает к суровым и спасительным нравам. Этот снискивает желанную хвалу и славу смелостью и военным умением, тот освобождается от праздности и проявляет природную тонкость ума, прикладывая свои усилия к различным видам искусства. Некоторые же, исследуя глубины наук и благодаря дивным красотам красноречия предаваясь досугу, достойному свободного человека, погружаются в размышления о том, в каком порядке ходят движимые светила или как располагаются недвижимые; каков или какой протяженности ход земного круга и как неким, словно бы невидимым расчетом, при помощи математических формул, достигается точность этих вычислений; либо как выражаются через число количество и плотность[материи]; либо в каком соотношении созвучий рождается песня; либо со всем старанием и научной точностью
356
пытаются понять, каким образом в споре обсуждение разных мнений приближается к различению правды и лжи в их сложном и глубоком смешении. Другие же увлечены стихотворством и, предаваясь поэтическим забавам, тратят свои высокие дарования на болтовню о разном вздоре. Однако по легкомыслию и пагубному небрежению своему, увеселяясь разными баснями, они не стыдятся утаивать истинную славу достопамятных деяний святых Божиих, которая по благоволению небесному столько раз являлась людским взорам. И если высокие философские вопросы отвлекают таких мудрецов от простых сочинений, излагающих по порядку события, то не удивительно, что многие из них, с большим увлечением изучающие творения языческих авторов, поставили на второе место не только то, что должно быть известно всем для прославления Бога в деяниях святых и сообщено будущим поколениям в записанных свидетельствах, но они также совсем отбросили, словно бесполезное, все Божественное, то, что дарует наибольшую радость благочестивому уму, ибо это, как им кажется, лишено сложности и совершенно понятно.
Наконец, хотя в этом случае, как многие полагают, бегло описываются дела человеческие, а тонкость ума возвышенных риторов должна быть направлена к предметам более высоким, тем не менее мы, будучи весьма далеки от учености и красноречия людей мудрых, взялись составить небольшое собрание заметок, даже если изложение их не лишено будет ошибок, по священному желанию победоносного императора августа Оттона второго3. Несмотря на нашу простоту и неумелость, на нас была им возложена обязанность сделать известным имя достопамятного мужа и поведать о его выдающихся делах, что и будет ниже изложено. Пусть же сам предмет окажется важнее последующего повествования, которое настолько умалено недостатками пишущего, насколько ярко украшено высоким достоинством святого, указавшего священной властью причину наших трудов.
Оканчивается пролог
1. После того, как решительная и достойная твердость последователей веры кафолической в защиту тайны нераздельной Троицы выкорчевало тернистые ростки гибельной ереси, свыше полились животворные лучи истинного учения и, распространяясь по всему миру, разогнали мрачный туман заблуждения, осветив повсюду, по воле Божией, своим сиянием разные земли. Но поскольку при возрастании спасительной веры, в чем начало ее законной силы было заложено прежде всего членами Церкви, благодаря распространявшемуся все шире блеску учености богословов прошлых времен в изучении и толковании спасительного Писания, нам со всей очевидностью понятно, что написанное в книгах и, несомненно, непреложно сказанное для будущих поколений верных остается незыблимо. Однако несмотря на то что многие народы после различных уклонений и долгого блуждания по окольным тропам были выведены, наконец, святым Провидением на прямую и верную дорогу, еще не все в мире племена, хотя все были изначально к тому пре-
358
допределены, равно обрели дар этой благодати. Но по управлению небесного Величия, при том, что поражение диавола становилось все очевиднее, благодать Божиия распространялась все успешнее и все шире, достигая самых дальних краев земли. Один из таких краев, который населяли славяне, следует нам обозреть, описав просто и без прикрас. Северная сторона, которая сурова была более других земель, а также позже других приняла веру, открыта нашим устремлениям; так согласием и любовью Самого Духа Святого была земля эта удостоена, хотя и поздним, однако блаженным обращением, принять исповедание христианской веры.
2. Имя той земли было, как ее называли сами жители, Богемия4; во времена блаженной памяти преславнейшего короля Генриха5 ею управлял Зпуйтиг-нев6, наиболее знатный из местных уроженцев и к тому же влиятельный. Находясь под владычеством короля, он был верховным правителем этого края, когда же он проникся сладостным стремлением к почитанию Бога, то пожелал возродиться посредством таинства святой купели, очистился крещением и, горя новыми устремлениями, выстроил дома Божий для достойного почитания преблаженнейшей Богородицы Марии и святого князя апостолов, и в дальнейшем не проходило года, чтобы, по воле Божией, не воссияли там бесчисленные чудеса.
3. Между тем, когда, подчинившись природному закону, окончились дни его достохвальной жизни, ставшей примером славных деяний, верховную власть принял его младший брат, Вратислав7, избранный по общему согласию. Следуя вере брата и исповедуя истинную веру христианскую, он воздвиг Богу базилику в честь победоносного атлета Божия мученика Георгия. Когда же прошло много времени и Вратислав, по естеству человеческому скончался, он оставил наследником своего потомка, хвалы которому усиливали среди людей великое восхищение им, старшего из других сыновей, как рождением, так и по делам своим большего, возлюбленного Богом Венцеслава, который еще более пылко стремился к горнему.
4. Отец его еще был жив, когда Венцеслав, отрок высокородный и от природы способный, достигнув возраста цветущей юности, пожелал, чтобы его обучали разным наукам, о чем часто и настойчиво просил отца; и после переезда в город Бунсза8 он там был определен в учение. Таким образом одаренный свыше острым умом, он быстро все схватывал, и после недолгих занятий изучил Псалтырь и другие многие книги Божественные9, накрепко запечатлев все в глубинах своей памяти. Тем временем отец его, как уже было сказано, пошел путем всея плоти, и Венцеслав, сам еще юноша, но подающий в делах своих пример, достойный мудрости старцев, блистая под светлейшей властью короля Отгона, был по общему желанию племен избран преемником отцовской власти и, несмотря на его решительные возражения, был возведен на княжеский престол.
5. Поскольку тогда, когда юный властителя принял земную власть, при всей тяготе и разнообразии его обязанностей лучшие свойства души у него лишь воз-
359
растали, то не следует удивляться, что на первое место перед всем прочим он ставил обеты небесные, не забывая о них в благочестии ума; ибо, хотя он обязался печься об общественной пользе подданных своих, предавался
воздвигнутые во многих местах его королевства, и после не позволял заново их отстраивать. Преумножая все более и украшая с каждым днем высоту благих дел своих, уже для всех очевидных, он был всегда готов принять к себе клириков, приезжающих из всех областей земли, и с милосердной щедростью оказывать им благодеяния; и, служа ближнему, в согласии с Божественной любовью, которую имел всегда пред очами своими, обходился с заботой и благожелательством с теми, кто с особой радостью пользовался его гостеприимством. В частых беседах с клириками и рассуждениях о делах божественных, научался он многому, что воспринимал он чистым умом своим, и все более совершенствовался прежде всего в постижении Священных книг. Ведь (что еще раньше в нем замечали его наставники) все усвоенное он сам претворял в дела: так, сострадая бедственному положению каждого, он с любовью и утешением посещал больных и расслабленных, и даже нередко положенным обрядом хоронил казненных, поскольку менее благочестивые сограждане его не заботились об их погребении. Но народы, которые находились под управлением Венцеслава, склонны были к старому закону и древним обычаям и не тверды в еще неустоявшемся вероучении. Иногда юноша блаженных дарований видел самых знатных людей в нечестивых капищах, посвященных демонам, среди языческих алтарей и беснующейся толпы, которые в течение года нередко туда приходили для жертвоприношения чужим богам. Но сколь часто его ни приглашали для совместного поедания жертвенной пищи, он, желая прежде всего пира Небесного, не только отвергал недозволенные яства, но даже, сколь мог, всеми способами избегал нечестивого общества таких сотрапезников, пребывающих в скверне демонской. Однако, немало беспокоясь о них, впавших в гибельное заблуждение, он, часто обращаясь к Писанию, помнил то, что предписано в словах апостола: "Носите бремена друг друга" [Гал 6, 2]; и потому в ласковых беседах постоянно убеждал некоторых из них, кто был более склонен идти по истинному пути к вышнему благу, отринуть идолов, образами которых они обманывались, и направить умы и обеты свои к сущности истинного и неизменного Божества, не умаляющегося и не возрастающего, всегда пребывающего, получая за то несчетные блага Высшего Милосердия. Других же, менее способных воспринимать его спасительные наставления, кто был более черств сердцем и более ленив умом, чтобы приблизиться к постижению истины, он, по увещанию апостольскому, в благоприятный момент наставлял в вере, а в неблагоприятный - выслушивал их ругань, но в обоих случаях получая награду за свои усилия. С огромным желанием стремился он всех, кого можно, убеждением либо принуждением, звать в свой дом к своей изобильной трапезе, тратя на то все свои средства, и после того, как все утоляли голод, предоставлял им насыщаться вечными радостями (в благочестивой беседе).
8. Помимо своих дивных деяний во время постов, исполненных дел милосердия, Венцеслав свой скромный образ жизни делал, как правило, еще более суровым, стремясь еще больше украсить свою всегда почтенную и благочес-
367
тивую жизнь, добавляя к поступкам глубокое и ясное понимание Божественного слова, ибо, как мы читаем, служение послушания Бог одобряет более, чем благочестивые жертвы. Поскольку, по установленному строгому закону в течение года один пост сменяет другой, то святой юноша, хотя мирские дела управления нередко тому препятствовали, достойным образом проводил эти дни, насколько мог, благочестиво: в неустанных молитвенных трудах и в распределении щедрой милостыни между бедными. Ночами же он пребывал в радостном бездремотном бдении: в ночной тишине около полуночи тайно, презрев покровы блистательного ложа, он поднимался с постели, тихо будил мальчика-постельничего, и, захватив небольшой молитвенник, потертый от частого употребления, незаметно для стражи уходил из дворца, босиком, в сопровождении лишь одного слуги и отправлялся бродить по крутым вершинам холмов и опасным лощинам, по каменистым тропам или по твердому щебню проселочных дорог, распевая непрерывно псалмы и молитвы, разыскивая и осматривая отдельно стоящие церкви. Так угнетая свою плоть, он страдал настолько, что нежные ступни его были изрезаны, и льющаяся кровь там и сям отличала его следы. Вернувшись же домой, скрывая таившееся в глубине его души, он снова облачался в княжеские одежды, и восседал на троне, но в это время целомудренная плоть под этими одеждами терзалась колким волосом власяницы.
Когда же приближалось время жатвы, в ночной тишине на маленьком поле он небольшим серпом срезал пучки пшеницы и, возложив тяжелый сноп себе на плечи, уносил его и прятал дома в углу. Обмолотив там же и перетерев между камнями пшеницу, тщательно просеяв и очистив ее собственными святыми руками от полевого сора, сбрызгивал затем ее ключевой водой, которую он сам при помощи одного лишь мальчика-слуги кувшином зачерпывал и освящал именем Троицы Истинной. Затем из комка, получившегося из той горсти муки, он собственным трудом вылеплял жертвенные хлебцы, чтобы их испечь и вручить священнослужителям. Но даже так Венцеслав сам перед собой не признавал, что делает достаточно для торжества миссы. Он с радостью выполнял послушание, о котором по внушению свыше он уже знал, что оно достойно хвалы большей, чем жертва. Когда сменялось время года и наступал сбор винограда, Венцеслав, послушный зову необычайного усердия своего в вере, ночью перелезал тайком через ограду виноградников вместе с верным слугой, наполнял тяжелыми виноградными гроздьями корзинки, висящие у них за спиною, и уносил в отдаленную комнатку дворца, в которую приходил специально, ради скрытой там своей славной добычи. Тогда, заперев накрепко двери этого небольшого покоя, Венцеслав в специальном сосуде растирал пестиком виноград своего невеликого урожая и, выжав свежий сок из сусла, приготовлял чистое вино, тщательно процеживая его чрез холщовый мешочек своими собственными руками непорочными, затем наливал в кувшин и снова прятал в тайное место, о чем знал лишь один его слуга. В удобный момент это вино вместе с литургическими хлебами, которые он
362
сам заранее выпек для торжества миссы, он раздавал среди клириков своей земли для причащения дивным Божественным тайнам. О нерасторжимые узы незыблемой веры, связавшие чистое сердце! О благочестивые дела преданного последователя послушания! О удивительное смирение властителя, не стыдящегося брать на себя служение рабов по внушению Божественной любви! Тот, кто высоким созерцанием ума настолько чтил небесное, досточтимое и спасительное приношение Тела и Крови, постигая тайну сию сокровенным зрением сердца, и столь возлюбил его в послушании своем, что не только лишь постоянством веры служил приношению Жертвы Небесной, очищающей греховную скверну, но и сам внешним обликом и поведением уподобился чистейшему Источнику, трудясь в поле, словно последний раб, и благодаря благочестивой щедрости по отношению к священнослужителям.
9. Мы полагаем, что было бы полезно не скрывать благое намерение лю
бящих истину, ибо, по вполне достоверным словам некоторых людей, ученый
юноша уже не раз свыше получал надежные знаки относительно будущих
дел человеческих и, как мы узнали, предзнаменовал не раз новые и ужасные
несчастья для веры своих близких. Пусть смиреннейшая преданность пишу
щего эти строки о том не умолчит, но упомянет славный и удивительный дар,
воздавая хвалу столь многочисленным чудесам. Ибо однажды в полуночный
час ему свыше было явлено видение: он оказался каким-то образом в палатах
одного пресвитера, Павла10; это здание, украшенное красивыми и широкими
переходами и портиками, пред светлейшим взором святого и исполненного
Божественной благодати Венцеслава представилось в виде пустого здания с
голыми, ничем не украшенными стенами, и лишенного каких-либо признаков
человеческого обитания. Конечно, он сразу же пробудился от тяжелого сна,
и то зрелище, что увидел он сердцем своим, побудило его встать и бодрство
вать; тогда он сообщил, мудро рассуждая, некоторым людям о том, что ему
было явлено. Он тотчас же предположил, что видел истинно то, что совер
шится в будущем, и обратился с пророческой речью к тем, кого созвал, рас
сказывая приблизительно так:
10. "Милые друзья, и вы, близкие слуги, когда я покоился на своем ложе, в ночной тиши подняло меня грозное и величественное видение; ибо я видел крытую галерею пресвитера Павла совершенно лишенной всего своего величия и пышности, присущей зданиям, и покинутой людьми. Такое зрелище повергло меня в печаль, и испугался я, и глубоко обеспокоился за верных Господу. Однако, уповаю на великую благость Судии всех, ибо обещано, что верующий все может; и чтобы изложить вам истинный смысл этого сна, так как беда эта уже приближается, я приступаю к его истолкованию и объяснению".
11. "Ибо разрушение домов, которое мне было показано, предсказывает блаженную кончину моей бабки, святой и досточтимой госпожи Людмилы11; а произойдет это по безумному сговору, конечно же, моей матери, язычницы как по рождению, так и по скверным своим делам, вместе с несколькими слу-
363
гами, также готовыми на преступление; и вскорости поразит ее тайно оружие нечестивцев, и она претерпит жестокое страдание плоти за христианское имя и исповедание веры. А видение огромной безлюдной галереи предуготовляет клиру, окруженному нашей защитой, изгнание из государства и незаслуженную потерю всего состояния. В самом деле, моя родительница, достойная недоброй памяти, замышляет жестоко изгнать из государства клириков различных чинов, лишив их мирского имущества, ибо они не отказываются разделять мой образ мыслей; гложет ее зависть и ненависть к животворящему учению, которое я, несмотря ни на что, не перестаю исповедовать, всем сердцем любить и впредь в любом другом месте буду следовать ему неотступно".
12. Тот, кто понимает, что есть истина, не смущается нимало при таком предвидении и проницательном предсказании; как только появились признаки, подтверждающие толкование его видения - и об умерщвлении упомянутой госпожи и о долгом скитании клира по областям, сопредельным подчиненной ему земле, и более того, о его кротчайшем милосердии, а после его скорой смерти об их жестоком изгнании, - все вскоре, как известно, исполнилось именно в таком порядке. Конечно, когда прозорливость чистого юноши, отмеченная благодатью Духа, со всей ясностью таким образом проявила, что было глубоко скрыто в глубине его души, тогда не одобряющие веру его родители, были потрясены настолько, что немедленно втайне велели своим приближенным, кто сочувствовал их замыслам, чтобы те попытались наивернейшего приверженца Христова, ради государственной пользы, о которой он должен заботиться, хоть как то отвратить от его намерения еще более ревностно следовать небесному служению. Он же пребывал тверд под надежной защитой Небесного всеоружия и хотя, как казалось, чистый слух свой пред влиятельными людьми королевства склонял к бессмысленным поучениям своей родни, словно бы соглашаясь, но внутренним помышлением сердца был совершенно чужд их наставлениям и поступал совсем иначе. Ибо он лишь делал вид, будто бы уступает им из страха, свойственного людям, и значительно реже обычного посещал при стечении народа храмы Божий, однако дивная неизменность его поведения с очевидностью открывала то, что возлюбил он в глубине души. Ведь он, отложив попечение о мирском, двенадцать раз в день или более того прочитывал череду молитв и божественных молений, которые держал при себе записанными в маленькую книжечку, сохраняя ее в тайне, и с чистым усердием восхвалял Христа, несмотря на то что мог найти место для молитвы лишь в потаенном покое или тишине собственной опочивальни в неизменной веренице ночей и дней.
13. Тем временем прошел столь счастливый возраст юношества, и крепкий духом герцог достигнув полного возмужания, все более твердо отвергал пустые советы своих преследователей и сторонился их невежественного заблуждения и незнания истины. Однажды, когда во дворце собрались на совет воины и придворные, он обратился к ним со словами порицания: «О други,
364
и в особенности, вы, верные Христовы, поскольку когда-то давно моими родителями была на меня возложена обязанность обучиться словесности и я с жадностью все впитывал учение, среди прочих речений наставников я узнал и записал такие слова апостола: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" [1 Кор 13, 11]. В этих словах я вижу себя самого, поскольку с самых ранних лет я, ничтожное творение, стремлюсь познать Творца всяческих, и предаваться служению Ему, но по смерти отца, как старший по рождению среди братьев, я еще отроком законным образом принял власть. Я привел в порядок, по воле Божией, государственные дела, и защитил отчизну от множества ее врагов; а вас, поскольку вам дела нет до познания вышней истины и сердца ваши бездействуют, остаетесь по вере мне чуждыми и всего более в намерениях ваших, показывающих всю вашу неправду, я терплю уже долго. Если в безопасности останется и жизнь моя и власть, я, отбросив неправды ваши, буду от них свободен. Ставши мужем в юности, я, по слову апостола, оставлю младенческое; и буду исполнять на деле предписания Господни, не слушая более ваших неправых советов и укрепляясь Вышней Милостью. Посему пусть замолкнут ваши перешептывания заговорческие против меня, пусть прекратятся обсуждения жестоких замыслов на общественных сборищах. Пусть любовь к миру воспылает в государстве, в домах и на улицах. Пусть осуждением судьи не губятся любые предприятия. Пусть никто не дерзнет совершить убийства близких родственников, которыми вы нередко оскверняетесь. Если вы, из страха перед Вышним Царем, не прекратите следовать этому нечистому закону, то наш гнев, по ревности Божией, разгоревшийся на злодеев, казнит всякого, кто будет виновен в таком преступлении». По окончании столь замечательной речи, нечестивые участники заговора пошли по домам, исполненные страха, и, признав силу святого герцога, вынужденно оставили надменное превозношение ума, и хотя бы на некоторое время прекратили плести козни против мужа удивительной святости. Уже тогда, при Господнем попечении, под его рукой успокоились волнения варварских народов, и распространялась кафолическая вера, даруя радость. Храмы, посвященные почитанию Бога, которые ранее пришли в упадок и у неверных находились в пренебрежении, были укреплены и обновлены; клирики, лишенные родины и имущества, были призваны обратно с радушием и щедростью; и святой муж немедленно вознаградил их, не только вернув все отнятое имущество, но еще и приумножив множеством дарений, - и вся церковь в тех краях, превознесенная при столь великом властителе, возрадовалась. В это время многие священнослужители из провинции Баваров и Свевов, услышав славу о князе, стекались с мощами святых и с книгами к Венцеславу; он с радостью даровал им всем в изобилии золото и серебро, владения и облачения, смотря по тому, что кому было необходимо. Все эти наставники веры удивлялись его учености. Ибо Венцеслав мог стать подражателем Псалмопевца, который в духе сказал: "я стал разумнее всех
365
учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих" [Пс 119, 99]. У Псалмопевца лишь в сердце драгоценная жемчужина просияла, а ему Господь изволил сообщить такую благодать, чтобы и на поле боя он был победителем. Обликом он же был строен, целомудрен, так, что стремился радостным духом закончить жизнь в безбрачии. С кроткими он беседовал ласково, а тех, кого знал как строптивых и бездельников, всею душою избегал.
14. Наконец, когда слава о его добродетелях разнеслась по всей земле, благоденствие государства возрастало под заботливым управлением герцога, вооруженного Небесной благодатью. Но то, что прежде достигалось силой вышней любви, теперь устраивалось и всегда находилось под неусыпным надзором властителя. И хотя нередко вокруг него возникало, как и раньше, нестроение среди дворцовой знати, но Венцеслав, проницательным умом это видел и как ревностный молитвенник за себя и неверующий народ, решительный покровитель бедняков, благожелательный утешитель угнетаемых и печалующихся, помощник, уделяющий неожиданную щедроту тем, кого он к себе привлекал, он не отступал и никакие трудности в делах мирских не могли ему в том воспрепятствовать.
15. Но коварный замысел, по хитрому наущению мерзейшего врага человеческого, при любой возможности, умертвить Венцеслава, нимало не замедлил. Брат его Болеслав12, возрастом младший, достойный проклятия из-за испорченности ума и своих дел, подстрекаемый диаволом, исполненный нечестивой злобы и ярости против мужа Божия, желая силой отнять царство из рук брата, попытался при помощи дерзкого беззаконного заговора придворных сколь можно шире раскинуть для него сети погибели. Но известно, что это дело, впоследствии, однако, совершившееся, предопределением свыше в то время было отсрочено. По прошествии уже небольшого времени муж, возлюбленный Богом, торжественно пообещал исполнить задуманное по спасительному обету, а именно: возвести, если Бог даст, церковь, при помощи лучших зодчих, и освятить ее в честь Христа и Его победоносного атлета мученика Вита13. Без промедления он усердно и ревностно принялся за дело, и горя желанием скорее приступить к замыслу своему, отправил посольство в Ратисбон14, место пребывания короля, чтобы обратиться к епископу Тутону15, мужу, отличающемуся честностью нрава, в диоцезу которого входила вся Богемия, с настойчивой просьбой и мольбой о том, чтобы своей властью и одобрением он благословил этот труд во славу Бога.
16. Когда в согласии с обетом блаженного герцога епископ дал разрешение и с любовью отпустил назад послов, Венцеслав быстро приказывает созвать мастеров; горит дело, спорится спешная работа, украшается церковь последней отделкой, дивным блеском металлов убранная. Пригласив уже названного епископа, храм освящают в честь святого мученика Вита16. Епископ Тутон распростер свои руки в молитве ко Господу, призывая благословение, и говорит: "Идите, расскажите сыну моему Венцеславу: "Прекрасно выстроенная Церковь твоя уже известна перед Господом Богом". И когда по
366
приказу епископа было это сказано герцогу, он весьма возрадовался и, созвав всех, с Божией помощью сам, приступив, торжественным чином утвердил храм во имя святого Вита, и там же просияли премногие знамения чудес, совершаемых силой Божией для людей даже и до сего дня. Но глубина души, жаждущей праведности Божией, еще не наполнилась; муж неоценимых заслуг, избранник Божий Венцеслав сильным желанием внутреннего горения стремился отказаться от знаков земной почести, которые, как он знал, хрупки, ибо зависят от случая. Он подумывал добровольно передать власти брата кормило правления, а также хотел дойти до апостольских порогов Рима, чтобы помолиться под священной властью господина апостолического, отложить мирское и облачиться в монашеское платье и узреть конец сей временной жизни в монашеском житии. Но по предвидению щедрейшего Воздаяте-ля, всегда прославляющего Своих верных воздаянием, равным их заслугам, удостоен был этот общник небесных пребывать в больших бранях, чтобы после славных побед в них он стяжал и более славную награду.
17. Поскольку неукротимое желание брата его, Болеслава, любым способом добиться власти возгорелось против святого Божия, и он посредством разнообразных уловок и хитростей его задерживал, то Венцеславу не удалось отправиться в путешествие в Рим, которое он собирался предпринять; а в укромных уголках дворца сгустился обычный сговор языческого народа, и зависть самого брата возгоралась больше и больше, ибо диавол предоставлял для того дополнительные поводы. Однако жестокость всех заговорщиков, замышляющих тайное убийство святейшего мужа не могла ускорить блаженный день грядущей победы прежде Божия определения. Поскольку, казалось, что его брату, Болеславу, не терпелось загладить свое злоумышление против Венцеслава, то он не должен был преследовать его долее и прекратил строить козни для его погибели, но на самом деле злодей ждал момента, чтобы удалось одно покушение, более прочих подходящее, которое он с особой осторожностью замыслил совершить. Ибо коварно спрятав все оружие в складках одежд, и изобразив мир, пред братом изображал будто бы истинную любовь тот, кто искал удобного случая ему как можно больше навредить.
18. Перед наступлением какого-то радостного праздничного дня17, Болеслав, этот несчастный друг коварства, как можно более старательно украсил свой дом, засиявший множеством украшений, которые только были в обычае у этого народа; велел, чтобы служители приготовили пиршественную трапезу более обильной, чем обычно; созвал под предлогом праздничного веселья друзей и прежде прочих пригласил самого властителя, которого, придя во дворец, он умолял удостоить своим присутствием братний пир. Венцеслав, достойный Божией милости, весьма обрадовался его кротости, хотя и ложной, и, взяв друг друга за руки, они вошли в дом. Все располагаются за пиршественным столом. И через некоторое время, когда многие опьянели, один из жестоких сотрапезников, не будучи в состоянии долго скрывать подстроенный обман, начал подстрекать их на словно бы единодушное убийство свя-
367
того мужа. Так как злоумышленники, ибо кинжалы уже были скрыты под их одеждой, трижды поднимались и трижды снова в расслаблении валились на свои сидения, будто совсем потеряли силы и отвагу, то отпустили Венцлава невредимым, ибо еще не пришел определенный ему свыше час страдания. Венцеслав же, или не зная об этом деле, или не страшась опасности, уповая духом на Божественную защиту, хотя шепнул на ухо предостережение одному слуге, ибо заранее готовился к тому, что они что-то против него предпримут, но не двинулся с кресла и, ведя себя, как благодарный гость, с любовью попросил брата и прочих, сидевших с ним, чтобы они веселились. И немного позже, когда был убран стол, Венцеслав встал и, наполнив чашу вином, обратился ко всем присутствующим с ласковым приветственным словом: "Да спасет вас Спаситель всех Христос! Да не побрезгует никто из вас выпить чашу, которую я держу в руке, за любовь к святому архангелу Михаилу; почтя, по возможности, этой любовью глубину его духовности, от всего сердца помолимся, чтобы, в какой бы час закон естества ни привел бы нас к концу, он изволил бы стать быстрым в помощи покровителем наших душ и милосердым провожатым к радостям рая!"- и тотчас же после речи выпил, радостный, подавая с той же любовью кубки каждому по отдельности с дружественным поцелуем. Так неустрашимый Венцеслав, попировав столь достойно, снова воротился домой невредимым, поскольку по Божественному повелению дело откладывалось.
19. В течение следующей ночь Венцеслав невероятно усердо трудился в молитвах и милостыне; зная будущее, он провел ночь исполненный благочестия и готовый принять смерть за Христа. Когда же рассвело и наступила служба утрени, он, положив на себя крестное знамение, не медля, как уже привык, быстро встал с ложа и поспешил в церковь; он вознес Богу вечернюю песнь и утренние хвалы; после многих молитв направился домой, чтобы ненадолго прилечь и освежить утомленные члены. Уже занималась заря, когда Болеслав, недоброй памяти брат святого мужа, виновник преступления, не забывая, что он ранее уже тайно поднимал оружие против невинного, выскочил из ниши, где он прятался вместе с несколькими соучастниками этого преступления, - словно волк, в бешенстве бросающийся на агнца, чтобы разорвать его, - и сам, вооруженный мечом, встал у безоружного мужа на пути. Святой же, приветствуя его, кротко и благожелательно к нему обратился: "Здравствуй, возлюбленный брат! Мы приносим благодарность твоей неизмеримой любви, ибо ты вчера хорошо и весьма приятно услужил нам достойно устроенным пиром!" Не отвечая на ласковое обращение, этот страшный злодей быстро вытащил меч и изо всей силы ударил святого по голове, со словами: "Я приготовлю тебе сегодня лучший пир!" Но меч отскочил и даже не оставил следа от удара, тогда Болеслав ударил снова. И опять не нанес никакого вреда, тогда хотел он уже бить в третий раз, но как только замахнулся, меч выпал из руки устрашенного воина. Венцеслав поймал меч за рукоять и подняв над головой преступного брата, уже безоружного, сказал: "Разве не
368
видишь, злосчастный, что против тебя могла бы обернуться твоя жестокость? Ну! Я ведь не стану виновником пролития крови братней. Но не хочу отвечать на последнем суде за кровь брата, пролитую моей рукою. Бери меч, ускорь казнь. Чему должно свершиться, пусть не замедлит18". Нечестивый брат вновь схватил оружие и громко закричал, словно бы испугался нападавшего, стал звать на помощь своих приспешников, притворившись, что ранен, потому что брат якобы первым напал на него. Они сразу же прибежали на зов и стали спрашивать, в чем дело, будто не знали ничего о замысленном преступлении, и видят своего господина в ярости. И тогда, когда нанесли уже в четвертый раз удар по его святой голове, как если бы он сам был виновник преступления, он был повержен; сразу же все они набросились и пронзили во многих местах его тело копьями и мечами. Израненный и полуживой он упал на землю. Они вновь и вновь жестоко пронзают тело его; льется кровь невинная; тело беспорочное уже и не различить, будто его рвут на части собаки. Святейшая душа, освобожденная из затвора плотского жилища чрез столь великие мучения от ран, в славной победе своей была подхвачена руками ангелов, чтобы она могла с радостью увидеть лик Вышнего Воздаятеля и воссесть в вечности среди чинов славных мучеников, и в четвертый день октябрьских календ навечно вошла в радостную общность Небесного Царства.
20. Когда клирики отслужили погребальную службу по князю Венцеславу, немногие из верующих, присутствовавшие там, похоронили священные останки, с почтением заключив их в саркофаг, около церкви рядом с местом борения. Когда же после этого на престол вступил герцог Болеслав, человек безмерной испорченности, его неуемная жестокость обратилась на стадо верных. Через некоторое время после убийства блаженного мужа, Болеслав, пока еще наслаждался жизнью, осудил на смерть клириков и тех людей, которые были друзьями Венцеслава, а также и тех, кто был с ним близко связан, служа ему.
21. Когда досточтимое страдание крепчайшего атлета Божия совершилось, служители, получили приказание и, смывая водой, начисто оттерли кровь, которая была разбрызгана по доскам церкви в самый час мученичества. На следующий день, придя туда, они увидели, что кровь покрывала стену не меньше, чем сначала и что она оказалась разлитой на том же самом месте. Немало устрашенные этим видением, они, снова принесли воду и гораздо более усердно и решительно принялись смывать ее. А назавтра, чтобы удостовериться, не обманываются ли они и до сих пор, служители пришли снова и признали, что стена не менее, чем раньше, окрашена кровью, хотя, как казалось, была трижды вымыта. Они весьма удивлялись этому и после того перестали ее отмывать, и так до сего дня сама стена, окропленная этой же кровью, сияет как достопочитаемое знамение.
22. Как нам открывалось в достоверных рассказах, после победы стойкого атлета Христова все, кто пролил его невинную кровь, были поражены вышним гневом: либо, попав во власть демонов, они после не входили в отношения с людьми; либо, поскольку их природа из-за преступлений переме-
370
нилась, могли только лаять как собаки, а не говорить, как люди, лязгая притом и скрежеща зубами, словно кусаясь; либо, иссушенные мучительной сухоткой тела и даже полностью лишившись слуха, закончили жизнь, прежде всего ненавистную для них самих.
23. Когда досточтимое тело Венцеслава покоилось в этом же месте уже в течение трех лет, неким верным христианам ночью было явлено видение, что, по попущению Господню, останки его надо перенести к церкви св. мученика Вита, которую построил еще сам Венцеслав, чтобы похоронить их более благочестивым погребением. Пробудившись ото сна, эти люди поверили сну и, хотя страшились самовластия правителя, тем не менее ночью, около полуночи, разрыли могилу и, весьма испуганные, осторожно возложили на повозку драгоценный залог мученика, не открывая саркофага, привязали его и пустились в путь. Скоро они дошли до глубокой реки, по которой животные, везущие повозку не могли идти вброд, и на обоих берегах не было ни пристаней, ни лодок, чтобы чрез нее переправиться. Они остановились, оглядываясь. Мост уже, разломанный бурным течением, разрушился; бревна для его починки не нашли. Что же им было делать? В то время как они пребывали в этом затруднении, внезапно, подняв взгляды, увидели: вот, удивительной силой Божией повозка стоит на противоположном берегу, ничуть не намокшая от воды. Приведенные этим чудом в изрядное недоумение, они, переплыв через реку на лошадях, сопроводили повозку, отягощенную святым грузом, к месту, куда направлялись, быстро устремились с саркофагом к церкви и, воздав Богу хвалы, вошли внутрь. Затем, тщательно заперев двери и излив искренние молитвы, они открывают саркофаг - и вот, видят тело блаженного князя, плоть которого до сих пор не тронута тлением, целым и невредимым; отстались лишь следы от всех ран, кроме одной, нанесенной мечом брата, которая была открытой, и из нее, как было видно, сочилась кровь. И тогда, сопровождении толпы верных и при пении гимнов клириками они погребли снова драгоценные мощи при самом подступе к алтарю, что бы все и всегда могли чтить память святого. И там многократно проявилось всемогущество Божие благодаря бесчисленным знамениям и чудесам, по заслугам великого мужа явленным, множество раз вызывая у верных блаженное ликование и у неверных страх. Время сего переноса мощей отмечено под 4 нонами марта19 для почитания. Что касается чудес, прославившихся по всему миру, которые Божественное Милосердие чрез заслуги святого Венцеслава позже удостоило совершиться, то нам кажется вполне подобающим прервать наше повествование для краткого о них рассказа.
24. Однажды каких-то людей, привели после осуждения во дворец для определения им наказания, и по приказу властителя заключили в тюрьму. Там лежало много людей, закованных в деревянные колодки, и у каждого на шее был железный хомут. В середине ночи, ибо им, измученным гнетом ручных и ножных кандалов, было невозможно заснуть, они все вместе, когда стражник немного задремал, исторгли из сердца горький плач и взмолились с ры-
371
даниями: "О Высший Утешитель плачущих Бог, Дивный Создатель земли и неба, призри на нас, на смерть обреченных, и заступничеством возлюбленного Твоего воина Венцеслава, который всегда, еще в мире живя, ради имени Твоего был добросердечный защитник несчастным, удостой нас, несчастнейших, избавления от приближающейся казни". Когда молитва была произнесена, средняя часть темницы, в которой стояли стерегущие их стражи, внезапно вся скрылась, будто в густом тумане, и когда внутри того тумана погасли горящие светильники стражников, прочая часть, в которой лежали скованные узники, словно бы осветилась ярким солнцем. И вот, внезапно голос, как должно верить, с неба, загремел в ушах скованных узников, и повелел, чтобы они поднялись. Они, ошеломленные как ужасом, так и ликованием, молча зашевелились, и тут же упали оковы, разбившись на части, освободив им руки и ноги; и, когда дверь по Божей воле отворилась, они радостные выбежали из темницы. Так, по изволению Божию, освободившись, они передавали из уст в уста среди людей хвалу Христу и святому Его мученику Венцеславу и, неизменно веруя и удивляясь, удивительную безмерность его чудес со всей решительностью повсюду подтверждали.
25. Один язычник, который находился в той же темнице, увидев это чудо, дал обет Господу, говоря: "Если Бог поможет мне по заслугам блаженного Венцеслава, уверую во Христа и отдам сына своего Ему на служение". Тотчас же все железные оковы упали с него; его вновь и вновь заковывали еще более крепко, и ножные кандалы спадали опять, как и прежде. Он был немедленно отпущен на свободу и, наставленный в святой вере, крестился, прожив после того много лет.
26. За этим чудом последовало еще одно, не меньшее. Святой муж Вен-цеслав, еще живя в мире, весьма любил некого юношу, постельничего по имени Подхивен, который был предан князю более, чем прочие слуги, и более других посвящен в тайны князя (о нем уже упоминалось выше). Лишившись горячо любимого господина, он, печальный, целыми днями горевал и не меньше распространял среди многих людей, хваля святого князя, многие примеры его деяний, о которых сам знал. Узнав об этом, жестокий властитель возгорелся неистовым гневом и тотчас же приказал казнить его через повешение. И у повешенного, как свидетельствуют слова достойных мужей, через два года обнаружилось, что на его голове стала появляться седина и его волосы побелели таким же образом, как на голове у живых и здоровых людей.
27. Тем временем один человек, по суровому приговору был заключен в тюрьму и на следующий день должен был быть казнен; его заперли в темнице и гораздо более крепко сковали, ибо прежние заключенные смогли освободиться. Он также, горько плача, искренними молитвами стал призывать себе на помощь святого Божия Венцеслава: "Святой мученик Божий, если ты можешь, как говорят люди, получить такое у Бога Всевышнего, то вступись за меня, которому должно умереть, чтобы, освободившись по твоим молитвам, я, несчастный, ныне прожил немного подольше для того, чтобы очистить-
372
ся от совершенных преступлении . И тотчас же, как была произнесена молитва, немедленно разломились оковы, и он был, по благодати Божей, освобожден из темницы, а стражи этого и не заметили; но, снаружи темницы
и молился таким образом: "О кротчайший герцог и святейший мученик, в то время как твоя святость исторгла уже многих из рук нечестивцев посредством заступничества перед Великим Богом, я, несчастный, умоляю, не забудь меня, связанного, но по своему обычному милосердию освободи меня отсюда". И тотчас же, по Божию благодеянию, внезапно распались узы, рассеченные молитвами блаженного мученика, словно железным мечом, и он вошел в Божий храм, чтобы вознести благодарение, и произнеся молитвы Богу и святым мученикам, возвратился домой свободным.
30. В области франков был некий муж, лишенный уже с самого детства способности ходить, который из-за такого нарушения своего естества не способен был идти ногами, но, подтягиваясь, передвигался по земле ползком. Однажды ночью во сне он испытал трепет от видения, ибо муж удивительной красоты, облаченный в белые одежды, встав около его жалкого ложа, разбудил увечного и посоветовал ему средство к излечению, говоря: "Поднимись, о бедняк, каким только можешь способом, и поспеши в Прагу, город Богемский, хотя бы и все имущество свое отдав за повозку, чтобы тебя отвезли; поезжай, и, прибыв в этот город, войди в церковь святого мученика Вита, где покоятся святые мощи мученика Венцеслава; и, сотворив там молитву, вне всякого сомнения, получишь ты здравие возможность ходить". Увечный же, проснувшись, пренебрег этим повелением, поскольку был уверен, что обманут сном, и совсем не спешил отправиться в предписанное ему путешествие. Следующей же ночью отдыхая на ложе, бедняк вновь видит почтенного мужа, стоящего у ложа в великой славе, и сей муж, обличая его, говорит: "Любезный бедняк, пробудись от сна и признай истинное предзнаменование того видения. Откуда у тебя, несчастного, такое пренебрежение к тому, что тебе должно исцелить немощное тело? Почему ты отложил путь к собственному выздоровлению, назначенный тебе прежде, когда я посетил тебя в видении?". Пробудившись от таких суровых упреков, увечный уже не сомневался в истинности услышанного и ответил: "Не замедлю уехать, о, милостивый и досточтимый господин!". И когда наступило утро, как можно быстрее была приготовлена повозка; и, заплатив, сколько нужно было, купцам, направляющимся по той же дороге, он быстро прибыл к назначенному месту. И согласно увещанию явившегося ему во сне мужа, его, бессильного, поскольку он не мог ходить, на руках внесли в церковь святого мученика Вита, в которой покоились блаженные мощи (Венцеслава). Простершись на земле перед алтарем, он искренне помолился Богу и святым. Не замедлила помощь Божественной силы, и, благодаря достойным удивления заслугам блаженного Венцеслава, сухожилия ног, прежде сжатые, словно бы с треском, растянулись, колени и ступни окрепли. По Божьей благодати он поднялся здоровым и, принеся благодарение за излечение и возможность твердо стоять на ногах и ходить, вышел из церкви, полный сил и без какой-либо опоры, и возвратился на родину, ликуя и повсюду проповедуя Божий чудеса.
Оканчивается Страдание святого Венцеслава.
374
1 См. "Житие Алексия, человека Божия" наст. изд.
2 То есть литературные занятия как род "ученых занятий".
3 Оттон II (955-983) - император Священной Римской империи из династии Отгонов.
4 Чехия.
5 Король Генрих I Немецкий (ум. в 936 г.).
6 Сбигнев I- сын Боривоя I (870-895) и св. Людмилы (ок. 866-927), правил в 895-912 гг.
7 Вратислав I - сын Боривоя из рода Пржемысловичей и св. Людмилы, обращенных в хрис
тианство св. Мефодием, просветителем славян, правил в 912-921 гг.
8 Ныне г. Будеч, к западу от Праги.
9 Одна из рукописей добавляет в этом месте: "у некого досточтимого пресвитера по имени
Уцен".
10 Павел был наставником св. Венцеслава и учеником св. Мефодия.
11 Св. мученица Людмила, княгиня Чешская, (ок. 866-927) - воспитательница внука св. Венце
слава. Задушена по приказу Драгомиры, ее невестки-язычницы.
12 Болеслав I по прозвищу Грозный, или Жестокий, правил в 935-972 гг.
13 Св. мученик Вит (ум. ок. 303 г.). Память 15 июня.
14 Ныне Регенсбург.
15 Епископ Регенсбургский в 894-942 гг.
16 В 926 г.
17 Болеслав пригласил брата в свою крепость Стара Болеслав, по одной версии, чтобы отпразд
новать крещение новорожденного сына, по другой, на праздник Косьмы и Дамиана 27 сен
тября.
18 Аллюзия на слова Христа, сказанные Иуде Искариоту перед его предательством: "Что дела
ешь, делай скорее" (Ин 13, 27).
19 17 марта.