Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
X - XI века
К оглавлению
Неизвестно, когда в Шартре впервые появилась школа. Религиозное обучение, вероятно, было там с ранних дней, когда там появилась христианская община, и в позднеантичные и франкские времена там, вероятно, существовала некая школа для клириков. Однако до 2-й половины X в. ничего особен-
550
ного о Шартрской школе не было известно. В самом конце X в. школа стала известна благодаря учителю и позже епископу Шартра Фульберту. До этого времени Шартрская школа была всего лишь одной из многих соборных школ Франции, но при Фульберте преподавание в ней достигло таких высот, что в течение следующего, XI-го, столетия с ней никто не мог сравниться. Все биографические подробности жизни Фульберта почерпнуты из его переписки. Предположительно он родился в 70-х годов X в., в конце 80-х был учеником Герберта Орильякского1. Местом его рождения считают Пикардию, опять-таки основываясь на его письмах, однако этот факт объясняет его учебу в Реймсе. Все известные факты его жизни указывают в любом случае на северную Францию. Соучеником Фульберта у Герберта в Реймсе был Роберт, будущий король Франции Роберт Благочестивый (996-1031). Неизвестно, когда Фульберт появился в Шартре, но к 1004 г. он уже занимал там прочное положение и в это время упоминает в письмах о себе как о диаконе. Аббон Флерийский знал Фульберта достаточно хорошо и состоял с ним в переписке. Когда в 1006 г. умер епископ Шартра Ральф, король Роберт назвал Фульберта как его преемника на Шартрской кафедре. В качестве епископа Шартрского (Карнотенского) Фульберт был одним из наиболее значительных людей как в Церкви, так и в государстве. В Сансской провинции он был вторым лицом после архиепископа, по старшинству кафедры он занимал более высокое положение, чем епископы Орлеанский и Парижский. В то же время Шартрское епископство находилось на королевских землях. Епископ считался вассалом короля и мог рассчитывать на его поддержку. О епископстве Фульберта мало известно до 20-х годов XI в. 7-8 сентября 1020 г. сгорел собор Шартра, и сам город сильно пострадал. Фульберт начал строить новый собор, но крипты были построены только к концу 1025 г., и собор еще не был достроен ко времени смерти Фульберта в 1028 г. Последние годы своей жизни Фульберт тяжело болел, и, хотя ему приходилось вмешиваться в отношения между королем Робертом и его вассалом, графом Одоном Сансским, Шартрским и Блуасским, эта дипломатическая деятельность была ему явно тяжела. В начале 1028 г. Фульберт последний раз приехал в Париж, чтобы в качестве свидетеля поставить подпись под королевской грамотой. 10 апреля этого же года он умер, а на следующий день похоронен в монастыре Сен-Пер прямо перед стенами Парижа. До нашего времени дошел большой корпус писем (более ста) Фульберта, его проповеди, стихотворения, литургические сочинения, выписки, которые он делал при чтении. Современники Фульберта считали его одним из самых образованных людей своего времени. Наибольшее количество цитат в сочинениях Фульберта взято их Священного Писания, из латинских Отцов Церкви и из сборников светского и церковного права. Однако он имел и хорошее светское образование, о чем говорят цитаты из Вергилия, Горация, Теренция, Тита Ливия, Валерия Максима, Орозия. Он был также знаком с трудами Боэция по логике. В Шартрской школе во времена Фульберта преподавание основывалось на семи свободных искусствах.
557
Проповеди к народу
Проповедь 1
Досточтимые отцы, любимые братия, сыны Божий, желаем вам напомнить нечто о том, что никогда вам не подобает забывать, а именно: как вы должны веровать и жить, и если кто согрешил, как может вновь исправить. Эти суть Три: такова кафолическая вера, что Единого Господа в Троице, и Троицу в Единице почитаем. А есть многие, которые не могут этого понять, если не побудить их к пониманию словно бы чрез некие сравнения. По этой причине приведем и мы нечто подобное. В солнце есть три части согласно законам природы: шар, свет, тепло. Шар солнца по природе своей сияет и греет. Высший Отец по природе Своей Премудрый и Любящий; шар солнца, и свет его, и тепло суть не три солнца, но одно солнце; Высший Отец и Премудрость Его и Любовь Его суть не три бога, но Единый есть Бог; Премудрость есть Сын Божий, Дух святой есть Любовь. Таким образом, Отец и Сын и Святой Дух есть Единый Бог; Сей Бог до времени и ныне, и всегда творит все видимое и невидимое.
Спрашивается же: почему Отец Бог пожелал, чтобы Его Сын, то есть Премудрость, сделался Человеком? Ответим столь кратко, сколь можем; ради искупления человека, который погиб по причине своей вины и сам по себе не мог исправиться. Ибо прежде чем человек согрешил, он был благоразумен и бессмертен и имел свободную волю; хитрость диавольская была, однако, такова, что он соблазнил человека и сделал его неразумным, смертным и немощным: как он мог, сделавшись глупым, немощным и смертным, одолеть диавола и восстановить сам по себе то, что потерял, он, который и все свое, еще будучи в силах, не защитил? Однако никоим образом не могло не исполниться то, чего желал Всемогущий.
Проповедь 2
Братия, я верю, что все мы, кого вместила эта базилика, по вере христиане. Итак, во-первых, воздадим благодарение Богу, Который нас удостоил призвать к Своей вере, а чрез благодать крещения очистить от греха и освободить от диавола. Произнесите Богу благодарение, братия: если бы мы пребывали в той чистоте, которая была дана нам чрез крещение, мы были бы поистине блаженны. Но мы не остались в этой чистоте, ибо мы отступили чрез наше прегрешение, не только в грехах, но еще и в преступлениях, по причине которых грешники отделяются от Церкви; а преступления эти суть человекоубийства, блуд, прелюбодеяние, кощунства, грабежи, кражи, лжесвидетельства, гордость, зависть, алчность, ежедневный гнев, постоянное опьянение. Итак, поскольку мы принесли благодарение Богу за благость Его, так мы, виновные, покаемся ради нашей злобы и скажем каждый по отдельности: мы грешники. Братия, поистине мы таковы пред Богом и святыми
553
Его, но велико милосердие Того, Кто нам до сих пор дает место или время для исправления.
Итак, исправимся к лучшему, по Писанию, в том, в чем мы согрешили по незнанию; потому что, если вы не знаете, как должно исправляться, следует вам сказать. Во-первых, перестаньте грешить: ибо кто Господа не прекратит оскорблять, не плодоносно его покаяние, и кто не положит предел преступному греху в этой жизни, не обретет милости в другой. По каковой причине, как я сказал, необходимо, во-первых, положить конец преступлению, затем же уничтожить совершенное покаянием, милостыней, молитвой. Меру покаяния вам назначают священники. Мера милостыни определяется по возможности и вашей доброй воле. Меру молитвы установил Христос с обоюдным условием, которое вы знаете, а именно: "и остави нам долги наша, якоже и мы..."и так далее3. Итак, увещаем, братия, чтобы вы бежали преступлений, а покаяние, наложенное на вас, принимали с радостию, исполняли с усердием. "Нынешние временные страдания ничто не стоят по сравнению с тою славою, которая откроется в нас" [Рим 8, 18]. Также по возможности творите милостыню, ибо как вода гасит огонь, так и милостыня гасит грех. Будем молиться как друг за друга, так и за себя, по речению апостола: "Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" [Иак 5, 16]. Мы знаем, что многие избегли смертельной опасности чрез покаяние, многие - чрез молитву. Будем же стараться, братия, оказаться среди этих людей, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его [Мф 11, 12]. Да придаст сил нашей слабости Тот, Кто сказал: "Мужайтесь: Я победил мир" [Ин 16, 33], Господь наш Иисус Христос, Который со Отцем и Святым Духом живет и царствует в бесконечные веки веков. Аминь.
Проповедь 3
На праздник Сретения (Очищения Всеблаженной Марии) Мы хотим кратко рассказать вам, братия, откуда произошел праздник Очищения, который вы сегодня отмечаете, и что значат свечи, которые вы приносите. Этот праздник появился по причине закона. Ибо Бог предписал в законе, чтобы женщина, которая, зачав от своего мужа, родила первенца, в сороковой день по рождении приносила младенца в храм Господень с жертвами; и этот день называется днем Очищения. Это предписание и приношения другие матери исполнили по необходимости, ибо они были осквернены и грешны; когда же Христос был рожден от Блаженнейшей Девы Марии, Она не имела нужды в очищении по закону, ибо была чиста и свята. Однако Она, хотя не имела нужды слушаться закона, подчинив себя ему ради смирения и послушания, принесла в храм Божий Своего Сына с жертвами в сороковой день по рождении, то есть в сегодняшний день. Но это приношение было необычайно и славно, ибо по внушению Святого Духа, Ей навстречу выбежали святой пророк Симеон и Анна, святая вдова и пророчица, восхва-
554
ляя и благословляя Господа о пришествии Христа и, как читается в Евангелии, совершая чудеса. Ибо, братия, Христос, пришедший во плоти, являл равно и пример смирения, и знаки божественной милости. Как в Рождестве Своем, когда Он смиренно лежал в яслях, был прославляем на небесах новой звездой и восхвалениями ангельскими, так и когда Он как крошечный Младенчик был принесен в храм для объявления Его Божественности, скрывающейся в плоти, сердца пророков просветил Святой Дух. Мы же, поклоняющиеся Ему - истинному Богу и Человеку, в память Принесения Его во Храм торжественно празднуем этот день принесением свечей, знаменуя чрез свет свечи Божество, чрез воск Его девственную плоть. Ибо пчела, изготовитель-ница и меда, и воска, рождается без соития мужа и жены. Итак, очевидно, что Принесение Христа во Храм произошло из послушания закону, и наше символическое приношение происходит из пресладкой и досточтимой памяти Его Приношения во Храм. Ныне, зная, как этот праздник появился от добрых начал и сколь благочестивое и святое значение имеет наше приношение, украсим же праздник Божественными хвалами и деяниями, и торжественно и с благочестивым чувством совершим наше приношение, моля всемилостивую Матерь Божию, чтобы Она удостоила нас и наши дары сделаться угодными Своему Сыну, и по подобию нашего приношения, которое видится чистым, светлым и пылающим, попросит нам у Него чистоты сердечной и телесной; света знания, пыла веры и любви, так, чтобы даром Его благодати воспламененные, Духом Святым просвещенные, очищенными умами в святом храме Его славы мы смогли бы служить, благодаря Тому же Господу нашему Иисусу Христу.
Проповедь 9
О Благовещении Господнем
1. Ущерб, нанесенный Евой, и благодеяния, принесенные Марией. Приближается к нам, возлюбленные, желанный день Блаженной и Досточтимой Приснодевы Марии: потому да возрадуется величайшим ликованием наша земля, освещенная праздником столь Великой Девы. Ибо Она - цветок полевой, от которой произошла драгоценная лилия долин [ср. Песн 2, 1], чрез Ее Дитя изменилась природа, и уничтожился грех первородителей. Снято в Ней сказанное о несчастье Евы, в котором говорится: "в болезни будешь рожать детей" [Быт 3, 16]; ибо Она в радости произвела на свет Господа. Ибо Ева возрыдала, Она возликовала; Ева носила во чреве слезы, Мария же - радость, ибо та родила грешника, а Она - Невинного. Девой оставаясь, родила, ибо Девой оставаясь, зачала; родила, не потерпев ущерба, ибо не было похоти при зачатии. С обеих сторон чудо: и без нетления непраздная, и в родах Дева-роженица. Ангел, послан был Богом Отцом, знаменуя начало нашего спасения, и сошел с неба, чтобы приветствовать Блаженную Марию: "Радуйся", говорит Ей ангел, "Благодатная, Господь с Тобою" [Лк 1, 28]. Итак, исполнена Мария благодати, и Ева освобождена от вины. Злодеяние Евы превратилось в
555
благодеяние Марии: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". С Тобою Господь в сердце, с Тобою во чреве, с Тобою в утробе, с Тобою в помощи.
2. Мария превосходит всякую хвалу. Радуйся, Блаженная Дева, Христос Царь со Своего неба сошел в утробу Твою, с лона Отца изволил сойти в утробу Матери. "Благословенна Ты в женах", говорит ангел, "Которая родила Жизнь и мужам, и женам". Матерь рода нашего внесла вину в мир; Родительница Господа нашего принесла спасение миру. Виновница греха есть Ева, подательница награды есть Мария; Ева, погибая, принесла вред, Мария, животворя, принесла пользу. Та нанесла рану, Сия исцелила. Ибо непослушание переменяется на послушание, вера возмещает вероломство. Итак, в радости Мария носит Младенца, носит Того, Кем носима. Совсем не вдруг, как воображают то савеллиане4, обрела Она младенца, но по прошествии девяти месяцев родила Христа. Пусть ныне ударит в органы Мария, и пусть зазвучат тимпаны под проворными пальцами Роженицы. Пусть стройно воспоют радующиеся хоры, и пусть сладкозвучные песни сольются перемежающимися мелодиями. Итак, слушайте, как воспела наша Тимпанистка; ибо Она говорит: "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; Что сотворил Мне величие Сильный" [Лк 1, 46-49]. Ибо причиной той все возрастающей радости было чудо небывалое. Необычайное Порождение Марии преодолело порождение Евы, и песнью Марии был устранен плач Евы .
3. Спасение мира происходит с согласия Марии. Мария есть Матерь и Дева. Она сочеталась браком с Самим Богом. Пророчество Иеремии о Марии. Наконец, пока Она молча спрашивала Саму Себя, "что бы это было за приветствие" [Лк 1,29], небесный посланник между тем продолжил: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус" [Лк 1, 30-31]. И она спрашивает: "Как будет это, когда Я мужа не знаю" [Лк 1, 34]. И ангел говорит Ей: "Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" [Лк 1, 35]. Ты уже слышала, как будет это, ответь ныне снова, что Ты тревожишься духом? Ты слышала, как будет это, ибо Дух Святый найдет на Тебя, чтобы ты родила Дитя и не потеряла девства, Сына произвела бы на свет и после рождения пребывала бы непорочной. О Блаженная Мария, весь плененный мир умоляет Тебя о согласии: Тебя, Госпожа, мир делает порукой своей веры. Не медли, Дева: посланнику поскорее прореки слово, и прими Сына; дай веру, и почувствуй силу. Она говорит "Се, Раба, Господня; да будет Мне по слову твоему" [Лк 1, 38]. Не медля, возвращается посланник, и на Девственный Брак входит Христос. Всеблаженная Богородица делается внезапно непраздной, и на все веки отныне провозглашается Блаженной. Зачала Она тотчас, Слову доверившись, не зная сожительства с мужем; наполнилась утроба, не оскверненная никаким человеческим объятием. Она пребывала Девой, когда зачала, Девой, когда была непраздна, Девой
556
в родах и Девой после родов. Прекрасна та девственность, и преславна плодовитость. Радуется Мария, и, радостная, удивляется тому, что Она - Мать, и ликует, что Она родила от Святого Духа; Она не ужасалась тому, что родила вне брака, но, ликуя, удивлялась тому, что родила. Итак, возрадуемся и мы, братия, в день столь великой Девы, Которая, обручившись с плотником, в брак вступила с Архитектором Небес. Ибо Ей был обещан Сын чрез посещение Святого Духа. Слыша о том, Она радуется и желает сделаться Матерью. Следовательно, что удивительного, если без нетления родила Того, Кто освящением был зачат; ибо не пристало, чтобы Тот, Кто нам принес спасение, лишил Матерь Свою достоинства девства. Ибо Тот, Кого не вмещает ни земля, ни море, ни небо, удерживается внутри одного малого тела. Она есть то новое, предвозвещенное пророчеством пророка Иеремии: "Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа" [Иер 31, 22]. О Жена, превыше жен благословенная, Которая мужа вообще не знала, и Мужа в утробе Своей приняла! Мария приняла Мужа, поверив ангелу; тогда как Ева погубила мужа, согласившись со змием.
4. Слова Ангела к Марии. Милость Марии вверяется. Ангел приветствует Деву, не знавшую приветствия мужа; Дева страшится новизны слов. Сказал Ей ангел, как изложено выше: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа". Не страшись появления моего, Матерь Господа моего, я пришел как служитель Твоего зачатия, вступил не для того, чтобы Ты потеряла девство; Тот меня послал к Тебе, Кто родится от Тебя. Ибо Ты зачнешь и родишь Сына; не просто сколько-нибудь значительного человека, но Спасителя всего мира. Вспомни, Мария, Ты читала о Деве в книге пророка Исайи, что Она родит [Ис 7, 14]; и радуйся и ликуй, ибо Ты удостоилась быть Сей Девой. Это Ты - прообразованная в пророчестве Дева; се, Ты примешь во чреве, не от мужа, но от Духа Святого: и будешь непраздна, и останешься неповрежденна. Ты Сына родишь и не потерпишь ущерба для девственности Своей. Ты сделаешься непраздной, и будешь Матерью вечно девственной. Тяжела станешь и чести непорочности не потеряешь. Набухнут сосцы твои, и целомудренными останутся детородные части. И Она сказала: "Се раба Господня: да будет Мне по слову Твоему". О блаженная милость, о замечательная благодать, тем, что со смирением и верою приняла, Она в Себе Творца Небесного плотью облекла! Исполнил в Ней Господь, что некогда предсказал: "Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении" [Ос 6, 6]. Это была истинная милость, более всякой жертвы послушание приятное, это изволение, более всякого жертвоприношения принимаемое; с этого времени она удостоилась славы, которую Сама Она после восхвалила: "Се, отныне будут ублажать Меня все роды" [Лк 1, 48].
5. Моление к Блаженной Деве. О Всеблаженная Мария, кто может достойно вознести Тебе благодарение и провозгласить хвалы Тебе, одним Своим согласием пришедшей на помощь погибшему миру? Какие хвалы воздаст бренный человеческий род Тебе, единственным только лишь Своим обето-
557
ванием нашедшей возможность освобождения? Прими пусть скудную, пусть неравную заслугам Твоим, благодарность; и когда примешь наши молитвы, оправдай молитвой Своей наши прегрешения. Допусти наши молитвы в святое место, где они услышаны будут, подай нам средство для примирения. Да простится нам Тебя ради то, о чем мы Тебя ради печалуемся; да достигнем того, чего мы с верою сердечной испрашиваем. Прими то, что мы возносим, возврати то, что просим, освободи от того, чего боимся. Ты есть единственная надежда грешников, чрез Тебя ожидаем прощения грехов; и в Тебе, Преблаженная, ожидание наших наград. Пресвятая Мария, приди на помощь несчастным, поддержи малодушных, подкрепи плачущих, молись за народ, заступись за клир, ходатайствуй за благочестивых жен. Пусть все, Твой день памяти празднующие, ощутят поддержку Твою. Будь в помощь, с готовностью молитвам просящих внимающая, и подай всем осуществление желаний. Да не прекратится усердное моление Твое за народ Божий, Благословенная, удостоившаяся носить Искупителя мира, Который живет и царствует во веки веков.
Послания
Славнейшему отцу и архиепископу своему Леутгерику5 - епископ Фуль-берт. [ок. 1008 г.]
Будь осторожен и осмотрителен, помощник кормчего на королевском корабле. С необычной силой шипят духи земного царства. Вздымаются волны века сего. Ощерившиеся утесы власти мирской грозят опасностью, и лицемеры расставляют сети, подобно морским разбойникам. Среди всего этого должно устремляться к гавани Небесного Отечества. Так и ты сам небезопасно стоишь на границе двух морей, не приобщайся же в сердце своем к сомнению и двоедушию. Ибо прост путь Господень, и кто ступает просто, ступает уверенно. Если ты, соблазнившись по какой-нибудь причине, отклонишься от пути закона Господня, то потерпев кораблекрушение, пойдешь ко дну, в Харибду тартара. Да у правит тебя сильная рука Всемогущего Бога. Будь здоров.
Превосходнейшему и любимому господину своему Роберту6 Фульберт, епископ Карнотенский, желает непрерывного честного продвижения к вершине блаженства. [1016 или 1017 г.]
Среди многих моих тревог, меня немало угнетает забота о тебе, господин. Ибо когда я узнаю, что ты разумно действуешь, радуюсь, если же нет, печалюсь и страшусь. Услышав среди прочего, что в ближайший праздник Рождества Господня ты будешь держать совет со знатными мужами королевства о заключении мира, я радуюсь. Но, услышав, что град Аврелианский7 был опустошен пожаром, осквернен святотатствами, сверх того, осужден на отлучение от Церкви и после не примирен с Нею, я удивляюсь, и трепещу, и тревожусь. Ибо, подумай, скольким твоим верным епископам, которые в этот
558
самый день должны собраться, чтобы прославить Бога и тебя, будет причинена скорбь, если бы они оказались в том месте, где невозможно и им самим служить миссу, и тебе принимать святейшую Евхаристию? Да не будет так, возлюбленный господин, чтобы ты в столь великий праздник был или лишен Божественной службы, или сознательно дозволил совершать ее незаконно или недостойно! Потому я позаботился тебя предупредить о том, чтобы ты или привел этот город к примирению с Церковью, или заранее подумал, где лучше было бы совершать праздник. А я хотел бы посоветовать тебе, если могу, чтобы ты из-за гнева, который не исполняет правосудие Божие, не отказал бы в перемирии твоему епископу, пообещал справедливое решение, сверх того, оказал бы и услугу, если он захочет, в примирении своих Церквей. Если же епископ откажется от этого, он останется в опасности, ты же приплывешь в гавань. Впрочем, поскольку ты приказал, чтобы я при том присутствовал, хотел бы я остановиться у св. Максимилиана, что, думаю, монахам того монастыря не будет неприятно, чтобы там, отслужив ночью Рождественское бдение, на следующее утро я мог бы быть готов находиться полностью в твоем распоряжении. Всегда будь здоров и процветай во Господе.
Фулъберт, недостойный епископ, желает несказанно любимому отцу и господину своему Одилону* говорить оды с херувимами и серафимами.
Столь сильно, насколько я могу чувствовать в сердце своем, я благодарен тебе, святой отче, что ты словно бы утешаешься моей тягостной, на мой взгляд, и едва выносимой навязчивостью: и ты, господин, рабу твоему, обязанному тебе всем, что он имеет, наоборот, намереваешься послужить. Поистине, здесь живет и сияет та сильная и прекрасная любовь, которая, согласно Апостолу, долготерпит, милосердствует, и сила которой никогда не перестает [1 Кор 13, 4-8]. Той любовью движимый, томлюсь я лишь желанием наконец-то оказаться радом и насладиться общением с тобой, но удерживает меня ныне тяжелая нужда. Ибо тот самый злодей Гауфрид9, которого я отлучил от причастия за многие преступления, не знаю, то ли отчаявшись, то ли впав в безумие, собрал множество воинов, не ведающих, куда их поведут, и неожиданно пожег огнем наши угодья, и затевает против нас, какие может, козни. Потому, чтобы такие дела не остались не обсужденными или не отмщенными, мне необходимо сначала встретиться с графом Одоном10. Если же он это дело оставит без внимания, то мне останется просить покровительства короля и Ри-карда11. Если и они также не позаботятся пособить, не знаю, что еще мне останется, кроме как совершить миссу и в полном одиночестве служить Христу.
Будьте здоровы.
Господину своему королю, светлейшему Роберту Фулъберт, смиренный епископ Карнотенский, желает всегда пребывать в милости у Царя царей, [после 1019 г.]
Мы приносим благодарение Вашей благосклонности, ибо Вы недавно прислали к нам Вашего посланника, каковой нас порадовал, возвещая нам о Вашем
559
благополучии, и рассказал Вашему Величеству о положении наших дел, узнав об этом от нас. И тогда же мы написали Вам о несчастьях, которые наносит нашей Церкви виконт Гауфрид, который предостаточно показывает, что он ни Господа, ни Вашего Превосходства не боится, так как он восстановил и замок Галардоне12, Вами некогда разрушенный; об этом замке мы можем сказать: "от востока откроется бедствие [ср. Иер 1, 14]" нашей Церкви. И другой замок он еще дерзнул занять около реки Иллер, в угодьях Святой Марии13, о каковом истинно можно сказать: "И от запада откроется бедствие" [ср. Иер 1, 14]. Ныне также об этих же несчастьях мы по необходимости пишем и жалуемся Милосердию Вашему, прося от Вас совета и помощи, ибо от сына Вашего Гугона14 касательно этих несчастий мы не получили никакой помощи или утешения. По причине этих бедствий мы, охваченные скорбью до глубины сердца, уже предались такому плачу, что трубы наши, имевшие обыкновение возвещать веселье и радость, перестали звучать, дабы в известной мере свидетельствовать печаль нашу, и Божественная служба, которая по милости Божией до сих пор по обыкновению торжественно служилась в нашей Церкви с великим ликованием сердца и уст, ныне достойным жалости образом совершается только стесненными голосами и почти что в молчании. Оттого, преклонив колени с плачем сердца и души, мы умоляем Ваше Благочестие, придите на помощь Церкви Пресвятой Богородицы, которую нам, верным Вашим, насколько в наших силах, хотя и недостойным, Вы пожелали вручить в управление; в тех тяготах, что на нас обрушились, получить утешение и отдохновение мы можем, кроме как от Господа, лишь только от Вас. Подумайте, как от этого нам освободиться, и обратите наш плач в радость, настойчиво прося графа Одона и твердо повелевая ему Вашей королевской властью, чтобы он приказал уничтожить духом истины вышесказанные хитрости, внушенные диаволом, или сам разрушил их ради Господа и Верности Вашей и чести Пресвятой Девы Марии и любви человека, до сих пор Вам верного. Если и ни с Вашей, ни с его помощью нельзя будет прекратить это, словно бы нескончаемое, смущение в наших местах, что иное остается, кроме как полностью запретить во всем нашем епископстве совершать богослужения? а потом нам самим - увы! - против воли и принужденным крайней необходимостью удалиться куда-нибудь в изгнание, не имея более сил видеть своими глазами попирание Святой Божьей Церкви. Чтобы мы не были вынуждены так поступить, снова и снова со слезами умоляем Ваше Милосердие, дабы после изгнания из Ваших земель мы не оказались принуждены открыто признать - чего да не будет! - пред чужим королем или императором, что Вы не захотели или не смогли защитить Невесту Христову Святую Церковь, Вам вверенную для управления.
Славному герцогу аквитанцев Гильельму15 епископ Фульберт желает молитвенной помощи. [1020 г.]
Вы призвали меня написать нечто о том, что такое верность, и я кратко написал Вам то, что следует от ручательства книг. Кто клянется господину
560
пившим: так как он, если будет замечен в нечестности в этих шести вещах, будь то делом, или согласием, окажется нечестивцем и клятвопреступником. Я написал бы Вам больше, если бы не был занят многими другими делами, затем еще восстановлением города и нашей Церкви, которая вся недавно сгорела в ужасающем пожаре. Каковой ущерб не мог не потрясти нас, хотя бы и немножко, однако нас успокаивает надежда на Бога и Ваше утешение.
Фулъберт, смиреннейший из епископов, приветствует своего Хильдега-рияхв. [ок. 1021 г.]
Отсутствие твое часто напоминает, сколь необходимо твое присутствие. Но меня утешает то, что я выражу тебе полнейшую покорность, чтобы ты был достоин ее принять и готов одарить в ответ и тем и другим. Ибо надеюсь, что мне также вместе с тобой будет предоставлена некоторая частица милости от твоих заслуг, если каковые, как Бог даст, будут. Потому я охотно помогу, оказав услугу. Но день прихода к вам я не решаюсь определить, ибо тогда мне, как думаю, не хватит средств, да и в моей диоцезе я занят многими делами. А ты сделай тем временем то, чего я весьма желаю, и верю, что ты это сделаешь: свой труд чтения, молитвы и научения братии в радости духа распределяй, исполняя заботу равно о душе и о теле, чтобы из-за утомления последнего не пропала бы бодрость первой. О деле, касающемся нас и святого отца Хилария, о котором должно правильно рассудить, знаю, что ты не нуждаешься в напоминании, а пока остерегайся воров. Позаботься об одеяниях и прочих украшениях Церкви, которые нуждаются в стирке и мытье, чтобы они своей чистотой украсили праздник Пасхи. Наш лавр и весь фруктовый сад радуются уходу и заботе. Ты помни, что ты также виноградарь и земледелец. О различном числе псалмов, которые добавляются некоторыми во время поста в чтения отдельных канонических часов, следующих в конце, после молитвы Господней и главы, я не нахожу правила. Псалмы же, по моему суждению, были бы излишни, если бы их не защищало благочестие псалмопевцев. Когда же закончены главы, после молитвы Господней, где говорится: "Господи, услыши молитву мою", тотчас же должно было бы прибавлять молитву, которая читается вслух из "Сакраментария". Дозволь, однако, Церкви сохранять на сегодня ее обычай. О значении священнослу-жительских облачений Амаларий17 говорит так: "Желаем вкратце перечислить все вооружение клириков. Голова клирика в верхней части не покрыта волосами. Это символ духа, где есть образ Божий. В нижней части голова окружена волосами, словно [знаком] неизбежности. Одеяние есть обуздание слов. Альба18 есть обуздание прочих низких чувств, при том, что их наставник - разум, стягивающий внутри, словно некий пояс, благодаря опыту воздержания похоть плоти. Обувь - запрещение ступням поспешать ко злу. Сандалии - снаряжение для пути проповедника, который не должен ни терять из виду небесное, ни жаждать земного. Вторая туника - это дела ума. Плащ с капюшоном - благочестивые дела тела. Стола - иго Христово, то есть Еван-
562
гелие. Далматик19 диакона, то есть служителя, есть забота о ближних. Плат есть чистые и благочестивые помыслы, которыми утираем несчастья духа, происходящие по немощи плоти. Архиепископский паллий - ожерелье благочестивейшей проповеди и в Ветхом и в Новом Завете"20. До сих пор было из Амаларика. Посылаю тебе Киприана21, Порфирия22 и "Жития Отцов" с Псалтирью, как ты просил. Увещаю тебя еще, чтобы, работая над Донатом, ты не примешивал никакого неуместного легкомыслия и не подавал повода для шуток, но пусть будет все серьезно. Будь осторожен, ведь ты уже стал посмешищем. Следи еще, чтобы твои приживальщики не ходили полуодетые и не страдали. Приветствуй от меня братии наших в Господе и будь здоров и благополучен. Не заграждай уст пресвитеру благословляющему23, если только не по предписанию своего епископа; да, забыл: это запрещается каноном Агафона24.
Благороднейшему королю Даномаркии Кнуту15 Фульберт, Божией милостью епископ Карнотенский, со своими клириками и монахами желает молитвенной помощи. [1021 г.]
Когда мы увидели твой дар, поднесенный нам, то удивлялись равно и твоему тонкому уму и благочестию: тонкому уму, потому что ты, человек, не знающий нашего языка и отделенный от нас большим расстоянием и по земле и по морю, деятельно занят не только тем, что окружает тебя, но еще и усердно распрашиваешь о том, что окружает нас; а благочестию дивимся, ибо тебя, о котором ранее мы слышали как о властителе язычников, мы узнаем не только как христианина, но еще и как благодетельного и щедрого дарителя Церквям и слугам Божиим. Потому, воздавая благодарение Царю царей, по воле Которого так происходит, молимся, дабы Он даровал благополучие царству твоему в земле вашей и душу твою освободил от грехов содействием Вечного и Единосущного с Ним Единородного Христа, Господа нашего в единстве Святого Духа. Будь здоров, помня о нас, не забывая и своего.
О Филомеле, или Славии Золотая дарит лира сладкие мелодии. Голос, как струна, звенящий, вьется в септенарии, Оглашает наши долы, как луга Эолии. Филомела распевает, щебеча от радости, Гимн слагает вдохновенно по закону музыки, Без чьего искусства молкнут и псалмы, и песенки. Как весна украсит землю пестрыми покровами, Одеваются листвою тоненькие веточки, Ветерок колышет травы, веет ароматами. Веселится Филомела звуками приятными, Горлышко свое дыханьем напрягает в пении,
563
Весть приносит о весне и лета приближении,
Днем и ночью упражняясь в дивном благозвучии,
Навевает утомленным сон своими ритмами,
Путника вдали от дома утешает в странствии.
Голос кроткой Филомелы есть венец гармонии,
Всех пернатых побеждает в честном состязании,
Музыкальным щебетаньем наполняет заросли,
Прославлять весну готовый чистыми напевами.
Вверх взмывает Филомела, к солнечному пламени,
Песнь ее к земле нисходит золотыми нитями.
Уступает тебе эхо в лиственной густой тени,
Уступает тебе лебедь и его мелодии,
Уступает звонкий бубен, наигрыши дудочки.
Пусть ты с виду невеличка, маленькие крылышки,
Но любой пленится сразу, слыша твои песенки.
Кто же смог вложить в напев твой столько чудной сладости?
То Создатель твой, конечно, Царь и неба, и земли.
Молитва
Я обращаюсь к Тебе, о Великого Ангел Совета,
Ты мой Создатель, Христе, Ты Спасенье, и Жизнь, и Надежда.
Мне за Тобою идти дай намеренье, волю и силы.
Что, недостойный, могу, ждать какого я должен исхода?
Ибо, служенье приняв архипастыря, ныне страшусь я
Боле вреда принести своей пастве смиренной, чем пользы,
И потому уступить этот труд я желал бы собрату.
Помня, однако, что мне не родня и не злато достали
Кафедру, мне, из низов вознесенному к власти церковной,
Верю, Тобой мой удел предрешен, от Тебя это было,
И не дерзаю сложить с себя сан без знамения свыше,
Хоть побуждает к тому ум, свидетель моих беззаконий.
Отче, Ты ведаешь Сам, что приятно моим подопечным,
Что назидает меня; потому я молю Твою Милость:
Гибнущей даруй душе от Тебя воспринять вдохновенье,
Сам Ты во мне совершай исполнение дела благого.
Размышление о самом себе
В бедности был ты рожден, но Христос тебя принял, как сына
И недостойного так воспитал, укрепил и прославил,
Что удивляется мир, дарованья Господни считая.
Отроком был ты - тебе Он наставников дал благосклонных,
Ты возмужал - и Господь до епископства ныне возвысил.
Хвалят тебя короли, архипастыри вместе с народом,
Видя, что Господу ты и разумный, и верный служитель.
564
Раб вероломный, стыдись, открывают дела твои правду: Не был разумен ничуть, не однажды ты верность нарушил. Тягостно вспомнить, сколь ты нечестиво грешил против Бога, Сколь огорчал ты святых, на твои преступленья взиравших, Так что едва ли тебя все возможные кары очистят. Но покаянья Господь до сих пор от тебя ожидает, Грешнику век он продлил, чтоб, одумавшись, тот изменился, Рвением лень искупил, прегрешенье заслугой загладил.
О Святом Кресте
Славное знамя Царя, все Своей подчинившего власти,
Крест, воссиявший во тьме надо всеми светилами неба,
Тем, кого гибельный плод предал в рабство безжалостной смерти,
Ты исцеленье несешь, возрастивши им Плод Вечной Жизни.
Древо Святого Креста, пред Тобою в молитве склоняюсь,
Ибо Христос наша Жизнь, Воскресение, Альфа, Омега,
Милость, и Слава святых, Свет, Покой, и Венец, и Награда.
Жертвою ставший Господь, род людской искупивший Собою,
Кровью на Древе Креста яд греха первородного смыл Он,
Жизни врата нам открыл, затворенные прежде Адамом.
Пастырь мой Добрый, Христос, стал я общником этой свободы,
Но, непрестанно греша, благодарность Тебе не принес я.
Горе мне, ибо числом превосходят мои прегрешенья
Белый сыпучий песок, устилающий ложе морское.
Так как для грешника Ты не погибели, блага желаешь,
И пред Тобой согрешит, кто оставит надежду на милость,
В скорби к Тебе я спешу, изливаю к Тебе я молитву:
Сжалься, молю, пощади и меня, и родных моих также,
Тех, кто покинул сей свет, тех, кто здесь, на земле пребывает.
Тем Ты сторицей воздай, кто мне ради Тебя благодетель,
Зло мне творящих прости, отвратив их от их преступлений.
Всем, кто, Тебе поклонясь, осенит себя знаменьем крестным,
Силы подай, поддержи, защити, сохрани и помилуй.
Пусть не приблизится к нам мать всех прочих пороков, гордыня,
Даруй нам чистую жизнь в сокрушенье смиренного сердца.
Скрой от тщеславия нас, от дыханья хвалы неразумной,
Нас удостой воздавать благодарность Тебе непритворно.
Зависти нечистоту с наших душ истомленных очисти,
Их наполняя огнем негасимым любви христианской.
Гнева шипы укроти, возрасти в нас златое терпенье,
Мрачный уныния грех замени на благую надежду,
Жадности дай избежать, удушающей страсти стяжанья,
Чтоб милосердия труд мы во Имя Твое исполняли.
565
Чрева несытость позволь обуздать воздержанием строгим И целомудрием так одержать над распутством победу, Чтоб, от Тебя получив и грехов отпущенье, и силы, Шествуя тесным путем, мы стремились к Небесной Отчизне.
* * *
Римлянин в школе меня обучал, а не житель Эллады. Греческий текст, что тобой принесен, понимать нелегко мне, Ведь не с Гомером я был, а с Вергилием в детстве приятель.
О высшем благе
Средь того, что люд считает величайшим счастием,
Любим мы обыкновенно сытость со спокойствием.
Но философы, подметив это также у зверей,
Учат, что иное благо нужно выбрать для людей,
Полагают, что не должен разум человеческий
Брюху сытому рабом быть и ленивой праздности.
Разум с вечностью сроднился, как уже доказано,
Ибо вечен, бесконечен, так Отцами сказано.
Бренно бренной плоти знанье мира преходящего,
Вечно то, что ищет разум, - знанье мира горнего.
Ум простой и бестелесный не подвержен тлению,
Ибо целость не подвластна порче разложения.
Мудрецы умом стремятся к неизменным истинам,
Познавая жизнь Вселенной, обращаясь к небесам,
И, греховные смиряя похотенья естества,
Утверждают добродетель целью человечества.
Как, философы считают, человеку нужно жить?
Мысли направлять ко благу и всегда добро творить.
Передать смогли потомкам правила полезные,
Сами же не соблюли их, плотью побежденные.
Меж собой у них о Боге было рассуждение,
Но великое возникло после расхождение:
"Нет богов", один твердит; другой в ответ: "Их множество",
Лишь Платон сказал великий, что Едино Божество.
О вкушении пищи
Пышные трапезы жизнь уставную ведут к беспорядку. Если потворствуешь чреву, обжорство твой ум потемняет, Если питаешься скудно, хвалы иль злословья дождешься. Шествовать царским путем нелегко; опасаться придется, Как бы унынье твой дух не сломило; так часто бывает. Сможешь совсем избегать этих трапез коварных, - прекрасно; Если же нет, приступай, будь веселым, но помни уставы. Все понемножку отведай, что правило не запрещает, Только пусть множество крошек тебя не ведет к объеденью.
566
1 См. «Герберт Орильякский» в наст. изд.
2 См. «Сигеберт из Жемблу "О церковных писателях"» в наст. изд.
3 Подразумеваются общеизвестные слова молитвы "Отче наш": "и остави нам долги наши,
яко же и мы оставляем должником нашим".
4 Савеллиане - одно из еретических учений (нач. III в.), искаженно представляющее Лица
Св. Троицы.
5 Леутгерик (ум. в 1032) - епископ Сансский, ученик Герберта Орильякского.
6 Роберт II (972-1031), по прозвищу Благочестивый, или Мудрый - второй правитель из ди
настии Капетингов, король Франции с 996 г.
7 Ныне г. Орлеан.
8 См. «Одилон Клюнийский» в наст, изд.; Фульберт в бытность свою простым монахом нахо
дился, вероятно, под началом Одилона в Клюни.
9 Гауфрид упоминается Фулбертом и в письме к королю Роберту, - виконт Годфруа де Ша-
тодун, который построил себе замок на монастырских землях (в нынешнем Ийе, на землях,
принадлежащих собору Пресв. Богородицы Шартрской).
10 Одон II (983-1037) - граф Блуа, Шартра, Шатодуна, Прованса, Реймса с 1004 и граф Труа и
Мо с 1022 г., родственник одновременно Рикарда I Нормандского и Рикарда II Нормандско
го, с которым находился в неприязненных отношениях, и короля Франции Роберта II.
11 Король - Роберт II; Рикард II (963-1027), по прозвищу Добрый - сын и наследник Рикарда I
Бесстрашного, герцога Нормандского, союзник Роберта I.
12 Ныне город Галлардон в 20 км к северо-востоку от Шартра, при слиянии рек By аз и
Ремард.
13 Угодья, принадлежавшие собору Пресв. Богородицы.
14 Гугон Я (1007-1025) Великий - соправитель короля Роберта II с 1017 по 1025 г.
15 Гильом V (969-1030), по прозвищу Великий - герцог Аквитанский, граф Пуату, друг Фуль-
берта.
17 Хильдегарий - верный ученик Фульберта, субдиакон Шартрского собора.
17 Амаларий Мецский (ок. 780-851) - выдающийся богослов эпохи Каролингов, литургист,
в трактате "О церковных служениях" попытался объединить практику Римской и Галльской
церквей.
18 Литургическое одеяние священника из белого полотна.
19 Церковное одеяние первоначально дьякона, позже - священника.
20 Амаларий Мецский. Четыре книги о церковных служениях (De ecclesiasticis officiis libri qua-
tuor). PLV.105. С. 1102.
21 Св. Киприан (ум. в 258) - епископ Карфагенский, раннехристианский богослов, создатель
канонического учения о единстве Церкви.
22 Порфирий (234-301/305)- греческий философ, представитель неоплатонизма. В эпоху
Средних веков его трактат "Введение к категориям Аристотеля" давал представление о ло
гике Аристотеля и многократно комментировался. Порфирий писал сочинения по грамма
тике. Ниже в письме упоминается имя еще одного грамматика - Доната (IV в.), чье сочине
ние "Ars Minor" (Малая грамматика) широко использовалось в Средние века.
23 Обыгрывается ставшее поговоркой выражение: "не заграждай рта у вола молотящего"
[1 Кор 9, 9], одно из законоустановлений Моисеевых [Втор 25, 4].
24 Агафон - папа Римский (577-681).
25 Кнут (ок. 994-1035) - король Англии, Дании и Норвегии. Он был крещен еще ребенком, но
интереса к вере не проявлял, пока не стал правителем Англии в 1014г., после смерти своего
отца Свейна, с которым Кнут вторгся в Англию. Получив английский престол, Кнут стал де
лать большие пожертвования на церковное строительство, в частности, отстроил Бэри Сент-
Эдмундс (см. Аббон Флерийский "Страдание св. Эдмунда, короля и мученика" в наст, изд.)
и оказал помощь в строительстве Шартрского собора.
567