Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

X - XI века

К оглавлению

Иво Шартрский

Один из самых знаменитых епископов Франции XI-XII вв., Иво Шартрский, родился в окрестностях Бовэ около 1040 г. в знатной семье. Образование он получил сначала в Париже, затем в Нормандии, в монастыре Бек, славившемся своей богословской школой. Там Иво учился у Ланфран-ка (1005-1089), будущего архиепископа Кентерберийского при Вильгельме

594

Завоевателе (1028-1087), первом короле Англии из Нормандской династии. Соучеником Иво был Ансельм (ум. в 1109), будущий преемник Ланфранка на Кентерберийской кафедре, один из наиболее известных богословов Средневековья. Иво поступил в монастырь Нель в Пикардии, затем через некоторое время вернулся в Бовэ и, по желанию епископа Гюи (1063-1085), в 1078 или 1080 г. возглавил основанный им монастырь св. Квентина, ставший при Иво знаменитой школой богословия. В то время Иво снискал славу одного из лучших учителей Франции.

В 1090 г. Иво был рукоположен на Шартрскую кафедру. Его переезд в Шартр способствовал новому расцвету богословской школы при соборе Шартра, основанной известным математиком, богословом и философом епископом Фульбертом (ок.960-1028). Предшественник Иво на Шартрской кафедре, Гауфред, был вынужден сложить с себя епископский сан по причине симонии (торговли церковными должностями). Сторонники Гауфреда не желали принимать нового епископа и пытались сместить его; однако Иво был рукоположен самим папой Урбаном II (1042-1099) и получил от него поддержку в споре со своими противниками.

Слава епископа Шартрского как богослова, литургиста, знатока церковных канонов была весьма велика. Его канонические книги, например, "Па-нормия" (Panormia), составленная до 1096 г., приобрели широкую известность еще при жизни автора. Списки "Панормии" почти сразу после ее написания появились в Англии (Дарем и другие крупные центры), в Германии (Наумбург). Как канонист, Иво принимал участие в обсуждении проблемы инвеституры, то есть назначения на высокие церковные должности; до конца XI в. инвеститура находилась в руках светской власти, что способствовало распространению симонии. Еще в 1099 г. Иво призывал к разделению церковных и светских элементов в назначении епископов. Эта идея нашла свое воплощение в так называемом Вормсском Конкордате 1122 г., согласно которому в Германском королевстве епископы и аббаты избирались высшим духовенством в присутствии короля или его представителя, причем знаки духовной власти вручались новопоставленному собрату архиепископом, а знаки светской власти - королем.

Несколько посланий Иво связаны с событиями 90-х годов XI в. Филипп I Французский (1052-1108), женатый на Берте Голландской (с 1072 г.), оставив ее, увез Бертраду, жену своего вассала Фулька Рэхина, графа Анжуйского, и пожелал заключить с ней брак. Хотя папа Урбан II отлучил короля от церкви, епископ г. Санли был готов совершить церемонию венчания. Однако другие епископы, возглавляемые Иво, отказались присутствовать при этом событии. В письмах к королю и собратиям-епископам Иво резко высказывался о происходящем. В 1094 г. Иво отказался поддерживать союзника короля Филиппа, Роберта, герцога Нормандского, против его брата, Вильгельма (Вильгельм II Рыжий (1060-1100), король Англии), и этим подал королю формальный повод для преследований. В этом же году умерла Берта,

595

законная жена Филиппа, но муж Бертрады, Фульк Рэхин, был жив, поэтому отлучение короля было еще раз подтверждено на церковном соборе в Отене 1 октября 1094 г. В ответ король собрал в Париже епископов, чтобы осудить Иво за государственную измену. Иво провел несколько лет в заключении, не прекращая переписки со своими сторонниками. Только письмо папы Урбана II королю Филиппу помогло его освобождению. После освобождения Иво вернулся в Шартр и до самой кончины оставался на епископской кафедре. За всю свою жизнь Иво написал более 300 посланий разным лицам по вопросам политики, литургики, догматики, канонического права, морали. Собрание этих посланий представляло большую ценность как род справочника, обобщающего реальный жизненный опыт главы монастыря, а затем и диоцезы. Авторитет Иво был столь велик, что сборники его посланий часто включались в состав монастырских библиотек.

Перевод сделан по изд.: PL 162, 13-28; 505-527.

Проповеди

VII О Пришествии Господнем в мир

(О Рождественском посте)

Так как, празднуя настоящие дни, мы празднуем оба Пришествия Христова в мир, должно различать Вашему братству, во что из прошлого вы должны веровать в этом праздновании, что ожидать от будущего, насколько ожидание будущего вас, обеспокоенных страхом, удерживает от злодеяний: вера же в прошедшее утвердит вас, не охладевающих в добрых делах, чрез любовь, ибо никто из вас не сомневается, что Господь уже пришел в образе раба, чтобы над Ним был произведен суд; никто из вас не отрицает, что Он придет в том же образе, чтобы судить. Первое его пришествие было тайным, второе будет явным. Ибо о первом его пришествии так читаем: "И Человек был, и кто познал Его?"1. И в Евангелии: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" [Ин 1, 5], и многое в таком роде. О втором же так говорится в Писании: "Грядет Бог наш, и не в безмолвии" [Пс 49, 3]. В первом пришествии Он молчал, не по предписанию, но по рассуждению. "Будучи злословием, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал" [1 Пет 2, 23]. И, как Агнец, пред стригущим Его, Он не открыл уст Своих. Во втором пришествии Он не будет молчать, когда каждому воздаст по делам его. Ибо Он скажет тем, кто будет стоять слева от Него так: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный" [Мф 25, 41]. А так - тем, кто будет справа от Него: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" [Мф 25, 34]. Первое пришествие было со смирением и кротостью; второе будет с ужасом и величием. Ибо о первом устами пророка говорится Церкви: "се, Царь твой грядет к тебе кроткий" [Мф 21, 5]. Об ужасе второго так говорится в псалме: "Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря"

596

[Пс 49, 3], то есть, что буря далеко прогоняет дурных людей от славы видения Его, а затем их пожирает огонь. Об этой буре написано: "удалится нечестивый, да не будет взирать на величие Божие" [ср. Ис 26, 10]. А об огне, которому должны быть преданы дурные люди, говорит Господь устами Моисея так: "огонь возгорелся во гневе Моем, жжёт до ада преисподнего" [Втор 32, 22]. Поскольку Господь также придет на суд с величием, Он говорит так: "Когда же приидет Сын Человеческий во Славе Своей..., и соберутся пред Ним все народы" [Мф 25, 31-32]. В первом пришествии Господь пришел неправедных оправдать, во втором придет неправедных осудить. В первом Он пришел призвать отвратившихся, во втором прославить обратившихся. В первом пришествии Христос был предан за нечестивых недолжной смерти, во втором Он предаст нечестивых должной смерти. В первом пришествии Он приходит изменить нас внутренне по образу Божию. Во втором же "уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его" [Флп 3, 21]. Ибо как чрез первого человека земного грех вошел в мир, и чрез грех - смерть, так подобало, чтобы чрез Второго Человека Небесного человек сначала оправдался от греха, после чрез Него же восстановился к бессмертию. Ибо каким образом он погиб, таким же образом он должен быть восстановлен. Первая смерть - вероломство; от нее происходит вторая: повреждение плоти чрез уход души. Так первое Воскресение - оправдание, второе - преображение поврежденной плоти в бессмертную. Ибо и то, и другое пришествие Господне было необходимо для нашего восстановления, и Святая Церковь имеет обычай, исполняя обряды, почитать то и другое, чтобы начатые благодеяния первого пришествия вновь вспомнить с благодарностью и ожидать совершенных благ будущего пришествия с благочестивым трепетом. Потому то, что о том и другом пришествии Господнем записано в Законе, и пророках, и псалмах, и Евангелии, особенно возглашается чтением и пением в Церкви в эти четыре седьмицы, чтобы этими четырьмя родами свидетельств о полученных благодеяниях мы укреплялись к благодарению, а к будущему готовились с неленостным волнением и с усердием. Итак, сохраним первое одеяние непорочности, которую мы получаем в первом пришествии, чтобы, спеша с нею на брак отеческий, мы удостоились также получить иное одеяние бессмертия. Очистим себя от всякого осквернения плоти и духа, чтобы Каким мы, в радости, принимаем Искупителя, Таким же узреть в твердом уповании приходящего Судию. Как говорит Апостол: "каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается" [1 Кор 3, 13]. В день же Господень этот вот воздух, который близко к земле, наполнится огнем вплоть до места, где поднимается разлитие вод: чрез каковой огонь пройдет всякий воскресший, предстающий пред Судом Христовым. Как вещественный огонь или испытывает, или очищает золото и серебро: так этот вот огонь дела, совершенные воскресающими, испытывает, а несовершенные очищает. Ибо так говорит Апостол: "У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон, впрочем, сам

597

спасется, но так, как бы из огня [1 Кор 3, 14]. Зная это, возлюбленные, приготовимся к Пришествию Судии, чтобы Он нашел в нас не то, что осудит, но то, что увенчает. "Предстанем лицу Его со славословием" [ср. Пс 94, 2], оплачем злодеяния, нами сотворенные, поставим судьей над нами нашу совесть, ибо, как говорит Апостол: "если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы" [1 Кор 11, 31]. Ибо Высший Первосвященник, Который Себя за нас принес Богу Отцу, до сих пор просит за нас одесную Отца; до сих пор оставляет грешникам возможность для помилования Тот, Кто отрекшимся и после не обратившимся оставит только лишь возможность для возмездия. Итак, пока у нас есть время, избегнем, исправляясь, возмездия за прошлую жизнь, будем искать милосердия, храня суды праведные, чтобы в последствии не воссел напротив нас суровый Судия - Тот, Кто ныне просит за нас, милостивый Первосвященник Иисус Христос Господь наш.

X. О явлении Господа во плоти (Об Епифании)

Древние отцы твердо установили праздновать этот день явления Христова во плоти по трем причинам. Причины эти знает каждый христианин, который имеет обыкновение читать или слушать Евангельскую историю. Об этих причинах следует немного сказать: каким образом они служат прославлению Бога и что приносят нашему просвещению. Первая причина имеет отношение к тому, о чем объявляет сегодняшнее Евангелие [Мф 2], что когда появилась новая звезда, указывающая на появление Истинного Света, то волхвы из восточных пределов, побужденные ею, пришли в Иерусалим и узнавали о месте Рождества Христова, и та звезда шла перед ними и встала над домом, где был Младенец, и они нашли Младенца, и принесли Ему таинственные дары: золото, ладан и смирну. Во-первых, вот что приносит пользу просвещению нашей веры: появившаяся новая звезда возвестила, что явилось на земле Рождество Божественного Света, чтобы всякое разумное существо не могло оправдать непризнание Его, ибо видело, что Ему еще и стихии служат. В этом деле Иудея может быть менее оправдана, когда она, не веря Тому, о Чьем рождении знала из Писаний, видела, что Волхвы, словно олицетворяя языческие народы, из-за явленных знамений поклонились Ему и почтили таинственными дарами. Те волхвы в действительности были не некромантами2, как некие полагают, но языческими философами; они по роду занятия своего умели распознавать знамения и из сопутствующих им обстоятельств понимать исход дел. Потому они знаменовали соответственно: золотом, которое обыкновенно приносят царям в виде дани, Царскую Власть рожденного Младенца; ладаном, который возжигается в жертву Богу, Божественную природу Того же Младенца: смирной, которой умащаются тела усопших, Его смертную природу. Кафолическая Матерь-Церковь и верует, и проповедует, что во Христе были три этих лица, и, поклоняясь Царствующему в Небесах, почитает Его не таинственными дарами, но золотом, ладаном и смирной, вынесенными из хранилища своего сердца. И действительно, мы приносим Богу

598

 

 

 

 


золото, когда, благодаря терпению, не отпадаем от Него, испытанные в мучениях. Как золото утончается и растягивается, когда по нему бьют молотками, так и благочестивая душа увлекается посредством терпения к лучшему, когда проходит мучения; и для нее терзание - битье молотом, стойкость -протяжение. Потому говорит Апостол: "от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда [Рим 5, 3-4]. Также и ладан мы возжигаем Ему на алтаре сердца, когда, горящие к нему внутренней любовью, мы стремимся угодить Ему в усердии сокрушенной и слезной молитвы. Также мы выносим смирну из ларца своего сердца, когда ради любви к Нему мы посвящаем себя бдениям, молитвам, посту и другим славным упражнениям и тем укрощаем необузданность плоти. Потому в Песни Песней говорит Невеста: "и с рук моих капала мирра" [Песн 5, 5]. Лучшая же смирна есть укрощение плоти, принимаемое с рассуждением, которое добивается не похвалы людской, но переходит к оживлению души. Смирну струят руки Павла, когда он говорит: "усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" [1 Кор 9, 27]. О первой причине празднования Христова явления во плоти как для веры, так и для просвещения нравов, из-за краткости проповеди сказано достаточно.

Другая причина этого празднества состоит в том, что Иисус пришел к Иоанну на Иордан, когда Ему исполнилось тридцать лет, чтобы от него креститься; небеса открылись и Дух Святой появился в виде голубя, и был услышан Отеческий глас: "Ты Сын Мой Возлюбленный" [Лк 3, 22]. Этим подтверждается истинность нашей веры в Рождество Христово, и простота приходящих к вере воспитывается в стремлении к крещению и его пользой. И в самом деле, жизнь Христа упорядочивает жизнь христианина. Ибо, когда веришь, что Христос, не только Сам безгрешный, но еще и грехи мира очищающий, как можно видеть, принимает таинство крещения от раба, по какой же причине некий праведник, некий святой человек не сможет принять от со-служителя своего то же таинство, сможет от него уклониться? Ибо всем тем необходимо возрождение, рождение которых было греховно. Именно потому, что этого не было во Христе, о Ком читаем: "но род Его кто изъяснит?" [ Ис 53, 8], Он принял это таинство лишь только ради обозначения полноты праведности, чтобы оставить нам после этот обычай. Потому, когда Христос сошел в воды Иордана, небеса открылись над Ним, и, когда Дух Святой сошел на Него, Он был назван Сыном Божиим, Он подал нам вышину христианской благодати, ибо и огненный меч, заграждающий нам рай, угашается в водах крещения, и доступ в рай открывается, и каждый крещеный, принимая залог Духа, чрез усыновление делается сыном Божиим.

Третья причина этого празднества та, что Господь в годовщину Своего Крещения в присутствии Своих учеников благословил добрый брак Своим присутствием и началом Своих знамений и тем, что, претворив на браке воду в вино, сообщил нам великое Таинство: во-первых, чрез явление чуда дал понять Своим ученикам, до той поры не ведающим о ней, свою Божест-

600

венную природу. Таинственно же вода, превращенная в вино на браке, дает понять, что Бог соединяется с человеческой природой и делаются двое, Христос и Церковь, единой плотью [ср. Еф 5, 31-32], и закон, который до этого соблюдался только по плоти, чрез причастность человечеству Христову, понимается духовно. Мы также от предстоящей нам и пресной жизни ветхого человека чрез это соединение Христа и Церкви перешли в усыновлении к сынам Божиим.

Об этом можно говорить весьма много и длинно и подтверждать свою речь свидетельствами Писаний; но, чтобы слушатели не отягощались долготой речи, ныне этого достаточно. Ибо благоразумный человек принимает пищу настолько с большей пользой, насколько он голоднее, и настолько он более разборчив, насколько богаче пищей. Итак, сказав это выше, возлюбленные, утвердим нашу веру в Божественную и Человеческую природу Христа, вспоминая о свершившемся, и будем соответствовать нравами и образом жизни этим торжествам, которые мы празднуем в сем преходящем времени, чтобы чрез праздники, которые мы отмечаем в нашей преходящей жизни, мы удостоились достигнуть вечной радости.

XII. О семидесятнице

Мы знаем, любезнейшие, что, пребывая в сем мире, мы отчуждаемся от Господа, потому нам подобает ежедневными слезами оплакивать несчастье этого изгнания и всем желанием стремиться к Вечной Отчизне. Но так как Церковь, почтенная многими таинствами, не может торжественно отмечать это в общественных собраниях, под образом вселенского времени нам особенным образом сообщены эти семьдесят дней, в течение которых в чтениях и песнопениях мы вспоминаем гибель рода человеческого и ежедневно скорбим, размышляя о нашей горькой смертности. Потому во входных молитвах сегодняшней миссы святая Церковь оплакивает смерть, причиненную ей чрез падение Первородителя, и, низвергнутая в скорби сей жизни в эти нижние пределы, скорбя, восклицает: "Объяли меня муки смертные..., цепи ада облегли меня" [Пс 17, 5-6]. Также для обозначения этого мы прекращаем наиболее употребительное в церкви восклицание, то есть "Аллилуйа!", от сегодняшнего дня вплоть до Пасхи, и вместо этого еврейского слова часто повторяем латинское, то есть "Слава Тебе, Господи, Царь вечной славы". Ибо как земной Иерусалим имеет образ Небесного Отечества, так и это вот восклицание, некогда часто повторяемое в хвалах Богу названным выше городом, означает хвалы граждан Вышнего Иерусалима, Матери Нашей, о которых поется в псалме: "Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя" [Пс 83, 5]. Значит, тем, что мы латинским речением восхваляем Бога в Его странствии к Иерусалиму, мы обозначаем странствие нашего изгнания. Этому значению семидесяти дней соответствует значение семидесяти лет, в течение которых жители этого земного Иерусалима были уведены в плен под власть царя Ассирийцев, и, пребывая в вавилон-

607

 

 


часто желая этого. Потому Апостол говорит: "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" [Рим 8, 22]. И мы сами, имеющие начатки Духа, печалимся, ожидая принятия в число сынов Божиих, искупления плоти нашей. Это же творение есть душа, восстановленная от повреждения грехом к образу Бо-жию, которая оплакивает внутри себя тщету, которой подчинена, и, словно роженица, пребывает в большом страхе и тоске, что столь надолго удалилась от Отчизны. Так же тосковал Псалмопевец, когда говорил: 'Торе мне, что я пребываю у Мосоха" [Пс 119, 5]. И сам Апостол, принявший Духа Святого среди первых членов Церкви, желая быть принятым в число сынов Божиих на деле, что он уже имел в надежде, так тосковал, когда говорил: "Имею желание разрешиться и быть со Христом" [Флп 1, 23]. Потому мы, утомленные и отягощенные несчастиями вавилонскими и вдохновляемые тоской по Вышнему Граду, словно бы вешаем на ивы наши арфы, на время скрываем проповедь радости Небесного Царства, которую мы обращали к угнетателям века нашего, укорененным в страстях мира, более того презирающим Божественную благодать, чтобы не показалось, что мы мечем бисер перед свиньями и даем святыню псам. Потому говорят пленники тем, кто захватил их в плен: "Как нам петь песнь Господню на земле чужой"? [Пс 136, 4]. Земля чужая есть множество нечестивцев, не принадлежащих к Вышнему Граду, которое, презирая, попирают, словно свиньи, бисер, то есть светлое Слово Божие, или, словно псы по отношению к святыне Божией, маловерно рассуждают о Слове Божием. Ныне, когда мы сжато изложили древнее и нынешнее значение нашего плена, кратко послушаем, почему число "семьдесят" понимается как образ вселенского времени. Все время сей преходящей жизни упорядочивается седьмеричным круговращением дней, в которые нам предписывается соблюдать десять заповедей. В то время как мы сохраняем в это краткое время нашей жизни десять заповедей закона, мы словно бы семикратно увеличиваем динарий, и восполняем совокупность числа "семьдесят". Итак, в эти дни сделаем то, что во всякое время должно делать, а именно: особенно и с большей охотой предадимся плачу, чтобы чрез горечь сердца и плач вернуться к нашему Отечеству, от которого мы отпали по причине смертоносного удовольствия. Тогда мы возвратим себе прерванное ныне "Аллилуйа" и с вышними гражданами без конца будем славить Бога, -что мы обозначаем пятидесятью днями Господня Воскресения, когда будем часто повторять одну песнь "Аллилуйа". Тем временем восскорбим в пути, чтобы после возрадоваться в Отечестве. Пусть станет для нас горьким все, что бы ни было сладко в делах мира, по сравнению со сладостью Божией и красотой Дома Божия: насколько всякий больше всего любит горняя, настолько он понимает, что он больше принадлежит к Высшему Отечеству. Так, отвратив взор, пробежим поприще сей преходящей жизни, чтобы мы могли достичь награды высшего призвания. В какой бы час мы ни пришли в виноградник Господень, мы неизменно понесем тяготы знойного дня, чтобы вечером не лишиться дневного денария. Ибо так говорит Господь: "претер-

603

певший же до конца спасется" [Мф 10, 22]. Не будем глупыми путниками, чтобы, позабыв свое Отечество, мы возлюбили бы вместо родины изгнание и оставались бы в пути. Не будем столь бесчувственными, чтобы не понимать, что мы печалимся в скорбях нашего страдания и нашей смертности, и не искать целительного средства в самих скорбях. Ибо обыкновенно нет надежды на жизнь у тех больных, кто в болезни не чувствует, что он слабеет. Следовательно, прибегнем к Врачующему и Дарующему вечное здоровье. Явим Ему в покаянии нашем язвы свои, и пусть каждый воскликнет к Нему из глубины своей: "Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены" [Пс 6, 3]. Ибо так Врач наш сделается благосклонным к неправдам нашим, исцелит всякую расслабленность нашу, и исполнит во благих желание наше.

XIV. О Великом посте (О четыредесятнице)

Из проповеди апостольской ваше братство услышало: если кто говорит, что он пребывает во Христе, "должен поступать так, как Он поступал" [1 Ин 2, 6]. Итак, пусть христианин узнает, как поступал Христос, чтобы сообразно жизни Христа получить свой образ и жизнь христианина. Пусть новокрещеный узнает, что Христос сделал, удалившись от места крещения. Пусть послушает воцерковленный, примеры какого утешения Христос являл своим ученикам с самого начала своей проповеди. Пусть возросший полностью в вере внимает тому, что чрез горечь страдания совершил Христос [Евр 2, 10]; да отыщет он в жизни своей все ступени, по каковым научится, по каковым пойдет вперед, по каковым достигнет совершенства. Итак, пусть узнает новокрещеный, что Иисус, отойдя от Иордана, был приведен Святым Духом в пустыню, там постился сорок дней и, взалкав после поста, позволил Себя искушать [ср. Лк 4, 1-13]. Он отошел в пустыню, чтобы показать пример неофитам, чтобы они не переходили сразу после своего обращения к общественным делам, тотчас же поспешно не принимались бы за служение проповеди, не ввергли бы себя снова в суету и смятение мира сего, но, словно найдя убежище в уединении ума, стремились бы только к исправлению своей жизни и в этом уединении ожидали бы Того, Кто сделает здравыми слабых и неспокойных духом. Так Господь удержал учеников своих, до тех пор несведущих и еще не испытанных в мучении, от проповеднического служения, говоря: "вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" [Лк 24, 49]. И устами Моисея говорится: "не работай на первородном воле своем" [Втор 15, 19], то есть, не проповедуй в самом начале доброго делания. Потому Господь постился, чтобы научить нас обуздывать стремление к чревоугодию и увещать нас воздерживаться от соблазнов сей временной жизни. Ибо как Он не нуждался в крещении, в котором Он очистился бы от первородного греха; так и не был Ему необходим пост, в котором Он обуздывал бы в Себе побуждения плоти, которых не имел. Он пожелал быть искушенным, показывая Своим Собственным примером, что

604

у всякого, начинающего благочестивую жизнь, бывает достаточно искушений. Но так как Господь во всем опроверг Своего искусителя, так и мы, оставив наши страсти, не вернемся к ним снова и удержимся от своего желания. Пусть не ослабит услаждение плоти стойкости нашего духа, пусть не удерживают нас заботы от доброго замысла, пусть не уклонит нас в превратную сторону мирское честолюбие. Ибо во всяком искушении, в котором победил Христос, должен победить христианин. Этому таинственному посту соответствует еще таинственное число, а именно, сорок, то есть десять, взятое четырежды, полученное в увеличении; следует понимать так, что мы должны поститься не только в отношении плотской пищи, но еще воздерживаться ото всех преходящих наслаждений. Ибо мы увеличиваем четвертное число словно бы посредством десяти, в то время как мы насильно понуждаем нашу хрупкость, образованную из соединения четырех стихий или из четырех времен года, к многотрудному учению десяти заповедей. Потому это соблюдение Великого Поста нам поручено как образ вселенского времени, поскольку то, что мы довольно редко исполняли ранее по причине многочисленных обстоятельств, ныне исполним без отговорок, не только скудостью пищи, но еще и искоренением пороков и упражнением в добродетелях. Ибо без милостыни и других дел любви пост столь же действенен, сколь действенен грубый лоскут, вшитый в старую рубаху, по свидетельству Господа: "Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже" [Мк 2, 21]. Ибо как новый лоскут не обновит всю старую рубаху, но обезобразит ее ветхость либо получившейся прорехой, либо тем, что он новый, так воздержание только лишь от пищи не делает совершенного человека, но делает более заметной его прежнюю безнравственность. Пусть лежащие в расслаблении, просящие из-за голода подаяния, утомленные странствием ощутят ваше воздержание, чтобы вы послужили нужде нуждающихся в том, чего вы лишаете вашу плоть. Будьте, словно усердные жнецы, чтобы в то время как вы восстановили бы убыль прошедшего года, вы приготовились бы и к будущему, где душа ваша имеет жительство. Удержите язык свой, чтобы уничижительные, насмешливые, пустые, бранные слова вы и сами не говорили, и не слушали бы охотно говорящих. В то время по обоюдному согласию жена не оказывает должного мужу, пусть и муж окажет честь слабому сосуду, чтобы, согласно князю апостолов "не было вам препятствия в молитве" [1 Пет 3, 7]. Ибо в это время никто не должен предаваться чувственным удовольствиям, желая чрез покаяние очиститься от бывших грехов плотского вожделения. Хотя Христос, как уже было сказано, удалившись вскоре после крещения от Иордана, освятил этот пост. Своим примером. Для того, однако, предназначено время, близкое к празднованию Пасхи, чтобы христианский народ по возможностям своим усердно стремился подражать своему Главе еще и в дни этого поста, и чтобы мы встретили святой день этим постом очищенными. Подобает, чтобы после времени скорби последовала радость Господня Воскресения, ибо после пере-

605

несенных мучений, после преодоленных искушений этой преходящей жизни понадеемся и мы, что стяжаем радость нашего воскресения, когда освободимся "от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" [Рим 8, 21]. Ибо как коленопреклонениями и скорбью сего времени мы знаменуем, что угнетены грузом грехов и сгорблены тяжелой неволей, так разрешением поста на пятьдесят дней после Воскресения и молитвой в прямостоянии предобразу-ем, насколько это возможно, свободное устремление наше к нетленной жизни. Итак, братия, тем временем будем помнить этот образ так, чтобы ныне иметь его в уповании, наконец обрести его в действительности: поскольку первое подобает идущим по пути, второе же заслуженным воинам, когда уже закончился срок служения, да воздастся наградою в их Отечестве.

XVIII. На день Пасхи

В то время как прочие праздники воспоминанием о деяниях воздействуют на умы христиан духовной радостью, в Воскресении Христовом, сходным образом, вместе радуются сердца и тела, ибо, когда восстает Христос, наш внутренний человек восставляется вместе с Ним от смерти греха и надежда на наше телесное воскресение подтверждена вернейшим доказательством. По заслугам радуется внутренний и внешний человек3, так как Христу один совосставляется на деле, другой в надежде. Потому этот праздник не возвращается к своему ежегодному дню, как остальные праздники, в которых только происходит воспоминание прежних событий, но соблюдению этого праздника отводится воскресный день и время уменьшения луны после недавнего исполнения весеннего равноденствия. Ибо день Господень, который является восьмым, и подобающим образом представляет Господне Воскресение, которое произошло в тот день, и предобразует наше воскресение, которое наступит после седмеричного обращения этого времени. А уменьшение луны приписывается этому соблюдению праздника по причине несомненного таинства, ибо, согласно астрологам, шар луны всегда наполовину не светится и наполовину светится. Ибо, когда луна возрастает, освещается нижняя часть, когда же убывает, освещается верхняя. Луна же в Священном Писании символизирует Церковь, которая по необходимости со времени своего возникновения терпит изнеможение своей смертности, однако в среде дурного и вероломного народа, по мере разумения своего, просвещает ночь человеческого невежества. Ей, обновленной и воскресшей со Христом, говорится устами Апостола: "Ищите горнего.., о горнем помышляйте, а не о земном" [Кол 3, 1-2]. Нам дается понять в Пасхальном таинстве и сообщается образом луны, во время Пасхи убывающей в нижней части и возрастающей в верхней, что от времени нашего обновления всегда наша любовь и стремление к земному уменьшается, и желание горнего благодаря ежедневным преуспеяниям возрастает. Мы тогда только будем торжественно отмечать истинную Пасху, если всегда будем постигать жизнью и нравами то, что обозначаем тайнами вещей и времен. Потому мы празднуем святую Пасху семь дней в белых

606

одеждах, что они всегда нам напоминают о том, что должно хранить чистоту тела и радость Воскресения. Потому и устами Премудрости говорится: "Да будут во всякое время одежды твои светлы и да не оскудеет елей на голове твоей" [Екк 9, 8]. Это же самое, если сказать: пусть никогда не отходит чистота от тела, духовная радость от сердца. Таков же был смысл, когда иудейский народ семь дней питался неквашенными хлебами после того, как вкусил агнца. Апостол толкует значение этого события: "Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" [1 Кор 5, 7]. Как если бы он сказал: чтобы вы были достойны праздновать истинную Пасху и вкусить Плоть Истинного и Непорочного Агнца, очистите старую закваску, то есть уничтожьте старый грех, чтобы вы были новым тестом, то есть возвратите себе новизну новой жизни, которую вы примете в Святой Купели. Ибо, когда народ, приходящий к вере, научается ее основаниям, он словно бы перемалывается: ибо, как разнообразие зерен посредством мельницы становится единством, так и различие людей чрез научение веры приводится в некое единодушие. Но это еще не тесто. Прибавляется вода, и делается хлеб. Так в другом месте говорит Апостол: "Один хлеб, одно Тело мы ... во Христе [ср.], когда бы ни ели от хлеба Его и из чаши Его ни пили" [ср. 1 Кор 10, 17 и 11, 26]. "Посему станем праздновать не со старою закваскою, ... но с опресноками чистоты и истины" [1 Кор 5, 8]. Как если бы он сказал: поскольку истинен Агнец, Которого вкушаем, приступим ко вкушению Плоти Его так, чтобы сохранить сердце чистым от злобы и язык непорочным от лжи. Ибо мы пресуществимся, словно сладкий хлеб во Плоть Христову, чтобы всегда быть со Христом, пребывающим в нас; и так будем праздновать Истинную Пасху не только семь дней, но и все время, то есть, чтобы всем желанием перейти из нижних к вышней радости небес.

Послания

Иво, Божией милостью смиренный епископ Карнотенский, благородной графине Аделе4 желает постигать правду во Христе.

Королевская кровь Вашего Высочества, унаследованная и от отца, и от матери, в глазах всех открыто свидетельствует о знатности Вашего рода. Но, насколько я усвоил, у тех, кто благочестив душою, честность обычаев и щедрость весьма сильно превосходят знатное происхождение. Потому удивляюсь, по какой причине Вы не предостерегаете двоюродную сестру Вашу Аделаиду5, которую, как Вы утверждаете, Вы любите и прелюбодейную связь которой с Вильгельмом Вы с таким усердием стараетесь или защитить, или сохранить, не заботитесь надлежащим образом ни об их, ни о Вашем спасении и не открываете ей, каковой позор до некоторой степени угрожает мне из-за этого. Ибо разве духовный меч, вложенный мне в уста, дерзнет поразить находящихся вдали от меня, оскверненных той же пагубой, если не дерзнет затронуть тех, кто близко, или если будет такое терпеть? Разве не

607

напомнят мне те самые слова Евангельские: "Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, ... сучок [в нашем]" [Мф 7, 5]. Кроме того, такую терпимость мне сурово запрещает апостол, говоря о творящих подобные непотребства: "делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" [Рим 1, 32]. Одобряющими блаженный Амвросий называет тех, кто не грех не замечает или защищает его. Прошу, не щадя сил, чтобы не возмутилось против меня Ваше Высочество, так как Тот, Кому открыта бездна человеческой души, мне Свидетель, что я порицал их связь не по причине своей или чье-либо недоброжелательности, но только по строгости и любви к справедливости, так что, если иначе не может статься, я желал бы скорее навлечь на себя недоброжелательство людей, чем пренебречь законом Бога моего. Однако я снизойду к прошению Вашему на таковом условии, а именно: если каждый из них поклянется, что до окончания рассмотрения дела они сохранят себя чистыми от плотского совокупления; а иначе, мне придется много потрудиться, чтобы мертвеца уже четырехдневного, повсюду смердящего6, многократным увещанием я мог бы вызвать "от ада преисподнего" [Пс 85, 13]. Будьте здоровы.

Иво, Божией милостью, хотя и недостойный епископ Карнотенский, приветствует Геральда, возлюбленного своего во Христе.

Я недавно получил венец твоей любви ко мне - весточку чрез принесшего письмо, в котором ты усердно спрашивал, насколько мирно я живу с соседями, насколько милостива ко мне знать. Еще в знак той же любви ты послал мне орудие снежной белизны для убирания волос. В то время как этот гребень мне нравится сам по себе, насколько предметы такого рода должны нравиться ради внешней красоты, еще сильнее, однако, он нравится ради внутренней высоты прекрасного таинства. Ибо под видом непричесанных волос в неком сравнении можно понять как беспорядочные нравы, так и беспорядочных людей, и я верю, что твое благоразумие возбуждает мою бдительность этим подарком, словно неким напоминанием, чтобы я стремился упорядочить неупорядоченные нравы людей различными увещаниями, и призвать к должному порядку посредством духовного рассуждения. Очевидно, самим украшением сего орудия, которое долгой отделкой и долгой шлифовкой было доведено до таковой белизны, ты подаешь мне знак, что мне следует исправлять свое тело и обратить его в рабство, чтобы случайно, "проповедуя другим, самому не остаться недостойным" [1 Кор 9, 27]. Потому прошу тебя ради самых глубин любви, которой ты удостоил посетить меня: как ты вышесказанными знаками благоволения понуждаешь нас часто вспоминать тебя, так и ты часто поминай нас в своих молитвах, каким образом смогло бы или захотело Твое братолюбие. Ибо Ваши молитвы настолько более полны покоя, насколько более здравы. А наши, если и не ущербны, однако часто полны волнения по причине каждодневных нужд и смятения мирских дел. Если же вы не знаете причины моего волнения из собственного опыта,

608

узнайте ее посредством понимания. Ибо как я, который прежде никоим образом не мог освоить управления небольшим кораблем на небольшой реке, ныне, словно бы выйдя из мирной гавани в открытое море, справлюсь, управляя столь тяжелым и склонным к крушению кораблем? Если бы я удостоился твоего посещения, о чем я и просил тебя в Лугдуне, благодаря осмотрительности твоего совета и любви, которую ты снискал в глазах жителей наших, Божественная Милость совершила бы многое, чего еще не дерзает коснуться наше бессилие. Потому я, беспокоя, настаиваю и, настаивая, беспокою тебя, чтобы ты, найдя благоприятный случай, порадовал нас утешением твоего посещения, что будет полезно спасению многих и не помешает замыслам твоей святости. А наше счастье и несчастье, о которых ты спрашивал, так размеряет целительная Премудрость Божия, что не позволяет несчастью сломить нас, а счастью - вознести, так что мы можем сказать с Апостолом: "Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил" [1 Кор 10, 13]. Однако немногие "наблюдают за моими пятами" [Пс 55, 7], но, Бог милосерд, многие есть, кто желает "утро и вечер возбудить к славе Твоей" [Пс 64, 9]. Тот наставник, отторгнутый от служения и имени пастырского, уже не имеет, где похитить молоко и шерсть погибших овец, кроме того, что в Нормандии присвоит себе некую начальственную должность нашей Церкви и расхитит (ее имущество) при помощи не блещущего умом графа этой земли. Будь здоров.

Иво, смиренный епископ Карнотенский Гунтерию брату и сопресвитеру, восходящему из долины слезной, желает усердно петь песнь степеней1.

Я рад, что ты, словно из плена, вернулся на родину, благодаря Заступника нашего, милосердие Которого защитило тебя даже в морских опасностях. Ныне, итак, поскольку ты невредимым возвратился к своим братиям, хотя ты не можешь принести пользу всем, ибо желаешь внутреннего покоя, однако не откажись помочь хотя бы немногим. Потому увещаю Твое братолюбие перейти в Горнаценскую Церковь Приснодевы8, где ты смог бы и посвятить себя желанному покою, и позаботиться о спасении некоторых братии. Что же касается прочего, молись за меня, любезнейший брат, чтобы буря не потопила меня, гребущего на морской глубине. Будь здоров.

Филиппу9, благочестивому королю франков, своему господину, Иво, смиренный епископ Карнотенский, желает так править земным царством, чтобы не потерять вечного.

Так как, по предрешению Божественной благодати, я, бедняк, возвышен Вашей рукой из нечистот до трона властителя, я признаю, что после Бога я обязан Вам всем, чем могу, что подобает Вашему благу и чести. Но поскольку, раздражившись на полезные увещания, которые я из высшей преданности делал Вашей светлости, Вы перестали мне доверять и открыли имение епископского дома на расхищение нашим недругам, я, угнетаемый по этой причине тяжкими и великими неудобствами, в настоящее время не могу при-

20. Памятники средн. лат. лит. X-XI вв. 609

сутствовать в королевской курии ни безопасно, ни с почетом. Потому смиренно прошу Ваше величество, чтобы тем временем Вы меня поддержали королевской милостью, пока не смогу хоть немного вздохнуть, и частично восстановить ущерб, который мне причинен почти до нехватки хлеба. Еще по милосердию Божию, ожидаю, что скоро случится так, что Вы признаете верным ту притчу Соломона: "Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего" [Притч 27, 6]. Что касается прочего, не увернусь от ответа моим клеветникам, которым Вы приказываете мне отвечать, когда понятно будет, каковы они, и чего требуют, или в церкви, если это дела церковные, или в курии, если государственные. Будьте здоровы.

Гуго10, досточтимому Лугдунскому архиепископу, смиренный Иво, епископ Карнотенский, желает быть в лоне Христовом.

Я услышал, что апостолический папа, господин Урбан, дал Твоей любви апостольский чин легата апостольского престола, в каковом чине ты похвально действовал во времена его предшественника блаженной памяти папы Григория. Я услышал и порадовался тому, что мне сказано, как по причине искренней любви, которую к тебе испытываю, так и по причине общей пользы для Церкви Христовой. Но после эту мою радость расстроило сказанное мне, что ты в таковом смущении не желаешь принять это бремя на свои плечи, ибо некие люди отговаривают тебя, говоря, что ты не можешь надлежащим образом взять на себя такой труд по причине головных болей, немощного тела и почти ограниченных сил. Но такой совет свойственен невежественным врачам, ощупывающим опухоли и определяющим на ощупь гнойники, любящим свой покой, а не здоровье больных, не обращающим внимание на то, что говорит Истина: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" [Мф 9, 12]. Хотя еще в королевстве Италийском появился второй Ахав, а в Галльском вторая Иезавель, жаждущие подрывать алтари, убивать пророков, однако Илии не было сказано: "остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее" [3 Цар 19, 10], не прозвучал ему такой Божественный ответ: "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена перед Ваалом" [Рим 11, 4]. Хотя Иродиада, плясавшая для удовольствия Ирода, просила главы Иоанна, и Ирод согласился, однако Иоанн сказал: "Не должно тебе иметь жену брата твоего" [Мк 6, 18]. Хотя Валаам учил Валака есть и прелюбодействовать, но Финеес не удержал Израелита от прелюбодейства с Мадианитянкой. Хотя, по наговорам Симона, Нерон связал Петра и посадил его в темницу, не менее, однако, Петр Симону сказал: "Серебро твое да будет в погибель с тобою" [Деян 8, 20]. Ибо, когда безрассудство и дерзость злодеев пытается более усердно расшатывать положение праведности, тем сильнее должно сопротивляться их нечестию, и должно помогать христианской вере, и поспешить навстречу достойным плача руинам Церкви. Я пишу тебе это, не как незнающему, но желаю, чтобы ты, Твое Отечество, принял решение, чтобы ты снова возложил руку на сошник плуга и вырвал бы с поля

670

Господня, которые можешь, колючки и не замедлил бы посеять семена, которые принесут урожай. Об этом достаточно. О прочем преданнейше прошу Твое Отечество, сообразно с тем, что ты ответишь моей худости, решишь ли приложить руку кораблю Церкви, терпящей опасности, уже почти терпящему крушение, и в каком месте я смогу найти тебя в начале четыредесятницы. Ибо мне должно обсудить с Твоей Рассудительностью некие церковные дела, которые мне тягостны, тебе же затруднительны не будут. Будь здрав.

Фулькону, Божией милостью епископу Белваценскому1\ Иво, милостью Господней епископ Карнотенскии, желает в несчастьях стойкости, в счастье смирения.

Так как наш противник диавол "ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" [1 Пет 5, 8], в знакомом увещании настойчиво напоминаю Вашему Братству, чтобы Вы старались остерегаться его обманчивых кружений, поскольку, помня свое решение и служение, Вы можете превзойти мирскую гордыню не оружием мирской злобы, но оружием христианского воинства. Призывая, советую и, советуя, призываю, чтобы вы, если после всяческих бурь Вы замышляете достигнуть гавани, ни по какому соображению не поднимали головы против приказаний апостолического господина и его легата, архиепископа Лугдунс-кого, где остается до сих пор некий якорь нашей надежды. Пересылаю Вам список письма, которое прислал мне господин папа о деле короля, после того, как королевские послы недавно уехали от него, чтобы Вы знали, что господин папа, если и не предупреждает, то и не идет позади. Будьте здоровы.

Ансельму12, почтенному архиепископу Кентерберийскому, Иво, смиренный раб Карнотенской Церкви, посылает дар верных молитв, по данной ему мере.

Хотя тому, кто тебя пригласил, было угодно сказать тебе, не ищущему высот: "Пересядь выше" [Лк 14, 10], не потому, однако, мы верим, что Отечество твое, не тягостное никакому благочестивому человеку, позабыло тех, кого некогда любило во Христе, или от которых приняло ради Христа некоторое служение братства. Потому, если когда-либо случится повседневная нужда церковных дел, не забывая Вас, на память твоему Высочеству, какими можем средствами, приводим мысль о нашей худости, потому что мы желаем, чтобы ты подкрепил нас своими молитвами и, если необходимо будет, принес облегчение запасами. Ибо в этом году мы ради многого к тебе благоволения приняли сторону Бекценских13 монахов против Молисменских14 и, сколь много смогли, помогли рассуждением и благоприятствующей поддержкой. И уже братия из Пиксиаценского15 монастыря искали с нашей помощью полноту справедливости, потому что прежде страстно желали достичь благоволения короля. Что касается прочего, вверяю твоему Отечеству брата Ротхарда, подателя сего письма, отправленного в эти вот края; если он будет нуждаться в каком-нибудь совете, огради его и помощью. Если же наше служение будет удобно в чем-нибудь твоей Светлости, приказывай мне, и я окажу тебе послушание! Будь здоров.

20* 67 7

1 Место из Иер 17, 9, понимаемое ранними апологетами христологически (Тертуллиан,
Лактанций); в перев. Иеронима (Вульгата) это место и понято, и переведено иначе.

2 Гадатели, колдуны, вызыватели мертвых.

3 См. 2 Кор 4, 16; Рим 7, 22; Еф 3, 16.

4 Адела Нормандская (ок. 1064 - ок. 1137) - дочь Вильгельма Завоевателя, герцога Норманд
ского, первого англо-норманского короля, жена Стефана II, графа Блуа и Шартра; во время
отъезда мужа в Крестовый поход, после его смерти до совершеннолетия детей управляла
графством, была хорошо знакома с Иво Шартрским, участвуя в решении спора об инвести
туре (церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковные должности и введе
нии в сан) во Франции и Англии.

5 Адела обращалась к Иво Шартрскому, чтобы тот помог узаконить связь ее двоюродной
сестры Аделаиды с Вильгельмом Бретейским, старшим сыном Вильгельма Фитц Осборна
(ок. 1020-1071), близкого родственника и советника Вильгельма Завоевателя, и наследни
ком семейных владений в Нормандии.

6 Аллюзия на воскрешение Иисусом Лазаря, брата Марфы и Марии (см. Ин 11, 39).

7 Песнь степеней (ступеней) или Песнь восхождения - 15 так называемых степенных псал
мов. Древнееврейская традиция объясняет эти псалмы пением левитами на каждой из
15 ступеней Иерусалимского Храма пели по псалму, в частности, связано с праздником
Введения.

8 Возможно, в нынешнем Гурнэ-сюр-Аронд, на севере Франции.

9 Филипп I (1052-1108), по прозвищу Толстый, из династии Капетингов, см. с. 425, при
меч. 41 наст. изд.

10 Гугон (Хью д Юреваль), избранный епископом Лондонским после 1075 г. и остававшийся им
до своей смерти в 1084/5 г.

11 Современный г. Бовэ в Иль-де-Франс.

12 См. «Ансельм Кентерберийский» в наст. изд.

13 Братия монастыря Бек в Нормандии, настоятелем которого некоторое время был Ансельм.

14 Братия монастыря Молем в Лангрской диоцезе (область за р. Марна в северо-восточной
Франции).

15 Монастырь, вероятно, в Нормандии, пришедший в упадок после XVI в.

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова