Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

X - XI века

К оглавлению

 

VI. Древняя Лотарингия

Иоанн Мецский

Об Иоанне Мецском известно крайне мало: он принял монашество в монастыре Горц, затем около 965 г. перешел в монастырь св. Арнульфа Мецско-го, по некоторым сведениям, позже управлял им. Его перу принадлежат житие его друга, Иоанна Горцского (ум. в 974 г.), а также жития св. Глодезинды (60-е годы X в.) и св. Горгония. Дата и место его рождения и точная дата смерти неизвестны. Однако эти скудные сведения позволяют с некоторой долей уверенности судить об Иоанне как о личности. Монастырь Горц, куда поступил Иоанн и где он принес монашеские обеты, стал центром церковной реформы в Верхней Лотарингии. Люди, собравшиеся там, желали возрождения монашеской жизни в диоцезе и решили начать с себя: в Горце были приняты тяжелые аскетические упражнения, строгий пост, неукоснительное соблюдение устава. Вторым настоятелем со времени обновления монашеской жизни в Горце был друг и тезка Иоанна, позже канонизированный и известный как св. Иоанн Горцкий (ум. в 974). Текст жития, написанного позже Иоанном, показывает, что он полностью разделял идеи своего более известного друга. Переход (или перевод) Иоанна в Мец также говорит о многом. Мец всегда пользовался покровительством правителей - как Меровингов, так и Каролингов. Еще король Австразии Теодорик избрал этот город своей столицей в 511 г. Позже там жила королева Брунгильда. Самым древним храмом города была базилика св.Стефана, упоминавшаяся в X в. В ней короновался Карл Лысый, были похоронены Людовик Благочестивый и его брат епископ Дрогон Мецский. Правители из династии Каролингов неслучайно выбирали Мец как место своей коронации или упокоения. Епископом Мецским был св. Арнульф, один из основателей династии. В 643 г. его мощи были перенесены в церковь св.Иоанна, которая стала главным храмом монастыря, основанного в его честь. Все епископы Мецские были настоятелями этого монастыря. После смерти епископа Адальберона, или Адальберта (928-962), который был вынужден присоединиться к церковным реформам под давлением части своего священства, Оттон I назначил на Мецскую кафедру своего брата Бруно Кельнского (962-964); его сменил двоюродный брат Отгона Дитрих II (964-984); и далее, вплоть до 1072 г., Мецкой диоцезой управляли епископы,

673

связанные родством с правящими династиями. Перевод Иоанна в Мец произошел в правление епископа Бруно и означал признание его таланта в церковной среде, возможно, не только литературного, но и организаторского. Монастырь Горц, основанный еще епископом Хродегангом Мецским (742-746), по традиции должен был быть тесно связан с епископской кафедрой. Поэтому неудивительно, что после того как Горц стал центром церковных реформ, следующими монастырями, присоединившимися к реформаторскому движению, были именно монастыри Меца, в первую очередь, монастыри св. Арнульфа и св. Глодезинды. В свете этой реформы объяснима и просьба монахинь к Иоанну написать житие основательницы их монастыря, ибо, согласно бенедиктинскому уставу, житие святой необходимо было читать за праздничной службой, а более древний текст для этого не подходил.

Перевод сделан по изд.: PL V.137. Ccol. 211-218.

Житие св. Глодезинды1, настоятельницы монастыря в Меце

Пролог

1. Так как вы, возлюбленные сестры во Христе, уже долго и несколько неумеренно побуждаете меня к трудам многими просьбами Вашего благочестия, просьбы ваши привели к тому, что я не отказал вашей любви; так как то, о чем вы просили, не только почетно, но, как общеизвестно, и благочестиво, и еще я понимаю так, что мне отказать вам в этом и недостойно, и опасно. И действительно, я думал о том, что силы берут верх над трудами; снова душа испытывается любовью, которая заставляет заботиться не о своем, но о том, что принадлежит ближним; чем большими трудностями грозит дело любви, тем она может после предоставить возможность достижения более легких успехов. И не должно страшиться в деле Божием, что Господь, ради Кого совершается дело, не окажется рядом с работающим ради Него; пусть только не случится, что вера пошатнется. Таким образом вы вынуждаете меня узнать, каково было начало жития святой девы Христовой Глодезинды, которой вы непрерывно предстоите преданной стражей, каковы были деяния середины ее жизни, вплоть до блаженно совершившегося конца, насколько это осталось известно из писаний, сохранившихся до нашего времени в различных произведениях. Вы просите, чтобы я дерзнул исполнить этот труд своим пером, насколько это возможно. Как кажется, неприлично противиться сему труду, требующемуся в таковое время и с таковой настойчивостью, когда мне подается помощь этой же превосходнейшей девы, которая принадлежала душой Богу, добродетелями - миру, а также посылается поддержка ваших горячих молитв; даже если и не без некого стыда, когда я, оценивая скудность собственного дарования, не буду медлить в течение долгого времени и скорее приступлю к началу повествования.

614

 

 


родителей и отвел домой в сопровождении великого множества людей, чтобы приготовиться к свадьбе. Но так как святая дева уже посвятила свое тело и душу Небесному Жениху, прежде упомянутый жених был вызван к королю, конечно, по внушению Божию и Его повелением и без промедления поспешил во дворец. Когда Оболен достиг дворца, суровый король сильно разгневался на него по причине многих приписанных ему нечестивых преступлений. Король вызвал стражу, и Оболена отвели в темницу. Он пробыл в ней целый год, изнуряясь подобающей его положению жестокостью, а когда год прошел, ему, осудив его по судебному приговору, отрубили голову. Так как всеми силами святое девство сопротивлялось плотским утехам, Гло-дезинда ни во что вменила всю пышность временной славы. Ликующая победительница всего ущерба и порчи торжествовала с Господом Христом, ведущим за нее решительный бой. Она предпочитала Христа всем удовольствиям гибнущих вещей, прилепясь сердцем и телом к Тому, к Кому она всегда стремилась.

3. Но коварство враждебной силы не ослабело. Отец, услышав о казни прежнего жениха, снова принуждает досточтимую деву к браку. Глодезин-да, уже принявшая всем сердцем Жениха Христа, изо всех сил противилась тому, чтобы ее дух, однажды укрепившись, не склонился каким-нибудь намерением к падению добродетели. Тем временем приближался день брака, о котором договорились родители. Блаженная дева пред образом Того, Кто пред ее мысленными очами представал Непреходящим, Неувядающим, Неумирающим, сосредоточенно размышляла некоторое время, что этот брак - гниение и сын человеческий - червь, и, благочестиво презрев желание отца, попросила убежища у Бога и святой Матери Церкви. У ее отца была сестра, жена достопамятной святости, по имени Ротлинда, весьма знаменитая среди Тревиров3 славой своего благочестия. Отец пытался увезти к ней Глодезинду, чтобы, по крайней мере, ее убеждение смягчило дух девушки, и она бы не отказывалась повиноваться отеческим советам. Но что пользы слепой настойчивости бороться против света вечности? Сопротивляясь мужественным духом по велениям отца, святая дева более желала устремиться в Метц, или Медиоматрик, главный город своего народа, прославленный властью и самой своей древностью на море и на суше. В этом городе есть базилика блаженного первомученика Стефана, которую Божественное Милосердие часто возвеличивало многими чудесами. Когда служанка Христова увидела, что базилика уже близко, и таковой поступок был ей по силам, то вошла в нее. Беглянка направилась внутрь алтаря к месту исповедания веры, где вместе с кровью этого же мученика хранятся мощи многих святых. О усердие к непорочности, по заслугам должное сделаться известным во все времена! Ибо, взглянув туда, куда нисходит непрочная смертность, плененная, так как сама природа человеческая осквернилась в грехопадении Адама достойным наказания образом, дева, мужественно сохраняющая твердость духа, словно бы видя огромную пропасть, содрогается, и так как иначе не-

616

возможно ей избежать брака, прибегает к защите бегства. И, конечно, она не ошиблась, поступая так, ибо никого не было из толпы, кто бы ее к этому принудил.

Действительно, ее отец был могущественным полководцем, который и на самих состоятельных людей наводил ужас, и рядом с ним стояла угрожающая и ужасная свита воинов, окружавших его плотной стеной. Но Глоде-зинда, более готовая умереть, чем потерять цвет девства и величие славной непорочности, не была взволнована угрозами, не была тронута лестью, и, бесстрашная, пребывала, словно в весьма защищенной гавани. Пусть научит девиц этот вот пример, что прекрасно не подчинять себя брачным узам, находить удовольствие не в множестве владений, ни в толпах слуг и служанок, ни в пышности украшений различного рода, ни в толпах каких-нибудь людей, готовых услужить, когда все это, как они знают, они должны потерять в различных обстоятельствах не без многой, во всяком случае, скорби, ибо ничто из этих земных радостей вообще не может во время смерти опередить человека, сопутствовать ему или следовать за ним. Почему же не предпочесть образ блаженной чистоты, каковой, единственно любезный Богу и ангельским полкам, превосходит все эти низшие и бренные мирские утехи своего собственного наслаждения, и быть привлеченным к святому и непорочному желанию.

4. Но продолжим начатое: родители, изумляющиеся поступку дочери и воспламененные гневом, преследовали бегущую девушку, особенно, когда мучительная скорбь побудила связанных с церемонией обручения помощников жаловаться, что их обманули; они попытались насильно вывести служанку Христову из места священного убежища, если бы смогли найти какую-нибудь уловку. Отец и мать проводили ночи перед входом в святое здание, днем и ночью внимательно наблюдали за ним, поспешили бы увести ее силой, как только представился бы какой-нибудь удобный случай. Досточтимая девица укреплялась духом, имея непоколебимую невозмутимость в душе, ибо она находилась вблизи святейшего алтаря: ни по какому делу или ни в какой момент времени ее нельзя было отторгнуть, и (удивительно сказать!), шесть дней непрерывно пребывая в церкви, она не только не вышла оттуда, но и совершенно воздерживалась от всей пищи и от питья. Истинно, Тот, Кто дает пищу всякой плоти и исполняет все живущее благословением, рабу Свою, обманутую людьми, подкреплял Божественной пищей, и, в то время как она, как ясно видно, в усердных молитвах обращалась к небу, питал ангельскими яствами. Тем временем вера, столь стойкая в своем постоянстве, требовала награды Божественного утешения, Каковое удалило столь долго сгущавшееся облако скорби, и внезапно воссиял приятный свет. Ибо приближался уже седьмой день, а именно, день Господень, и вот, некий муж с ангельским лицом, за которым следовало два прекраснейших отрока, прошел на виду у всех в ту часть алтаря, где пряталась святая дева, защищая свое целомудрие, и войдя прямо туда, на виду у всех окутал голову блаженной девы

67 7

покрывалом во образ святого монашеского жития. Немедленно все, пред чьим взором явился сей величественный муж, были потрясены величием деяния, изумлением и чудом, и от ужаса они сделались, как если бы бессмысленные и ничтожные умом, не могли ни спросить, ни узнать, кто были эти люди или откуда они пришли.

5. Когда же присутствующие пришли в себя после того, как видение окончилось, они узрели блаженную деву, стоящую в том одеянии, и сразу поняли, что это было явление ангелов, и что все, что они видели, совершилось свыше, поэтому не было более ничего, чему бы они противодействовали. Простершись на полу и склонившись к стопам блаженной девы, они обратили всю свою надменную свирепость в мольбу и лишь просили прощения за нанесенные обиды. Сердцу той, кого защищал Дух Милосердия и Царь Кротости, этот труд прощения не был тяжек; тотчас же она, словно бы ничем не обиженная, все бывшее считая менее важным, возвратила свое благоволение родителям и всем прочим. Пусть девы внимательно послушают это и пусть узнают, что нет ничего Богу или ангелам свойственного более, чем сокровище непорочности. Христос предстоит девству во всех опасностях, духи небесные, как преданные рабы, служат невесте Своего Императора. Она одна, непорочная, следовала повсюду за Непорочным Агнцем: и чем ближе к Нему становилась, тем быстрее Он слышал ее, если она обращалась к Нему с какой-либо просьбой. Вот сколь близко эта неоценимая Благодать предстояла служанке Божией. Истинно, Господь находится рядом со всеми, кто сокрушил сердце, и спасительно присутствует близ боящихся Его. До какой степени, думаешь, уста блаженной девы в тот миг излились в восхвалении Ее Создателя, или каким голосом она с ликованием пропела бесценный гимн, когда она узнала, что взоры Сего Невидимого Света были столь кротко на нее устремлены, и Сей Сокровенный Слух к ее голосу был обращен столь скоро; и сколь легко ее молитвы были преданы исполнению, чтобы она возрадовалась тому, что святой ангел пришел прямо на глазах у смертных, чтобы порадовать и утешить ее с весьма могущественной властью? Без сомнения, она смогла наслаждаться, пророчески ликуя, уже сделавшись Небесной невестой, и говорить: "Облек меня Господь в ризы спасения, одеждою правды одел меня" [Ис 61:10]. И снова голосом Вселенской Церкви, собранной из людей обоего пола, от своего лица могла, торжествуя, провозгласить: "Как на жениха, возложил венец, и как невесту, украсил убранством"[Ис 61:10]

6. Так как блаженная дева, когда (как уже было сказано ранее), изобиловала глубинами милосердия, она милостиво простила всех, кто до этого выказывал ей враждебность, и затем, терпя все, кротко подчинилась родителям. Она поспешила по своей воле в область тревиров к вышеупомянутой тетке своей Ротхильде4, знаменитой и славной по причине великой честности своих обычаев, к которой в благоприятном стремлении от брака, страшась за свое целомудрие, она бежала неупрямым умом. Уже помирившись с родителями, Глодезинда немало уповала на нее. Прошло немного времени, и там, при-

678

няв желанный образ жизни, она со всем усердием равно устремилась к добрым обычаям и делам, и постоянно имела для себя образцом небесное учение во всем, что свыше и от человек. Так, достойным уважения образом полностью воспитанная, она возвратилась в город Мец, дружественный ей небесным покровительством. Там Глодезинда, уповая на Помощь Вышней Силы и с усердием прилагая все усилия, положила начало более суровой жизни, к которой уже давно всем желанием стремилась ее святая душа, вместе со стадом собранных ею служанок Христовых. Есть место у самых городских стен, по закону наследования бывшее тогда владением ее родителей, вполне пригодное для благочестивого начинания. Святая дева, настоятельно попросив, чтобы ей без промедления отдали это имение в дар для божественных нужд, получила его от них, готовых проявлять щедрость, построила монастырь дев Божиих, знаменитый и до сего дня, отличающийся прекрасными вещественными украшениями и, тем не менее, еще более прекрасный крепостью добродетелей, и превосходно управляла им. В этом монастыре славная исповедница собрала содружество почти сотни дев, служащих Христу, и со всем усердием неутомимо посвятила себя Ему. Я полагаю, что вера и здравое понимание должны вверить письму, какова после была жизнь в этой благочестивой борьбе, принесшей ей успех во всяком роде духовного возрастания ежедневным упражнением, при каковой строгости монашеского правила она и саму себя обуздывала, и, сделавшись вождем на вышнем пути, возглавляла других в том, чему сама следовала, и жила скорее для Бога, чем для себя. Ибо внимательно обдумывающему сие становится ясно, что блаженная дева, непрестанно созерцая сердечными очами это посещение, на нее столь приятно излитое свыше, исполнение внешних дел охраняла равным внутренним горением.

7. После того как св. Глодезинда шесть лет блаженно правила этим же монастырем по числу тех шести дней, в течение которых она вынесла в церкви сей удивительный пост, приготовивший ее к святой непорочности, любезная Богу и людям, знаменитая чудесами и жизнью, непорочная дева пресе-лилась от мира сего, чтобы, верно завершив путь на предпринятом поприще святости, получить венец праведности от Господа, и чтобы соединиться в небесном браке с долго желанным Женихом. Подтверждают, что весь промежуток своей смертной жизни она прошла за 30 лет. И, действительно, что осведомляется о полноте возраста, если ничто из плодов, которые могла бы собрать дряхлая старость, не было погублено непродолжительной юностью. Ибо, согласно Премудрости, "Мудрость есть седина людей, и беспорочная жизнь - возраст старости" [Прем 4:9]. Отчего же не предпочесть, чтобы по великому дару Божию праведные, принятые в вечный покой, предусмотрительно отнимаются от мира, не видя зла, которое делается под солнцем, или ненадолго задерживаются удовольствиями духа; иначе они портились бы постоянным дурным влиянием пороков самой смертности, которым также, очевидно, подвластен и сам мир; то же самое свидетельствует и Пре-

679

мудрость: "Восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его" [Прем 4:11]. Тем временем девы позаботились о неизбежной должной почести погребения, и по обычаю, установленному ею уже с самого начала в этом же монастыре, ее тело вынесли в базилику святых апостолов недалеко от городских стен по направлению к южным воротам, и там, опустив глубоко вниз, полагают в крипте с левой стороны. Так св. Глодезин-да приказала еще при своей жизни, потому что кладбище святых дев этого же монастыря тогда располагалось в вышеназванной Церкви апостолов; как известно, помянутая церковь еще не приняла в величественную (как ныне ее видим) гробницу мощи славнейшего исповедника Христова Арнульфа, которые спустя многое время после того просияли там великими знамениями жития и чудес. Потому после в народе здесь не сохранилась память о каких-либо иных святых, кроме св. Глодезинды, по причине знатности ее рода, и кроме имени этого блаженного предстоятеля. Около двадцати пяти лет досточтимый "залог" мощей блаженной девы оставался в том же месте, погребенный в мире, в то время как св. Глодезинда духом находилась близко к Самому Господу, подчиненная Тому, Кто Один поистине имеет бессмертие и обитает в непостижимом свете, и наслаждалась наградой вечной жизни, которая тем истинно бессмертна, что неизменна, с Тем, Кому Бессмертному, Невидимому, Одному только Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

1 Св. Глодезинда (ум. в 608) - дочь герцога Винтриона Шампанского, основательница монас
тыря в Меце.

2 Хильдерик, возможно, ошибка писца. Время жизни св. Глодезинды совпадает со временем
жизни Хильперика I (539-584).

3 Жители нынешнего Трира и его округи. Трир - один из древнейших городов Германии,
"северный Рим".

4 Выше ее имя приводится как Ротлинда.

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова