Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
X - XI века
К оглавлению
Германн из Райхенау (Германн Согнутый)
Германн был вторым сыном графа Вольферада II из Альтхаузена (Швабия). Родился в местечке Сауглау. Свое прозвище он получил от врожденного физического недостатка. С раннего детства он не мог передвигаться без посторонней помощи. Его умственные способности были необыкновенны. В семь лет Германн был отправлен в монастырь Райхенау, где он учился у
760
настоятеля монастыря Бернона, известного ученого и музыканта1. Там же Германн принял в 1043 г. монашество и преподавал в монастырской школе. Как историк Германн написал сочинение под названием "Всеобщая хроника", возрождающая традицию всемирных хроник, которые получили распространение в эпоху Каролингов. Как в свое время Регинон Прюмский, Германн начинает свою хронику от Рождества Христова и доводит ее до последнего года своей жизни, до середины 1054 г. "Хроника" известна тем, что содержит свидетельства очевидцев о правлении императора Генриха III.
Его собственная "Хроника" была продолжена после его смерти до 1080 г. Бертольдом из Райхенау. Вторая наиболее важная работа Германна - трактат "О музыке", что показывает в нем ученика Бернона. Особенность этого трактата в том, что Германн уделяет особое внимание тонам, которые он сравнивает с днями недели и их постоянным повторением. Он также наделяет тона некоторыми качествами, которые им свойственны: дорический тон - серьезный и благородный, фригийский - оживленный и танцующий, лидийский -чувственный, миксолидийский - болтливый, гиподорический - чарующий, ипофригийский - сдержанный или мрачный, гипомиксолидийский - жалобный и плачущий. Трактат Германна, основанный на сочинении Боэция, заложил основы средневековой теории тонов. Германн даже предложил свою систему записи музыки, но она не получила распространения. Перу Германна принадлежит также "Мартиролог". В нем, кроме имен и дней поминовения святых, даются краткие сведения о каждом из них. "Мартиролог" Германна продолжает традицию, начатую Бедой Досточтимым, Флором Лионским, Адоном Вьеннским. Как астроном и математик Германн написал много небольших трактатов по арифметике и усовершенствовал измерительные инструменты, развивая достижения своего великого предшественника Герберта Орильякского. Так, Германн написал трактаты об устройстве астролябии и о ее использовании для астрономических вычислений, об игре в шахматы. Как поэт он написал поэму "О восьми основных грехах". Ему приписывалась двадцать одна музыкальная композиция, из которых ему в действительности принадлежит четыре секвенции: Св. Кресту, Пасхальная, на праздник Св. Троицы, св. Марии Магдалине, и рифмованная служба св. Афре.
Текст приводится по изд.: Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972. С. 188-190.
Молитва деве Марии
О, Спасителя Матерь! Врата отверстые Рая
Ты являешь собой, и Звезду Морей; так помилуй
Падших людей, хотящих восстать, о Ты, что родила,
Преодолев естество, Твоего Родителя дивно!
О, Присносущная Дева, из уст Гаврииловых слово
"Радуйся!" внявшая встарь, умились о грешниках темных.
761
Радуйся, Царица
Радуйся, Царица,
Матерь милосердия,
жизнь, и веселие,
и упование наше, радуйся!
к Тебе прибегаем мы, горькие чада Евы,
к Тебе воздыхаем, изливая слезы
в сей плачевной юдоли.
Ей, Заступница наша!
на нас милосердия склони взоры, и Христа, благословенный плод оный чрева Твоего, яви нам по скончании сроков земного нашего странствия, златая, благая Мария святая!
Секвенция о Святейшей Троице
Троичной Единости, единосущной Божественности Хвала многовидная -Владыке,
что в безначальном самотождестве покоится, как Вечность, Иатриилу дивному; и Слову, собезначальной
Отчей Мудрости зиждительной,
от века просиявшей Истине; и Тебе, сих обоих Благоволение, Параклите сладостный, о, Блаженство святое и Святость всесветлая! Ибо тройственен образ/ всесовершеннейшей /
целокупной благости:/ образ Жизни, Любови, Софии-Премудрости. Истинная и благая Вечность, вечная же и благая Истина,
истинная и вечная Благость!
Злоба, Смерть и Ложь да сгинут
купно;
зрак Твой да ознаменуют
тройческий
светы - OYSIA,
Веденье, Милость!
О, Источник, кипящий
благ полнотою, которых
отблеск смертным сияет!
там неизменны:
радость, блаженство,
и услада, и слава,
и SOTHPIA.
Дай и нам усладиться,
ныне молящим, Твоею
благостью, Триединый;
бесов извергни,
мир христианский,
о Альфа и Омега,
весь устрояя.
Отче, Эл, Элион,
Элоэ, Элион,
Иа, Садаи,
Свет, Самаин,
Ты еси Эйэ, Бог
Саваоф, неизреченный
Адонаи;
от Тебя сотворенных
помилуй.
Сыне, Иммануил
дивно вседивностный,
Ангел Совета,
Боже крепкий,
762
Господи истинный, Божественной Троицы
Отче века грядущего, Единение,
миротворче, Божества нераздельного
Иисусе Мессия, Троичность,
спаси нас. Ты нас исцели,
Ты, Дух страха Божия, вины очисти,
благочестия, узы расторгни,
и совета, и разума, умиряя немирное,
и силы, и взыскующих света
и ведения, Твоего возрадуй
и премудрости, со всеми святыми
освяти нас, в горнем Иерусалиме,
возвышая таинственно.
См. Сигеберт из Жемблу. О церковных писателях в наст. изд.