Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

X - XI века

К оглавлению

Отлох Эммерамский

Диалог о трех вопросах

досточтимого Отлоха, монаха Санкт-Эммерамского, а именно: о познании Божественного милосердия, о разнообразии судов Божиих и о разнообразной способности поступать правильно.

Начинается Диалог о трех вопросах.

Пролог этой книжечки

Ты жаждешь, Хейнрик, мой близкий друг, чтобы я изложил на письме в виде диалога, происходящего между нами, ход некоторого размышления в той нашей беседе, которую мы некогда вели о Божественном милосердии и прочих вещах. Эту просьбу я стараюсь исполнить, отчасти с готовностью, отчасти же против своей воли; с готовностью, ибо желаю заслужить твою любовь пред всеми смертными; против воли, ибо я хотел сделать известным эти рассуждения без награды, без имени автора, как ты от меня знаешь и прочитав сам это одобрил, чтобы, если вдруг кто-либо, охваченный завистью или желанием нанести вред, приступит к чтению такого рода высказываний, с наморщенным лбом, как водится, и мрачным лицом, то не зная, кто автор этого труда, меньше будет, завидуя, преследовать или, присваивая, безумствовать. Ибо совершенно неизбежно, что завистники и гордецы могут признать без насмешки писания или речения какого-нибудь неизвестного и незначительного человека.

Потому настоятельно прошу тебя, поскольку я, покоряясь твоим желаниям, принужден упоминать имя в перемежающихся лицах диалога, позаботиться лишь о том, чтобы словечки моей худости, произнесенные для просвещения смиренных, не сделались предметом осмеяния у завистников и гордецов.

Я сказал это по причине высокомерия некоторых людей. Если же в этих писаниях я сделал нечто безрассудное, прошу, пусть читатели меня простят. Затем я лишь об одном умоляю всех, кто изволит читать или слушать сие, чтобы, если они найдут здесь нечто, приправленное солью премудрости, пусть воздадут благодарение Богу, Который, когда желает, подает подобающую речь также и несмысленным животным; и ко мне, кто ничего не произносил

793

от себя, но только по дарованию Его, пусть их милостивая благосклонность выразится в том, что они будут просителями за мои грехи. А если они признают, что сказанное нелепо или несообразно, а это, как читаем, бывало еще и со Святыми Отцами, пусть скорее сочтут моим невежеством, чем злоумышлением, и потому пусть они удалят вредное таким образом, чтобы не презреть полезное. Ибо знаю, что я не смог изложить столь священный и столь трудный предмет никаким подобающим слогом или речью; потому, однако, что, как бы я ни старался изложить его, разными знатоками все уже изложено лучше.

Знатоками же я называю тех, кто более сведущ в Священном Писании, чем в диалектике. Ибо я обнаружил, что некоторые диалектики столь просты, что они решили, что нужно сжато излагать все речения Священного Писания, следуя суждению диалектики, и в весьма большом количестве речений более поверили Боэцию, чем святым писателям. Потому и последователи этого же Боэция осуждали меня, что я приписал название "лицо" чему-то, а не разумной сущности. Если это порицание справедливо, справедливо еще, чтобы порицались иные имена и глаголы, такие, как "сущность", "вид", "род", "ощущать", "иметь" и другие весьма многие, которые находятся в Священных текстах, если они употреблены иначе, чем учит диалектика.

Итак, согласно диалектике, эти все слова имеют только лишь одно значение, но в Священном Писании употребляются различным образом: иногда, как в диалектике, а иногда - иначе. Потому и святой Августин, ученейший как в божественных, так и в мирских писаниях, не постыдился признать в книге "Пересмотры" свое заблуждение, когда в ранее им написанном с опорой на некоторые авторитеты сочинении утверждал, что должно получать чувственное восприятие только лишь от вещественных предметов. Он говорит: "Существует и понятие мысли"50.

Итак, если бы те, кто порицает меня, выправили в Священном Писании все то, о чем я тут сказал, тогда вместе с тем они исправили бы и ту неуклюжесть, которую я допустил в рассуждении о "лице". Прошу, пусть они изволят прислушаться к этому, ибо Всемогущий Бог, так как Он имеет обыкновение привлекать диалектиков и грамматиков к благодати Своего познания, так изволяет принять слова или писания и тех и других, пока они стремятся соблюдать священную истину и веру.

Но если они, может быть, надмеваясь по причине красноречия мирских писаний, не верят этому и требуют, чтобы Бог более услаждался изяществом их речи, чем неуклюжестью нашей, прошу, пусть внимательно выслушают, что говорит Апостол: "Мудрость мира сего есть безумие пред Богом [1 Кор 3, 19] и "Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное" [1 Кор 1, 27]. Среди этого также должно обдумать, что некие имена и глаголы употребляются иногда в несобственном смысле, иногда же в подлинном значении. Как, например, в Псалмах употребляется глагол "следовать": "ищи мира и следуй за ним" [Пс 33, 15]. В другом месте в другом смысле употребляется: "тайно клевещущего на ближнего своего буду преследовать"51 [Пс 100, 5]. Из них

794

одно по необходимости употребляется в несобственном смысле, другое же в прямом значении; только, пожалуй, если мы, или ища мира, или желая нанести вред человеку (ибо таково значение слова "преследующие"), не совершаем ни первого ни второго действия, "идя следом", то в таком случае не можем выразить и то и другое одним глаголом. Если это так, то же дано понять и о лице. Ибо есть латинское имя, и можно легко узнать о его происхождении в соответствии с правилами грамматики. Ибо от глаголаpersono - "громко звучать раздаваться" происходит имя, то есть persona - "лицо", с долгим предпоследним слогом ради различения, чтобы не подумалось, что persona - это форма повелительного наклонения. Отсюда получается: как глагол persono употребляется не потому, что некую вещь или именно существо вслух называет или именует, но любую вещь, так и вместо названия какой-либо вещи или указания на нее можно говорить persona, "лицо".

Если не ошибаюсь, можно обнаружить, что это присуще как Священному Писанию, так и мирским сочинениям. Ибо Священное Писание утверждает, что лицо и имя значат одно и то же, когда вместо трех лиц, Отца и Сына и Святого Духа, которые мы множество раз читаем, иногда употребляет три имени, как: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа" [Мф 28, 19]. Эти слова открывают, что имя и лицо связаны некой общностью. Ибо тем, что слово "имя" употребляется вместо слова "лицо", и имя приписывается различным вещам, и лицо также может приписываться различным вещам.

Так и в мирских писаниях, которым еще следуют весьма многие духовные мужи, передается нечто подобное, когда в грамматике местоимению и глаголу приписывают три лица, например: "я, ты, он"; и "читаю, читаешь, читает". Из них первое и второе лицо в подлинном смысле подобают разумной сущности, ибо никто не может сказать "я", никто не может понять под "ты" иное, чем разумные сущности. А третьим лицом, когда говорят: "он, она, оно", может называться и какое-либо неразумное и бесчувственное творение, как: "этот источник; эта вода; это множество морских вод течет".

Итак, прошу, пусть диалектики внимательно выслушают все это и не вменяют мне в вину, если в моих скромных сочинениях они найдут что-либо иное, чем то, чему учит диалектика. Ибо важнее для меня в чтении или на письме следовать словам святых, чем мнениям Платона, Аристотеля или даже самого Боэция. Хотя он показал себя превосходнейшим оратором в весьма многих высказываниях, однако можно обнаружить, что кое в чем он ошибался. Среди его заблуждений есть известное место: когда Боэций говорит от лица Философии, он называет Лукана, язычника и неверующего, своим другом, сказав: "И друг мой Лукан...". Ведь никому не подобает утверждать, что какой-то язычник и неверующий является другом Истинной Философии, то есть Божественной Премудрости, и в этом каждый христианин может его упрекнуть. Итак, должно почитать Бога и должно хвалить все Божественное, а после этого можно похвалить и все прочее.

Заканчивается пролог.

795

Начинается диалог о трех вопросах, то есть:

о познании Божественного милосердия, и о многообразии Божественных судов, а также о различных способах поступать правильно. Сколь Божий Суд милосерд, сколько способов доброе дело Сделать, коль хочешь узнать, о, стремящийся к Высшему Благу, Ныне сюда обратись и, смиренно читая, узнаешь.

Глава I В Божественных Писаниях человек избирательно научается тому, что необходимо для спасения

X е й н р и к. Почему бы нам, Отлох, когда мы встречаемся, не обсудить подобающим образом нечто о нашем спасении?

Отлох. Ты говоришь, словно кому-то надлежит делать иное.

X е й н р и к. Нет; но, поскольку я претерпеваю непрерывные муки соблазнов и смятений, иногда решительно не понимаю, что относится к нашему спасению.

Отлох. Божественная благодать всеми началами как Ветхого, так и Нового Завета настолько уже защитила нас от любых мучений, которые причиняет вражеский обман, что нам не нужно добавлять никакого учения и не думать ни о чем ином, кроме того, чему мы научаемся, читая Писание.

Хейнрик. Я помню некую пословицу, которую и тебя со мной прошу вспомнить.

Отлох. Скажи, пожалуйста, какую.

Хейнрик. Что почти все ученые мужи либо не в состоянии, либо не считают себя достойным сочувствовать разным неучам.

Отлох. Почему ты говоришь вот такое?

Хейнрик. Потому что ты сказал, что ничего не следует добавлять к мукам моего невежества, кроме того, что я попытался бы прочитать уже написанное, словно впредь не сможет возникнуть основание для какой-либо ошибки, кроме той, которую я прежде я обсудил, или что я смогу самостоятельно объяснить все речения Священного Писания. Потому, прошу тебя, снизойди немного к моей неопытности и, если попытаюсь узнать что-либо неисследованное или неизвестное, постарайся объяснить мне это.

Отлох. Удивляюсь, что ты желаешь разузнать об этом, а именно: о том, что было обсуждено и открыто; что ты сможешь отыскать где-либо, что прежде не узнали и не обсудили? Но почему ты медлишь высказать, что ты хотел бы спросить?

Глава II Каким образом говорится, что земля исполнена милосердия, когда люди претерпевают столько зол

Хейнрик. Итак, поскольку незадолго до этого ты сказал, что Божественной благодати нам достаточно во всех начатках Писания, признаю, что это так. Меня же немало волнует, что, хотя написано: "Милости Господней полна земля" [Пс 32, 5], и мы верим, что мы живем и существуем благодаря этому, однако многие тяготы и горести угнетают нас в сем веке от начала до

796

конца жизни. Не сомневаюсь, что истинно то, что я пытаюсь выяснить. Но прошу, чтобы мне было открыто, каким образом истинно то, что существует в таком противоречии, ибо не знаю, захочется ли рассуждать хоть о чем-нибудь потом, кроме веры. Ибо я многое читал, но нигде не мог найти ответа на вопрос такого рода.

Отлох. Ты требуешь от меня того, о чем не в состоянии свидетельствовать никакой язык и ум.

X е й н р и к. Почему ты возражаешь таким образом, прежде говоривший, что впредь не останется никакого вопроса, который взволновал бы какого-либо христианина? Прими вопрошаемое сочувствующим духом, и объяви то, что здесь, как ты думаешь, нужно знать. Ибо я полагаю, что Божественная благодать, которой, как написано, исполнена земля, и на каковой благодати, как мы веруем, зиждется Небесное Отечество, не настолько не поддается описанию, чтобы никто в разговоре, никто хотя бы в размышлении не желал бы ее описать.

Отлох. Без сомнения, этого желают многие, смотря по тому, насколько возможно говорить и открывать нечто лучшее о Боге, как Псалмопевец свидетельствует от лица Господа: "Остановитесь и познайте, что Я Бог" [Пс 45, 11]. Итак, поскольку любовь есть Бог, благодать же любовь Божия; следовательно, благодать Божия есть Бог. По причине чего, когда нам предписывается остановиться и познавать, Кто есть Бог, нам, конечно, предписывается искать благодати Божией. Однако так должно искать всего божественного, чтобы мы верили, что никто не может по достоинству и в совершенстве воспринять или рассказать об этом.

X е й н р и к. Полагаю, что я напитан такой верой. И, чтобы ты познал, насколько твердо я держусь ее, добавлю одно сравнение, подходящее к этому рассуждению. Ибо я верю, что так же, как невозможно вычерпать изобилие моря так, чтобы казалось, что оно хоть на сколько-нибудь уменьшилось, так и человеческое рассуждение не в состоянии рассказать по достоинству или полностью о величии Вышнего Божества. Ибо можно, по силам вычерпывающего, почерпнуть из моря, но после того, как зачерпнешь воды, море не подает решительно никаких признаков уменьшения. Сходным образом также можно немного порассуждать и о Боге; но никакое рассуждение не может постигнуть глубину и величие Его Премудрости настолько, чтобы ее хоть сколько-нибудь можно было исчерпать. Ты знаешь, что я без сомнения держусь этой веры в Бога, которую я выразил в сравнении; потому, прошу, разъясни мне в некоторой степени то, о чем я выше спрашивал, а именно: согласно Псалмопевцу, "Милости Господней полна земля", в то время как почти весь мир страдает от столь великой тяготой скорбей и несчастий, а также и немощи человеческой.

Отлох. Хотя сначала я ужаснулся такому вопросу, ныне уже начинаю получать от него удовольствие, ибо вижу, что ты вооружен немалой верой. Но поскольку, чтобы открыто сообщить, что ты напитан святой верой, ты

797

прибегнул к доказательству путем сравнения, также терпеливо выслушай, когда и я поступлю таким же образом, ибо на подобный вопрос невозможно ответить иначе, чем чрез сравнение. Ибо, чтобы пролить свет на неясность вопроса, требуется какое-нибудь уподобление. Итак, нынешняя земная жизнь устроена Вышним Небесным Наставником наподобие школы, в которой изучается всевозможная премудрость. Ведь так же, как необходимо, чтобы в школе были разные роды учения, не для того, чтобы кто-нибудь, этим угнетенный, погиб, один или все вместе, но чтобы вид учения преподавался ученикам, смотря по тому, чего требует возраст или способности каждого; так и в этой жизни, которая есть величайшая школа, нужны многие орудия наставления, - ни одно не приготовлено для погибели^ но все даны для преуспеяния. Первое определение Божественной благодати касается того, чтобы все люди в своей немощи подчинялась повелевающему, будь он кроток или суров, так как люди никоим образом не могут оставаться самостоятельными; ведь много лучше и милостивее любым способом преградить путь спешащему к пропасти, чем соглашаться с ним.

Глава III. Бог некой особой благодатью попустил, чтобы благо и милость не были постоянны для человека

X е й н р и к. Итак, почему же Бог, в то время как Он Всемогущ и, как написано, сделал все, что ни пожелал бы52, не создал человека настолько устойчивым и крепким, чтобы тот мог существовать без тех необходимых и тягостных наставлений, о которых ты говоришь? Ибо это кажется, скорее, неким знаком бессилия.

О т л ох. Не должно оценивать все так, как кажется. Ибо Бог, будучи Всемогущим, справедлив и вместе с тем благ, и так как говорится, что Его воля предусматривает лишь справедливое и благое, и творит все это по заслугам. И хотя сказано, что Бог может сделать все, что хочет, должно обсудить, как то, что Он желал в отношении человека, в высшей степени справедливо и хорошо. Ибо читаем, что Всемогущий Бог сказал так, когда все творения лишь повелительным словом были созданы: "Да будет" [Быт 1, 3] то и то; когда же Он собирался создавать человека, словно бы вопрошая и размышляя об его превосходстве, упреждая действие Свое, сказал: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему" [Быт 1, 26]. И немного спустя Писание передает: "И сотворил Бог человека по образу Своему" [Быт 1, 27]. Эти слова нужно глубоко обдумать, ибо в них заключено то, каким достоинством Бог наградил человека, создавая его, и как бы Он хотел, чтобы человек жил.

Но обойдем молчанием знание и способность к разным добродетелям, которые, как мы верим, образу Божию, то есть человеку, присущи от рождения, только лишь скажем немного о свободной воле, которую, как верят, человек получил с прочими добродетелями. Кроме того, образ Божий не воспроизвел Бога, Который бесспорно наслаждается свободной волей. Писание свидетельствует еще и вот о чем, когда передает, что предписывал Бог: "От вся-

798

кого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него" [Быт 16-17]. Ибо в то время как созданному человеку что-то даруется, а что-то запрещается, открыто показывается, что он был поставлен перед свободным выбором. Созданный свободным, человек должен был выполнять повеления Того, от Кого он получил свободу. Итак, поскольку это было справедливо, воля Божия была дана для исполнения. Поэтому достаточно ясно, что неисполнение воли такого рода должно приписывать не Тому, Кто даровал свободу, а тому, кто, нарушил Божественное предписание.

X е й н р и к. Когда я внимательно слушаю цепь твоих слов, удивляюсь, к чему они ведут.

Отл ох. Я отвечу на твои вопросы. Ибо сначала ты спрашивал, по какой причине Бог попустил таковые скорби в мире, затем, почему создал человека столь немощным. Ибо и то, и другое, как кажется, появилось по условию сотворения первого человека, и было также желательно обдумать происхождение этого человека, чтобы не было задано никаких лишних вопросов, после того как из происхождения будет познана причина.

X е й н р и к. Да будет так, чтобы этот вот вопрос был отброшен как лишний, а именно: что в создании этого же первого человека, спрашиваю я, приписывается Божественной благодати, которой, как описывается, исполнена земля?

Отл ох. Природа вещей не может быть познана иначе, чем чрез оппозиции, то есть противоположности. И потому, если желаешь познать милость Божию, ты прежде должен внимательно выслушать, что ей противоположно или противоречит. Ибо необходимо, чтобы любая вещь была познана. А такое знание, как представляется, есть различие, или противоречие, которое находим между какими-либо противоположными или противоречивыми вещами, как, например, между белым и черным. Ибо белое, описанное через белое, или черное, описанное через черное, нелегко познать; но и то, и другое познается через противоположный или разнящийся цвет. Так и милость Божию должно осмыслить чрез ее противоположность, то есть Божий суд. Ибо тогда мы понимаем и то, и другое, поскольку две эти вещи противоположны либо связаны друг с другом. Так благо еще объясняется при помощи противопоставления его злу, и всякая добродетель - противоречащему ей пороку. Итак, могли ли быть познаны или получить какую-либо награду смирение без гордыни, любовь без ненависти, целомудрие без распутства, воздержанность без чревоугодия, кротость без жестокости, терпение без обидчивости, истина без лжи и прочие добродетели без противостоящих им пороков? Ибо если не было бы никакой противоположности или разницы в вещах, никто бы не мог предаваться какому-то пороку, и никто не мог бы получить заслуженной награды за добродетель. И еще к тому же: если бы не было битвы, то не было бы и победы. А если бы не было никакой победы, ни на какую славу не следовало бы надеяться тем, кто должен был сражаться. И ясность солнечного дня без противопоставления ему темной ночи не была бы ни приятна, ни

799

драгоценна. Ибо ничто, кроме того, что кажется превосходнее в сравнении с другим, не является благодатным или ценным. Но так как сравнивать можно не менее двух предметов, то там, где нет в достаточной мере чего-то иного, с чем следует сравнивать, не будет благодати, а вместе и ценности. Потому и вопрос, что есть милость Божия, следует обдумывать чрез сравнение, или противопоставление, такого рода: достоинство ангельской природы и ее гибельное падение, в каковом впервые был явлен суд Божий; а равно и грех первого человека, который можно загладить Искуплением, когда Божия милость впервые проявилась на людях; а также и многообразные примеры сострадания Божия, потом явленные людям, насколько возможно, изучи, обращаясь к ним духом поочередно. И когда ты обдумаешь это в духе и поймешь справедливость наказания за провинности, ты, без сомнения, признаешь, что "милости Господней исполнена земля".

Хотя еще весьма многие поколения мира сего по своим грехам осуждены справедливейшим судом Божиим, однако этот суд, как верим, свершился ради спасения других, как и спасение язычников произошло благодаря осуждению иудеев. Ибо обучение в такой школе не проходит без погибели некоторых, как и зерно отделяется при молотьбе от мякины, хотя мы надеемся, что кое-кто, кого мы видим осужденными в этой жизни, будут спасены в будущей.

X е й н р и к. Ты уже достаточно объяснил, что бичи Божий необходимы и что их должно приписывать благодати более, чем каре. Но ты еще совершенно ясно показал, что и грех первого человека, который толпа невежд приписывает Создателю, должно относить к его же непослушанию.

(...)

Глава 11. Каким образом из-за греха одного человека погиб весь человеческий род. Трудность вопроса

X е й н р и к. Не хочу, чтобы ты больше задерживался на этом, ибо ты достаточно объяснил, что нельзя сказать ничего, что было бы достойно Бога. Но остается иное, которое в зависимости от предшествующих обстоятельств побуждает мою душу к вопрошению. Ибо, когда вспоминаю, сколько много полезного ты вывел из причины первоначального греха, и сколь различными сопоставлениями, а также доказательствами ты наставил меня к познанию Божественной благодати, горю великой надеждой и такое вот спросить у тебя: каким образом весь род человеческий удостоился приговора осуждения, хотя согрешил один человек, как часто передает Священное Писание, например, таковые слова Апостола: "Посему, как преступления одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни" [Рим 5, 18]. Ибо я не сомневаюсь в справедливости Суда Божия, на нас осуществляемого, но весьма удивляюсь, каким образом чрез одного прегрешившего мы все удостоились осуждения. Потому прошу, чтобы ты каким-нибудь доказательством постарался открыть тайну этого вопроса, если она

800

не может быть открыта иначе, как выше ты открыл потаенное посредством множества доказательств.

Отлох. То, о чем ты просишь, столь велико, и столь неясно и трудно, что я страшусь остановиться на этом хотя бы в немногих размышлениях. Ибо написано: "Что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй: ибо не нужно тебе, что сокрыто" [Сир 3, 21-22].

Хейнрик. Признаю, что это так, как ты говоришь. Но поскольку, напротив, написано: "Все возможно верующему" [Мк 9, 23], и снова: "Сила Бо-жия ко спасению всякому верующему" [Рим 1, 16], то я верю, что ты можешь чрез Божественное вдохновение воодушевиться к разрешению вопроса такого рода: пожалуйста, попытайся, насколько сможешь, рассказать мне о том, чего я допытываюсь.

Отлох. С какой бы ты верой ни искал ответа, тяжко и затруднительно мне выполнить то, о чем ты просишь. Но, помня то слово, которое Господь сказал некой уверовавшей: "Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему" [Мф 15, 28], и почерпнув в них твердое упование, приступлю к рассмотрению, укрепленный более силами твоей веры, чем моего знания. И прежде всего скажу, что сначала тебе необходимо овладеть многими словесными приемами, чтобы тем самым, постепенно поднимаясь к познанию тонкости столь значительного вопроса, ты приведен был наконец к истине столь более подобающим образом, сколь более ты стал сведущ.

(...)

Глава 17. Предлагается вопрос о четырех судах Божиих

Хейнрик. То, что я слышу, удивительно. Подобно неким заклинаниям, сказанное поражает меня настолько, что, если прежде нетерпеливым духом я требовал от тебя ответ на какой-нибудь вопрос, ныне вынужден оставить его и с тем же неугасимым интересом исследовать, предложив, нечто другое и неизведанное. О, если бы благодаря такого рода исследованию я удостоился бы проникнуть в более высокое и исследованное ранее!

Отлох. Конечно, да будет то, чего ты желаешь, если, однако, будешь любознательным и усердным слушателем того, о чем необходимо прежде сказать.

Хейнрик. Всячески за это тебя благодарю. Ныне, поскольку ты так заботишься обо мне, объясни то, о чем ты совсем недавно рассказывал, а именно: каковы суть справедливые суды Божий, которые необходимы, которые еще настолько сокровенны, что их невозможно познать никоим образом.

Отлох. Объясню, насколько будет благосклонен Податель всех благ. Итак, когда ты услышишь или прочтешь, что суды Божий справедливы, внимательно выслушай сперва, что людской обычай воспринимает как справедливое, истинное и необходимое. Ибо Бог не оставил человека, которого сотворил по Своему образу, настолько бесчувственным, чтобы тот не смог до некоторой степени исследовать и понять это. И когда ты исследуешь отдельные случаи и раскроешь их тайну, воздай Богу благодарение наилучшим образом, как на-

26. Памятники средн. лат. лит. X-XI вв. QQJ

ставит тебя раскрытая тайна. Ибо Судия не требует от тебя знать ничего сверх этого. Но чтобы мы обсудили это более пространно, скажем: все справедливое есть истинное, и все истинное - справедливое. Известно также, что все справедливое и все истинное необходимо. Однако они различаются тем, что все справедливое и истинное должно относить лишь к Богу, необходимое же относим к творению. Ибо Бог не нуждается ни в чем; в Боге же нуждается все сотворенное. Итак, сказав об этом, увидим, как суды Божий, которые вообще все справедливы и необходимы, могут называться, однако, по-разному: одни -справедливыми, а другие - необходимыми, некоторые же - справедливыми и вместе с тем необходимыми, а иные - еще и сокровенными. И так как все суды разделяются на четыре вида, поговорим, насколько Бог удостоит даровать, об отдельных видах, полагая на первое место справедливые, на второе - необходимые, на третье - справедливые и вместе с тем необходимые, каковые еще все пребывают очевидными, на четвертое же место, сокровенные суды Божий. Все то, что мы называем очевидными судами, некие люди могут признать таковыми: справедливыми из предшествующих, необходимыми же из последующих обстоятельств. Те же суды мы называем сокровенными, которые не могут с очевидностью показать из предыдущих и последующих причин, каковы они и каким образом совершены, но нам лишь должно верить, что они справедливы, ибо поскольку Богу будущее известно, словно прошедшее, Он может справедливо судить о том и о другом. Среди этого всячески должно исследовать, что людской обычай называет справедливым или необходимым. Ибо мы знаем, что Бог подает лишь тот род речи, который обыкновенно постигает человеческое знание, ибо и Он пользуется законами нашей речи, сколько бы раз ни подавал знамение касательно чего-либо.

Хейнрик. Хотя то, что ты говоришь, неясно, согласия слов кажутся, однако, приятными и нравственными. Потому продолжи то, что ты начал, до тех пор, пока я не смогу понять их.

Отлох. Мы уже сказали, что все справедливое еще и истинно, и все истинное справедливо, и что все истинное и справедливое необходимо, и на сколько бы видов ни разделялись суды Божий, понять можно только смысл некоторых из них. И так как мы не умеем говорить о Боге никакой иной речью, кроме человеческой, ныне посмотрим, что у людей называется справедливым или необходимым, чтобы мы могли познать Божественные суды посредством человеческой справедливости, и так подтвердим отдельные предложенные нами виды Божественных судов прибавленными примерами.

(...)

Глава 19. Примеры первого вида Божественных судов, которые называются справедливыми

Отлох. Итак, поскольку, согласно вышесказанному рассуждению, справедливость Божия может быть до некоторой степени исследована, желательно лишь, насколько возможно, разъяснить о Божественных судах то, что я,

802

побуждаемый тобою, пообещал, а именно: какие суды особенно справедливы и вместе с тем необходимы, какие еще называются сокровенными и по каким признакам познаются именно эти суды. Но поскольку мы пообещали эти же суды, разделенные на четыре вида, подкрепить по отдельности примерами, сначала назовем примеры первого вида судов. Итак, ты знаешь, что города содомлян и гоморрян были уничтожены судом Божиим?

X е й н р и к. Конечно, я знаю, что они были разрушены судом Божиим.

О т л о х. Можешь ты ли заключить, каким образом этот суд был справедлив?

X е й н р и к. Нет, если не потому, что я верю, что суд Божий всегда справедлив. Ибо иначе не знаю, каким образом: или в этом разрушении, или где еще он справедлив, потому прошу, чтобы ты, упомянувший об этом, постарался бы мне это открыть.

Отлох. Разве ты не можешь обнаружить, что разрушению вышеупомянутых городов было предпослано некое наставление Божественного Милосердия?

X е й н р и к. Как полагаю, никоим образом. Ибо, как читаем, никакой муж, напомнивший бы им о Законе Божием, или проповедник, не был послан туда заранее, но за день до того, как города были разрушены, пришли, говорят, два ангела, по словам Писания: "И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома" [Быт 19, 1].

Отлох. Читай далее и, пожалуй, найдешь суды Божий, которые совершились в том же месте; о них было дано знать в неком предостережении, и потому они истинные и справедливые. Ибо из памяти твоей не должно изгладиться, что сказанное прежде справедливо и что оно совершилось ради праведника. По каковой причине с усердием обрати внимание на продолжение упоминаемого места из Писания, и обнаружишь, немного разобравшись, сколь справедливы были суды Божий, совершенные в вышеназванных городах.

Хейнрик. Я не в состоянии найти то, что ты мне велишь, и потому прошу тебя открыть мне это.

Отлох. Разве после тех слов Писания, которые я привел ранее, не написано: "И вышел Лот и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей своих и сказал: встаньте, выйдите из сего места; ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит" [Быт 19, 14]?

Хейнрик. Я, конечно, помню, что это так написано, но каким образом чрез эти слова можно доказать, что суды Божественные - справедливы?

Отлох. Можно, и просто.

Хейнрик. Каким образом?

Отлох. Прежде всего тем, что Лот предостерег неких людей, чтобы они вышли из города, и предсказал, что сам город должен быть разрушен; все, кто слышал эти слова Лота, получили наставление с тем, чтобы избежать судов Божиих, о которых им сообщили. Но поскольку они не желали верить в предсказанное и приближающееся разрушение, очевидно, что они не желали

26* 803

раскаиваться в своих позорных делах. Отсюда выводится и доказывается, что суд Божий справедлив и истинен, ибо Господь разрушил вышеназванные города не прежде, но после увещаний, которые оставлены были без внимания.

Хейнрик.Я уже более полно познаю, что должно понимать о справедливом суде. Однако, как кажется, нечто мешает моему пониманию истории о разрушении тех городов. Ибо там никоим образом не получили предостережения все жители; но, как читаем, все, кроме тех, кто вышел с Лотом, были осуждены.

О т л о х. Божественный суд не ошибается, в отличие от человеческого, который в большинстве случаев заблуждается. Ибо хотя Бог, прежде чем кого-либо наставить, заранее знал, будут ли люди покорны Его наставлениям, тем не менее, Он, словно не знающий, предостерег некоторых, которые должны были погибнуть, призывая их к покаянию. Так сделал Он потому, что самим предостережением, оказавшимся недействительным, Он показал людям, что Он не ошибается в прочих судах, которые Он не открывает. Ибо Господь доказал на примере тех, кто был предупрежден и не обратился, что даже если и все были бы наставлены, они поступили бы также. Еще и иным способом доказывается, что, конечно, все так и произошло бы. Ибо прежде, чем два ангела пришли в Содом, они говорили с Авраамом и, как говорят, открыли ему грехи содомлян и гоморрян. После того как Авраам весьма долго слезно умолял о них Господа, он завершил свою долгую молитву, говоря: "Может быть найдется там десять (праведников)?" [Быт 18, 32]. Отвечая ему, Господь говорит: "Не истреблю ради десяти" [Быт 18, 32]. Вот, ты слышишь из слов Божиих, что произойдет. Ибо Господь при помощи малого числа тех, кого Он знал как неисправимых, привел доказательство касательно всех.

Хейнрик. Какое бы сомнение об этом приговоре ни укоренилось во мне, открытое рассуждение его рассеяло. Ибо ныне все, что ты рассказал мне о справедливом суде Божием, совершенном в разрушении вышеупомянутых городов, кажется мне столь очевидным, что удивляюсь, как я не понял того же самостоятельно из обстоятельств, изложенных в Писании. Следовательно, по праву читаем, по праву поем: "Праведен ты, Господи, и справедливы суды Твои: [Пс 118, 137]. И это вот: "Праведны и истинны пути Твои, Царь веков" [Откр 15,3].

О т л о х. Разве ты не понимаешь и то, что вышесказанный Божественный суд называется справедливым по причине предшествующих или последующих дел?

Хейнрик. Я уже ясно понимаю, что, по твоему мнению, всякий явный суд может быть доказан как справедливый на основании предшествующих дел.

Глава 20. Бог в неких очевидных судах являет, сколь справедливо Он судит в сокровенных судах

О т л о х. Не хочешь ли, чтобы я обнаружил иной пример, при помощи которого равным образом можно доказать, что суды Божие справедливы?

804

X е й н р и к. Всячески желаю этого и настоятельно прошу, ибо, насколько более откровенно ты объяснил мне вышеизложенное, настолько более ты подготовил меня желать услышать дальнейшее. Ибо я получаю равное удовольствие и от этих вопросов и от разъяснений, так что будь добр, насколько пожелаешь, терпеливо подожди отвечать на тот вопрос, о котором я всячески уже просил. Итак, продолжи начатое, ибо ты многое предложил для объяснения.

Отлох. Не хочешь ли послушать, каким образом справедлив этот вот суд Божий, который, как читаем, совершился в Красном море над фараоном и всем его войском?

X е й н р и к. Как полагаю, хочу (...).

Отлох. Почему, спрашиваю, в высшей степени очевидно, что суд справедлив?

X е й н р и к. По причине разнообразных чудес, и знамений, и предшествующих казней. Но и если что может быть еще более справедливым, чем справедливое, этот вот суд я называю в высшей степени справедливым, потому что ему предшествовали столь значимые увещающие знамения.

Отлох. Ты сказал весьма хорошо. Ибо чем более был справедлив суд Господень, тем суровее Он наказал Египет. Знай же, что всякий раз те, кто судимы таким судом, предупреждены были Господом какой-либо немощью или каким-либо наказанием, и они не желают обратиться от своих грехов.

X е й н р и к. Суд, который совершается над презирающими увещания Милосердия, кажется в высшей степени справедливым.

Отлох. К двум рассказанным примерам прибавим и третий, чтобы ты признал с очевидностью, каким образом удостоверяется, что Божественные суды справедливы. К этому относится пример сообщества Корея, Дафана и Авирона, а также и прочих сынов Израилевых, которые, выйдя из Египта, погибли в пустыне. Справедливый суд Божий признает их всех вместе осужденными, ибо, как читаем, Господь всячески наказывал и предупреждал их. Между тем, должно поразмыслить еще о том, что и таковой суд Божий можно понимать как справедливый, когда осуждается кто-либо, предупрежденный или природным разумением или каким-либо знанием Божественного закона, но не обратившийся, как те, кто в первый век мира погибли от потопа. Ибо все они были осуждены только лишь в природном разумении, поскольку никакой закон еще не был провозглашен. Потому и Апостол говорит: "открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его... чрез рассматривание творений видимы" [Рим 1, 18-20]. В другом месте тот же Апостол, говоря о неких людях, мудрых от природы, объясняет более ясно что это, разумеется, правда: "Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея себе закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах" [Рим 2, 14-15]. Еще и такого рода рассуждением можно доказать,

805

что тот Последний и Страшный Божий Суд справедлив, ибо его предвещают различные наставления и наказания. Потому и Псалмопевец говорит: "Грядет Бог наш, и не в безмолвии" [Пс 49, 3]. И все, что становится явным, конечно же, имеет доказательство в различных знамениях того, что оно было предвозвещено. Итак, разве, основываясь на всем этом, ты не заключаешь, что, благодаря соответствующему различию, те суды, которым предшествует наставление или какое-нибудь наказание, называются справедливыми?

X е й н р и к. От того, с чего ты начал свое рассуждение о таком различии, хотя до сих пор я не слыхал о нем, я немедленно пришел к убеждению, что оно непреложным образом присутствует в Священном Писании. Ибо, благодаря этому можно поразмыслить, почему в Священном писании суды Божий столько раз называются справедливыми, если не потому, что подразумевается некая причина их различия? Совсем не следует осуждать способность к рассуждению.

Проповедь на день св. Апостолов

Хотя во всем круге земном должны почитаться по праву все хоры святых мучеников и исповедников, мы верим, что апостолы достойны большего почитания; они, с самого начала избранные Господом нашим Иисусом Христом, удостоились получить власть, когда Он еще пребывал Плотью на земле. Мы верим, что они не только потому князья Церквей, что как основатели этих Церквей, уча и записывая предписания Господни, первыми утвердили их в этом мире, но еще и потому, что в Судный День они станут первыми судьями, как свидетельствует и Сам Господь, говоря им: "истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Изралевых" [Мф 19, 28]. Так же и в другом месте Господь обращается к им, говоря: "И я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых" [Лк 22, 29-30]. К ним должно относиться с величайшим почтением еще и потому, что власть связывать и разрешать грехи людей, хотя, как мы верим, отчасти дарованная и другим святым, прежде всех особенно сообщена самим апостолам, и Господь говорит так: "Истинно говорю вам; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" [Мф 18, 18]. Кроме того, что мы уже сказали, повсюду можно найти слова, сообща сказанные всем двенадцати ученикам Христовыми, но подобающие каждому из них, которые записаны не только в Евангелии, но еще и в Деяниях апостолов и в Церковных историях; сие доказывает, что апостолы получили особую благодать чудес; на них весьма в величайшей степени исполнилось то, что сказал им наш Спаситель, как читаем: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит [Ин 14, 12]. Ибо пусть мы умолчим о прочих чудесах блаженного Петра, князя апостолов, достаточно рассказать об этом одном

806

чуде, а именно: на улицах полагали больных, "дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них" [Деян 5, 15], и они избавились бы от своих немощей. Как мы читаем, таковое никогда не делалось для нашего Господа, ибо, согласно Его обетованию, истинно верующий в Него, а именно блаженный Петр сделал большее чудо, чем Христос. Кому, спрашиваю, Он открыл что-либо подобное, если не ученику? То же, что мы скажем об одном апостоле, скажем и о прочих, хотя мы читали не обо всех их деяниях, мы верим, что их деяние в некотором роде есть чудо. Ибо хотя Господь дал многие дары всем, верующим в Него, особенно, однако, даровал их апостолам, которых Он наставлял, будучи во Плоти. Потому же, что мы не сможем подробно рассказать об особых чудесах всех учеников Господних, мы скажем о некоторых их деяниях, сохраненных нашей памятью, которые, как мы полагаем, должно отмечать на их празднествах и восхвалениях торжественнее, чем прочие праздники. После Петра по заслугам сначала должно поведать о Павле. Хотя он и не был предназначен войти в число двенадцати апостолов, избранных Иисусом Христом, когда Он был во Плоти, однако, благодаря равной заслуге посредством вышнего призвания и удивительного учения, был принят в апостольскую общность и стяжал имя апостола. И, как представляется, тем, что в то же время, когда блаженный Петр начал проповедовать, Павел сам сделался проповедником и в один и тот же день удостоился пострадать с ним в одном месте, такая заслуга его вполне доказана. Блаженный Павел настолько превзошел величием своих добродетелей почти всех людей, что по изобилию и мудрости своего проповедания был наречен Учителем и Наставником многих языков [1 Тим 2, 7], а также из-за чистоты жизни, еще во плоти, был восхищен до третьего неба [2 Кор 12, 2]. Затем перейдем к особенной похвале апостолу Андрею, брату Петра, которого вместе с ним наш Спаситель удостоил призвания в таких словах: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" [Мф 4, 19]. Впоследствии, конечно, он совершил эту рыбную ловлю тем действеннее и благоразумнее, чем более был предназначен к ней Учителем всяческих. Ибо, как передают заслуживающее доверия Предание, апостол Андрей приобрел Господу сетями своего проповедания весьма великое множество людей в Ахайской провинции, и умирая этого призвания он держался до последнего своего крестного страдания. Но мы потому прибавили этот рассказ, чтобы показать в нем некое преимущественное право благодати; ибо велико то, что он удостоился чрез крестную смерть приравняться Христу. Затем должно почтить хвалой старшего Иакова, а именно: брата Иоанна Евангелиста; они оба были рождены отцом Зеведе-ем и первыми вместе избраны Господом после блаженного Петра и брата его Андрея. Кроме того, как рассказывается в Евангелии, поскольку мать их, придя к Иисусу, настойчиво попросила, чтобы один сидел по правую и другой по левую Его руку, ей Господь ответил: "Не знаете, чего просите" и добавил, спросив обоих: "Можете ли пить чашу, которую я буду пить?" И когда они ответили: "Можем", услышали далее: "чашу Мою будете пить" [Мф 20, 20-23]. Мы верим, что в сей чаше, которая понимается как изображение страдания

807

Господня, этот Иаков, о ком мы говорим, получил огромное право заслуг, ибо он первым из апостолов одержал победу мученичества. После него по порядку, но не по заслугам идет меньший брат его, Иоанн, избранный девственник Божий и величайший евангелист; нам должно похвалить того, кому в особой степени были дарованы столь великие добродетели, так что, как мы полагаем, способность человеческого разума не может снискать ничего, что его достойно. Однако если мы не можем найти достойные слова, это не означает, что о чудесах его должно нам совершенно умолчать; ибо сама наша немощь, пожалуй, выдает величие его славы. О сколь велико должно быть почитание его, ибо его особенно возлюбил Господь, ибо этому девственнику на Кресте, уже умирая, вручил Он Свою Матерь, то есть Приснодеву. Кто не согласится, что следует почитать того, кто, удалившись на остров Патмос, удостоился не только проникнуть взором в тайны Неба, но и открыть их на письме миру? Также Иоанну досталось ни с чем не сравненное преимущество, ибо он отразил по настойчивой просьбе святых Азийских отцов чрез Божественное слово Евангелия все возникшие в то время козни еретиков. Когда завершилось время его нынешней жизни, он, говорят, живым вошел в могилу, находился в ней, не умирая, но, словно почивая, и так завершил последний день жизни земной. Если кому-нибудь будет угодно, пусть он сам с собой сие по отдельности обдумает и тогда поймет преимущество его даже перед учениками. Пожалуй, и Фома носит особые венцы, ибо, касаясь собственными руками истинной Плоти и ран Господа нашего после Его воскресения, всех верных он избавил от недугов неверия [см. Ин, 20; 27-28]. Равным образом должно чтить еще и другого Иакова, конечно, того, которого Святое Писание называет и праведным из-за чистоты жизни, и братом Господним [Гал 1,19] по причине родства по плоти. Он зовется сыном сестры Святой Девы Марии. Сей Иаков, кроме вышеназванного кровного родства с нашим Спасителем, по причине которого он удостоился весьма великой и особой чести, возрастал от чрева матери в таковом величии заслуг, что не пил ни вина, ни сикера, не ел привычного всем мяса животных, не умащался маслом и не пользовался баней. Но и Матфей, призванный от сбора пошлины, не был лишен особых даров добродетелей, ибо, сразу же, как только его призвал Господь, тотчас удостоился усладить Его гостеприимством в своем доме, а равно, когда из мытаря сделался евангелистом, подал величайшую надежду всем верующим на обращение. Лука и Марк сами также были сильны и славны, ибо писали Евангелия, хотя передают, что они не были в числе двенадцати учеников; однако их тем более должно почитать, поскольку, благодаря предвидению Бо-жию, следует признать, что они были предизбраны как свидетели истины. И тебя, святой Матфий, искавший благочестивого жребия, должно по заслугам чтить всем людям, поскольку ты, конечно, имеешь великое право называться святым. Остаются четверо из двенадцати апостолов, а именно: Филипп, о котором упоминается и в Евангелии, и день памяти которого празднуется вместе с Иаковом Младшим, равно и Варфоломей, который, как говорят, пос-

808

лан был в далекую Индию, а также Симон и Иуда, по прозванию Фаддей, брат только что помянутого Иакова; их дни памяти мы также отмечаем. Хотя, говорю, мы не удостоились знать о каких-либо чудесах, совершенных ими, кроме как об их страданиях, в известной мере общих с прочими святыми, но должны мы восхвалять и вместе прославлять особым возданием почестей не только всех двенадцать учеников, но и семьдесят двух других, ибо наш Спаситель изволил избрать их и просветить Своим учением прежде прочих людей. Ибо сколь меньше мы можем почитать подобающим образом Того, Кто пребывает Весь надо всеми и во всех, столь больше мы неустанно и усердно посвящаем себя хвалам и торжественным служениям Его святым и особенно апостолам, дабы благодаря их заступлению мы удостоились стяжать отпущение грехов и избегнуть различных, угрожающих нам опасностей для души и тела. Ибо поскольку негоднейший враг насылает ныне нам козни более, чем в предшествующее время, какое же достаточно действенное средство против того мы можем найти, если не просить даже и не призывать на помощь особенных заступников? Ибо врага укрощают сильным ударом. Вот почему, возлюбленные отцы и братия, празднуя день всех апостолов Христовых, будем, насколько возможно, подражать их учению, а равно и добродетелям, чтобы и они защитили нас от опасностей настоящей жизни и на будущем страшном испытании, где они сделаются судьями, присудили, чтобы мы, отделенные от злых, поставлены были вместе с добрыми, водительством Господа нашего Иисуса Христа, Который со Отцом и Святым Духом царствует до конца времени непреложно. (Аминь).

Послание досточтимого Отлоха, монаха св. Эммерама, "О допущении причин добра и зла"

Начинается послание Отлоха к его другу о том, почему Бог разрешает, чтобы людям на долю выпадало добро и зло.

Поскольку возраст мой входит в вечернюю пору, и уже день, который в был дан мне когда-то по милости Божией, чтобы научиться писать и сочинять, клонится к закату, не могу - увы мне! - ныне произнести таковые слова, которые соответствовали бы или Вашей мудрости, или достоинству. Однако из-за того, что любовь Ваша смиренно ищет писаний моей худости, приступаю, чтобы как-нибудь Вам повиноваться, и, конечно, подчиняясь, желаю изъявить ту же любовь, какую и Вы явили в просьбе. Ибо, что может быть слаще или приятнее, чем любовь, которая прославлена настолько, что сам Бог, как говорят, есть любовь? [1 Ин 4, 16]. Потому, прошу, пусть Вам будет угодно, чтобы я, насколько смог бы, побеседовал здесь об этой любви и, согласно Псалмопевцу, сказал: "Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе" [Пс 33, 4]. Нами во всех отношениях заслуженно прославляется Тот, Кто нас и по подобию Своему создал, и над всеми видимыми вещами поста-

809

вил. Не подлежит сомнению, что Его должно любить, ибо после того как мы согрешили грехом первого человека, Он не осудил нас по могуществу Своему и не по заслуженному нами, но по милости Своей послал нам, словно Отец, сострадающий сыновьям, Совечного Себе Единородного для нашего восстановления, чтобы, наставленные Его спасительным учением, мы и принесли покаяние, и стяжали блаженство вечной жизни. Мы кратко рассказали об этом потому, что таковы суть известнейшие благодеяния Божественного Милосердия. Ныне угодно нам более обстоятельно рассказать о том, что значительно более непонятно и некоторым людям неизвестно, а именно: как в том, что кажется дурным и совершенно противоположным нашему спасению, присутствует любовь и премудрость Божия; и мы можем узнать, что и вся земля, как свидетельствует Псалмопевец, "полна милости Господней" [Пс 32, 5].

Итак, мы не можем вполне познать какие-либо блага иначе, чем посредством противоположных и противопоставленных им зол. Ибо, если ты богат или здоров, ты никогда не будешь бояться, что тебя будет угнетать какая-либо бедность или немощь, и не задумаешься, каковы блага суть богатство и здоровье, и не постараешься возблагодарить Бога за такого рода дары. Если же ты противопоставляешь сим дарам немощь и бедность многих, задумаешься о милости и суде Божием и, конечно, сможешь признать Его дары. Дары Божий познаются потому, что они суть дары, что подчас они отнимаются и что различаются благодаря природе противоположного.

Потому вполне очевидно, что должно приписывать Божественной милости и любви как несчастье, которое называется злом, так и процветание, которое обычно называется добром, и за них должно любить Бога, Который имеет обыкновение и утешать нас посредством преуспеяния, и исправлять нас посредством несчастья. Чтобы блаженный апостол Павел не превознесся в весьма многих имеющихся у него добродетелях, Господь попустил ему потерпеть избиение. Много милосерднее, конечно же, было, чтобы, угнетаемый несчастиями, святой апостол был спасен, чем если бы, оставленный в преуспеянии и по этой причине впавший в гордость, он был бы осужден за такое преступление. Итак, здесь дается понять, что несчастье, в котором нуждался столь великий муж, необходимо всем людям. Конечно, Псалмопевец понял это именно так, когда со слезами молился, говоря: "Доброму разумению и ведению научи меня; ибо заповедям Твоим я верую" [Пс 118, 66]. Снова ощущая, сколь ему было полезно такого рода учение, он восхвалил Бога и сказал: "Благо мне, что я пострадал" [Пс 118, 71].

Должно обдумать и другую причину Божественной любви в многообразии добрых и злых дел. Ибо, поскольку Божественная благодать сообщила человеку право свободного выбора с тем, чтобы всякий испытывался, хочет ли он быть вовлечен в добрые или злые дела, необходимо было, чтобы перед ним полагалось доброе и злое; и он познал бы себя самого в отношении к добру и злу и получил бы основанное на опыте знание своего характера, чтобы он не мог иметь никакого сетования на Бога по той причине, что ему не была дана способность

870

поступать правильно. Итак, всегда должно размышлять о таковой великой любви и премудрости Божией, всегда должно почитать и любить Его и всегда удивляться тому, что во всем, творимом Богом, ничто не существует без причины. Ибо многообразие в творимом Богом существует либо потому, чтобы, как я уже сказал, легче было бы познавать те противоположные друг другу блага, за каковые мы принесли благодарение Господу, и признать всем сердцем, что это Он дал их нам; либо потому, что мы, поставленные перед выбором, имеем возможность поступать хорошо или дурно. Должно непрестанно размышлять еще о причине Божественной премудрости и любви, скрытой в творениях и различных вещах, которая хотя в известной мере относится к вышесказанному, однако несет в себе нечто особенное. Ибо я говорю, что величайшие премудрость и любовь заключаются в том, что Бог попускает и справедливый суд, по которому испытывает, впадает ли человек в грех, и милость, которой изволил его восстановить, в творениях или вещах, Себе противоположных, потому Он ежедневно побуждает, ежедневно возвещает, чтобы всякий человек, признавая суд, которого удостоился, прибегал к оказанной милости и отвращался от злых дел. Чтобы объяснить это, приведем примеры. В самом деле, всякое творение, которое нам противодействует, как лев, волк и мыши, и вся низменное, которым мы окружаем себя по плоти, а также пороки, которые духовно властвуют над нами, указывают на справедливый Суд Божий, совершающийся на нас посредством преступления первого человека; а собаки и овцы, и прочие животные, дарованные людям в помощь, и дары всех добродетелей, которые мы воспринимаем, являют невыразимое распределение непрестанно о нас пекущейся Божественной милости. И так устроено, что все, происходящее на земле, имеет причиной или наказание за первое прегрешение, или Божественную милость. Из них одно учит нас бояться Бога, а другое - любить Его. Так что пусть тот, кто желает избежать вечной муки, прибегает ныне к милости Божией, научаясь, во-первых, Его бояться, а затем - любить.

Итак, обдумывая это все, Псалмопевец с восхищением сказал: "Как многочисленны дела Твои, Господи! Все сделал Ты премудро" [103, 14]. Здесь он снова говорит иными словами: "Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это" [138, 14]. И нам подобает непрестанно обдумывать эти удивительные дела и вместе с тем должно рассказывать о них другим, кому нужно и кто изволит слушать. Любовь же, которую Господь явил нам, просвещая наши сердца, мы также должны явить другим людям, наставляя их, чтобы, когда придет время плача, они бежали от будущего гнева, искали Господа, когда можно найти Его, призывали Его, когда Он близко [см. Ис. 55, 6]. Ибо ныне, когда обращенным предлагается милость, близок Господь всем, призывающим его в истине [Пс 144, 18]. Тогда же, когда Он явится как Строгий Судья, Он будет далек от грешников, ибо не услышит мольбы никакого грешника.

Чтобы избегнуть Суда, позаботиться нужно нам ныне, Милости время теперь, как мы верим, даровано людям. Всех я обдумать прошу то, о чем вы сейчас прочитали.

87 7

Молитва грешника

О, Единственная Надежда, о, Вечное Спасение и Прибежище на Тебя надеющихся, Боже! помилуй меня, несчастного и грешного, ищущего защиты благодати Твоей. Помоги мне, Господи, и внемли моим молитвам, которые я стараюсь принести, уже не надеясь на какие-то мои заслуги, но твердо уповая на одну лишь безмерность Твоего милосердия. Просвети, прошу, во-первых, сердце мое, чтобы я, немного размышляя о многообразии Твоей благости и моей негодности, желал всегда оплакивать и исправлять то, что до сих пор содеял против Тебя, достойным плачем покаяния. Затем молю, Господи, чтобы Ты угасил всякую нечистоту, всякое тщеславие или заблуждение, какое постарается во мне разжечь негоднейший враг, и возжег во мне горячность к Твоему закону и любви, чтобы Ты внушил моему сердцу тот голод и жажду, которыми я мог бы пылать, соблюдая Твои заповеди и желая радостей вечной жизни. Ибо хотя чрез дары Твоей благодати я знаю, что радости вечной жизни должно предпочитать всей веселости сей земной жизни, хотя я научен желать и искать их различными способами, но никакое знание мне не полезно, если Ты не привлекаешь меня к ним непрестанно восполнением Твоего внушения и не подаешь мне намерение, а также случай, равно как и силы, жить добродетельно. Ибо легкая слабость и упадок может воспрепятствовать во мне, немощном и небрежном, - увы! - всему намерению благочестия. И потому, Милосерднейший Господи, предвидя во мне эту немощь, сделай меня настолько невредимым и здравым в жизненной силе и внутреннего, и внешнего человека, чтобы я был весел и усерден во всем стремлении служить Тебе и мог вынести все труды, которые в веке сем мне должно непрерывно исполнять и ради приумножения Твоей славы, и ради раскаяния в своих грехах, и еще ради нужд других людей. Наконец, я знаю, что у Тебя есть много воинов столь великой добродетели и столь великой верности; хотя весьма многие немощи и тяготы, угнетая, препятствуют им, тем не менее, они весьма усердны и стойки в исполнении Твоих предписаний. Они совершенны, Господи, хранимые Твоей благостью, и избраны воинами силы Твоей; а я, угнетаемый всевозможной немощью и малодушием, как принуждают меня к тому мои грехи, едва пребываю в небольшом усердии служения Тебе, если у меня есть всякое здравие и преуспеяние. Потому прошу, Милосерднейший Господи, не позволяй тяготе немощи или несчастья угнетать меня более, чем это, как Ты знаешь, подходит моему устроению. Поддержи меня, немощного и нестойкого, до тех пор, пока я не обращусь к Тебе хоть немного; итак, утверди меня таковой верой и надеждой, чрез которые я, будучи твердо уверен в Твоих обетованиях, не впаду ни в какие опасности неверия, уныния и вреда. К этому также даруй мне, молю, таковую любовь, страх Божий, смирение, а также терпение и послушание, какие я должен оказывать сначала Тебе, Всемогущий Господи, затем и всем людям, среди которых когда-либо мне случались бы жить. Удали от меня, Господи, тщеславие, а равно и наслаждение

872

всякой мирской славой, и дай мне некую долю духовной мудрости; чтобы мудрость сия была со мной и трудилась со мной, чтобы я знал, что приятно Тебе во всякое время. Не припомни, молю, грехи юности и невежества моего, но по милосердию Твоему помяни меня, Господи. Также, прошу, даруй мне, бодрствующему и спящему, таковую чистоту ума и тела, чтобы я был достоин приступить к службе в алтаре и ко всему прочему служению и мог бы сам совершить его приемлемым образом: ибо от самого себя я не имею ничего хорошего и не могу получить ни от какого человека дар какой-либо добродетели. Потому услышь меня, несчастного, Господи Боже, Который Один лишь можешь все, и нам велишь призывать Тебя ради нужд наших; даруй, чтобы я удостоился сделаться причастником тех добродетелей, которые я уже назвал в молитве, и всех прочих, без которых Тебе никто не может угодить. Но хотя столь великие дары Твоего Милосердия я не могу снискать и сохранить никакими собственными стараниями и никаким достойным трудом, молю, даруй мне их чрез Святейшее Рождество и Страдание Твое, Господи Иисусе Христе, а равно чрез Досточтимый Крест, на Котором Ты ради спасения мира изволил висеть, и чрез Воскресение и Вознесение Твое, еще и чрез Благодать Святого Духа. (Аминь).

1 Гораций. Послания. I, 11, 27 / Пер. Н. Гинцбурга.

2 Ювенал. Сатиры. XIV, 139 / Пер. Д. Недовича и Ф. Петровского.

3 "Дистихи Катона". II, 19, 2.

4 Гораций. Послания, I, 2, 40 / Пер. Н. Гинцбурга.

5 "Дистихи Катона". I, 10, 1.

6 Гораций. Послания, I, 10, 47 / Пер. Н. Гинцбурга.

7 Там же. I, 2, 57 / Пер. Н. Гинцбурга.

8 Дистихи Катона". II, 4, 2.

9 Гораций. Оды, II, 10, 9 / Пер. 3. Морозкиной.

10 Гораций. Послания, I, 2, 56 / Пер. Н. Гинцбурга.

11 Св. Вольфганг (ок. 934-994) - епископ Регенсбургский (Бавария) с 972 г. Считается одним
из трех великих немецких святых X в. наряду со св. Ульрихом (ок. 890-973), главой Церк
ви в Германии, епископом Аугсбурга, и св. Конрадом (ок. 900-975), епископом Констанцы,
приближенным Отгона I, который, при всей близости ко двору, занимался не политикой, а
делами своей диоцезы.

12 Не совсем точная цитата из сочинения блаж. Августина "О Троице" (PL 42, 873).

13 Аратор Субдиакон. О деяниях апостольских (PL 68, 175, 202).

14 Монастырь Рейхенау.

15 Ок. 950 г.

16 Генрих I (ум. в 964) - архиепископ Трирский с 956 г. Происходил из знатного рода Бабен-
бергов, которые, имея титулы графов и герцогов, правили областями, входящими в совре
менную Австрию, с 976 по 1248 г.

17 Стефан был родом из Новары (ныне столица провинции Новара в Пьемонте, на северо-за
паде Италии).

18 Марциан Миней Феликс Капелла (1-я пол. V в.) - писатель-энциклопедист, ритор, философ,
известный, в основном, как автор трактата, посвященного семи свободным искусствам,
представленным в аллегорических образах юных невест. Сочинение это было весьма по-

873

пулярно в Средние века, так как в нем рассказывалось о предметах, составлявших основу средневекового образования.

19 В 956 г.

20 Ювенал. Сатиры. VII, 157 / Пер. Д. Недовича и Ф. Петровского.

21 Ок. 964 г.

22 Брунон I Великий (925-965) - младший брат Отгона I Великого, архиепископ Кельнский с
953 г., герцог Лотарингский с 954 г.

23 Вергилий. Энеида. XII, 59 / Пер. В. Брюсова.

24 Блаж. Иероним Стридонский. Послание к Гелиодору (PL 22, 594).

25 Монастырь Айнзидельн в Швейцарии, в современном кантоне Швиц.

26 В 960-996 гг.

27 Имеется в виду разделение на семь "свободных искусств" (букв, "науки, основанные на ав
торитетах"), а также практические знания (медицина, архитектура, география, сельскохо
зяйственная наука) и, вероятно, некое духовное руководство.

28 Св. Улърих Аугсбургский (890-973) - епископ Баварский.

29 Регенсбург, в Баварии.

30 Св. Максимин (ум. в 346) - пятый епископ Трирский, противник арианства; принимал у себя
в Трире св. Афанасия Александрийского, находившегося в ссылке (в 336-337 гг., еще до
своего епископства, и в 343 г.).

31 Блаж:. Рамвольд (ок. 900-1000/1001)- сначала член братии монастыря св. Максимина в
Трире, духовник архиепископа Трирского, с 975 г. настоятель монастыря св. Эммерамма в
Регенсбурге.

32 Наместник, занимающий в монастыре второе место после настоятеля.

33 Имеется в виду Оттон II.

34 Акциденция - философский термин, означающий несущественное, изменчивое, случайное,
которое может быть опущено без изменения сущности вещи (несущественное свойство
вещи).

35 Гомилия на Евангелие, 26 (Сет. Григорий Великий. Творения. М., 1999. С. 231).

36 973 г.

37 Генрих II Строптивый (951-995) - герцог Баварии, племянник Отгона П.

38 Речь идет о Генрихе II (973-1024) - императоре Священной Римской империи (с 1014), коро
ле Германии (с 1002), герцоге Баварии (с 995), о его брате Бруноне, епископе Аугсбурга (ум.
в 1029), об их сестрах: Гизеле (ум. в 1065), с 995 г. жене Иштвана I Святого, или Великого
(970/975-1038), короля Венгрии, и о Бригитте (ум. после 1004).

39 Ныне Альтеглофсхайм в составе района Регенсбург, Бавария.

40 Священник совершал обряд крещения, епископ же "закреплял" крещение, совершая таин
ство миропомазания.

41 В 978 г.

42 Айхштадт в Баварии.

43 Верхняя Австрия.

44 Р. Дунай.

45 Ныне Пуппинг в районе Эфердинг (Верхняя Австрия).

46 Св. Отмар (ум. в 759) - один из наиболее почитаемых святых в монастыре Санк-Галлен,
построил в 716 г. монастырь на месте подвигов св. Галла (ум. в 650).

47 31 октября 994 г.

48 Епископ Зальцбурга.

49 "О жизни италийских отцов и о бессмертии души", кн. 2, гл. 38 (см. Сет. Григорий Великий.
Творения. С. 542).

49 Блаж:. Августин. Пересмотры (PL 32, 586).

50 В синодальном переводе передано как "изгоню".

51 Ср. Пс ИЗ, И "Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет".

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова