Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Георгий Дафнопат

ПАМЯТНОЕ СЛОВО

на рождество честного славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна.

1. Еслибы проповедник Слова и Предтеча нуждался в земных словах для восхваления, то и в таком случай настоящая речь не могла бы быть самоуверенною, представляя себе невозможность или трудность и видя, что настоящий предмет превышает силу слова. Но поелику он получил свидетельство и хвалу свыше и от вышнего и первого Слова, то излишня всякая речь, предлагаемая ему, излишня и хвала земного языка, движимая для его прославления. Ибо что он мог бы сказать, сколько-нибудь близкое к истине? Ведь даже еслибы все речи соединились воедино и образовали один голос светлогласный и вместе велегласный, он не воздали бы достойной хвалы Крестителю, у которого по воле Божией все превыше слова, все непонятно и непостижимо. Посему довлеет ему один владычащий и божественный глас, которого он воистину достоин и ради которого всякий другой глас отступает и отказывается, видя его величие. Посему и мне кажется, что в настоящем случае лучше не говорить ни мало, ни много, дабы не показалось, что я слишком самоуверенно посвящаю столь великому предмету свою речь, которая, будучи и вообще слабою, ныне [45] особенно покажется ничтожною потому, что даже не в состоянии будет изложить присущие ему качества.

2. Посему для меня молчание лучше и полезнее произнесения речи. Но поелику я вижу, что многие негодуют на ее и выражают желание слышать речь, в особенности в день рождества, который сделал настоящее собрате более многолюдным и ради которого все явились готовыми к слушанию и считают наши соображения излишними и несвоевременными, так что даже ставят их в упрек, то я считаю нужным даже вопреки своему мнению разрешить молчание и предложить желающим речь, хотя бы и слабую, дабы не показаться огорчающим тех, которым лучше угождать; тем более, что при явлении ныне гласа надлежит разрешить для сего и наш глас, воспевающий рождество его и возвещающий сверх естественное появление его в свете.

3. Итак, по всем этим причинам наша речь заслужит прощение и извинение, если обратится к предмету. Если же ей предлежит ныне изложить только событие рождества Крестителя, а прочее опустить, то и посему, быть может, она вызовет и недоумение, что не имеет ничего сказать из желаемого, так как опущено все относящееся к жизни, воспитанию и кончин его, из чего желающим восхвалять выведены основания похвалы. Но, мне кажется, об этом представляют себе неправильно. Ибо что же, если она не упомянет ни о чем другом? Ей во всяком случае достаточно будет одного воспоминаемого ныне события, хотя и составляющего лишь незначительную часть всего предмета, но заключающего в себе светлый сам по себе рассказ. Ибо чудесное рождество проповедника, если даже [46] вспомнить о нем одном, может наполнить всю речь, не нуждаясь в прибавлении чего-либо из последующих событий. Итак, пусть моя речь изложить только событие рождества, оставляя в стороне прочие события жизни Предтечи, из которых каждое, как вы знаете, может послужить предметом особой речи.

4. Но прежде всего необходимо вспомнить о родителях боговдохновенного,— кто они, и как у них родилась сия прекрасная отрасль, как дар от Бога, а не по общему естеству, сделавшись для родителей и украшением и пределом благочадия.

Но кто не знает супругов Захарии и Елисаветы, сходных характерами и не менее сопряженных по добродетели, чем телесно, не увлеченных ничем земным, но всецело перенесенных к вышнему, отличавшихся чистотою и возвышением к Богу, попечением о высшем и обожествлением ума, а сверх того и знатностью и известностью рода, дабы они и в сем были отличны от современников.

Ибо Захария принадлежал к колену пророческому и священническому, супруга же его также была пророчицею и принадлежала к одному сану и чину с мужем, так что у них обоих знатность была как бы двойною, а не простою. К ним, прошедшим, так сказать, весь путь благочестия, естественно притекали и все дары от благодати свыше.

5. Одно только не соответствовало их желаниям, именно бездетность и неплодие в течение столь долгого времени. Сие прочим, быть может, казалось тяжким и приводящим в уныние, так как в те времена навлекало порицание, но им не было столь печально и невыносимо. Ибо они знали лучше [47] других, что Бог управляет нашими делами и каждому устраивает полезное, и что по воле Его и время, и естество, и все прочее изменяет свое настоящее состояние. Ему легко и открыть неплодную утробу, и показать устарелое естество растущим во время. Ибо что из невозможного не вполне возможно для Бога?

6. Так сия прекрасная чета и в обстоятельствах, казавшихся тяжкими, не преставала благодарить Бога, на Которого возлагала свои упования и воле Которого единственно следовала. Всячески надлежало им, подобно тому, как и в прочем они были светлы и известны, иметь и рождение чудесное, дабы оно яви лось всецело от благодати, а не от естества; или, чтобы сказать больше, когда и Дева должна была вскоре родить и иметь во чреве Владыку всяческих, который всем дарует спасете, то и настоящее рождение должно было предшествовать не подобно прочим, но возвестить пришествие Того и быть благим предвозвестием блага, дабы ее сверх естественное удостоверило то более сверх естественное и отсюда возможно было желающим чрез тайное воспринять более тайное.

7. Но необходимо сказать и о том, как совершилось сие чудесное рождение и сколь великие были пред ним божественные знамения, которые показали совершившееся более поразительным и несомненным даром благодати свыше. Захария, удостоенный, как мы сказали, священства и молившийся за народ, как закон предписывал священникам, когда настало время Скинопигии, в которое одному первосвященнику разрешалось входить во Святое Святых, вошел по обычаю в храм и молился Богу, [48] прося об отпущении грехов народа. Когда он возносил молитву, ему наяву предстает ангел, страшный видом, страшный для предстояния пред лицом его и, естественно, страшный для беседы с ним. Он говорить Захарии, что молитва его услышана Богом, что исполнением моления будет рождение сына женою его, что имя рождаемому Иоанн, и прочее, что дословно излагает божественное Евангелие. Захария, внезапно услышав сии слова и пораженный неожиданностью, не вследствие явившегося видения (ибо видения давно уже были привычны для него), но потому, что молитва его была об одном, а явившийся возвестил другое, не сразу уверовал в слова его, дабы, показавшись легко воспринимающим, неявиться, быть может, и легче отвергающим принятое; ибо и обычно слишком великие дела делают людей нерешительными к быстрому согласию.

8. Посему и Захария, не ослабив своих помышлений, но скорее показывая их более твердыми медленностью восприятия, спрашивает у ангела: “По чему я узнаю пророчествуемое тобою мне Я старец, как видишь, и жена, с которою я сожительствую, неплодна и не может уже рождать; нам обоим несвоевременно зачать, если только исполнение сего не будет даром Божием . Так как мы посвятили Ему себя и все свое, то все угодное Ему угодно и нам”. Ибо так надлежало ему и сказать, и мыслить, как пророку Божию и послушному словам Божьим.

9. Но по какой причине, скажет кто-нибудь, Захария вошел попросить об отпущении грехов на рода, а явившийся ангел сказал, что молитва его услышана и что доказательством сего послужит [49] рождение от неплодной? Разве собравшимся не ясно, что они иначе не могли бы получить прощения, если бы сей рождаемый не показал грядущего для спасения и не проповедал-бы его ясно всем, как его друг, вестник, глас и предтеча? Посему мне кажется, что слова ангела были сказаны кстати и вполне соответствуют словам первосвященника.

10. Но надлежит присоединить к речи и то, что затем явившийся сказал Захарии. Ибо когда, как мы сказали, ум его не тотчас склонился к сказанному, но искал более совершенного понимания таинственного, дабы удержать и сложить те великое слово во внутренних сокровищницах мысли, то ангел не говорить ему ничего другого, но налагает одно молчание, немоту языка, всецело показывая этим, думаю, то, что дело таинственно и пока превыше слова и выяснения языком.

И вот, Захария оставался с тех пор с сомкнутыми губами, ни с кем не говоря и не испуская гласа, быть может, невольно сдерживая речь, а может быть, и по желанию. Ибо что в то время было у него общего с народом, когда он уже закрыл свои чувства, отвлек ум от земного и чувственного и имел дело только с невещественным, а люди вращались с телом, вещественною грубостью и чувствами; быть может, им было излишне или даже невозможно внушать божественное оглашение и возглашать слова таинственные или даже неизглаголанные, которые происходят не от колеблемого воздуха и от органов речи, но от внутреннего безмолвия и от другой, высшей речи, которую почувствовать способны одни оставившие чувства и чистым умом воспринявшие посвящение в [50] божественное. И Захарии, сознавшему в себе все сие и (понявшему) какого великого дара он был тогда удостоен, невозможно было пока говорить с ними, так как он говорил с собою и с Богом, которому известно все, даже и тайное.

11. Мне же неожиданное молчание Захарии дает понять и другое, не меньшее, думаю, первого и причастное не малой благодати. Объяснить сие можно в кратких словах . Именно, поелику сей святой муж жил в ветхом законе и был удостоен священства по образу Аарона, но то и другое должно было вскоре прекратиться и уступить будущей благодати, то прекращение того и другого знаменует его немота, которая разрешилась в свое время, когда благодать уже явилась и наступила с рождением Иоанна, вместе с истинным священством, показавшим умолчанное не так, как прежде, в виде сени или образа, но открыто и ясно. И Захария, почувствовав, конечно, исполнение сего, не таинственно и не в себе, но ясно и языком как бы чужим и более свободным, когда надлежало, провозгласил чудо, показывая этим, что не должно молчать и скрывать в глубинах разума присутствие Бога и Его явление и сошествие к людям. Но сие было позднее, когда он освободился от немоты и произнес сии сверхъестественные слова, а пока он хранил молчание, которое, как он знал, было вполне благовременное событие для него и полезно для дел. Если же были бы и какие-нибудь иные объяснения молчания его, — их знали бы созерцатели, посвященные в более высокие таинства и обладающее более проницательным умом. Мое же слово должно обратиться к дальнейшему. [51]

12. С того времени и Елисавета, как ясно всем, зачавши Иоанна, видела, что живот ее вздымается, и не преставала считать чудом случившееся с нею, — как бездетная и совершенно бесплодная созрела для деторождения и вполне иссохшие груди дали молоко для питания младенца, возвышаясь у старицы не только благодатно, но и весьма приятно. Посему она величала Бога, единого могущего творить столь великие чудеса.

13. Когда шел уже шестой месяц после зачатия, Матерь Господа, как тому надлежало быть, приходит в дом ее, получив и сама недавнее приветствие ангела и им я в утробе невместимого Бога. Почувствовав ее присутствие, плод во чрев Елисаветы прыгает внутри материнских чертогов, возвещает оттуда нечто приятное и таинственное и тотчас внушает матери произнести не какое-либо обычное слово, которое произнесла бы всякая, — хотя и сие не мало,—но совершенно новое, божественнейшее и которое достоин услышать один только тот, кто один до рождения прошел сверх естественное и боговдохновеннейшее. Ибо Елисавета ясно провозглашает пришедшую к ней Матерью Господа, хотя сие чудо никому еще не было известно, ублажает хвалами воистину блаженную, воспевает другими высшими именованиями и пришествие ее ставит выше своего достоинства, как имеющей победу над всем, так сказать, естеством. Но язык Елисаветы произносил сие, носимому же во чреве, принадлежало и показание, и пророчество, и прочее в сем изъяснение, бывшее превыше понимания.

14. Я раньше считал зачатие превыше ума и не мог найти ничего больше его, но ныне [52] случившееся с нею мне кажется как бы уступившим в величии настоящему; сие, быть может, испытает и другой, потрясенный в уме столь великим чудом. Ибо что может быть по превосходству уподоблено таковому? Плод утробный, плод несовершенный, плод еще вовсе не сложившийся, еще не получивши цельного образа, еще не имеющий ясно распознаваемых чувств, еще разлитый в утробе, еще не расчлененный и еще не кажущийся существующим вследствие незрелости естества,— этот плод, еще не существующий и не проявляющий, что он такое, внезапно узрен чудом, превышающим мысль, ум и чувства, и сверх сего получил столь великую благодать, какая у него была, и явился виновником чудесного взыграния и провозвестником тех сверхестественных явлений. Посему это чудо кажется мне выше чуда и чудеснейшим из когда-либо бывших . Ибо сие есть то, что подвинуло к изумлению и вещественную природу и невещественную и всякую тварь небесную и земную, так что не с чем и сравнить те столь великое и превосходнейшее.

15. Когда же наступило наконец определенное время рождения столь великого (сына) и те сладкое бремя чудесно разрешало родовые боли, не столько огорчающие, сколько радующие и причиняющие несказанное удовольствие, то можно было видеть, как все радовались рожденному и воссылали хвалебные возгласы явившемуся на свет младенцу. Тогда и Захария, более исполнившись благодушия, получает большее вдохновение и разрешает узы языка, ясным и вдохновенным голосом проповедуя рождение младенца и делая всем очевидною благодать его. Ибо он благодатно называет его пророком [53] Всевышнего, предтечею Владыки, гласом Слова и всеми прочими именами и при сем сверх естественно указует его имя и ясно называет его Иоанном, что означает спасете людям и знамение будущих благ .

16. Так Захария явился провозвестником и проповедником о сыне, и это, естественно, было благим разрешением таинственного молчания его. Ибо надлежало временной немоте его замениться более благовременным словом и поведать всем, что настанет изменение и прекращение закона, священства и всего ветхого, благодати же пришествие и явление.

Сие Захария ясным словом предсказал в надлежащее время; сие Иоанн, сын его, уже и узрел и руками осязал, по соименному (Т. е. по словам Евангелия от Иоанна (см. 1, 15—34)), всем возвещая явление Бога и соделавшиись истинным служителем Слова. Ибо никто не истолковал спасающего (пути) и не сделал прямою крутую дорогу так, как сей превелики и достойный удивления, которого и жизнь и слово были настолько всем досточтимы, что каждый считал важным даже только прикоснуться к нему и узнать, чего он хочет . Почему люди и думали в себе, что он есть Христос, Которого пришествия к людям они ожидали.

17. Посему то и столь великие божественные знамения явились над сим боговдохновеннейшим и до рождения и после рождения, дабы он все имел новое и небывалое. Он изобилием Духа, даже еще не освободившись от пелен, которыми был повит, тотчас поселился в пустыне без крова, без очага, без пищи и совершенно без соприкосновения [54] с человеческим. Ибо как бы некий бесплотный или, скорее, как бы некий сшедший с неба ангел, он имел питание и житие совершенно невещественное, дабы не показался человеком вещества и тления тот, у кого все было выше, чем у человека.

18. Речь моя, приступая к воспоминанию сего, хотела бы все изъяснить в подробностях, как он, будучи еще совершенным младенцем и имея потребность в материнских объятиях, избрал сие тяжкое и суровое воспитание, замкнутую, необщительную и совершенно одинокую жизнь, сколько времени провел так, нисколько не склонившись ни к чему человеческому ни в незрелом возрасте, ни по достижении возмужалости, как по повелению Божию впоследствии пришел на Иордан, когда и впервые явился людям, что он заповедывал людям при крещении и, что всего чудеснее, как он окрестил в водах самого Владыку, коснувшись главы Его, наконец как ради Владыки претерпел усекновение главы, над которою плясала та распутная девчонка.

19. Сие и еще сего большее и высшее могла бы выразить и представить моя речь, еслибы вместила, при чем сама сделалась бы приятнейшею по воспоминаниям о сем и не мало усладила бы боголюбивые уши. Но поелику все сие относится к другому слову и времени, как уже и в начале высказала наша речь, то она пока ничего не скажет о том в настоящее время, ограничиваясь воспоминаниями о событии рождения и происшедших при нем знамениях и чудесах, не с тем, чтобы и тут сказать что-нибудь достойное (сие, как вы знаете, и раньше сказано нами), но чтобы показать любовь и выяснить радость настоящего дня.

[55] 20. Ибо ныне воистину процветает всякое сердце и сорадуется рождение боговдохновенного; ныне душу каждого объяло веселие и неизреченное радование; ныне радуется и всякое естество невещественных, и все, что живет в горнем месте, и все, что в земном и подземном, по причине грядущего всем спасения. Ныне открывается умолчанное от века таинство; ныне единородный Сын Божий неизреченно делается Сыном человеческим; ныне ангелы связуются с людьми, и разделенное раньше сливается воедино; ибо все вышнее стекается к рождеству Предтечи и вместе с его выходом исходит все наипрекраснейшее. Естественно, что и все относящееся к нему ново, и зачатие с рождением, и воспитание, и жизнь, и все прочее, что с ним чудесно совершилось.

Итак, никто огорченный, никто смущенный, никто объятый печалью да не участвует в настоящем собрании, но, стряхнув с себя и душевную и телесную скорбь, так да внидет праздновать рождество проповедника и прославлять радость дня. Ибо что большее принесет кто-либо для радования, видя, как ныне сошлось воедино все прекраснейшее, приятнейшее и полезнейшее и имеет боговдохновенного изъяснителем и провозвестником?

21. Поелику же мы таким образом приобрели в тебе, блаженнейший Предтеча, и путеводителя, и начальника в высшем и от тебя нам всякое радование, упование и помощь, явись и сам взаимно любящим любящих тебя и движимым добрым к нам расположением, не рассуждая ни о делах наших, ни о винах, которыми мы ежедневно одержимы, но показывая твое сочувствие и погрешающим. Ибо Владыка снисходит к твоим желаниям и [56] отпускает нам, если мы в чем-либо поступаем и не так, как должно. Ибо ты Его и друг, и креститель, и предтеча, и пророк, и твое к Нему дерзновение велико во всем и несравненно, а ради его и предстательство твое слышимо, и моление непосредственно и больше всего доходит до ушей Божьих . Итак не преставай предстательствовать за рабов и молить о полезном нам, дабы Бог был милостив к нам и сам Христос в будущем дал нам обетованное царство во Христе Иисусе Господ нашем с животворящим Духом ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

ПАМЯТНОЕ СЛОВО

Феодора Дафнопата на перенесение из Антиохии досточтимой и честной руки святого славного пророка и крестителя Иоанна.

1. Вот и опять явился нам святой Предтеча Христов, обильно изливая потоки своих благодатей; и опять устроилось другое празднество, являющее поводы большие и важнейшие, чем в других его праздниках, и возводящее празднолюбцев к высшему созерцанию чудес. Вот воссияла блестящая и многосветлая денница солнца правды, озаряющая своими лучами всю общину церкви и просветляющая свой праздник. Явился же он нам не так, как прежде, чрез рождество, не так, как потом чрез усекновение от Ирода, и не так, как после того чрез таинственно открытую чудотворную главу, но чрез руку, ту руку честную и досточтимую даже самим ангелам, освещаемую небесным светом и осеняемую благодатями Духа, все тяжкое и земное отложившую на земле и перешедшую к нетлению чрез жизнь воздержную превыше человека, раньше показавшую неблагодарным Иудеям агнца Божья и секиру, лежащую у корня древес и грозящую усекновением погрешающим:

2. Ныне же, когда она сама явилась и чудесным образом избежала рук варваров, которыми была [58] содержима как бы в плену, достоит благоговейно расположить к светлости праздника сонмы празднолюбцев, мысленным сиянием его разорять и разогнать омрачающие душу облака и скачущею ногою и веселящимся духом поспешить к таинствам, вожделенным и самим ангелам. Ибо праздновать значить ревностно благоустроиться к встрече честных и святых и внешностью и движениями показывать жар внутренней веры и расположения.

Итак, да придет всякий чин удостоенных бесплотия в вышних и еще облеченных сею перстию: сплетши общи лик, составим световидное и пресветлое зрелище, имея большего в рожденных Предтечу путеводителем и руководителем. Ибо, хотя он и превзошел пределы человеческого естества бесплотным и бестелесным житием, но все-таки, как причастившийся к нашим естественным особенностям он радуется нашим хвалам и прославлениям и, принимая наше расположение, возмеряет богатое воздаяние.

3. Но все то, что относится к его зачатии и рождению, жизни в пустыне, явленно к Израилю и неложному свидетельству, которым он показал агнца Божия и провозгласил его первым и позади идущим по божественному достоинству и человеческому восприятии; как он, призванный свыше, пришел к Иордану и, крестивши прикосновением чистого, беспорочного и (стоявшего) превыше всякого очищения, принял оттуда источник освящения; что крещенный им изъяснил о нем иудеям посредством образа трости и облечения в мягкие ризы, разумея простоту его жизни, твердость и непоколебимость в добродетели, соревнование и подобие с [59] древним Шлею, и все, что за сим следует, — четверица святых Евангелий яснее покажет испытующим о сем с особливым трудолюбием.

4. Нам же следует возвестить и изъяснить то, что пристойно и наиболее свойственно настоящему празднеству, дабы, по сведении нашей цели к предмету праздника, изучаемое нами было устроено как следует.

Сей, воспитанный в учениях Моисеевых и усердно изучавший закон Божий, считал все вторым и низшим перед сохранением и соблюдением его и ставил предметом усердного стремления одно пребывание в оправданиях его. Когда же великий в необузданности Ирод, бывший тетрархом земли иудейской, преступив пределы предписаний закона, сочетался браком с женою брата своего Филиппа, что было для него невозможно вследствие того, что она имела детей от последнего, и этот гнусный поступок был нарушением закона и презрением Бога, а для людей побуждением и поощрением к пороку, — тогда (Иоанн), как доблестный борец, хорошо подготовленный и раньше упражнявшийся в трудах, укрепив себя оружием и стрелами истины, выступает против тирана. Какими именно? “Не подобает тебе иметь жену Филиппа брата твоего”. О, свободоречие безбоязненное и убеждение неизменное, о, уста богословесные и язык богодвижимый, который, вонзив острия обличений в самое сердце, заставил жестокого бросить щит и бежать! О, рука досточтимая и святая, которая, будучи движима соответственно произносимым речам, увеличивала суровость обличений и показывала дерзновение неустрашимое! Ибо у выступающих на [60] словесную борьбу и состязание есть обычай совершать движения рукою вместе с устами, соразмерять ее движения с речами и теми и другими показывать смелость и неустрашимость говорящего. Вследствие сего он был заключен под стражу и в узы, так как безумная женщина подстрекнула к сему беззаконного любовника.

5. Засим празднество (дня) рождения, изобильная и разгульная попойка, в которой неумеренное употребление вина увлекло хозяина к безумному поступку. Какое же увеселение при попойке? Пляска распутной дочери и требование награды, а награда — убиение пророка. Вследствие ее — огорчение царя, причиненное осаждающим внутри угрызением. Все-таки повиновение, подчинение, приговор над праведным пророком и глава, вскоре принесенная на блюд и данная развратной и прелюбодейной женщин. Что бесчеловечнее и безнравственнее сего бесчеловечного деяния? Что безумнее и зверовиднее сего зверовидного дерзновения? Человек, из самой утробы облеченный святостью, возлюбивший целомудрие, усвоивши себе чистоту, подвизавшийся в неядении, отрешившийся от всякого общения с людьми, поселившийся в пустыне, как во граде, живший с сельными зверями, прикрывавшийся верблюжьим волосом, опоясывавшийся усменным поясом, подобно птицам имевший самородную пищу, весь истощенный, весь бездомный, весь бесплотный и весь видимо бестелесный, так как сие вещественное смешение было утончено и умерщвлено неядением и превратилось в невещественность вследствие чрезмерного воздержания, — сей за праведность, за истину, за то, [61] чтобы закон не был в чем-либо нарушен, был подарен в виде мзды прелюбодейной женщине!

6. Но каким образом сие было попущено Ведущим все премудро, — ведают те, которым дух дает сколько-нибудь выдать таковые дела. Ученики же его, взявши тело, отделенное от главы, предали его честному погребению, дабы и оно, зримое после кончины веселящимися, не было разжигалищем зависти и не сделалось для необузданных предметом большого зла. Таким образом тело, положенное в гробницу, было сокрыто, так как никто не заботился о разыскании его и оно само не содействовало открытию.

В сем месте речи я хочу изъяснить сему святому собранно нечто о сем пророческом теле и принадлежащей к нему руке на основании старинного сказания и подробнее изложить, что мы о них слышали и узнали и что передают древние предания, именно откуда сия божественная рука была перенесена в град Антиохов, где лежит перемещенное тело пророка, и каким образом оно было перемещено, а рука отнята и перенесена.

7. Ирод детоубийца, изменившей иудейское многовластие в царство, был подвластен Римлянам и, изыскивая способы показать им свое благорасположение и верность, убедил Римлян благосклонно взирать на него и поставил свое царство вне подозрения в отпадении. Дабы яснее показать им свое благорасположение, он между прочим построил город не очень далеко от Иерусалима, на расстоянии лишь одного дня пути, и назвал его Севастою, чтобы наименованием Августа Кесаря обозначить свое благорасположение и покорность ему. В сем городе [62] властвовавший после него тетрарх Ирод построил дворец, в котором совершилось и то пророкоубийственное пиршество. Вблизи его был заключен сей святой пророк в некоем мрачном помещении преступников. Сбоку его, как указывают, и было погребено тело проповедника истины, где, как говорят, существовала другая могила, пророка Елисея, так что об гробницы были видимы в одном и том же месте. На них издревле был воздвигнут огромный храм, несравненный по находящимся в нем чудесам и красотам. Когда крыша его разрушилась от времени то строения его остались под открытым небом, при чем невредимым сохранилось одно только помещение, служившее хранилищем священной утвари; заключенный в нем гробницы пророков сохранили неприкосновенною свою прочность.

8. Когда евангелист Лука, путешествуя по всяким странам, прибыл и в город Севасту, то, движимый любовью ко граду Антиохову, в котором он родился, имел желание взять целиком святое тело Предтечи, но так как не мог этого сделать вследствие легкости обнаружения, то, отняв десную руку, принес в свой город, вместо какого-либо другого благодеяния и богатства уплачивая этим мзду за свое вскормление и воспитание воспитавшему его городу. С того времени рука лежала у Антиохийцев, будучи почитаема и чудесами удостоверяя живущую в ней присноживую благодать.

9. Когда Юлиан тиранически захватил кормило правления царства, то, стремясь затмить бывших до него гонителей и богоборцев, предавал огню и пеплу всякий останок или целое тело подвизавшихся за Христа и всякие иные символы нашей чистой веры.

[63] Наконец он поспешно явился и в град Антиохов, дабы совершить нечистый служения на воздвигнутом у Дафны идольском алтаре, а также разыскать и предать огню, если найдет здесь что-либо святое. Итак, когда был обнародован сей жестокий указ, люди из среды христиан поспешили тайно заключить святую руку Предтечи в одной башне города, именуемой Угловою, дабы она не попала в руки идолослужителю. Между тем (святитель), занимавший архиерейский престол Иерусалима, услышав ужасный указ и то, что тиран во всяком случае не преминет явиться и в святые места и предать на истребление огню находящаяся в них честнейшие тела, счел весьма важным делом и употребил величайшее старание, чтобы, вынув из гробницы святейшие мощи Предтечи, отослать их на хранение в град Александрийский, заняв помещение вместо них другим простым мертвым телом.

10. Когда же нечестивый, все обыскавши в Антиохии, не мог достигнуть своей цели, так как рука была скрыта бесследно, то, потерпев неудачу в этой попытка и раз ярившись против остального пророческого тела, грешник тотчас послал в Иерусалим (людей) разыскать мощи Предтечи и предать их огню. Когда сие было исполнено и погребенное вместо них простое тело было превращено в пепел посланными, то он, выступив оттуда, предпринял осаду Едессы, так как известно было, что жители ее принадлежать к числу христиан. Но, как говорят, один из служителей его, удостоенный им свободы речи и дружбы и в душе чтивший и уважавши христианскую веру, отклонил его от этого намерения и побудил к походу [64] против Персов, обещая, что этот город он будет иметь в своих руках, когда захочет. По этому совету он пошел на войну с Персами, в которой жалким образом окончил жизнь, пораженный Божьим ударом.

11. Когда Римская держава оказалась под властью верных царей, и христианам дана была свобода, честная рука Предтечи была неизвестна населяющим град Антиохов; но невдолге было открыто божественным видением, где она была сокрыта. С верою взявши ее оттуда, они воздавали ей величайшую честь. По истечении не малых времен царь Юстиниан вместе с прочими достойными соревнования подвигами своего благочестия совершил и следующее. Он перенес в царственный град сию чудотворную десницу Предтечи из Антиохии, ризу Христа и Бога нашего, (хранившуюся) в города Маратсмере, и всечестную главу из Емесы. Сии святыни показывались за печатью иже во святых царя Константина, дабы что-либо из них не было похищено лобзающими. Сняв печати, он освятил Владычнею ризою и упомянутыми останками воздвигнутый им храм Предтечи в Евдоме, а затем, снова припечатав собственными печатями, отослал в места, откуда они прибыли, оставивши незапечатанного одну пророческую десницу, потому что она была умащаема миром и воздвигаема в праздник Воздвижения.

12. Так рассказывается об этом у старинных (писателей), причем о деснице одни говорят одно, другие другое, но никто не отступает далеко от истины, ибо они соединяются в одном и том же помышлении веры и отвергают всякое неверие. [65]

Если же надлежит припомнить и какое-нибудь чудо, то Антиохия посвидетельствует с нами речи, воспринятой нашими ушами от некоторых прибывших оттуда. Был некий дракон, гнездившиеся в ее пределах, которого жители города боготворили и чтили ежегодною жертвою. Ею была непорочная девица, только что достигшая зрелости и вследствие неоскверненного девства хранимая в жертву дракону. Каков же образ жертвы?

13. В том месте, где было логовище дракона, Антиохйцы, собираясь всенародно и составляя многолюдное позорище, выводили девицу на средину и предоставляли в пищу дракону. Он, выползая из логовища и являясь невиданным и невероятным чудовищем, подползая и подвигаясь своими извивами, изгибаясь и волнуясь внутренним естественным дыханием, широко разинув пасть и выпрямив изгибы туловища, принимал жертву и растерзывал зубами. И вот, брошенный по обычаю жребий пал на одного христианина, который и должен был отдать свою дочь в жертву дракону. Он, поражаемый естественными побуждениями, воссылал к великому Предтече сердечные стенания и для того, чтобы дочь его избежала смерти, измыслил следующее. Спрятав при себе большое количество золота, он испрашивает разрешения поклониться честной руке у хранителя ее. Сей по просьбе разрешил вход. Муж, войдя в храм и под видом поклонения незаметно рассыпав по полу принесенное с собою золото, пошел прямо вперед для поклонения. Церковнослужитель, жадными очами воззрев на золото, побежал собирать его; между тем испросивший поклонение, нагнувшись и всем телом [66] склонившись над ракою, движимый божественною любовию, при лобзании и прикосновении губ откусил зубами большой перст досточтимой десницы и, спрятав его, как можно скорее выбежал из храма. И вот, когда наступил день жертвоприношения и собрались на зрелище граждане и окрестные жители, приходит отец, ведя с собою дочь для жертвы, и, приблизившись к дракону, как только увидел, что он чрезмерно разинул пасть, страшным шипением приводит в ужас слушателей и устремляется на жертву, то бросил в глотку его сей святой и досточтимый перст и ввержением его тотчас причинил ему смерть.

14. Когда сие совершилось таким образом, отец возвратился с живою дочерью, проливая слезы радости и рассказывая нежданное избавление дочери от неотвратимой участи. Окружавшая толпа, пораженная необыкновенным чудом, воссылала к Богу благодарственные возгласы. Вследствие сего на месте, где совершилось чудо, воздвигли храм Предтечи, назвав его „Висящим" или по той причине, что пол храма был в воздухе выше земли, или потому, что ширина его простиралась над высотою (окружающих) строений, так что он казался зрителям почти висящим в воздухе. Положив в нем сей святой и чудотворный перст, они чтут его ежегодными празднествами, по памяти передавая потомкам совершившееся чудо. Таковой рассказ из старинного предания недалек от истины, потому что Крестителю возможно творить и большия сих чудеса, но и не близок, потому что рассказ воспринят одним слухом. Но одержит ли верх то или другое, оно нисколько не нарушить точности [67] истины, так как Предтеча обычно совершает такие чудеса.

Когда же сие варварское племя, выползши из старинных тайников, взяло, увы мне, большую часть Римской державы и подчинило своей власти, тогда и град Антиохов с прочими был захвачен в рабство, причем неверные человеколюбиво даровали местным христианам разрешение обозначать подданство взносом даней, но исполнять обряды своей веры по существующему у них обычаю. Этот город имел блеск и значение и от основателя своего, царя Антиоха, мужа искусного и счастливого и оставившего по себе во всем добрую славу, но большее и несравненное возвышение получил от самого верховного апостола Петра, который первый украсил его (епископский) престол, будучи рукоположен самим Христом, и был в нем учителем и проповедником Евангелия в течение двенадцати лет, хотя по неизследимым глубинам судеб (город) был делом варварской руки. Святая рука, положенная в сем город и благоговейно чтимая благочестивыми людьми, славилась многими чудесами и возвеличивалась весьма многими сверхъестественными деяниями. Ибо говорят, что совершалось и таковое чудесное знамение: персты сей святой руки иногда выпрямлялись, а иногда сгибались; выпрямлением их знаменовалось изобилие плодов, согбением же — скудость и нужда.

15. У многих из повременных царей было стремление каким-либо способом сделаться обладателями руки и не оставлять столь великое благо в плену у язычников. Но вожделение сего зрело, а найти способ овладения было невозможно. Однажды [68] решили они приобрести таковое сокровище за деньги, но, по пословице, били кулаками по воздуху. Итак, она была предметом вожделения у всех, которыми призывается имя Христово, и всякий, имея сие в мыслях, с несказанными стенаниями молил Бога, дабы Он призрел благосерднее на народ свой и показал его обладателем и зрителем сего (сокровища). Поелику же все предопределяется Божественным Провидением, и даже времена и годы, в которые бывает обнаружение сверх естественного, дабы ничто из творимого им не происходило неразумно и всуе, — Предвидевши и Предопределивши все до создания мира, презрев времена нашего неведения, соблаговолил по многим своим милостям открыть сие великое и сверхъестественное чудо при сем поколении, в котором Константин и Роман, достойные великой хвалы, от самого рождения повитые багряницею, владели и опоясывались самодержавными браздами. Сие есть выведение и воззвание всечестной руки Предтечи.

16. Способ же воззвания сколь дивен и странен! Некий муж, сопричисляемый к клиру диаконов града Антиохова, именем Иов, вдохновенный свыше и исполнившийся божественного рвения, размышлял в себе, не может ли он, похитив десницу Предтечи, даровать христианам вожделенный дар. И вот он приступил к следующей попытке. В сем городе воздвигнут прекрасный и высокий храм во имя первоверховного апостола Петра. Устроив себе жилище в притворе его, он вошел в тесную дружбу с хранителем местной священной утвари, дабы от сего попытаться пребыть с ним целую ночь у раки честной руки. Когда же [69] хранитель не согласился на такую просьбу, опасаясь чего-либо неожиданного, (Иов) переходить к другому способу: усладив его богатою трапезою и дружескими возлияниями и угощениями погрузив в глубоки и близкий к смерти сон, он похитил ключи от раки и глубокою ночью чрез окно спустился в храм; тихо и бесшумно открыв святую раку, — о, страшное и деяние и слушание! — он берет вожделенную честную десницу Предтечи и, тихо выйдя назад, со тщанием скрывает у себя похищенное, дабы не стало известно кому-либо из варваров.

17. Засим Иов выходит из Антиохии и направляется в путь. Одержимый великим страхом, чтобы содеянное им не сделалось известно врагам, он молил Бога, чтобы тот самый (Предтеча), которому принадлежала, как известно, рука, был ему помощником в предприятии; он воссылал молитвы, слезами ублажал, чтобы не был узрен обманутым в надеждах и чтобы честные и досточтимые для христиан останки не остались во владении неверных. Долгое время вознося сии молитвы, минуя место за местом и город за городом, он спешил к выходу. Ибо сила той святой руки, с которою он дерзнул на взятие ее, следуя с ним в качестве защитницы и союзницы, отвращала вред со стороны супостатов. Так прошедши те тяжкие и смертоносные пути, он вступил в Римские пределы, освободившись от прежнего великого страха и смелее поспешая к царствующему граду. Ибо воистину надлежало царскому граду, получившему в удел многие телеса святых и многие великолепнейшие храмы и вклады, равно как и честнейшие орудия страстей Владыки, не быть лишенным и [70] руки Предтечи, прекрасные храмы которого воздвигнуты повсюду в сем (граде).

Когда верный царь Константин получил благовесте о прибытии ее и был поражен неожиданностью деяния, он не был в состоянии достойно возблагодарить Бога, затрудняясь неожиданностью радости, и послал людей принять сию святыню и перевезти к нему с песнями, светильниками и миром, дабы как сам (Предтеча), возвращаясь гласом вопиющего из пустыни, имел повелите уготовать пути Господа и сделать правыми стези, так и ему, вступающему в христоименный и царский град, которого он не оставлял своими благодатями, был приуготовлен украшенный и подобающий вход. Итак, когда рука уже приближалась к городу Калхидону, был выслан царский корабль и патриарх и иерарх Феофилакт с иереями и всей знатью синклита был послан на нем перевезти к царскому дворцу сие святое сокровище. Вместе с ними отплыли по морю, вышедши из города, толпы верных для встречи и сопровождения.

18. Когда (святыня) была принята руками архиерея, понесена в объятиях и вступила на море, можно было узреть и самое естество воды спокойным и гладким, причем легкие волны вздымались пред кораблем и сопровождали его в движении к царским чертогам. Присоединилось и нечто другое, более чудесное и достойное честной руки Предтечи. Ибо наступал праздник дня святых Светов, в который Свет истинный, озаривший течение Иордана, уничтожил сокрушение человеческого естества. И поелику мы предочищаемся предшествующим ему постом, случилось так, что [71] божественная рука прибыла именно в тот вечерний час, в который христиане по обычаю совершают освящение воды. Христолюбивейший царь, приняв ее, как небесный и чистый дар, облобызав и пролив слезу вожделения и веры, полагает ее посреди дворцового храма; и все верили, что сам Креститель незримо присутствует и освящает десницею предлежащие воды. Засим воспевались духовные песни, светильники озаряли храм, взоры всех обращались к святой раке и воззрением почерпали освящение.

19. Так совершив и отпраздновав праздник святого Богоявления и следующей за ним (день), в который предана свыше память святого Предтечи, как послужившего таинству божественного крещения, мы признали достойным чтить положите руки ежегодными праздниками, присоединив и сей (день) к другим празднествам его, дабы ни одно из (событий жизни) его не оставалось неславимым и недивным. И вот ныне наступил сей всечестный и светлый праздник по прошествии кругового периода года, изливая нам дожди чудес и привнося полезное душам. Предлежит все честная и всеславная рука Крестителя и Предтечи, окружаемая бесплотными силами, ужасаемыми пребывающею в ней силою Духа. Ибо, если она и отделена от остального тела, то все же обогащена не меньшею и не низшею благодатно; поелику мы веруем, что благодать святых не сораздробляется и не разделяется вместе с раздроблением тел или местными расстояниями, но в каждой части и члене святых и пречистых тел их действе Духа приходит и присутствует целым не убавленным и не уменьшенным.

Итак какой храм днесь прекраснее сего? Какой [72] дом Божий досточтимее и великолепнее, чем сей, в котором сие святое и божественное сокровище сиянием бесчисленных светов соревнует с небесными зрелищами, в котором нисходящая свыше благодати Духа даруются душам поющих по мере веры каждого?

20. Ибо как при сверхъестественном воплощении Слова, с тех пор как существует мир, другая (жена) не была признана достойною таинства воплощения, кроме чистейшей всякой твари и естества Приснодевы Богородицы Марш, так никто по святости и чистоте не оказался выше сего дивного Пророка и пригоднее крестить Христа. Ибо он был сродником его по роду, имел чудесное рождение после неплодия по обету и, будучи носим в материнском лоне, приветствовал взыгранием во чреве носимого в девической утробе, учился называть Господом Того, Которого еще не видел из темных мест чрева, по рождении возвращает голос отцу, замолчавшему вследствие недоверия к зачатию его, отцу, которым проповедан как пророк Всевышнего, и Стоящим превыше всех засвидетельствован, как больший в рожденных женами. Разве сие не чудесно и не полно ужаса? разве не превыше ума и не превосходит самого естества человеческого? Се тот, о котором пророчествовал Исаия от лица Отца: „Вот я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". Се тот, которого Христос назвал Илиею, с одной стороны как подражателя и соревнователя его жизни, с другой — как предшествовавшая явлению его во плоти, как о том надеемся пред последним (пришествием). Его не облекали мягкие ризы, которые более [73] приличествуют жителям дворцов; его не избаловали роскошь и наслаждения, не изнежили воздушные ложа, лесть и богатство, но пустыня приняла из самой утробы, и жизнь бездомная и скудная вскормила и возрастила, а также великое неядение; он жил почти подобно ангелам, и верблюжья шерсть и пояс усменный прикрывали и облекали его; тело его, повсюду освободившееся от пятен порока и показанное неприкосновенным и не причастным клеймам страстей, хотя и дерзновенно сказать, уподобилось тому первоначально слепленному Творцом из земли, одушевленному божественным дуновением, одаренному благодатью и не знавшему естественных надобностей телу, в котором отпечатлен был ангельский образ, нисколько не отличавшийся от тончайшей тени вследствие чрезмерного воздержания. Кожа богоблагодатная, богоданная и издававшая великое благоухание от духа, цвела на нем и прикрывала его, как бы не отцвечивая плоть тучную и вещественную, но будучи как бы смешана и созерцаема на некоей невещественной сущности, не составленной из стихи. Волосы, также очень выросшие и спускавшиеся вниз, прикрывали это ангеловидное и озаряемое благодатями Духа лицо. И что для других составляли многоценные и златотканные покрывала, сему служило прикрытием для святого лица естественное произрастание и увеличение волос, дабы ничто даже до волоса из сего мира не служило телу его, но он сам был бы для себя и украшением, и прикрытием и всем прочим, что обычно облекает и осеняет чистейшее и непорочнейшее тело. Будучи как бы связью обоих Заветов и деятельность одного останавливая, а другому давая действовать, он не более разделял и разграничивал их, [74] тем приводил к единству и общению, так что несовершенство первого восполнялось совершенством благодати, а истина второго запечатлевалась образами и символами первого, смысл был согласен в обоих и один Христос показывался законоположником того и другого.

21. Чему прежде всего удивляться в сем равно-ангельском пророке? Дерзновенно ли пред иудеями и истинному и нелицемерному обличению противозаконных, или сиявшей на нем пророческой благодати и присущему ему богоблагодатному сиянию? Ибо его можно было бы найди то называющим их порождениями ехидн, причем он намекал на убийственный характер их, то [убеждающим] не уповать на благородство Авраама, которым они гордились и величались, то дающим поучение приходившим к нему Иудеям соответственно его жизненной деятельности, а думавшим о нем больше,— не он ли Христос, — противопоставляющим идущего позади, Которому он недостоин даже развязать ремень обуви. Сие, показывая цель последнего чина, отвергало неправильные представление о нем. Он то крестил их водою по обещанию, то обещал, что придет обновляющие и воссоздающее в духе и огне. Ныне он по божественному повелению пришел из пустыни к Иордану, а ныне отклонял повеление крестить, вследствие высоты и несравненности служения. Какова величина его благодати и непосредственность близости к Богу, — это покажет нынешнее празднество Богоявления, в котором он, послужив неизреченному таинству бывшего с нами, достойно стяжал себе право быть почитаемым превыше всех пророков. Наименование же “Богоявления” имеет и некоторые другие более таинственные значения, [75] вследствие которых оно так названо; но, быть может, не неуместно прибавить и то, что с тех пор, как Христос обновил то сверх естественное и девическое рождение, дабы не показалось, что деятельность времени проявляется раньше времени, и Его воплощение не было принято слабыми за представление фантазии, он избрал своеобразную и отшельническую жизнь, пока не наступило время крещения. Ибо тогда, достигнув полной телесной возмужалости, Он добровольно спешит к крещению и был засвидетельствован Отцом свыше, явно проповедан Духом и самим крестящим провозглашен очищающим в огне и духе и с сего времени явлен и показан истинным Богом и Сыном Бога и Отца, так что праздник соответственно деяниям назван Богоявлением, так как сие богоприличествующее имя стало более явным и удостоверило, что Бог явился на земле во плоти, тем, которые были одержимы тьмою неверия.

22. Имея несравненного в пророках Предтечу виновником столь великих благ, столь великого спасения, вводящего в царство Божие пути и столь великих даров Духа, поклонимся ему и припадем к нему и чрез него к крещенному им Богу, просветившему умы наши светом пречистого крещения и показавшему нас сынами света, поелику свет пришел в мир, как свет истинный засвидетельствован, светом как ризою одевается, назвал Себя светом мира и мы научились ходить во свете лица Его, слышали, что узрим Его в свете как свет равночестный Отцу, и верим, что от Него просветится светильник ума нашего. Ему и последуем со всяким рвением дабы, освободившись от пропастей и преткновении тьмы, имея в великом [76] Предтечи путеводителя и руководителя, придти к нему чрез чистую жизнь и веру и просветиться светом знания, делаясь чадами самого света и ходя во свете заповедей Его.

23. Но ты, о Креститель, глас Слова, луч солнца, печать закона, начаток благодати, виновник и дарователь всякого вышнего и небесного дара, ныне предстань нам незримо, присутствуй, чрез свою чудотворную и божественную руку являясь весь достойным, будучи весь видим чистым помыслами, весь неотступно шествуя в сей святой ограде; восприми веру уповающего на тебя вернейшего царя; измерь жар вожделения к тебе; узри, какими празднествами он ублажает тебя, какими светоявлениями чтит, какими духовными песнями и яркими светочами освещает прибытие руки твоей. Ты охранил его твоим предстательством от рождения, уделил ему царскую власть как отеческий жребий и не престаешь делать его победнейшим трофеями и победами над врагами. Мы молим даровать его христианской общине на долгие круговращения времен и предоставить посадить на царский престол родившихся и имеющих родиться из рода и плода чрева. Нам же даруй добре управляться ими и соблюдать нерушимо подданство и благопослушание, дабы мы могли проводить тихую и спокойную жизнь, славя Того, чрез Которого цари царствуют и просвещается всякий человек, грядущий в мир. Ибо Он есть просвещение и милость человеческого рода, и Ему подобает всецело слава, честь и поклонение со безначальным и единосущным Отцом и с собезначальным и совечным Духом ныне и во веки веков. Аминь.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова