Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: 10 век.
Ованес Драсханакертци
К оглавлению
ГЛОССАРИЙ
АВАН (из среднеперс.) – в армянском
переводе Библии и в древнеармянских
исторических памятниках V в. этот термин обычно
означал поселение на окружающих город землях в
пригородной полосе. В дальнейшем аван стал
означать вообще поселение, населенное место,
большое село с тенденцией перерасти в город. (См.:
Саркисян Г. Дастакерты и агараки в армянских
источниках V в. ИФЖ. Ер., 1962, 3, с. 80-82, на арм. яз.).
АГАРАК (восходит к сумеро-аккадскому
аgаr-аkаr) – в древней Армении означал
частновладельческую землю, частное хозяйство,
поместье, усадьбу с пахотными землями, которые
обрабатывались зависимыми
земледельцами-мшаками. В дальнейшем, в частности,
к IX-Х вв., агарак превращается в сельское
поселение, название населенного пункта. (См.:
Еремян С. Основные черты общественного строя
Армении в эллинистический период. ИАНА. Ер., 1948, II,
с. 40, 55; Его же: О рабстве и рабовладении в древней
Армении. ВДИ, М., 1950, I, с. 14; Саркисян Г. Дастакерты и
агараки., с. 78, и след.).
АЗАТ (из среднеперс.) – 1) член рода
(агнат); 2) член знатного рода, знатный и в этом
качестве – представитель вообще
господствующего класса феодалов в
противоположность шинаканам (см.) и рамикам (см.).
В более узком значении под азатами разумели
широкий слой мелкого дворянства. (См.: Периханян
А. Сасанидский судебник. «Книга тысячи судебных
решений». Ер., 1973, с. 445: Манандян Я. Феодализм в
древней Армении. Труды, т. IV., с. 257-261).
АМИРАПЕТ (арабск.-перс.) – этим
термином впервые в армянской средневековой
книжности стал обозначать халифов Иов. Драсх. Его
предшественники халифов называли
«амир-мумник»-ами, что является искажением
(возможно, народная форма) арабского
«амир-ал-мумнин», а также неопределенными по
смыслу выражениями «ишхан исмаильтян» или
«ишхан тачиков». Таким образом, Иов. Драсх.,
применив термин амирапет, внес в это понятие
четкость. (См.: Тер-Гевондян А. Замечания о слове
«востикан». ИФЖ. Ер., 1962, 4, с. 246).
АСПЕТ (из иран.) – обычно понимается в
значении «благородный», «знатный всадник»,
«рыцарь»: В древности – родовой титул князей
Багратуни (первоначальное значение – «глава
рода»), которые были аспетами –
венцевозлагателями. Аспет был также
церемониймейстером царского двора,
определявшим, на каком бардзе (см.) должен
восседать тот или иной нахарар (см.) и придворный.
После арабского завоевания термин аспет потерял
свое реальное значение. (См.: Адонц Н. Армения
Юстиниана, с. 400-402; Манандян Я. Труды, т. IV, с. 234-237;
НСА, т. 1, с. 316;: Ачарян Гр. Этимологический
коренной словарь, т. I, с. 274).
БАРДЗ (из иран.) – букв.: «подушка»;
имеется в виду бытовая реалия характерного для
феодализма института местничества –
подушки-лежанки за царским столом, на которых
восседали вельможи и представители придворной
служилой знати во время царских приемов и
пиршеств, ближе или дальше, от царского трона, в
зависимости от места, занимаемого в иерархии
феодалов. В VII в. после арабского завоевания
вместе с гибелью Сасанидского государства исчез
и институт местничества. (См.: Адонц Н. Армения
Юстиниана, с. 239, 272-273, 282; Ачарян Гр.
Этимологический коренной словарь, т. I, с. 425-426).
БДЕШХ (из иран.) – наместник царя в
важных приграничных областях, обладавший как
гражданской, так и военной властью. Бдешхами
назначались либо члены царского дома, либо
представители высшей знати, причем, по своему
положению они считались почти равными царю.
После арабского завоевания термин бдешх потерял
реальное значение. (См.: История армянского
народа, т. II, с. 841-842; Адонц Н. Армения Юстиниана, с.
283-284; Манандян Я. Труды, т. IV, с. 213-214; Еремян. С.
Основные черты..., с. 72-73).
БЕКАР (из иран.) – в современном
значении – «барщина». В древнейший период имел
значение воинской повинности. Однако к IX-Х вв, как
полагает Манандян Я., бекар означал царский
налог, возможно, поземельную подать,
соответствующую арабскому хараджу. Он мог
означать и воинскую повинность, но для
обоснования последнего предположения требуется
дополнительный фактический материал. (См.: Еремян
С. Основные черты.., с. 51; Манандян Я. Царские
налоги в Армении в период марзпанства. Труды, т. IV
с. 99-107).
ВАРДАПЕТ (из среднеперс.) – в
древнеармянской церкви этот термин означал
«учитель», и в этом качестве роль вардапетов была
очень велика. Так же высок был авторитет
вардапетов в духовных вопросах, порою он был выше
авторитета епископа и даже католикоса. Духовный
авторитет института вардапетов переходил от
учителя к ученику, что символически выражалось в
наследовании посоха. Вардапеты как особая
корпорация ученых духовного звания являлись
хранителями и толкователями церковных преданий,
в том числе и традиционного текста св. Писания.
(См.: Марр Н. Критика и мелкие статьи, с. 34-36).
ВАСИЛИК (из греч.) – византийский
чиновник, который управлял императорским
владением. Василиками называли также знатных
лиц, которым на разных условиях делались
пожалования. В восточных источниках термин
василик выступал как синоним правителя города
или провинции империи. (См.: Советы и рассказы
Кекавмена, с. 465, прим. 586).
ВИШАП (из среднеперес.) – змей, дракон.
В мифологии вишап олицетворял бурю; вихрь,
грозовое облако как злое начало, с которым
боролось доброе начало – Бог-громоносец, в арм.
мифологии – Ваагн. В средние века под вишапом
разумели сатану, злого духа. (См.: Абегян М.
Армянский эпический фольклор, Труды, т. I. Ер., 1966.
с. 85-86, на арм. яз.).
ГАВАР (из кавказс.) – «…мелкие
исторически сложившиеся территориальные
подразделения (кантон, уезд), которые обычно
совпадали с орографическим делением страны».
(Еремян С. Присоединение северо-западных
областей Армении.., с. 4).
ГАХЕРЕЦ (из среднеперс. и арм.) –
старший по престолу. В Аршакидской Армении этим
термином обозначали вельможных нахараров (см.),
занимавших при царском дворе высокое положение и
восседавших на ближайших к царскому престолу
бардзах (см.) После арабского завоевания
содержание термина изменилось. Гахерец ишханами,
(см.) в IX-Х вв. назывались ишханы той ветви данного
феодального рода, которые владели большими
земельными угодьями, были могущественнее в
военном отношении и, следовательно, обладали
большим политическим весом, что, впрочем, не
давало им никаких собственнических прав в
отношении владений других ишханов. (См.; Утмазян
А. Сюник, с. 154-157).
ГЕРДАСТАН (арм.)-имеет значение
«двор», «дым», «семья», «домочадство»,
«имущество», «имение». Иов. Драсх. употребляет
этот термин в значении «поместье», «дастакерт»
(см.).
ГЮХ (***. – арм.) – основная ячейка
производственной жизни феодального общества –
село, деревня; она представляла собой сельскую
общину, в которой кровные связи между ее членами
заменялись связями соседскими, экономическими.
(См.: Еремян С. Основные черты.., с. 45-47; История
армянского народа, т. III, с. 157-158).
ГЮХАКАХАК, (***, гюлакалак – арм.) –
«селоград». Часто встречается и обратное
написание – кахакагюх, ***– калакагюл), то есть
градосело. В этих двух терминах отражается
тенденция перерастания села в город, хотя
следует помнить, что и термин кахак (***, калак),
который мы переводим как город, далеко не всегда
соответствовал этому понятию в современном
значении. Переводя термин кахак словом «город»,
мы исходили из определения, которое дается
городу В. Далем: «Город – городьба; ограда около
жилья, населения. Селение, обнесенное городьбой,
городок» (т. I, с. 939).
ДАСТАКЕРТ (из древнеперс.) – имеет
следующие значения: 1) рукотворный, творение
чьих-то рук, нечто новосозданное; 2) владение
(лицо), сделанное или же провозглашенное (путем
публичной, официальной декларации) правомочным;
3) агарак (см.), пахотная земля, поместье, усадьба.
Положение жителей древних дастакертов –
агараков можно сравнить с положением рабов,
посаженных на землю. (См.: Еремян С. О рабстве и
рабовладении.., с. 14; Манандян Я. Проблемы
общественного строя доаршакидской Армении.
Труды, т. IV, с. 450); Саркисян Г. Дастакерты и
агараки.., с. 85; Периханян А. Сасанидский
судебник.., (с. 458-460). В этих значениях термин
дастакерт применялся в армянской историографии V
в., и такое значение имеет этот термин в тех
частях Истории Иов. Драсх., которые представляют
заимствование из трудов историков V в. Однако ко
времени Багратуни термин дастакерт уже изменил
свое содержание и стал означать поселение, село,
деревню и даже город.
ДАХЕКАН (из древнеперс.) – золотая
монета, которая в VII в. должна была содержать 4,53 г
чистого золота. В эпоху Аббасидов дахекан =
динару = 4,25 г золота. (См.: Манандян Я. Материалы по
истории экономической жизни древней Армении.
Труды т. IV, с. 118, 127-130, на арм. яз.; Мушегян X. Выпуск
дских монет в халифской области «Арминия»
в VIII-Х вв. ИФЖ. Ер., 1973, 4, с. 145, на арм. яз.).
ЕРДУМАРД (арм.-перс.) – термин состоит
из двух слов: «ерд» – «дом», «дым», «семья»,
«кровля», «световое отверстие на кровле» и мард
– «человек», то есть букв.: «человек дыма (дома)».
Под ердумардами в послеаршакидский период
следует, по-видимому, понимать феодально
зависимых крестьян, крестьянские семьи с их
определенными наделами – ердами, однако степень
и формы феодальной зависимости ердумардов
неизвестны. (См.: Еремян С. Основные черты.., с. 39;
Его же, О рабстве и рабовладении.., с. 20; Манандян.
Я. Труды, т. IV, с. 290-292).
ИШХАН (из иран.) – «владетель»,
«господин», «повелитель», «князь». Термин ишхан
вообще обозначал главным образом лиц, обладавших
политической властью, управлявших феодальным
княжеством, областью, страной, вообще
представителя феодальной знати. «Ишханом
(архонтом) Армении» в VII в. назывался независимый
правитель Армении. Однако это название возникло
еще в самом начале византийского владычества в
западных областях Армении (Высокая Армения и
Цопк). Когда после византийско-персидской войны
571-591 гг. к Византии отошла большая часть Армении,
«ишхан Армении» стал носить еще и титул патрикия
(см.). Начиная с Тэодороса Рштуни до конца VII в.,
ишхан Армении пользовался царскими правами. В
период халифата арабы называли ишхана Армении
батрик или битрик, что является искажением
греческого патрик. (См.: Тер-Гевондян А.,
Происхождение титула «ишхан Армении», с. 241-247;
Мамедова Ф., «История Албан» Моисея
Каланкатуйского как источник по общественному
строю раннесредневековой Албании, Баку, 1977, с. 107).
В IX в. верховный ишхан Армении назывался также
ишханац ишхан, т. е. ишхан ишханов, (калькой с
армянского являются арабская форма этого титула
батрик ал-батарик и византийская-архонт
архонтов). До восстановления армянской
государственности в конце IX в. ишханац ишхан как
представитель местного самоуправления играл
роль посредника между халифом и местной
феодальной знатью. После того, как Ашот I
Багратуни в 884 г. был провозглашен царем, эту роль
выполнял уже царь, а титул ишханац ишхан стали
жаловать наследному принцу. Кроме того, титул
ишханац ишхан широко применялся и вне круга лиц,
принадлежавших к царской семье. Так, например,
ишханац ишханом в первоисточниках называют и
ишхана Васпуракана Ашота Арцруни. Таким образом,
термин ишханац ишхан мог быть просто титулом, и
мог указывать на служебное положение. (См.:
Юзбашян К. Армения «эпохи Багратидов», с. 35-37).
КАХАКАГЮХ (***, калакагюл) – см.
гюхакахак.
КОРЕПИСКОП (из греч.) – в обычном
смысле означает помощник епископа в делах
управления епархией, однако применительно к
истории племени цанаров, роль которых в охране
Аланских ворот была очень велика, титул
корепископ первоначально был по-видимому,
титулом племенного начальника цанаров, а в
дальнейшем – правителя феодального княжества
Кахети. В грузинских источниках корепископ
встречается в форме «корикоз», а в арабских –
«корискус». (См.: Мкртумян А. Племя цанаров.., с. 86).
КОХНМНАКАЛ – букв.:
«областедержатель», наместник царя, управляющий
большими приграничными областями государства.
Синонимы этого термина – кусакал (см.), бдешх (см.),
марзпан (см.).
КУРОПАЛАТ (из греч.) – византийская
придворная должность, первоначально связанная с
охраной императорского дворца, позже ставшая
только почетной. С 588 г. этот титул жаловался
грузинским правителям, а с 635 – армянским.
КУСАКАЛ (перс.-арм.) – термин идентичен
вполне армянскому кохмнакал – окраинодержец,
краеначальник, наместник царя в пограничных
окраинных провинциях.
МАРЗПАН (из древнеперс.) –
окраиноначальник, краеначальник, отсюда
марзпанутюн-краеначальство. Этот термин
отсутствует в первых надписях Сасанидских царей,
так же, как и в титулатуре правителей, которая
имеется в надписи Кааба-и-Зардушт. Впервые термин
марзпан встречается при царе Бахраме V (420-438),
когда был назначен марзпан в Армению. (См.: Ачарян
Гр. Этимологический словарь.., т. III, с. 282-283; Christensen
A. L'Iran sous les Sassanides, с. 137). Во время Иов. Драсх. термин
марзпан потерял реальное значение и
употреблялся, по-видимому, как почетный титул.
Так, он называет марзпаном Гургена Арцруни –
брата первого васпураканского царя Гагика
Арцруни.
МИНА – древневосточная и
древнегреческая денежная и счетно-весовая
единица. В разных странах имела разное весовое
содержа-ние. Финикийская мина, например, была
равна 364 г серебра.
НАХАНГ (из сирийск.) – крупная
административная единица, область, провинция.
НАХАПЕТ (из иран). – букв:
«родовладыка». Термин нахапет несет в себе как
признаки родового порядка – определяет
положение лица в патронимии, так и признаки
социального порядка – означает главу азатской,
то есть феодальной патронимии. (См.: Мамедова Ф.
«История Албан» как источник.., с. 103).
НАХАРАР (из парф.) – первоначально (в
др.-арм. переводе Библии и в отдельных случаях у
армянских историков V в.) нахарар имел в армянском
языке только значение «правитель»,
«областеначальник»; параллельно с развитием
феодализма в Армении он постепенно приобретает
значение «феодал», «князь», а нахарарутюн –
«феодальная знать» в целом. Нахарар употреблялся
также в значении нахапет (см.), тэр (см.), ишхан (см.),
то есть как главы феодального рода, так и
правителя области, княжества. (См.: Периханян А.,
Древнеармянские востаники. ВДИ. М., 1956, 2, с. 49-52;
Костанян С., О термине «нахарар», ИФЖ. Ер., 1973, 3, с.
160, на арм. яз.).
ОСТАНИК (***, востаник) – производное от
среднеперс. остан, букв.: «ворота», «порог»,
«царский дворец», «двор». В Армении останами
назывались царские поместья, земли и города,
вообще царские владения. Останик-букв.:
«дворцовый царский». Останики, жившие только на
царской земле, были представителями
господствующего класса, получившими от царя в
условное владение деревни и дастакерты (см.) на
территории остана. Останики были тесно связаны с
царской властью и составляли основную часть
царской конницы. В V-VI вв. в результате процесса
феодализации, останики являлись уже «ленными
землевладельцами» (Периханян А. Древнеармянские
востаники.., с. 44-45, 56-68).
ОСТИКАН (из среднеперс.) – букв.:
«верный», «доверенный», «лицо, близкое к царю». В
этом смысле термин и применялся в др.-арм.
литературе по отношению как к должностным лицам
армянам, так и к представителям персидских царей
и византийских императоров. Иов. Драсх. первым
стал применять это слово именно к арабским
правителям Арминии. В этом последнем значении
термин остикан стал употреблять Чамчян М.,
позаимствовав идею у Иов. Драсх. И уже после него
арменоведы, как отечественные так и европейские,
стали применять термин остикан исключительно в
отношении арабских правителей Арминии
(Тер-Гевондян А. Замечания о слове «востикан», с.
247).
ПАТИВ (из среднеперс.) – букв.: «честь»,
«почет», «почетное место», «княжеский венец»,
«трон». Имеются в виду особые дары и украшения,
которые армянские цари жаловали представителям
феодальной и служилой знати. Пативом называлась
и верховная царская и княжеская власть. (См.:
Адонц Н. Армения Юстиниана, с. 273; Манандян. Я.
Труды, т. IV, с. 252-253).
ПАТРИКИЙ (из греч.) – почетный
византийский титул, который византийские
императоры стали давать ишхану (см.) Армении
после 591 г.
РАМИК, (из среднеперс.) – букв.:
«чернь», «толпа». В широком смысле под этим
термином разумелось вообще неблагородное,
податное сословие – как городские ремесленники,
городской плебс, так и сельчане-шинаканы (см.).
(См.: Манандян Я. Труды, т. IV, с. 302-303).
САК (из среднеперс.) – букв.: «подать»,
«налог». Термин сак в значении налога
встречается преимущественно в армянских
исторических источниках арабского и
Багратидского периодов и, в особенности, в
Истории Иов. Драсх., где он часто применяется в
значении налога, размеры которого определены
заранее. В этом смысле он аналогичен «уроку»
судебника «Русская Правда». Кроме того, сак имел
и значение особого налога – подушной подати, как
можно заключить на основании некоторых указаний
Иов. Драсх. (Манандян Я. Царские налоги в Армении
марзпанского периода. Труды, т. IV, с. 92-96).
СИГЕЛ (из лат.) – «печать», «указ,
«приказ».
СПАРАПЕТ (из древнеперс.) – верховный
главнокомандующий. Должность эта была
наследственной в роде Мамиконянов не только при
царях Аршакуни, но и в марзпанский период. Как
главнокомандующие всеми военными силами страны
Мамиконяны пользовались особым авторитетом и
имели большой политический вес. Со второй
половины VIII в. должность спарапета стала
наследственной в роде Багратуни. (См.: Манандян Я.
Труды, т. IV, с. 244-245; Тер-Гевондян А. Армения и
арабский халифат, с. 174).
СПАСАЛАР (из среднеперс.) –
главнокомандующий; термин спасалар равнозначен
спарапету (см.).
СПАХПЕТ (из пехл.) – см. спарапет.
ТАЧИК (из среднеперс.) – с древнейших
времен так называли арабов, живших на территории,
ограниченной Сирией и р. Евфратом. После того, как
арабы приняли ислам, термин тачик стал означать и
мусульманина. Таким образом, при Иов. Драсх под
тачиком разумели араба-мусульманина. Позднее,
после завоевания в XI в. Малой Азии
тюрками-сельджуками, термин тачик стал
употребляться и в применении к принявшим
мусульманство сельджукам, а позднее –
туркам-османам. (См.: Ачарян Гр. Этимологический
словарь, т. IV, с. 365-366).
ТЭР (арм.) – букв.: «владыка»,
«господин», «старший в нахарарском роде», «глава
рода», «глава страны». Термин восходит к родовому
периоду истории Армении. В феодальной Армении в
каждом нахарарстве старейший член рода, в руках
которого находилась политическая власть,
назывался тэром. (См.: Манандян Я. Труды, т. IV, с.
223-225).
ХАЗАРАПЕТ (***, азарапет; среднеперс.) –
букв.: «начальник тысячи», «тысяцкий». Так
называлось высшее должностное лицо по ведомству
государственных налогов. Обязанностью
хазарапета была забота о строительных работах в
стране, развитии сельского хозяйства, мелиорации
как источниках государственных доходов.
Должность хазарапета (это ведомство было
учреждено при Ахеменидах) в Армении сохранялась
не только при царях Аршакуни, но и в марзпанский
период, а также при царях Багратуни. (См.: Манандян
Я. Труды, т. IV, с. 241-244; Периханян А. Древнеармянские
востаники, с. 54).
ШИНАКАН (из среднеперс.) – букв.:
«житель поселения», «сельчанин», «крестьянин».
Шинаканы были главным податным сословием страны
и в качестве таковых являлись и рамиками (см.).
Уплата податей была главной обязанностью
шинаканов. Основная масса шинаканов в IX-X вв. была
лично свободна, но находилась в поземельной
зависимости от феодалов. (См.: Манандян. Я.
Замечания о положении шинаканов в древней
Армении в марзпанский период. Труды, т. IV; История
Армении, т. III, с. 249-250).