Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Симеон Новый Богослов

Гимн 27

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МОНАХ
И КАКОЕ ЕГО ДЕЛАНИЕ,
КАКОЕ ПРЕУСПЕЯНИЕ И ВОСХОЖДЕНИЕ

Дворцом соделай дом души
Христу в жилище, всех Царю,
К Нему взывай, рыдай и плачь,
Вздыхай, колена преклоняй,
Коль скоро хочешь ты, монах,
Монахом истинным пребыть.
Тогда не будешь одинок
Как пребывающий с Царем,
Но вместе с тем, подобно нам,
Ты одиноким будешь здесь
Как отделившийся от нас,
Как разлученный с миром сим.
Вот это все и есть монах!
Соединившись с Божеством,
Опять ты стал не одинок,
Ко всем святым ты сопричтен,
Чтоб вместе с ангелами жить,
Со всеми праведными быть,
Чтоб всех живущих в небесах
Стать сонаследником навек.
Так как же будешь одинок,
Гражданство неба получив,
Где светлый мучеников лик,
Где преподобных всех собор,
Где все апостолы живут,
Пророки, множество святых
И иерархов и отцов
И прочих праведных людей?
Но если в ком живет Христос,
То как же можно говорить,
Что он один и одинок?
Ведь пребывает со Христом
Сам Бог Отец и Дух Святой.
Так как же будет одинок
Тот, кто с Тремя соединен,
Как бы с одним, - ответьте мне?
Кто с Богом,тот не одинок,
Хотя бы он и жил один,
Хотя б в пустыне он сидел
Или в пещере пребывал.

А тот, кто Бога не обрел,
Кто не познал Его всего
И не воспринял Божество,
Тот не монах - о горе мне! -
Тот в самом деле одинок,
Отъединен и отделен
От Бога Слова своего.
Так пребываем порознь мы,
Друг с другом мы разлучены,
И, как сироты, мы одни,
Хотя и кажется всем нам,
Что будто вместе мы живем,
Друг друга видя каждый день
В собраньях множества людей.
Душой своей и телом мы
Между собой разлучены,
И смерть показывает нам,
Что это истинно вполне,
Ведь каждый смертью был лишен

Друзей и сродников своих,
И смерть забвение несет
Всех тех, кого мы любим здесь.
И сон, и ночь, и все дела
Единству нашему вредят.

Но кто чрез праведную жизнь
Всю келью в небо превратил,
Тот созерцает, сидя в ней,
Творца и неба, и земли,
И поклоняется Ему.
Всегда со светом он живет
Незаходимым, неземным,
Не отлучаясь от Него
И никогда не отходя -
Ни днем, ни ночью, ни во сне,
Ни в пище или в питие,
Ни долго находясь в пути,
Ни место жительства сменив.
Но что живой, что мертвый - он
Во веки с Ним живет душой.
Как разлучатся муж с женой
Или невеста с женихом,
Когда они обручены
Друг другу раз и навсегда?
Как Тот, Кто дал закон - скажи -
Не станет соблюдать закон?
Кто людям некогда сказал:
"И будут двое в плоть одну" -
Как с ней не будет Он во век
Всецело Духом пребывать.
Жена вся в муже - муж в жене,
Душа вся в Боге - Бог в душе:
Соединяется Он с ней
И познается во святых.

Соединятся с Богом те,
Кто в покаянии живут,
Кто, очищая дом души
И удаляясь от других,
Ведут монашескую жизнь.
Они приемлют ум Христов,
Уста нелживые, язык,
Которым с Богом говорят,
Всегда взывая: о. Господь,
О, Вседержитель и Отец,
О, Царь, о, всей земли Творец!
Их келья - небо, а они -
Как солнце, ибо в них живет
Незаходимый Божий свет,
Что просвещает всех людей,
Грядущих в мир, что светит все
Рожденным свыше от Него.
В них ночи нет. - Но как же так-
- Я не могу тебе сказать.
Дрожу, когда пишу тебе
И, помышляя, трепещу.
Но объясню я, как живут
Все те, что служат Богу здесь,
Его ища взамен всего
И находя всегда везде,
Его лишь любят одного,
С Ним сочетаются одним,
Ведут монашескую жизнь,
Как одинокие - с Одним,
Хотя и могут быть при том
Среди толпы людей чужих.
Они одни монахи суть,
Уединенные они -
Кто с Ним одни и в Нем одни,
Чей ум всецело обнажен
От мыслей суетных земных
И видит Бога одного,
Чей ум во свете укреплен,
Подобно колышку в стене
Или звезде на небесах -
Не знаю, с чем еще сравнить.
Но в кельях все они живут,
Как в светозарнейших дворцах,
Хотят на небе пребывать -
И пребывают там уже.
Отбрось сомненья и поверь!
Да, на земле они пока,
Земля удерживает их,
Но в свете вечности живут,
В котором ангельский собор
Живет и движется всегда,
Которым все укреплены
Престолов лики и господств,
Которым все восхищены
Начал, властей и сил чины.

Хотя Господь живет в святых,
Но и святые также в Нем
Живут и движутся всегда:
Ходя во свете Божества,
Ступают словно по земле,
Как небожителей чины,
Как Бога Вышнего сыны.
А после смерти все они
Богами станут и всегда -
О, чудо! - с Богом будут жить,
Ведь Он есть Бог по естеству,
Они ж подобны все Ему,
И Он их всех усыновил.
И только в том они Ему
Здесь не подобны, что пока
Их тело держит на земле:
Они - увы! - покрыты им,
Как заключенные в тюрьме.
Хотя они и видят луч,
Чуть проникающий сквозь щель,
Само же солнце созерцать
Не могут, выйдя из тюрьмы,
И, широко раскрыв окно,
Не могут воздухом дышать.

Все это их печалит здесь,
Ведь созерцать всего Христа
Они не могут, вместе с тем
Они и зрят Его всего!
Их огорчает,что нельзя
Совсем избавиться от уз
Земного тела, вместе с тем
Они свободны от страстей
И от пристрастий всех земных:
Освободившись от всего,
Они держимы лишь одним.
Кто пленник множества цепей,
Тот не надеется совсем
На волю выбраться из них.
А кто все цепи разорвал,
Но лишь одной еще держим,
Скорбит тот больше остальных,
Ту цепь пытаясь разорвать,
Чтоб стать свободным навсегда,
Чтоб вечно в радости ходить,
Чтоб побежать скорей к Тому,
Кого всецело возлюбил,
К Кому так рвался из цепей.

Так будем, братия, и мы
Искать Его лишь одного -
Кто может нас освободить
И разрешить от всяких уз.
Того возлюбим одного,
Чья красота пленяет ум,
И сердце в трепет приводя,
И душу уязвляя всю,
Чья слава, вознося к любви,
Соединяет с Богом всех,
Связав навеки с Ним одним.
О, братья! Поспешим Ему
Любовь делами доказать!
Друзья! Восстанем поскорей
И быстро к Богу побежим!
Не говорите против нас,
Чтоб обольстить самих себя.
Не говорите, о, друзья,
Что невозможно никому
Святого Духа воспринять!
Не говорите никогда,
Что можно без Него спастись!
Не говорите никогда,
Что может человек любой
Святого Духа получить,
Не сознавая сам того!
Не говорите никогда,
Что Бог невидим для людей!
Не говорите, что они
Не могут свет Его узреть,
И что по нашим временам
Никак нельзя узреть тот свет.
Ведь невозможным никогда
Все это не было, друзья:
Вполне возможно это тем,
Кто жаждет Бога всей душой,
Кто, жизнь святую проводя
И очищаясь от страстей,
Соделал чистым глаз ума.
Для остальных же грязь грехов
Бывает вечной слепотой,
Что там и здесь их отлучит
От света Божьего навек
И - не прельщайтесь! - в темноту
И в вечный огнь их отошлет.

Смотрите, братья, как красив
И как прекрасен наш Господь!
Не помрачайте разум свой,
На землю грешную смотря!
О, не заботьтесь о вещах
И об имуществе земном,
Порабощаясь всей душой
Желанью почестей мирских
И оставляя этот свет,
Что жизнь нам вечную дает!
Придите, о, друзья мои,
И вознесемся все со мной -
Не телом тленным, но умом,
Смиренным сердцем и душой -
К Владыке доброму воззвав,
К щедролюбивому Отцу
И Богу, любящему всех!
И Он всегда услышит нас
И сразу милость нам подаст,
Себя откроет тотчас нам,
Явившись, словно ясный свет.

Зачем же, в лености живя
И праздно время проводя,
Покой телесный возлюбив,
Пустую суетную честь
Предпочитая благам тем,
Вы добродетельную жизнь
Зовете праздной и пустой?
Не обольщайтесь, о, друзья,
Сие не так, отнюдь не так!
Но, как имеющие здесь
И жен, и братьев, и детей,
К деньгам и почестям стремясь,
Всегда насытиться хотят,
Так тот, кто кается, себя
Служенью Богу посвятив,
Всегда стараться должен он,
Всегда заботиться о том,
Чтоб покаяние его
И все служение его
Угодным было Божеству
И к совершенству привело.
Так, став для Господа родным,
Всецело слившись с Ним одним,
Лицом к лицу Его он зрит
И дерзновение к Нему
Он обретает в меру ту,
Насколько волю исполнять
Старался Бога своего.
Так пусть сподобит нас Господь
Его веленья исполнять
И милость Божью получить
Со всеми праведными здесь,
Насколько можно в жизни сей
Ведь там всего Христа, всего
Святого Духа со Отцом
Мы восприимем навсегда,
На веки вечные. Аминь.


Перевод игумена Илариона (Алфеева)

 

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова