АНТОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЫСЛИ
К оглавлению
Сигер Брабантский
Sigerus Brabandus
(ок. 1240 - ок. 1281/1284)
Вопрос к 6 кн. Метафизики. Вопросы о разумной душе.
К XIII в. философия и теология становятся самостоятельными дисциплинами. Возросшее общение с Востоком и через Испанию, и через Византию и Ближний Восток (в чем значительную роль сыграли крестовые походы) привело к тому, что Западу стала известна не только арабо-мусульманская философия, главным образом труды Авиценны, или Ибн Сины (980-1037), и Аверроэса, или Ибн Рушда (1126-1198), но и подлинники Аристотеля. Анализ «Физики» и «Метафизики» Аристотеля сделали чрезвычайно острой проблему уточнения границ веры и разума. Аверроэса213 рациональные доводы приводят к утверждению вечности мира и отрицанию бессмертия души, что не согласовывалось с христианским учением. И, тем не менее, именно эти тезисы стали основополагающими для того явления, которое было названо латинским аверроизмом.
В XIII в. в Парижском университете открывается теологический факультет, а философию изучают на факультете искусств. Этот факультет на Соломенной улице был подготовительным к теологическому. Проблема автономии веры и разума и их соотнесенности вызывала в то время страстные споры. Но если Фома Аквинский полагал, что истины разума поддерживают истины веры и только в их единстве возможны подступы к решению экзистенциальных проблем человека, то аверроисты основывались на теории двойственности истины, согласно которой равно приемлемы и истины веры, и истины философии. Это вызвало резкую критику со стороны католической церкви, приведшей к осуждению аверроизма.
Кроме Сигера Брабантского среди парижских аверроистов можно назвать Боэция Дакийского (Датского) и Бернье Нивельского.
О Сигере Брабантском сохранилось немного сведений: родом из герцогства Брабантского, в 1255 г. переселился из Льежа в Париж, в 1260 г. получил звание магистра, приступив к преподаванию на факультете искусств Парижского университета. Ему принадлежат труды «Невозможное», «О вечности мира», «Логические вопросы», «О необходимости и взаимосвязи причин», «Вопросы о разумной душе». 23 ноября 1277 г. Сигер был вызван для допроса Симоном де Валем, который был легатом инквизиции во Франции. Симон потребовал от Сигера переселиться в Орвието, где была летняя резиденция папы, под надзор монаха-агента инквизиции, который был приставлен к нему в качестве секретаря. Предположительно в 1282 г. он погиб.
Сигер жестко различал истины Откровения и истины философии. С точки зрения естественной философии, полагал он, человеческий вид имеет в каждом индивиде не только условие своего существования, но и его причину. Материя и форма существуют в неразрывном единстве, душа же есть форма тела. В «Вопросах о разумной душе» стоит обратить внимание на полемику Сигера со своими современниками Альбертом Великим и Фомой Аквинским о потенциальном и деятельном интеллекте. Сигер полагает, что разумная душа соединена с телом настолько, что необходимо вызывает чувственные образы, более того, он полагает невозможным отделять знание вещей от чувственных форм, сохраненных воображением. Разумная душа обладает вечностью, как и мир. Бог не свободен относительно мира, поскольку в нем действуют Им же данные законы, в частности законы небесных тел, и все происходящее в мире подчинено их власти. При этом Сигер говорит об абсолютной истинности и христианского учения, основывающегося на авторитете Писания. По мнению Э. Жильсона, нет оснований сомневаться в искренности Сигера, который учил думать по-философски и верить по-христиански.
Философские позиции аверроистов вызвали резкую оппозицию и теологов, и деятелей католической церкви. В 1270 г. Альберт Великий в послании Эгидию Лесинскому «О пятнадцати проблемах» опровергал тезисы тех магистров, которые, как он считал, занимаются не столько философией, сколько софистикой. Фома Аквинский написал трактат «О единстве интеллекта против аверроистов»214. В 1270 г. парижский епископ Этьен Тампье обнародовал хартию, осуждавшую 13 тезисов аверроистов, среди них были осуждены такие тезисы, как «разум всех людей один и тот же и нумерически один», «воля человека желает и делает выбор на основе необходимости», «мир вечен», «первого человека не было никогда», «Бог не познает единичных вещей», «Бог не познает того, что отлично от Него Самого» и пр. Декретом 1276 г. воспрещались «тайные сборища для обучения» и чтение книг «врагов мудрости», а в 1277 г. папа Иоанн XXI (Петр Испанский) обратился к епископу Этьену Тампье с буллой, требующей их осуждения и наказания. В день трехлетней годовщины со дня смерти Фомы Аквинского 7марта 1277 г. было обнародовано осуждение, содержащее 219 тезисов.
С. С. Неретина
|