См. исихазм.
1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.] Мудрствующим и говорящим, что
Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся
на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, - как умовредно ввергающим себя самих
в самое противное и совершенно невозможное (и в первом случае безумствующим в отношении тварного и нетварного
безумством Ария, разделяющего единое Божество и единого Бога, во втором же - согласующимся с злочестием массалиан,
утверждающих, что божественная сущность - видима) и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых
и благочестивому мудрованию Церкви, что оный божественнейший Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но
- нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной
сущности, - анафема, анафема, анафема.
2. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.] Еще тем же самым мудрствующим и говорящим,
что 1. Бог не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что совершенно
одно и то же и неразличны - божественная сущность и божественная энергия и между ними не мыслится никакое
различие в том или другом отношении, напротив того, - что одно и то же называется то сущностью, то энергией
[этим еретикам], как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую божественную сущность и приводящим ее
к небытию (ибо учители Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии), еще же и 2. мыслящим Савеллиево
учение и его старое сочетание, слияние и сопряжение в трех ипостасях божества, теперь же дерзающим возобновлять
[это] в отношении божественной сущности и энергии и подобным образом злочестиво сопрягающим их и не исповедающим,
согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, сущность в Боге и сущностную
и естественную Его энергию (как ясно показало большинство других святых, и в особенности [святые отцы] VI святого
и вселенского Собора, относительно двух энергий Христа, божественной и человеческой, и двух воль, сковывая [из
них] одну цельную) и в самом деле не хотящим мыслить, что как единение божественной сущности и энергии неслиянно,
так и [их] различие нераздельно, и в иных отношениях и в особенности [неслиянно и нераздельно] - в отношении
причины и результата причины, неучаствуемого и участвуемого, [или вообще] сущности и энергии, этим, следовательно,
нечестивцам, умышляющим таковое, - анафема, анафема, анафема.
3. [Энергия сущности нетварна.] Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия
триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим славить и саму божественную сущность как тварную
(ибо, по святым, тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна начертывать и сущность
как нетварную), и отсюда подвергающимся опасности впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и
непорочной христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не исповедающим, согласно богодухновенному
богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и энергия триипостасного
Божества нетварна, - анафема, анафема, анафема.
4. [Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает ее простоты.] Еще тем же самым мудрствующим
и говорящим, что от этого вообще происходит в Боге сложение, и не послушествующим учению святых, учащих, что
в естестве не происходит никакого сложения от естественных [сил и энергии], и отсюда клевещущим не только на
нас, но и на всех святых, явственно научающих часто во многих местах простоте в Боге и несложности и - различию
божественной сущности и энергии, так что различие это совершенно не вредит ни в каком отношении божественной
простоте (ибо не могли же они пытаться богословствовать в таком противоречии с самими собой), пустословящим,
следовательно, таковое и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию
Церкви, что с этим боголепным различием вполне прилично сохраняется и божественная простота, - анафема,
анафема, анафема.
5. [Имя "Божество" относится не только к сущности Божией, но и к энергии, т.е. энергия Божия тоже есть сам
Бог.] Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что имя Божества говорится только о божественной сущности,
и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оно
налагается не меньше и на божественную энергию, и при этих обстоятельствах опять-таки почитающим всеми способами
одно [только] Божество Отца, Сына и Св. Духа, считать ли Божеством Их сущность или энергию (как и этому [почитанию]
научают нас божественные тайноводцы), - анафема, анафема, анафема.
6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же - может.] Еще тем же мудрствующим и говорящим,
что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие массалиан,
болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому
мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема и неучаствуема, участвуема же божественная благодать и
энергия, - анафема, анафема, анафема.
7. Всем их злочестивым словесам и писаниям - анафема, анафема, анафема.
8. Исааку, по прозванию Аргиру, в течение всей жизни болевшему болезнию Варлаама и Акиндина, хотя и испросившему
в конце своей жизни, как и часто раньше, обращение и покаяние от Христовой Церкви, но пребывшему в злочестии
и в зле извергшему душу свою в исповедании ереси, - анафема, анафема, анафема.
9. Приснопамятному и блаженному царю нашему Андронику Палеологу, собравшему первый собор против Варлаама,
благородно предстательствовавшему Церкви Христовой и оному священному собору, делами и словами и удивительными
изустными речами утвердившему евангельские и апостольские учения, вышеназванного Варлаама уничтожившему и отвергнувшему
в самих ересях, писаниях и пустословии против нашей правой веры, как блаженно пременившему свою жизнь в сих
священных подвигах и о благочестии доблестях и перешедшему к лучшему и блаженному оному упокоению, - вечная
память, вечная память, вечная память.
10. Григорию, святейшему митрополиту Фессалоникийскому, соборно ниспровергшему в Великой Церкви Варлаама
и Акиндина, начальников и изобретателей новых ересей с их лукавым содружеством, дерзнувших объявить тварью естественную
и неотделимую энергию и силу Божию и просто все вообще естественные свойства св. Троицы, но также и недоступный
Свет Божества, воссиявший от Христа на [Фаворской] горе, - тварным божеством, и снова начавшим во зло Церкви
Христовой вводить оные платонические идеи и эллинские мифы, [сему Григорию], мудро и весьма благородно
воинствовавшему за общую Христову Церковь и истинные, непогрешительные учения о Божестве, и писаниями, словами
и беседами всеми средствами проповедовавшему и единое Божество и единого Бога триипостасного, энергийного, водящего,
всесильного, нетварного, по божественным писаниям, а также и по богословам и экзегетам этих вопросов (назову
Афанасия и Василия, Григория и Иоанна Златоглаголивого, Кирилла и, кроме того, Максима Мудрого и Богоглаголивого
из Дамаска, но также и прочих отцов и учителей Церкви), и явившемуся и словами, и делами их общником, спутником,
согласником, ревнителем и сподвижником, [сему Григорию] - вечная память, вечная память, вечная память.
11. Всем о православии сподвижникам приснопамятного и блаженного сего царя и также его последователям и благородно
предстательствовавшим Церкви Христовой словами, беседами, писаниями, научениями и всяким словом и делом; уличившим
в Церкви и вместе отвергнувшим лукавые и многовидные ереси Варлаама и Акиндина и единомысленных с ними; ясно
же проповедовавшим апостольские и отеческие учения благочестия и злослывшим от злославных, и сооклеветаемым,
и содосаждаемым с священными богословами и богоносными отцами и учителями нашими - вечная память, вечная память,
вечная память.
12. Исповедающим единого Бога триипостасного, всесильного, нетварного не только по сущности и ипостасям,
но и по энергии, и утверждающим, что божественная энергия происходит из божественной сущности, происходит
же нераздельно, и через "происхождение" устанавливающим неизреченное различие, а через "нераздельно" показующим
преестественное единение, как установил и VI святой и вселенский Собор, [сим отцам] - вечная память, вечная
память, вечная память.
13. Исповедающим, что Бог как по сущности несоздан и безначален, так, следовательно, и по энергии (причем безначальный
берется явно не по времени) и что Бог совершенно неучаствуем и недомыслим по божественной сущности, участвуем
же Он для достойных по божественной и боготворной энергии, как говорят церковные богословы, [сим отцам] - вечная
память, вечная память, вечная память.
14. Исповедающим, что: Свет, неизреченно воссиявший на горе преображения Господня, есть свет неприступный,
свет неизмеримый; недомысленное излияние божественной светлости, неизреченная слава, пресовершенная слава Божества,
предсовершительная и безвременная слава Сына и царство Божие; красота истинная и любезная о божественном и блаженном
естестве; естественная слава Божия и Божество Отца и Духа, в единородном Сыне возблиставшее, как сказали божественные
и богоносные отцы наши, Афанасий и Василий Великие, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, еще же и Иоанн из Дамаска;
и потому прославившим сей божественнейший Свет как несозданный - вечная память, вечная память, вечная память.
15. Славящим Свет преображения Господня, с одной стороны, - как несозданный, по причине вышесказанного, с другой,
однако же, не говорящим, что он есть пресущественная сущность Божия (поскольку она пребывает совершенно невидимой
и неучаствуемой, ибо, по учению богословов, Бога никто не видел нигде, в том смысле, конечно, какого он естества);
скорее же утверждающим, что он естественная слава пресущественной сущности, нераздельно от нее происходящая
и являющаяся по человеколюбию Божию очищенной в отношении ума, с каковою славою Господь наш и Бог приидет во
втором и страшном Его пришествии судить живых и мертвых, как говорят церковные богословы, [сим отцам] - вечная
память, вечная память, вечная память".
Оп.: Лосев А.Ф. Философия и Богословие. |