Константинопольская церковь
Письмо от 18 января 1452 г. пражским утраквистам
Перевод В.А. Сметанина, по изданию: Salac A. Constantinople
et Prague en 1452 // Rozpravy Ceskoslovenske Akademie Ved. 1958. Rocnik
68, sesit 11. 16. 1—39, 18. 40—68, 19. 31—34.
Воспроизведено по изданию: Сметанин В. А. Византийское общество
XIII-XV вв. (по данным эпистолографии). Свердловск, 1987. С. 246-248.
См. библиографию.
Священная церковь города Константина, мать всех православных и учительница
всем и всяким славным братьям и сыновьям во Христе любимым, чешскому высочайшему
обществу города Праги и благородным мужам, и отважным правителям, капитанам,
и герцогам, и баронам, и блистательным всадникам, и духовным мужам, и учителям,
и всем церковным настоятелям, а также гражданам и должностным лицам. К
тому же всем и всяким, которые пребывают где-либо в зарубежных странах,
православным, как мы слышим, и истинной веры Иисуса Христа исповедникам,
которые увидят это письмо материнского попечения, — спасение во сыне славной
девы и стократное приумножение духовного плода нашего наставления.
Святая и благочестивая невеста небесного жениха, который есть глава
всей церкви, не может иметь большей радости, нежели слышать сыновей своих,
во истине пребывающих. В самом деле, когда не без величайшей радости и
как будто в залог будущего плодоношения весть об увеличении количества
честно страдающих в исповедовании истинной веры дошла до слуха этой милосердной
матери, и прежде всего через вашего брата, сына нашей церкви, Константина
Англика, доставщика данных посланий, учителя и достопочтенного священника,
мы удостоверились яснее, что вы не поглощены новшествами, рожденными благодаря
некоторым в церкви Христовой, но опираетесь на фундамент веры, переданной
нам от нашего повелителя и его учеников, эта священная церковь пришла к
заключению написать вам и побудить к унии с ней, не ради той унии, заключенной
во Флоренции, которую именовали, как и следует, пожалуй, отложением от
истины, — поэтому мы не приняли ее, но, вернее, совсем объявили недействительной,—
но согласно незыблемому закону истины, в котором одном мы можем соединиться
истинно и непоколебимо.
Ибо церковь Христова не сомневается, о вас она узнала из того, что
ей было сообщено, как сказано, что если вы решились воспротивиться опасным
новшествам Рима, то будете единодушны с ней во всем, при посредничестве
священного писания, истиннейшего судьи. Дело в том, что если раньше мы
получали недобрые о вас вести, словно вы противитесь не латинским измышлениям,
но более противодействуете в большинстве исконным доктринам вселенской
христианской церкви, однако недавно мы были осведомлены о вас, что вы,
так сказать, воскресаете и к общему христианскому богослужению и истинному
благочестию возвращаетесь, что вы не покидаете мать, но страдаете, воспламеняемые
любовью истинной матери, к которой вы стремитесь. Это показало нам отчетливее
именно прибытие вышеупомянутого благочестивого священника, который описал,
как указано, по порядку ваши дела и вручил его самого собственное исповедание,
рассмотренное святой матерью здраво и благожелательно, и со своей же стороны
принял переданное ему наставление истинной веры, в которой необходимо согласоваться
всем желающим спастись, которое он доставит вашей любви.
Итак, желаннейшие братья и сыновья, если так оно и есть, как мы слышим
и надеемся, поторопите объединение с нами. Ибо с чьей помощью, нежели в
лоне матери, вы сможете решительнее бороться против злословящих и в решающий
момент истинного спасения, и где вы сможете лучше освежить себя самих,
нежели там, где обнаружен родник проточных вод? Придите поэтому все жаждущие
к водам и вкусите без всякого смешения вино непорочного веселья и молоко
из сосцов утешения ее. Ведь мы надеемся на бога, что вы во всем будете
единодушны с нами, и после этого мы с величайшим радением и любовью позаботимся
о духовных пастырях и епископах ваших душ, которые будут направлять вас
словом истины и не будут удручать образом жизни.
Что же касается обычаев вашей церкви, мы благосклонно желаем сделать
вам снисхождение в соответствии с апостолом в тех, которые вытекают из
доброй основы и самой честной цели и уступка которым окажется сообразно
вашему наставлению, достоинству же святой матери этой и истинному нашему
ради нее общению и послушанию она не будет противоречить. Ведь что касается
разницы таких обычаев, нам не трудно, по доброй воле и решению, руководить,
не причиняя ущерба. О, если бы ниспослал все же всемогущий господь, чтобы
вы были такими, как недавно мы узнали, и чтобы многие другие, подобно вам,
воскресили дыхание истинной жизни во приумножение и возрастание истинных
сыновей истинной матери, и о если бы он сотворил, чтобы вы с нами в храме
церкви, радуясь одним и тем же догматам и обычаям, едиными устами и сердцем
восхваляли его, во веки веков, аминь.
Никомидийский Макарий. Смиренный митрополит Торнова Игнатий. Филиппопольский
Иосиф. Смиренный митрополит Акакий. Великий экклесиарх диакон Сильвестр
Сиропул. Дикеофилакс и иеромнимон диакон Феодор Агаллиан. Всеобщий учитель
православной церкви, смиренный монах Геннадий.
|