|
Оп.: Памятники литературы Древней Руси. XIII век. / Подготовка
текста и перевод В.В. Колесова, комментарий Л.А. Дмитриева. С.204-209.
Памятник конца XV — начала XVI ст. По рукописи ГИМ, Синодальная
библиотека, № 908, оп. в кн.: Л.Т.Белецкий. Литературная история «Повести о Меркурии
Смоленском». Исследование и тексты. Пгр., 1922, с.55-57.
Публикация по рукописи Погодинского собрания (ГПБ), №653.
Номер страницы предшествует тексту на ней.
-204- |
-205- |
СЛОВО О МЕРКУРИИ СМОЛЕНСКОМЪ |
СЛОВО О МЕРКУРИИ СМОЛЕНСКОМ |
Бъ убо нЪкто
человЪкъ млад верстою именем Меркурий во граде Смоленске, благочестивъ сый в заповедехъ
господних, поучался день и ношь, цвЪтый преподобным житием, постом и молитвою
сияя, бо яко звЪзда богоявленна посредЪ всего мира. Бяше бо умилен душею и слезенъ,
часто прихождаше ко кресту господню молитися за миръ, зовомый Петровскаго ста. |
Был в городе
Смоленске один человек, молодой годами, по имени Меркурий, благочестивый в наставленьях
господних, обучавшийся им день и ночь, славный примерной жизнью, постом и молитвой
сияющий, будто звезда богоданная в мире этом. И был он смирен душой и печален,
часто ходил к господню кресту помолиться за жителей Петровского конца. |
Бъ бо тогда
злочестивый царь Батый пленилъ Рускую землю, безвинную кровъ пролия, аки воду
силну, и християнъ умучи. И пришедъ той царь с великою ратию на богоспасаемый
град Смоленскъ, и ста от града за 30 поприщь, и многи святыя церкви пожже и християн
поби, и твердо вооружашеся на град той. Людие же бяху в велицей скорбЪ, неисходно
пребываюше в соборной церкви пречистыя Богородицы, умилно вопиюще с плачем великим
и со многими слезами ко всемогущему богу и пречистей его богоматере и ко всемъ
святым, еже сохранитися граду тому от всякого зла. Се же бысть нЪкое смотрение
божие ко гражаном, внЪ града бысть близъ за Непръ рекою в Печерстем монастыри:
преславно явися пречистая богородица понамарю тоя церкви и рече: "О человЪче божий!
скоро изыди ко оному кресту, идЪ же молится угодник мой Меркурей, и рцы ему: "Зовет
тя божия мати!" Он же шед тамо и обрЪте его у креста, молящася богови, и возва
его именемъ: "Меркурие!" Онъ же рече: "Что ти есть, господине мой?" И глагола
ему: "Иди скоро, брате, зовет тя божия мати в Печерскую церковъ". Паки же вшедъ
богомудрый во святую церковъ и видЪ пречистую богородицу, на злате престоле сЪдяща,
Христа в нЪдрехъ имуща, обстоима аггельскими вои. Он же паде пред ногама ея, поклонися
с великим умилением, ужасенъ бысть. Востави его от земля пречистая мати божия
|
Ибо тогда злочестивый
царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно и
христиан истязая. И, придя с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск, стал
тот царь от города в тридцати поприщах, и многие святые церкви пожег, и христиан
убил, и решил непременно захватить город этот. Жители впали в великую скорбь,
неисходно пребывали в соборном храме святой Богородицы, смиренно взывая с плачем
великим в обильных слезах к всемогущему богу, и пречистой его богоматери, и ко
всем святым, чтобы они сохранили город тот от всякого зла. И вот случилось предначертание
божие к жителям: за городом, возле Днепра-реки, в Печерском монастыре, достославно
явилась пречистая богородица пономарю этой церкви, сказав: "О божий человек! Иди
скорее к тому кресту, у которого молится угодник мой Меркурий, и скажи ему: "Зовет
тебя божия матерь!" Тот же, пойдя туда, нашел его у креста молящимся богу и окликнул
по имени: "Меркурий!" Тот же спросил. "Что тебе, господин мой?" И сказал ему:
"Скорее иди, брат, зовет тебя божия матерь в Печерскую церковь". Потом же, войдя
в святую церковь, богомудрый увидел пречистую богородицу, на золотом престоле
сидящую, Христа у груди держащую, окруженную ангельскими силами. Он же упал пред
ногами ее и поклонился с великим благоговением, пораженный. Подняла его с земли
пречистая матерь божия |
-206- |
-207- |
и рече ему: "Чадо Меркурие, избранниче мой! Посылаю тя: иди
скоро, сотвори отмшение крови християнския; побЪди злочестиваго царя Батыя все
войско его! Потом приидет ти человкъ, красенъ лицемъ, вдай же ему в руцЪ все оружие
свое. И усечет ти главу, ты же ю возми в руку свою и прииди во свой град, и тамо
приимеши кончину и положено будетъ твое тЪло в моей церкви". Он же зЪло о том
востужи и восплака, и глагола: "О пречистая госпоже, мати Христа бога нашего,
како азъ окаянный и худый, непотребный раб твой на толикое дЪло твое силен быти?
И недостало ли ти небесныя силы, владычице, победити злочестиваго царя?" И взем
благословение от нея, и весь вооружен бысть и отиде, поклонився до земля, и изыде
из церкви. И обрЪте ту прехрабра коня стояща, и воссЪдъ на нь, и исшед из града.
|
и сказала ему: "Чадо Меркурий, избранник мой! Посылаю тебя:
иди скорее, сотвори мщение за кровь христианскую; пойди и победи злочестивого
царя Батыя, все войско его! Потом подойдет к тебе человек, красивый лицом, передай
ему в руки все оружие твое. И отсечет тебе голову, ты же возьми ее в руки свои
и ступай в свой город, там примешь кончину, и положено будет тело твое в моей
церкви". Он же весьма о том затужил, и заплакал, и сказал: "О, пречистая госпожа,
матерь Христа, бога нашего, как я, окаянный и слабый недостойный раб твой, на
такое великое дело могу быть способен? Неужели, владычица, нет у тебя небесных
сил победить злочестивого царя?" И, взяв у нее благословение и весь изготовясь,
отступил, поклонясь до земли, и вышел из церкви. И нашел удалого коня, ожидавшего
тут, и, вскочив на него, отправился из города. |
И дошед полки
злочестиваго царя, божиею помощию и пречистый богородицы побивая враги, собирая
християнъ пленных и отпущая во град свой, прехрабро скакаше по полком, яко орелъ
по воздуху лЪтая. Злочестивый же царь, вЪдЪвъ таково побуждение людей своих, велиим
страхом и ужасом одержим бысть и скоро отбЪжа града того без успЪха в мале дружине.
И пришед во Угры, и тамо злочестивый Стефаном царем убиен бысть. |
И, достигнув
войск злочестивого царя, с помощью божьей и пречистой богородицы истребляя врагов,
собирая плененных христиан и отпуская их в свой город, отважно скакал по полкам,
как орел в поднебесье летая. Злочестивый же царь, проведав о таком истребленье
людей своих, великим страхом и ужасом был охвачен и, отчаявшись в успехе, быстро
бежал от города с малой дружиной. И, когда он добрался до Угорской земли, то там
злочестивый убит был Стефаном-царем. |
Та же предста
Меркурию прекрасен воинъ. Он же поклонися ему и вда все оружие свое и, преклонь
главу свою, и усечен бысть. И тако блаженный, взем главу свою в руку свою, а в
другую руку коня своего, и пришед во град свой безглавен. Людие же видЪвше такое,
удивляющеся божию строению. И дошед врат Мологинских, ту же вышла по воду нЪкая
дЪвица и, зря святаго без главы идуща, и начат святаго нелепо бранити. Онъ же
в тЪхъ вратех возлеже и предастъ честне душю свою господеви, конь же той невидим
бысть от него. |
Потом же предстал
пред Меркурием прекрасный воин. И Меркурий поклонился ему, отдал все оружье свое
и, голову тихо склонив, был убит. И после блаженный, взяв голову в руку свою,
а в другую — поводья коня, пришел, обезглавлен, в свой город. Жители же видели
это, поражаясь божьему замыслу. И когда дошел он до Мологинских ворот, вышла какая-то
девушка по воду и, видя святого, идущего без головы, стала святого грубо бранить.
Он же лег возле этих ворот и достойно отдал душу свою господу, конь же в мгновенье
исчез от него. |
Того же града
архиепископъ пришед со кресты, со множеством народа, хотя взяти честное тЪло святаго.
И не вдася имъ святый. Тогда бысть велий плачь в людех и рыдание, что не восхотЪ
поднятися святый. Таже бысть архиепископъ в в лице недоумении моляся богови о
том, и се глас бысть к нему, глаголя: "О слуго господень, о сем не скорби: кто
посла побЪду, той и погребет его". |
Архиепископ
этого города, придя с крестами, с толпою народа, хотел унести славное тело святого.
Но не дался святой им. Раздался тогда громкий плач средь людей и рыданье оттого,
что не возжелал, чтоб его подняли, святой. Архиепископ, также в великом недоумении
пребывая, молился богу об этом, и раздался вдруг голос говорящий ему: "Господень
слуга, о том не скорби: кто послал на победу, тот его погребет". |
Святому же
ту лежащу 3 дни не погребенну, архиепископъ же всю ношъ безъ сна пребываше, моляся
богови, да явитъ ему богъ тайну сию. И зря во оконце свое опасно прямо собор церкве,
се же видитъ ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши ис церкви,
пречистая богородице со архистратиги господни Михаилом и Гавриилом. И дошедше
мЪста |
Пока святой
лежал так три дня без погребения, архиепископ ночами без сна пребывал, богу молясь,
чтоб явил ему бог эту тайну. И, глядя в окошко свое осторожно напротив соборной
церкви, вдруг видит ясно, — в ярком сиянии, будто в солнечном свете, выходит из
церкви пречистая богородица с архангелами господними Михаилом и Гавриилом. И,
дойдя до места |
-208- |
-209- |
того, идЪже лежаше тЪло святаго, взем же пречистая богородица
в полу свою честно тЪло святаго, и принесше во свою соборную церковъ и положи
на мЪсте своем во гробе, идЪже есть и до нынЪ, всЪми видим бысть, содЪвая чюдеса
в славу Христу, богу нашему, благоухая, яко кипарис. Архиепископъ же, ко утренней
вшед в церковъ, виде чюдо преславно: святаго лежаща, на своемъ мЪсте почивающа.
Таже стекшеся людие и видивше чюдо то и прославиша бога. |
того, где лежало тело святого, взяла пречистая богородица в
полу свою честное тело святого и, принеся в свою соборную церковь, положила на
месте своем в гробнице, что стоит и поныне, всем видимая, чудеса сотворяя во славу
Христа нашего бога, благоухая как кипарис. Архиепископ же войдя к утрене в церковь,
увидел преславное чудо: святой лежит слоовно спит, на месте своем. И люди, собравшись
и видя то чудо, восславили бога. |
-560-
СЛОВО О МЕРКУРИИ СМОЛЕНСКОМ
(Стр. 204)
"Слово о Меркурии
Смоленском" как письменное произведение было создано не ранее второй половины
XV — начала XVI в. Но в основе этого литера турного памятника лежит местная смоленская
легенда, возникшая монголо-татарского нашествия и владычества. Поэтому мы помещаем
"Слово о Меркурии Смоленском" среди произведений XIII в. До нас дошло два вида
этой повести, которые непосредственно между собой не связаны, а независимо друг
от друга восходят к одной и той же древней легенде об избавлении Смоленска от
полчищ Батыя. Первый вид этой повести — публикуемое "Слово о Меркурии Смоленском"
— представлен единственным списком XVII в. Этот вариант наиболее близок к первоначальной
легенде. Второй, представленный несколькими редакциями и сохранившийся в большом
числе списков, являет собой более книжную обработку легенды.
В сказании о переяславском богатыре
Демьяне Куденевиче, которое зафиксировано под 1148 г. в Никоновской летописи,
рассказывается, что переяславский богатырь Демьян выступает один против осадивших
Переяславль врагов, избивает их и обращает в бегство, но сам, вернувшись в город,
умирает от ран. Сходен с этим сказанием и сюжет былины о Сухмане Домантьевиче.
Этот же эпический мотив лежит и в основе легенды о Меркурии Смоленском. Но здесь
он трактуется в житийно-религиозном плане.
"Слово о Меркурии Смоленском"
дает яркое представление о том потрясении, которое испытали все русские земли
во время Батыева нашествия. Силы Батыя на самом деле к Смоленску не подходили
и Смоленск осажден не был. И это было осмыслено, как проявление божественного
заступничества и как результат эпического подвига богатыря.
"Слово о Меркурии Смоленском"
публикуется по рукописи ГИМ, Синодальная библиотека, № 908, по публикации этой
рукописи в кн.: Л. Т. Белецкий. Литературная история "Повести о Меркурии Смоленском".
Исследование и тексты. Пгр., 1922, с. 55—57.
Стр. 204. ...за миръ, зовомый
Петровского ста. — Подобно древнему Новгороду Смоленск по корпорациям жителей
делился на "концы" и "сотни". "Петровское сто" находилось на правом берегу Днепра
в заречной низменной части.
...за 30 поприщь... — См.
комм. к с. 30. [Поприще - древнерусская мера длины, приблизительно равная версте
(1066 м).]
...в соборной церкви пречистыя
Богородицы. — Успенский собор, заложенный в 1101 г. Владимиром Мономахом;
в нем находилась икона Богородицы Одигитрии (путеводительницы), перенесенная Владимиром
Монома-
-561-
ом из Киева в Смоленск. В 1398 г. эта икона была перенесена
в Москву, а в 1456 г. возвращена в Смоленск. В 1611 г. во время захвата Смоленска
поляками, осаждавшими город почти два года, Успенский собор, в погребах которого
хранился порох, был взорван смольнянами.
Стр. 206. И пришед во Угры,
и тамо злочестивый Стефаном царем убиен бысть. — В 1241 г. Батый вторгся в
Венгрию, в битве на реке Сайо 60-тысячная армия венгерского короля Белы IV потерпела
жестокое поражение, Венгрия была захвачена монголо-татарами. Сообщение об убийстве
Батыя в Венгрии королем Стефаном — легендарный вымысел.
..врат Мологинских... —
Ворота с таким названием в Смоленске неизвестны. Возможно, имеются в виду Молоховские
ворота, через которые из Смоленска шла дорога на Молоховскую волость и далее на
Мстислав.
|
|
|