Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Борис Рамм

ПАПСКИЕ ТАКСЫ ОТПУЩЕНИЯ ГРЕХОВ

Оп.: Папские таксы отпущения грехов // Вопросы истории религии и атеизма. Т. 2. М. 1954

См. библиографию. Католичество. Индульгенции.

Текст

Ср.: Лозинский С. Г., Папский "департамент покаянных дел", в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, сб. 2, М. ,1954

Настоящая публикация подготовлена к печати научным сотрудником Музея истории религии и атеизма Академии Наук СССР (Ленинград) Б. Я. Раммом.

В Ленинградской публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина хранятся три изданные в Риме инкунабулы, содержащие каждая Таксу папской канцелярии и Таксу папской пенитенциарии 2. Напечатанные впервые лет за 30—40 до начала реформационного движения XVI в., Таксы являлись справочным руководством для органов римской курии при продаже “отпущения грехов”. Убедившись со временем, каким опасным орудием они сделались в руках проповедников реформации, римский престол приостановил издание Такс и стал уничтожать ранее выпущенные экземпляры. Таксы были внесены в “Индекс запрещенных книг”, к которым католикам возбранялось и прикасаться. Не мудрено, что в XVII в. они были уже редкостью. Ученый книговед Воэций (1588—1676), обращаясь к хранителям городских, государственных и монастырских библиотек, писал, что счастливцу, нашедшему эту книгу в продаже, следует покупать ее за любую цену, как величайшую редкость, и хранить во избежание кражи в особо надежном месте 3. Другой книговед называл папские издания такс “редчайшими, даже более редкими, чем белая ворона” (“rarissimae sunt, imo corvis rariores albis”) 4.

В собрании инкунабул Британского музея насчитывается всего пять экземпляров канцелярской Таксы и три экземпляра [413] Таксы папской пенитенциарии 5. Американцы, издавна скупающие в Европе разные редкости, в числе других скупили и подлинники римских Такс, и их в США имеется 12—13 экземпляров 6.

Всего насчитывается около десяти первопечатных изданий папских Такс XV в., выпущенных папами Сикстом IV (1471 — 1484), Иннокентием VIII (1484—1492) и Александром VI Борджиа (1492—1503). Из нескольких тысяч экземпляров этих изданий до нашего времени сохранилось не более 50.

К числу не отмеченных еще в литературе и неизученных экземпляров таких первопечатных изданий Такс принадлежат названные выше шесть экземпляров Ленинградской публичной библиотеки. По содержанию они мало разнятся от других общеизвестных изданий, обследованных в статье С. Г. Лозинского, обнаруживая наличие лишь несущественных вариантов.

Таксы, хранящиеся в Ленинградской публичной библиотеке, относятся к той категории этих изданий, которые были выпущены или самими папами, или издателем, воспроизводившим, по согласованию с римской курией, текст Такс с позже вошедшими в обиход нововведениями и изменениями. Соединенные по своему содержанию и внешним признакам попарно, экземпляры Такс, хранящихся в Ленинграде, относятся, с первого взгляда, к трем отдельным изданиям. Однако, поскольку составные части каждой пары имеют, хотя и незначительные, внешние отличия, целесообразнее каждому из шести экземпляров в отдельности дать особое описание.

Близки между собой Таксы Ленинградской публичной библиотеки под шифрами 9.XXIV.2.24—24а (сокращенно обозначается №24 и №24а) и 9.XI—XII.3.47—47а (сокращенно обозначается №47 и №47а), отпечатанные готическим шрифтом, в отличие от третьей пары под шифром 9.VIII.3.29д и 29е (сокращенно обозначается №29д и №29е), отпечатанной романским шрифтом.

1. №24 (Таксы апостолической пенитенциарии) “Tax[а]е Sacr[a]e P[o]enitentiari[a]e Apo[stolicae] feliciter incipiu[n]t...” (см. фото на стр. 415).

Без титульного листа и указаний на год и место издания; пагинации, сигнатур и колонтитулов нет; шрифт готический — [414] g88. Ha странице 35 строк текста (152х91 мм); размер листа 208х144 мм; 4 о.

Сокращения: опущенные “n”, “m”, “ter” и другие заменяются черточкой над предыдущей или последующей буквой; вместо окончаний “rum”, “lis”, “tur”, и приставок — “con”, “per”, “pro”, применяются условные значки, равно как и вместо “et”, “que”, “qui” и т. д.; “е” — заменяет двугласную “ае”. Вместо “и” употребляется “v” и наоборот.

Четыре листа, перенумерованные от руки, рыжевато-красными чернилами (на лицевой стороне л. 1 — вв I; 2— вв II; 3— вв III; последний л. 4 — не нумерован).

Как известно, во многих инкунабулах некоторые заглавные буквы писались от руки особыми мастерами — иллюминаторами. Так и в данном экземпляре, начальная буква первого слова (после заглавной строчки) прописное “Q” отсутствует: оставлено место для иллюминатора, не успевшего, однако, выполнить свою часть работы в этом издании.

2. №24а (Таксы апостолической канцелярии) “Sequnt[ur] Тах[а]е Cancellari[a]e apostolic[a]e // Et primo de Expectativis Rubrica” (см. фото на стр. 415).

Особенности и сокращения те же, как и в №24. На связь с последней, кроме идентичных шрифта, формата и бумаги, указывают: отсылка “sequntur” (“следует...”) перед заглавием и обозначение счета листов теми же чернилами (на л. 1— cc I, на л. 2 — cc II и т. д. до л. 4 включительно; лл. 5 и 6 — без пометок, л. 7 помечен dd I, л. 8 — dd II и так же дальше до л. 10; лл. 11 и 12 без пометок, л. 13 — се I; л. 14 — се II; л. 15 — се III, л. 16 — без пометки).

№ 24 и 24а, представляющим две части одного издания, близка другая пара: № 47 и 47а. Вследствие неправильной брошировки тексты Такс папской канцелярии и пенитенциарии следуют здесь вперемежку, без пагинации и нумерации листов (за лл.1 и 2 Такс пенитенциарии следуют лл. 3 и 4 Таксы канцелярии, затем лл. 3 и 4 Таксы пенитенциарии, потом снова идут листы Таксы канцелярии в такой последовательности: лл. от 7 до 15, включительно, л. 2, далее лл. 1 и 5 и, наконец, лл. от 16 до 18).

3. №47 (Таксы апостолической пенитенциарии): “Тах[а]е Sacr[a]e p[o]enite[n]tiari[a]e ap[osto]lic[a]e incipiunt // Quinquenniu [m] pro una...” (см. фото на стр. 417). На четырех листах. Аббревиатуры те же, как и в №24 и 24а. Шрифт готический — [416] g88. На странице 33 строки текста (144х88 мм). Размер листа 205х144 мм —4°.

4. №47а (Таксы апостолической канцелярии): “Тах[а]е cancellari[a]e ap[osto]lic[a]e sequunt[ur] // Et primo de gratijs expectativis” (см. фото на стр. 417). На 18 листах. Аббревиатуры, шрифт и его размещение, формат и т. д. те же, как в № 47. Оборот л. 18 без текста.

Третья пара Такс хранится в Ленинградской публичной библиотеке под №29д и 29е в составе конволюта с заглавием на корешке от руки: “Curiae romanae tractatus”.

Оглавление этого сборника, представлявшего настольное руководство в обиходе папской курии, следующее: 1. “Stilus romanae сuriae” (Об искусстве письма в курии); 2. “Termini causarum” (O терминах и формулах в документах курии); 3. “Regulae, ordinationes et constitutions (Правила и распоряжения о порядках и устройстве папской канцелярии); 4. “Modus servandus in executione seu praesentatione gratiae expectativae” (О порядке предоставления пребенд — церковных бенефициев особого рода) 7. 5. Таксы, сначала канцелярские, затем пенитенциарные (см. ниже); 6. “Festa et ordo terminorum sacri palacii...” (Календарь праздников и порядок рассмотрения дел в папской курии); 7. “Tractatulus de arte notariatus” (Трактатик об обязанностях канцелярского служащего).

5. №29д (Таксы апостолической канцелярии) “Sequuntur Тах[а]е Cancel // lari[a]e apostolic[a]e et primo // de Expectativis Rubrica” (см. фото на стр. 418).

Титульного листа, места и года издания, а равно и пагинации нет; шрифт “антиква” — R 100. На странице 25 строк текста (125х82 мм); всего 30 листов 8. Размер листа 205х141 мм—4°.

На обеих сторонах белого листа перед текстом и на полях л. 1 текста почти неразборчивая латинская скоропись буроватыми чернилами, местами выцветшими.

6. №29е (Таксы апостолической пенитенциарии) “Тах[а]е Sacr[a]e p[o]enitentiari[a]e Ap[osto]lic[a]e feliciter incipiu[n]t. [Q]uinquennium pro una p[er]sona sive...” (см. тексты на стр. 428—451).

Инкунабула с теми же особенностями, как и парная ей под №29д. Число листов — шесть; на странице 28 строк текста (150х80 мм). На полях много надписей той же рукою, [418] как и в № 29д. Шрифт тоже “антиква”, но несколько иного типа —R 108.

Из-за отсутствия в Таксах прямых указаний на время их печатания с уверенностью можно утверждать лишь то, что экземпляры, объединенные попарно и общие по характеру и размеру шрифта, печатались одновременно. Это относится к №24—24а и 47—47а.

Косвенное указание на время издания изучаемых инкунабул обнаруживается в №47а, где на стр. 16 9 в конце раздела “De dispensationibus matrimonialibus” помещена статья об оплате диспенсации брака родственников во второй степени. [419] Статья определяет оплату в размере 40 гроссов со ссылкой на то, что эта расценка была установлена 20 декабря 1481 10. Туже статью мы находим во многих позднейших изданиях таксы папской канцелярии.

Эта строчка, хотя и не позволяет точно датировать издание №47а, но дает указание, что оно вышло не ранее приведенной в ней даты.

Для датировки 24а и 29д упомянутая статья также имеет значение. Ни в №29д, ни в №24а ее нет. Поскольку в остальных статьях все три экземпляра в основном совпадают, отсутствие ее в двух из них является указанием, что последние были изданы ранее 20 декабря 1481 г.

Таксы №29, как уже упоминалось, входят в сборник “трактатов” по организации дел папской курии. В одном из этих трактатов (“Regulae, ordinationes et constitutiones...”) приведены в хронологической последовательности установления по делам канцелярии папской курии при папе Сиксте IV, “ныне счастливо правящем”, из чего следует, что трактат был издан во время понтификата этого папы. В этот трактат включен ряд установлений с начала понтификата Сикста IV (1471) и до 23 августа 1474 г., даты последнего документа. Правда “активность” Сикста IV в делах папской канцелярии на этом не закончилась, но дальнейшие его установления 1474—1475 гг. в данном издании отсутствуют. Правдоподобное объяснение этого в том, что этот документ вышел до этих установлений, т. е. не позднее 1475 г. Следовательно, издание трактата датируется концом 1474 или началом 1475 г.

Эта дата относится к “Правилам и установлениям”. Но не исключено, что последние позднее оказались переплетенными в общий сборник вместе с Таксами, которые могли появиться в период, начиная с 1470 г. (первое известное издание такс) и до 1481 г., когда появилась статья о диспенсации брака во второй степени родства. Следует заметить, что все трактаты, входящие в состав сборника “Curiae romanae tractatus”, набраны романским шрифтом “антиквой”, или одним и тем же, или близкими его разновидностями, и напечатаны на одинаковой почти бумаге. Это дает основание предполагать, что трактаты печатались в одно приблизительно время, хотя и не одним тиснением. Эти соображения приводят к заключению, что содержащиеся в конволюте Таксы №29д и 29е вышли в свет в 1474 или 1475 г.

В указанные выводы о времени издания каждой из шести инкунабул можно внести уточнения и дополнения на основании [420] печатных каталогов, содержащих описания одинаковых с ними изданий папских такс.

Для №47 таким изданием является инкунабула, описанная в каталоге Британского музея под шифром IA 18682, для №47а под шифром IA 18685 11; оба издания приписываются там римскому печатнику конца XV в. Стефану Планку, работавшему на папскую курию, и относятся ко второй половине 80-х годов 12. В известных таблицах Геблера шрифту №47 и 47а соответствует лишь один тип шрифта, обозначенный M 38 — №24. Он также приписывается Стефану Планку 13.

Для двух других готических инкунабул (№24 и 24а) соответствующие аналоги находим у Гайна: для №24 — № 15362 14и для № 24а — № 15356. В таблицах Геблера аналогичных №24 и 24а образцов не встречается, однако некоторые характерные особенности их шрифта сильно напоминают шрифт № 47 и 47а, поэтому, если шрифт G 88 — M 38 был, как определил Геблер, у одного только Планка, то пара инкунабул №24 и 24а была отпечатана также им в период 1471—1481 гг.

Для №29д находим аналог в каталоге Британского музея, которым является экземпляр пенитенциарной таксы под шифром IA 17775 15, отнесенный к изданиям римского печатника Иоганна Шуренера (Johann Schurener de Bopardia), использовавшего в 1474—1475 гг. шрифт № R 101, которым печатан и №29д. Это же имя называет и Вуллей, давая в своих фототипиях точное воспроизведение этого шрифта 16.

Поправку к Вуллею дает Геблер, устанавливая более точное соответствие образца Вуллея (№124) и шрифта, описанного под № R 100—1/136 17, и отнесенного не к Шуренеру, а к [421] Иоганну Гензбергу (Johann Gensberg), работавшему в Риме почти в те же годы (1473—1474) 18.

Наконец, инкунабуле №29е соответствует, как видно по описанию, пенитенциарная Такса Британского музея под шифром IA 18055 19, напечатанная разновидностью “антиквы” R 108, которой пользовался римский печатник Бартоломео Гулдинбек (Bartholomeus Guldinbeck) в 1475—1488 гг. 20.

Особенности этого шрифта подтверждаются при сопоставлении нашей инкунабулы с фототипией Вуллея № 126 21 и проверкой по таблицам Геблера.

Таким образом, рассмотренные шесть инкунабул, хранящиеся в Ленинградской публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, умножают число неопровержимых и правдивых свидетелей конца XV в., разоблачающих формы и методы папской политики обмана, вымогательства и спекуляции на чувствах верующих. При помощи этой политики католическая церковь боролась против новых идей эпохи Возрождения и превращала римскую курию в крупнейший международный финансовый центр того времени.

Сколько бы папские “ученые” ни отрицали подлинность Такс, уверяя, будто издавали эти Таксы протестанты, а папских изданий якобы вовсе не бывало, сохранившиеся подлинные инкунабулы этих Такс неумолимо разоблачают католическую церковь, традиционную политику Ватикана.

Среди известных в литературе таких инкунабул, имеющиеся в Ленинградской публичной библиотеке экземпляры №29д и 29е должны занять особое место. Ведь они напечатаны в составе особого сборника материалов по ведению дел в папской курии, наряду с установлениями и различными канцелярскими правилами. К тому же на их страницах мы обнаружили, как сказано выше, записи, которые не оставляют сомнений, что эти Таксы действовали в полную силу и применялись в повседневной канцелярской практике римской курии. Наши инкунабулы доказывают, что эти Таксы XV в. вполне соответствуют по содержанию своему тем изданиям, которые впоследствии были выпущены разными издателями, как, например, Стефаном Дюмоном в Гертогенбуше (Sylvae Ducensis в 1706 г.).

Сличение экземпляра этого издания с описанными инкунабулами, хранящимися в Ленинграде, убеждает в отсутствии каких-либо существенных расхождений между ними. [422]

Из имеющихся в книгохранилищах Ленинграда экземпляров папских Такс, кроме этих шести экземпляров, следует особо отметить упомянутое проф. Лозинским редкое французское издание 1744 г. Относясь к группе полемических и разоблачительных антипапских изданий, по своему оформлению и содержанию оно вызывает значительный интерес. Заглавие книги на титульном листе (см. фото на стр. 423) раскрывает цель и основную идею издания: “Такса римской канцелярии или Банк папы, в котором отпущение самых ужасных грехов дается за деньги. Сочинение, которое показывает притязания и алчность пап. Перевод со старинного латинского издания. Новое издание, пересмотренное, исправленное и дополненное примечаниями и рядом статей, относящихся к тому же предмету”.

Место издания обозначено в тоне насмешки над папством: “A Rome A la Tiare chez Pierre la Clef” 1744 (“Ключ в Риме под тиарой у Петра”. 1744).

Выразительно художественное оформление титульного листа. Здесь по кругу изображены амуры, часть которых играет с инсигниями (знаками достоинства) высшего духовенства: один держит в руках епископскую митру, посох и крест, другой надел кардинальскую шляпу, третий изображен также с крестом и митрой, четвертый же амур, держа в левой руке папский семиконечный крест, правой пристраивает на своей головке тяжелую папскую тиару. В центре два шаловливых амура рассматривают свиток, изображающий Таксу. Внизу, по обе стороны папских инсигний — тиары и ключей,— группа амурчиков деловито занимается папскими финансовыми делами: два левых держат в руках индульгенции, а двое других укладывает в большой сундук вырученные папой мешки с золотом.

На фронтисписе идея всей книги выражена с большей глубиной в характерном для XVIII в. аллегорическом стиле (см. фото на стр. 425).

Картина дана в двух планах, условно разделенных занавесом. За занавесом, по идее автора, как бы отдернутым с появлением этой книги, перед зрителем открывается 'Подлинная суть папской торговли отпущением грехов. На высоком престоле восседает глава римской церкви, держа в руках скрижали — Таксы. Рядом с ним кардиналы и епископы — члены папской курии. Перед князьями церкви на коленях толпа просителей — “грешников”, искупающих свои грехи и преступления [424] звонкой монетой. Квитанцию об оплате грешники протягивают папе. У окна — стол, за которым расположились чиновники и казначеи, выдающие уплатившим соответствующую мзду индульгенции и грамоты. Через раскрытое окно видны курьеры, мчащиеся на конях в разные стороны и развозящие знаки “папской милости”, эти средства папского обогащения и народного разорения.

Вся эта сцена алчности и вымогательства папской церкви предстает перед взором группы, изображенной на переднем плане. Здесь муза Истории, которой руководит освещенная солнцем обнаженная Истина, вписывает в Книгу времен все происходящее. Книгу времен поддерживает фигура, символизирующая Беспристрастие, на коленях у которой вещественные улики — книга Такс и ключи, означающие, что История открыла подлинный смысл и значение папской Таксы и передает его поколениям с точностью и верностью, символом чего служит изображение собаки, положившей лапы на эту разоблаченную отныне книгу Такс.

Ангел с подзорной трубой, созерцая происходящее, сообщает Истории о своих наблюдениях. Наконец, в левом переднем углу мы видим изображение Гения времени, закрепляющего занавес, чтобы он никогда уже не мог скрыть чудовищные злодеяния и обман народов, практикуемый в течение долгих столетий римскими папами.

Другая иллюстрация (см. фото на стр. 427) в той же книге служит этой же разоблачительной идее. На ней изображены две сцены. Одна — нижняя, где изображен папский чиновник, продающий “отпущение грехов”. Из пачки свидетельств за папской печатью одно он вручает покупателю — некоему лицу, выложившему на прилавок изрядное число золотых монет. Перед чиновником туго набитый мешок с золотом; несколько мешков, уже наполненных и завязанных, сложены у стола. Дальше в очереди следует дворянин в камзоле, а за ним видны и другие клиенты. В раскрытую дверь кто-то, заручившись “отпущением”, уходит. На шкафу видны книги и пачки готовых папских грамот с привешенными к ним печатями (запас товара).

На верхнем изображении сам папа, вручающий некоему прелату купленное не по Таксе, а “по соглашению” — “отпущение”, “разрешение”, “диспенсацию”... На столе куча золота, за спиной папы на стенке образцы товаров: инсигнии высшего духовенства — архиепископский крест и архиепископская шляпа с 10 кистями, епископская митра и посох, кардинальская шляпа — и мощи — рука св. Фомы или нога св. Перпетуи и [426] (пятая по счету) “нетленная голова Иоанна Крестителя” или св. Бенедикта Нурсийского...

Под картиной подпись: “Банк беззакония”.

Замечательно это издание и по содержанию 22. Книга насчитывает 526 страниц. Она распадается на две части. В первой помещена самая Такса в 70 статьях и небольшое заключение к ней. Таксе предпослано большое “предуведомление” и историко-критическая справка. После нее приложено предисловие к лондонскому изданию Таксы 1701 г.

Каждая статья Таксы дается параллельно в латинском и французском текстах и сопровождается обстоятельными примечаниями по существу трактуемого материала, справками, комментариями от издателя, библиографическими ссылками и т. п. Они сделаны со знанием дела и содержат много сведений по истории церковного права и церковной практики.

При этом стиль и характер этих писаний проникнут идеей свободомыслия XVIII в., в духе Дидро и Даламбера.

Статьи Таксы расходятся с теми, которые напечатаны в наших инкунабулах.

Во второй части книги помещен ряд других обличительных материалов против папства.

Эта книга, несомненно, вышла в Париже и была одним из орудий, с помощью которых французские просветители XVIII в. боролись против папства.

Большое значение приобретает разоблачение папского обмана, лицемерия и алчности в наши дни, когда Ватикан, ведя преступную борьбу против прогрессивного человечества, выступает как оплот мировой реакции.

Печатаемый ниже полный текст “Таксы священной апостолической пенитенциарии” публикуется по оригиналу, хранящемуся в Ленинградской публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина под шифром 9.VIII.3.29е (выше обозначенным условно №29е). Инкунабулы 9.XXIV.2.24 (условное обозначение №24) и 9.XI—XII.3.47 (условное обозначение №47) отличаются от публикуемой почти исключительно тем, что в них в ряде случаев указаны другие суммы (повышенные), которые должны уплачиваться за отпущение того или иного греха.

Параллельно постраничным фотографиям с оригинала дается перевод их на русский язык.

Комментарии

1. Настоящая публикация подготовлена к печати научным сотрудником Музея истории религии и атеизма Академии Наук СССР (Ленинград) Б. Я. Раммом.

2. См. статью С. Г. Лозинского в этом сборнике.

3. Gisberti Voetii. Selectarum disputationum theologicarum pars secunda. Утрехт, 1655, стр. 296.

4. Joh Vоgt. Catalogas historico-criticus librorum rariorum. Франкфурт и Лейпциг, 1793, стр. 821.

5. “Catalogue of Books Printed in the XV-th Century now in the American Museum”, ч. IV. Лондон, 1916.

6. Почти половина — у частных коллекционеров. Библиотека конгресса имеет два экземпляра (Margaret Stillwell, Incunabula in American Libraries. Нью-Йорк, 1940, стр. 477).

7. Речь идет о пожалованиях “ожидаемых”, как назывались церковные бенефиции, предоставлявшиеся “заблаговременно”, т. е. на случай смерти еще живущего их обладателя.

8. Счет страниц по пометам карандашом.

9. Счет страниц по пометам карандашом.

10. “...taxata fuit die 20 mensis decembris 1481”.

11. “Catalogue of Books Printed in the XV-th Century...”, ч. IV, стр. 95; Ludov. Hain. Repertorium Bibliographicum, т. II, ч. I, стр. 397, № 15353 и 15360; Margaret Stillwell. Incunabula in American Libraries, T. 39 и 41.

12. Дата 1490, которую дает Margaret Stilwell (Incunabula in American Libraries, стр. 477), ею не обоснована.

13. К. Haebler. Typenrepertorium der Wiegendrucke. Abt. III. Tab. 2. Gotische Typen. Лейпциг, 1910, стр. 118, №24.

14. Вариант Hain'a —“incipiunt” вместо “incipiut”, вероятно, одна из встречающихся у него ошибок. Однако, возможно, что эта инкунабула представляет собой издание пенитенциарной Таксы, до сих пор не отмеченное в литературе.

15. “Catalogue of Books Printed in the XV-th Century...”, ч. IV, стр. 57.

16. Wооley. Photographs of early types... published examples with references to the British Museum Index, t. 1—5; Лондон, 1899—1904.

17. Haebler. Typenrepertorium der Wiegendrucke, Abt. III. Tab. I. Antique Typen. Лейпциг, 1910, стр. 18.

18. Там же. Abt. II. Лейпциг — Нью-Йорк, 1908, стр. 92—93.

19. “Catalogue of Books Printed in the XV-th Century…”, ч. IV, стр. 69.

20. Haebler. Typenrepertorium der Wiegendrucke, Abt. II, стр. 94, N 18, I и Abt. III, стр. 108, N 335.

21. Woolley. Photographs of early types..., N. 126.

22. См. в статье проф. Лозинского, стр. 350.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова