Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

Житие преподобного Иринарха, затворника Ростовского

Оп.: Памятники отечества. 1990, №2.

Житие Иринарха1 представляет собой интереснейший памятник древнерусской словесности, связанный с событиями отечественной истории времен 1612 г. (примечание редакции) .

«И в то время в Москве молва велика и кручина в земле бысть, что Литва сидит в Москве2, и молишася Нижегородцы, чтобы дал Бог милость Свою, и очистил град Москву от великия скорби. И бысть в Нижнем Князь Димитрий Михайлович Пожарский, и начали Новогородцы бити челом, чтобы шел к Москве и очистил град Москву от великия скорби, и даша ему народ подмогу на все, люди и деньги и запасы. И начата им помогати всеми градами и нала ему Бог помощь Свою подавати, и силы умножая к нему. Выбрали Нижегородцы торгового человека, именем Козьму Минина, и почал он в совете быть не един, и почал Господь милость Свою подавать, и пошли они ко граду Ярославлю со всею ратию, и ста под градом Ярославлем, и почали к ним со всех градов Русских ратные люди за Веру стоять и за святые Божие церкви умирати. И услышав старец, что Князь Димитрий Михайлович Пожарский и Козьма Минин в Ярославле со всею ратию и приела к ним гонца, чтобы шли на Москву спешно, Князь Димитрий Михайлович да Козьма Минин, помышляя бояся идти под Москву Ивана Заруцкого, что он Иван убил под Москвою воеводу Прокопия Петровича Ляпунова, и того ради не смея идти под Москву со всею ратию, и посла старец Иринарх ему челобитье и просвиру и повелевая им идти под Москву со всею ратию, не бояся Ивана Заруцкого: здесь ли будет Иван Заруцкий, и узрите славу Божию. И рад бысть о том словеси, и пойде со всею радостию к Москве и ста в Ростове, и прииде Князь Димитрий Михайлович, да Козьма Минин по благословение сами к старцу; старец же Иринарх благословил идти под Москву, дал им крест свой на помощь, и пойде Князь радуйся, взяв благословение у старца, и пойде к Переяславлю, из Переяславля к Троице, и став у Троицы и помолися Троице и Чудотворцу Сергию Преподобному и посла воеводу Князя Димитрия Лопатина под Москву ко князю Димитрию Тимофеевичу Трубецкому, и он рад; а Заруцкий из-под Москвы гоним Божиею милостию неведомою силою, а Литва и прибылые люди идут с запасом к Москве сидельцом. И слыша Князь Димитрий Трубецкой и послал гонца ко Князю, чтобы шел наскоро к Москве на помощь со всею ратию, а в другой день придоша Литовские люди под Москву, и воеводы, молися Святой Троице и Московским Чудотворцам, чтобы им дал Бог помощь Свою на Литовских людей, и Литву побили. И стоя Князь Димитрий под Москвою, Божиею милостию взя град Китай, и Литва села в Кремль град, и помолися Пресвятой Богородице и Московским Чудотворцам, и бысть на Москве радость велия, что Господь Бог очистил град Москву от Литовских людей, и в монастыре у Бориса и Глеба на Устье кручина великая, что правят кормовых денег на ратных людей, а в монастыре от разорения Литовских людей нет ничего. Игумен с бра-тиею прииде и со крестьяны ко старцу Ири-нарху и почали ему бити челом, чтобы отпустил к Москве бити челом ученика своего Александра, и старец не презре их моления, положи на их волю, и отпустил ученика своего Александра к Москве бити челом, и повеле взяти у Князя Димитрия Михайловича честный крест, что дал на помощь и со учеником Александром прииде к Москве. В то время в Москве бысть радость великая, что Король Литовский побежал в свою землю из Вязьмы, и ученик старец Александр прииде ко Князю и привезе ему от старца благословение и просвиру, и Князь рад бысть, и дал ему грамоту3, чтоб не дати на ратных людей денег и запасов на разорение Литовских людей. И ученик взя у Князя грамоту и честный крест и возвратися в монастырь и дасть Игумену грамоту; Игумен рад бысть, а старец Александр прииде в келию ко учителю своему старцу Иринарху4 и дал ему честный крест от Князя и исправил челобитье».

Цитируется по: Толстой М. «Древние святыни Ростова Великого». М., 1847.

1 Иринарх был земледельцем Ростовской области, деревни Кондаково. В миру — Илья. Был пострижен в монахи в Борисоглебском монастыре в возрасте 30 лет. Умер 70 лет 13 января (по старому стилю) 1616 г. (по другим источникам 1615 г.) и погребен в ископанной им самим могиле.

2

Во время польско-литовской интервенции захватчики несколько раз приходили в Борисоглебский монастырь и всякий раз Иринарх безбоязненно обличал греховность их действий и убеждал оставить пределы Российские. Польский полководец Сапега, желая увидеть святого подвижника, приехал в Борисоглебский монастырь. После беседы с Иринархом Сапега сказал: «Я такого батька нигде не нашел: ни здесь, ни в иных землях»,— и велел не разорять монастырь.

3 Князь Д. М. Пожарский своей грамотой освободил Борисоглебский монастырь от доставления припасов для войска, собираемых тогда по случаю войны.

4* В иконографии, посвященной Иринарху, употребляют фразу, по церковному преданию, услышанную им во время молитвы перед иконой Спасителя: «Иди в келию свою, буди затворник, не исходи из нее и тем спасешься». Иринарх затворился в тесной келий и приковал себя к ее стене цепями. Иринарх — начальник мира (греч.). — 67 —

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова