Челобитная Антония Сийского 1540 г. / подгот. к публ. В. В. Брызгалов // Археографический ежегодник за 1978
год.— М., 1979.— С. 309–310.
В ГААО находится на хранении ф. 1408 — Канцелярия владычного наместника новгородского архиепископа. Двинские
наместники новгородского владыки занимали видное место в управлении Двиной, После неудачного двинского восстания
1397 г. именно им была передана вся полнота власти; после присоединения Двинской земли к Московскому государству
новгородский архиепископ был лишен светской власти на Двине, но в его руках осталась власть духовная. Юрисдикция
новгородского архиепископа, а затем митрополита над двинскими властями продолжалась до 1682 г., когда была учреждена
Холмогорская и Важская епархия.
За три века при Канцелярии владычного наместника должен был отложится большой архив, включающий документы по
самым различным сторонам общественной жизни. Основная часть архива до нашего времени не дошла, ф. 1408 представляет
лишь незначительные фрагменты когда-то богатого архива. Тем не менее в составе фонда находятся документы (частные
архивы, материалы ревизии монастырей, царские, митрополичьи и патриаршеские грамоты), относящиеся к деятельности
Николо-Корельского, Антониево-Сийского, Михаило-Архангельского, Спасского Холмогорского, Важского Богословского
и других монастырей, Холмогорского собора, ряда волостных церквей. Сохранилась сотная из книг Василия Звенигородского
1587 г. на Калеский стан (см. вып. II Северного археографического сборника. Вологда, 1972, с. 245—252).
В этом же фонде нами обнаружена интересная челобитная основателя Сийского монастыря Антония. Она писана на
столбце размером 14 на 39 см. Бумага повреждена сыростью и плесенью; края листа местами обветшали, но текст
сохранился полностью, хотя отдельные слова выцвели и читаются с трудом. Текст написан сравнительно четкой скорописью
первой половины XVI в. Филигрань — верхняя часть кувшина с короной наверху. У Брике близкие варианты под № 12614
и 12615 датируются - соответственно 1516 и 1544 гг. Документ не датирован, однако в тексте содержится основание
для его хронологической привязки. Антоний сообщает, что пришел на Михайловское озеро «тому двадцать лет с летом».
Согласно житию Антония он скончался 7 декабря 1556 г. 70 лет от роду, причём на Михайловском озере прожил 37
лет; следовательно, время появления Антония на Сие относится примерно к 1519 г., а написание челобитной — к
1540 г. Можно предположить, что данное челобитье составлялось во второй половине года, вероятнее всего, в сентябре—ноябре.
В пользу этого говорят как хронологические подсчеты, так и соображения чисто логического порядка: сроки разбирательств
судебных дел часто назначались близ рождественских праздников, а путь от Сии до Москвы требовал как минимум
нескольких недель.
Публикуемый текст — скорей всего черновик или предварительный вариант челобитной, поданной в Москву. В пользу
этого свидетельствует отсутствие заключительной фразы с просьбой о милости, наличие которой в подлиннике было
если и необязательно, то во всяком случае очень уместно, а для списка, оставляемого в монастыре, более важным
представляется не столько соблюдение норм построения документа, сколько его моральное содержание. Челобитная
Антония примечательна и тем что в тексте ее нет и намека на какие-либо несогласия игумена с местным населением.
Однако уже в грамоте от 28 января 1543 г. говорится,. что местные жители оказывали активное противодействие
притязаниям монастыря, охотились в монастырских угодьях, чинили насилия монахам и даже сожгли в монастыре четыре
церкви. Сопоставление текстов приводит к выводу, что между 1540 и І543 гг. произошли события, которые изменили
взаимоотношения монастыря и крестьянства; мирное сосуществование сменилось открытой борьбой. В жизни Антония
это происходил не впервые. Согласно житию он был изгнан после семи лет жительства в верховьях Емцы, откуда и
пришел на Сию. Однако то, что удалось сделать крестьянам четвертью века ранее, в новой ситуации было неповторимо,
поскольку в поддержку Антония выступил великий князь Иван Васильевич (вернее, боярские группы, правившие от
имени малолетнего князя), Антоний не только удержался, но и закрепился на новых местах. А через несколько десятилетий
монастырь, им основанный, стал уже крупнейшим вотчинником Двины, а сам Антоний через два десятка лет после смерти
удостоился канонизации как общерусский святой. В этом свете челобитная 1540 г. — важный документ, позволяющий
раскрыть ряд запутанных моментов из истории Двины середины XVI в.
В. В. Брызгалов
1540 г. Челобитная игумена Троицкого Сийского монастыря Антония великому князю Ивану Василевичу о пожаловании
слободки Морж и предоставлении права беспошлинной торговли солью
Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руссии от живоначальяые Троицы от Студеного моря з Двины с Сеи
реки с Михайлова озера из опщежительныя новыа пустынкы игумен Антоней з братьею плачется и челом биет.
Поставил есмя, государь, в твоем богомолии в монастыре три церкви: во имя живоначалныа Троицы и Благовещенье
пречистые да Сергея чюдотворца. И твоим здравием живоначалная Троица сама место свои просвещает, и много чюдес
от образа ее бывает. А братыи к нам сошлось шестьдесят опричь детей. А пришел есмь, государь, на местсеко то
на пусто тому двадцать лет с летом.
И ты б, государь, нас нищих своих пожаловал, створил нам милостыню. На церковное строение, на иконы и на темьян
дай в монастырь в дом живоначалныа Троицы слободку Морж. А та, государь, слободка пуста, не приписана ни к которой
волости за пустом. А в той, государь, слободкы был росол, а курили в ней два цренишка, а нынеча и те запустели.
А прежто твои, государь, данщикы пометили ее полуторою обжею, а дают тебе, государю, с земли с починшиков по
две гривны дани, а с цренов давали по две ж гривны дани. А нынеча, государь, как не почали варити соли, ино
и те починки запустели. И ослободил бы еси нам, государь, старой колодязь чистити, а новаго искати, и лес пустой
сещи, и землю пахати.
И нечто живоначалная Троица милость свою пошлет, твоим, государь, жалованием проявит нам росол, и нас бы еси
пожаловал, ослободил то солишко отвести на Вологду лете судном, а зиме на санех, и променити на хлеб и на иную
потребу монастырскую безпошлинно. Зане ж, государь, деревень нет, а пашенные места к монастырю не пришли: болота
и боры пещаны; а где, государь, упашем хлебца, и то морозом убивает. И прожити, государь, иечем.
|