"MAGNA CHARTA"
(булла римского папы Павла III*)
I. Генерал Общества по избрании своем получает полную власть над
Обществом и над всеми членами его, где бы они не пребывали и в каком
бы сане и должности ни состояли. Власть его должна простираться
до того, что он может, если найдет нужным для славы Божьей, отзывать
и давать иное назначение даже тем членам, которые отправлены с поручением
от самого папы.
2. Без согласия генерального капитула генерал не может принимать
никаких высших духовных должностей, и члены не имеют на это право
без разрешения генерала; член, уличенный в намерении достичь такого
звания какими бы то ни было открытыми или тайными средствами, делается
недостойным Общества Иисуса, и не может уже никогда получить какого-нибудь
важного поручения, должности или дела.
3. Для порядка и поддержания дисциплины не допускается никакой
аппеляции на орденские правила ни к каким судьям и властям. Равным
образом никто не может разрешить члена ордена от его орденских обязанностей.
4. Ни генерал и никто из высших лиц ордена не обязаны уступать
членов его в распоряжение других церковных сановников, кто бы они
ни были, патриархи, архиепископы или епископы, не смотря ни на какие
приказы их. Члены, уступленные орденом в распоряжение других духовных
властей, все-таки остаются под властью своего начальства и могут
быть в любую минуту отозваны генералом.
5 Генерал или уполномоченные его должны иметь власть разрешать
всех членов Общества, а также всех, изъявивших желание вступить
в него или служить ему в мире, от всех грехов, совершенных до и
после вступления в орден, от всех духовных и светских наказаний,
даже от церковного отлучения, кроме тех немногих случаев, какие
указаны в булле папы Сикста IV, как исключительная принадлежность
римского престола, но разрешение теряет силу, если получивший его
мирянин не вступит немедленно в Общество.
6. Ни один член ордена не должен никому исповедоваться, кроме генерала
и уполномоченных им на это лиц;
особенно же ни под каким видом не исповедоваться священникам и
монахам других орденов. Равным образом никто, вступивший однажды
в орден, какую бы степень он ни занимал в нем, ни професс, ни коадьютор,
ни простой ученик, не может без позволения генерала покидать орден
или переходить в другой, кроме картезианского**.
Нарушившего это запрещение генерал может лично или через уполномоченных
преследовать, как отступника, схватить и посадить в тюрьму, и светские
власти обязаны ему содействовать в этом.
7. Все члены ордена, а также его имущества, доходы и владения не
подлежат ведению, надзору и суду епископов и архиепископов и находятся
под особым покровительством папского престола.
8. Члены ордена, получившие священнический сан, могут всюду, где
находятся, иметь собственные часовни и молельни и вообще воздвигать
алтари в каком-нибудь приличном месте; даже во время папского интердикта
они могут читать мессу и причащать при закрытых дверях и по удалении
всех отлученных и еретиков. Во всех городах и странах, подвергнутых
интердикту, отлучение не распространяется на мальчиков и слуг, находящихся
у иезуитов, их прокураторов и помощников из мирян.
9. Ни епископы, ни вообще прелаты не могут отлучать от церкви иезуитов
и даже мирян за преданность Обществу, а если бы они сделали это,
то отлучение их должно считаться недействительным.
10. Все, исповедующие христианскую веру, могут свободно посещать
обедни, отправляемые иезуитами, их проповеди и исповедальни, и приходские
священники не должны препятствовать этому.
11. Каждый епископ или архиепископ обязан без всяких препятствий
и замедлений посвящать в священники членов ордена иезуитов, имеющих
право на это звание.
12. Члены Общества Иисуса имеют право с разрешения генерала наблюдать
во всех странах и городах за отлученными и схизматиками, еретиками
и неверующими и могут даже быть с ними в сношениях. 13. Они не обязаны
принимать на себя визитации монастырей, инквизиционные и другие
дела, и по требованию их должно освобождать их от обязанности надзирать
за монахинями и руководить их совестью.
14. Они не обязаны платить десятины, даже папские, и вообще какие
бы то ни было пошлины и налоги с иму-ществ и владений, принадлежащих
их коллегиям, как бы они не назывались.
15. Если государи, графы и т.д. подарят, выстроят или оставят иезуитам
по завещанию дома, церкви и коллегии, то по принятии орденом этих
подарков его должны считать полноправным хозяином их, и для утверждения
его во владении не нужно особой папской грамоты.
16. Епархиальные епископы должны безотлагательно освящать все иезуитские
церкви и кладбища; в случае, если бы епископ промедлил более четырех
месяцев, можно пригласить для этой цели любого другого прелата.
Вместе с тем всем архиепископам, епископам, прелатам и ординариатам,
как и вообще всем духовным и светским властям строжайше запрещается
препятствовать иезуитам строить себе здания, заводить кладбища и
владеть ими.
17. Генерал, провинциалы и викарии их имеют право принимать в орден,
посвящать в священники и употреблять на все дела ордена всех и каждого,
не исключая незаконнорожденных и преступников, кроме убийц, двоеженцев
и калек.
18. Кто раз в году в назначенный день посетит указанную генералом
церковь или другое священное место, принадлежащее ордену, тот получает
прощение всех грехов, как во время римского юбилея; но кто посетит
это место не в назначенный, а в иной день, тот получает разрешение
на семь лет и на семь сороков, т.е. семью сорок дней покаяния.
19. Генерал имеет право посылать признанными им на то способными
членов Общества в любой университет на кафедры богословия и иных
наук, не спрашивая ни у кого разрешения и согласия на это.
20. Иезуиты, служащие миссионерами в неверных странах, имеют право
отпускать и те грехи, которые буллою "In Coena Domini" предоставлено
прощать только папе; кроме того, они могут отправлять там все епископские
обязанности, пока папа не пришлет настоящего епископа.
21. Генерал уполномочен принимать в орден сколько ему угодно коадьюторов.
Он имеет также право позволять приносить четвертый обет, т. е. поступать
в профессы и не в Риме.
22. Всем духовным и светским властям, как бы они не назывались,
строжайше запрещается препятствовать Обществу Иисуса, пользоваться
своими привилегиями и вольностями, под страхом отлучения от церкви,
а в случае нужды, и светского наказания.
Декабрь 1549 года.
* Печатается по изданию Губер Ж. Иезуиты. СПб., 1870
** За всю историю существования ордена иезуиты не
переходили в картезианский орден, известный необычайной строгостью
и обетом вечного молчания. - А.А.
Цитируется по:
А.Р. Андреев "История ордена Иезуитов. Иезуиты в Российской Империи".,
М. Русская панорама, 1998
|