Андрей Курбский
ИСТОРИЯ О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МОСКОВСКОМ
К оглавлению
ГЛАВА VIII
О СТРАДАНИЯХ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФИЛИППА
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО
О страданиях
священномученика Филиппа митрополита Московского. Добродетели священномученика
Филиппа митрополита Московского. Упреки Иоанну. Клевета. Собор «иереев Вельзевулиных»
и осуждение митрополита. Истязание и заключение в темницу. Чудеса. Заточение в
Отрочь монастырь. Различные известия о смерти митрополита. Убийство многих клириков
и около сотни нехиротонисанных[cliii]
мужей митрополичьих. Смерть Германа, епископа Казанского. Убийство Пимена, архиепископа
Великого Новгорода. Казни и погром в Новгороде. Убийство епископа Печерского монастыря
Корнилия и его ученика Вассиана. Разорение Ивангоро-да и Пскова. Устав кромешников
Неправильно, думаю я, умолчать о священномучениках, от него (Ивана IV. - Н.Э.)
пострадавших, но достоит это сделать как возможно коротко, оставить подробности
живущим там и более сведущим, да к тому же мудрейшим и разумнейшим. Б недостатках
и погрешениях молю меня простить.
По смерти митрополита Московского Афанасия или по оставлении им престола по
своей воле[cliv]
возведен на архиепископский престол Русской митрополии игумен Соловецкого монастыря
Филипп, муж, как мы уже говорили, славнейшего и великого рода, от молодости своей
украшенный вольной монашеской нищетой и священнолепным мужеством, разумом крепкий
и мужественный человек. Когда был уже епископом (здесь митрополитом. - Н.Э.) поставлен,
начал он епископскими делами украшаться и по-апостольски служить Богу. Увидев
царя, живущего не по-божески, всячески христианской кровью обливаемого, исполняющего
неподобные и срамные дела, начал он его вначале умолять заблаговременно и безвременно,
как великий апостол говорил: все время предупреждать, потом запрещать и страшным
судом Христовым заклинать[clv],
данной ему от Бога епископской властью и говорить так, не стыдясь, от имени Господа
прегордому, лютому и бесчеловечному царю. Он же постоянно с ним ссорился и начал
слушать злые доносы на него от ябедников.
О, неслыханные вещи, тяжкие для пересказа! Посыпает по Святорусской земле своих
льстецов скверных, которые везде рыщут и всюду бегают как волки-растерзатели,
которые от лютейшего зверя посланы, разыскивая изменные вещи на святого епископа,
собирая лжесвидетельства подкупом, угрозами и великих властей обещаниями.
О, беды превеликие от неслыханной и претягчайшей дерзости бесовской! О, замышления
человеческие, бесстыдным дьяволом поджигаемые! Кто слышал где, чтобы епископа
допрашивали и судили мирские? Как пишет Григорий Богослов в «Слове о похвале Афанасию
Великому», осуждающем собор безбожных агарян[clvi]:
«Потому что, - говорит, - посадили мирских людей и приводили перед ними на допросы
епископов и пресвитеров, а им же даже краем уха не достойно таких слушать» и прочее.
Где законы священные? Где правила седьмостолпные? Где уложения и уставы апостольские?
Все попраны и поруганы от пресквернейшего кровоядца-зверя и от безумнейших человекоугодников
его, погубителей отечества!
Что же он начинает? На святителя дерзает покуситься: не посылает к патриарху
Константинопольскому (под судом которого русские митрополиты находились), так
как если бы были они оклеветаны от кого-либо и в чем, то только перед ним достойны
о себе дать ответ, и даже не испрашивает от престола патриаршего экзарха[clvii]
на испытание (допрос) епископское. И воистину, бесясь на святого архиепископа
(митрополита), как будто бы забыл повесть новую или не слишком давнюю, устами
твоими часто произносимую, о святом Петре, русском митрополите, на приключившуюся
ему клевету от тверского епископа прегордого? Тогда, услышав это, русские князья
не дерзнули расспрашивать епископов или судить священников, но послали к патриарху
Константинопольскому с просьбой прислать экзарха, который рассмотрит и рассудит
обо всем, как подробно описано об этом в летописной русской книге[clviii].
Разве тебе это был не пример, о зверь кровопийственный, а еще хотел христианином
быть?
Но собирает на святителя скверное свое соборище иереев Вельзевуяиных и проклятое
сонмище согласников каиафиных и соглашается с ним, как Ирод с Пилатом, и приходят
они все вместе со зверем в великую церковь, и садятся на святом месте - мерзость
запустения, и устно повелевают о смердящие и проклятые власти! привести и поставить
перед собой епископа преподобного, облаченного в освященные одежды, и поставляют
лжесвидетелей - мужей скверных, предателей спасения своего. О, как тяжело об этом
писать! - обдирают святительские одежды с него и отдают в руки палачам, которые
этого святого мужа, с молодости известного своими добродетелями, нагим выволакивают
из церкви, и бичуют люто и нещадно его тело, ослабленное постами, и водят с позором
по городу. Он же, храбрый борец, претерпевал все, как будто и не имел тела вовсе,
и в таких мучениях распевал хвалы Богу, вокруг него толпился народ, горько плача
и рыдая, и он благословлял его своей священномученической десницей.
Наш лютый зверь, во всем послушный древнему прелютейшему дракону, губителю
рода человеческого, еще не насытился кровью священномученика и не удовлетворился
неслыханным от веков бесчестием, совершаемым над этим преподобным епископом, повелел
его по рукам, ногам и чреслам оковать претягчайшими веригами, ввергнуть в узкую
и мрачную темницу измученного человека, уже старого, удрученного многими трудами,
немощного телом, а темницу эту приказал оковать заклепами и поставить стражу из
своих злых людей. Через день или два посылает он неких своих советников посмотреть,
не умер ли епископ? А те вернулись и рассказывают, что обнаружили они епископа
избавленным от тяжких оков, стоящего с поднятыми руками и поющего псалмы; оковы
же все рядом с ним лежали. Увидев это, посланные советники с плачем и рыданиями
опустились на колени перед ним, а возвратившись к жестокой, непокорной и прегордой
власти, к прелютому, ненасытному, кровоядному зверю, обо всем ему по порядку возвестили.
Он же возопил, как рассказывают: «Колдовство, колдовство сотворил он, мой враг
и изменник!» А увидев своих советников растроганными, начал им грозить различными
муками и смертью. Потом приказал лютого голодного медведя впустить в темницу к
епископу и запереть их (об этом я слышал от свидетеля-очевидца, который сам все
видел). Наутро царь пришел сам и приказал отворить темницу, надеясь увидеть епископа
съеденным зверем, а нашел его благодаря Божественной благодати целым и невредимым
и как прежде стоящим на молитве, зверь же, как кроткая овца, лежал в одном углу
темницы. О чудо! Лютый по естеству своему зверь человеком превращен в кроткого,
а человек, по естеству своему сотворенный Богом в кроткости, в лютость и бесчеловечность
самовластной волей обращается. Царь же уходя, говорил: «Колдовство, колдовство
творит епископ!» Воистину некогда такие же в древности бывшие мучители о мучениках,
творивших чудеса, так говорили[clix].
Потом, рассказывают, отправили епископа в заточение в Тверской Отрочь монастырь,
и там он прожил как будто бы год, и царь послал к нему с просьбой простить его
и благословить, а также вернуться на свой престол, но он, как известно, отвечал
ему: «Если обещаешь покаяться в своих грехах и прогнать от себя этот полк сатанинский,
собранный тобой на погубу христианскую, а именно тех, кого называют кромешниками
или опричниками, я благословлю тебя и на престол мой, послушав тебя, возвращусь.
Если же не сделаешь этого, будешь проклят в этом веке и в будущем вместе с кровоядными
твоими кромешниками, во всех преступлениях тебе помогающих». И некоторые говорят,
что по повелению царя епископ был удавлен в том монастыре одним лютым и бесчеловечным
кромешником, а другие говорят, что в любимом царем городе, называемом Слободой
(Александровой. - ff.3.), который кровью христианской наполнен, епископ был сожжен
на горячих углях. Так или сяк, но всяко же свя-щенномученическим венцом он был
увенчан, он смолоду возлюбил Христа и за Него в старости пострадал[clx].
После убийства митрополита были замучены не только клирики, но и несколько
сотен нехиротонисанных мужей разными муками погублено, ибо в той земле есть такой
в церкви обычай, согласно которому многие светлые и благородные мужи, имеющие
имение, в мирное время архиепископами служат, а когда на страну нападают окрестные
супостаты, то они (те, которые нехиротонисаны) в христианском войске сражаются.
Еще до возведения на митрополию Филиппа великий князь умолил занять митрополичий
престол казанского епископа Германа. Герман возражая, но принужден был стать митрополитом
решением Освященного собора. И говорят, что уже в первые два дня пребывания на
митрополичьем дворе он тяготился своим великим саном, так как не хотел нести свою
службу под таким лютым и безрассудным царем. Он начал с ним беседу, напоминая
тихими и кроткими словами о Страшном суде Божьем и нелицеприятном наказании каждого
человека за дела его, будь он царем или простым человеком.
После этой беседы царь отправился в свои палаты и рассказал своим любимым льстецам-ласкателям
о совете митрополита. К нему тогда слетались отовсюду вместо добрых и избранных
людей не только паразиты злые, прелукавые соблазнители[clxi],
но и всякие воры (тати) и воистину разбойники и другие нечестивые люди.
Они испугались, что царь послушает совета епископа и тогда всех их прогонит
от лица своего и им придется отправиться в свои пропасти и норы. Как только они
услышали от царя эти речи, то единым словом отвечаяи ему: «Боже сохрани тебя от
такого совета. Разве хочешь, о царь, быть у того епископа в неволе еще горшей,
нежели пребывал у Алексея и Сильвестра перед этим несколько лет?» И молили его
коленопреклоненно со слезами, особенно же один из них - Алексей Басманов с сыном
своим. Он послушал их и приказал епископа из церковных палат изгнать, говоря:
«Еще и на митрополию не возведен, а уже меня обязуешь неволей». И дня через два
был найден мертвым в своем дворе епископ Казанский. Говорят, удушен был тайно,
по цареву повелению, или ядом смертоносным уморен[clxii].
А был тот Герман из светлого рода Полевых и имел великое тело и многий разум,
воистину святого жительства, Священного Писания последователь, ревнитель по Богу,
постоянно пребывающий в духовных трудах, знакомый с учением Максима Философа,
он иосифлянских монахов превзошел в учености, но к их лукавому лицемерию был непричастен,
так как был человеком простым, твердого разума, великим помощником всем терпящим
бедствие и очень милосердным ко всем убогим.
Потом был убит архиепископ Новгородский Пимен. Этот Пимен был человеком чистой
и строгой жизни, но говорят, что он вместе с клеветниками был гонителем митрополита
Филиппа, а немногим позже и сам смертную чашу испил от того мучителя, который,
приехав в Новгород Великий, велел его в реке утопить[clxiii].
Большие гонения он тогда произвел в этом великом городе, в один день убив,
потопив и пожегши и другими различными муками помучив больше пятидесяти тысяч
мужей одних, кроме жен и детей. В том прелютом пожаре убит по его повелению Андрей
Тулупов[clxiv]
из роду княжат стародубских, человек кроткий и благонравный, престарелого возраста,
а также другой муж Цыплятев[clxv],
по прозванию Неудача, из рода княжат белозерских погублен был с женой и детьми,
тоже благонравный, опытный и очень богатый человек, который давал большие пожертвования
на великую церковь Софии премудрости Божьей. Да и другие с ними благородные дворянские
мужи и юноши были замучены и погублены.
И слышал, что тогда приобрел он великие кровавые, проклятые богатства в том
великом древнем Новгороде, где народ живет торговый, ибо город имеет порт, так
как расположен недалеко от моря и там много богатых людей, вот ради этого богатства,
я думаю, он и погубил их.
Потом поставил на то место другого архиепископа, известного и кроткого, но
через два года и его приказал убить с двумя его игуменами великими, или архимандритами[clxvi].
К тому же в то время множество священников и различных монахов было помучено и
погублено.
Тогда же убит был по его приказу Корнилий, игумен Печерского монастыря, муж
святой, известный своей службой, так как от молодости он пребывал в монашестве
и монастырь Печерский он воздвиг, в котором многие чудеса совершались, благодаря
его трудам и молитвам и по благодати Иисуса Христа и его Богоматери.
До тех пор пока имений тот монастырь не брал, а монахи жили в нем нестяжательно,
были в нем чудеса. Когда же монахи стали любить стяжания, особенно же недвижимое
имущество, а именно села и деревни, тогда начали угасать в нем божественные чудеса.
Вместе с этим Корнилием был убит и его ученик Василий Муромцев, муж ученый,
знающий Священное Писание. И говорят, убили их в один день каким-то мучительским
орудием, от которого они были раздавлены и вместе преподобно-мученические тела
их были погребены. [clxvii]
Потом великий Ивангород, стоящий на реке Нарве вблизи моря, разграбив, повелел
сжечь. Так поступая он и во Пскове Великом и во многих других городах, принося
бесчисленные беды и кровопролития, так что все по порядку и описать невозможно.
Все это он совершал вместе со своими ласкателями, с прелютым варварским полком
кромешников, я раньше о них уже много писал, ибо царь вместо известных и доброй
славой отмеченных мужей собрал вокруг себя людей скверных, наполненных злобой
и к тому же связал их страшными клятвами, принудив окаянных не только не знаться
с друзьями и братьями, но даже и со своими родителями, и только ему одному во
всем угождать, и грязные и кровожадные его повеления исполнять, и в таких клятвах
тех окаянных и безумных людей принуждал к крестному целованию.
О, лукавый супостат человеческого умышления! О, неслыханные злобы и беды, более
всех преступлений человеческих влекущие в пропасть! Кто слышал когда-нибудь, чтобы
Христовым знамением клялись на том, что да будет Христос гоним и мучим? А на том
крестное знамение целовали, да не растерзается ли при этом церковь Христова различными
муками? Возможно ли страшными клятвами расторгать прирожденную, естественную,
данную нам Творцом нашим любовь к родителям, ближним и друзьям? Здесь я витку
неслыханные беды! Здесь ослепление человеческое, наведенное хитросплетением дьявола,
который отвратил их от Христа! Вначале он обольстил царя, затем вместе с ним и
этих окаянных в пропасть вверг, заставив их обетами святыми, которыми клянутся
только Христу на Святом Крещении, отвратиться от Него и, Христовым именем клянясь,
от Евангельских заповедей отречься.
Да только ли Евангельских заповедей? Даже и от естественных связей, которые
и у языческих народов соблюдаемы и должны сохраняться, так как даны нам при рождении
от Бога. В Евангелии учат врагов любить и гонящих (Христа) благословлять и прочие
естественные законы, без голоса и языка данные при рождении, поучают нас родителям
оказывать покорение, иметь любовь к родственникам и друзьям, а дьявол с клевретами
своими против всех этих законов восстанавливал и клятвами соблазнял, и воистину
колдовское проклятие стряслось над бедным человеческим родом от этого зачатого
в колдовстве царя.
Господь заповедует не поминать имени своего всуе и не связывать себя никакими
клятвами, противными свободной человеческой воле, не клясться ни небом, ни землей,
ни головой своей и ничем прочим, а те кромешники отреклись от всего этого и пострадали[clxviii].
Здешние жители, давно живущие под свободами христианских королей, удивляются
нашим бедам, поскольку думают, что такое не может случиться у христиан. Действительно,
недостойно это христианской веры, да я еще не все по порядку описал. Я описал
трагедию коротко, потому что сердце мое разрывается от великой жалости.
[cliii]
Нехиротонисанные - не рукоположенные в священнический чин. (См.: Срезневский И.
И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 3. Стб. 193.)
[cliv]
Афанасий - бывший протоиерей Благовещенского собора и духовник царя. В 1564 г.
был по смерти митрополита Макария поставлен на митрополию. Первосвятителем был
около двух лет. За это время сделал несколько попыток воздействовать на царя,
ходатайствуя о примирении его с опальными боярами, но успеха не имел. При отъезде
царя в Александрову слободу митрополит Афанасий возглавил поездку к царю с целью
просить о его возвращении в Москву. (См.: ПСРЛ. Т. 13. С. 393.) Царь условием
своего возвращения поставил требование «учинить опричнину» и всех «своих изменников,
которые ему государю были непослушны, на тех опалы свои класти, а иных казнити
и животы их и статки имати...» (Там же. С. 394.) Митрополит Афанасий не захотел
связывать себя поддержкой царя и оставил место главы церкви «по болезни» «за немощью
велию». (См.: История СССР с древнейших времен до конца XVTH века. С. 191.)
[clv]
См.: 2 Тим 4:2. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай,
увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
[clvi]
Агаряне - от имени Агари-египтянки, служанки Сары, по воле которой она родила
от ее мужа Авраама Измаила, являющегося по библейскому преданию родоначальником
измаильтян - восточных народов. (См.: Быт 16:1-3, 8,15.)
[clvii]
Экзарх (греч.) - архиепископ, управляющий церквами отдельной области. (См.: Даль
В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 663.)
[clviii]
Действительно, такой случай имел место в начале XIV в.
Митрополит Петр был оклеветан тверским епископом Андреем. Патриарх прислал экзарха,
который рассмотрел дело и обличил клеветника. (См.: Карамзин Н.М. История государства
Российского. Кн. 1. Т.4. Стб. 191.)
[clix]
На полях рукописи автор, сам комментируя этот случай, написал: «Яко святой Герасим
свидетельствует о святой первомученице Фекле, тому подобно звери лютые, медведи,
устыдились и стали почитать ее, обратившись через естество в кротость и прочее».
[clx]
В 1566 г. был поставлен в митрополиты, по просьбе царя, игумен Соловецкого монастыря
Филипп (в миру Федор Колычев). Еще при переговорах с царем он ставил условием
своего согласия отмену опричнины: «Повинуясь воле твоей, да не будет опричнины,
да будет только единая Россия». Однако царь и высшее духовенство уговаривали Филиппа
принять сан митрополита, обязуясь при этом «не вступаться в опричнину». 1566-1567
гг. были страшными годами опричнины. Бояре просили у Филиппа заступничества за
невинных. Митрополит во время службы в Успенском соборе обратился к царю с просьбой
«прекратить проливать кровь христианскую». Царь гневно отвечал митрополиту, усилив
на следующий день опричные казни. Затем последовала грозная отповедь Ивана IV
митрополиту во время службы в Новодевичьем монастыре, когда царь назвал Филиппа
лжецом, изменником и злодеем, а 8 ноября 1568 г. во время службы в храме Успения
в Кремле Федор Басманов объявил о лишении митрополита сана. Опричники сорвали
с Филиппа одежду, одели в бедное рубище, «изгнаша его из церкви, яко злодея и
посадиша его на дровни везуща вне города (Кремля), ругающе и метлами биюще...
привезо-ша его в ветошный торг, в монастырь Богоявления. Народ же провожаху его
плачуще...». Филиппу был объявлен «судный приговор», обличавший его в тяжких «изменных
винах» и приговаривающий его к пожизненному заключению. Затем он был посажен в
темницу, куда Иоанн повелел прислать ему зашитую в кожаный мешок голову его племянника
(или двоюродного брата) Ивана Борисовича Колычева. В дальнейшем, опасаясь народного
заступничества за митрополита, царь приказал отправить его в Тверской От-рочь
монастырь, по дороге в которой Филипп претерпел «многу пакость и унижения». (Рукописное
«Житие митрополита Филиппа» циг. по: Карамзин Н.М. История государства Российского.
Кн. 3. Т. 9. Стб. 63; Примечания. Стб. 43-^14.) В декабре 1569 г. во время новгородского
похода Ивана IV царский палач Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа в келье
Тверского Строчь монастыря, о чем имеется упоминание в «Житии митрополита Филиппа».
(См.: Устрялов Н.Г. Сказания князя Курбского. Т. 1. С. 188.) Одновременно подвергались
опале и другие Колычевы.
[clxi]
На полях рукописи против слова «блазни» - блазы (обман, соблазн, обольщение. См.:
Срезневский ИМ. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 1. Стб. 112) -
поставлено: шуты.
[clxii]
В «Истории российских иерархов» указано, что архиепископ Герман (Полев) умер в
Москве в 1567 г. от моровой язвы. С.Б. Веселовский сообщает, что Герман не был
митрополитом, а поставлен в казанские архиепископы 12 марта 1564 г. Умер в Москве
в ноябре 1567 г. от эпидемии. В Синодике не упомянут. (См.: Веселовский С.Б. Исследования
по истории опричнины. С. 372.)
[clxiii]
Здесь сведения А. Курбского расходятся с имеющимися источниками. Архиепископ Пимен
действительно подвергся гонениям, но об утоплении его в реке Волхов ничего не
говорится. Во время новгородского погрома, учиненного царем Иваном Г/, на архиепископа
Пимена были направлены первые и самые тяжкие удары. Псковская летопись сообщает,
что «первое архиепископа Пимена взял в заточение и посла в Тулу, и святую Софию
соборскую церковь пограбил...» (Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 115.)
За «изменное дело» новгородского владыки Пимена было перебито «без пощажения»
и «рассуждения» большое количество новгородских помещиков. (См.: Самоквасов Д.Я.
Архивный материал. М., 1909. Т. 2. С. 233-300.) А Шлихтинг считает, что по делу
новогородского архиепископа Пимена было казнено 116 человек. (См.: Шлихтинг А.
Новое известие о России времени Ивана Грозного. С. 80-83.) В Синодике опальных
новгородский архиепископ Пимен не упоминается. (См.: Веселовский С.Б. Исследования
по истории опричнины. С. 427.)
[clxiv]
Этим сведениям С.Б. Веселовский находит подтверждение в известиях о том, что Андрея
Тулупова «не стало в государской опале», а поместье его в 1571 г. отдано Назимовым.
(См.: Самоквасов Д.Я. Архивный материал. Т. 1.4. 2. С. 35.)
[clxv]
С.Б. Веселовский пишет, что «во главе жертв новгородского погрома стояли софьяне
- двор владыки Пимена, который в это время возглавляли Цыплятевы-Монастыревы,
старинные белозерские помещики». (См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории
опричнины. С. 174, 414.) Поскольку все окружение Пимена было разгромлено и многие
казнены, то вряд ли стоит сомневаться в сведениях А. Курбского относительно Цыплятева,
тем паче что Никита Цыплятев был дворецким владыки Пимена.
[clxvi]
На место Пимена 6 декабря 1571 г. был хиротонисан архимандрит Чудова монастыря
Леонид. Он пробыл в Новгороде два года. В 1573 г. приехал на Собор и по приказу
царя «удавлен бысть казнью у Пречистой на площади». В Синодике не значится. (См.:
Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. С. 407.)
[clxvii]
Корнилий- игумен Псково-Печерского монастыря с 1529 г. по 20 февраля 1570 г. В
Синодике не значится, но сведения А. Курбского подтверждает летопись. В Пискаревском
летописце сказано, что царь и великий князь Иван Васильевич «многих людей Новгородския
области казнил любыми различными казнеми: мечем, огнем и водою... И оттоле пошел
во Псков и хотел тоже творити, казниги и грабить. И единого уби игумена Корнилия
Печерского да келаря». (См.: ПСРЛ. Т. 34. С. 191.) Курбский пишет о том, что вместе
с Корнилием был убит и его ученик Василий Муромцев и их тела были погребены вместе.
Возможно, именно о нем пишет летописец, называя его келарем Корнилия.
[clxviii]
См.: Исх 20:7. «Не произноси имени Господа твоего напрасно, ибо Господь не оставит
без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Мф 5:34-36. «Я говорю вам:
не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий, ни землей, потому
что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого царя; ни
головою твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым
или черным». Иак 5:12. «Прежде всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею
и никакой другой клятвой; но да будет у вас «да, да» и «нет, нет», дабы вам не
подпасть осуждению».
|