Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Джорджо Вазари

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЗНАМЕНИТЫХ ЖИВОПИСЦЕВ, ВАЯТЕЛЕЙ И ЗОДЧИХ

К оглавлению

 

Жизнеописание

ЯКОПО

ди

КАЗЕНТИНО,

(Jacopo di Casentino)

живописца

 

 

          Как как много лет уже распространялась молва и слава о живописи Джотто и его учеников, то многие, желая стяжать себе богатства и славу искусством живописи и воодушевляемые надеждой на науку и природной склонностью, вступили на путь, ведущий к улучшению искусства, с твердой уверенностью, что они, упражняясь, превзойдут в превосходстве и Джотго, и Таддео(1), и другах живописцев. Среди них был и некий Якопо ди Казентино; родился он, как можно об этом прочитать, в семье мессера Кристофоро Ландино из Пратовеккио, и один из казентинских братьев, который тогда был настоятелем в Сассо делла оерниа, договорился с Таддео Гадди, когда последний работал в этом монастыре, чтобы он обучил Якопо искусству рисунка и колорита. В немногие годы Якопо сделал такие успехи, что, будучи приглашен во Флоренцию совместно с Джованни да Милано(2) на службу к их учителю Таддео, он, выполнив там много вещей, получил заказ расписать темперой табернакль Мадонны на Меркато Веккио вместе с образом и равным образом тот табернакль, что на Пьяцца-ди-Сан-Никколо и Виа-дель-Кокомеро, оба недавно переписанные мастером, худшим, чем Якопо; а для цеха красильщиков он написал табернакль, что у Сант Онофрио на углу ограды их сада, насупротив Сан Джузеппе(3). В это время как раз были завершены на двенадцати столбах своды Орсанмикеле, которые были временно перекрыты низкой крышей в деревенском духе, с тем чтобы при возможности продолжить строительство этого здания, которое должно было стать зернохранилищем Коммуны, и Якопо ди Казентино, как лицу тогда весьма опытному, было поручено расписать эти своды с условием, чтобы он написал там, что он и сделал, патриархов вместе с пророками и родоначальниками колен иудейских, всего шестнадцать, теперь наполовину испорченных, фигур на лазурном ультрамариновом фоне без других украшений. Затем на нижних стенах и на столбах он изобразил много чудес Богородицы и другие вещи, которые опознаются по манере(4).

          Закончив эту работу, Якопо возвратился в Казентино, где в Пратовеккио, в Поппи и других местностях той же долины выполнил много работ(5), после чего он был приглашен в Ареццо, самоуправлявшееся тогда советом из шестидесяти самых богатых и почтенных граждан, заботе которых было вверено все управление; там, в главной капелле епископства, он выполнил историю из жития св. Мартина(6), а в старом соборе, ныне разрушенном, много живописных работ, среди которых в главной капелле было изображение папы Иннокентия VI. Далее, в церкви Сан Бартоломмео он расписал для капитула каноников приходской церкви стену главного алтаря и капеллу Санта Мариа делла Неве, а в старом братстве Сан Джованни де Педуччи написал много историй из жития этого святого, ныне забеленных. Он расписал также в церк-ви Сан Доменико капеллу св. Кристофора, изобразив там с натуры блаженного Мазуоло, освобождающего из темницы купца Феи, заказчика этой капеллы; блаженный этот в свое время, будучи пророком, предсказал аретинцам много бедствий. В церкви Сант Агостино он выполнил фреской в капелле и на алтаре Нарди истории из жития св. Лаврентия, чудесные по манере и мастерству(7). А так как он занимался также и архитектурными делами, то по распоряжению шестидесяти вышеупомянутых граждан он отвел под стены Ареццо воду, текущую от подножия холма Пори на расстоянии в триста локтей от города; воды эти в римские времена были проведены сначала к театру, следы которого еще сохранились, и от него, находившегося на горе, где ныне крепость, в долину, к амфитеатру того же города; все эти сооружения и водопроводы были разрушены и совершенно уничтожены готами. Итак, как было сказано, Якопо отвел эти воды под стены и устроил водоем, который тогда был назван Фонте-Гвицианелли, теперь же именуется испорченным названием Фонте-Венециана; существовал он с того времени, а именно с 1354 года до 1527 года и не более, ибо чума этого года, последовавшая за ней война, то обстоятельство, что многие отводили воду для надобностей своих садов, и еще более то, что Якопо не провел воду внутрь города, — все это было причиной того, что водоем этот находится не в должном состоянии.

          Пока проводилась вода, Якопо не бросал живописи, и в палаццо, находившемся в старой крепости и ныне разрушенном, он изобразил много деяний епископа Гвидо Саккони и Пьетро Саккони, мужей, в мирное время и во время войны совершивших для этого города дела великие и славные. Равным образом в приходской церкви под органом он выполнил историю из жития св. Матфея и весьма много других работ(8). И, рассеяв таким образом по всему городу свои произведения, он показал Спинелло аретинцу(9) основы этого искусства, которому научился у Аньоло(10) и которому Спинелло научил впоследствии Бернардо Дадди(11); последний же, работая в своем городе, в свою очередь прославил это искусство многими прекрасными живописными работами, которые в совокупности с другими его наилучшими качествами стали причиной того, что он был весьма прославлен своими согражданами, назначившими его на разные городские должности и другие общественные дела. Живописных работ у Бернардо было много, и ценились они высоко, а превыше всего в Санта Кроче капелла св. Лаврентия и св. Стефана семейств Пульчи и Берарди, а также многие другие живописные работы в разных местах названной церкви. В конце концов, выполнив несколько живописных работ над городскими воротами Флоренции с внутренней стороны(12), он скончался, отягченный годами, и был с почестями погребен в Санта Феличита в 1380 году.

          Возвратимся, однако, к Якопо. Помимо всего вышесказанного, в его времена, в 1350 году, было основано сообщество и братство живописцев(13). Мастера, жившие в то время и работавшие как в старой греческой манере, так и в новой манере Чимабуе, принимая во внимание, что число их увеличилось, а искусства рисунка в Тоскане и даже в самой Флоренции переживали свое возрождение, создали названное сообщество имени и под покровительством св. Ауки Евангелиста как для того, чтобы воздавать в своем оратории хвалу и благодарность Господу, так и для того, чтобы собираться иногда вместе и оказывать, таким образом, поддержку в делах как духовных, так и телесных, тем, кто, смотря по времени, имел в этом нужду; это еще и теперь принято во многих цехах Флоренции, но гораздо больше было принято в старые времена. Первым их ораторием была главная капелла госпиталя Санта Мариа Нуова, уступленная им семейством Портинари, а первых управлявших названным сообществом с титулом капитанов было шесть человек и, кроме того, два советника и два казначея, как это видно по старой, заведенной тогда книге названного сообщества, первая глава коей начинается так:

          «Сии главы и постановления составлены и утверждены добрыми и скромными мужами цеха живописцев Флоренции и во времена Лапо Гуччи, живописца, Ванни Чинуцци, живописца, Корсино Буонайути, живописца, Пасквино Ченни, живописца, Сенья д'Антиньяно, живописца. Советниками были Бернардо Дадди и Якопо ди Казентино, живописцы, и казначеями Консильо Герарди и Доменико Пуччи, живописцы».

          После того как таким образом было создано названное сообщество, с согласия капитанов и остальных Якопо ди Казентино расписал доску для капеллы, изобразив на ней св. Луку, пишущего на картине Богоматерь, а в пределле с одной стороны — мужей сообщества, а с друтой — всех коленопреклоненных жен(14). Начав с этого и собираясь от времени до времени, это сообщество и существовало, пока не дошло до теперешнего состояния, о котором рассказывается в новых главах его устава, одобренных светлейшим синьором герцогом Козимо, благосклоннейшим покровителем искусств рисунка. В конце концов, отягощенный годами и весьма утомленный, Якопо возвратился в Казентино и умер в Пратовеккио восьмидесяти лет(15); погребен он был родственниками и друзьями в Сант Аньоло, аббатстве за Пратовеккио, принадлежащем ордену камальдульцев. Портрет его работы Спинелло находится в старом соборе в истории волхвов(16); в нашей книге есть образец манеры его рисунка.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Якопо Ландини (да Казентино) родился во Флоренции в 1297 г., умер в Пратовеккио в 1358 или же в 1368 г. Основатель (вместе с Бернардо Дадди) сообщества жи-вописцев св. Луки. Иэ названных Вазари работ сохранились: «Мадонна ди Меркато» (делла Тромба) и сильно переписанные фрески в Орсанмикеле, а также остатки фресок табернакля на углу Виа-Мальконтенти и Виа-Казани во Флоренции. 1 Имеется в виду Таддео Гадди.

2 Джованни да Милано — см. примечание 17 к жиэнеописанию Таддео Гадди.

3 Работы не сохранились.

4 Работы не сохранились.

5 В Пратовеккио и Поппи Якопо приписывается несколько работ, из которых наиболее достоверна находящаяся теперь в лондонской Национальной галерее доска с историями из жития Иоанна Евангелиста.

6 Работы не сохранились.

7 Из всех аретинских работ Якопо сохранилась лишь одна: в приходской церкви «Положение во гроб» с Богоматерью и св. Иоанном, а также изображения св. Доната и св. Павла.

8 Работы не сохранились.

9 Биографию Спинелло Аретино см. ниже.

10 Имеется в виду Аньоло Гадди.

11 См. «Жизнеописание Стефано и Уголино».

12 Ворота в настоящее время не существуют.

13 Сообщество позднее было преобразовано в Академию св. Луки.

14 Работы не сохранились.

15 В первом издании «Жизнеописаний» говорилось, что Якопо умер шестидесяти пяти лет, а также была приведена следующая латинская эпитафия: «Живописи учил меня Гаддо, и я был научен искусно сочетать, живописуя, разные тела. Я обладал быстрой рукой, но писал только на стене — живописи на доске искусство мое не служило никогда».

16 Работа не сохранилась — старый собор был разрушен в XVI в.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова