Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ДЕЛО О ССЫЛКЕ РОМАНОВЫХ

(Тексты подготовлены к публикации С. Ю. Шокаревым. — Примеч. ред.)

Дело о ссылке Романовых // О начале войн и смут в Московии. М. Фонд Сергея Дубова. 1997.

См. библиографию 17 в.

...Ночью 26 октября (2 ноября) 1600 г. по приказу царя Бориса Годунова был разгромлен двор бояр Романовых на Варварке (произошло ожесточенное столкновение царских слуг и боярской дворни), и его обитатели были вскоре арестованы. Опалу на могущественных конкурентов Борис готовил давно, но непосредственным поводом для погрома послужил донос романовского холопа с нередким для того времени обвинением своих господ в колдовстве, хранении “лихого зелья”, с помощью которого бояре якобы планировали отравить государя (См.: Скрынников Р. Г. Борис Годунов и падение Романовых в 1600 г.//Из истории феодальной России. Л., 1978. С. 116—124; Лаврентьев А. В. Романовы и “старый государев двор” на Варварке//Люди и вещи: Памятники русской истории и культуры XVII—XVIII вв., их создатели и владельцы. М., 1997. С. 7—36.). Документы по самому следствию не сохранились — они погибли, как и многие другие московские архивы, в годы Смуты или во время известного пожара 1626 г., когда сгорело большинство кремлевских приказов. Тем интереснее представляются нам сегодня публикуемые документы из чудом сохранившегося (частично поврежденного) Дела о ссылке Романовых и их ближайших родственников в 1601 —1602 гг. (Акты Исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т.2. С.34—52, №38. Ныне документы хранятся в Российском государственном архиве древних актов в фонде “Розыскные дела” (ф. 146). О ссылке и страданиях Романовых подробно говорится в гл.71 “Нового летописца”. Вероятно, в распоряжении его составителей были и документы публикуемого дела, и другие несохранившиеся материалы следствия.). В них с детальными подробностями описано, как сопровождавшие Романовых в ссылку в дальние города, в Сибирь, в Сийский монастырь царские приставы должны были следить, чтобы опальные бояре не имели никаких связей с внешним миром, перехватывать их письма, допрашивать и пытать тех, кто посмеет с ними заговорить. В документах приведена масса подробностей о быте того времени — жилье, одежде, пище. В “отписках” царю приставы должны были постоянно доносить о здоровье сосланных. Так, стрелецкий голова С. Ю. Маматов писал царю из Пелыма, что взял “государева изменника” Василия Никитича Романова “чють жива, на чепи, опох (опух) с ног”, а затем “что Василья Романова не стало, [468] а брат его Иван Никитич Романов болен же... ноги в коленех сволокло, на персты маленко приступает” (В настоящее время эти “диагнозы” начала XVII в. подтвердились при исследовании захоронений Романовых и их родственников в Новоспасском монастыре. См.: Пасхалова Т. В., Станюкович А. К. Усыпальница прародителей царского Дома Романовых в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре. М., 1997. С. 22—23.). Публикуемая царская грамота 1605 г. происходит уже из архива Сийского монастыря (Акты Исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. 2. С. 64—66, № 54.). В ней игумену Ионе ведено усилить режим содержания постриженного в монахи Федора Никитича Романова — старца Филарета, поскольку тот “всегда смеется неведомо чему, и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил”.

 

 1601 г., июня 30. Наказная память дьякам А.Власьеву и Н. Федорову о ссылке в Сибирь И. Н. Романова

Подлинник

Лета 7109 (1601) июня в 30 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. По боярскому приговору послан к вам, с Смирным с Маматовым, Иван Романов, а ведено его сослати в Сибирь на житье; и диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову отпустить, с Смирным, в Сибирь на житье Ивана Романова, и велети у него быти для береженья Смирному Маматову до государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу. Диак Елизарей Вылузгин.

 Помета: Послан в Пелымской город, а с ним детина его Севка Иванов, прозвищо Натирка; а наказ Смирному дан таков же, что и Ивану Некрасову.

 1601 г., июля 1. Наказная память дьякам А.Власьеву и Н. Федорову о ссылке в Сибирь В. Н. Романова

Подлинник.

Лета 7109 (1601) июля в 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. По боярскому приговору ведено Василья Романова послати в Сибирь на житье, с сотником с Иваном с Некрасовым; и дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову Василья Романова сослати, с Иваном с Некрасовым, в Сибирь на житье. Диак Елизарей Вылузгин.

 Помета: Послан Василей в Яранской, а человека его с ним нет.

 1601 г., июля I. Наказная память приставу при В. Н. Романове сотнику И. Некрасову об условиях содержания ссыльного

Черновик

Лета 7109 (1601) июля в 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память сотнику [412] стрелецкому Ивану Некрасову. Ехати ему в Яранской город для того: послан с ним в Яранской на житье Василей Романов, а с ним детина его... (В подлиннике для вписания имени оставлен пробел. — Примеч. ред.), и Ивану, едучи в Яранской, везти дорогою Василья бережно, чтоб он с дороги не утек и лиха никоторого над собою не учинил; и того беречи, чтоб к нему на дороге и на станех никто не приходил, и не розговаривал ни о чем, и грамоты с ним никто не сослался; а кто придет к Василью и учнет о чем розговаривать или принесет какое писмо, и Ивану того человека с писмом поймав прислать или роспрося отписать к государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве; а кто доведется до пытки, и тех и пытать и роспрашивать подлинно. А в Яранской приехав занять себе и для Василья двор в городе, чтоб от церкви, и от Съезжей избы, и от жилецких дворов подале; а будет такого двора нет, и Ивану, присмотря место, велеть двор поставить, чтоб не близко жилецких дворов и дороги бы мимо двор прохожия не было; а на дворе велеть поставить хором, две избы, да сени, да клеть, да погреб, и около двора городба. И быти Ивану с Васильем в Яранском до государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, и береженье к Василью дер-жати по сему наказу, и с двора Василья и детины его спущать никуды не велеть, и того беречи накрепко, чтоб к Василью и к человеку его никто не подходил, и не розговаривал с ним ни о чем, и писма какого не поднес, и не сходился с ним никто; а кто учнет подходить к Василью или к человеку его, или какое писмо принесут, или учнут ссылаться с ним братья его или иные какие люди, и Ивану тех людей имая присылать ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве. А корму Василью давать с человеком: по колачу да по два хлеба денежных, да в мясные дни по две части говядины да по части боранины, а в рыбные дни по два блюда рыбы, какова где лучится, да квас житной; а на корм послано с ним сто рублев денег. А которого числа в Яранской город приедет, и что с ним Василей учнет розговаривать, и Ивану о том отписати ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, а отписку велеть отдать в Казанском дворце дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. А однолично Ивану, едучи дорогою и будучи в Яранском, держати к Василью береженье великое, чтоб с дороги и из Яранского не утек, и ни с кем не ссылался, и не розговаривал ни о чем, и не сходился с ним никто, и лиха б которого над собою не учинил. [413]

 1601 г., июля 1. Наказная память дьякам А. Власьеву и Н. Федорову о ссылке в Сибирь князя И. Б. Черкасского

Подлинник

 Лета 7109 (1601) июля 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. По боярскому приговору ведено князя Ивана княж Борисова сына Черкаского послати в Сибирь на житье, с Васильем с Нагаем с Хлоповым: и дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову князя Ивана княж Борисова сына Черкаского сослати, с Васильем с Нагаем с Хлоповым, в Сибирь на житье. Диак Елизарей Вылузгин.

Помета: Послан в Малмыж, а наказ дан, что и Ивану Некрасову; а человек его с ним послан, Федкою зовут Олексеев.

 1601 г., июля 1. Наказная память дьякам А.Власьеву и Н. Федорову о ссылке и пострижении в монахини в Казанском монастыре в Алатыре М. Шестовой

Подлинник.

 Лета 7109 (1601) июля в 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Бояре приговорили: Федора Романова тещу, Марью Шестово, постричь в Казанском монастыре на Алатаре; и дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову велети тещу Романова, Марью Шестово, взяти у Якова Вельяминова и послати в Казанской монастырь на Алатырь, а велети ее постричь. Диак Елизарей Вылузгин.

 1601 г., июля 3. Наказная память приставу при М. Шестовой Я. Вельяминову об условиях содержания и о пострижении опальной в Никольском монастыре в Чебоксарах

Черновой отпуск 

Лета 7109 (1601) июля в 3 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память Якову Вельяминову. Ехати ему в Чебоксар для того: послана с ним в Чебоксар, в Николской в девичь монастырь, Федорова теща Романова, Марья Шестово; и Якову, едучи дорогою, везти ее бережно, чтоб она с дороги не ушла и лиха над собою никоторого не учинила, и того беречи накрепко, чтоб к ней на дороге, на станех никто не приходил и не розговаривал с нею никто ни о чем никоторыми делы; а кто [414] придет к ней и учнет о чем розговаривать, и Якову, того человека роспрося, отписати ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве, а его посадить в тюрму до государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу. А приехав в Чебоксар, вместе со Жданом Зиновьевым, велети тое Федорову тещу Марью в Николском в девиче монастыре игуменье постричи, и приказати игуменье с сестрами накрепко, чтоб ее из монастыря никуды не выпущали, и не приходил бы к ней и не роз-говаривал с нею никто ни о чем никоторыми делы, и грамоток ни от кого к ней не подносил; а будет кто учнет к ней приходя розговаривать или грамотками ссылатися, и тех людей велети имати и отво-дити к приказным людем; а в Чебоксар к приказным людем о том от государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии писано ж. А как тое Федорову тещу Романова в девиче монастыре при нем постригут, и Якову ехати ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве; а приехав к Москве, явитись ему в Казанском дворце дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову.

Помета: Таковой же отпуск грамоты в Чебоксар, воеводе Ждану Зиновьеву, писан на листке.

1601 г. Отписка чебоксарского воеводы Ж. Зиновьева о пострижении М. Шестовой в Никольском монастыре в Чебоксарах

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, холоп твой Жданко Зиновьев челом бьет. В нынешнем, государь, во 109 (1601) году августа в 2 день, в твоей государево цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамоте писано ко мне, холопу твоему: по твоему царьскому указу послана с Москвы в Чебоксар, с Яковом с Вельяминовым, Федорова теща Романова Марья Шестово, а ведено, государь, ее в Чебоксари в девиче монастыре постричь; и по твоей государево цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамоте Яков Вельяминов и я, холоп твой, тое Федорову тещу Марью в Чебоксари, в Николском девиче монастыре, того же дни, августа в 2 день, троецкой игумен Ианикей да Николского девича монастыря игуменья Феодосья постригли; а для всякого, государь, береженья приказал я, холоп твой, тое старицу в девиче монастыре беречи сыну боярскому Миките Трусову, потому что, государь, в том девиче монастыре слуг нет.

На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии. [415]

1601 г. Приговор Боярской думы о посылке князя А.Репнина в Уфу

Подлинник. Фрагмент

...И диаки Офонасей Власьев да Нечай Федоров ею отписку взносили в Верх, и сказывали бояром.

И бояре, выслушав отписки, приговорили: у князя Олександра Репнина за воровство, что он в Яранском государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии казну, денги и из житниц хлеб, рожь и овес, крал, отчины и поместья и двор москов... и животы, что у него в вотчинах, и в поместьях, и во дворе, и с ним на Уфе, поимати на государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии; а ему, с женою и с детми, быть на Уфе вряд.

И по боярскому приговору о княж Олександровых вотчинах и о поместьях и о животех послана память в Поместной приказ; а о московском дворе и о животех послана память на Земской на новой двор; а государевы царевы и великого князя Бориса Федоровича всеа...

1601 г., июля 1. Наказ яранскому воеводе Л.Исленьеву о посылке князя А. Репнина в Уфу

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, в Еранской город, Ондрею Исленьеву. Как к тебе ся наша грамота придет, и ты б тотчас князя Олександра Репнина сослал, с кем доведется, на Уфу и велел его на Уфе отдати Михаилу Нагово; а которого числа Олександра из Еранского и с кем именем на Уфу пошлешь, и ты б о том отписал к нам, к Москве, и велел отписку отдати в Казанском и в Мещерском дворце дияком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову; а на Уфу к Михаилу об Олександре от нас писано ж. Писан на Москве лета 7109 (1601) июля в 1 день.

Помета: Посланы с Иваном Некрасовым.

1601 г., между июля 25 и августа 4. Отписка пристава при В. Н. Романове сотника И. Некрасова о прибытии в Яранск, размещении ссыльного и высылке в Уфу князя А.Репнина

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, холоп твой, сотник стрелецкой Ивашко Некрасов челом бьет. По твоему государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу велено мне, холопу твоему, ехати на твою государеву царскую службу, в Еранской на житье; да со мною, с холопом [416] твоим, послан твой государев злодей и изменник Василей Романов; да со мною ж, с холопом твоим, послана твоя государева грамота к Ондрею Исленьеву, а по той твоей государевой грамоте ведено Ондрею князя Александра Репнина выслати из Еранского города на Уфу тотчас, а на Уфе ведено его отдати Михаилу Нагому, а которого числа князя Александра Ондрей вышлет и с кем его именем пошлет, и о том ему ведено отписати к тебе ко государю, к Москве. И я, холоп твой, в Еранской город приехал, с твоим государевым злодеем и изменником, июля в 22 день; а в Еранском, государь, городе Ондрея Исленьева нет; а мне, холопу твоему, сказал на дороге, в Цареве городе, твой государев приказной человек Богдан Путилов, что Ондрей Исленьев поехал на твою государеву службу, на берег, с еранскою черемисою, а сказывают де, он проехал к себе в деревню. И я, холоп твой, в Цареве городе, у Богдана Путилова взял стрелецкого десятника Дружинку Тумака да послал его перед собою в Еранской город, а велел ему выслати князю Александру княгиню свою с детми и с людми из города в верхние ворота, а самого велел его затворити во дворе в хоромах, для измены, чтобы он с твоим государевым злодеем и с изменником не свиделся и не сослался. И я, холоп твой, приехал в Еранской город в передние ворота и взъехал на пушкарской двор Никитки Власова, и укрыв твоего государева злодея и изменника в хоромах, и пришол я, холоп твой, к твому государеву богомолью, к соборной церкве к Успению Пречистыя Богородицы, и про Ондрея роспросил соборного попа Офонасья да дьякона Филипа, и детей боярских, и подьячего Михалка Камасева, и стрелцов, и пушкарей: и священник и дьякон сказали по священству, а дети боярские, и подьячей, и стрелцы, и пушкари сказали по твоему государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии крестному целованью то ж, что мне, холопу твоему, сказал Богдан Путилов, что Ондрей с твоей государевы службы в Еранской не бывал. И я, холоп твой, пришол в твою государеву в Судную избу, и велел призвати к себе князя Александра; и взял я, холоп твой, у него, до Ондреева приезду, твои государевы городовые и острожные ключи, и учал его выслати из города вон, для береженья, с детми боярскими с Иваном с Филистовым да с Никитою с Рамейковым, в Черемисскую деревню, от города семь верст, до Ондреева приезду Исленьева. И как я, холоп твой, учал князя Александра выслати из города, и сказал мне, холопу твоему, подьячей Михалко Камасев, что князь Александр взял твоей государевы казны денег, на свой обиход, семдесять один рубль и двенадцать алтын полтретьи денги; и я, холоп твой, спросил про те денги князя Александра: взял ли он из твоей государевы казны на свой обиход столко денег? И он мне, холопу твоему, сказал, что взял на свой обиход твоей государевы [417] казны денег семдесять один рубль и двенадцать алтын полтретьи деньги. И в то, государь, число в твою государеву казну при мне, при холопе твоем, целовалникам Грише Лагуну с товарыщи заплатил тринадцать рублев да оставил продать шестдесят овец и боранов, да три коровы, да котел пивной железной; а приказал то продати пушкарем Мосейку Прасолову да Тереху Барашову и велел им те денги заплатити в твою государеву казну; и они, государь, бораны и овцы, и коровы, и котел продали и принесли в твою государеву казну девять рублев и двадцать алтын; да князь Александр же оставил на Ондрея Исленьева кабалу свою в трех рублях без осми алтын, и как Ондрей Исленьев на твою государеву службу в Еранской приедет, и те денги во взятье будут в твоей же государеве казне; и всего, государь, в уплате будет ото князя Александра в твою государеву казну двадцать пять рублев и двенадцать алтын, а за ним осталось твоей государевы казны денег сорок шесть рублев и полтретьи денги. Да на него ж мне, холопу твоему, сказал городовой прикащик Иван Рамейков, что он, князь Александр, взял из твоих государевых житниц двадцать четьи ржи да тридцать четьи овса, и подал мне, холопу твоему, Иван в том хлебе на него кабалу, руку его княж Александрова человека Васки; и он мне, холопу твоему, сказал, что он тот хлеб из твоих государевых житниц взял. И я, холоп твой, роспрося его да тотчас его из Еранского города и выслал в Черемисскую деревню; да ждал я, холоп твой, Ондрея три дни; и как твоя государева грамота пришла в Еранской, а прислал ее из Кузмодемьянского князь Семен Вяземской с стрел-цом с Гришкою с Остафьевым, а ведено по той твоей государеве грамоте Ондрею Исленьеву князя Александра выслати тотчас на Уфу, и я, холоп твой, до Ондреева приезду князя Александра не смел в Черемисской деревне держати, и послал его на твою государеву службу на Уфу, с женою и с детми, с сыном боярским с Иваном с Олениным; и подорожную ему от Еранского города до Уфы дал от себя, и прогоны ему, по твоему государеву указу, дал из твоей государевы из еранские казны на две подводы с проводником; и твою государеву грамоту я, холоп твой, к Михаилу Нагому послал с тем же сыном боярским с Иваном с Олениным. А дорогою, государь, едучи, твой государев злодей и изменник со мою, с холопом твоим, ничего не розговаривал; толко, едучи, украл он у меня на Волге чепной ключ да и в воду кинул, для того, чтоб я его не ковал; и хотел у меня утечь, и я, холоп твой, и другой ключ прибрал, и на него чепь и железа, за его воровство, положил; и приехав в Еранской город, со мною воровством говорил: “Погибли де мы напрасно, без вины, ко государю в наносе, от своей же братьи; а они де на нас наносили не узнався, а и сами де они помрут вскоре, преже нас”. А в Еранской я, холоп твой, приехав занял под двор [418] место дву житничных сторожей, Ондрюшки Никифорова да Иван-ка Офонасьева, а их выслал из города вон и дал им места в остроге; а окроме тех мест минуться было, государь, нечем, что в городе теснота неприменитая; а на городбу, государь, лес и на избу велел я, холоп твой, взяти, которой лес остался твой государев за острожным делом; а на избу, государь, и на клеть, и на погреб стру-бы велел я оценя взяти; а того, государь, у меня, у холопа твоего, в твоем государеве наказе не написано, из которые твоей государевы казны на струбы и плотником на корм денги дати. Да мне ж, холопу твоему, по твоему государеву наказу велено взяти с твоим Государевым злодеем и с изменником детину его, какого нибуди: и я, холоп твой, у него во дворе никакого детины не застал, взял его одного, Василья. И ты, государь, мне, холопу своему, о стру-бах про денги и плотником на корм как укажешь? Да мне ж, холопу твоему, велено к тебе, ко государю, писати про тайные твои государевы дела, что проявится от твоего государева злодея и изменника; а того у меня, у холопа твоего, в твоем государеве наказе не написано, кому у меня, у холопа твоего, те грамоты к тебе, ко государю, писати; а сам я, холоп твой, грамоте не умею и человека у меня таковского нет: и ты, государь, мне, холопу своему, обо всем о том как укажешь?

На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии. 109-го августа в 4 день, подал яранской стрелец Якушко Кузмин.

1601 г., августа 9. Наказ приставу при В. Н. Романове сотнику И. Некрасову о переводе ссыльного из Яранска в Пелым

Подлинник

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, в Еранской, Ивану Некрасову. По нашему указу послан с тобою в Еранской на житье Василей Романов; и мы ныне Василья Романова велели тебе отвезти в Сибирь, в Пелымской город, на житье, и подорожная наша к тебе с Москвы послана. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, взяв Василья Романова, ехал в Сибирь, в Пелымской город, и едучи дорогою береженье к нему держал великое по нашему наказу; а приехав, отдал Василья Романова и денги кормовыя, что их у тебя есть, Смирному Маматову, а к Смирному об нем наш указ послан; а отдав Смирному Василья и кормовыя денги и взяв у Смирнове отписку, ехал к нам, к Москве, а приехав к Москве, явился и отписку отдал в Казанском и в Мещерском дворце дияком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Писан на Москве, лета 7109 (1601) августа в 9 день. [419]

На обороте: Ивану Некрасову. 109-го (1601) августа в 28 день, привез ею государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамоту Еранского города стрелецкой десятник Якуня Толмачов.

1601 г., ноября 21. Наказная память дьяку Н.Федорову о переводе С.Маматова из Пелыма в Москву и назначении приставом у И.Н. и В. Н. Романовых сотника И. Некрасова

Подлинник

Лета 7110 (1601) ноября в 21 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память дияку Нечаю Федорову. Государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии велел Смирнове Маматова из Сибири отпустити к Москве; а что послан был с Смирным с Маматовым Иван Романов, и государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии велел Ивану Романову быти в Сибири вместе с братом его, с Васильем с Романовым, в одном городе; а в приставстве у них у обеих, у Ивана и у Василья, велел государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии быти одному сотнику стрелецкому Ивану Некрасову. И дияку Нечаю Федорову послати государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамота в Сибирь и велети Смирному Маматову из Сибири ехати к Москве, а Ивану да Василью Романовым велети быти в Сибири вместе, в одном городе, а в приставстве у них у обеих велети быти сотнику стрелецкому Ивану Некрасову. Диак Елизарей Вылузгин.

1601 г., декабря 8. Наказ сотнику И.Некрасову о назначении его приставом у И.Н. и В. Н. Романовых

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, сотнику стрелецкому Ивану Некрасову. По нашему указу велено тебе отвезти на Пелым Василья Романова и отдати Смирному Маматову, а отдав ведено тебе ехати к нам, к Москве: и мы на Пелыме, у Ивана и у Василья у Романовых, велели быти тебе, а Смирному велели есмя ехати к нам, к Москве. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б у Смирнове Ивана и Василья Романовых и денги кормовые, что у него есть, взял и был у них на Пелыме до нашего указу, и береженье к ним держал по нашему указу; а будет еси с Пелыми и поехал до сие нашия грамоты, и ты б ехал назад в Пелым и был на Пелыме, у Ивана и у Василья, до нашего указу. Писан на Москве, лета 7110 (1601) декабря в 8 день. [420]

Помета: Такая же грамота послана и голове стрелецкому Смирному Маматову.

1602 г., января 1. Отписка приставов при И. Н. и В. Н. Романовых С. Маматова и И. Некрасова об условиях содержания ссыльных

Подлинник

Лета 7110 (1602) генваря в 1 день, писал к государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии Смирной Маматов с сотником стрелецким с Иваном с Некрасовым, и в отписке пишет:

Государю царю великому князю Борису Федоровичу всея Руси, холоп твой Смирка Маматов челом биет. Пришла твоя государева грамота ко мне, холопу твоему, на Пелым ноября в 20 день; а написано в твоей государеве грамоте, ведено мне, холопу твоему, взять у сотника у Ивана у Некрасова твоего государева изменника Василия Раманова и ведено посадить с братом с его с Иваном в одном месте, на одном дворе. И я, холоп твой, у Ивана у Некрасова взял твоего Государева изменника Василия Раманова больна, толко чуть жива, на чепи, и кормовыя денги девяносто рублев десять алтын две деньги, и посадил его с братом с его, с Иваном Рамановым, в одну избу; а написано в твоем государеве Цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии наказе у меня, у холопа твоего, к твоим государевым изменником Ивану да Василию бережение держать великое, а о сторожах в твоем государеве наказе и в грамоте не указано у меня, у холопа твоего. Милостивый государь, царь, великий князь Борис Федорович всея Руси, вели свой царьской указ учинити о сторожах.

Помета: Государю царю великому князю Борису Федоровичу всея Руси. 110 (1602) генваря в 1 день, с сотником с Иваном Некрасовым.

1602 г., января 10 (?). Допрос пристава при В. Н. Романове сотника И. Некрасова окольничим С.Н.Годуновым и дьяком Е.Д.Вылузгиным об условиях содержания ссыльного

Подлинник

И 110 (1602) генваря в 10 день, околничей Семен Никитич Годунов да диак Елизарей Вылузгин роспрашивали Ивана Некрасова: по государеву наказу ведено ему вести Василья Романова, а ковати его не ведено, и он, Иван, почему так воровал, мимо государева наказу вел его скована и на чепи, и отдал его толко чем жива Смирному Маматову? И Иван Некрасов в роспросе сказал: по государеву наказу ведено ему ехати с Москвы, с Васильем с Романовым, в Яранской город, и береженье к нему держати великое; и поехал он с Москвы вместе с Смирным с Маматовым, а Смирной Ивана [421] Романова повез с Москвы скована ж, и он, Иван, посадя в телегу, повез с Москвы сковав, для того, чтоб он с дороги не утек; а ехал он на Володимерь, и, приехав в Володимерь, сел в судно, и ехал Клязмою рекою в судне, а из Клязмы Волгою; а Смирной ехал на Ярославль, а из Ярославля ехал Волгою ж, и съехался он, Иван, с Смирным с Маматовым под Нижним Новымгородом, и Смирной ехал с Иваном с Романовым наперед его за стан; и как он, Иван, с Васильем проехал Чебоксар, а Василья Романова росковал, и Василей у него украл ключ замочной, которой замок у чепи, и тот ключ кинул в воду, а замок замкнул, для того, чтоб его не ковал; и он, Иван, ключ иной купил и на Василья клал чепь по прежнему. И приехав в Яранской, учал двор ставити новой, где Василью сидеть Романову, и Василей увидел, что двор ставят новой, и учел ему, Ивану, говорити: “Болшой деи тот двор мне ставят”, и он, Иван, ему молыл, что тот двор ставят ему, Василию, а ему, Ивану, с ним же вместе быть. И Василей деи почел говорить: “Погибли деи мы внапрасне, ко государю в наносе от своей братьи бояр, а они деи на нас наносили к государю не узнась, сами деи они помрут прежде нас”. И жил он, Иван, в Яранском с Васильем с Романовым шесть недель; и как, по государеве грамоте, ведено ему, Ивану, ехати с Васильем с Романовым в Сибирь, в Пелымской город, и приехал он с Васильем на реку на Лялю, а река уже замерзла, а ещо лошеди не подымет, и они поче-ли на реке лед окапывать, и он, Иван, учел говорити Василью: “Кому деи Божьим милосердьем, и постом, и молитвою, и милостынею Бог дал царьство, а вы деи, злодеи изменники, хотели царьство достати ведовством и кореньем”; и Василей деи Романов учел говорити подсмехая: “Свята деи та милостина, что мечут по улицам; добро та деи милостина, дати десною рукою, а шуйца бы не слыхала”. А шли они волоком пеши, от Соли от Камской до Верхотурья, полтретьи недели, толко на подводах везли запасишко свой и борошен; а как шли пеши, и он с Василья чепь сымал, шол он прост, а к ночи чепь на него клал для того, чтоб у него не утек. А как прошли Верхотурье, к Пелыни, и Василей розболелся, и он, Иван, вез его в санех простого; а как ему полегчело, и он на него опять чепь клал. И приведчи Василья в Пелынь, отдал его, по государеве грамоте, Смирному Маматову, а чепи с него не снял же; и Смирной, у него Василья взяв и кормовыя денги, посадил Василья Романова с братом, с Иваном, в одной избе на чепях же по углом; а его, Ивана, по государеве грамоте, отпустил к Москве. А в том он перед государем виноват, что он Василья ковал мимо государева наказу, потому что блюлся от него побегу, а и слыша многие разговорные речи; а дияка он Офонасья Власьева, поедучи с Москвы, докладывал, что едучи дорогою Василья ему ковать ли, или нет? И Офонасей ему отказал: того он ему не приказывает, что ему Василья ковать, толко б к нему береженье держал великое; а из Яранского писал он ко государю, [422] что он Василья вез скована, и ему о том от государя указ не бывал, и он чаял, что он то делает гораздо, что к нему о том не писано, и он Василья и из Яранска вез сковав.

1602 г., января 15. Наказ приставу при И. Н. и В. Н. Романовых голове С. Ю. Маматову об условиях содержания ссыльных

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, в Сибирь, в Пелымской город, голове стрелецкому Смирному Юрьевичу Маматову. Писал еси к нам, с сотником стрелецким с Иваном Некрасовым: по нашей грамоте ведено тебе у него взять Василья Романова, и ты у него Василья взял болного, толко чють жива, на чепи, и посадил его с братом с его, с Иваном, в одну избу. А Иван Некрасов нашим бояром в роспросе сказывал: по нашему наказу ведено ему ехати с Москвы с Васильем Романовым в Еранской город, и бере-женье к нему ведено держати великое; и поехал он с Москвы вместе с тобою, с Смирным, и ты Ивана Романова повез с Москвы скована; и он, Иван, смотря на тебя, повез Василья с Москвы сковав же; а как он Василья привез на Пелым и отдал его тебе, и ты деи, у него взяв Василья, посадил с братом с его, с Иваном, в одной избе на чепях по углом. А по нашему указу Ивана и Василья Романовых ковати вам не ведено: и вы то сделали мимо нашего указу. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б Ивана и Василья росковал; а того б еси берег, по прежнему нашему наказу, накрепко, чтоб они не утекли, и с двора не сходили, и лиха никоторого над собою не учинили, и к двору б к ним никто не приходил и не розговаривал ни о чем, и грамотками никто с ними не сослался; а корм бы еси им давал, по нашему указу, доволен. Писан на Москве, лета 7110 (1602) генваря в 15 день.

Помета: Такова грамота послана с верхотурским стрелцом с Оникою Зиновьевым генваря в 25 день.

1602 г., между февраля 15 и марта 14. Отписки пристава при И.Н. и В.Н.Романовых головы С.Ю.Маматова о смерти В. Н. Романова и болезни И. Н. Романова

Подлинник

Государю царю великому князю Борису Федоровичу всея Руси, холоп твой Смирка Маматов челом биет. Взял я, холоп твой, у Ивана у Некрасова твоего государева изменника Василия Раманова ноября в 20-е число больна, толко чють жива, на чепи, опох с ног; и я, холоп твой, для болезни его, чепь с него снял, и сидел в болезни [423] его у него брат его Иван да человек их Сенька; и я, холоп твой, ходил к нему, и попа к нему пущал, и преставился февраля 15-е число; и я, холоп твой, похоронил его, и дал по нем трем попом, да диячку, да пономарю двадцать рублев. А изменник твой государев Иван Раманов болен старою болезнию, рукою не владеет, на ногу маленко приступает.

Помета: Государю царю великому князю Борису Федоровичу всея Руси. Там же помета: 110 (1602) марта в 14 день, с Смирнове человеком Моматова, с Смиркою Васильевым.

1602 г., марта 28. Наказ приставу при И.Н.Романове голове С. Ю. Маматову о переводе ссыльного в Уфу и условиях его содержания

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, в Сибирь, в Пелымской город, голове стрелецкому Смирному Юрьевичу Маматову. Писал еси к нам, что Василья Романова не стало, а брат его Иван Романов болен же. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, взяв Ивана Романова и человека его, ехал на Уфу, а приехав на Уфу, занял себе и для Ивана двор в городе, чтоб от церкви, и от съезжей избы, и от жилецких дворов подале; а будет такова двора нет, и ты б, присмотря место, велел двор поставить, чтоб не близко жилецких дворов и дороги б мимо двор прохожия не было; а на дворе велел поставить хором, две избы, да сени, да клеть, да погреб и около двора городбу. И был бы еси с Иваном на Уфе до нашего указу, и едучи дорогою, и живучи на Уфе, к Ивану береженье держал бы еси великое, по нашему наказу; а корму Ивану с человеком в постные дни давал бы еси по три блюда рыбы, какова где лучится, а в мясные дни по три ж блюда мяса, а пить давал квас житной. А которого числа из Пелыми с Иваном поедешь, и которого числа на Уфу приедешь, и ты б о том отписал к нам, к Москве, и велел отписку отдати в Казанском дворце дияком нашим Офонасью Власье-ву да Нечаю Федорову; а подорожная к тебе наша послана, с Москвы, с литвином с Остафьем Рафайловым. Писан на Москве, лета 7110 (1602) марта в 28 день.

1602 г., мая 28. Наказ приставу при князе И. Б. Черкасском В. М. Хлопову о переводе ссыльного из Малмыжа на службу в Нижний Новгород

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, Василью Михайловичу Хлопову. По нашему указу ведено тебе быти, со [424] князем Иваном Черкаским, в Малмыже до нашего указу; и мы князя Ивана да дядю его Ивана Романова пожаловали, велели им быти на нашей службе в Нижнем Новгороде, а с ними велели есмя быти тебе да Смирному Моматову. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б князю Ивану сказал наше жалованье, что мы его пожаловали, велели ему да дяде его Ивану Романову быти по нашей службе в Нижнем Новгороде, и велели их беречи, чтоб им ни в чем нужи никоторые не было; а сказав князю Ивану наше жалованье, ехал бы еси с ним в Нижней Новгород, а вез бы еси князя Ивана простого, а не сковав; а приехав в Нижней Новгород, стал с ним на том же дворе, где стал с Иваном с Романовым Смирной Мома-тов. А будет ты приедешь в Нижней Новгород наперед Смирнове, и ты б потому ж занял двор для себя и Смирнове, и для князя Ивана и Ивана двор в городе, где будет доведется; и побыли б есте со князем Иваном и с Иваном в Нижнем Новегороде до нашего указу. А едучи дорогою и живучи в Нижнем Новегороде, ко князю Ивану и к Ивану береженье держати великое, чтоб им однолично ни в чем нужи никоторыя не было и жили б они и ходили просты; а того б есте над ними берегли накрепко, чтоб ко князю Ивану, и к Ивану, и к людем их никто не подходил, и не розговаривал с ними ни о чем, и писма б никакого не поднес; а кто учнет подходити к Ивану, и к князю Ивану, и к людем их, или какое писмо поднесут, или учнут с ними ссылатись братья его или иные какие люди, и вы б тех людей имали и указ им чинили по нашему указу. А корму князю Ивану и Ивану, с людми их, в постные дни давали б есте по шти блюд рыбы, какова лучится, а в мясные дни по три части бо-ранины да по три части говядины; а хлеб давали как им мочно сытым быти без нужи, а пить давали квас житной. А которого числа с ним в Нижней Новгород приедешь, и ты б о том отписал к нам, к Москве, и велел отписку отдати в Казанском дворце дияком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. А однолично б еси, едучи дорогою и будучи в Нижнем Новегороде, ко князю Ивану и к Ивану держали береженье великое, чтоб им в дороге и в Нижнем ни в чем нужи никоторые не было и лиха б над собою никоторого не учинили. А ехал бы еси от Малмыжа до Казани и имал подводы под себя, и под князя Ивана, и под человека его по той нашей подорожной, что дана тебе с Москвы до Малмыжа; а в Казани, у боярина и у воевод, у князя Ивана Ивановича Голицына да у Василья Кузмина, да у дияков у Олексея Шапилова да у Петра у Микулина, взяв под себя и под князя Ивана судна и кормщиков и гребцов, ехал бы еси в Нижней Новгород; а в Казань к ним об отпуске твоем, а в Нижней Новгород к Юрью Нелединскому да к дияку к Василью Панову о дворе от нас писано ж. Писан на Москве, лета 7110 (1602) майя в 28 день. [425]

Помета: А на Пелым, к Смирному Маматову, послана такова ж государева грамота.

1602 г., мая 28. Наказ казанскому воеводе князю И.И.Голицыну и дьякам А.Шапилову и П.Микулину о предоставлении судов для переезда в Нижний Новгород И. Н. Романова и князя И. Б. Черкасского с приставами С. Ю.Маматовым и В. М. Клоповым

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, в нашу отчину в Казань, боярину и воеводам нашим князю Ивану Ивановичу Голицыну да дияком нашим Олексею Шапилову да Петру Мику-лину. По нашему указу посланы были на житье в Малмыж князь Иван Черкаской, а в Сибирь в Пелымской город Иван Романов; и мы князя Ивана и Ивана Романова пожаловали, велели им быти на нашей службе в Нижнем Новегороде; а ведено ехати до Нижнего со князем Иваном Василью Хлопову, а с Иваном Смирному Маматову, и о том от нас в наших грамотах к ним писано ж, а с теми нашими грамотами послан с Москвы до Казани Корман Невелской. И как к вам ся наша грамота придет, а Корман Невелской с теми нашими грамотами в Казань приедет, и вы б тот же час те наши грамоты, что привезет Корман Невелской, взяв у него, послали, одну в Малмыж к Василью Хлопову, а другую в Пелым к Смирному Маматову, с кем будет пригоже; да как Василей Хлопов со князем Иваном Черкаским, а Смирной Маматов с Иваном Романовым в Казань приедут, и вы б, дав под них суды и кормщиков и гребцов, против их подорожных, отпустили их в Нижней Новгород тотчас, а которого числа Василей Хлопов со князем Иваном, а Смирной Маматов с Иваном в Казань приедут, и которого дни вы их в Нижней Новгород отпустите, и вы б о том отписали к нам, к Москве, и велели отписку отдати в Приказе Казанского дворца диаком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Писан на Москве, лета 7110 (1602) майя в 28 день.

1602 г., июня 1. Отписка пристава при князе И. Б. Черкасском В. М. Хлопова о прибытии в Нижний Новгород

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всея Русии, холоп твой Васка Хлопов челом биет. Прислана, государь, твоя государева царева и великого князя Бориса Федоровича всея Русии [426] грамота ко мне, холопу твоему, в Молмыж, июня 15 день, а ведено мне, холопу твоему, сказати твое государево жалованье князь Ивану Черкаскому, что ты государь царь и великий князь Борис Федорович всея Русии пожаловал его, велел ему быти на своей государеве службе в Нижнем Новегороде; а сказав ему твое государево жалованье, ведено мне, холопу твоему, ехати с ним в Нижней Новгород, и приехав в Нижней Новгород, стати в городе на дворе, с Смирным Моматовым вместе, и к тобе, государю, отписати, коего числа я, холоп твой, в Нижней приеду. И я, холоп твой, в Нижней приехал июля 1 день, и князь Ивана Черкаского и детину его Олешку с собою привез в Нижней Новгород, и стал в городе на дворе, по твоей государеве грамоте; а Смирной Моматов, июля по первый день, в Нижней Новгород не бывал.

На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всея Русии. 110 (1602) июля в 15 день, с арзамазцом с Романом Русиным.

1602 г., между мая 7 и. июня 7. Отписка пристава при И.Н.Романове головы С.Ю.Маматова о болезни ссыльного

Подлинник

Государю царю великому князю Борису Федоровичу всея Русии, холоп твой Смирка Маматов челом бьет. Изменник государев Иван Раманов розболелся, майя в осмый день, старою своею черною болезнью, рукою и ногою не владеет и язык ся отнял, лежит при конце; и я, холоп твой, хожу к нему, и попа пущал, и в болезни его сидит у него человек его Сенка Иванов.

На обороте: Государю царю великому князю Борису Федоровичу всея Русии.

1602 г., между июля 25 и августа 1. Отписка пристава при И.Н.Романове головы С.Ю.Маматова о прибытии в Нижний Новгород и о болезни И. Н. Романова

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, холоп твой Смирка Маматов челом бьет. Прислана ко мне, холопу твоему, твоя государева грамота в Сибирь, в Пелымьской город, июня осмое число, а ведено мне, холопу твоему, везть твоего государева изменника Ивана Раманова на Уфу; и я, холоп твой, поехал с Пелыми июня 11 число на Уфу, а повез болного старою его болезнью; везучи язык у него появился, рукою стал владеть, а ноги обе в [427] коленех сволокло, на персты маленко приступает, и то водят, а сказывает сердцо здорово, а ест доволно. Да прислана ко мне, холопу твоему, твоя государева грамота июля 6 число, а ведено мне, холопу твоему, сказать твоему государеву изменнику Ивану Раманову твое государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии жалованье; и я, холоп твой, твое государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии жалованье сказал, быть ему на твоей государеве службе в Нижнем Новегороде. А в Нижней Новгород я, холоп твой, приехал с твоим государевым изменником с Иваном Рамановым июля 25 число, а болен старою своею болезнью, ноги и в коленех сволокло, маленко на персты приступает, и то водят; а стал я, холоп твой, с князь Иваном Черкаским на одном дворе, где Василей Хлопов стал.

На обороте: Государю царю и великому Князю Борису Федоровичу всея Русии. 110 (1602) августа в 1 день, подал Смирнове человек Евсюк Исаков.

1602 г., между июля 25 и августа 16. Отписка пристава при И.Н.Романове С.Ю.Маматова о задержании им своего холопа Т. Семенова по подозрению в колдовстве с просьбой о дальнейших указаниях

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всея Русии, холоп твой Смирка Маматов челом бьет. Был я, холоп твой, в Сибири, в Пелымском городе, у твоего государева изменника у Ивана у Раманова; велел, государь, я людишкам своим быть с запасишком к себе, в Сибирь, Тимошке Семенову, да Митке Белевцу, да Сенке Максимову, да Шарапку Васильеву; и те, государь, людишка мои в твоем царском жалованье, в поместьишке моем, что родился хле-бишка и лошедишка осталися, и они то все пропили да розбежалися; а тот Тимошка Семенов приехал ко мне, холопу твоему, в Нижней Новгород, и я велел его розболочить да велел бить батоги, для того, что он не поехал ко мне, холопу твоему, с запасишком и хлебишко все пропил, и вынял у него кость, и он мне, холопу твоему, в роспросе сказал: то де змеины рожка, а взял де я на Москве у мужика у ходячего, а имени де ему не ведаю; а сказал мне, холопу твоему, добро де к нутреной болезни. И я, холоп твой, без твоего царского указу пытать не смел его, а сидит скован: и ты, государь, мне холопу своему о том как укажешь?

На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всея Руси. 110 (1602) августа в 16 день, с чебоксарским жилцом с Семейкою с Пятиным. [428]

1602 г., между августа 1 и сентября 1. Наказ приставам при князе И. Б. Черкасском и И.Н.Романове В.М.Хлопову и голове С.Ю.Маматову об условиях, содержания ссыльных

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, Василью Михайловичу Хлопову да Смирному Юрьевичу Маматову. Писали есмя к вам, что ведено быта на нынешней службе, в Нижнем Новегороде, князю Ивану Черкаскому да Ивану Романову, а с ними для береженья велели есмя быти вам; а корму князю Ивану и Ивану, с людми их, ведено вам давати в поеные дни по шти блюд рыбы, какова лучится, а в мясные дни по три части боранины да по три части говядины, а хлеб ведено давати как им мочно сытым быть без нужи, а пити ведено им давать квас житной. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б, по прежней и по сей нашей грамоте, князю Ивану и Ивану, с людми их, давали, в Нижнем Новегороде, в поеные дни по шти блюд рыбы, какова лучится, а в мясные дни по три части боранины да по три части говядины, а хлеб давали как им мочно сытым быть без нужи, а пить давали квас житной; а будет учнут просити пива или меду, и вы б им пиво и мед давали, а имали б есте пиво и мед с кабака, у Юрья у Нелединского да и дияка нашего у Василья Панова. А однолично б у вас князю Ивану и Ивану ни в чем нужи никоторые не было. Да как у вас кормовыя денги, что даны вам для князя Ивана Черкаского да Ивана Романова, выдут все в расход, и вы б на корм князю Ивану и Ивану имали денги из нашия казны, у Юрья ж у Нелединского да у дияка нашего у Василья ж у Панова, по месяцем; а сколко из нашия казны, у Юрья и у Василья, денег возмете и сколко на которой день учнет у вас тех денег в росход выходити, и вы б то у себя велели подлинно писати в книги; а к Юрью и к Василью о том от нас писано ж. Писан на Москве, лета 7110 (1602).

1602 г., после августа 24. Донесение дьяка Е.Д.Вылузина царю Борису Федоровичу Годунову о болезни княгини М. Н. Черкасской

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, холоп твой Елка Вылузгин челом бьет. Нынешняго, государь, 110 (1602) году августа в 24 день писал к тебе, государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Руси, с Белаозера Давыд Жеребцов, про княж Борисову княгиню Черкаского, что княж Борисова княгиня Черкаского розболелася, августа в 17 день, а сказывает себе ту ж болезнь, которою был болен князь Борис, камчюгом; [429] а появился, сказывает, как князя Бориса не стало, у нее в ногах да потаился был; а ныне, государь, сказывает, что явился у нее камчюг в животе, живот пухнет, так же как у князя Бориса. И я, холоп твой, тое Давыдову отписку Жеребцова послал к тебе, к государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, того ж часу; а к Давыду Жеребцову от тебя, государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, я, холоп твой, писал, чтобы он от-нюд княж Борисову жену Черкаского покоил и берег во всем, чего она похочет, то бы ей давал, и во всем бы ей нужи никоторые не было; а и преж того от тебя, государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, к Давыду к Жеребцову многажды писано, ведено беречь во всем и чего похотят, то ведено давать.

На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии.

1602 г., между августа 24 и сентября 1. Наказная память дьяку Е. Д. Вылузгину об условиях содержания княгини М. Н. Черкасской и других опальных, посланных на Белоозеро

Черновой отпуск

Лета 7110 (1602) августа в... (Оставлено свободное место для числа. — Примеч. ред.) день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память дияку Елизарью Вылузгину. Писал ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, с Белаозера Давыд Жеребцов: по государеву указу ведено ему быти у княж Борисовы княгини Черкаского, и княж Борисова княгиня болна, а сказывает себе тое ж болезнь, которою был болен князь Борис. И как к тебе ся память придет, и ты б тотчас велел от нас отписати к Давыду Жеребцову, чтоб Давыд ко княж Борисове княгине Черкаского с товарыщи бе-реженье держал по прежнему государеву указу, чтоб им всем в естве и в питье и в платье никоторыя нужи не было. Да Давыд же писал, что он княж Борисове княгине с товарыщи дает сверх корму, чего попросят, не от велика; и ты б о том отписал, от государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, к Давыду с опалою: по государеву указу ведено ему во всем береженье держать, чтоб им в естве и в питье и ни в чем нужи не было, а он дает не от велика, и он бы однолично княж Борисове княгине Черкаского с товарыщи еству и питье и по запросу, чего похотят, давал по государеву указу, чтоб им ни в чем нужи не было; а что Давыд писал, что у него денег на росход не ставает, и ты б тотчас послал к нему на росход пятдесят рублев денег. Да Давыд же писал ко государю, что [430] у княж Борисовой княгини два человека сторожей, а давано им жалованья по три рубли человеку, и они то государево жалованье заслужили, год отжили, а бьют челом о перемене; и ты б к Давыду отписал, чтоб он вперед у княж Борисовой княгини велел быти тем же сторожем, а жалованье им дал по прежнему государеву указу, по три рубли человеку.

Помета: с Фадеем.

1602 г., сентября 17. Наказ приставам при князе И. Б. Черкасском и И. Н. Романове В.М.Хлопову и голове С.Ю.Маматову о переводе ссыльных из Нижнего Новгорода в Москву

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, Василью Михайловичу Хлопову да Смирному Юрьевичу Маматову. Пожаловали есмя Ивана Романова да князя Ивана Черкаского, велели их взять к нам, к Москве. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б с Иваном и со князем Иваном, дав им подводы, ехали к нам, к Москве; а будет они болны, и вы бы с ними ехали, как они выздоровеют; а приехав к Москве, явилися б есте и сказали про них дияком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Писан на Москве, лета 7111 (1602) сентября в 17 день.

Помета: Послана с Володимеровым человеком Оничкова с Казаринком с Вельяшевым.

1602 г. Наказ приставу при княгине М.Н. Черкасской, У. С., А. Н., Т. Ф. и М. Ф. Романовых Д. В.Жеребцову о переводе ссыльных в Юрьев-Польский уезд

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, на Белоозеро, Давыду Васильевичу Жеребцову. Пожаловали есмя княж Борисову княгиню Черкаского, да Олександрову жену Романова с детми, да Федоровых детей Романова, велели их с Белаозера взяти и велели им жити в Юрьевском уезде Полского, в Федоровской вотчине Романова. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б взял у белозерцов, у дворян, или у детей боярских, или в монастырех, колымашки или сделати велел да ехал со княж Борисовою княгинею Черкаского, и с Олександровою женою Романова, и с Федоровыми детми в Юрьев Полской, в Федоровскую вотчину Романова, что отписана была на нас; а приехав велел им жити на Федоровском дворе всем вместе, а будет нет двора, и ты б им [431] очистил крестьянских двора два три, где им жити лутчи, чтоб дворовой никакой нужи не было; и корм им давал доволен, еству и питье, емлючи с села и с деревень, и покоил их всем, чего они спросят, чтоб им в естве и в питье и ни в чем однолично никоторыя нужи не было. А о всем бы еси к ним береженье держал по нашему по прежнему указу, а не так бы еси делал, что посылал преж сего, что яиц с молоком даешь не от велика; то ты делал своим воровством и хитростью, по нашему указу ведено тебе давать им еству и питье во всем доволно, чего ни похотят. А как приедешь со княж Борисовою княгинею и с Олександровою женою в Юрьев Полской, и ты б о том к нам отписал. Писан на Москве.

1602 г., между сентября 5 и 18. Отписки пристава при княгине М. Н. Черкасской, У. С., А. Н., Т. Ф. и М. Ф. Романовых Д. В.Жеребцова об условиях содержания ссыльных

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, холоп твой Давыдко Жеребцов челом бьет. Писал ты, государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, ко мне, холопу своему, с сыном боярским с дмитровцом с Игнатьем Беглецовым: сентября в пятый день пожаловал ты, государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, князь Борисову княгиню Черкаского с дочерью, да Федорову сестру Романова девку Настасью, да Александрову жену Романова, да Федоровых детей Романова, а велел им ехати с Белаозера жити в Юрьевской уезд, в Федоровскую вотчину Романова. И я, холоп твой, князь Борисове княине Черкаского, да Федорове сестре Романова девке Настасье, да Александрове жене Романова, да Федоровым детем Романова твое царское жалованье сказал тотчас; да и о том, по твоей государеве цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамоте, князь Борисову княиню Черкаского я, холоп твой, допросил, моч-но ли ей вскоре с Белаозера ехати для ея болезни? и она мне, холопу твоему, сказала: “Так жадна де я царской милости, ехати готова хоти уже, а болезни моей гораздо легчи перед старым, ехати мне мочно”. И я, холоп твой, со князь Борисовою княинею Черкаского да с Александровою женою Романова с товарыщи поеду с Белаозера часа того. Да по твоему государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, как ты, государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, писал ко мне, холопу своему, с сыном боярским с суздалцом с Никитою Трегубовым, июля в девятый день, а велел мне, холопу своему, того беречи накрепко, чтоб князь Борисове княине Черкаского с товарыщи в [432] естве, и в питие, и в платье, и в рубашках, и в сапогах, нужи никоторыя не было; и я, холоп твой, по твоему государеву указу, князь Борисовы княини Черкаского с товарыщи допрашивал по вся дни, чего оне похотят сверх твоего государева наказу, и чего оне попросят, и я, холоп твой, по твоему государеву жалованью им давал; а и до твоей государевы до указныя грамоты, какова ко мне, холопу твоему, прислана с сыном боярским с суздалцом с Никитою Трегубовым, я, холоп твой, князь Борисове княине Черкаского с товарыщи, по твоему государеву наказу и по твоим государевым прежним указным грамотам, корм давал весь сполна, без недодачи. Да и о том их, по твоему Государеву жалованью и по указу, я, холоп твой, допрашивал: будет им которая нужа в платье и в рубашках и в сапогах, и оне б мне, холопу твоему, сказывали. И князь Борисова, государь, княиня Черкаского с товарыщи мне, холопу твоему, сказала, что у нее, у князь Борисовы княини, и у всех у тех, которыя с нею живут, сапоги и телогреи поизносилися. И я, холоп твой, по твоему государеву жалованью и по указной грамоте, им сапоги и телогреи холодныя поделал, и о том писал к тебе, государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, августа в восмыйнадесять день. Да била челом тебе, государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, князь Борисова княини Черкаского с товарищи, нынешнаго сто первагонадесять году сентября в первый день, а сказали, что у них у всех рубашки поизносились; чтоб ты, государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, пожаловал их, велел им дати холстов на рубашки; и я, холоп твой, по твоему государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии жалованью и по указным грамотам, князь Борисове княине Черкаского с дочерью, да Федорове сестре Романова девке Настасье, да Александрове жене Романова Ульяне, да Федоровым детем сыну да дочере сентября в пятый день дал новин девяносто шесть аршин. И князь Борисова княини Черкаского с товарыщи, того ж числа, била челом тебе государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, чтобы ты, государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, пожаловал их, велел им дати к своему государеву жалованью, к прежним новинам, к девяносту ко шти аршином, в прибавку еще восмьдесят пять аршин: “И нам бы де было, царскою милостию, по три рубашки всем шестерым”. И я, холоп твой, по твоему государеву жалованью и по указным грамотам, дал им новин и тое восмьдесят пять аршин; а не дать я, холоп твой, князь Борисове княине Черкаского с товарыщи новин не смел тебя, государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, а колко, государь, твоих государевых денег на те новины изошло, и то у меня, холопа твоего, написано в книгах в росходных. [433]

На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии. Там же помета: 111 (1602) сентября в 18 день, привез Игнатей Беглецов.

1602 г., октября 14. Наказ приставам при князе И. Б. Черкасском и И.Н.Романове В.М.Хлопову и голове С.Ю.Маматову о переводе ссыльных в Москву, с приказом остановиться во Владимире и ждать указа

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, Василью Михайловичу Хлопову да Смирному Юрьевичу Маматову, Писали есмя к вам наперед сего, а велели вам, с Иваном Романовым да со князем Иваном Черкаским, ехати к нам, к Москве, и велели вам с ними явитися в Приказе Казанского дворца дияком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б, по прежней и по сей нашей грамоте, с Иваном и со князем Иваном, дав им подводы, ехали к нам, к Москве, тотчас; а будет они болны, и вы б с ними ехали, как они выздоровеют; а как приедете в Володимер, и вы б с ними тут, в Володимер, постояли до нашего указу; а которого числа с ними в Володимер приедете, и вы б о том тот же час отписали к нам, к Москве, и велели отписку отдати в Приказе Казанского дворца дияком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Писан на Москве, лета 7111 (1602) октября в 14 день.

Помета: с Офонасьем Щукиным.

1602 г., между октября 29 и ноября I. Отписка приставов при И. Н. Романове и князе И. Б. Черкасском головы С.Ю.Маматова и В.М.Хлопова о приезде с ссыльными во Владимир с просьбой о дальнейших распоряжениях

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Руси, холопи твои Смирка Маматов да Васка Хлопов челом бьют. Привез к нам, к холопем твоим, твою государеву грамоту в Нижней Новгород сын боярской нижегородец Неустрой Айгустов, октября 8 число: ведено нам, по твоей государеве грамоте, ехать к тебе, государю, к Москве, с Иваном с Рамановым да со князем Иваном Черкаским; а будет они болны, и нам, холопем твоим, ведено ехать к тебе государю, к Москве, как они выздоровеют. И они, государь, могут; и мы, государь, холопи твои, поехали с ними из Нижнего Новагорода к тебе, государю, к Москве, октября 12 число. Да октября 14 число привез к нам, к холопем твоим, твою государеву грамоту [434] астораханец сын боярской Офонасей Щукин: ведено нам, холопем твоим, ехать к тебе, государю, к Москве, по твоей государеве грамоте, с Иваном с Рамановым и со князем Иваном Черкаским тотчас, дав им подводы, и, приехав к Москве, явитися с ними Казанского дворца дьяком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову; а будет они болны, и нам, холопем твоим, приехав в Володимер, ведено постоять; а которого числа приедем в Володимер, и нам, холопем твоим, ведено тот же час отписать к тебе, государю. И мы, холопи твои, в Володимер приехали октября 29 число, и они, государь, могут; и мы, холопи твои, по твоим государевым грамотам к тебе, государю, едем с ними к Москве. А в твоих государевых грамотах к нам, к холопем твоим, не написано: приехав к Москве, где нам с ними стати. И ты, государь, нам, холопем своим, о том как укажешь?

На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всея Руси. Там же помета: 111 (1602) ноября в 1 день, подал Смирнова человек Маматова Агейко Баженин.

1602 г., между ноября 1 и 17. Отписка приставов при И. Н. Романове и князе И. Б. Черкасском головы С. Ю. Маматова и В.М.Хлопова о приезде с ссыльными в Покровскую слободку с просьбой о дальнейших распоряжениях

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всея Руси, холопи твои Смирка Маматов да Васка Хлопов челом бьют. Белено нам, холопем твоим, по твоим государевым грамотам, ехать к тебе, государю, к Москве, с Иваном с Рамановым да со князем Иваном Черкаским; и мы, холопи твои, приехали за полосмадесять верст до Москвы, стали в Покровской слободке, за пять верст до Киржацкого яму. И ты, государь, холопем своим как укажешь?

На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всея Руси. 111 (1602) ноября в 17 день, привез Смирнове человек Тимошка Сидоров.

1605 г., между ноября 10 и 25. Отписка пристава при Филарете Романове Б. Б. Воейкова о поведении ссыльного в Антониевом-Сийском монастыре

Подлинник

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, холоп твой государев Богдашко Воейков челом бьет. В твоем государеве Цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии наказе мне, холопу твоему, написано: будет на твоем государеве [435] изменнике на Филарете Романове платье износится, и сапоги, и шуба, и мне ему платье дати новое; и по твоему государеву наказу я, холоп твой государев, твоему государеву изменнику старцу Филарету Романову скуфью, и ряску, и шубу новую дал из монастырской казны, потому что старое платье изодралось. Да в нынешнем, государь, 111 (1602) году ноября в 10 день твой государев изменник старец Филарет Романов мне, холопу твоему, говорил: “Государь де меня пожаловал, велел мне повольность дать, и мне б де стоять на кры-лосе”. Да он же мне, холопу твоему, говорил: “Не пригодится де со мною жити в келье малому; чтоб де государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии меня, богомолца своего, пожаловал, велел бы де у меня в келье старцу жить, а белцу де с чернцом в одной келье жить непригоже”. И то он говорит того деля, чтобы от него из кельи малого не взяли, а он малого добре любит, хочет душу свою за него выронить. И я, холоп твой государев, малого роспрашивал: что с тобою старец о каких делех разговаривал ли, или про кого разсуждает ли, и другов своих которого имянно поминает ли? И малой сказывает: “Отнюдь де со мной старец ничего не говорит”. И толко малому вперед жити в келье у твоего государева изменника, и нам от него ничего не слыхать; а малой твоему государеву изменнику душа в душу. Да твой же государев изменник старец Филарет Романов мне, холопу твоему, про твоих государевых бояр в розговоре говорил: “Бояре де мне великие недруги, искали де голов наших, а иные де научали на нас говорити людей наших, а я де сам видал то не одиножды”. Да он же про твоих государевых бояр про всех говорил: “Не станет де их с дело ни с которое, нет де у них разумного; один де у них разумен, Богдан Белской, к посолс-ким и ко всяким делам добре досуж”. Да велел я, холоп твой государев, сыну боярскому Петру Болтину малого роспрашивать, которой живет в келье у твоего государева изменника, что с ним коли старец разговаривает ли, и про кого разсуждает ли? И малой де ему сказывал: со мною де ничего не разговаривает, лише де коли жену спомянет и дети, и он де говорит: “Милые де мои детки, маленки де бедные осталися; кому де их кормить и поить? таково ли де им будет ныне, каково им при мне было? а жена де моя бедная, наудачу уже жива ли? чает де она, где близко таково ж де замчена, где и слух не зайдет; мне де уж что надобно? лихо де на меня жена да дети, как де их помянешь, ино де что рогатиной в сердце толкнет; много де иное они мне мешают; дай, Господи, слышать, чтобы де их ранее Бог прибрал, и яз бы де тому обрадовался; а чаю де, жена моя и сама рада тому, чтоб им Бог дал смерть, а мне бы де уж не мешали, я бы де стал промышляти одною своею душею; а братья де уже все, дал Бог, на своих ногах”. А что будет твой государев изменник со мною станет вперед говорить, и я к тебе к государю [436] тотчас отпишу. Да приходят, государь, к Живоначалной Троицы в Сийской монастырь, проходом идучи, помолитися торговые люди иных городов, а иные приходят к Живоначалной Троицы в монастырь из иных городов на житье, а почели приходить, как учала ныне по зимнему пути дорога ставиться; и я, холоп твой государев, на монастырь прихожих людей пущати не велел, потому что у меня про прихожие люди иных городов твоего царского указу нет, а игумен без твоего царского ведома приимати в монастырь не смеет; а которые приходят тутошные монастырские крестьяне и вкладчики околных волостей, и они на монастырь ходят к Чудотворцу помолиться с приставом, с сторожми, которые приставлены для всякого бере-женья у ворот. Да твоих царских дел к тебе к государю у меня, холопа твоего, писати некому; а нынеча писал монастырской диячек, а я, холоп твой, писати не умею, а детинки у меня такого нет: и я, холоп твой государев, к тебе, к государю, о том прежде сего писал, и не одиножды, и от тебя, государя, мне, холопу твоему, о том указ не бывал. Милосердый государь, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, вели мне, холопу своему, свой царской указ учини-ти: кому у меня, холопа твоего, твои царские дела вперед писати; и кого мне, холопу твоему, к тебе к государю посылати с грамотами; и пущать ли на монастырь прохожих торговых людей иных городов?

На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии. Там же помета: 111 (1602) ноября в 25 день, с Богдановым человеком Воейкова с Дружинкою Михайловым.

1602 г., декабря 3. Наказ приставу при Филарете Романове Б.Б.Воейкову об условиях содержания ссыльного в Антониевом-Сийском монастыре

Черновой отпуск

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, Богдану Борисовичу Воейкову. Писал еси к нам, что ты по нашему наказу старцу Филарету Романову платье, скуфью и ряску и шубу дал из монастырские казны, потому что старое платье изодралось; да в нынешнем во 111 году говорил тебе старец Филарет, чтоб ему стоять на крылосе; да он же говорил, что не пригодится с ним в келье жить малому, потому что белцу с чернцом в одной келье жить непригоже, и нам бы его пожаловати, велети с ним в келье жить старцу; да приходят в Сийской монастырь, проходом идучи, молиться торговые люди иных городов; а иные приходят в монастырь из иных городов на житье, и ты на монастырь прихожих людей пущати не велел, а игумен без нашего указу в монастырь принимати их не смеет; а которые приходят тутошние монастырские крестьяне и вкладчики околных волостей, и они в монастырь ходят к Чудотворцу помолиться [437] с приставом, с сторожми: и нам бы тебе велети указ учинити. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б старцу Филарету платье давал из монастырские казны и покой всякой к нему держал по нашему указу, чтоб ему ни в чем нужи не было; а буде он захочет стоять на крылосе, и ты б ему на крылосе стояти поволил, толко б с ним никто тутошних и прихожих людей ни о чем не розговаривали; а малому у него в келье быть не велел, а велел с ним в келье жить старцу того монастыря, в котором бы воровства какого не чаять; а которые люди учнут в монастырь приходить молиться, прохожие или тутошние крестьяне и вкладчики, и ты б в монастырь молиться всяких людей к церкве пущати велел, толко того смотрил накрепко, чтоб к изменнику, к старцу Филарету, к келье никто не подходил, и с ним ничего не говорил, и писма ни от кого никакого не подносил, и с ним не сослался; и о всем бы еси, будучи у старца Филарета, береженье к нему держал по нашему указу. Писан на Москве, лета 7111 (1602) декабря в 3 день.

1605 г., марта 22. Наказ игумену Антониева-Сийского монастыря об усилении надзора за сосланым Филаретом Романовым

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, в Сийской монастырь, игумену Ионе. В нынешнем 113 году марта в 16 день писал к нам Богдан Воейков, что февраля в 3 день сказывали ему старец Илинарх да старец Леванид: февраля ж де в 3 день, в ночи, старец Филарет его, старца Илинарха, лаял, и с посохом к нему прискакивал, и из кельи его выслал вон, и в келью ему, старцу Илинарху, к себе и за собою ходити никуда не велел; и живет де старец Филарет не по монастырскому чину, всегды смеется неведомо чему, и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил, и к старцом жесток; и старцы приходят к нему, Богдану, на того старца Филарета всегды с жалобою, лает их и бить хочет, а говорит де старцом Филарет старец: “Увидят они, каков он вперед будет”; а ныне де в Великий пост у отца духовного тот старец Филарет не был, и к церкви и к тебе на прощанье не приходил, и на крылосе не стоит. А около де монастыря ограды у вас нет, и меж келий де ото всякой кельи и с монастыря к озеру и с дровяников двери, и крепости де никоторые около монастыря нет, а ограду де монастырскую велели вы свезть на гумно; и он де, Богдан, тебе и келарю говорил, чтобы вы около монастыря ограду велели поставить и меж келий от дровяников двери заделати, и вы де около монастыря ограды поставити и дверей заделати не велите; и сторожу де ты, который стоит у ворот, ходити к нему и про прихожих про всяких людей сказывати ему и детем боярским не велишь, [438] а преж де сего сторож, приходя к нему, про всяких прихожих людей сказывал, кто какой человек и откуды пришел, и он потому к старцу к Филарету и береженье держал. И о которых де он о наших делех тебе и келарю говорит, и вы де нашего наказу не слушаете и ставите ни во что, а сказываешь де у себя наказ свой, и в монастырь приимаете всяких прохожих людей иных городов. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б старцу Филарету велел жити с собою в келье, да у него велел жити старцу Леваниду, и к церкви старцу Филарету велел ходити вместе с собою да за ним старцу, и береженье к нему держал во всем, чтобы он был у тебя в послушанье и жил бы по монастырскому чину, а не безчинствовал, и о том бы еси ему говорил: “Толко будет он не причащался святыни в нынешний пост, и то дело чуже хрестьянства”, и во всем бы его розсматривал, чтобы он жил во всем по иноческому обещанью, а от дурна его унимал и розговаривал, а безчестья бы ему никоторого не делал; а на которого он старца бьет челом, и ты б тому старцу жити у него не велел; а о которых о наших делех учнет тебе Богдан говорити, по нашему наказу, и ты бы и келарь о наших делех с ним советовали, и розни б у вас безлепичные ни в чем не было, и в оплошку б нашего дела не ставили; а будет ограда около монастыря худа, и ты б ограду велел поделати, без ограды монастырю быти непригоже, и меж келий двери заделати; а которые люди учнут к тебе приходити, и ты бы им велел приходити в передню келью, а старец бы в ту пору был в комнате или в чюлане; а незнаемых бы еси людей к себе не пущал, и нигде б старец Филарет с прихожими людми ни с кем не сходился; а о всем бы еси о береженье старца Филарета, розсмат-ривая его, советовал с Богданом Воейковым, чтобы старец Филарет в смуту не пришел, и из монастыря б не убежал, и жил бы во всем смирно, по монастырскому чину; а Богдану б еси Воейкову велел очистити келью подле себя; а от нас о том к Богдану писано ж, ведено ему о всем говорити и советовати с тобою, а однолично б у вас во всем было и бережно; а о чем к тебе в сей нашей грамоте писано, и то б у тебя было тайно. А учинится какая смута в старце, и не учнет жити по монастырскому чину, или из монастыря уйдет, или какое лихо над собою учинит, и то сделается твоим небереженьем и оплошкою. Да что старец Филарет, будучи у тебя, учнет о чем розго-варивати какие неприличные розговоры, и ты б о том отписывал к нам, а отписки велел отдавати в Посолском приказе дьяку нашему Офонасью Власьеву. Писана на Москве, лета 7113 (1605) марта в 22 день.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова