Иоанн Гербиний
Оп. в кн.: Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев. 1874.
Издание 1675 в Описи А, №30268.
|
Religiosae Kijovenses cryptae sive Kijovua subterranea: in quibus
labirynthus sub terra, et in eo emortua a sex centis annis Divorum atque Heroum
graeco-ruthenorum, et nec dum corrupta corpora, ex nomine atque ad oculum e Paterico
sclavonica deterit M. Ioannes Herbinius, jenae. impensis Mirtini Hallervordi, literis
Ioannis Nisii. Anno MDCLXXV. |
Иоанн Гербиний родился в начале 17-го
века в верхней Силезии, был ректором
протестантской школа сначала в Стокгольме, — где
познакомился с известным московским выходцем
Котошихиным, — потом в Риге, откуда в 1672 г. и был
назначен на должность пастора в Вильно. Находясь
на этой должности Гербиний завязал сношения с
православными духовными учеными, и между прочим
с Kиево-печерским архимандритом Иннокентием
Гизелем. По желанию Гербиния, Гизель прислал ему
при письме от 2 марта 1674 г. служебник, чертежи
пещер и книгу Патерик Печерский (изд. 1661 г.), т.
e. те материалы, какими воспользовался Гербиний в
своем сочинении о подземном Kиеве. Служение
Гербиния в Вильно продолжалось не более трех лет,
так как в 1675 г., когда он издал свое сочинение о
Киеве, он жил уже в изгнании в Кенигсберге.
Дальнейшая судьба Гербиния неизвестна. Феофан
Прокопович критически разобрал книгу Гербиния в
своем сочинении: Apologia sacrarum reliquiarum et caet. (Th. Proc.
miscellanea sacra Wratislawiae 1744). В “Вестнике Запад. России”
1871 г. кн. IV, помещено исследование о книге
Гербиния г. Новицкого. Так как Гербиний не был
самовидцем Киева и сочинение его интересно
преимущественно по плану и литературной
обработке предмета, то мы предпочли ограничиться
кратким изложением его плана и содержания.
1675.
Гл. I. О этимологии славянского слова
“пещера”.
Славяно-польское слово pieczara (cryptae),
происходит или от слова piecza, pieczalowanie; т. e. забота,
беспокойство (так [108] как
вырытие пещер и подземных ходов вообще требует
больших забот и сопряжено с опасностию); или от
слова piec — печь (поелику по сторонам главных улиц
пещерных прорыты маленькие кельи, наподобие
печей). Пещеры бывают различного рода, смотря
потому, какого звания людьми они роются. Вырытые
военными, они называются: подкопами или
подземными ходами (ein Loch oder Gang unter der Erden);
выкопанные мирянами (civiles), называются убежищами,
в которых скрываются во время различного рода
преследований; наконец, выкопанные по
религиозным побуждениям, имеют значение: у
язычников - местопребывания муз, у христиан —
жилища благочестивых подвижников.
Гл. П. О месте пещер Киевских.
Два имени, которыми Днепр и его
обитатели славятся у географов: пороги и Киев.
Пороги образуются на Днепре, когда эта река,
встречая на своем пути каменные скалы и
стесняясь в своем течении кривыми берегами,
низвергается с высоты в несколько футов, причем,
с ужасные ревом надает на новые каменные скалы,
скрывающиеся под водою, или чернеющие над ее
поверхностью. Эти-то водопады называются у
русских порогами т. е. limina, потому что они
защищают жителей Приднепровья от
опустошительных татарских набегов, полагают
такой “предел” татарам, которого они не могут
перейти. Отсюда и обитатели Приднепровья
называются запорожцами, или запорожскими
козаками. О словопроизводстве имени “козак”
ученые думают различно. Одни думают производить
это название от слова “коза” (сарrа), или потому
что козаки делают свои набеги и уходят от
преследований так быстро, как козы; или потому,
что они носят козьи меха. Правдоподобнее видеть
корень имени “козак” в слове “коса” (falx), потому
что, по свидетельству одного магната, древние
борисфениды вооружались косами и прежде
назывались не козаками, а косаками (falcigeri), т. е.
вооруженными косами; уже в последствии буква с
заменена буквою з и слово “косак” перешло в
“козак”.
В рассуждении о происхождении Киева
защищаются два тезиса:
а) Киев не есть древняя Троя, — равно
несправедливо думать, [109] что
в пещерах киевских лежат неповрежденные тела
Гектора, Приама, Ахилла и других троянских
героев;
б) Киев не был местом изгнания
Овидиева.
Гл. III. О начале пещер киевских.
Выписывается из Патерика Коссова
известие о пятикратном крещении Руси и в
заключение говорится: “быть может и при прежних
крещениях руссов (т. е. до Владимира)
благочестивые мужи, боясь тиранства язычников,
для безопасного убежища выкапывали себе такие
подземные пещеры, как об этом можно догадываться
из житий Антония и Феодосия в Патерике”.
Гл. IV. О копателях пещер киевских.
Приводится свидетельство Патерика об
Иларионе, Антонии и Феодосии и других иноках, и
отрицается известие польского писателя Флора,
что пещеры Киевские выкопаны итальянцами.
Гл. V. Материя пещер Киевских.
Материя пещер киевских — влажная, но
плотная земля, легко поддающаяся заступу и
лопате и принимающая как угодно формы.
Несправедливо мнение польского писателя Флора,
утверждающего будто пещеры тянутся под руслом
Днепра и простираются до Чернигова, Смоленска,
Москвы и Печоры. Пещеры киевские не так глубоки,
чтобы проходить под руслом Днепра; а
поименованные города отстоят на таком
пространстве от Киева, что поверит самой
возможности существования подземного хода на
таком протяжении — нелепо. Также невероятно и
противно свидетельству очевидцев уверение Флора
и Фрелихия (in Viatorio), что пещеры русские выложены
медью. Ибо где взять столько меди, чтобы выложить
ею пещеры, простирающиеся на 100 немецких миль.
Удивляюсь ученым мужьям!
Гл. VI. Форма пещер киевских.
По форме киевские пещеры представляют
лабиринт, так что незнакомый с ними, вошедши туда,
едва ли без провожатого нашел бы выход. Они не
натуральны; но вырыты искусными [110] руками
отшельников и приспособлены наилучшим образом к
разнообразнейшим потребностям строго
отшельнической жизни. Там есть кельи, возглавия,
надгробия, ложа, и даже — чему трудно поверить —
храмы, преискусно устроенные Антонием и
Феодосием. Такой храм под старым киевским
монастырем и доныне показывают изумленным
путешественникам (Нестор в Патерике в житии
Антония и Florus Polonicus Indifferens Nurinbergae 1666).
Гл. VII. Способ копанья пещер.
(При этой главе приложен рисунок,
изображающий монаха, копающего пещеру).
Из этого рисунка видно:
а) что киевские пещеры выкопаны не
италианскими художниками, как утверждают
Фрелихий и Флор, ибо не смотря на всю
художественность отделки их, они так просты, что
для копания их было достаточно самых несложных
орудий;
б) что эти пещеры не выложены металлом
и не могут простираться на 100 миль. Невольно
возмущаешься от таких странных рассказов; но
молва растет и с неимоверною быстротою
распространяется в той среде, которая легко
верит. А между тем, кто и когда мог прорыть такой
огромный подземный ход? Каким образом могла
выноситься земля из пещер, прорытых на такую
длину. Некогда стремились римские императоры
Нерон и Калигула прорыть перешеек между Красным
морем и Нилом; но ничего не могли сделать; тем
более pyccкие не могли прокопать подземный ход на
100 миль.
Гл. VIII. Об употреблении пещер.
Киевские пещеры выкопаны
греко-русскими монахами
а) для убежища от язычников и татар,
б) для того, чтобы монахам удобнее
отказаться от мирской жизни,
в) для погребения усопших.
(К этой главе приложены два рисунка:
один с изображением входа в пещеры и погребения
Феодосия печерского; другой с изображением
пасхального посещения пещер и христосованья с
мощами угодников).
Гл. IX. О видах русских пещер.
Исчисляются следующие русские пещеры:
а) Иларионова в [111] Берестове;
б) варяжская, в которой сначала жил
Антоний;
в) черниговская, выкопанная Антонием в
юности г) печорская, находящаяся в славной
московской крепости Печора на пределах Ливонии (Печора — безъуездный город псковской
губернии, в 56 верстах от Пскова к западу на
границе с Лифляндиею. Псково-печерский
монастырь, находящийся в этом городе, так назван
от древней пещеры, неизвестно когда и кем
выкопанной и открытой одним крестьянином в
половине XV века.). “Усердно желая видеть эту
пещеру, я во время прошлогоднего путешествия
своротил с дороги в крепость Печоры, и хотел
вместе с многочисленною толпою войти в тамошний
весьма укрепленный монастырь и храм божеств.
Марии, но привратники с грубою бранью не пустили
меня. Москвитяне такие варвары, что не соблюдают
никаких внешних условий обходительности и
гостеприимство в Московии почти не существует”.
Наконец
д) знаменитейшая двойная пещера
Антониева и Феодосиева в Киеве на берегу
Борисфена.
Гл. X. О телах, положенных в пещерах
Киевских.
След. каталог отцов, почивающих в
пещерах киевских:
1) Антоний, основатель большой пещеры
Антониевой, первовиновник греко-русского
монашества;
2) Феодосий, основатель меньшей пещеры
Феодосиевой;
3) Стефан игумен;
4) Никон игумен;
5) Варлаам игумен;
6) Ефрем евнух;
7) Исаия чудотворец епископ;
8) Дамиан пресвитер;
9) Иеремия монах многолетний;
10) Матвей прозорливый;
11) Исаакий, искушенный сатаною;
12) Никита затворник, впоследствии
епископ новгородский;
13) Лаврентий затворник;
14) Алипий иконописец;
15) Агапит целебник;
16) Григорий чудотворец;
17) Моисей угрин — строгий блюститель
целомудрия;
18) Иоанн многострадальный;
19) Марко гробокопатель;
20) Феофил;
21) Прохор чудотворец;
22) Феодор искушенный;
23) Василий, друг Феодора;
24) Пимен игумен;
25) Спиридон просфорник;
26) Никодим пекарь;
27) Евстратий постник и мученик;
28) Никон пленный монах;
29) Кукша мученик;
30) Пимен постник;
31) Афанасий затворник;
32) Никола святоша, князь черниговский;
33) Еразм монах нерадивый, но
впоследствии раскаявшийся;
34) Арефа монах скупой, но [112]
после раскаявшийся;
36—36) Евагрий диакон и Тит пресвитер,
враждовавшие между собою братья;
37) Нифонт епископ новгородский;
38) Онисифор монах;
39) Поликарп архимандрит киевский;
40) Николай;
41) Дионисий пресвитер;
42) Нестор летописец pyсский;
43) Симон, епископ владимирский и
суздальский;
44) мироточивые главы.
Последние пять глав сочинения
Гербиния имеют или церковно-догматитеский или
общий, а не местно-киевский интерес, как это видно
отчасти из самых заглавий.
Гл. XI. Проблема: какая причина
нетления тел, более 600 лет почивающих в пещерах
киевских?
Гл. ХП. О мироточивых главах или
черепах в пещерах киевских.
Гл. ХШ. О доводах русских
относительно чудотворности мира пещерною.
Гл. XIV. О духовных свойствах русских.
Гл. XV. О том, что у них есть достойного
удивления. Здесь трактуется о сходстве слав.
языка с еврейским, сравниваются нравы московские
и малорусские, и т. д.
|