Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Д.Ф. Полознев

Благословенные и ставленные грамоты Ростовской и Вологодской епархий XVI-XVII веков

из фондов отдела письменных источников Государственного исторического музея


Сообщения Ростовского музея. Выпуск VIII. Ростов 1995 http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/008/poloznev01.html


Так сложилось, что среди источников по истории церкви XVII века, свидетельствующих о повседневной жизни отдельной епархии, лучше всего сохранились ростовские памятники. Уже введены в научный оборот и широко известны специалистам Окружное послание митрополита Ионы к пастве 1652 года1, ряд его писем и грамот2, Опись архиерейского двора 1691 года3, дело о раскольнике Силке Богданове с учениками4. Известны и другие документы, хотя и не собственно ростовского происхождения, но дающие представление о церковной жизни Ростова и подведомственной ему епархии.

Столь значительный корпус источников, заметно отличающий Ростов от других территорий, несколько ослабил поиски и публикацию новых памятников. Но возможности исследователей в этом направлении далеко не исчерпаны. Наше внимание давно привлекли публикации Е. В. Барсова по истории ростовской епархии, что привело, в частности, к изучению его фонда в ОПИ ГИМ. В нем оказалась небольшая подборка ранее не опубликованных ставленных и благословенных грамот ХVI-ХVII вв. ростовских и вологодских архиереев.

Несмотря на небольшой объем как самих грамот, так и всей подборки, они представляют определенный интерес для изучения. Не предвосхищая результатов работы будущих исследователей, мы попытаемся кратко указать на информационные возможности этих памятников как исторических источников.

С внешней стороны все они представляют собой отдельные листы. Текст написан черными чернилами на лицевой стороне скорописью. Листы не переплетены, некоторые из них имеют филиграни5, печати6 и на обороте подписи архиереев, занимающих должность после тех, от имени которых грамоты составлены7. Местами текст утрачен из-за плохой сохранности документов (при публикации утраченные и плохо читаемые фрагменты обозначены многоточием в круглых скобках, а восстановленные по смыслу заключены в квадратные скобки).

Как явствует из заглавия, грамоты делятся на ставленные и благословенные. Первые представляют собой документ о том, что получивший его священнослужитель был местным архиереем, последовательно возведен из мирянина в чтеца, поддиакона, диакона и пресвитера и поставлен к определенному храму епархии. Благословенная грамота подтверждает права священнослужителя, уже имевшего ранее ту или иную степень священства, совершать богослужения и обряды.

Грамоты содержат одинаковую формулу обозначения архиерейских полномочий: “Божиею милостию (имярек) по благодати Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, данней нам от пресвятаго и животворящаго Духа”. Отличия имеются в грамоте вологодского архиепископа Симона 1665 года. В ней имя Христа написано через два “и” - “Iисус”, а сам Христос назван великим архиереем, чего нет в предыдущих документах. Оба отличия связаны с церковной реформой: грамота дана накануне церковного собора 1666/67 гг., который официально закрепил преобразования в церкви. И если написание Иисус в данном контексте не нуждается в комментариях, то подобное наименование Христа очень показательно и корреспондирует теме “Христа - великого архиерея” в памятниках искусства того времени8.

Среди проблем, постоянно занимавших внимание церковных властей, были богослужебная подготовка рядовых священнослужителей и их морально-нравственные качества. Критика недостатков и пороков духовенства шла как из самих церковных кругов, так и со стороны антицерковной оппозиции. Нехватка священнослужителей порождала упрощенный порядок их подготовки к посвящению в сан. Ставленные грамоты дают нам документальное свидетельство того, что простой мирянин практически сразу становился попом, пройдя в момент совершения церемонии поставления все ступени подготовки к вступлению в сан, каждая из которых предполагала более или менее длительную “стажировку”. Дополнительное изучение персоналий упомянутых в грамотах священнослужителей, вероятно, поможет составить более полную и точную картину отношений местного клира с населением и вышестоящим духовенством.

Грамоты могут служить дополнительным источником по исторической географии, так как в них встречаются упоминания населенных пунктов и храмов. Но особое значение они имеют для изучения вопроса о границах епархий. Как известно, в течение длительного времени в русской церкви не было четкого епархиального деления. Некоторое разрешение эта проблема получила, пожалуй, лишь на соборе 1589 года, когда в связи с учреждением патриаршества был определен перечень епархий и их иерархический статус. Однако впоследствии она не раз возникала в связи с изменением границ епархий, выделением новых из состава существующих, внутрицерковной борьбой и церковной реформой. Одно из центральных мест она заняла на соборе 1667 года, а собор 1675 года специально рассмотрел вопрос о границах епархий. В рассматриваемых грамотах встречается нечастое титулование ростовских архиереев “ростовскими и ярославскими и белозерскими”, а вологодского архиерея - “вологодским и белозерским” (после выделения вологодской епархии из состава ростовской в 1659 году).

Точная датировка грамот может оказать помощь в атрибуции других памятников, а также послужить материалом для составления хроники событий ХVI-ХVII веков, так как в них указывается, где происходило поставление священника и выдача грамоты. Пребывание местного архиерея в Москве может косвенно указывать на те или иные значимые события в церковной и придворной жизни, которые требовали его присутствия в столице.

Упоминания об архиерейских чиновниках - тиунах и десятильниках - служат материалом к изучению епархиального управления.

Интерес могут представлять попытки реконструкции всего корпуса подобных документов, а значит и соответствующей отрасли епархиального делопроизводства, собственно практики наставления священнослужителей и место этого обряда в повседневной жизни епархии. Поставленные в ряд с уже известными источниками по Ростову, благословенные и ставленные грамоты позволяют дополнить наши представления об этом городе как центре древнерусской культуры, искусства, религиозной и политической жизни.

Грамоты публикуются в соответствии с “Правилами издания исторических документов в СССР” (М., 1969).

  1. АИ. СПб., 1842. Т. 4. № 62.
  2. ЧОИДР. 1848. Год З-й. Отд. 4. С. 56; 1849. Кн. 3. Отд. 3. С. 1-3; 1882. Кн. 2. Отд. 5. С. 12-13, 15; 1884. Кн. 1. Отд. 5. С. 21-22. ЯЕВ. 186О. Часть неоф. № 33. С. 309-310; 1864. Часть неоф. № 47; 1873. Часть неоф. № 48. С. 388-389; 1880. Ч. неоф. № 22. С. 176; 1893. Ч. неоф. № 33. Стб. 519-520, 524-525; Полознев Д. Ф. Письма русских архиереев царю Алексею Михайловичу 1662 г. // Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 69-73.
  3. РЯ АХМЗ Р-1083.
  4. Барсов Е. В. Новые материалы для истории старообрядчества ХVII-ХVIII веков. М., 1890. С. 3-13; Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 223-225.
  5. Филиграни XVII века. По рукописным источникам ГИМ. Каталог М., 1988. Водяные знаки на л. 7 близка №№ 631, 671, 692 каталога; на л. 8 - №№, 245, 246; на л. 9 - №№ 1106, 1109, 1115; на л. 10 - №№ 353, 355, 360, 363, 364. 404.
  6. Лл. 2, 7, 8, 10.
  7. Лл. 2, 4-5, 7.
  8. Мельник А. Г. О храмовых интерьерах второй половины XVII в. Ростова Великого, созданных по заказу митрополита Ионы // СРМ. Ростов, 1992. Вып. 3. С. 89-105.

Благословенная грамота ростовского архиепископа Никандра священноиерею иноку Симону Иванову 1558 года.

Божию милостию ее яз преосвященный Никандр архиепископ ростовский и ярославский по благодати Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа, данной нам от пресвятаго и животворящаго Духа, благословил семи священноиерея инока Симана Иванова сына, [ч]то мной (...). А сказывает, что в диаконы и в попы поставлен епископом вологоцким Алексеем, и ставленую и отпускную грамоту свою передо мною положил. А в стасленой его пишет: поставлен Семен Иванов сын в четцы и в поддиаконы и в диаконы к церкви святаго архистратига Михаила в Кубенскую десятину на сям лете 7043 (...) святей Божий церкви 7 лете и по Божий де воли овдове, и после подружия своего пребывал благочинно со всякою чистотою и воздръжанием, и потом постригся в (...) Успения Пречистая Богородица и преподобнаго отца (...) его Кирил[ла] Белозерьскаго чюдотворца при игумене Афонасии (...) ска о нем отцем его духовным своего двора черным священноиноком Семионом, что он пребывал в иночестве благочинно, а как постригся тому (...) лет и литоргисати в [святей] Божии церкви и вся сеященноиноческая деиствовати достоин. Да и благословил есми его служити в святей Божии церкви и священническая действовати (...) же Кирилове монастыре.

И аще кто к нему при[дет] от детей духовных, и да разсуждает по правилом святых апостол и святых отец, имея и волю вязати и решати по [благословению] нашего смирения. И да не преходит от церкви к [церкви] без нашего благословения, или не явяс нашем (...) или тиуну. Аще преиде, не явяс, и да не [литоргисает] во святей Божии церкви по сеи нашеи грамоте. И се[го] ради дана бы ему грамота сия нашего смирения благословенная на утаерждение (...) [его] в Ростове лета 7(...) февраля в (...).

Божию милостию [преосвящ]енный Никандр архиепископ ростовский и ярославский и белозерский.

ОПИ ГИМ. Ф. 450. Е. В. Барсова. № 77. Л. 1.

Ставленная грамота ростовского архиепископа Корнилия дьяку Павлу Невлеву Попову 1572 года.

Божию милостию яз смиренный Корнилий архиепископ ростовский и ярославский и белозерский по благодати Господа бога и Спаса нашего Исуса Христа, данней нам от пресвятаго и животворящаго Духа, поставил есми дьяка Павла Иевлева сына Попова в четцы, и в поддиаконы, и в диаконы и совершил есми его в попы в свою архиепископию к церкви страсточеръпцех святым Борису и Глебу на Белоозеро на посад. И аз сего имею благословена и прощена и свидетельствована в сем по исповеданию отца его духовнаго. И он да литургисает во святей Божии церкви по благословению нашего смирения. И аще кто к нему приходит от детей духовных, и разсужая их по правилом святых апостол и святых отец, имеет волю вязати и решати по благословению нашего смирения. И съвет имея во всем от нас, паче же в недоумеваемых и во всех духовных вещах. И да не проходит от церкви к церкви без нашего благословения, или не явяс нашему наместнику или десятиннику. Аще ли предет, не явяс, и он да не литургисает в святей Божии церкви по сей нашей ставленой грамоте. И сего ради дана бысть ему сна наша ставленая грамота на утвержение его в царстаующем и преименитом граде Москве на Дорогомилове лета 7080 года апреля в 3 день.

Божию милостию смиренный архиепископ Корнилий ростовский и ярославский и белозерский.

На обороте подписи: Никандр архиепископ (...)
Евфимие архиепископ
Иев архиепископ
Варлаам архиепископ
Корнилием ростовским (?)

ОПИ ГИМ. Ф. 450. Е. В. Барсова. № 77. Л. 4-5.

Ставленная грамота ростовского митрополита Варлаама дьяку Василию Иванову 1601 года.

Божиею милостию смиренный Варлам митрополит ростовский и ярославский по благодати Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, данной нам от пресвятаго и животворящаго Духа, поставил есми дьяка Василья Иванова сына в четцы, и в подяконы, и во дьяконы и совершил [в попы] во свою митрополию к церкви страстотерпцем Христовым Борису и Глебу, да к теплому храму Преображению Христову в селе Вырму, [что] на Пороцкои стан в Белозерскои уезд. И яз его имею благословена и прощена и свидетелствована во всем по исповеданию отца его духовнаго чернаго священника Ионы. И он по благословению нашего смирения да литоргисает во святей Божии Церкви невозбранно. И аще кто к нему приходит от детей его духовных, и он их да разсуждает по правилом святых апостол и святых отец. И имеет волю вязати и решати по благословению нашего смирения. И совет имеет во всем от нас, паче же в недоумеваемых и во всех духовных вещех. И да не преходит от церкви к церкви без нашего благословения, или не явяся нашему наместнику или десятилнику. Аще ли преидет, не явяся, и он да не литоргисает во святей Божии церкви по сеи нашей грамоте. И сего ради дана бысть ему сия наша ставленая грамота на утвержение его в бого­спасаемом царьствующем граде Москве лета 7109 года июня в 24 день.

Смиренный Варлаам Божиею милостию митрополит ростовский и ярославский.

Печать красного сургуча с изображением на одной стороне Богоматери с младенцем на троне, на другой стороне - надпись.

На обороте подписи:
Иона митрополит
Смиренный Кирил митрополит
ростовский и ярославский
Филарет митрополит

ОПИ ГИМ. Ф. 450. Е. В. Барсова. № 77. Л. 7.

Ставленная грамота ростовского митрополита Варлаама старцу Засиме 1621 года.

Божиею милостию смиренный великий господин преосвященный Варлам митрополит ростовский и ярославский по благодати Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, данней нам от пресвятаго и животворящаго Духа, благословил есми поставил старца Засиму во четцы, и в подиаконы, и во диаконы, и совершил его в попы к церкви Оуспения Пресвятей Богородицы, да к преподобному Кирилу белозерскому чюдотворцу во общий монастырь в Белозерском уезде во свою митрополию. И аз его имею благословенна, и прощенна, и свидетелствованна во всем и по исповеданию отца его духовнаго чернаго священника Нифонта. И он по благословению нашего смирения священноиноческая да литоргисает во святей Божии церкви невозбранно, и аще кто к нему приходит детей его духовных, и он их да разсуждает по правилом святых апостол и святых отец, и имеет волю вязати и решети по благословению нашего смирения, и совет имеет во всем от нас, паче же в недоумеваемых и во всех духовных вещех. И да не преходити ему не тоя обители в иной монастырь без нашего благословения, или не явяся нашему десятилнику. Аще ли ж прейдет, не явяся, и он священноиноческая да не литоргисает во святей Божии церкви и по сей нашей грамоте. И сего ради дана бысть ему сия наша ставленая грамота на утвержение его в богоспасаемом граде Ростове лета 7129 года марта в 29 день.

Смиренный Варлам Божиею милостию митрополит ростовский и ярославский.

Печать красного сургуча с изображением благословляющей руки с двуперстием и надписью по кругу.

ОПИ ГИМ. Ф. 450. Е. В. Барсова. № 77. Л. 8.

Благословенная грамота ростовского митрополита Ионы черному священнику Иеву 1653 года.

Божиею милостию смиренный Иона митрополит ростовский и ярославский по благодати Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, данней нам от пресвятаго и животворящаго Духа.

Бил нам челом черной священник [Иев] о благословенной грамоте, что он служил в мире у церкви великого чюдотворца Николы в Ярославском уезде в селе Овсецеве в моей митрополии, а постален де он в попы преж бывшем отцом моим преосвященным Варламом митрополитом ростовским и ярославским, и ставленая грамота у него есть, да Божиею волею овдовел и постригся во иноческий образ во общий Кирилов монастырь в Белозерском уезде в моеи митрополии и жил у настоятеля своего в чистоте и в послушании. И аз, смиренный Иона митрополит ростовский и ярославский, дозря его ставленую грамоту, велел ему дати благословенную грамоту в тот же общий Кирилов монастырь. И он священническая да литоргисает во святей Божии церкви невозбранно, и аще кто станет к нему приходити детей его духовных, и он их да разсуждает по правилом святых апостол и святых отец, и имеет волю вязати и решати по благословению нашего смирения, и совет имеет во всем от нас, паче же в недоумеваемых и во всех духовных вещех. И да не преходити ему ис тоя обители в ин монастырь без нашего благословения, или не явяся нам (?), сотнику нашему и десятилнику. Аще ж и преидет, не явяся, и от священническая да не действует во святей Божии церкви по сей нашей грамоте. И сего ради дана бысть ему сия наша благословенная грамота на утвержение его в богоспасаемом граде Ростове лета 161 года марта в 19 день.

Смиренный Иона Божиею милостию митрополит ростовский и ярославский.

Печать красного сургуча.

ОПИ ГИМ. Ф. 450. Е. В. Барсова. № 77. Л. 9.

Благословенная грамота вологодского архиепископа Маркела черному попу Филарету 1659 года.

Божию милостию смиренный преосвященный Маркел архиепископ вологодтсцкий и белозерский.

Бил челом нам великому господину нашие архиепископии Кирилова монастыря постриженник чернои поп Филарет. А в челобитной ево написано: поставлен де он был в мире во дяконы и совершен в попы преже бывшим братом нашим преосвященным Варламом архиепископом вологодским и великопермским в прошлом во 143-м году. И ставлену свою грамоту пред нами клал за рукою, чтоб нам его пожаловать благословить и велеть ему на обещании к его в Кирилове монастыре во святых Божиих церквах священствовати, и о том бы ему дана наша благословенная иноческая грамота. И яз великий господин преосвященный Маркел архиепископ вологоцкий и белозерский, дозря ставленую его грамоту, черного попа Филарета пожаловал благословил велел ему дать сию нашу благословенную иноческую грамоту. И он поп Филарет по благословению нашего смирения в Кирилове монастыре на обещании его во святых Божиих церквах священноиноческая действует и божественныя литоргии во святей Божии церкви да служит и невозбракно. Аще кто учнет к нему приходити на исповедь детей духовных иноческого чину, и он их да разсуждает по правилом святых апостол и святых отец, а мира не приимати, разве великия нужды. И не приходить ему из монастыря в монастырь без нашего благословения. Аще и предет, и от священноиноческая не действует ничтоже по сеи нашей благословенной грамоте. И се ради дана ему сия наша благословенная грамота на утвержение его во граде Вологде лета 7167 апреля в 15 день.

Архиепископ Маркел вологоцкий.

Печать красного сургуча с изображением благословляю­щей руки с двуперстием и надписью по кругу:”Божнею милостию смиренный Симон архиепископ вологодский и белозерский”.

На обороте подпись: архиепископ Симон.

ОПИ ГИМ. Ф. 450. Е. В. Барсова. №77. Л. 2.

Благословенная грамота вологодского архиепископа Симона старцу Иоасафу 1665 года.

Божиею милостию Симон смиренный архиепископ вологоцкий и белозерский в нынешнем во 174-м году февруария в 20 день бил нам челом архиепископу Белозерского уезду Кирилова монастыря белозерского чюдотворца постриженник старец Иоасаф. А в челобитной ево написано: в прошлом де во 147-м год[у] июня в 30 день поставлен он был в мире в попы братом нашим преосвященным Варламом митрополитом ростовским и ярославским в Белозерской уезд к церкви к пресвятому к Покрову пресвятыя Богородицы в село Куность, и ставленая грамота у него есть. Да божескими праведными судьбами овдовел и благодаря божии судьбы восприял иноческий образ. И нам бы его благословить и в сем дать наша благословенная иеромонашеская грамота на обещание его во общий монастырь преподобнаго Кирилла белозерского чюдотворца, по чему ему в том монастыре еромонашеская действовать. И аз Симон архиепископ вологоцкий и белозерский, дозря его ставленои грамоте, по благодати дару и власти пресвятаго и животворящаго и вся освящающаго Духа, данней нашему смирению от великого архиерея Господа нашего Иисуса Христа, ево еромонаха Иоасафа благословил и велел ему дать нашу благословенную грамоту. Он же по сей нашей благословенной грамоте на обещание его в том Кирилове монастыре во святых божиих церквах вся еромонашеская действует невозбранно, и аще кто к нему приходити начнет детей его духовных иноческаго чина, и он их да разсуждает, и имеет власть вязати и решати по правилом святых апостол и святых отец и по благословению нашего смирения, а мирских людей к себе в духовство не приимать, кроме великия нужды. А в недоумеваемых во всяких духовных вещех совет да имеет во всем от нашего смирения. И да не преходити ему ис того монастыря во иный монастырь без нашего благословения. Аще ли преидет, не явяся нам архиепископу или забывбожий страх и святых апостол и святых отец заповедь, и начнет зазорное и неблагоговейное жити житие и упиватися, и он во святых божиих церквах да не литоргисает и прочая еромонашеская да не действует по сей нашей благословенной грамоте. Писано в богоспасаемом граде Вологде в нашем архиепископле дому лета от создания мира 7173 года от коплощения ж Бога слова 1665 года февруария в 20 день.

Архиепископ Симон.

Печать красного сургуча с изображением благословляющей руки с двуперстием и надписью по кругу.

ОПИ ГИМ. Ф. 450. Е. В. Барсова. № 77. Л. 10.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова