Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Очистительное клятвенное обещание попа Никифора Львова, обвинявшагося в раскольничестве, прочитанное при народном собрании в С.-Петербургском Троицком соборе 23 мая 1725 года.

Cм. библиографию.

Аз нижеименованный истинно исповедую и нескрытно объявляю, что от научения некоторых, которые называются староверцами в поповщине, в онофриевщине, в диаконовщине, и в безпоповщине, с поморцами и новгородцами и с протчими их разных толков (расколщики) ныне не пребываю и пребывать и никоего их учения слушать и держать не буду и ни на какия службы ради моления к помяненным лживым старообрядцам (то есть расколщикам) посылать в келлии и в домы их ходить и к себе их звать и принимать и соглашатся с ними ни о чем не буду.

И у помяненных староверцев (сиречь расколников) никогда исповедываться и двумя персты впредь креститься, и двоения аллилуия и прочих их суеверств в догмат веры ставити не буду.

И креста четвероконечнаго и новоисправленых книг и всех тайн святых по новоисправным книгам от лет патриарха Никона и до сего дне совершаемых не хулю, паче же вся тая приемлю, яко истинная.

И молитву "Господи Iисусе Христе Боже наш помилуй нас" не хулю, паче же и глаголю всегда.

И патриарха Никона и прочих по нем патриархов, архиереов и весь духовный чин и мирских людей имею за сущих христиан, а за отпадших и за противных не имею.

А о святей церкви и о ея таинствах, в ней же церкви и в них же таинствах ныне пребывает Благочестивейшая и Самодержавнейшая Великая Государыня наша Императрица Екатерина Алексеевна, Самодержица Всероссийская, с нею же вси духовнаго и мирскаго чина люди пребывают, я таковаго хуления ругания противности и непокорения и мудрования о всех вышеписанных, каково имеют помяненныя всех разных толков мнящиися быти староверцы, то есть расколщики, не имею и никогда иметь не буду.

Аще ли же аз о себе вся вышеписанная или что от вышеписанных рек ложно и неправедно, или что утаил, не буди мне прощено и разрешено в сем веце и в будущем и буди аз яко язычник и мытарь, и да возвратятся на мою душу и тело вся клятвы и анафемы.

Твердою верою верую и кроме всякаго сумнения исповедую все купно и коеждо особне еже заключается в символе, си есть во изложении веры на святых вселенских соборех Никейском первом и Константинопольском втором, сложенном, его же святая соборная апостольская Восточная Церковь содержит и исповедует.

О сложении триех перстов в знамении крестном ересию и печатию антихристовою, трикратное глаголание аллилуиа и имя Iисусово пишемое сице: Iисус ересию и крест четвероконечный идолом, кумиром и мерзостию, стоящею на месте святе, молитву сию "Господи Iисусе Христе Боже наш, помилуй нас" новою еретическою, книги церковныя новоисправленныя растленными и весма еретическими блядословящих, аки сквернейших еретиков проклинаю и старопечатных книг, которыми расколники суемудренно прелщающе утверждаются, читать и никакого по них действия надлежащаго и святей церкви сам отправлять и протчых к тому научать не буду.

Исповедую к сему в литургии божественной приноситися Богу истинной, свойственной, богоугодной и благоприятной безкровной жертве и о живых и усопших и в евхаристии тайне быти истинно и существенно телу и крови купно с душею и Божеством Господа нашего Iисуса Христа и быти пременению всего существа хлеба в тело и всего существа вина в кровь, еже кафолическая Восточная Церковь пресуществлением именует.

Исповедую такожде под двемя виды хлеба и вина всего и целаго Христа истинную тайну верным приимати.

Нарицающих идолами святыя иконы и писание, глаголющее о идолех хулно, на святыя иконы наводящих и почитати их по достоянию не хотящих отверженных на святом вселенском седмом соборе иже в Никеи, отметаю и анафеме предаю, а я все святыя иконы как прежде почитаю и им покланяюсь и впредь то содержать буду неотменно.

Верую к сему и исповедую от Христа богоданную быти власть в церкви православнокафолической архиереом и иереом другоприимателне еже вязати и решити, и яко еже аще тою им данною властию свяжут и разрешат на земли, связано и разрешено будет на небеси; власть же сию данную от Христа негде инде мню быти, но токмо во единой православной кафолической восточной церкви, яже от начала в России цела невредна и доныне пребывает и не всякому вручена есть, токмо служителем божественных тайн, а глаголющих, яко от лета стошестдесят шестаго церковь православная в России повредися и яко антихрист уже прииде, а чувственно не приидет и похищающих на ся власть духовную и сих иже от святыя церкви отторгшеся к ним приходят, аки некрещеных крестят и прочая священническая действуют без рукоположения не боящихся совершати - аки безумных святотатей осуждаю и анафеме предаю.

Отрицаюся и проклинаю всех расколщиков: поповщину и безпоповщину, которые святейшаго патриарха Никона называют еретиком и неправославным, да будут они прокляти и анафема.

Проклинаю всех таковых расколщиков, поповщину и безпоповщину, которые патриархов восточных и московских по Никоне и до сего настоящаго году престол правящих не исповедуют быти православными, но паче называют расколщиками и еретиками и всех архиереов и до священника такожде называющих, да будут они прокляти и анафема.

Проклинаю расколщиков всех поповщину и безпоповщину, кои ныне не исповедуют и не веруют во святей восточней и великороссийской церкви от архиереов и иереев совершающееся под видом хлеба быти тело и под видом вина быти кровь Христову, - да будут они прокляти и анафема.

Проклинаю всех расколщиков поповщину и безпоповщину кои не веруют и не исповедуют во святей восточней и великороссийской церкви от архиереев и иереев совершающихся всех таин быти святыми тайнами и о прочем их церковном действе не веруют же, - да будут они прокляти и анафема.

Проклинаю всех расколщиков, поповщину и безпоповщину и прочая вся согласия, иже ныне не повинуются святей церкви в крестном знамении перво триперстнаго сложения, но держат упрямо за непременный догмат двоеперстное сложение указателнаго и средняго, - да будут они прокляти и анафема.

Проклинаю всех таковых разколщиков, иже не повинуются святей церкви во чтении по псалмех по трижды аллилуиа, но упрямо держат за непременный догмат по дважды аллилуия, - да будут они прокляти и анафема.

Проклинаю всех таковых иже ныне еретиков расколщиков бывших Аввакума протопопа и Никиту попа и Лазаря и Феодора и всех тогда и ныне им последующих не проклинают, но исповедуют их мучениками и страдальцами, - да будут они со онеми и последующии им прокляти и анафема.

Истинную же православно-кафолическую веру, кроме ея же никто спастися может юже ныне доброхотне исповедую истинно содержать буду туюжде целу и невредиму, даже до конечнаго моего издыхания постоянно (Богу помогающу) елико мощно ми, тщатися буду, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет.

Кленуся и еще Всевидящим Богом что вся сия ныне мною обещаваемая не инако толкую во уме моем, яко провещаваю устнами моими, но в той силе и в таком разуме, яковую силу и разум чтущим и слушащим сия являют, утвержаю же сия клятвою моею тако заключаю: аще противная сей моей клятве впредь мудрствовать или действовать дерзну, то подвергаю мене церковной клятве и гражданскому жестокому суду. В заключении же сего моего очистительнаго клятвеннаго обещания целую слова и крест Спасителя моего и подписуюсь.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова