Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Семинарское торжество 1797 года.

Оп.: Семинарское торжество 1797 года // Исторический вестник, № 3. 1880

См. 18 век, Рязань.

Просматривая один рукописный сборник прошлого века, мы нашли в нем не лишенное интереса «Описание торжества муз при случае всерадостного воспоминания о восшествии на престол Его Императорского Величества Всероссийского Государя Павла I в епархиальной Рязанской семинарии, представленного 1797 года, ноября 9 дня.» Описание это показывает, что в XVIII столетии питомцы семинарии не устранялись начальством от участия в общественной жизни и что даже в стенах самых семинарий происходили торжества и увеселения, сопровождаемые речами, музыкой, пением, иллюминациями и т. п., привлекавшими многочисленных посетителей из разных классов общества. Приводим «Описание» без всяких изменений:

«На самый высокоторжественный день восшествия на престол Его Императорского Величества ноября 6 дня по литургии говорил проповедь тому дню приличную сам преосвященный Сион, архиепископ Рязанский. Но чтобы более ознаменовать общую для России радость и все подданническое к Его Величеству усердие, Его Преосвященство учредил в своей Епаршеской Семинарии быть особому торжеству и открыть оное богословским состязанием и освещением семинарского двора с представлением прозрачной картины. Вследствие сего, ноября в 9 день, по должном приуготовлении и повестке, как собралось великое множество народа и преосвященный с почтеннейшими гостьями, при встрече вокальной и инструментальной музыки, вошел в большую залу: то в половине пятого часа начато словопрение по обыкновению, именно: чтена учеником богословия с кафедры предварительная большая речь. Потом занимала слушателей музыка, а между тем раздаваемы были листы с положениями богословскими. По раздаче оных говорили ученики богословия самые речи и противоположения; а к ученикам приставали учители по них поборствуюшие. Напоследок, для большего возбуждения великоименитейших слушателей к вниманию, и сам преосвященный говорил противоположения. Посем учитель риторики читал с кафедры особо на тот случай сочиненную оду. В заключение всего говорена от ученика богословия благодарственная речь. А как вышли посетители из залы, то вдруг увидали весь семинарский двор иллюминован. Учительские покои освещены были свечами и двор плошками и фонарями. На средине двора [647] к заднему концу оного выставлена была новоизданная картина, светом озаренная и очеса зрителей привлекающая. При которой картине для встречи гостей приуготовлены были в белой одежде шесть отроков, муз означающее, а седьмой Аполлона. И как Его Преосвященство с гостьями начал к ним приближаться, то петы были ими особо сочиненные к торжественному тому дню канты, при вокальной н инструментальной музыке. Обозрев оную картину с удовольствием, высоко именитые и благородные посетители приглашены были от Его Преосвященства в архиерейские, что в семинарии, покои, где и угощаемы были по приличию торжества. Когда же почтеннейшие гости пили за здравие всеавгустейшего Монарха, отечество наше возвышающего, и всей его пресветлейшей фамилии: его хоры музыки воспевали в покоях Его Преосвященства многие лета и канты к тому пристойные; а на семинарском дворе против покоев архиерейских, поставленные шеренгами семинаристы возглашали: ура, ура, ура! потом виват, виват, виват! и канты. И таким образом, при радостном восхищении зрителей, торжественное муз празднование кончилось в глубокий вечерь и посетители в домы разошлись с немалым удовольствием».

Сообщено И. В. Добролюбовым.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова