НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ЕКАТЕРИНЫ II
Опубликовано в журнале "Русский архив" №2 1992 г.
Месяца сентября в 25 день преставися преподобный игумен Сергий Радонежский, тихий, кроткий и смиренный, и положен в монастыре Живоначальныя Троицы, созданном от него.
Сей блаженный святый муж родился в 1315 году во граде Ростове, от добрых, благочестивых и добродетельных родителей, боярина Ростовского Кирила и жены его Марии, и во святом крещении назван Варфоломей. Быв отроком, превосходил возрастом и мудростью сверстников своих, учился сначала с трудом, но потом без труда, и с младенчества Бога возлюби.
Радонеж отстоит от Троицкой Лавры 12 верст, где ныне село Городок. Во время владения великого князя Иоанна Даниловича, Радонеж дан был в удел меньшему сыну его, князю Андрею, от него же родися князь Владимир. Страны той управление поручено было Терентию Ртищеву. Многая льгота и выгоды селяющимся на то место даровались, почему многие на месте сем собралися; в том числе родители Преподобного с тремя сыновьями, Стефаном, Петром и Варфоломеем, переехали из Ростова жить в Радонеж. Дом их был близ церкви Рождествй Христова.
Причины сего переселения были следующие. В 1328 году, во время княжения князя великого Ивана Даниловича, Ростовская страна разоряема была проходом отряда татарских войск хана Азбека, под предводительством темника Туралыкова, и с ним Владимирский (на Клязьме) воевода Федор Чюков. Шли же они ратью на Тверских князей. И посла князь великий Иван Данилович наместники своя в Новгородские области и в Ростовские: Василий Кочев и с ним Мина. И возложиша великую дань и взыскаша ю строго вельми и насилования сотвориша. И многие люди из града Ростова изыдоша и из области той от бедства тоя. И старшего градского боярина Аверкия грозиша повесить, и чуть жив отыде от них. И бысть велик страх на всех слышащих и видящих притеснения сия. И таковые ради нужды раб Божий Кирила воздвижеся из веси оныя и собрався со всем домом и родом своим и переселися из Ростова в Радонеж.
Родители преподобного Сергия, воспитав детей своих в добродетелях, пред кончиною приняли иноческий чин, погребны в Хотькове монастыре.
Братья Преподобного старшие оба были женаты. У Стефана было два сына, Климент и Иоанн. Стефан, лишившись жены, принял иноческий чин в Хотькове монастыре Покрова Пресвятый Богородицы.
Блаженный Варфоломей служаше и работаше родителям своим и погребе их с надгробными песньми и, певши над ними сорок дней и милостыни раздав, иде в дом свой и, доставшееся ему имение оставив брату своему Петру, сам пошел к брату своему Стефану в Хотьков монастырь на совет и моляше его, дабы с ним шел на изыскание пустынного места.
И идоша инок Стефан с братом своим Варфоломеем и избраша место пустынно в великом лесе. И взяша оба брата благословение у первосвященного Феогноста, митрополита Киевского и всея Русии, основати церковь. Таже и антиминс взяша и священника и освятиша церковь во имя Пресвятыя и Животворящия Троицы, при великом князе Симеоне Ивановиче, в начале княжения его (1340 году).
Потом инок Стефан, немного поживя с меньшим братом своим в пустыне, иде в Москву в Богоявленский монастырь, где был сотрудником Алексею митрополиту, тогда в той обители в монашеском житии находящемуся, и вкупе с ним клиросное пение исправляли. Такоже и Геронтий некто, честен и славен старец духовным житием, в том монастыре живяше. Любяше же их Феогност, митрополит всея Русии, и часто к себе призываше и упокоиваше и прохлаждаше их добре. Такоже потом инока Стефана Феогност, митрополит всея Русии, постави игуменом в том монастыре святаго Богоявления, его же зело любяше князь великий Симеон Иванович. И бысть игумен Стефан духовник князя великого Симеона, такоже Василья Вениаминова тысяцкого и брата его Феодора и иных многих бояр старейших.
Брат же игумена Стефана, блаженный Варфоломей пустынник, еще в мирском житии бяше, церковное и монастырское созидая и иноческому житию навыкая. И призва к себе в пустыню священноинока Митрофана, игумена суща, его же со смирением молит, да пострижет его. Игумен же Митрофан вниде в церковь Пресвятый Троицы и постриже его месяца октября в 7-й день, на память св. мученик Сергия и Вакха, и нарече его Сергием в начале княжения князя великого Симеона Ивановича (следовательно, не ранее 1341 года), на 25 году от рождения Преподобного. И той игумен Митрофан, научая новопостриженного своего иноческому житию и пожив с ним время довольно, и благослови его, и отъиде от него.
По отшествии игумена Митрофана преподобный Сергий един живяше, упражняшеся в трудах многих духовных и всегдашнем молении. И тако ирибывшу ему лета два или три (1342,1343 и 1344) в молитве, в посте и молчании, и слышавше о сем окрест живущий мниси (т. е. монахи) прихождаху к нему, сперва един по единому, потом же овогда два, овогда же три, и моляху его глаголюще: Отче, приими нас; хощем с тобою на месте сем жити и душа своя спасти. Он же поуча их иноческому житию. Они же с радостию и с усердием обещашася глаголюще: Вся повеленная тобой сотворим и ни в чем же не преслушаемся тебя. Создаша себе каждый свою келию.
Житие же его бе сицево: пост, сухоядение, беспостелье, бдение, чистота телесная и душевная, моление, труды телесные всегдашние, страсти умерщвление, тихость, кротость, смирение нелицемерное, молитва непрестанная, рассуждение доброрассудное, любовь совершенная, память смертная, страх Божий беспрестанный - начало бо премудрости страх Господень.
Сице живый (т.е. живя) с братиями, аще и не поставлен бысть в пресвитеры, но вельми с ними предстояще церкви Божией и по вся дни пояше с братиями в церкви, и полунощницу, и заутреню, и часы 3, 6, 9, и вечерню, и ефимон: седьмижды днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея, и промеж сих частые молебны. А на обедню призываше некоего пресвитера из села или игумена из монастыря, и той служаше божественную литургию; сам же Сергий исперва (т. е. сначала), многого ради и конечного смирения, не хотяше поставитися в пресвитеры или в игумены. Собравшимся мнихом, числом 12-ть, в них же беша преимущии (т.е. замечательные) сии: Василий, нарицаемыи Сухий, пришедший от верх Дубны; другий Яков, нарицаемыи Якута (сей бе Якута школьник, его же посылаху на службу и нужную потребу); третий же Онисим, иже бе дьякон. Кельям же зиждемым и тыном огражденным и не зело пространным, вратаря у сущих тут врат пристави, от них же сам Сергий три или четыре кельи своими руками созда, но и прочая вся монастырская делеса, яже братиям на потребу, служаше: овогда на рамех (т. е. плечах) от леса ношаше и, раздробляя на полена, по келиям братьям ношаше, сечаше, и толчаше, и меляше, и хлебы печаше, и варяше, всякую братиям потребу устрояше, и крояше, и шияше, и от источника почерпая воду, на рамех своих в двоих водоносех ношаше и каждому у кельи поставляше, и николи же (никогда) ни часа празден не бываше. И понеже младу ему еще сущу и крепку плотию, бяше бо силен за два человека. И аще что делаше, псалом во устех его всегда бяше: предзрех Господа, предо мною есть выну, яко одесную мене есть, да ся не подвижу.
По лете же единем (1345) игумен Митрофан паки прииде к блаженному Сергию и тут живяше и священствоваше несколько лет; таже разболеся и, неколико времени поболев, от сего жития преставися (в 1356 году). Бе же священнолепен и нарочит муж и в седине же светлеяся. И опечалися о преставлении его преподобный Сергий.
Тогда братия вся совещавшеся единомысленно и собрашаяся вся вкупе и пришедше глаголаше Преподобному сице: Отче, не можем быти без игумена, да приимеши ты священничества чин и будеши нам игумен и отец. Он же отрицашеся, братия же паки молиша его дважды и трижды. Он же твердою душею и смиренным умом, ни ласканиям повинуяся, ни прещения бояшеся. Братия же восхотеша разъитися разно. Он же, принужден сый, рек им: Выше меры моея есть, якоже вы повелеваете ми; но воля Господня да будет! Аще Бог восхощет и святитель, буди тако; идем во град Переяславль к епископу. Бе бо тогда (в 1356 г.) митрополит Алексей в Цареграде, во граде же Переяславле повеле быти во свое место епископу Афанасыо Волынскому. К нему же прииде Сергий, поим (т. е. взяв) с собою два старца, и обычное поклонение пред епископом сотвориша. Он же, уведав о Сергии и о создании монастыря его и о Добродетельном житии его, и побеседова с ним духовно, и вопроси вины (о причине) прихода его. Сергий же нача просити игумена себе в новосозданный монастырь его. Афанасий же епископ рече: Тебе подобает в том своем монастыре игумену быти. Сергий же рече: Архиерею Божий! Аз недостоин есмь, но не смею преслушатися тебе; аще тако Богу изволившу, да помогут моему недостоинству молитвы твои святыя. Святитель же вниде в церковь и облечеся в священные ризы и повеле Сергию изглаголати: Верую во единого Бога. И по окончании того знаменова его крестообразно и сотвори молитву, и постави его в чтецы и в поддияконы. На утрие же соверши его иерейским саном. И в третий день преподобный Сергий со архиереем Афанасием соверши божественную службу, и поуча его святитель по священным правилам и по божественному писанию. К сим же и иная учительная словеса изрек к нему и, духовно учредив, отпусти его. Сице Божиею благодатью сподобися священства и игуменства, не о себе (т. е. не сам) власть восхити, не о себе игуменство взя.
Прииде же Преподобный в монастырь, и сретоша его братия, и падше поклонишася ему до земли. Он же вниде в церковь и паде лицем на землю, со слезами моляся Владыце Христу и Пречистей Богородице и Святым и Небесным Силам бесплотным, и Предтече, и Апостолом, и великим святителем Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, дабы дал ему Господь Бог дерзновение у Престола Славы предстояти и бескровную жертву приноси™ о своих гресех и о чужих. И глаголаше к братиям: Апостол глаголет: плод духовный есть любы, радость, смирение, долготерпение, благость, благостыня, вера, кротость, воздержание. Мало же словесы глаголаше, вяще же делы учаще. Бе же числом иноков тогда 12-ть, кроме игумена, и сице по два или по три лета бываше (1357, 1358, 1359). И аще един от числа убудет, или от монастыря изойдет, или ко Господу отъидет, и тогда другого на место его приимаше, да число не истощится.
Таже по времени (примерно около 1360 года) прииде ко святому Симон архимандрит из Смоленска, нарочит и честен, добродетельми сияя, и оставль архимандритию и вниде в монастырь к преподобному игумену Сергию и предаде ему вся имения своя на строение монастырю. И поживе много лет в смирении и в добродетелех, и в старости честней преставися ко Господу. Преподобный же погребе его честно и вечную память сотвори ему.
По сем же (около 1361 года) прииде брат Сергиев игумен Стефан от града Москвы к нему в монастырь и приведе с собою сына своего меньшого Ивана и предаде его брату своему, игумену Сергию. Он же постриже его в иноческий чин в день памяти св. преподобного Феодора Трихины и нарече ему имя Феодор [1].
Многие же от различных градов прихождаху к игумену Сергию иноцы и миряне; Преподобный же всех принимаше со усердием. Пострищися хотящим повелеваше облещися в свиту долгу, яже от сукна черна, и в ней ходити с братиями время довольно, дондеже навыкает весь устав монастырский. Таже по сих облачаше в мнишескую одежду уже во всех службах монастырских искусившихся, в мантию и клобук. Егда же будет кто совершен и житием чист и искусен сый, такового сподобляше прияти и святую схиму.
Преподобный Сергий, аще бо и приял игуменство и власть, и честь, но не остави "правила своего и собою образ всем дая и на дело прежде всех исходя, и на церковное пение всех обреташеся, и николи же на стену восклоняяся; поздне же, вечеру глубоку сущу, нощию обхожаше келий братии своея. И аще кого услышаше молящася, или рукодельствующа, или прочитающа божественная писания, или о гресех своих сетующа - о сих радовашеся и моляше Бога о них, дабы до конца совершали доброе течение. Егда же слышаше дву или трех сошедшихся и глумящихся, в оконце потолкав, отхожаше, и на утрие призвав к себе, с тихостию и кротостью и с милостью научаваше, непокорливых же епитимиями облагаше. И цветяше место то, и множашася братия.
Потом (примерно около 1364 года) приидоша Греки от Константинограда к святому Сергию в монастырь, от Филофея, патриарха Цареградского, и даша ему благословение от патриарха: крест, и парамент, и схиму, и грамоту. Блаженный же рече к ним: Не соблазнисте ли ся? Блюдите, еда ко иному посланы бысте; аз бо несмь достоин таковых от св. патриарха. Они же рекоше: Ты ли еси Сергий, живый в Радонеже? Он же рече: Аз семь грешный чернец Сергий. Они же рекоша: Тебя благословляет Филофей, патриарх вселенский. Святый же по сем умолча и чествова их добре и повеле им пребыти в монастыре его. И в тот час сам, взем поминки и грамоту патриаршу, и пеш поиде.ко блаженному Алексию митрополиту во град Москву. И пришед к блаженному Алексию митрополиту, и вдаде ему поминки и грамоту патриаршу, поведа же и глаголанная ему от посланных. Митрополит же, взем грамоту, и нача чести во услышание всем. Бе же написано сице:
"Божиею милостью кир Филофей, Константинограда патриарх вселенский, о Святом Дусе сослужебнику нашего смирения Сергию благодать, и мир, и благословение. Слышахом по Бозе житие твое и прославихом Бога, яко же рече Господь: да возсияет свет ваш пред человеки, да видят добрая ваша дела и прославят Отца вашего, иже на небесех. Житие твое и братии твоея слышахом и похвалихом. Но еще ти едина главизна недостаточествует, яко не общее житие стяжал еси, его же сам пророк богоотец Давид, иже вся обсязавый разумом и ничто же ино возможе похвалити, токмо сице: се ныне что добро или что красно, но еже жити братиям вкупе? Сице и аз совет благ даю вам; послушайте убо смирения нашего и сотворите общее житие, да милость Божия на вас и Пречистыя Богородицы и всех святых и наше благословение и молитва да будут с вами".
Вопроси же преподобный игумен Сергий Алексия митрополита, како повелит ему быти, общему ли, пустынному ли житию? Алексий же митрополит отвеша сице: Яко же кир Филофей патриарх повелевает и благословляет, сице же и аз благословляю. И тако отпусти его с миром. Он, же пришед в монастырь свой, иже в Радонеже, и возвести братии писанное от Филофея патриарха Цареградского и советованное от блаженного Алексия митрополита всея Русии. Они же с радостью глаголаша: И мы, отче зело желаем общего жития. Преподобный же Сергий возрадовася о единомыслии и согласии их и помышляше воле Божией быти. И тако разрядиша братию по службам: оваго келаря, оваго подкеларника, оваго казначея, оваго уставщика, овех трапезников, иных поваров, других хлебопеков, иных же больным служити. И все имение монастырское обще сотвориша, и никому же ничтоже свое держати, ниже своим звати что, но вся обща имети. Елицы же тако не восхотеша, отай изыдоша из монастыря. И оттоле уставися общее житие в монастыре св. Сергия ил г в Радонеже.
Во един убо от дний, в монастыре Сергиевом поющим вечерню в день субботний, св. Сергий в алтаре священствуя, старший брат Сергиев Стефан стояше на крылосе и вопроси конархиста глаголя: Кто тебе повеле сию книгу взяти? Он же рече: Игумен Сергий повеле ми. Глагола Стефан: Кто есть игумен на месте сем? Не аз ли прежде седох на месте сем и церковь воздвигох? И иная некая изрече словеса нелепая. И то слышав блаженный Сергий в алтаре и не рече никому ничтоже. И егда братия вся изыдоша из церкви в трапезу на ужину, святый же не вниде в трапезу, ни в келью, но изыде из монастыря един, никому же ведущу. И приспе нощь, пребысть в пусте лесе, един моляся. И мало почив, заутра иде в путь свой и прииде в монастырь Живоначальныя Троицы на Мохрище ко игумену Стефану, родом из Киева, иже пострижеся в Киево-Печерской Лавре, но от сильного гонения иноверных уклонися, основатель же бе того монастыря на Мохрище. И испраси Сергий у него себе брата ведяща указати ему места пустынная. И обрет место красно и зело высоко над рекою над Кержачем.
Братия же в монастыре его, иже в Радонеже, оскорбишася о нем и изыдоша мнози на взыскание его. И един брат обрете его на Кержаче и от радости не восхоте возвратитися к своим поведати о нем; после же паки иде, да не в скорбь впадут. Они же, слышавше, возрадовашася и начаша приходити к нему, овогда два, овогда три, иногда же и множае. Блаженный же Сергий на месте том постави себе келию и братиям, и посла два от ученик своих к преосвященному Алексию митрополиту, прося благословения основати церковь во имя Благовещения Пречистыя Богородицы. И благословение от святителя получив, и церковь основа; и быша многи делатели, иноцы же и миряне, князи и бояры и вельможи, много имения, сребра и злата приношаху на строение монастырю. И тако вскоре монастырь поставлен бысть на Кержаче во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения.
От монастыря св. Троицы, иже в Радонеже, братия смутишася и идоша в град Москву и молиша со слезами св. Алексия митрополита, дабы возвратил к ним от Кержача в Радонеж преподобного игумена Сергия в начальный его монастырь. Святитель же Алексий, послушав их, и вскоре посла два архимандрита Герасима и Павла к Сергию, глаголя сице: Довлеет тобою совершенная церковь и монастырь. Кого из своих учеников, того постави вместо себя строителя в монастыре своем на Кержаче, а сам возвратися в прежний монастырь свой св. Троицы, иже в Радонеже. Он же обещася тако быти, и возвратившеся архимандриты сказаша Алексию митрополиту. И тако св. Алексий вскоре посла священника к Преподобному, и свящаше церковь во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения. Избра же преподобный Сергий единого от ученик своих, именем Романа, и посла его во град к святителю в пресвитеры ставитися, и поставлен бысть в священничество, и предаде ему преподобный Сергий новоначальный той свой монастырь строити, иже на Кержаче; а сам возвратися в прежний свой монастырь Пресвятыя Троицы, иже в Радонеже.
Примерно около 1365 года преосвященный Алексей митрополит восхоте обет свой исполнити, его же обещася ко Христу Богу, идый из Царяграда тяжкого плавания ради. И сице взя у Сергия ученика его Андроника, родом Ростовца, иже много лет поживе в послушании у святого Сергия. И постави монастырь близ града Москвы, на реце на Яузе, Нерукотворениого Образа Господа нашего Иисуса Христа, и бысть монастырь велий, и церковь камеина красно подписана (т. е. расписана) вельми. Бысть же сей Андроник тих, и кроток, и смирен зело. И многие прихождаху к нему и постригахуся. И много лет поживе в добродетелех, в старости глубокой ко Господу отъиде. Вместо себя благослови и постави игумена в том монастыре ученика своего Саву, зело духовна и добродетельна суща.
В 1366 году преподобный игумен Сергий, по просьбе князя великого Дмитрия Ивановича, ездил послом в Нижний . Новгород к князю Борису Константиновичу, и мир и тишину паки возстави, и первый слона о браке князя великаго Дмитрия Ивановича со дщерью князя Дмитрия Константиновича Суздальскаго были пособием преподобного игумена Сергия, чем пресеклись междоусобный распри о великом княжении Владимирском па Клязьме.
Прежде реченпого убо старшего Сергиева брата по плоти Стефана сын его Иван, иже пострижеся от дяди своего Сергия, приведен отцем его Стефаном и отдан на руки преподобному Сергию и именован в иноческом чипе вместо Ивана - Феодор, и наставлен бысть от дяди своего Сергия добродетельному житию, и просия в постничестве и в воздержании иноческого жития, и священничества сподобися. Имяше же обычай вся помыслы свои поведывати преподобному игумену Сергию. Прииде же ему помысл изобрести место и создати монастырь, и новеда сие Сергию. Он же рече ему: Аз, чадо, надеяхся, яко ты кости моя гробу предаши и по мне игумен в месте сем будеши: ныне же, аще хощеши сие дело начати о Бозе - Бог да поможет ти и Пречистая Богородица. И тако благослови Феодора, братича своего, и с ним братию единомысленных ему добродетельных. Они же шедше искаша по многим местам и обретоша место потребно к строению монастырскому, зовомое от древ их Симоново, близ Москвы-реки, недалече от града Москвьь
Прииде же и сам преподобный Сергий, виде, яко добро место и потребно ко строению монастырскому, и возвестивше блаженному Алексию митрополиту, благословение от него получиша. И тако, по повелению и благословению, основаша церковь во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения [2]. И поставиша церковь, и трапезу, и келий множество. Князи же и бояре и вельможи даяху имения многа, злата и сребра на строение монастырю. И поставиша общее житие со многою и великою крепостью по уставу великих преподобных отец.
Умолен же бысть преподобный Сергий великим князем Дмитрием Ивановичем о ученике его Феодоре и понужен Алексием митрополитом, да уволит его на игуменство. И тако поставлен бысть игуменом Феодор, братич преподобного Сергия, в созданном его монастыре на Симонове Алексием митрополитом, и живый житие добродетельно и премудр и смыслен зело. И бысть монастырь его честен и славен.
В 1373 году князь Владимир Андреевич Боровский восхоте заложить монастырь в Серпухове, и умоли преподобного Сергия, дабы дал ему ученика своего добродельна суща, именем Афанасия, родом Ростовца, и дабы шел сам преподобный Сергий и основал монастырь близ града Серпухова. Святый же поиде пеш, и пришед и обрете место, зовомое Высокое у реки Нары на берегу, близ реки Оки, и основа церковь во имя Пречистыя Богородицы честнаго ее Зачатия, и даде ученика своего Афанасия, добродетельна и учительна и божественных писаний разумна, еже и ныне свидетельствуют писания его, и бысть монастыря того игумен.
В 1375 году преподобный игумен Сергий крести в Переяславле сына князя великого Дмитрия Ивановича, князя Юрья.
В 1378 году, преосвященному Алексию митрополиту в старости (сущу) и изнемогшу, призвал к себе преподобного Сергия, беседоваше с ним, желая его по себе быти на митрополиче столе всея Русии. И взем крест с марамантом, украшен златом и бисером и камением многоценным, благослови преподобного игумена Сергия. Он же рече: Прости мя, великий святителю Божий. Несть се моея меры. И ему много бывшу, отпусти его митрополит. Он же отъиде с радостию в свой монастырь, иже в Радонеже.
В 1380 году, августа 18-го дня, князь великий Дмитрий Иванович, готовясь идти на Мамая, приде в монастырь Живоначальныя Троицы помолитися и к игумену благословитися. И выпроси у него дву братов инок Пересвета и Ослабя - ратницы великие и воины крепкие и смыслепии зело к воинственному делу и наряду. Преподобный Сергий отпусти их и благослови. И глагола князь великий: Отче преподобный. Аще ми Бог поможет и возвращуся здрав, поставлю монастырь Пречистыя Богородицы Успения.
В 1381 году игумен Феодор Симонова монастыря, братич преподобного Сергия, бысть духовный отец великому князю Дмитрию Ивановичу и тысяцком, и боярам, и вельможам, и ходи со князем великим в поход на Мамая, и сияше добродетельми и славою паче многих. В том же году Феодор, игумен Симонова монастыря, послан быв в Киев по Киприана митрополита, и пришел с ним к Москве.
В том же году возвратися князь великий Дмитрий Иванович, победив Мамая, и умоли преподобного Сергия поискати место па поставление монастыря. Он же обрет место, и основаша церковь и монастырь во имя Пречистыя Богородицы Успения (свящепа бысть церковь декабря в 1-й день), и составиша общее житие и постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Леонтия, иже бысть прежде в его монастыре духовник всему братству, старец честен и учителем зело. И прозвася тот монастырь на Дубенке.
В 1382 году князю Владимиру Андреевичу Боровскому родися сын князь Иоанн, а крести его Киприап митрополит и Сергий игумен Радонежский. В том же году августа 14-го дня родися князю великому Дмитрию Ивановичу сын князь Андрей. Крести его игумен Феодор Симонова монастыря.
В 1384 году Феодор игумен Симонова монастыря послан был от великого князя Дмитрия Ивановича со Дионисием архиепископом Суздальским в Царьград о управах и управлении митрополии. Бысть же тогда на Москве митрополит Пимен, а на Киеве митрополит Киприап.
В 1385 году возвратися из Царяграда Феодор игумен Симонова монастыря, братич преподобного Сергия, поставлен от патриарха Нила во архимандрита. И тако его монастырю сияющу в славе и чести, и в добродетелех, яко многие того монастыря старцы позваны быша Промыслом Божиим во многие и дальние грады во епископы и в честные монастыри на архимандритство и игуменство, и в добродетелех честне и славне ожиста и упасоша стада своя о Господе.
В 1386 году июня 29-го родися князю Дмитрию Ивановичу ын князь Петр, и крести его преподобный игумен Сергий.
В 1387 году преподобный игумен Сергий: упрошен-быв князем великим Дмитрием Ивановичем, ездил послом от него ко князю Олегу Ивановичу Рязанскому для заключения мира, и возвратися с честию и славою и с похвалою от всех людей.
В 1390 году, в первое лето княжения князя великого Василия Дмитриевича, Феодор, архимандрит Симонова монастыря, поставлен бысть во епископы Ростову. Ему же даде патриарх Антоний Цареградский архиепископство, и нарицашеся архиепископ Ростовский, и прииде с Киприаном митрополитом вторично к Москве и добре упасе Богом ему порученную паству и, богоугодно пожив, отъиде ко Господу.
Ученики преподобного Сергия знаменитейшие суть следующие: 1) Никон, игумен и преемник Преподобного; 2) Михей, келейник его; 3) Исаакий-молчальник; 4) Симон-безмолвник; 5) Василий Сухий; 6) Иоанникий; 7) Макарий; 8) Онисим, дьякон, родом Ростовец, вельможа бывый прежде в Ростове, Елисеев отец; 9) Яков-посольник; 10) Елисей, сын дьякона; 11) Епифан, дьякон, иже написа о житии и чудесах преподобного Сергия; 12) Наум; 13) Варфоломей: оные погребены в Троицкой Лавре; 14) Савва, игумен монастыря на Дубенке; 15) Мефодий, игумен Николаевского монастыря, скончался в 1392 году июня 4-го дня; 16) Роман, игумен монастыря в Киржаче; 17) Феодор, архимандрит Симонова монастыря, потом архиепископ Ростовский, братич преподобного Сергия, скончался ноября 28 дня 1395 года; 18) Сергий Обнорский; 19) Афанасий-пустыиик, зовомый Железный Посох, У сложны Железнопольской; 20) Авраамий, игумен Галицкий, скончался июля 20 дня 1375 года; 21) Евфимий, архимандрит Спасского монастыря в Суздале, скончался апреля 1 дня 1401 года; 22) Афанасий, родом Ростовец, игумен Высоцкого монастыря в Серпухове, в 1384 г. иде с Киприаном митрополитом из Москвы в Киев, в 1392 году чрез послов греческого императора Иоанна Андрониковича Палеолога наречен Константиноградским патриархом; 23) Григорий, игумен Голутвина Богоявленского монастыря, в пяти верстах от града Коломны, при устье Москвы-реки, впадающей в Оку; 24) Андроник, родом Ростовец, игумен Спасского монастыря в Москве; 25) Пересвет, во св. крещении Александр, и 26) Ослабя, во св. крещении Родион, два брата-инока, родом из Брянских бояр, убиены за веру и отечество на брани с Мамаем 8 сентября 1381 года, погребены за Симоновым монастырем в Слободе при церкви Рождества Богородицы под колокольнею, в особливой палатке; 27) Леонтий, игумен монастыря на Дубенке, иже бысть духовник всему братству.
О прочем житии и чудесах преподобного игумена Сергия смотри Минеи-Четии и иные многие книги печатные и рукописные; за множеством же зде неудобовозможны вмещаемы быти.
НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ЕКАТЕРИНЫ II
(Перевод с французского)
"Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и прячется где-нибудь в отдалении. Доблесть не высказывается из толпы, не стремится вперед, не жадничает и не твердит о себе. - Никогда не окружайте себя льстецами: пусть знают, что вам противны восхваления и самоуничижение. - Оказывайте доверенность лишь к тем людям, у которых достанет духа при случае вам поперечить и которые предпочитают ваше доброе имя вашим милостям. - Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта не умаляла ни вашей власти, ни их почтения. Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания; пусть видят, что вы мыслите и чувствуете так, как вы должны мыслить и чувствовать. Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись, и все уважали. - Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя. Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести. - Мелочные правила и жалкие утонченности не должны иметь доступа к вашему сердцу. Великие люди чужды двоедушия: все низкое им противно.
Молю провидение, да напечатлеет оно эти немногие слова в моем сердце и в сердцах тех, которые их прочтут после меня.
Екатерина
1. Понеже Стефан игумен пострижеся до 1340 года и прежде гораздо преподобного Сергия, то сему сыну Стефана, иноку Феодору, при пострижении было за двадцать лет, а не двенадцать, яко то во многих книгах написано. Либо пострижение инока Феодора многие лета ранее происходило. 2. Сия церковь освящена была в 1405 году, по кончине преподобного Сергия и братанича его Феодора. |