Syllabus
или
Перечень, заключающий в себе главнейшие заблуждения нашего времени, указанные в консисториальных аллокуциях, энцикликах и иных апостольских посланиях святейшего господина нашего Папы Пия IX
Оп.: "Покров", №2 (1999) (альманах московских лефевристов)
См. библиографию. Фундаментализм.
Публикация 1865 - в Описи А, №30266.
§ 1. Пантеизм, натурализм и абсолютный рационализм
1. Не существует никакого высшего, мудрейшего и провиденциальнейшего Божественного Существа, отличного от совокупности сих вещей, и Бог является одним и тем же с природой вещей, и потому подвластен изменениям, и Бог действительно существует в человеке и в мире, а также все является Богом и имеет собственнейшую субстанцию Бога; одной и той же вещью является Бог с миром и, соответственно, дух с материей, необходимость со свободой, истина с ложью, добро со злом и справедливость с несправедливостью. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
2. Должно отрицать всякое действие Бога в отношении людей и мира. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
3. Человеческий разум, совершенно независимо от Бога, является единственным судьей истины и лжи, добра и зла, он является законом для самого себя, и его естественных сил достаточно для попечения о благе людей и народов. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
4. Все религиозные истины проистекают из прирожденных способностей человеческого разума; сей разум является главным правилом, на основании которого человек может и должен достигнуть познания всех различного рода истин. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Энциклика "Singulari quidem", 17 марта 1856 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
5. Божественное Откровение является несовершенным и, следовательно, подлежащим постоянному и неопределенному развитию, которое соответствует развитию человеческого разума. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
6. Вера Христова находится в противодействии с человеческим разумом, и Божественное Откровение не только не приносит никакой пользы, но даже препятствует совершенству человека. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.: Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
7. Пророчества и чудеса, показанные и рассказанные в Священных Писаниях, являются поэтическими вымыслами, а тайны христианской веры - суммой философских изысканий; и в книгах обоих Заветов содержатся мифические измышления; и Сам Иисус Христос является мифической выдумкой. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокущия "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
§ 2. Умеренный рационализм
8. Так как человеческий разум приравнивается к самой религии, следовательно богословские науки рассматриваются точно так же, как философские. Аллокуция "Singulari quadam perfusi", 9 декабря 1854 г.
9. Все без исключения догматы христианской религии являются предметом естественного знания или философии; и человеческий разум, исторически только образованный, может, исходя из своих естественных сил и принципов, прийти к истинному знанию обо всех, даже наиболее сокровенных, догматах, если только сии догматы были бы предложены самому разуму как предмет. Послание "Gravissimas" Архиепископу Фрейзингскому, 11 декабря 1862 г.; Послание "Tuas libenter" ему же, 21 декабря 1863 г.
10. Так как одним является философ, а другим философия, то первый имеет право и обязанность подчиняться авторитету, который сам признал истинным; но философия и не может, и не должна подчиняться какому-либо авторитету. Послание "Gravissimas" Архиепископу Фрейзингскому, 11 декабря 1862 г.; Послание "Tuas libenter" ему же 21 декабря 1863 г.
11. Церковь не только не должна когда-либо порицать философию, но даже должна терпеть заблуждения философии и предоставлять ей самой себя исправить. Послание "Gravissimas" Архиепископу Фрейзингскому, 11 декабря 1862 г.
12. Декреты Апостольского Престола и Римских Конгрегации препятствуют свободному развитию науки. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.
13. Методы и принципы, которыми древние Учители схоластики разрабатывали Богословие, никак не соответствуют нуждам нашего времени и развитию науки. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.
14. Философия рассматривается без принятия во внимание сверхъестественного Откровения. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.
NB. Системе рационализма соответствуют по большей части заблуждения Антона Понтера, которые осуждены в Послании Кардиналу Архиепископу Кельнскому "Eximiam tuam" от 15 июня 1857 г. и в Послании Епископу Бреслау "Dolore haud mediocri" от 30 апреля 1860 г.
§ 3. Индифферентизм, латитудинаризм
15. Каждый человек свободен избирать и исповедовать ту религию, которую он при помощи света разума полагает истинной. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
16. Люди в культе какой бы то ни было религии могут найти путь вечного спасения и сподобиться оного. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Ubiprimum", 17 декабря 1847 г.; Энциклика "Singulari quidem", 17 марта 1856 г.
17. По крайней мере можно надеяться на вечное спасение всех тех, кто никоим образом не пребывает в истинной Церкви Христовой. Аллокуция "Singulari quadam ", 9 декабря 1854 г.; Энциклика "Quanta conjiciamur moerore ", 17 августа 1863 г.
18. Протестантизм является ни чем иным, как другой формой той же истинной христианской религии, в которой, так же, как и в католической Церкви, можно угодить Богу. Энциклика "Nostis et Nobiscum ", 8 декабря 1849 г.
§ 4. Социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, клерикально-либеральные общества
Язвы этого рода часто и сурово осуждаются в Энциклике "Qui pluribus" от 9 ноября 1846 г., в Аллокуции "Quibus quantisque" от 20 апреля 1849 г., в Энциклике "Nostis et Nobiscum" от 8 декабря 1849 г., в Аллокуции "Singulari quadam" от 9 декабря 1854 г., в Энциклике "Quanto conficiamur moerore" от 10 августа 1863 г.
§ 5. Заблуждения, касающиеся Церкви и ее прав
19. Церковь не является истинным и совершенным обществом, вполне свободным; она не пользуется своими собственными и неизменными правами, дарованными ей Божественным ее Основателем; но светской власти подлежит определять, каковыми являются права Церкви, а также границы, в которых эти права могут осуществляться. Аллокуция "Singulari quadam", 9 декабря 1854 г.; Аллокуция "Multis gravibusque", 17 декабря 1860 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
20. Церковная власть не должна осуществлять свои полномочия без разрешения и одобрения светского правительства. Аллокуция "Meminit unusquisque", 30 сентября 1861 г.
21. Церковь не имеет власти догматически определять, что вера католической Церкви является единственной истинной религией. Апостольское послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.
22. Обязанность, которой полностью связываются католические ученые и писатели, ограничивается только тем, что безошибочным судом Церкви объявляется как догмат веры для всеобщего верования. Послание Архиепископу Фрейзингскому "Tuas libenter", 21 декабря 1863 г.
23. Римские Первосвященники и Вселенские Соборы превысили пределы своей власти, узурпировали права государей, а так же заблуждались в определении вещей, относящихся к вере и нравственности. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.
24. Церковь не имеет власти применять силу и не имеет никакой мирской власти, прямой или косвенной. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
25. Кроме присущей епископату власти, есть еще мирская власть, дарованная [ему] светским государством явно или молчаливо, которая когда угодна может быть отъята. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
26. Церковь не имеет прирожденного и законного права приобретения и владения. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.; Энциклика "Incredibili", 17 сентября 1863 г.
27. Церковные священнослужители и Римский Первосвященник являются полностью отстраненными от попечения и господства над всеми мирскими вещами. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
28. Епископам, без разрешения правительства, не позволено обнародовать даже сами Апостольские Послания. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
29. Милости, предоставленные Римским Первосвященником, должны рассматриваться как недействительные, если не были получены через посредство правительства. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
30. Иммунитет Церкви и церковных лиц имел происхождение от светского права. Апостольское Послание "Multiplies inter", 10 июня 1851 г.
31. Церковная судебная юрисдикция для процессов клириков по мирским делам, как гражданских, так и уголовных, является полностью отмененной, даже без совета с Апостольским Престолом и учета его возражений. Аллокуция "Acerbissimum ", 27 сентября 1852 г.; Атокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
32. Без всякого нарушения естественного права и справедливости может быть уничтожен личный иммунитет, которым клирики освобождаются от бремени вступления на военную службу и несения ее; этого уничтожения воистину требует гражданское развитие, особенно в обществе, основанном на либеральных узаконениях. Послание "Singularis Nobisque" Епископу Монреальскому, 29 сентября 1864 г.
33. Не принадлежит единственно к присущему и прирожденному праву власти церковной юрисдикции руководство обучением богословским предметам. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.
34. Учение, сравнивающее Римского Первосвященника с независимым государем и властителем во всемирной Церкви, является учением, преобладавшим в средние века. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
35. Ничто не препятствует тому, чтобы решением какого-либо всеобщего Собора или действием всего народа достоинство Верховного Первосвященника от Римского Епископа и из города Рима было передано другому Епископу и в другой город. Апостольское послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
36. Определение национального собора никакого иного не дотекает обсуждения, и светская администрация может сообразовываться с этими пределами. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
37. Могут быть учреждаемы национальные Церкви, изъятые из-под власти Римского Первосвященника и полностью отделенные от него. Аллокуция "Multis gravibusque", 17 декабря 1860 г.; Аллокуция "Jamdudum cernimus", 18 марта 1861 г.
38. Разделению Церкви на Восточную и Западную способствовали непомерные претензии Римских Первосвященников. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
§ 6. Заблуждения о гражданском обществе, рассматриваемом либо само по себе, либо в его отношениях с Церковью
39. Государство, как начало и источник всякого права, пользуется правом, которое не ограничено никакими пределами. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
40. Учение Католической Церкви является противостоящим благу и пользе человеческого общества. Энциклика "Qui pluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Quibus quantisque", 20 апреля 1849 г.
41. Светской власти, даже осуществляемой неверным властителем, принадлежит косвенная негативная власть в отношении сакральных вещей; ей же, соответственно, принадлежит не только право, называемое exequatur, но также право апелляции, именуемой ab abusu. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
42. В случае конфликта законов между двумя властями светское право имеет преимущество. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
43. Светская власть имеет право разрывать и объявлять недействительными торжественные соглашения (обычно называемые конкордатами), заключенные с Апостольским Престолом касательно пользования правами, относящимися к церковному иммунитету, без его согласия и несмотря на его протесты. Аллокущия "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Multis gravibusque ", 17 декабря 1860 г.
44. Светская власть может вмешиваться в вещи, относящиеся к религии, нравственности и духовному руководству. Поэтому она может иметь суждение о наставлениях, которые пастыри Церкви издают согласно своему долгу, как правило, для совести; и даже она может принимать решение о преподании Божественных Таинств и о расположениях, необходимых для их принятия. Аллокуция "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Maxima quidem ", 9 июня 1862 г.
45. Все управление общественных школ, в коих обучается молодежь какого-либо христианского Государства, исключая только некоторым образом епископские семинарии, может и должно быть предоставлено светской власти, и при этом так, что никакой иной какой-либо власти не признается право вмешиваться в дисциплину школ, в руководство занятиями, в присвоение степеней, в выбор либо утверждение преподавателей. Аллокуция "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Qitibus luctuosissimus ", 5 сентября 1851 г.
46. Даже в самих духовных семинариях метод, употребляемый в научных занятиях, подчиняется светской власти. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
47. Наилучшее устройство гражданского общества требует, чтобы народные школы, которые открыты для всех детей из каждого класса населения, а также в целом учреждения, которые предназначены для преподавания наук и серьезных дисциплин, для заботы об образовании молодежи, освобождались от всякой власти Церкви, от ее сдерживающего влияния и вмешательства и полностью подчинялись воле светских и политических властей, согласно предписаниям правящих и общему мнению эпохи. Послание Архиепископу Фрейбургскому "Сит поп sine", 14 июля 1864 г.
48. Католики могут принять систему образования их молодежи, которая была бы отдалена от католической веры и власти Церкви, и которая имела бы исключительной или по крайней мере основной целью только изучение чисто естественных вещей и общественной жизни на земле. Послание Архиепископу Фреибургскому "Сит поп sine", 14 июля 1864 г.
49. Светская власть может препятствовать свободному и взаимному общению священных Предстоятелей и верующего народа с Римским Первосвященником. Аллокуция "Maxima quidem ", 9 июня 1862 г.
50. Светская власть сама по себе имеет право представлять Епископов к должности и может от них требовать, чтобы они вступали в управление епархиями до получения канонического назначения от Святого Престола и апостолического послания. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
51. Светская власть имеет даже право отстранять Епископов от пастырского служения и не обязана повиноваться Римскому Первосвященнику в том, что касается учреждения епархий и поставления Епископов. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.; Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.
52. Правительство может, по принадлежащему ему праву, изменять возраст, предписанный Церковью для принесения монашеских обетов как женщинами, так и мужчинами, и приказывать монашеским общинам не допускать никого к принесению торжественных обетов без его разрешения. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
53. Должно упразднить законы, покровительствующие существованию монашеских общин, их правам и функциям; более того, гражданская власть может оказывать помощь всем тем, кто хотел бы покинуть монашеское сословие, к которому они присоединились, и нарушить свои торжественные обеты; также она может полностью упразднять сии самые монашеские общины, равно как коллегиатские церкви, простые бенефиции, даже объятые правом патроната, присваивать и подчинять их имущества и доходы своему управлению и распоряжению. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.; Аллокуция "Probe memineritis ", 22 января 1855 г.; Аллокуция "Cum saepe", 26 июля 1855 г.
54. Цари и князья являются не только изъятыми из юрисдикции Церкви, но даже стоящими выше Церкви, когда речь идет о разрешении вопросов юрисдикции. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.
55. Церковь должна быть отделена от Государства, а Государство от Церкви. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.
§ 7. Заблуждения, касающиеся естественной и христианской нравственности
56. Нравственные законы не имеют нужды в Божественной санкции и совершенно не является необходимым, чтобы человеческие законы соответствовали естественному праву или получали от Бога обязывающую власть. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
57. Наука о философии и нравственности, равно как и гражданские законы, могут и должны быть изъятыми из под власти Божественной и Церковной. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
58. Не должно признавать иных сил, кроме заключающихся в материи, и вся нравственность и честность должны состоять в накоплении и увеличении любым способом своих богатств и в обеспечении своих наслаждений. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.; Энциклика "Quanta conficiamur moerore", 10 августа 1863 г.
59. Право состоит из материальных действий; все людские обязанности суть пустые названия, и все человеческие поступки имеют силу права. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
60. Власть является ни чем иным, как совокупностью чисел и материальных сил. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
61. Несправедливость, увенчанная на деле успехом, не несет никакого посягательства на святость права. Аллокуция "Jamdudum cernimus", 18 марта 1861 г.
62. Должно провозгласить и соблюдать принцип, называемый невмешательством. Аллокуция "Novos et ante", 28 сентября 1860 г.
63. Дозволено отказывать в послушании законным государям и даже восставать против них. Энциклика "Qui pluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Quisque vestrum ", 4 октября 1847 г.; Энциклика "Nostis et Nobiscum ", 8 декабря 1849 г.; Апостольское Послание "Cum catholica Ecclesia ", 26 марта 1860 г.
64. Нарушение присяги, сколь бы святой она ни была, и всякое преступное и постыдное действие, противостоящее вечному закону, не только не должно быть порицаемым, но оно является совершенно законным и достойным самых больших похвал, когда вдохновлено любовью к Родине. Аллокуция "Quibus quantisque", 20 апреля 1849 г.
§ 8. Заблуждения, касающиеся христианского брака
65. Нельзя установить никаким доводом, что Христос возвел брак в достоинство Таинства. Апостольское Послание "Ad apostolicae ", 22 августа 1851 г.
66. Таинство брака является лишь дополнением брачного контракта, которое может быть от него отделено, и само Таинство состоит в одном только свадебном благословении. Апостольское Послание "Ad apostolicae ", 22 августа 1851 г.
67. Согласно естественному праву, узы брака не являются нерасторжимыми, и в различных случаях развод, в точном смысле слова, может быть санкционирован гражданской властью. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.; Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.
68. Церковь не имеет права вводить препятствия, разрывающие брак, но это относится к компетенции светской власти, которой существующие препятствия должны быть устраняемы. Апостольское Послание "Multiplies inter", 10 июня 1851 г.
69. Церковь начала вводить в позднейшие века препятствия, разрывающие брак, не на основании присущего ей права, но используя право, полученное от гражданской власти. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
70. Каноны Тридентского Собора, налагающие анафему на дерзающих отрицать власть Церкви вводить препятствия, разрывающие брак, не являются догматическими, либо должны рассматриваться как заимствованные означенной властью. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
71. Форма, предписанная Тридентским Собором, не является обязательной под угрозой признания брака недействительным, когда гражданский закон устанавливает иную форму следования и желает, чтобы посредством сей формы брак был действительным. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
72. Бонифаций VIII первый заявил, что обет целомудрия, произнесенный при рукоположении, делает брак недействительным. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
73. В силу чисто гражданского контракта может существовать истинный брак между христианами; и является ложным, что либо брачное соглашение между христианами всегда было бы Таинством, либо сие соглашение было бы недействительным без Таинства. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.; Послание Его Святейшества Пия IX королю Сардинии, 9 сентября 1852 г.; Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.; Аллокуция "Multis gravibusque", 17 декабря 1860 г.
74. Дела о браке и обручении, по присущей им природе, принадлежат к гражданской юрисдикции. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.; Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.
NB. Здесь могут быть помещены два других заблуждения: уничтожение церковного целибата и предпочтение, отдаваемое состоянию брака над состоянием девства. Они осуждены, первое в Энциклике "Qui pluribus" от 9 ноября 1846 г., второе в Апостольском Послании "Multiplices inter" от 10 июня 1851 г.
§ 9. Заблуждения, касающиеся светской власти Римского Первосвященника
75. Чада христианской и католической Церкви спорят между собой о совместимости земного царства с духовной властью. Апостольское Послание "Ad apostolicae ", 22 августа 1851 г.
76. Упразднение светского суверенитета, которым пользуется Апостольский Престол, будет еще больше служить свободе и благу Церкви. Апостольское Послание "Quibus quantisque ", 20 апреля 1849 г.
NB. Помимо сих недвусмысленно обозначенных заблуждений, некоторые иные заблуждения осуждены по смыслу определенно представленным и изложенным учением, каковое все католики должны твердо исповедовать касательно светской власти Римского Первосвященника. Сие учение ясно преподается в Аллокуции "Quibus quantisque" от 20 апреля 1849 г., в Аллокуции "Si semper antea" от 20 мая 1850 г., в Апостольском Послании "Cum catholica Ecclesia" от 26 марта 1860 г., в Аллокуции "Novos et ante" от 28 сентября 1860г, в Аллокуции "Jamdudum cernimus" от 18 марта 1861г, в Аллокуции "Maxima quidem" от 9 июня 1862 г.
§ 10. Заблуждения, относящиеся к современному либерализму
77. В наше время более не является полезным рассматривать католическую религию как единственную государственную религию, исключая все иные культы. Аллокуция "Nemo vestrum", 26 июля 1852 г.
78. Также является похвальным, чтобы в каких-либо католических странах закон предоставил людям, туда вселяющимся, иметь публичное отправление их собственного культа. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.
79. Является, в самом деле, ложным то, что гражданская свобода всякого культа и равно предоставленная всем полная возможность открыто и публично проявлять всяческие мнения и мысли, сделает для народов более легким разложение нравов и душ и распространит язву индифферентизма. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
80. Римский Первосвященник может и должен примириться и вступить в соглашение с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией. Аллокуция "Jamdudum cemimus", 18 марта 1861 г.
|