Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

М.А. БАБКИН

СВЯЩЕНСТВО И ЦАРСТВО

 

К оглавлению

 


 


3. Из чинопоследования «Недели Православия»1

По официальному изданию РПЦ 1904 г.

[…]. Протодиакон, став на уготованнем месте, возглашает:

[…]2. Сия вера апостольская, сие вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Еще же соборы святых Отец, и их предания и писания Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаем.

Аще сему Господню о нас промышлению и откровению спасительному врази православия и противишася, но помяну Господь поношения раб Своих: хульники бо славы своея поруга, и продерзатели и враги православия боязненны и бежатели яви.

Якоже убо пленяющих разум свой в послушание Божественному откровению и подвизающихся за оное ублажаем и восхваляем: тако противящихся сей истине, аще ожидавшему их обращения и раскаяния Господу не покаяшася, Священному Писанию последующе и первенствующия Церкве преданий держащеся, отлучаем и анафематствуем.

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мiр сей есть самобытен, и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывают, анафема (трижды).

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть: или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща, и подобная хуления произносящим, анафема (трижды).

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа, не Единаго быти Бога, анафема (трижды).

Безумне глаголющим, не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, анафема (трижды).

Не приемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства, анафема (трижды).

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве дева, анафема (трижды).

Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов, и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину, анафема (трижды).

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение, анафема (трижды).

Отмещущим вся Таинства святая, Церковию Христовой содержимая, анафема (трижды).

Отвергающим Соборы святых Отец и их предания, Божественному откровению согласная и Православно-Кафолическою Церковию благочестно хранимая, анафема (трижды).

Помышляющим, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема3 (трижды).

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь ко воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы, анафема (трижды).

Всем же о православии подвизавшимся словесы, писании, учении, страдании и Богоугодным житием, яко защитником и пособником онаго, Христова Церковь, летнее воспоминание творящи, восклицает:

Святому благоверному и равноапостольному царю Константину4, и матери его Елене5, православным греческим царем: Великому Феодосию6, Феодосию Юнейшему7, Иустиниану8 и прочим православным царем и царицам греческим, вечная память (трижды).

Благоверному и равноапостольному великому князю Владимиру9, благоверней велицей княгине Ользе10, и прочим благоверным царем и великим князем, царицам и великим княгиням, и всем от рода царей и великих князей российских преставльшимся11, вечная память (трижды).

Благочестивейшим государем императором: Петру Первому12, Петру Второму13, Петру Третиему14, Павлу Первому15, Александру Первому16, Николаю Первому17, Александру Второму18 и Александру Третиему19, и благочестивейшим государыням императрицам: Екатерине Первей20, Анне Иоанновне21, Елисавете Петровне22, Екатерине Вторей23, Елисавете Алексиевне24, Марии Феодоровне25, Александре Феодоровне26 и Марие Александровне27, вечная память (трижды).

Святейшим патриархом Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и Всероссийским, и преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом православным, вечная память (трижды).

Пострадавшим и убиенным в различных походех за православную веру и Отечество князем, боляром, христоименитому воинству и всем православным христианом в истинней вере и благочестии и в надежди воскресения скончавшимся, вечная память (трижды).

Православная Христова Церковь, торжественно воспоминающи подвизавшихся во благочестии, и сие всем своим христоименитым чадом к подражанию представляющи, имеет такожде долг восхваляти подвиги сих, иже ныне спасительнною верою и добродетелию приуготовляюще себе к вечному блаженству, утверждают православие.

Посем возглашает:

Христианского благочестия ревнителю, защитнику и покровителю Христовы Церкве, благочестивейшему, самодержавнейшему, великому государю нашему императору Николаю Александровичу28, самодержцу Всероссийскому, и иных стран государю и обладателю, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, на враги же победу и одоление, и сохрани его на многа лета. Многая лета (девятижды).

И супруге его, благочестивейшей государыне императрице Александре Феодоровне29; матери его, благочестивейшей государыне императрице Марии Феодоровне30; благоверному государю наследнику и великому князю Михаилу Александровичу31, и всему царствующему дому32, многая лета (трижды).

Святейшему правительствующему всероссийскому синоду33, многая лета (трижды).

Святейшим патриархом православным: Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, многая лета (трижды).

Преосвященному, имярек, многая лета (трижды).

Преосвященным православным митрополитом, архиепископом и епископом и всему освященному причту, многая лета (трижды).

Благоверным, правительствующему синклиту34, военачальником, градоначальником, христолюбивому воинству35 и всем православным христианом, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовей Церкви, подаждь, Господи, мир и тишину, благоденствие, изообилие плодов земных и многая лета (трижды).

Святая Троице, сих прослави и утверди даже до конца в правоверии: развратники же и хульники православныя веры и Христовы Церкве и не повинующияся оней обрати, и сотвори, да приидут в познание вечныя Твоея истины, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, аминь.

И по молитве сей, а?бие архиерей глаголет:

Слава Тебе, Богу36, благодетелю нашему, во веки веков.

Лик37: Аминь38. […].

Последование в Неделю Православия. СПб., Синодальная типография. 1904. Л. 25–40.

1 В источнике текст напечатан по-церковнославянски. «Перевод» на транскрипцию и на современный русский язык сделан нами (М.Б.).

Чин «Недели (или Торжества) Православия» совершается ежегодно: в первое воскресение Великого поста, перед литургией, сразу после чтения часов и с участием местного архиерея. Дозволяется также, по усмотрению преосвященного, служения чина и после литургии: перед её отпустом.

2 В частности, протодиаконом возглашается «Символ веры».

3 В чинопоследовании 1767 г. процитированный анафематизм оканчивался так: «…и тако дерзающим против их на бунт и измену, яко Гришке Отрепьеву, Ивану Мазепе, и протчым подобным, анафема» (Последование в неделю Православия. М., Синодальная типография. 1767. Л. 8об.).

4 Константин I, или Великий (274 или ок. 285 – 337), римский император (285–337), св.

5 Елена (между 248 и 257 – 327 или 328), римская императрица, св.; супруга императора Констанция Хлора (324 – 327 или 328)*; мать императора Константина Великого.

6 Феодосий I, или Великий (ок. 346 – 395), римский император (379–395), св.

7 Феодосий II, или Младший (401–450), император византийский (408–450), внук императора Феодосия Великого.

8 Юстиниан I (ок. 483 – 565), император византийский (527–565), св.

9 Владимир (?–1015), великий князь Киевский (978–1015), св.

10 Ольга (?–969), великая княгиня Киевская (945–969), св.

11 См. книгу: Годовой диптих почивших высочайших лиц династии Дома Романовых и усопших родителей святых угодников Божиих. СПб., Изд. Царское дело. 2006.

12 Петр I Алексеевич, или Петр Великий (1672–1725), царь всея Руси (1689–1721), император Всероссийский (1721–1725).

13 Петр II Алексеевич (1715–1730), император Всероссийский (1727–1730).

14 Петр III Феодорович (1728–1762), император Всероссийский (1761–1762).

15 Павел I Петрович (1754–1801), император Всероссийский (1796–1801).

16 Александр I Павлович (1777–1825), император Всероссийский (1801–1825).

17 Николай I Павлович (1796–1855), император Всероссийский (1825–1855).

18 Александр II Николаевич (1818–1881), император Всероссийский (1855–1881).

19 Александр III Александрович (1881–1894), император Всероссийский (1845–1894).

20 Екатерина I Алексеевна (1684–1727), 2-я жена Петра Великого, царица (1712–1721), императрица (1721–1725), императрица Всероссийская (1725–1727).

21 Анна I Иоанновна (1693–1740), императрица Всероссийская (1730–1740).

22 Елизавета Петровна (1709–1761), императрица Всероссийская (1741–1761).

23 Екатерина II Алексеевна (1729–1796), жена Петра III, императрица (1761–1762), императрица Всероссийская (1762–1796).

24 Елизавета Алексеевна (1779–1826), жена Александра I, императрица Всероссийская (1801–1825), вдовствующая императрица (1825–1826).

25 Мария Феодоровна (1759–1828), жена Павла I, императрица Всероссийская (1796–1801), вдовствующая императрица (1801–1821).

26 Александра Феодоровна (1798–1860), жена Николая I, императрица Всероссийская (1825–1855), вдовствующая императрица (1855–1860).

27 Мария Александровна (1824–1880), жена Александра II, императрица (1855–1880).

28 Николай II Александрович (1868–1918), император Всероссийский (1894–1917).

29 Александра Феодоровна (1872–1918), жена Николая II, императрица Всероссийская (1894–1917), св.

30 Мария Феодоровна (1847–1928), жена Александра III, императрица Всероссийская (1881–1894), вдовствующая императрица (1894–1928).

31 Михаил Александрович Романов (1878–1918), великий князь, младший брат императора Николая II, св. С 1899 г. по 1904 г. являлся наследником российского Престола.

32 О первой «синодальной» форуле поминовения лиц Цаского Дома см. приложение V к сему документу.

33 О введении молитв о Св. синоде в богослужебную практику РПЦ см. приложение II к документу № 1.

34 Т. е. членам царского правительства.

35 О введении такой формулы в богослужебную практику РПЦ см. приложение III к документу № 1.

36 Так в тексте источника. На наш взгляд, более уместен звательный падеж: Боже.

37 Т. е. церковный хор.

38 Далее поется «Тебе Бога хвалим»; и обычный отпуст.


Приложение I к № 3

Из чинопоследования «Недели Православия»

27 февраля (12 марта)1 1918 г.

[…]2. Отрицающим бытие Божие […]3, анафема (трижды).

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть […], анафема (трижды).

Дерзающим глаголати, […], анафема (трижды).

Безумне глаголющим […], анафема (трижды).

Не приемлющим благодати […], анафема (трижды).

Дерзающим глаголати […], анафема (трижды).

Не верующим, яко Дух Святый […], анафема (трижды).

Отмещущим бессмертие души […], анафема (трижды).

Отмещущим вся Таинства святая […], анафема (трижды).

Отвергающим Соборы святых Отец […], анафема (трижды).

Ругающим и хулящим […], анафема (трижды)4.

Глаголющим хульныя и ложныя на святую веру нашу и Церковь, возстающим на святыя храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема (трижды).

Всем же о православии подвизавшимся […], восклицает:

Благоверному и равноапостольному […], вечная память (трижды).

Святейшим патриархом […], вечная память (трижды)5.

Пострадавшим и убиенным6 за православную веру […], вечная память (трижды).

Православная Христова Церковь […], утверждают православие.

Посем возглашает:

Великому Господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону7, многая лета (трижды).

Святейшим патриархом православным: Константинопольскому Герману8, Александрийскому Фотию9, Антиохийскому Григорию10 и Иерусалимскому Дамиану11, многая лета (трижды)12.

Преосвященному, имярек, многая лета (трижды).

Преосвященным православным митрополитом […], многая лета (трижды).

Христианского благочестия ревнителем и защитником Христовы Церкви, и всем православным христианом, многая лета (трижды).

Деяния Священного Собора 1999. Т. 7. Деяние 94. С. 197–199.

1 Принято Совещанием епископов Поместного собора РПЦ по предложению патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) 26 февраля (11 марта) 1918 г. (ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 625. Л. 5–5об.).

(Текст постановления Совещания епископов об изменении чинопоследования Православия опубликован: Деяния Священного Собора 1999. Т. 7. Деяние 94. С. 197; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. 2008. С. 379–380).

27 февраля (12 марта) 1918 г. данное постановление Поместным собором было принято «к сведению».

2 В источнике приводятся лишь изменения в чине «Недели Православия», а именно: содержание и порядок анафематствований, возглашений «вечной памяти» и многолетствований. Во всём остальном чинопоследование сохранялось в прежнем виде.

3 Здесь и далее во избежание весьма пространных повторов мы вводим квадратные скобки с многоточиями, обозначающие сокращения текстов. Полные формулировки сохранившихся без изменений анафематствований, возглашений «вечной памяти» и многолетствований см. выше, в документе № 3.

4 Данный анафематизм (ранее – 12-й по порядку), согласно постановлению Совещания епископов, был поставлен на место отменённого 11-го, который гласил: «Помышляющим, яко православнии государи […], анафема (трижды)».

5 Согласно названного постановления Совещания епископов, ранее стоявшее перед этим поимённое перечисление государей, начиная с Петра Великого, было упразднено. Объяснялось это тем, что «в предшествующем стихе «вечная память» возглашается «всем от рода царем … преставльшимся»» (ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 625. Л. 5–5об.).

6 Согласно того же постановления Совещания епископов были выпущены прежде стоявшие здесь слова: «в различных походех».

7 Тихон (Беллавин) (1865–1925), патриарх Московский и всея России (1917–1925).

8 Герман V (Кавакопулос) (1835–1920), архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх (28.01.1913–12.10.1918).

9 Фотий (Пероглу) (1853–1925?), патриарх Александрийский (1900–1925).

10 Григорий IV (Аль-Хаддад) (1859–1928), патриарх Антиохийский и всего Востока (1906–1928).

11 Дамиан (Касатос) (1848–1931), патриарх Иерусалимский и всея Палестины (1897–1931).

12 В отличие от прежнего чина, восточных патриархов надлежало многолетствовать поимённо.


Приложение II к № 3

Из чинопоследования «Недели Православия»

По официальному изданию РПЦ 1983 г.

[…]. Протодиакон, став на уготованнем месте, возглашает:

[…]. Сия вера апостольская, сие вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Еще же соборы святых Отец, и их предания и писания Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаем1.

Всем же о Православии подвизавшимся словесы, писании, учении, странии и богоугодным2 житием, яко защитникам и пособникам онаго, Христова Церковь, нынешнее воспоминания творящи, восклицает:

Святейшим православным патриархом Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и Всероссийским и прочим Преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом православным, вечная память. (Певцы зде[сь] и далее поют: Вечная память (трижды)).

Святым равноапостольным царю Константину и матери его Елене, вечная память.

Благоверному и равноапостольному великому князю Владимиру и благоверной княгине Ольге, вечная память.

Пострадавшим и убиенным в различных походех за православную веру и Отечество вождем и воином, и всем православным христианом, в истинней вере и благочестии, и в надежди воскресения скончавшимся, вечная память.

Православная Христова Церковь, торжественно воспоминающи подвизавшихся во благочестии и сие всем своим христоименитым чадом к подражанию представляющи. восхваляет подвиги сих, иже и ныне, спасительною верою и добродетелию приуготовляюще себе к вечному блаженству, утверждают Православие.

Посем возглашает протодиакон:

Великому Господину и Отцу нашему Пимену3, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, многая лета (Певцы зде[сь] и далее поют: Многая лета (трижды)).

Святейшим православным патриархом Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому и прочим Святейшим православным Предстоятелем, многая лета.

Господину нашему Преосвященнейшему имярек, митрополиту (или: архиепископу, или: епископу), егоже есть область, многая лета.

Преосвященным православным митрополитом, архиепископом и епископом и всему освященному причту, многая лета.

Богохранимей стране нашей, властем и воинству ея, многая лета.

Всем православным христианом, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовей Церкви, подаждь, Господи, мир, благоденствие, изобилие плодов земных и многая лета.

Архиерей глаголет молитву:

Святая Троице, сих прослави и утверди даже до конца в правоверии, отвращающияжеся святыя и спасительныя православныя веры и Христовы Церкве обрати и сотвори, да вси4 приидут в познание вечныя Твоея истины, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых. Аминь.

Посем архиерей глаголет:

Слава Тебе, Богу, благодетелю нашему, во веки веков.

Певцы: Аминь. […].

Последование недели Православия // Чин?вник архиерейского священнослужения. М., Изд. Московской Патриархии. 1983. Кн. 2. С. 77–78.

1 В данном месте в цитируемом издании «Чиновнике архиерейского священнослужения», в отличие от дореволюционных изданий, а также от чинопоследования Православия, установленного 27 февраля (12 марта) Поместным собором РПЦ 1917–1918 гг., ни одного анафематизма в не значится.

По всей видимости, отмена анафематизмов была произведена церковной властью во исполнение 11-го пункта декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. В нём говорилось, что «меры принуждения или наказания со стороны этих (религиозных. – М.Б.) обществ над их сочленами не допускаются» (Известия. Пг., 1918. № 16 (280). С. 2; Прибавления к Церковным ведомостям. Пг., 1918. № 2. С. 98–99). Т. е. провозглашение анафемы, как меры церковного наказания, в советской России объявлялось недопустимым. Когда было упразднено возглашение анафематизмов, нам установить не удалось.

2 Так в тексте источника: слово – со строчной буквы.

3 Пимен (Извеков) (1910–1990), патриарх Московский и всея Руси (1971–1990).

4 Текст молитвы отличается от дореволюционного. Ранее (до Февральской революции) читалось: «… в правоверии: развратники же и хульники православныя веры и Христовы Церкве и не повинующияся о?ней обрати, и сотвори, да прии?дут …». См. документ № 3.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова