Св. Cерафим Самойлович
Дневник 1928 г.
Письмо Страгородскому от 24 февраля 1928 г.
Послание от 20 января 1929 г.
"Деяние" от 17 декабря 1933 г.
Обнаружен его архив: Смирнов, митр Кирилл. «Авво мой родной!». Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) преподобномученику
архимандриту Неофиту (Осипову) 1933-1934 гг. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви.
Выпуск № 57 (2) / 2014.
О нем Кротов - Лемешевский:
Серафим (Самойлович Семен Николаевич), архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии.
Родился 1885 (19 июля 1881) года в Полтавской губернии.
В 1902 году окончил Полтавскую духовную семинарию.
Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
При архимандрите (впоследствии Патриархе) Тихоне был миссионером в Северной Америке (1905-1908 гг.).
В 1905 г. пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха. С 1906 г. настоятель Нугекской духовной миссии. В 1907-1908 гг. преподаватель Ситкинской ДС.
В 1909 -1910 гг. духовник Ардонской духовной семинарии.
В 1910-1912 гг. - наместник Могилевского Братского монастыря и Толгского в Ярославле.
В 1915 году назначен настоятелем Угличского Александровского монастыря и возведен в сан архимандрита.
2 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Углического, викария Ярославской епархии.
В 1924 году года возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа.
В 1925 г. - в. у. Ярославской епархией.
С 30 ноября 1926 года по 2 марта 1927 года был заместителем Патриаршего Местоблюстителя в период отсутствия митрополита Сергия. Применяя права заместителя запретил в священнослужении епископа Томской епархии Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию.
С конца 1927 года, после декларации, а официально с 6 февраля (24 января) 1928 года, вместе с митрополитом Агафангелом, находился в оппозиции против митрополита Сергия. Одновременно с подписанием всей группой ярославских иерархов "актом отхода", архиепископ Серафим послал Заместителю и от себя лично горячее письмо. Из письма видно, как доброжелательно и сочувственно он относился к самому митрополиту Сергию, и как желал убедить его в том, что сам считал правильным.
Понятно, что никакое письмо не могло уже в это время заставить митрополита Сергия изменить свои взгляды и образ действий. На официальный "акт отхода" он ответил официально же, запретив в священнослужении архиепископа Серафима и группу других архиереев.
В противоположность иосифлянам и григорианам, архиепископ Серафим подчинился этому запрещению, т.к. не хотел нового раскола.
В февраль 1928 г. арестован. Выслан в Могилев (по другим данным, в Устюжну? Углич?).
В мае 1928 года, он вслед за митрополитом Агафангелом, примирился с митрополитом Сергием.
Летом 1928 г. продолжал обличать в Посланиях митрополита Сергия.
С 17 февраля 1928 года епархией не управлял. Проживал в Вуйническом монастыре гор. Могилева.
В 1929 г. арестован. Приговорен к 5 годам концлагеря. В 1929-1931 гг. в заключении в Соловецком лагере особого назначения. Осенью 1931 г. переведен на материк (командировка "Новая биржа"). В марте 1932 г. из лагеря освобожден.
В 1932-1934 гг. находился в ссылке в Коми-Зырянском крае. Возглавил нелегальную церковь, тайно посвящал в священство и постригал в монашество. В 1934 г. арестован. Приговорен к 5 годам ИТЛ.
В 1934-1937 гг. в заключении в Кемеровском ИТЛ. В 1937 г. арестован в лагере.
4 (9?) ноября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания.
9 ноября 1937 г. расстрелян.
Труды:
История Толгского монастыря, 1314-1914 гг.
Увещевание .... обращенное к митрополиту Сергию и врученное ему 27 января / 9 февраля 1928 года, в: M. Pol'skij Novye muceniki II, 16 (18 (М. Польский, Новые мученики); англ. I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 158 (161.
Литература:
"Урал. Церк. Ведомости" (обн.) 1928, № 5-6, с. 8.
"Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", с. 18, 25.
Елевферий митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 84, 124-126, 128.
ФПС I, № 90, с. 4.
ФПС III, c. 6.
ФАМ I, № 225, с, 18.
Заметки и дополнения Е.М.
M. Pol'skij Novye muceniki II, 12-18.
I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 151 (161. Sonst passim.
Regel'son Tragedija Russkoj Cerkvi 1917 (1945. Paris 1977. Sonst passim.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 139,-144, 151-155, 206, 227, 236, 242. (История Церкви России в новое время. В 3-х томах Мюнхен / Зальцбург
1965-1968гг)
D. Poshilovski, The Russian Churche 107, 108, 153, 186.
W. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underguound (London 1971), 44-133.
А. Левитин, В. Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты, в 3 томах, Кюзнах, II, 215 1978.
Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Gtschichte (860-1980), hg. Von P. Hauptmann und G. Stricker (Gottingen 1988):R. Rossler, Die Russiche Orthodoxe Kirche in Sowjtstaat (seit 1917), hier: Dokument №732.
Мануил (Лемешевский), митр. Die russischen orthodoxen Bischofe von 1893-1965 = Русские правоcлавные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): Bio-Bibliographie ... / Bis zur Gegenwart erganzt von P. Coelestin Patock: Th. 1-6.- Erlangen, 1979-1989.- T. 6.
24.01(6.02).1928.
Письмо архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) митрополиту Сергию.
Акты Патр. Тихона.., стр.570-572
Публикация Штрикера, 1995.
Ваше Высокопреосвященство!
Более чем полугодовой срок, протекший со дня издания Вами Декларации 16 (29) июля 1927 г., показал, что все надежды Ваши "на мирное устроение наших церковных дел", на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок напрасны, а Ваша уверенность в возможность мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона совершенно несбыточна и никогда не может при настоящих условиях перейти в действительность.
Наоборот, факты чуть ли не ежедневно свидетельствуют, что еще труднее стало жить православно верующим людям. Но особенно тяжело, прямо мучительно им сознавать, что Вы приносите в жертву кому-то и чему-то внутреннюю свободу Церкви. До слез горько сознавать, что Вы, так мудро и твердо державший знамя Православия в первый период своего заместительства теперь свернули с прямого пути и пошли по дороге компромиссов, противных Истине. Вы повергли нас в область страшных нравственных мучений, а сами себя сделали первым из таковых мучеников, ибо должны страдать и за себя и за нас.
Раньше мы страдали и терпели молча, зная, что мы страдаем за Истину и что с нами несокрушимая никакими страданиями сила Божия, которая нас укрепляла и воодушевляла надеждою, что в срок, ведомый единому Богу, Истина Православия победит, ибо ей неложно обещана и, когда нужно, будет подана всесильная помощь Божия.
Своей декларацией и основанной на ней политикой Вы силитесь ввести нас в такую область, в которой мы уже лишаемся этой надежды, ибо отводите нас от служения Истине, а лжи Бог не помогает.
Мы - лояльные граждане СССР, покорно исполняем все веления советской власти, никогда не собирались и не собираемся бунтовать против нее, но хотим быть честными и правдивыми членами и Церкви Христовой на земле и не "перекрашиваться в советские цвета", потому что знаем, что это бесполезно и этому люди серьезные и правдивые не поверят.
Пока еще не совсем поздно, пока еще не совсем захлестнула Вас эта страшная пучина, готовая бесславно и уже навеки поглотить Вас, соберите свои, еще недавно могучие, умственные и нравственные силы, встаньте во весь свой духовный рост, издайте другую декларацию во исправление первой (или хотя бы подобно той, проект которой Вы рассылали в первый период своего заместительства), разрубите благодатным порывом духа цепи, Вас сковавшие, и выйдите на святую свободу!
За Вас будут молить Бога все истинные сыны Церкви, на Вашу сторону сейчас же встанут все добрые пастыри и мужественные Архипастыри, Вас духовно облобызают все многочисленные страдальцы, этот голос свидетелей чистой Истины, удаленные от своих паств и собратий, за Вас будет сама непобедимая Истина!
Она укажет Вам дальнейший путь, она охранит и защитит Вас.
Дорогой Владыко, я представляю, как Вы должны страдать! Почему же Вы, испытывая эти страдания сами, не желаете облегчить их тем, которые в свое время доверились Вам. С какою радостию я передавал Вам свои права заместительства, веря, что Ваша мудрость и опытность будут содействовать Вам в управлении Церковью.
Что же случилось?
Неужели это роковое бесповоротно?
Неужели у Вас не найдется мужества сознаться в своем заблуждении, в своей роковой ошибке изданием Вами декларации от 16 (29) июля 1927 г.?
Вы писали мне и искренне верили, что избранный Вами путь принесет мир Церкви. А что же видите и слышите теперь? Страшный стон несется со всех концов России.
Вы обещали вырывать по 2, по 3 страдальца и возвращать их к обществу верных, а смотрите, как много появилось новых страдальцев, которых страдания еще более усугубляются сознанием того, что эти страдания явились следствием Вашей новой церковной политики.
Неужели эти стоны страдальцев с берегов Оби и Енисея, из далеких островов Белого моря, из пустыни Закаспийска и с горных хребтов Туркестана не доносятся до Вашего сердца? Как же Вы могли в своей декларации наложить на них и на многих клеймо противников нынешнего гражданского строя, когда они и мы по самой духовной природе своей всегда были чужды политике, строго, до самопожертвования охраняя чистоту Православия! Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоученого Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце.
Проявите мужество, сознайтесь в своей роковой ошибке, и если невозможно Вам издать новую декларацию, то ради блага и мира церковного передайте права Заместителя другому. Я имею право писать эти строки и делать Вам это предложение, ибо меня теперь многие укоряют, что я поспешно и безоговорочно передал Вам заместительские права.
Испытавши на себе трудность этого управления, я верю, что Вы не раз проливали в тиши своей келлии горькие слезы, испытывая страшное томление духа, - и мы жалеем Вас, мы плачем с Вами. И если идут отделения епархий и приходов от Вас и Вашего "Синода", то это набат, страшный набат истомленных верующих сердец, который мог бы достичь до Вашего сердца, зажечь его пламенем самопожертвования и готовности положить душу свою за други своя.
Мне кажется, что один из выходов из создавшегося положения - это обратить Вам и всем православно-мыслящим верующим нашей страны свои взоры к старейшему иерарху Российской Церкви Высокопреосвященному Агафангелу, митрополиту Ярославскому.
Приникните к нему с любовию и доверием, он, несмотря на свои преклонные лета, остался мудр и силен духом. Ведь и пермское его воззвание было актом его ревности о спасении Церкви.
Протяните к нему свои братские руки, скажите ему свое теплое братское слово, попросите его помочь Вам выйти из этого ужасного тягостного положения и передайте ему заместительские права впредь до возвращения к власти Высокопреосвященного Петра, митрополита Крутицкого.
Мы, архипастыри, вместе с Вами поможем ему и без организации Синода в управлении Церковью своими силами и разумением. Господь да поможет Вам и благословит Ваше мужественное решение, которое подскажет Вам Ваш голос архипастырской совести и которое мы не диктуем Вам, а с сыновней любовью предлагаем для Вашего душевного спасения и блага Церкви.
Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца покорнейший послушник -
Серафим, архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии,
бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.
1928 г. 24 февраля (6 февраля).
Ярославль.
7(20).01.1929.
Послание Архиеп. Серафима Угличского.
Оно же по архиву КГБ, публ. 2008 г.
Возлюбленным о Господе Архипастырям, пастырям и пасомым
Православной Российской Церкви.
К нам часто обращаются с вопросами: что делать нам и чем руководствоваться в дни нашей церковной скорби и общего шатания умов, когда "восстают лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24,24)?
Мы руководствуемся в нашем смирении Православной Христианской совестью и преданностью Собору Православной Российской Церкви 1917-18 гг., почившему Святейшему Патриарху Тихону, Патриаршему Местоблюстителю Высокопреосвященному Петру, Митрополиту Крутицкому и тем страдальцам за истину Христову, которые отметают декларацию (1927 г. 16/29-VII) м. Сергия и все последующие его распоряжения. Не раз мы и многие обращались к митрополиту Сергию с увещанием, но он не прекращает своей гибельной для Церкви деятельности, от чего иные чада Церкви Православной страдают, болезнуют, а иные смущаются прещениями, налагаемыми м. Сергием на противников его церковной политики.
Посему мы считаем своим долгом поведать всем верным по нашей Архиерейской совести, что все прещения, наложенные и налагаемые т. наз. заместителем Патриаршего Местоблюстителя м. Сергием и его так наз. вр. Патр. Синодом, - незаконны и неканоничны, ибо м. Сергий и его единомышленники нарушили соборность, прикрывши ее "олигархической коллегией", попрали внутреннюю свободу Церкви, уничтожили самый принцип выборного начала епископата, принесли много страданий Церкви Божией, заменили на кафедрах многих епископов своими единомышленниками, а противных им лишили общения с их верными паствами, болезнующими со своими страдальцами и мучениками за Истину Христову. Весьма трогает и умиляет нас, что паствы, лишенные общения со своими Архипастырями и Пастырями, годами ждут их возвращения, дабы с ними, вернувшимися в их братские объятия, прославить Имя Божие, дивное во святых своих, и воссоздать славную Церковь Божию.
В части административной, по управлению церковными делами, мы рекомендовали бы всем верным о Господе принять к руководству воззвание почившего Высокопреосвященного Агафангела, митрополита Ярославского, от мая 1922 г. и наш циркуляр от 16/29 дек. 1926 г., обращаясь в крайней нужде к Высокопреосвященному Митрополиту Иосифу (Ленинградскому), от которого мы восприяли 16/29 декабря 1926 г. права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и с которым мы находимся в одинаковом ссыльном положении.
Обратиться к вам, возлюбленные о Господе Архипастыри, Пастыри и все верные чада Церкви Христовой, с настоящим словом нас, помимо высказанных уже оснований, побуждает также и передача нами прав Заместителя Патриаршего Местоблюстителя 25 марта - 7 апреля 1927 г. Высокопреосвященному Сергию, Митрополиту Нижегородскому, без всяких оговорок, по доверию к нему. Между тем, м. Сергий, увлекающий ныне малодушных и немощных братий наших в новообновленчество, нашего доверия не оправдал. Это и понуждает нас, причастных к получению митр. Сергием прав Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, выступить на защиту попираемой им и иными прочими Истины Христовой и внутренней свободы Церкви Православной.
Благодать, мир и любовь Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми нами. Аминь.
Смиренный Серафим, Архиепископ Угличский,
бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.
1929 г. 7/20 января.
Могилев. Буйнический монастырь.
Деяние Архиепископа Угличского Серафима (Самойловича).
«Православное обозрение». 1999. №3(16).
4(17).12.1933.
Со скорбию мы видим, что дезорганизующая деятельность Нижегородского митр. Сергия и его, так называемого, Врем. Патриаршего Синода, все больше и больше затемняет правильное самосознание православноверующего христианина.
Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцов и православных мужей Церкви Российской не привели к сознанию м. Серия, продолжающего пагубную деятельность потрясения всех основ православия. Со всею снисходительностью Ярославская Церковь в лице Ее Архипастырей и митр. Иосифа дважды своим протестом от 24 янв./6 февр. 1928 г. и разъяснением от 28 апр./11 мая того же года, и лично я, неоднократно еще в 1927 г. и 27 янв./9февр 28, своими увещаниями призывали м. Сергия отказаться от того рода деятельности, которая причинила такую скорбь православной Русской Церкви. В этого рода деятельности м. Сергия сказалось: по одним - узурпаторство (захват) власти, произведшее раскол; по другим - ересь, а по третьим и отступничество. Лично же я считаю, что м. Серий узурпировал власть, учинил раскол, впал в ересь и отступил от исповедничества православия.
Узурпаторство власти мы признаем: в организации незаконного Синода 5 мая 1927 г. протоколом №1 на правах соуправляющего Заместителю Патриаршего местоблюстителя и обнародованием декларации от 16/29 июля 1927 г. без благословения на сие М. Петра, Патриаршего местоблюстителя, в которой явно оказывается, при посредстве незаконного Собора, определить форму правления Церкви, конечно, заместить Патриаршество Коллегией.
В нарушение 34 апост. Правила и Антиохийского Собора 9-го правила, во второй половине их, митр. Сергий знал, что не все примут его декларацию и не признают его Синода, боясь быть участниками греха, отойдут от него согласно 15-му правилу (второй половины) Двукратнаго Собора, и, не смотря на это, остался упорно при своем мнении и произвел раскол.
Многие архипастыри целыми областями, и пастыри отдельными приходами отошли от митр. Сергия.
Своим деянием м. Сергий исказил учение о Спасении по Церкви, находя спасение только в видимой организации Церкви, таким образом отвергая внутреннюю силу Благодати Божьей, при которой Церковь может существовать и в пустыни.
Отступничество вытекает из еретического учения м. Серия о спасении и о Церкви, как земном учреждении, при существовании которого можно идти на все уступки, чем искажается самый призыв Христа к исповедничеству, так Господь Христос осудил Петра, сказав: "отойди от меня сатана..."
Отказавшись от призыва Христа к исповедничеству, м. Серий произнес хулу на Церковь, и в лице Ее, на исповедников, а в расточении Церкви и хулу на Духа Святого (Mф. Гл. 12 ст. 30 32).
Хула на Церковь и Ее исповедников осуждается 6-м правилом 2-го Конст. Вселенск. Собора и 63-м правилом 6-го Вселенск. Конст. Собора.
Указом от 8/21 окт. 1927 г. совместно со своим, так называемым Синодом, м. Серий ввел новую формулу поминовения и этим исказил самый чин богослужения и нарушил внутренний дух его, смешав сынов человеческих с сынами Божьими.
Своими прещениями, запрещением в священнослужении без суда и следствия и лишением их кафедры, м. Сергий нарушил 14-е Апост. Правило и 17-е прав. Сардик. Собора.
Все хиротонии, совершенные в период от подписания протокола об организации Синод от 5/18 мая подлежат рассмотрению Собора епископов, ввиду нарушения 30-го апост. Правила и 3-го прав. 7-го Вселенск. Собора.
Не входя в разсмотрение остальных деяний м. Сергия за тот же период времени, Мы, по благодати, данной нам от Господа нашего И. Христа, объявляем м. Серия, нарушившего чистоту православной веры, исказившего догмат о спасении и о Церкви, учинившего раскол и произнесшего хулу на Церковь Христову и на Ее исповедников, а в расточении Церкви и хулу на Духа Святого, объявляем м. Сергия лишенным молитвенного общения с нами и со всеми православными Епископами Русской Церкви, предаем его церковному суду с запрещением в священнослужении. Епископы, единомышленные с м. Сергием принимаются нами в молитвенное и каноническое общение, по чиноприему из обновленчества и занимающие вдовствующие кафедры, остаются на своих местах.
Настоящее деяние мы совершаем в строгом сознании нашего архипастырского долга стоять в послушании Церкви Христовой в подчинении церковным правилам Вселенских и Поместных Соборов и Собора Российской Церкви 1917-18 гг., возглавляемой нашим патриаршим Местоблюстителем Петром, м. Крутицким.
Управление Российской Церкви, за невозможностью обращаться к первоиерарху Местоблюстителю М. Петру Крутицкому, переходить, до возвращения его к своему деланию, к Старейшему Иерарху Русской Церкви, руководствуясь на сей случай указанием Собора Русской Церкви 1917-18 гг. и актами св. Патриарха Тихона и м. Ярославского Агафангела об автономном управлении епископами на местах в своих епархиях.
Смиренный Серафим, Архиеп. Угличский
1933 г. 4/17 декабря, г. Архангельск
ДНЕВНИК 1928 ГОДА
"Год скорби и печали"
Дневник священномученика Серафима (Самойловича),
архиепископа Угличского за 1928 год
МИР БОЖИЙ №1(9) 2003
Священномученик Серафим
От редакции. Публикуемый ниже дневник видного церковного деятеля 20 — 30 годов
минувшего столетия, священномученика Серафима Самойловича (1880-1937) является
замечательным документом эпохи гонений на Русскую Церковь. На юбилейном Архиерейском
соборе Русской Православной Церкви 2000 года святитель Серафим был прославлен
в лике священномучеников. Путь церковного служения святитель начал в 1902 г. с
должности миссионера на Аляске. В 1905 г. он принял монашество с именем преподобного
Серафима Саровского. С 1910 г., служил в разных епархиях и обителях России, но
более всего он был связан с Ярославской епархией. В 1920 г. он становится епископом
(затем архиепископом) Угличским, викарием Ярославской епархии. Некоторое время
(29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) он возглавлял Церковь как Заместитель Патриаршего
Местоблюстителя. После опубликования в 1927 г. известной "Декларации"
митрополита Сергия (Страгородского) об отношениях Церкви и советского государства,
отделился от него вместе с группой иерархов во главе с митрополитом Ярославским
святителем Агафангелом. Святитель Серафим неоднократно арестовывался безбожной
властью, а с 1928 года начинается его непрерывный путь на Голгофу, завершившийся
мученической кончиной (расстрел)*. Начало этого крестного пути обозначено публикуемым
дневником. Последняя дата — 31 декабря. Через месяц владыка был вновь арестован.
Возможно, он это предчувствовал. Своим кратким записям этого года святитель придавал,
очевидно, определенное значение, на что указывают надписанные в начале текста
слова: "для хранения". Преданные люди исполнили волю любимого владыки.
Дневник хранился с величайшими предосторожностями, но владельцы умерли, и он дошел
до наших дней и стал известен как бы по случайности, в чем видится явный Промысел
Божий. Как нам представляется, дневник ценен, прежде всего, неизвестными ранее
конкретными сведениями об исповедническом пути подвижника, о тяжких событиях в
жизни Церкви, суждениями автора об известных церковных деятелях этого времени.
Очень значительны высказанные в записях мысли святителя. В повседневных записях
вырисовывается облик святого архипастыря, кроткого и удивительно смиренного, но
непреклонного в стоянии за веру несмотря ни на какие мучения.
Дневник архиепископа Серафима (Самойловича) за 1928 год представляет собой
самодельную сшитую нитками тетрадку маленького (13 х 8 см.) альбомного формата,
объемом в 38 листов. Вся тетрадь плотно заполнена убористыми записями, сделанными
разными чернилами; почерк за немногими исключениями разборчивый, иногда сильно
изменяется, но принадлежит, несомненно, одному лицу. На первой странице дневника
написано: "Для хранения. Год скорби и печали". Дата "1928 год"
повторена дважды. В тексте много сокращений, в том числе сокращены многие имена.
Текст публикуется в соответствии с общепринятыми правилами публикации исторических
документов, по новой орфографии, но с сохранением некоторых особенностей авторского
написания. В частности, священномученик Серафим нередко вместо точки или запятой
ставил тире, в отдельных случаях эти знаки сохранены. Сокращения, кроме общеупотребительных,
раскрываются в квадратных скобках. Подчеркнутые автором слова выделены полужирным
шрифтом.
Публикация текста подготовлена
прот. А. Салтыковым и Н.Д. Егоровым.
Пятница — 1927 г. 31 декабря.
Всенощное бдение в женском монастыре
1928 год
Суббота — 1 января Совершена Божественная литургия в женском монастыре
М[есяц] январь. 1 суб[бота]
В 6 ч. в[ечера] всенощное бдение в Спасо-Преображенской обит[ели] в Опихарке.
2 воскр[есенье]. Там же литургия — возложен набедренник на иером[онаха] Серафима.
5 среда — В женском Богояв[ленском] м[онасты]ре совершена литургия и после
оной освящение воды
Там же в 6 ч. в[ечера] всенощное бдение.
6 четв[ерг]. В 9 ч. у[тра] литургия в Соборе и после оной крестный ход на Волгу
на освящение воды.
В 6 ч. в[ечера] всенощное бдение в Иоанно-Предт[еченской] церкви.
7 пят[ница]. Там же ранняя литургия.
В 3 ч. д[ня] — молебен с чтением акафиста преп. Паисию в Покровском монастыре.
Там же в 6 ч. в[ечера] всенощное бдение.
М[есяц] январь.
8 субб[ота]. — В 9 ч. у[тра] литургия в Покровском соборе — масса богомольцев.
В 6 ч. в[ечера] всенощное бдение в Соборе.
9 воскр[есенье] — В 9 ч. у[тра] литургия в Алексеевском м[онасты]ре и после
оной панихида — 40-й день по Н.Н. Т-ве. В этот день выехал через Мышкин в г. Ярославль.
10 понед[ельник] — Проездом был в Рыбинске и вечером уже был в Ярославле.
11 втор[ник] — Был у митрополита Агафангела.1
В этот же день случайно видел м[итрополита] Иосифа2 и виделся с архиеп[ископом]
Варлаамом3.
12 среда. Был у доктора — говорит, что на моей губе рак — нужна операция —
советуют сделать ее в Москве.
М[есяц] январь.
13 чет[верг]. Выехал вечером в Ростов помолиться у раки св. Димитрия Р[остовского]
перед операцией.
14 пятн[ица]. После литургии совершил молебен у раки св. Д[имитрия] Р[остовского].
Сегодня же навестил утром еп[ископа] Евгения4 — спрашивал разрешения послужить
в Яков[левском] м[онастыре]ре.
15 суб[бота] — Служил всенощное бдение в Соборе, но во время служения со мною
сделалось дурно — увели домой.
16 воскр[есенье] — Служил литургию в Соборе — множество богомольцев. И в этот
же день выехал в Москву и в Дарницу.
17 пон[едельник]. 18 вт[орник]. Вечером из М[оск]вы скорым поездом выехал в
Дарницу, под Киевом, куда и приехал во вторник вечером — около 10 ч. в[ечера].
19 и 20 был у своего двоюр[одного] брата и племянника в Д[арни]це.
20-го чет[верг]. В 11 ч. п[ятницы] выехал в Москву, куда приехал
22 субб[оту] — в 6 ч. утра — и в этот же день стоял всенощное бдение в Дух[овской]
цер[кви]5
и вечером выехал в Яр[ославль].
23 воскр[есенье]. Служил с м[итрополитом] Агафангелом литургию в Крестовоздвиж[енской]
церкви в день ангела м[итрополита] А[гафанге]ла. Сказал ему приветственное слово.
Скромный обед был у м[итрополита] Агафангела.
24 поне[дельник] был приглашен в гости. В этот же день подписал отделение от
м[итрополита] Сергия.
24 понед[ельник]. В 6 ч. в[ечера] совершил всенощное бдение в Крест[овоздвиженской]
церкви. Праздн[овалась икона] "Утоли моя печали".
25 втор[ник]. Там же совершил литургию.
27 четв[ерг]. Послал уведомление м[итрополиту] Сергию в М[оск]ву.
28 пятн[ица]. Поехал на ст. Шестихино к о. прот[оиерею] Ан. Преображенскому
по делу Флоровского прихода.
29 субб[ота]. Возвратился в Я[рослав]ль вечером около 8 ч. в[ечера].
М[есяц] янв[арь].
30 воскр[есенье]. Сослужил м[итрополиту] Агафангелу в Духовской ц[ерк]ви.
М[есяц] февр[аль].
1 втор[ник]. Всенощное бдение служили в Сретенской ц[еркви].
2 среда. Там же служил литургию.
В 3 ч. д[ня] был вызван в ГПУ, где мне объявили высылку из пределов Ярославской
губ[ернии] в Могилевскую губернию с правом быть 2 дня в Угличе.
3 чет[верг]. Выехал в Углич — проездом через Р[ыбин]ск и Мышкин.
4 пят[ница]. В 6 ч. в[ечера] служил всенощное бдение в Николо-Песоцкой церкви.
5 суб[бота]. Раннюю литургию совершил в Покров[ском] м[онасты]ре — там реквизировали
мою келейную обстановку.
" В 6 ч. в[ечера] служил прощальную всенощную службу в Соборе.
М[есяц] февраль.
6 воскр[есенье]. Служил раннюю литургию в женском м[онасты]ре в 5 ч. ут[ра],
а в 8 ч. ут[ра] выехал на Ростов, куда и прибыл в 11 ч. в[ечера] и в 3 ч. утра
на 7-ое выехал в М[оск]ву, где 7-го в понедельник совершена была операция — вырезана
кистa — рака не оказалось.
7-го пон[едельник]. В 9 ч. 35 м. в[ечера] выехал из М[оск]вы в Могилев, куда
и прибыл в 10 ч. во вторник 8/21 февр[аля].
8/21 ф[евраля]. В 10 ч. в[ечера] приехал на квартиру одного извозчика Крестьянская
ул., № 2 — Антона Евгеньевича Актистова.
9/22 среда. Явился в местное ГПУ, где мне ничего пока не объяснили, а предложили
явиться в субботу — после снятия швов (после операции).
10 и 11 сидел дома — Спасибо Ване Мельникову, который сопровождал меня из У[гли]ча
— развлекал.
12 суб[бота] — Сегодня был у д[окто]ра Терпугова — сняли швы на губе — а потом
явился в ГПУ, где мне указали место жительства в Буйницком женском м[онасты]ре6
или в деревне около него. Сегодня же ездил в Буйницкий м[онасты]рь и на Горках
снял маленький домик. Место живописное.
13 воскр[есенье]. Уехал утром Ваня в Углич за вещами.
14 понед[ельник]. Ездил в Буйницк[ий] м[онасты]рь, где узнал, что домик снятый
мною продается. А мне дадут келии в ж[енском] м[онасты]ре.
М[есяц] фев[раль].
15 втор[ник]. Приходила депутация от Обнов[ленческого] белор[усского] синода.7
Предложение от соборян снять квартиру в Братском м[онасты]ре — Поблагодарил —
отказался. Вечером приехала мат[ушка] Ев[докия] 8, привезла некоторые вещи.
16 ср[еда]. Возил сегодня вещи в Буйн[ицкий] м[онасты]рь, где дали уютную келию,
окнами на Днепр. Можно двоим поместиться. Показал келию м[атери] Евдокии. Эту
ночь на четверг провел в Буйниц[ком] м[онасты]ре.
17 чет[верг]. Сегодня пешком ходил в город — в ГПУ, что объяснил освоением
местожительства и узнал, что нужно являться раз в 2 недели. Обхождение весьма
корректное.
Устроился в келии и возблагодарил Господа.
18 пят[ница]. Слушал часы и Прежд[еосвященную] литургию. Сестры, хотя их и
немного, поют хорошо. Здесь в обители около 20 церков[ниц] и около 50 артельниц.
Настоятелем о. прот[оиерей] Кирилл Белецкий. Сегодня принесли грибов, ларец и
миска. Спаси их Господь.
М[есяц] февр[аль].
19 суб[бота]. Ходил в город — помолился в доме своего быв[шего] хозяина. Всенощное
бдение стоял в Буйницком м[онасты]ре.
20 воскр[есенье]. Литургию стоял в храме Буйн[ицкого] м[онасты]ря. После обеда
совершил прогулку по берегу — чудные виды.
21 понед[ельник]. Был дома — холодновато.
22 втор[ник]. Ходил в город — надеялся, что получу утешительное известие от
Вани, но, кажется — судя по письму о. Власия, не приедет. Это оч[ень] грустно.
Как им не потешно мое пребывание среди обитательниц женского м[онасты]ря — нужно
покориться.
23 среда. Лит[ургию] Преж[деосвященных] Дар[ов] стоял в храме м[онасты]ря.
Служу по обычаю молебен — сегодня читал акафист Покр[ову] Пр[есвятой] Б[огородицы]
— и литии о усопших.
24 чет[верг]. Сегодня приехал из У[гли]ча Ваня. Спаси его Христос и добрых
угличан, которые с любовью опекают до днесь меня.
М[есяц] февр[аль].
25 пят[ница]. Ваня ходил в город, а я совершил свою обычную дневную молитву
за живых и умерших — как-то покойнее на душе. «Стоит холодная погода. Морозы держатся
изрядные. В храме оч[ень] холодно. Простужаюсь.»9
26 суб[бота] — Стоит ясная погода. Утром и вечером были в храме. Поют оч[ень]
хорошо.
27 воскр[есенье]. Литургию и вечером пассии стоял в церкви — ужасный холод.
Видимо простудился.
28 пон[едельник]. Утром чувствовал неважно — вечером вычитали правило дома.
В[ечерню] пов[ечерие] и утреню отканонарил.
29 вторн[ик]. Вечером читали дома часы и вечерню. Сегодня Ваня пилил дрова
— я помогал ему колоть, но это напрасно оказалось, ибо у меня гнездится простуда
— едва отдышался. Сегодня вызывали в военную канцелярию для снятия показания,
почему я живу здесь. Вечернее правило читал дома.
М[есяц] март.
4 / с[уббота]. Б[ожией] М[атери] "Восп[итание]". Вчера и сегодня
о Кирилл присоединил к крестопоклонной службе и служение в память св. бл[аговерных]
князей Феодо[ра], Д[авида] и Конст[антина].10 Сегодня был молебен.
7/20 Сегодня утром нас поразила телеграмма, из Углича, приехать Ване в Углич.
Что такое и зачем? Кошмар.
8/21 Уехал Ваня — началось томление духа.
12 март[а]. Получил от Вани телеграмму, что все благополучно. Томление несколько
улеглось.
15 мар[та] сре[да]. Получил из Углича повторную на поздравления телеграмму,
что там все благополучно.
16 четверг. Сегодня исповедыван у о. Иоанна и причастился запасн[ых] Даров.
С 16 марта и по 22 не получал не получал никаких известий — страшное томление.
Тысячи всяких предположений.
23 получил долгожданную телеграмму, что все здоровы — слава Богу.
Сегодня в четв[ерг] был в бане ар[хиепископа] Иоасафа.11
25-26 провели в Буйнич[еском] м[онасты]ре — не служил, а служить оч[ень] хочется.
Послал телеграмму соборному старосте с пожеланием всем молитвенно провести страстную
седмицу и причастившись радостно встретить и св. Пасху. Днепр очистился от льда
—Все же разлив Волги куда шире и лучше12.
29 среда стр[астной] седм[ицы]. Получил полное успокоен[ия] письмо о. Ираклия.
Спасибо ему.
М[есяц] апрель.
2 Св. Пасха — Встречал как богомолец в Буйническом м[онасты]ре. Пасха холодная.
С пятницы страстной все время шел снег — снежно и холодно. Приехал разговляться
вл[адыка] Иоасаф, который и прожил здесь до пятницы.
Ходил в город поздравить с празд[ником] Св. Пасхи В.А. Р-ку и своих прежних
хозяев.
5 среда. Ходил по обычаю в ГПУ, где была обычная беседа — предложили явиться
через две недели.
Получил посылки и поздравления из Ярославской епархии.
М[есяц] апр[ель].
9 воскр[есенье]. Литургию стоял здесь в обители. Несколько погода прояснилась.
10 пон[едельник]. Ходил в город на почту. Приглашали к "м[итрополиту]"
Иосифу Кречетовичу,13 но я не мог быть? Заходил за еп[ископом] Иоасаф[ом]14, который
совершил со мною прогулку до Буйн[ического] м[онасты]ря, где имел завтра помолиться
о родителях.
11 втор[ник]. Радоница. Молились и поминали родных покойников в храмах.
12 сред[а]. Сегодня совершил у себя дома литургию. Так отрадно на душе — это
первый раз за все мое пребывание. Слава Богу.
15 суб[бота]. Ходил в город на почту, ничего не получил. Началась чудная теплая
весна — погода превосходная.
15/16 Всенощное бдение служил в[ладыка] Иоасаф.
Литургию служил он — была масса народу. Крестный ход вокруг храма — праздник
напоминает нам наш Паисиев день.15
17 понед[ельник]. Сегодня уехал в М[оск]ву еп[ископ] Иоасаф, а я ходил в ГПУ
по обычаю своему двухнедельному. Предложили быть снова через 2 недели.
Погода в эту неделю была перемежающаяся — больше дули холодные ветра.
23 воскр[есенье]. Утром в 6 ч. совершил дома обедню — хорошо. В понед[ельник]
и в четверг ходил в город за шляпой. Погода перемежалась. Были дни томления духа,
были и дни покоя. Ежедневно ожидаю приезда о. Ираклия — и его нет, ожидаю приезда
своей невестки — тоже нет.
В пятницу вернулся е[пископ] Иоасаф из М[оск]вы. Привез мне увещание от м[итрополита]
Сергия.
25, 26 и 29 присутствовал за литургией в храме.16
30 апр[еля]. Воскрес[енье]. Служил у себя на дому обедню.
М[есяц] май.
1/14 пон[едельник]. Ходил в ГПУ для обычного предъявления своей личности. Обычная
беседа.
3/16 Получил разъяснение от м[итрополита] А[гафанге]ла из Ярославля (м[атушка]
Ев[докия]). Послал телеграмму в Яр[ославль]: "М[итрополиту] А[гафанге]лу.
Мой нравственный долг оказать послушание Вашему Высокопреосвященству блюстителю
правды ангелу церкви Ярославской. Вашему разъяснению присоединяюсь". И послал
в субботу на воскр[есенье] — письменное объяснение митр[ополиту] Сергию через
м[итрополит]а А[гафангел]а.
4/17 мая. Снимались в Буйн[ицком] м[онасты]ре.
7/20. Воскр[есенье]. Утром послал вышеуказанное объяснение. По обычаю вчера
и сегодня молился в обители.
8/21 пон[едельник]. Совершил прогулку в город — за покупками. Литургию стоял
в обители, а позже всенощ[ное] бдение. Погода стоит хорошая.
9/22. Молился дома. Литургию стоял в церкви обители.
10/23. Отдание св. Пасхи. Сегодня получил из Углича утешение. Спасибо Ан-не
Д. Всенощное бдение служил в храме обители.
11/24. Вознесение Господне. Литургию служил у себя на дому, хорошо было на
душе. Сегодня день прошел в воспоминаниях об Угличе. Сегодня там праздник — вчера
послал телеграмму. Посетил нашу обитель е[пископ] Иоасаф.
12/25. Пятница. Послал благодарность угличанам, которые не забывают меня.
В моей жизни, [в] семье моего брата случилось несчастье — моя племянница —
Надежда оставила своего мужа диакона Николая Добротина. Страшное несчастье. Он
избил ее и отпустил с синяками. Один кошмар. Какая черствая неблагодарность.
13/26. Сегодня получено письмо из Дарницы — туда приехала Надежда — к матери.
Как тяжело! Ходил в город, провожал е[пископа] Иоасафа.
14/27 воскр[есенье]. Слушал литургию в храме обители.
15/28 по[недельник]. Ходил в ГПУ. Интересовались формою разъяснения, которое
послано м[итрополитом] А[гафанге]лом на имя м[итрополита] Сергия, которое мною
подписано.
Сегодня пришел со мною в обитель е[пископ] Иоасаф.
17 среда. Ходил в город за покупками.
18 чет[верг]. Спасибо Ко[мову]17 — какое доставил утешение. Утешался любовью
угличан, Спаси их, Христос.
19 пят[ница]. Благословил и послал утешение в Углич.
20 суб[бота]. Послал поздравление с диаконом еп[ископа] Иоасафа.
20 суб[бота]. В 6 ч. в[ечера] всенощное бдение слушал в храме обители.
21 вос[кресение]. Св. Троица. В 7 ч. у[тра] совершил у себя литургию, помолился
о родных и близких по духу угличанах — спаси их Христос.
Вся неделя была холодная и сырая.
28 в[оскресенье]. По обычаю совершил у себя дома обедню.
29/11 июня. П[онедельник]. Был в ГПУ — положение без перемен.
М[есяц] июнь
Погода стоит холодная, дождливая, сырая — настроение благодаря сему подавленное.
Роста в огороде и саду никакого.
4 воскр[есенье]. По обычаю совершил дома обедню.
5/6. П[онедельник] — в[торник]. Сегодня в Покровской обители празд[ник] пр.
Паисия. Ко мне пришел еп[ископ] Иоасаф, с которым мы пели на клиросе за всенощн[ым]
бдением и литургией, а после литургии я выходил на молебен и сказал о жизни пр.
Паисия. Была страшная буря, выворотившая много деревьев с корнем, убившая пятерых
человек (троих).
Это было мое первое служение в храме за все месяцы.
М[есяц] июнь.
11/24 пон[едельник]. По обычаю служил у себя обедню.
12/25 Был в ГПУ — без перемен. Оставил там распоряжение м[итрополита] Сергия
и его "Синода" о примирении Ярославской группы с Москвой. Мое имя там
не проставлено. Видно ждут от меня "покаяния". Странные люди! Самые
яросл[авские] бумаги мне не понравились, много передержек.
Сегодня неожиданно уехал в Москву е[пископ] Иоасаф. Странно и непонятно. Хотя
видимо у него обстоятельства и с духовенством сложились не особенно благоприятно.
Вся неделя прошла в каком-то ожидании — так неожиданный оказался выезд е[пископа]
Иоасафа.
17/18 30 и[юня] 1 и[юля]. суб[бота], воскр[есенье] — Литургию служил я у себя
дома — отдохнул душой — все горести и печали забылись. За все благодарю Господа.
19 пон[едельник], 20 вт[орник]. Хожу на Днепр — ловить рыбку, но все бесполезно.
Зато вчера и сегодня принес из лесу дров для старушки и порядком так устал. Стоит
теплая хорошая погода.
21 ср[еда]. Ходил в город — страшно устал. Жара неимоверная, но на обратном
пути попал под ливень, вечером была страшная гроза со страшными раскатами грома.
22 четв[ерг]. Был град. Погода резко изменилась и подул холодный ветер.
23 июня пят[ница]. Ходил в ГПУ — несколько раньше из-за праздника 26-го в понедельник.
Некие разговоры — как и всегда. Как всегда осторожно любезен.
24 суб[бота]. Вчера и сегодня совершены в обители торжественные служения —
за ранней было до 500 причастников, да за поздней свыше 100 челов[ек] —престольного
праздн[ика]. Сегодня исповедался у о.Иоанникия и причастился св. запасн[ых] Даров.
25 воскр[есенье]. Слушали литургию в храме обители.
26 понед[ельник]. Тоже здесь чтимая Тихвинская ик[она] Божией Матери. Народу
было не так много. Сегодня покинул Могилев "митрополит" Иосиф Кречетович
обновленческий.
27 втор[ник]. Был в городе, купил сухого судака и огурцы еще дороги от 5 до
10 коп. штука. Погода эти дни стоит теплая.
29 чет[верг]. Утром совершил у себя дома литургию — отдохнул душой. Так покойно.
Погода стоит теплая, чудная.
30 и[юня] пятн[ица]. Ходил в город в баню — сегодня было даже жарко. Получил
гостинец из Мышкина и Рыбинска.
М[есяц] июль.
1 суббота. Сегодня стояла жара — ходил в лес, оттуда принес дровину. Так мои
старухи рады, когда принесу сушняку. После всенощного бдения была гроза и сильный
град, наверно много повредивший.
2-ое воскр[есенье]. Погода теплая. Утром причастился св. запасн[ых] Даров.
3 понед[ельник]. Ходил в город за покупками.
4-5-6. Стоит жаркая погода — ношу из лесу сушняк для своих старух.
7/20 пят[ница]. Ходил в ГПУ — обычная беседа — положение без перемен.
9-го утром совершил дома литургию.
10 пон[едельник]. Ходил в город получил посылки. Прислали кор[зину] хлебных
сухарей. Хожу в лес, приношу сушняку для старух.
12 среда. Ходил в сад и на огород, показал, как нужно обращаться с культурой
помидор. Смотрел на прививку деревьев (яблони).
16 вос[кресенье]. Совершил дома литургию.
Погода всю неделю стояла хорошая, теплая.
17/18 — По случаю посылка и привет с днем ангела. Спаси Христос моих вестников.
18 веч[ером]. Выходил на акафист и сказал слово на жизнь пр. Серафима.
19. Утром исповедание у о. Иоанникия и причастился дома св. зап[асных] Даров,
а после ранней литургии выходил на молебен.
20 июня. 48 лет. После литургии выходил на молебен. Сегодня сугубое торжество
получил, приятные вести из родного Углича.
21 пятн[ица]. Ходил в ГПУ — мой день — те же беседы. Сегодня торжественный
белый18 день — д. Симеона.19 Сегодня утром совершил литургию.
23 воскр[есенье]. Сегодня совершил утром дома литургию. День хороший.
24 понед[ельник]. Продолжение радости.
24/25-26 — Дни провел дома.
На этой неделе ликвидирована артель — сестрам предложили в 2 недели покинуть
келии.20
27 День св. вм. Пантелеимона — праздник на Опихарке.
29 — Ездил с м[атерью] Агнией в город — сегодня суд о выселении матушек из
их собственных домов. Дело отложено до 8/21 августа. Как видится, матушкам придется
покинуть свои домики. Грустно.
30 вос[кресенье]. Дома совершил литургию.
31/1 — Дни стоят холодные. Все остановилось в росте.
2 августа — Хорошая погода.
4 ав[густа]. Пят[ница]. Ходил в ГПУ — были неприятные разговоры, но все выяснилось.
Касательно Буйни[ческого монастыря].
5/6. Преоб[ражение]. Послал в Уг[лич] телеграмму. Служил у себя литургию.
8 втор[ник]. Толгск[ий] день. Ходил на молебен к Вар. Ал. Ворина (ярославка
в Могилеве).
Погода стоит хорошая.
13 воскр[есенье]. День ангела св. П[атриарха] Тихона. Служил дома литургию.
После обедни в храме слушал панихиду.
14 пон[едельник]. Ходил в город — погода хорошая.
15 Вт[орник]. Успение Б. М. Сейчас совершил литургию. Дома. На душе покойно
— хотя в семье моего покойного брата не все ладно — посылаю заказное письмо. Послал
в Уг[лич] телеграмму к празднику.
16 ср[еда]. Праздник в Угличе в жен[ском] м[онасты]ре. Погода стоит хорошая.
17 чет[верг]. Пошел в город около 4 ч. дня и в доме А.Е. Актистова помолился
— совершил молебен.
18 пят[ница]. С утра шел теплый дождь — гремел гром. Ходил в ГПУ, где поговорили
около [полутора] часов. Настроение хорошее — вернулся домой около 6 ч. вечера.
Минувшие дни прошли в потревоженном состоянии сестер, которых видимо, выдворяют
из обители. Артель ликвидировали. 2 раза были на суде собственницы, но дело их
пока отложено.
25 ав[густа]. Вчера получил известие из Углича о закрытии Угл[ичского] жен[ского]
м[онасты]ря — в самый праздник. Как тяжко!
27 воскр[есенье]. Служил у себя дома литургию. Подкрепился духом.
Жизнь все складывается труднее и труднее. Сегодня узнал, что е[пископ] Иоас[аф]
окончательно отказался от Могилев[ской] епархии и ушел на покой. Е[пископ] Алексей21
тоже не приедет — один кошмар.
28 п[онедельник]. Ходил в город за почтой.
29 вт[орник]. Исповедался у о. Иоанникия и причастился св. запасных Даров.
Настроение повышенное. Слава Богу за все.
30 ср[еда]. Ходил в город за посылкой. Сегодня выезжала сестра из обители.
Сегодня же получил письмо из Углича о выселении всех сестер из корпусов обители.
Жутко было читать эти строки.
М[есяц] сент[ябрь].
1 пят[ница]. Ходил в ГПУ, Обещали по случаю осени удлинить.
Послал телеграмму по случаю дня ангела игум[ении] Маргариты для утешения ее
и сестер.
3 воскр[есенье]. Совершил литургию — отдохнул душою.
8 пят[ница]. Причастился св. зап[асных] Даров — чувствовал вчера недомогание.
9 суб[бота]. Ходил в город. Оч[ень] устал и физически и нравственно, т[ак]
ч[то] не смог собраться служить в воскресенье литургиию — и много силы потерял.
10 воскр[есенье]. Присутствовал за литургией. Какое-то томление духа. Уже давно
ничего не пишут из моей обители. Доходят все грустные вести из Углича.
11 пон[едельник]. С утра томительного — по обычаю помолился — успокоился. Сходил
на разъезд.
После отслужил общую панихиду — отдохнул душою. Ходил в лес за дровами. Вечером
был за всенощным бдением в церкви. Завтра отдание проудили. Сегодня закончил чтение
описание жизни и трудов св. ап[остола] Павла — Фаррара в переводе Лопухина.22
Читаю эту книгу третий раз и каждый раз с величайшим вниманием и наслаждением.
Особенно теперь в моем положении еще более становится понятнее жизнь Великого
Апостола. Все же больше и больше убеждаюсь, что поворот от неверия к вере тогда
наступит, когда явятся истинные светильники более деятельной веры и любви, истинного
христианского благочестия и подвигов. Помоги и мне Господи молитвами св. ап. Павла.
13/14 сент[ября]. Всенощное бдение слушал в храме, а дома утром 14-го совершил
литургию. Все эти дни было оч[ень] трудно дышать — тяжело было на душе — Сегодня
как-то прошло томление.
15 пятн[ица]. Сегодня был в ГПУ. Разговоров никаких не было, только отметил
мой пропуск.
17 воскр[есенье]. Совершил дома литургию — сегодня покойнее на душе. Хотя все
время скорбит сердце скорбями моего родного города. Какой кошмар — слышно, что
обновленцы захватили Ник[оло]-Сух. Церковь.
Вся неделя прошла поко[й]но.
23/24 суб[бота] / воскр[есенье]. Погода стояла изрядно хорошая, хотя уже были
морозы.
29 пятн[ица]. Ходил в ГПУ — особенного интересного ничего не было.
30 сентя[бря] — суб[бота]. Выходил в храме на полиелей. Прочитал с о. Кир[иллом]
акафист Б[ожией] М[атери].
1 окт[ября]. Воскр[есенье]. В 4 ч. ут[ра] случился желудочный тяжелый припадок,
— т[ак] ч[то] пришлось совершить рано часы, обедницу и причастился св. зап[асных]
даров, а потом уснул и успокоился. После ходил на позднюю — немного оправился,
а ночью оч[ень] испугался.
4/17 окт[ября]. Среда. Сегодня получил телеграмму о смерти м[итрополита] Агафангела
— скончался вчера. Послал телеграмму: "Присоединяю свои слезы молитвы общему
горю ярославцев. Прошу владыку Варлаама ходатайствовать в Ярославле, Москве выехать
мне [на] погребение. Серафим" — страшно тяжелая утрата. Что-то будет в нашей
церкви и в Ярославле, кто-то туда будет направлен?
Спаси Господи Церковь Божию.
5 чет[верг]. Получил телеграмму: "Погребение воскресение Варлаам".
Послал телеграмму в Москву Тучкову23: "Прошу разрешения выехать в Ярославль
на погребение митрополита Агафангела. А[рхиепископ] С[ерафим] С[амойлович]".
6 пят[ница]. Ответа не было. Ходил в ГПУ — и там нет ответа. Сердце болит,
душа прискорбна даже до смерти. Великий миролюбец скончался. Вечного покоя ему.
7 суб[бота]. Вчера служил парастас, а сегодня после ранней служил с о. Кир[иллом]
панихиду.
8 воскр[есенье]. Сегодня совершил у себя литургию и панихиду по м[итрополиту]
Агаф[ангелу], а также и после поздней литургии совершил с о Кир[иллом] панихиду.
Сегодня в Ярославле отпевали митрополита Агафангела. Вечная память ревнителю
благочестия и хранителю мира церковного.
С 9-го окт[ября] болел — видимо был грипп — простудился. Сидел дома — принимал
аспирин.
13/26 окт[ября]. Был в ГПУ. Сегодня разрешили мне являться к ним 1 раз в месяц
— разговоров особенных не было.
14 Сегодня день ангела о Ирад[иона] мон[ашеств]е П[ротаси]я с о. Сильван[ом]
— послал письма.24
15. Служил у себя литургию и после оной панихиду.
17 Ходил в город — страшно устал.
21 суб[бота]. Ходил в город за посылкой и заказным письмом, в котором подробно
были описаны последние [дни] м[итрополита] Агафангела и его погребение. Весьма
трогательно. Да, кончина его была кончиной праведника.
22 Вос[кресенье]. Служил у себя литургию — и панихиду — сегодня 20 дней со
дня кончины м[итрополита] А[гафанге]ла. Вечная память святителю Агафангелу, носителю
братолюбия и христианского смиренномудрия.
24 втор[ник]. Ходил в город, получил письмо от арх[иепископа] Вар[лаама]— сообщает
о погребении м[итрополита] Аг[афанге]ла жутко было читать эти грустные строки
— спаси церковь Яр[ославскую] — от раскола и ересей — сохрани в ней мир и благочестие.
24 вт[орник]. Уехал в Гомель о. Кирилл Белецкий.
25 — Целый день дождик.
28 суб[бота] Утром приехал Кирилл Б[елецкий], а я ездил в город на почту.
29 воск[ресенье]. Утром по обычаю служил молебен и акаф[ист] Спасит[елю] и
панихиду — литургии не служил, чувствовал себя неважно — получил сегодня утешение
и много искушений. Но все было покрыто великим общим смирением и терпением. Какие
есть великие души! Храни их Бог — преклоняюсь и молитвенно благодарю.
М[есяц] ноябрь.
2 Ходил в город на почту и на базар. Был у ф[инансового] инспект[ора] — подал
свою декларацию на 683 р.
М[есяц] ноябрь.
4/5 суб[бота], воскр[есенье]. Слушал по обычаю всенощное бдение в храме.
Служил утром у себя литургию и панихиду. Настроение бодрое — сегодня получил
скорбные весточки из Яр[ослав]ля о надвигающемся расколе — тутаевцы отказываются
признать арх[иепископа ] Павла.25 Удивительный м[итрополит] Сергий, как он стал
нетактичен, не чуток. Разве он не мог поручить арх[иепископу] Вар[лаа]му попечен[ие]
о Яр[ославской] церкви? Ответил а[рхиепископу] В[арлаа]му, что разъяснение от
м[итрополита] Ма[кари]я потеряло свою силу.
6 День ангела а[рхиепископа] В[арлаама]. — ходил в город отслужить молебен
у Актистова в день ангела ар[хиепископа] Вар[лаама].
10 пят[ница]. Ходил в ГПУ — обычная беседа — между прочим разрешили подать
заявление об освобождении.
11 суб[бота]. 40-й день по кончине м[итрополита] Агафангела.
12 воск[ресенье]. Служил у себя литургию.
13 и 14 были ранние литургии в храме.
18 суб[бота] ездил в баню.
19 воскр[есенье]. Литургии не служил у себя — совершил акафистное моление Спасителю.
20/21 Введ[ение] во хр[ам] П[ресвятыя] Б[огородицы]. Служил у себя литургию.
Высокое божественное настроение.
22 среда. Ходил в город — получал посылки. Спаси Христос благодетелей — получил
сухарики и от В. В-ма. Спаси его Христос за любовь, ревность и мужество.
24 пятн[ица]. В Крус. Слободе и в Котово моего Угл[ического] вик[ариат]ства
престольные праздники.
25 Послал приветы домой, Яросл[авль] и М[оскву], благодарность за усердие.
Сегодня поисповедовался у о. Иоанникия. Хороший иеромонах.
26 Нояб[ря]. Воскр[есенье]. Причастился дома св. зап[асных] Даров. На душе
тихо, покойно и мирно — Слава Богу за все.
27 Присутствовал за ранней литургией. Пошел маленький снег. Ходил в город за
посылкой.
28 втор[ник]. За ночь выпал изрядный снег — но довольно тепло и есть опасность,
что снег растает и прибавится грязи.
С 1-го Дек[абря] стало морозно а на Николин день стал Днепр. Я болею головой
и желудком, т[ак] ч[то] не мог служить ни 3, ни 6-го декабря. Из дома вести все
скорбные.
8/21 дек[абря] был в ГПУ — Разговоров особенных не было, только спрашивали,
долго ли я пробуду здесь.
10/23 воскр[есенье]. Голова болит — общее недомогание. Сегодня получил ужасные
сведения. Наложили налогу на Уг[личский] Бог[ородичный] женский м[онасты]рь 1200
р. И на собор 900 р. Это ужас. Видно спешат покончить с храмами. Но никто как
Бог — на него возложим свое упование — спаси и сохрани Боже Церковь Свою святую.
11 и 15. Ходил в город на почту и на базар купить рыбы. В пятницу устал неимоверно.
16 Всенощ[ное] бдение в храме стоял — после всенощного помолился у себя дома
Н.А.
17-го утром совершил у себя раннюю литургию и утешил страждущую душу — Слава
Богу за все. Получил добрые вести из Яр[ослав]ля и Уг[лича] — несмотря на страшные
налоги, Господь помогает вытянуться и пережить эту новую напасть. Хотя сообщили
и ужасную весть о возможном закрытии Толг[ского] м[онасты]ря. Господи!!!
Раньше вся неделя прошла в писании поздравительных писем в Уг[лич], Рыб[инск],
Мыш[кин], Москву от 18-20, а 21 послал последние поздравления в Ярославль. И хорошо
сделал, что поторопился написать — потом разболелся средний палец на правой руке
— стало трудно писать. Получено 3 посылки, из них часть послал в Дарницу своим
родным и туда же послал 7 руб.
22-23-24 — Совершались в храме предпраздничные службы — с умилением присутствовал,
хотя в храме холодновато.
24 — поздняя литургия была с 9 ч. ут[ра], а вечерня с 4 ч. дня вместо 2-х —
батюшку вызывали на требу в деревню — после навечерия со своими старушками читал
вечерю — с таким хорошим настроением прошла вечеря — напомнила мне и Миргород
и Углич.
25 Р[ождество] Х[ристо]во. В 2 ч. п[ополуночи] в храме заутреня, хорошо пели,
а прот. К[ирилл] Белецкий сказал хорошее слово. Пришли домой ровно в 6 ч. ут[ра],
и сейчас же приступили к совершению своей домашней литургии. Старушки прислуживали
мне — хорошо и покойно было на душе. Пели старушки и читали благоговейно — за
всех вознес свою молитву.
25 пон[едельник]. В 10 ч. у[тра] совершена была поздняя литургия, после коей
о. прот[оиерей] сказали приличное случаю слово, потом обратился ко мне с иск[р]енними
словами привета, на что я ответствовал всем быть благополучными, любить свой храм,
праздники с пожеланием всем всего наилучшего и с призыванием благословения Божия
на всех богомольцев и их родных. Чувствовался праздник, а потом сестры с о. пр[отоиереем]
К[ириллом] Б[елецким] посетили мою келию и прославили Христа, а я угостил их угличским
печением и конфектами. Слава Богу.
26/Втор[ник]. Ходил в город, стоял литургию в Воскресенской церкви. Народу
было много. Поминали кроме м[итрополита] П[етра], еще и м[итрополита] С[ергия]
и е[пископа] П[авла],26 последние поминовения были жуткие и для сердца неприемлимы.
Потом был на почте и у Актистовых, где прославил и посидел, а потом приехал домой
с посылками.
27 была литургия поздняя.
Всю эту неделю было хорошее и бодрое настроение. Получил гостинец из Я[рослав]ля,
куда тоже послал свои приветы в пятницу.
30 суб[бота] — была рання литургия.
31 воскр[есенье]. Поздняя литургия. Сегодня я не служил — думаю помолиться
в Нов[ый] год. Сегодня получил большую почту — Есть много дум и довольно тяжких.
Страждет наша св. Церковь. Вот и год миновал — канул в вечность — год тяжелый
— большой, много пришлось всем пережить и перечувствовать, но и мне лично он много
принес горестей, обид и все же духовного высокого настроения. Я прошел через великое
горнило и испытаний и искушений. Только к празднику Р[ождества] Хр[истова] получил
полное духовное умиротворение, окончательно выравнивается наше делание и становится
определеннее и политика м[итрополита] С[ергия] и наше противление этому новообновленцу.
Мне кажется, пора уже сказать свое слово и отмежеваться от м[итрополита] С[ергия],
ибо мы своим именем смущаем слабых и немощных, а людям, сожженным в своей совести,
дают повод говорить о силе их политики и незыблемости их положения.
Утратили старца м[итрополита] Агафангела, который явил великий образ и смиренномудрия
и смирения. История скажет свое правдивое слово и благословит его имя. Вечный
покой ему.
Лично я готов на все, однако сердце постоянно трепещет, особенно когда нужно
являться в ГПУ — никак не могу привыкнуть. Хотелось о многом писать в своем дневнике,
но положение мое постоянно удерживает меня — и я ограничивался только краткими
сообщениями о своем служении и о днях посещения ГПУ.
Здесь могу только преклониться пред мужеством, постоянством и твердостью моих
верных угличан и особенно тех, кто полагает душу свою за церковное дело, за спасение
Церкви. Со слезами возношу их имена во время своей молитвы. Дивные дела Господни
— дивен Бог во святых Своих. И все же скажу, как чудно хранит меня Десница Божия,
пред которой я преклоняюсь и благоговейно вспоминаю все проявления ее милости.
Молитвами святых, родных и близких Господь призирает на меня и на тех, кто со
мною призывает Его св. Имя. При всей моей немощи телесной, иногда весьма удручающей
меня, я милостью Божией и по сей день храню Православие и благословляю Имя Божие,
как завещали нам св. Отцы.
Спаси, Христе Боже, верную угличскую паству, верных о Господе в стране нашей,
болезнующим и страждующим в темницах, заточении, изгнании и горьких работах, всех
моих благодетелей, всех ревнителей веры и благочестия, родных по плоти, скорбных
вдов и обездоленных сирот, в болезнех и озлоблении сущих, любящих и ненавидящих
меня — и всех православных христиан.
Серафим, Архиепископ Угличский.
1 Агафангел (Преображенский; 1854-1928), митрополит Ярославский и Ростовский
(1913-1928). Причислен к лику святых на соборе 2000 г.
2 Иосиф (Петровых; 1872-1937), архиепископ Ростовский (1920-1925), митрополит
Ленинградский (1926-1927). Один из наиболее настойчивых противников церковной
политики митрополита Сергия (Страгородского). Расстрелян 20 ноября 1937 г.под
г.Чимкентом вместе с митрополитом Казанским св.Кириллом (Смирновым).
3 Варлаам (Ряшенцев; 1878-1942), архиепископ, управлющий Любимским викариатством
Ярославской епархии. Скончался в концлагере в Вологодской обл.
4 Евгений (Кобранов; 1891-1937), епископ Ростовский (1927-1933). Расстрелян
20 сентября 1937 г.
5(по-видимому, имеется в виду храм в Троице-Сергиевой Лавре.)
6 Буйнический Свято-Духовский 2-го класса необщежительный женский монастырь
— в 6 верстах от Могилева, при местечке Буйничи, на Днепре. Основан в 1633 г.
В 1903 г. имел игуменью, 21 монахиню, 75 послушниц. — Денисов Л.И., Православные
монастыри Российской империи. М., 1908, с. 385-386. Православные русские обители,
Спб., 1910, с. 614.
7 Над строкой вписано: "Свящ[енник]", "протод[иакон]",
"секретарь собора", "Вербицкие".
8 В окружении святителя Серафима известна монахиня Евдокия, которая с 1923
года была связной по церковным делам.
9 Вписано над строками.
10 Обретение мощей св. благ. кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Ярославских празднуется 5/18 марта.
11 Иоасаф (Шешковский-Дрылевский, 1888-1935), архиепископ, на кафедре в Могилеве
с окт. 1927 до осени 1928. В 1926-1927 был в ссылке в Угличе, откуда, видимо,
теплые отношения с архиеп.Серафимом.
12 Вписано сверху.
13 Иосиф Кречетович, обновленческий лже-митрополит Могилевский.
14 в тексте — Иоасафу
15 Память преп. Паисия Угличского (+ 1504), игумена Покровского монастыря,
мощи которого почивали в обители, празднуется 6 июня, а также 8 января и 23 мая.
16 строка вписана на полях.
17 Часть фамилии зачеркнута.
18 Слово зачеркнуто
19 21 июля / 3 августа празднуется память Симеона, Христа ради юродивого (+
ок. 590)
20 Эта запись сделана справа от записей 23-26 июля.
21 Вероятно, Алексий (Громадский), епископ Гродненский (1923-1928).
22 Ф.В.Фаррар, Жизнь и труды св. апостола Павла. Пер.А.П.Лопухина. Спб., 1887,
1077с.
23 Е.А.Тучков — начальник 6-го отделения Секретного Отдела ГПУ, осуществлявшего
антицерковную политику по заданиям Политбюро.
24 14/27 октября празднуется память мч. Протасия и свмч. Сильвана.
25 Вероятно, Павел (Борисовский; 1867-1938), архиепископ, затем митрополит
Ярославский и Ростовский (1929 -1937). Расстрелян 6 окт.1938 г.
26 Может быть, Павел (Вильковский), епископ Минский с 10.1927 до 10.1930.
|