Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Папа Пий XI

Divini Redemptoris

О безбожном коммунизме

Патриархам, Примасам, Архиепископам, Епископам и иным ординариям, в мире и общении с Апостольским Престолом пребывающим.

Достопочтенные братия, желаем вам здоровья и посылаем апостольское благословение.

1. Обещание Божественного Искупителя озарило первую страницу истории человечества, и твердая надежда, проистекающая из него, смягчила острую боль сожаления об утерянном рае. Надежда сия сопровождала род людской на его тяжелом пути до тех пор, покуда не настала полнота времен и долгожданный Спаситель не пришел, чтобы положить начало новой вселенской цивилизации, цивилизации христианской, премного превосходящей даже те, что к той поре создали тяжким трудом иные, наиболее передовые, нации.

2. Тем не менее, в мире сохранилась борьба между добром и злом - горестное наследие первородного греха. Не прекращал и древний искуситель совращать человечество лживыми посулами. По сей причине ход веков одно за другим сопровождали потрясения, вплоть до революции, случившейся в наши дни. Сия современная революция, можно сказать, воспылала или угрожает воспылать повсеместно; она превосходит размахом и яростью все прошлые преследования, что устраивались против Церкви. Целые народы сталкиваются с опасностью откатиться к варварству худшему, нежели то, что душило наибольшую часть мира в дни пришествия Искупителя.

3. Эта грозная опасность, как вы уже догадались, достопочтенные братия, есть большевистский и безбожный коммунизм, цель которого - разрушить общественный порядок и подорвать самые основы христианской цивилизации.

4. Перед лицом подобной угрозы Католическая Церковь не может молчать и не молчит. Прежде всего, сам Апостольский Престол не преминует возвышать Свой голос, ибо осознает, что присущая ему общественная миссия состоит в защите правды, справедливости и всех тех вечных ценностей, которыми коммунизм пренебрегает или на которые нападает. С тех самых дней, когда формировались группы "интеллектуалов", самоуверенно предпринимавшие попытки избавить цивилизацию от уз нравственности и религии, Наши Предшественники открыто и ясно привлекали внимание мира к последствиях дехристианизации человеческого общества. По отношению к коммунизму блаженной памяти достопочтенный Наш Предшественник Пий IX еще в 1846 году провозгласил торжественное осуждение, которое подтвердил в словах Силлабуса, направленного против "постыдного учения так называемого коммунизма, кое совершенно противоречит естественному закону и, если будет когда-либо принято, полностью уничтожит права, собственность и имущество всех людей и само общество"1. Позднее другой из Наших Предшественников, бессмертный Лев XIII, в Своей энциклике "Quod Apostolici Muneris", нарек коммунизм "пагубной чумой, проникающей в кости человечества, лишь чтобы привести его к гибели"2. Ясным прозрением указал он на то, что атеистические движения, распространившиеся среди людских масс в век машин, коренятся в той философской школе, что веками старалась оторвать науку от жизни Веры и Церкви.

5. Мы сами, во время Нашего Понтификата, часто и с горячей настойчивостью разоблачали нынешнюю моду на атеизм, подъем которой Нас тревожит. В 1924 году, когда из Советского Союза вернулась наша благотворительная миссия, Мы осудили коммунизм в особой аллокуции3, обращенной Нами ко всему миру. В Своих энцикликах "Miserentissimus Redemptor"4, "Quadragesimo Anno"5, "Caritate Christi"6, "Acerba Animi"7, "Dilectissima Nobis"8 Мы торжественно протестовали против преследований, развязанных в России, Мексике, а теперь и в Испании. Две Наших прошлогодних аллокуции - первая по случаю открытия Международной выставки католической печати, вторая - во время аудиенции, данной Нами испанским беженцам, - а также Наше послание на последнее Рождество пробудили по всему миру эхо, которое еще не утихло. По сути, наиболее упорные враги Церкви, что из Москвы борьбу против христианской цивилизации, сами свидетельствуют своими непрестанными нападками, словом и делом, о том, что по сей час Папство продолжает верно защищать святилище христианской религии и чаще и действенней, нежели любая другая общественная власть на земле, привлекает внимание общества к угрозе коммунизма.

6. К великому Нашему удовлетворению, достопочтенные братия, вы уже, посредством личных и даже совместных пастырских Писем, точно передали и объяснили верным сии предостережения. Но несмотря на Наши частые отеческие предупреждения, угроза лишь день ото дня возрастает, причина чему - деятельность хитроумных агитаторов. Посему Мы полагает Своим долгом вновь возвысить Свой голос, издав еще более торжественное послание в соответствии с традицией Апостольского Престола, Учителя Истины, и с желанием всего католического мира, что делает появление подобного документа более чем естественным. Мы верим, что эхо Нашего голоса достигнет каждого разума, свободного от предрассудков, и каждого сердца, искренне желающего блага человечеству. Тем более Мы хотим сего, что Наши слова ныне получают прискорбное подтверждение, ибо Мы зрим горькие плоды пагубных идей, которые предвидели и предсказывали, и плоды эти страшно умножаются в зараженных странах и угрожают всем прочим странам мира.

7. Посему Мы желаем еще раз изложить краткий перечень принципов безбожного коммунизма в том виде, в каком они проявляются, прежде всего, в большевизме. Желаем также выявить метод его действий и, в противопоставлении с его лживыми принципами, ясную доктрину Церкви, дабы вновь, с возросшей настойчивостью, внедрить меры, при помощи которых христианская цивилизация, подлинный civitas humana, может быть спасена от сатанинского бича, и не только спасена, но и улучшена ради блага человеческого общества.

8. Коммунизм наших дней более подчеркнуто, нежели подобные движения в прошлом, содержит в себе ложную мессианскую идею. Псевдоидеал справедливости, равенства и братства в труде насыщает всю его доктрину и деятельность обманным мистицизмом, который придает массам, попавшим в ловушку иллюзорных обещаний, ревностный и заразительный энтузиазм. Это особенно верно в такой век, как наш, когда неравное распределение мирских благ привело к необычайной нищете. Сей псевдоидеал даже хвастливо выдается за причину определенного экономического прогресса. По сути же дела, в случаях, когда оный прогресс действительно существует, подлинные его причины совершенно иные, как, например, усиление индустриализма в странах, прежде почти что его лишенных, эксплуатация огромных природных ресурсов и использование самых жестоких методов, обеспечивающих выполнение гигантских проектов при минимальных затратах.

9. Доктрина современного коммунизма, часто скрывающаяся под самыми соблазнительными украшениями, по сущности своей основана на принципах диалектического и исторического материализма, защищавшихся ранее Марксом. Теоретики большевизма утверждают, что лишь они одни способны к их подлинной интерпретации. Согласно этому учению, в мире есть лишь одна реальность - материя, эволюция слепых сил которой порождает растения, животных и человека. Каждое человеческое общество есть ничто иное как феномен и форма материи, эволюционирующей в одном и том же направлении. Материя, согласно закону неизбежной необходимости и посредством непрерывного противоборства сил, продвигается к конечному своему состоянию - бесклассовому обществу. Очевидно, что в подобной доктрине нет места идее Бога; нет различия между материей и духом, между душой и телом; нет ни сохранения души после смерти, ни какой-либо надежды на будущую жизнь. Настаивая на диалектическом аспекте своего материализма, коммунисты утверждают, что конфликт, ведущий мир к конечному его состоянию, может быть ускорен человеком. Посему они стараются обострить антагонизм, существующий между различными классами общества. Таким образом, классовой борьбе, с проистекающей из нее яростной ненавистью и разрушением, придаются черты крестового похода на благо прогресса человечества. Другой стороны, любые иные силы, поскольку они противостоят подобному систематическому насилию, должны быть уничтожены как враждебные людскому роду.

10. Более того: коммунизм лишает человека свободы, отнимает у человеческой личности все ее достоинство и убирает все нравственные ограничения, сдерживающие порывы слепого влечения. Не признаются никакие права индивидуума по отношению к коллективу, человеческой личности не предоставляется никаких естественных прав, поскольку в коммунистической системе она является лишь шестеренкой. Кроме того, в отношениях человека с другими людьми коммунисты придерживаются принципа абсолютного равенства, отвергая любую иерархию и божественно установленную власть, в том числе - родительскую. То, что именуется властью и подчинением, выводится из единственного источника - общества. Не признаются за человеком и никакие права собственности на материальные блага или средства производства, ибо, поскольку таковые являются источником дальнейшего возрастания богатства, обладание ими давало бы одному человеку власть над другим. По этой самой причине все формы частной собственности должны быть отменены, так как они порождают все экономическое порабощение.

11. Отказывая человеческой жизни в каком-либо священном или духовном характере, подобная доктрина логично превращает брак и семью в чисто искусственный и гражданский институт, результат определенной экономической системы. Не существует брачных уз юридико-нравственной природы, не подлежащих воле человека или коллектива. Посему, разумеется, мысль о нерушимости брака подвергается насмешке. Коммунизм в особенности характеризуется отвержением всяких уз, привязывающих женщину к семье и дому, и в качестве основополагающего принципа провозглашается ее эмансипация. Она отвлекается от семьи и заботы о детях, чтобы вместо этого быть брошена в общественную жизнь и коллективное производство на тех же условиях, что и мужчина. Забота о доме и детях передается коллективу. Наконец, родителям отказывают в праве на воспитание детей, поскольку оно полагается исключительной прерогативой общества, лишь во имя и по поручению которого родители и могут этим правом пользоваться.

12. Каковы могут быть условия в человеческом сообществе, основанном на подобных материалистических убеждениях? Оно превратится в коллектив, лишенный какой-либо иерархии за исключением проистекающей из экономической системы. У него будет лишь одна миссия - производство материальных предметов путем коллективного труда, затем, чтобы можно было наслаждаться мирскими благами в раю, где всякий "отдает по возможностям" и "получает по потребностям". Коммунизм признает за коллективом право, или, лучше сказать, неограниченные полномочия, призывать индивидуумов на службу коллективу без учета их личного благосостояния, так что для принуждения непокорных законным объявляется даже применение насилия. В общинной нравственности и законах коммунизма нет ничего, кроме укрепления существующего экономического порядка, чисто земного по происхождению и неподобающего по природе. Одним словом, коммунисты утверждают, что положили начало новой эре и новой цивилизации, являющейся результатом слепой эволюции, вершиной которой станет существование человечества без Бога.

13. Когда все люди, наконец, усвоят коллективистское умонастроение этой утопии - подлинно бесклассового общества, политическое Государство, которое коммунисты воспринимают лишь как инструмент подавления капиталистами пролетариата, потеряет все причины к существованию и исчезнет. Однако до тех пор, пока сия благая пора не наступит, Государство и государственная власть предоставляют коммунизму самые действенные и обширные возможности для достижения их целей.

14. Таково, достопочтенные братия, новое Евангелие, которое большевистский и безбожный коммунизм предлагает миру в качестве благой вести освобождения и спасения! Это система, полная ошибок и софизмов. Она противоречит как разуму, так и Божественному Откровению. Она подрывает общественный порядок, поскольку ставит своей целью разрушение его основ, поскольку пренебрегает подлинным происхождением и назначением Государства, поскольку отрицает права, достоинства и свободу человеческой личности.

15. Как возможно, чтобы подобная система, давно уже опровергнутая научно, а теперь и доказавшая свою ошибочность на опыте, как возможно, вопрошаем Мы, чтобы подобная система столь стремительно распространилась во всех частях света? Объяснение состоит в том факте, что мало кому удается постичь природу коммунизма. Большинство людей вместо этого уступают обольщению, искусно сокрытому под самыми необычайными обещаниями. Утверждая, что единственное его желание - улучшить положение трудящихся классов, призывая к устранению вполне действительных злоупотреблений, порожденных либеральным экономическим порядком, и требуя более справедливого распределения мирских благ (цели эти всецело и несомненно законны), коммунист пользуется существующим в настоящее время всемирным экономическим кризисом, чтобы привлечь в сферу своего влияния даже те слои населения, которые в принципе отвергаю любые формы материализма и терроризма. И как всякая ошибка содержит долю правды, частичные истины, упомянутые Нами, хитроумно представляются в соответствии с условиями места и времени, чтобы, когда необходимо, скрывать омерзительную жестокость и бесчеловечность коммунистических принципов и методов. Поэтому коммунистический идеал захватывает многих благорасположенных членов общества. Они, в свою очередь, делаются апостолами этого движения среди молодой интеллигенции, еще недостаточно зрелой, чтобы распознать присущие этой системе ошибки. проповедники коммунизма искусны также в эксплуатации расовых противоречий и политических разделений и противоборств. Они пользуются недостатком ориентации, присущей современной агностической науке, чтобы проникать в университеты, где подкрепляют принципы своего учения псевдонаучными аргументами.

16. Чтобы объяснить слепое принятие коммунизма столь многими тысячами рабочих, надобно помнить, что путь к нему был заранее проложен той религиозной и нравственной нищетой, к которой привела трудящихся людей либеральная экономика. Даже по воскресеньям и святым праздникам рабочие смены планировались таким образом, что у них не оставалось времени исполнять свои непременные религиозные обязанности. Никто не думал ни о строительстве церквей на удобном расстоянии от фабрик, ни о содействии работе священника. Напротив: активно и настойчиво рекламировалось обмирщение, и в результате мы ныне пожинаем плоды ошибок, столь часто осуждавшихся Нашими Предшественниками и Нами самим. Неудивительно, что в уже до значительной степени дехристианизированном мире распространяются коммунистические заблуждения.

17. Есть и еще одно объяснение быстрому распространению коммунистических идей, просачивающихся ныне в каждую нацию, будь она велика или мала, развита или отстала, так что ни один уголок земли от них не свободен. Объяснение это кроется в пропаганде столь воистину дьявольской, что подобной ей мир, быть может, никогда прежде не видывал. Она направляется из одного общего центра. Она ловко приспосабливается к разнообразным условиям жизни различных людей. В ее распоряжении огромные денежные средства, гигантские организации, международные съезды и бессчетное число обученных сотрудников. Она пользуется памфлетами и очерками, кинематографом, театром и радио, школами и даже университетами. Мало-помалу она проникает во все людские классы и достигает даже самых благоразумных слоев общества, так что мало кто осознает, какой яд все больше отравляет их умы и сердца.

18. Третий могущественный фактор, способствующий распространению коммунизма, это заговор молчания, в который вступила немалая часть некатолической печати мира. Мы говорим о заговоре, поскольку иначе невозможно объяснить, как печать, обыкновенно столь энергично эксплуатирующая даже незначительные события повседневной жизни, способна так долго молчать об ужасах, творящихся в России, в Мексике и даже в больших районах Испании, и отчего она так относительно мало говорит касательно столь огромной мировой организации, как российский коммунизм. Молчание это отчасти порождено близорукой политикой и поддерживается разнообразными оккультными силами, давно трудящимися над низвержением Христианского Миропорядка.

19. Пока же прискорбные следствия этой пропаганды находятся пред нашими глазами. Там, где коммунизму удалось утвердить свою власть - и здесь Мы с особой любовью мыслим о народах России и Мексики - он прилагает все возможные усилия, как открыто хвастают его воинствующие поборники, к разрушению христианской цивилизации и христианской религии путем изгнания всякой памяти о них из сердец людей, особенно - молодежи. Епископов и священников изгоняли, приговаривали к принудительному труду, расстреливали и умерщвляли бесчеловечным образом; мирян, заподозренных в защите своей веры, высмеивали, преследовали, привлекали к суду и бросали в тюрьмы.

20. Даже там, где бич коммунизма не успел еще вполне проявить свои последствия, как видим мы в возлюбленной Нашей Испании, он, увы, уравновесил сие более ярой жестокостью своего нападения. Там не только разграблена та или иная церковь или отдаленный монастырь, но, в меру возможностей, каждая церковь и каждый монастырь подверглись разрушению. Всякий след христианской религии был уничтожен, даже если он был неразрывно связан с редчайшими памятниками искусства и науки. Неистовство коммунизма не ограничилось избиением без разбора епископов, тысяч священников и монашествующих обоих полов; он прежде всего выискивает всех, кто посвятил свою жизнь благополучию рабочих классов и бедноты. Но большинство его жертв были мирянами всех состояний жизни и классов. Даже до нынешнего мига множество их почти ежедневно убивают по одному тому обвинению, что они добрые христиане или по меньшей мере противостоят безбожному коммунизму. И страшная эта бойня творится с такой ненавистью и диким варварством, какие никто не считал возможными в наш век. Ни один человек в здравом рассудке, ни один государственный деятель, сознающий свою ответственность, не может не содрогнуться при мысли о том, что то, что делается сегодня в Испании, может завтра повториться в других цивилизованных странах.

21. Нельзя также сказать, что зверства эти - явление преходящее, обыкновенно сопутствующее всякому великому перевороту, отдельные издержки, свойственные любой войне. Нет, они есть естественный плод системы, лишенной всяких внутренних ограничений. Определенные ограничения человеку, как отдельному, так и в обществе, необходимы. Даже у варварских народов была эта внутренняя сдержка - естественный закон, вписанный Богом в сердце каждого человека. Там же, где сей естественный закон высоко почитался, древние нации достигли великолепия, до сих пор поражающего - больше, чем оно того заслуживает - иных недалеких историков. Но вырви саму идею Бога из людских сердец, и они будут непременно побуждаемы своими страстями к самому жестокому варварству.

22. Сие мы, к сожалению, и наблюдаем ныне. Впервые в истории мы стали свидетелями хладнокровной в своих целях и просчитанной до мельчайшей детали борьбы человека против "всего, называемого Богом"9. Коммунизм по природе своей антирелигиозен. Он полагает религию "опиумом народа", поскольку принципы религии, говорящей о жизни за гробом, отвлекают пролетариат от мечты о советском рае, который от мира сего.

23. Но над законами природы и их Автором нельзя насмехаться безнаказанно. Коммунизм не способен и не будет способен достичь своих целей даже в сугубо экономической сфере. Верно, что в России он внес свой вклад в избавление людей и производств от вековой инерции и в достижении всевозможными средствами, часто бессовестными, некоторой меры материального успеха. Однако Мы знаем из надежных и самых недавних источников, что даже там, несмотря на рабство, навязанное миллионам людей, коммунизм не добился исполнения обещанного им. Ведь, в конце концов, даже в сфере экономики необходима некоторая нравственность, некоторое моральное чувство ответственности, которым нет места в столь насквозь материалистической системе, как коммунизм. Единственная возможная замена им это терроризм, и именно терроризм правит ныне в России, где бывшие товарищи по делу революции истребляют друг друга. Терроризм, оказавшись неспособен, не смотря ни на что, обуздать волну нравственной порчи, не может предотвратить даже распад самого общества.

24. Делая эти наблюдения, Мы ни в коей мере не имеем намерения осудить в целом все народы Советского Союза. К ним Мы питаем теплейшую родительскую любовь. Нам хорошо известно, что немало их стонет под ярмом, которое возложено на них людьми, являющимися по большей части чуждыми подлинным интересам их страны. Мы признаем также, что многие другие обмануты иллюзорными надеждами. Мы виним лишь систему с ее создателями и соучастниками, которые сочли Россию лучше всего подготовленным полем для экспериментов по плану, разработанному десятки лет назад, и которые оттуда продолжают распространять их из конца в конец мира.

25. Мы выявили ошибки и жестокие, обманные методы большевистского и безбожного коммунизма. Теперь пришло время, достопочтенные братия, противостать им в истинном, уже вам знакомом, убеждении civitas humana или человеческого общества, том, чему учат нас разум и Откровение устами Церкви, Magistra Gentium [наставницы народов].

26. Превыше всей другой реальности существует одно величайшее Существо: Бог, всемогущий Творец всего, всемудрый и справедливый Судия всех людей. Эта величайшая реальность, Бог, есть абсолютное порицание лжи коммунизма. Воистину, Бог существует не потому, что люди верят в Него, скорее потому, что Он существует, все люди, преднамеренно не закрывающие глаза пред правдой, верят в Него и молятся Ему.

27. В энциклике о христианском воспитании 10 Мы изъяснили фундаментальное учение о человеке в том виде, в каком можно его постичь, опираясь на рассудок и Веру. Человек обладает духовной и бессмертной душою. Он является личностью, чудесным образом наделенной своим Создателем дарами тела и разума. Он есть подлинный "микрокосмос", как говорил древние, мир в миниатюре, ценность которого намного превосходит ценность огромного безжизненного пространства. Единая его цель в этой жизни и в будущей - Бог. Освящающей благодатью возвышен он в достоинство сына Божия и причтен к Царствию Господню в мистическом Теле Христа. Следовательно, Бог оделил его премногими и различными прерогативами: правом на жизнь, на телесную целостность, на необходимые средства к существованию; правом стремиться к своей главной цели по пути, начертанном для него Богом; правом объединяться и правом владеть собственностью и использовать ее.

28. В точности как брак и право на его естественное использование имеют божественное происхождение, точно так же строй и основные права семьи определены и установлены Создателем. В энциклике о христианском супружестве11 и вышеупомянутой Нашей энциклике о воспитании мы довольно пространно коснулись этих тем.

29. Но также Бог предназначил человека, в согласии с велением самой его природы, для гражданского общества. В замысле Создателя общество это естественное средство, которое человек может и должен использовать для достижения предначертанной ему цели. Общество служит человеку, а не наоборот. Сие не следует понимать в духе либерального индивидуализма, подчиняющего общество эгоистичной воле индивидуума, но лишь в том смысле, что посредством гармоничного союза с обществом и взаимного сотрудничества всем становится доступно стяжание земного счастья. Понимая шире, социум дает возможность к развитию всех личных и общественных даров, присущих человеческой природе. Эти естественные дары обладают ценностью, превышающей сиюминутные интересы, ибо в обществе они отражают божественное совершенство, что не было бы верно, живи человек в одиночестве. Но при окончательном рассмотрении видим, что даже в этой своей функции общество предназначено для человека, чтобы он мог распознать сие отражение совершенства Бога и со славой и поклонением отнести его к Создателю. Лишь человек, человеческая личность, а не общество в какой-либо его форме, наделен разумом и свободной нравственной волей.

30. Человек не может быть освобожден от божественно возложенных на него обязательств по отношению к гражданскому обществу, и представители власти имеют право понуждать его, если он безрассудно отказывается от исполнения своего долга. С другой стороны, общество не может обманом лишать человека его дарованных Богом прав, важнейшие из коих Мы выше поименовали. Не может общество и систематически сводить эти права на нет, делая пользование ими невозможным. Посему согласно с требованиями разума, чтобы в конечном счете все материальное было преподано человеку, дабы его посредством найти свой путь к Создателю. Таким образом, к человеку можно применить слова Апостола Язычников, пишущего Коринфянам о христианском домостроительстве спасения: "все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий"12. В то время, как коммунизм обедняет до нищеты человеческую личность, извращая отношения между человеком и обществом, - до каких только высот не поднимают человека разум и Откровение!

31. Указующие принципы, затрагивающие вопросы общественно-экономического порядка, подробно изложены в социальной энциклике Льва XIII о труде13. В Нашей собственной энциклике о реконструкции социального порядка14 эти принципы приспосабливаются к современным нуждам. В ней, вновь настаивая на вековом учении Церкви, касающемся личного и общественного характера частной собственности, Мы ясно объяснили право и достоинства труда, отношения взаимопомощи и сотрудничества, которые должны существовать между теми, кто обладает капиталом, и теми, кто работает, плату, вполне справедливо следующую рабочему на прожитье его самого и его семьи.

32. В той же Нашей энциклике Мы показали, что средство ко спасению нынешнего мира от прискорбного упадка, в который поверг нас нравственный либерализм, это не классовая борьба и террор, но и не самовластное злоупотребление государственной властью, а внедрение общественной справедливости и чувства христианской любви в социально-экономический порядок. Мы показали, как восстановить прочное процветание в соответствии с подлинными принципами здравой корпоративной системы, уважающей надлежащую иерархическую структуру общества, и каким образом все профессиональные группы должны влиться в гармоничное единство, вдохновленное идеей общего блага. Истинная же и главная функция публичной и гражданской власти состоит именно в действенном укреплении этой гармонии и согласовании всех общественных сил.

33. Ввиду сих общих организованных усилий, направленных на мирное существование, католическая доктрина подтверждает за государством достоинство и власть бдительного и бережливого защитника тех божественных и человеческих прав, на которых столь часто настаивают Священное Писание и Отцы Церкви. Неверно, будто в гражданском обществе все обладают равными правами. Неверно и то, что не существует законной общественной иерархии. Удовольствуемся ссылкой на уже упомянутые выше энциклики Льва XIII, в особенности - на энциклику о государственной власти15 и энциклику о христианском уложении государства16. В сих документах католик найдет ясно изложенные принципы, основанные на рассудке и Вере, которые позволят ему защищаться от ошибок и опасностей коммунистической концепции государства. Порабощение человека, лишенного своих прав, отрицание сверхъестественного происхождения государства и его авторитета, страшные злоупотребления общественной властью, ставящейся на службу коллективистского терроризма сугубо противоречат всему, что соответствует естественной этике и воле Создателя. И человек, и гражданское общество ведут свое начало от Создателя, Который взаимно поручил их друг другу. Посему ни тому, ни другому нельзя ни освободиться от соответствующих обязательств, ни отрицать или приуменьшать права друг друга. Сам Создатель упорядочил основы взаимоотношений между ними, и когда коммунизм приписывает себе право насаждать вместо божественного закона, основанного на непреложных принципах истины и милосердия, пристрастную политическую программу, которая происходит от своевольных человеческих желаний и насыщена ненавистью, имеет место несправедливая узурпация.

34. Преподавая сие просвещающее учение, Церковь не имеет иных намерений, кроме как реализовать благую весть, пропетую ангелами над вифлеемской пещерой при рождестве Искупителя: "Слава в вышних Богу, и на земле мир"17, подлинный мир и подлинное счастье даже здесь, на земле, сколь то возможно, но - людям доброй воли*. Эта доктрина равно удалена от всех ошибочных крайностей и преувеличений, свойственных партиям и системам, основанным на заблуждениях. В ней поддерживается устойчивое равновесие истины и справедливости, доказываемое в теории и защищаемое на практике, чтобы добиться гармонии прав и обязанностей всех сторон. Таким образом, власть примиряется со свободой, личное достоинство - с достоинством государства, человеческая личность подданного - с богоданными полномочиями руководящего; устанавливается баланс между, с одной стороны, должной зависимостью и упорядоченной любовью человека к себе самому, своей семье и стране, и, с другой, его любовью к другим семьям и другим народам, основанной на любви Бога, Отца всех, их первого принципа и конечной цели. Церковь не отделяет надлежащее внимание к преходящему благу от заботы о благе вечном. Хотя Она подчиняет первое второму, согласно слову своего божественного Основателя - "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам"18, Она все же столь далека от пренебрежения людскими делами, столь далека от сдерживания гражданского прогресса и материального развития, что поощряет их и способствует им самыми здравыми и действенными способами. Посему даже в социально-экономической сфере Церковь, хотя Она никогда и не предлагала определенной технической системы, поскольку то не принадлежит к Ее области, все же ясно очерчивает руководящие принципы, которые, допуская разнообразие конкретных вариантов применения в соответствии с различными условиями времени, места и народа, указывают безопасный путь к обеспечению благополучного развития общества.

35. Мудрость и крайняя полезность этого учения признаются всеми, кто его действительно понимает. Выдающиеся государственные деятели здраво утверждают, что, изучив различные общественные системы, они не нашли ничего более разумного, нежели принципы, выраженные в энцикликах "Rerum Novarum" и "Quadragesimo Anno". В некатолических, даже нехристианских странах признается высокая ценность социальной доктрины Церкви для общества. Так, чуть больше месяца назад человек, являющийся видной политической фигурой на Дальнем Востоке, не христианин, не промедлил публично заявить, что Церковь, с Ее учением о мире и христианском братстве, вносит выдающийся вклад в решение трудной задачи по установлению и поддержанию мира между народами. Наконец, из достоверной информации, стекающейся в Сердце Христианского мира со всех частей света, Мы знаем, что сами коммунисты там, где они не окончательно развращены, как только социальная доктрина Церкви им разъясняется, признают ее превосходство над доктринами своих вождей и учителей. Лишь те, кто ослеплен страстями и ненавистью, закрывают глаза от света истины и упрямо сражаются против нее.

36. Но враги Церкви, хотя они и вынуждены признать мудрость Ее учения, обвиняют Ее в том, что Ей не удается действовать в соответствии с собственными принципами, и отсюда заключают, что необходим поиск иных решений. Крайняя лживость и несправедливость этого обвинения видна из всей истории христианства. Упомянем лишь одну типичную черту: именно христианство впервые утвердило подлинное и вселенское братство всех людей вне зависимости от расы и состояния. Учение сие Церковь провозглашала методично, с размахом и убежденностью, неведомыми прежним векам; его посредством Она внесла могучий вклад в отмену рабства. Не кровавая революция, но внутренняя сила Ее учения заставила гордую римскую матрону увидеть в своей рабыне сестру во Христе. Это именно христианство поклоняется Сыну Божию, соделавшемуся Человеком из любви к человеку и ставшему не только "Сыном плотника", но и "Плотником"19. Это именно христианство возвысило ручной труд до его подлинного достоинства, которого прежде он был лишен до такой степени, что даже сдержанный Цицерон не колебался в подведении итогов общего мнения своих современников в выражениях, которых устыдился бы любой современный социолог: "Все ремесленники заняты отвратительным делом, ибо в мастерской не может быть ничего облагораживающего"20.

37. Верная сим принципам, Церковь дала людскому обществу новую жизнь. Под Ее влиянием возникли огромные благотворительные организации, великие гильдии ремесленников и всевозможных трудящихся. Гильдии эти, высмеиваемые либерализмом последнего столетия как "средневековые", сегодня вызывают восхищение наших современников во многих странах, пытающихся в некой современной форме вернуть их к жизни. Когда же другие системы затрудняли Ее работу и препятствовали полезному влиянию Церкви, Она не прекращала предупреждать их об их ошибках. Надо лишь вспомнить, с какой неустанной твердостью и энергией Наш Предшественник Лев XIII отстаивал право трудящихся на организацию, в коем безжалостно отказывал им правящий либерализм в наиболее могущественных государствах. И по сей день авторитет этой церковной доктрины больше, чем кажется, ибо влияние идей в области фактов хотя и невидимо и с трудом измеримо, но, несомненно, играет важнейшую роль.

38. Можно со всей уверенностью сказать, что Церковь, подобно Христу, проходит чрез столетия, творя всем добро. Сегодня не было бы ни социализма, ни коммунизма, если бы правители народов не пренебрегали учением и материнскими предостережениями Церкви. На фундаменте либерализма и секуляризации хотели они возвести иные социальные здания, которые, казавшись поначалу мощными и величественными, слишком скоро показали слабость своих оснований и ныне, на наших глазах, рушатся одно за другим, как и должно рухнуть все, что не стоит на краеугольном камне, Который есть Христос Иисус.

39. Сие, достопочтенные братия, есть учение Церкви, Которая единственная в области как социальной, так и любой иной способна пролить истинный свет и утвердить спасение перед лицом коммунистической идеологии. Но учение это необходимо последовательно претворять в практику каждодневной жизни, следуя увещеванию св. апостола Иакова: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя"21. Самая насущная нужда нынешнего дня, посему, есть энергичное и своевременное применение целебных мер, которые позволят эффективно отразить катастрофическую опасность, делающуюся с каждым часом все более грозной. Мы питаем твердую надежду на то, что фанатизм, с коим сыны тьмы денно и нощно трудятся в деле своей материалистической и атеистической пропаганды, послужит, наконец, святой цели побуждения сынов света к подобному и даже большему рвению к чести Божественного Величия.

40. Что же, в таком случае, должно быть сделано, какие средства должны быть применены, дабы защитить Христа и христианскую цивилизацию от этого злого врага? Как отец посреди своей семьи, хотели бы Мы, вполне душевно, говорить о тех обязанностях, что возлагает великое противоборство наших дней на всей детей Церкви; Свое отеческое увещевание обратим Мы даже к тем сыновьям, что далеко отошли от Нее.

41. Как и во все бурные периоды истории Церкви, главное лекарство лежит ныне в искреннем возрождении в согласии с принципами Евангелия личной и общественной жизни всех, кто принадлежит к Пастве Христовой, дабы они воистину были солью земли, сохраняющей человеческое общество от полного разложения.

42. С сердцем, глубоко благодарным Отцу Света, от Которого исходит "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный"22, видим Мы со всех сторон утешительные знаки этого духовного возрождения. Наблюдаем Мы его не только во множестве особо избранных душ, кои в последние годы были возведены до великих вершин святости, и во многих иных, с чистыми сердцами поднимающихся к той же сияющей цели, но и в новом расцвете глубокой и практической набожности во всех классах общества, не исключая и самых культурных, как указали Мы в Нашем недавнем Motu Proprio "In multis solaciis" от 28 октября прошлого года, данном по случаю реорганизации Папской Академии Наук23.

43. Однако не можем Мы отрицать и того, что на пути духовного возрождения предстоит еще немало сделать. Даже в католических странах остается еще слишком много тех, кто едва ли является католиком более нежели по названию. Слишком много тех, кто с большей или меньшей верностью выполняет наиболее важные обязанности, предписываемые той религией, исповеданием которой они кичатся, но не имеют желания лучше узнать ее, углубить свою внутреннюю убежденность, а тем более - привести в согласие с внешним глянцем внутреннее сияние праведной и незапятнанной совести, сознающей и исполняющей всякий долг пред лицом Божиим. Мы знаем, сколь сильное отвращение питал к этой пустой фарисейской мишуре наш Божественный Спаситель, Тот, Кто желал, чтобы все поклонялись Отцу "в духе и истине"24. Католик, не живущий подлинно и искренне в соответствии с Верой, которую он исповедует, недолго останется хозяином самому себе в сии дни, когда столь мощно дуют ветры раздора и преследования, но, беззащитный, будет сметен в том новом потопе, что грозит миру. А значит, готовя свою собственную гибель, он выставляет на посмешище само имя христианина.

44. Здесь же Мы желаем, достопочтенные братия, исключительным образом настоять на двух учениях Нашего Господа, имеющих особое значение для нынешнего состояния рода людского: на оставлении мирских благ и на заповеди милосердия. "Блаженны нищие духом" - эти слова первыми слетели с губ Божественного Наставника, когда Он проповедовал на горе25. Урок сей в нынешние дни материализма, жаждущего благ и удовольствий на земле, важен как никогда. Всем христианам, богаты они или бедны, следует не сводить глаз с неба, помня, что мы "не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего"26. Богатые не должны ни заключать свое счастье в земных вещах, ни тратить все свои силы на их приобретение. Напротив, пусть они, считая себя лишь распорядителями земных благ, помнят о том отчете, что надлежит им дать в этом распоряжении своему Господу и Хозяину, и дорожат этими благами как ценными инструментами для творения добра, вложенными Богом в их руки; и пусть, кроме того, не перестают раздавать бедным свои излишки, согласно евангельской заповеди27, **. В противном случае к ним и к их богатствам справедливо будет суровое порицание св. апостола Иакова: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни…"28.

45. Но также и бедные, в свою очередь, занимаясь, в согласии с законами милосердия и справедливости, приобретением необходимых средств к жизни и в улучшении своего положения, должны всегда оставаться "нищими духом"29 и почитать духовные блага выше, нежели земную собственность и наслаждения. Пусть они помнят, что мир никогда не сумеет избавиться от страданий, горестей и несчастий, кои есть участь даже тех, кто кажется наиболее преуспевающим. Терпение, посему, необходимо всем, - то христианское терпение, что успокаивает сердце господним заверением в вечном счастье. "Итак, братия, - повторяем Мы вместе со св. Иаковом, - будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается"30. Лишь таким образом исполнится утешительное обещание Господа: "Блаженны нищие!". Слова эти - не бесплодное утешение, не столь же пустое обещание, как обещания коммунистов. Слова эти - слова жизни, носящие во чреве своем наивысшую реальность. Они вполне подтверждаются и здесь, на земле, как и в вечности. Воистину! сколь много бедных, в предчувствии Царствия Небесного, уже провозглашенного принадлежащим им ("ибо ваше есть Царствие Божие"31), находят в этих словах радость, коей столь много богатых, неудовлетворенных своим богатством и даже алчущих большего, ищут вотще!

46. Еще важней в качестве лекарства от зла, рассматриваемого нами, или, несомненно, в качестве средства, более прямо предназначенного для его исцеления, заповедь милосердия. Мы памятуем, что христианская любовь, которая "долготерпит, милосердствует"31, избегает всякого сходства с унизительным патернализмом и всякой демонстративности; что с самого начала христианства благотворительность завоевала для Христа беднейших из бедных - рабов. И Мы благодарны всем членам филантропических объединений, от конференций св. Винцента де Поля до великих благотворительных организаций современности, которые неустанно творят духовные и телесные дела милосердия. Чем больше рабочие и бедняки понимают, чтó дух любви, оживотворенной Христовой добродетелью, делает для них, тем с большей готовностью они оставляют ложное убеждение, будто христианство утратило действенность и будто Церковь стоит на стороне эксплуататоров их труда.

47. Но когда видим Мы с одной стороны - тысячи нуждающихся, по различным причинам, от них не зависящим, ставших жертвами настоящей нищеты, а с другой - множество окружающих их людей, тратящих огромные суммы денег на бесполезные вещи и ветреные развлечения, Мы не можем не отметить с печалью не только то, что плохо соблюдается справедливость, но и то, что заповедь милосердия недостаточно ценима, не является насущным содержанием повседневной жизни. Посему Мы желаем, достопочтенные братия, чтобы эта божественная заповедь, этот драгоценный опознавательный знак, оставленный Христом Его истинным ученикам, полнее изъяснялась пером и устным словом - заповедь, учащая нас видеть в страдающих Самого Христа, и побуждающая любить своих братьев так же, как наш Божественный Спаситель возлюбил нас, то есть - даже до самопожертвования, и, если потребуется, даже ценой самой нашей жизни. Пусть же каждый часто размышляет над словами окончательного приговора, столь утешительными и все же столь страшными, что Верховный Судия произнесет в день Последнего Суда: "Приидите, благословенные Отца Моего… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня…Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне"33. И напротив: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный… ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня… истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне"34.

48. Посему, чтобы быть уверенным в жизни вечной и чтобы иметь возможность действенно помогать бедным, необходимо возвратиться к более умеренному образу жизни, отказаться от радостей - часто грешных - что в таком изобилии предлагает нынешний мир; забыть себя из любви к ближнему. Сия, как называет ее Христос, "новая заповедь"35 христианской любви содержит божественную возрождающую силу. Верное следование ей изольет в сердце внутренний покой, неведомый миру, и, наконец, исцелит болезни, которыми поражено человечество.

49. Но никогда милосердие не станет милосердием подлинным, если не будет принимать в постоянное внимание справедливость. Апостол учит, что "любящий другого исполнил закон", и объясняет, почему: "Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради… и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя"36. Значит, согласно апостолу, все заповеди, включая те, что строго справедливы, как, например, запрещающие нам убивать или красть, могут быть сведены к одному наставлению в подлинном милосердии. Отсюда следует, что "милосердие", лишающее трудящегося заработной платы, на которую он имеет полное право согласно справедливости, вовсе не есть милосердие, а лишь пустое имя и лживая видимость. Работник не должен получать в виде подаяния то, что причитается ему по справедливости. И пусть никто не пытается необременительными пожертвованиями на благотворительность избавиться от бóльших обязанностей, предписываемых ему долгом справедливости. Часто и справедливость, и милосердие диктуют обязательства, касающиеся одного и того же предмета, но с разных точек зрения; и само достоинство трудящегося заставляет его справедливо и остро чувствовать обязанности других по отношению к нему.

50. Посему вновь Мы особым образом обращаемся к вам, христиане-работодатели и промышленники, проблема которых часто столь трудна по той причине, что вы обременены тяжким наследием несправедливого экономического режима, разрушительное влияние которого ощущалось на протяжении множества поколений. Просим вас не забывать о своей ответственности. К сожалению, правда, что манера поведения в определенных католических кругах немало послужила расшатыванию веры рабочих классов в религию Иисуса Христа. Эти группы отказывались понимать, что христианское милосердие требует признания определенных прав, принадлежащих трудящемуся, которые ясно признавала Церковь. Как относиться к действиям тех работодателей-католиков, которым кое-где удалось не допустить чтения в местных церквах Нашей энциклики "Quadragesimo Anno"? Или тех промышленниках-католиках, которые даже по сей день проявляют враждебность к трудовому движению, рекомендованному Нами Самим? Не прискорбно ли, что право на частную собственность, защищаемое Церковью, столь часто используется как оружие, чтобы отнимать у рабочего справедливую плату и социальные права?

51. В действительности, помимо обоюдной справедливости, существует справедливость общественная, накладывающая свои собственные обязательства, избежать которых не могут ни наниматели, ни работники. Сущность общественной справедливости состоит в том, чтобы требовать для каждого отдельного человека всего, что необходимо для общего блага. Но как в живом организме невозможно обеспечить благо целого, если каждая его индивидуальная часть и каждый отдельный член не будут получать всего, что необходимо им для правильного выполнения своих функций, так невозможно и заботиться о социальном организме и благе общества как целого, если каждая его индивидуальная часть и каждый отдельный член - иными словами, каждый отдельный человек, облаченный достоинством своей человеческой личности - не будет обеспечен всем, что необходимо ему для выполнения своих общественных функций. Если общественная справедливость будет удовлетворена, результатом сему послужит бурная активность экономической жизни в целом, за которой последует спокойствие и порядок. Активность эта станет доказательством здоровья общественного тела, точно так же, как здоровье тела человеческого распознается по беспрепятственной правильностью и отличной эффективности работы всего организма.

52. Но нельзя сказать, что общественная справедливость удовлетворена, до тех пор, пока работникам отказывают в плате, дающей им возможность обеспечить надлежащее пропитание для себя самих и своих семей; до тех пор, пока им отказывают в возможности достичь скромного благосостояния и предупредить эпидемию всеобщего нищенства; до тех пор, пока они не могут создать соответствующие запасы путем государственного или частного страхования на старость и на случай болезни или безработицы. Одним словом, повторим то, что было сказано в Нашей энциклике "Quadragesimo Anno": "Экономический и социальный порядок будет прочно установлен и достигнет своей цели лишь тогда, когда он предложит всем и каждому все те блага, которые могут дать богатство и природные ресурсы, технический прогресс и корпоративная организация общественных дел. Блага эти должны быть достаточны для того, чтобы обеспечить все потребности и надлежащие удобства, и чтобы поднять людей до того более высокого уровня жизни, который, при условии его разумного использования, не только не мешает, но исключительно способствует добродетели"37.

53. Однако же в условиях системы наемного труда слишком часто случается, что отдельные работники беспомощны и не могут обеспечить справедливость, если только, учитывая ее практику, не организуют органы, целью которых является предотвращение конкуренции, несовместимой с порядочным отношением к рабочим. Там, где это действительно так, долгом подрядчиков и работодателей является поддержка и способствование деятельности таких необходимых организаций в качестве нормальных средств, дающих им возможнсоть выполнять свои обязанности по отношению к справедливости. Но и сами трудящиеся должны помнить о своем долге любви и честно относиться к нанимателям, будучи убеждены, что нет лучшего средства защитить свои собственные интересы.

54. Итак, если рассмотреть всю структуру экономической жизни, как Мы уже указывали в Нашей энциклике "Quadragesimo Anno", станет ясно, что власть взаимного сотрудничества между справедливостью и милосердием в социально-экономических отношениях может быть достигнута лишь корпусом профессиональных и межпрофессиональных организаций, построенных на прочных христианских основах, вместе работающих над созданием - в формах, приспособленных к различным условиям мест и обстоятельств - того, что именуется Корпорацией.

55. Для придания этой социальной деятельности большей эффективности необходимо обеспечить более широкое изучение общественных проблем в свете доктрины Церкви и под эгидой Ее установленного авторитета. Нередко, если образ действий некоторых католиков в социально-экономической области оставляли желать много лучшего, это происходило потому, что они не знали и думали как следует об учении Верховных Понтификов по этим вопросам. Следовательно, крайне важно проводить во всех классах общества интенсивную программу социального обучения, приспособленного к различным уровням интеллектуальной культуры. Необходимо со всей заботой и усердием обеспечивать сколь возможно широкое распространение учения Церкви, в том числе среди трудящихся классов. Умы людей должны быть просвещены верным светом католического учения, а сердца их - привлечены следовать ему и применять его как норму праведной жизни в добросовестном исполнении многообразных социальных обязанностей. Таким образом они станут противостоять той бессвязности и непоследовательности в христианской жизни, о которой Мы много раз сокрушались. Ибо есть иные, что, будучи внешне верны установлениям своей религии, в то же время в области труда и производства, в профессиональной и деловой сфере позволяют своей совести прискорбный раскол и ведут жизнь, недостаточно соответствующую ясным принципам справедливости и христианского милосердия. Это соблазн для слабых, а для злонамеренных - повод позорить Церковь.

56. В этом возрождении может сыграть заметную роль католическая пресса. Первейший ее долг - различными привлекательными путями воспитывать в людях лучшее понимание социальной доктрины. Также она должна предоставлять точную и полную информацию о деятельности врага и средствах противостоять ему, оказавшихся в разных частях света и областях наиболее эффективными. Пресса должна давать полезные предложения и предостерегать от хитроумной лжи, которой с прискорбным успехом пользуются коммунисты, дабы завлекать даже людей крепкой веры.

57. Об этом обстоятельстве Мы уже писали в Своей аллокуции от 12 мая прошлого года, но полагаем Своим особо важным долгом, достопочтенные братия, вновь привлечь к нему ваше внимание. В начале коммунизм проявил себя во всей своей извращенности, но вскоре понял, что таким образом отталкивает людей. Поэтому он изменил тактику и пытается соблазнить массы различными обманами, скрывая свои подлинные замыслы под идеями, которые сами по себе благи и привлекательны. Так, зная о всеобщем желании мира, вожди коммунизма выдают себя за самых ревностных покровителей и пропагандистов движения за всемирную дружбу. Но тем не менее они в то же время разжигают классовую вражду, приводящую к тому, что льются реки крови, и, понимая, что их система не содержит гарантий мира, копят неограниченные запасы вооружений. Под различными именами, не предполагающими связи с коммунизмом, они создают организации и периодические издания, единственная цель которых - провести их идеи в круги, иначе для них недостижимые. Они вероломно пытаются проникнуть даже в открыто католические и религиозные организации. И вновь, ни на пядь не отступая от своих губительных принципов, они приглашают католиков к сотрудничеству с ними в так называемой гуманитарной и благотворительной областях, а порой даже заявляют, будто находятся в полной гармонии с христианским духом и учением Церкви. В других местах они в своем лицемерии заходят столь далеко, что способствуют убеждению, будто в странах, где вера и культура укоренены более прочно, коммунизм примет иную, гораздо более умеренную форму, не будет вмешиваться в религиозную практику, станет уважать свободу совести. Некоторые ссылаются даже на определенные изменения, внесенные недавно в советские законы, в качестве доказательства, будто коммунизм намерен отказаться от своей программы войны против Бога.

58. Смотрите же, достопочтенные братия, чтобы верующие не позволяли себя обманывать! Коммунизм дурен по самой своей сути, и никто из желающих сохранить христианскую цивилизацию не может сотрудничать с ним в каком бы то ни было предприятии. Те, кто поддается на обман и оказывает помощь триумфу коммунизма в своей стране, первыми падут жертвами своей ошибки. И чем древней и великолепней христианская цивилизация в регионах, куда успешно проникает коммунизм, тем более опустошительна будет ненависть безбожников.

59. Но "если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж"38. Так что, достопочтенные братия, в качестве последнего и самого действенного лекарства Мы советуем, чтобы вы в своих епархиях использовали наиболее подходящие средства для поощрения и усиления духа молитвы, сопряженной с христианским покаянием. Когда апостолы спросили Спасителя, почему они не могут изгнать злого духа из одержимого, Господь наш ответил: "сей же род изгоняется только молитвою и постом"39. Так же и зло, мучащее ныне человечество, можно одолеть лишь всемирным крестовым походом молитвы и покаяния. Особенно просим Мы созерцательные ордены, мужские и женские, удвоить молитвы и жертвы, чтобы стяжать с небес действенную помощь для Церкви в этой борьбе. Пусть просят они также о могущественном посредничестве Непорочной Девы, которая, сокрушив главу древнего змея, остается верной защитницей и непобедимой "Помощью христиан".

60. Для применения сих кратко означенных целебных средств, предназначенных, как Мы выше изъяснили, для спасения мира, Иисус Христос, наш Божественный Царь, избрал священников - первейших служителей и посланцев Его Евангелия. Обязанность их, предписанная особым призванием - под руководством своих епископов и в сыновнем послушании Наместнику Христа на земле хранить в мире негасимым факел веры и наполнять сердца верных той сверхъестественной надеждой, что помогала Церкви сражаться и побеждать в таком множестве иных битв во имя Христово: "Сия есть победа, победившая мир, вера наша"40.

61. Священникам Мы особым образом вновь даем часто повторяемый совет Нашего Предшественника, Льва XIII, идти к трудящемуся. Делаем рекомендацию эту Нашей собственной, и, верные учению Иисуса Христа и Нашей Церкви, так его дополняем: "Идите к трудящемуся, особенно там, где он беден; и идите к бедным вообще". Бедные явно более уязвимы, нежели прочие, для ухищрений агитаторов, которые, пользуясь их крайней нужною, возжигают в их сердцах зависть к богатым и побуждают силой захватить то, в чем, как кажется, несправедливо отказала им судьба. Если священник не пойдет к трудящемуся и к бедному, дабы предостеречь их или освободить от предубеждений и лживых теорий, они станут легкой добычей для апостолов коммунизма.

62. Несомненно, в этом направлении сделано немало, особенно после провозглашения энциклик "Rerum Novarum" и "Quadragisimo Anno". Мы рады выразить Свое отеческое одобрение ревностной пастырской энергии, проявленной столь многими епископами и священниками, с должным благоразумием и осторожностью разрабатывали и применяли новые методы апостольства, лучше приспособленные к современным нуждам. Но всех этих усилий еще недостаточно для решения стоящей перед нами проблемы. Когда в опасности наша страна, все, что не крайне необходимо, все, что не затрагивает напрямую неотложную задачу объединенной обороны, уходит на второй план. Так должны мы действовать и в нынешней кризисной ситуации. Любые прочие занятия, как бы привлекательны и полезны они ни были, должны посторониться, дав дорогу жизненно важному делу защиты самих основ веры и христианской цивилизации. Пусть же наши приходские священники, обеспечивая, конечно же, нормальные нужды верных, лучшую часть своих сил и рвения посвящают тому, чтобы отвоевать обратно трудящиеся массы для Христа и Его Церкви. Пусть работают они, дабы привнести христианский дух в те жилища, где он менее всего чувствует себя, как дома. Охотный отклик масс и результаты, намного превосходящие ожидания, станут наградой им за усердный труд на невозделанной ниве. Таков был прежде и ныне наш опыт в Риме и прочих столицах, где по мере строительства в пригородных районах новых церквей формируются ревностные приходские общины и творятся подлинные чудеса обращения людей, чья враждебность религии имела своей причиной лишь то, что они ее не знали.

63. Но самый действенный способ апостольства среди бедных и убогих это собственный пример священника, приверженность всем тем священническим добродетелям, что описали Мы в Своей энциклике "Ad Catholici Sacerdotii"41. Однако же особенно важен в нынешней ситуации сияющий пример жизни скромной, бедной и бескорыстной, во подражание Божественному Наставнику, Который мог с божественной простотой сказать миру: "Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову"42. Священник, подлинно бедный и бескорыстный в евангельском смысле этого слова, способен творить серди своей паствы чудеса, напоминающие о святом Винсенте де Поле, о кюре из Арса, о Коттоленго, о доне Боско и множестве других, тогда как священник алчный и себялюбивый, как отмечали Мы в вышеупомянутой энциклике, даже если и не падет с Иудой в бездну предательства, останется лишь пустой "медью звенящей" или бесполезным "кимвалом звучащим"43. Воистину, слишком часто будет он оказываться он помехой, а не орудием благодати посреди своего народа. Более того: там, где секулярный священник или монашествующий в силу своей должности вынужден управлять мирской собственностью, пусть он помнит, что должен не только скрупулезно соблюдать все, что предписывают милосердие и справедливость, но и несет особую обязанность вести себя именно как отец бедных.

64. Обратив сей призыв к духовенству, Мы ныне простираем Свое пастырское побуждение к Своим возлюбленным сынам из мирян, сражающимся в рядах "Католического Действия". По иному случаю44 Мы назвали это движение столь дорогой Нашему сердцу, "особенно благоприятной помощью" в работе Церкви в эти бедственные времена. "Католическое Действие" это подлинный социальный апостолат, поскольку целью его является распространение Царствия Иисуса Христа не только среди отдельных людей, но и в семьях и обществе. Посему главное его внимание должно уделяться тому, чтобы с особой заботой воспитывать своих членов и готовить их к битвам за Господа. Задаче формации, ныне более животрепещущей и важной, нежели когда-либо еще, и долженствующей всегда должна предшествовать прямому действию "в поле", несомненно, поспособствуют учебные кружки, конференции, курсы лекций и различные иные мероприятия, проводимые, чтобы сделать известным христианский ответ на социальные вопросы.

65. Боевые вожди "Католического Действия", сим образом должно подготовленные и вооруженные, станут первыми и непосредственными апостолами среди своих товарищей-рабочих. Они будут бесценными помощниками священников в том, чтобы нести факел веры и облегчать тяжкие духовные и материальные страдания во многих областях, где прочным препятствием пастырскому труду Божьих служителей сделались укоренившиеся антиклерикальные предрассудки или прискорбное безразличие к религии. Так станут они участвовать, под руководством специально назначенных священников, в оказании духовной помощи трудящимся классам, которой придаем Мы столь большое значение, поскольку это лучшее средство ко спасению их, Наших возлюбленных чад, от тенет коммунизма.

66. В дополнение к этому индивидуальному апостольству, которое, сколь бы полезным и действенным оно ни было, часто остается безвестным, "Католическое Действие" должно организовать широкомасштабную пропаганду, чтобы распространять знание о фундаментальных принципах, на которых, согласно Папским документам, следует строиться христианскому общественному порядку.

67. Наряду с "Католическим Действием" есть группы, которые Мы счастливы назвать его союзными силами. С отеческой привязанностью увещеваем Мы эти драгоценные организации также посвятить себя великой миссии, о которой Мы ведем речь, делу, что ныне превосходит все прочие по жизненной важности.

68. Мыслим Мы и об ассоциациях рабочих, крестьян, техников, врачей, работодателей, студентов и так далее, об объединениях мужчин и женщин, живущих в одной и той же культурной атмосфере и ведущих общий образ жизни. Именно этим объединениям предназначено представлять в обществе тот порядок, о котором Мы рассуждали в Своей энциклике "Quadragesimo Anno" и, значит, распространять в огромных и разнообразных областях культуры и труда признание Царствия Христова.

69. Даже там, где государство, в связи с изменением общественных и экономических условий, сочло себя обязанным к прямому вмешательству, чтобы специальными законодательными актами поддерживать и регулировать деятельность подобных организаций, сохраняя необходимое уважение к свободе и частной инициативе, "Католическое Действие" не может полагать это обстоятельство оправданием для бегства с поля боя. Члены его должны, проявляя понимание и благоразумие, вносить свой вклад в изучение проблем в свете католической доктрины. С верностью и благородством надлежит им участвовать в формировании новых институтов, привнося в них христианский дух, который является основополагающим принципом порядка везде, где люди вместе трудятся в братской гармонии.

70. Здесь Мы желаем обратить особо нежные слова к Нашим рабочим-католикам, и юным, и старым. Им - возможно, в награду за нередко проявляемую ими в эти тяжкие дни героическую преданность - поручена благородная и нелегкая миссия. По руководством своих епископов и священников стараются они вернуть к Церкви и к Богу те бессчетные множества своих братьев-рабочих, которые, поскольку их не понимали или не относились к ним с должным уважением, в скорби отдалились от Господа. Пусть рабочие-католики словом и примером показывают своим блуждающим братьям, что Церковь - любящая Мать всем, кто трудится и страдает, и что никогда она не отступала, и никогда не отступит, от своего священного материнского долга защищать Своих детей. Если миссия эта, которую надо выполнять в шахтах, на фабриках, в мастерских, везде, где могут они работать, временами станет требовать огромных жертвоприношений, Наши рабочие будут помнить, что Спаситель мира подал пример не только тяжелого труда, но и самопожертвования.

71. Наконец, ко всем Нашим детям любого общественного положения и любой нации, к каждой существующей в Церкви организации монашествующих или мирян, обращаем Мы новый, еще более настойчивый призыв к объединению. Много раз Наше отеческое сердце печалили расхождения - в причинах своих нередко безосновательные, в последствиях всегда трагические - разводившие в противоборствующие лагеря сынов одной и той же Матери Церкви. Посему радикалы, которые не столь многочисленны, извлекая выгоду из этих разногласий, могут сделать их более острыми, и в конце концов натравить католиков друг на друга. Ввиду событий нескольких прошедших месяцев Наше предостережение должно представляться излишним. Однако же мы еще раз повторяем его ради тех, кто его не понял или, быть может, не желает понять. Те, кто занимается распространением раздора между католиками, несут страшную ответственность перед Богом и Церковью.

72. Но посреди этой битвы, на которую сошлись против самой идеи Божества силы тьмы, дражайшая Наша надежда, состоит в том, что, бок о бок с воинством, славящим имя Христа, те - а они составляют подавляющее большинство человечества, - кто еще верит в Бога и почитает Его, сыграют решающую роль. Посему Мы возобновляем приглашение, обращенное к ним пять лет назад в Нашей энциклике "Caritate Christi", призывая их к верному и сердечному сотрудничеству, "дабы оградить человечество от великой опасности, равно угрожающей всем". Поскольку, как Мы тогда говорили, "вера в Бога есть непоколебимое основание всякого общественного порядка и всякой ответственности на земле, отсюда следует, что все, кто не желают анархии и терроризма, должны предпринять энергичные шаги, дабы помешать врагам религии достичь той цели, что столь бесстыдно провозгласили они миру"45.

73. Такова ясная задача, объемлющая одновременно и теорию, и практику, которую Церковь принимает на Себя, облачившись в добродетель порученной Ей Христом миссии строить христианское общество, и, в наши времена, до победного конца противостоять натиску коммунизма. Долг христианского государства - согласовывать свои действия в этом духовном предприятии с Церковью, помогая Ей доступными средствами, которые, хотя и будучи внешними, имеют все же главною своей целью благо душ.

74. Это значит, что государства должны применять все усилия, дабы предотвратить на своих землях разрушительные последствия богоборческой кампании, сотрясающей общество до самых основ. Ибо не может быть власти на земле, если не признавать власть Божественного Величия; не обязательна никакая присяга, если клясться не во Имя Бога Живого. Повторяем то, что говорили уже с частой настойчивостью, особенно в Нашей энциклике "Catitate Christi": "Как можно заключать какое-либо соглашение, какую ценность может иметь какой-либо договор, если отсутствует всякая гарантия совести? А какая речь может идти о гарантиях совести, когда исчезла всякая вера в Бога и всякий страх Божий? Сломайте этот фундамент, и падет всякий нравственный закон, и не останется средства, чтобы остановить постепенное, но неизбежное разрушение людей, семей, государства, самой цивилизации"46.

75. Особою заботой государства должно также быть создание тех материальных условий жизни, без которых не может существовать упорядоченное общество. Государство должно принимать все необходимые меры, чтобы обеспечить занятость, особенно главам семей и молодежи. Для достижения этой цели, которой требует общее благосостояние, богатые классы следует побуждать к принятию бремен, без которых невозможно ни спасение человеческого общества, ни их собственная безопасность. Однако меры, предпринимаемые для этого государством, должны иметь такую природу, чтобы на самом деле затрагивать тех, кто действительно владеет более крупным, нежели причитающаяся им доля, капиталом и продолжает накапливать его в тяжкий ущерб остальным.

76. Само государство, помня о своей ответственности перед Богом и обществом, должно являть в управлении общим благосостоянием образец здравомыслия и рассудительности. Сегодня более, нежели когда-либо прежде, острый всемирный кризис требует, чтобы те, кто обладает огромными фондами, построенными на поте и тяжком труде миллионов, непрестанно думали лишь об общем благе. Совесть обязывает должностных лиц государства и всех наемных работников верно и бескорыстно исполнять свои обязанности, подражая блистательному примеру выдающихся людей прошлого и наших дней, которые в неустанном труде приносили всех себя в жертву благу своей страны. Пусть в международных торговых отношениях старательно применяются все средства для устранения тех искусственных преград экономической жизни, что стали результатами недоверия и ненависти. Каждый должен помнить, что народы земли составляют одну семью в Боге.

77. В то же время государство должно предоставить Церкви полную свободу выполнять Ее богоданную духовную миссию, что само по себе станет действенным вкладом во спасение народов от ужасных мук нынешнего времени. Повсеместно звучит сегодня тревожный призыв к нравственным и духовным силам; и сие верно, ибо зло, с коим должны мы сражаться, есть по происхождению своему в первую очередь зло духовного порядка. Из этого зараженного источника текут с сатанинской логикой чудовищные струи коммунистической системы. Католическая же Церковь, несомненно, первенствует среди нравственных и религиозных сил современности. Посему само благо человечества требует, чтобы ее труду ничто не мешало.

78. Те, кто поступает противно сему, и в то же время наивно притязает на то, что достигнет своей цели чисто политическими или экономическими методами, находятся в плену опасного заблуждения. Когда религия изгоняется из школы, из воспитания и из общественной жизни, когда представители христианства и его священные обряды выставляются на посмешище, не воистину ли пестуем мы материализм, который есть плодородная почва для коммунизма? Ни сила, сколь бы хорошо организована она ни была, ни земные идеалы, какими бы они ни были возвышенными и благородными, не могут сдержать движение, корни которого кроются в непомерном почитании благ этого мира.

79. Мы верим, что те правители наций, кто всецело осознал крайнюю опасность, угрожающую сегодня каждому народу, станут больше и больше убеждаться в том, что их высший долг - не препятствовать Церкви в выполнении Ее миссии. Это утверждение особенно беспрекословно потому, что, хотя миссия сия подразумевает счастье человека на небесах, она не может не способствовать и подлинному его блаженству во времени.

80. Мы не можем завершить эту энциклику, не обратив несколько слов к тем Нашим детям, которые в большей или меньшей степени заражены коммунистической чумой. Мы настоятельно увещеваем их внять голосу своего любящего Отца. Молим Господа просветить их, дабы они оставили скользкую тропу, по которой все и каждый идущий спешат к гибели и катастрофе, и признали, что Иисус Христос, наш Господь, есть их единственный Спаситель: "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись"47.

81. Дабы ускорить пришествие того "мира Христова в Царствии Христовом"48, столь пылко всеми желаемого, Мы начинаем обширную кампанию Церкви против мирового коммунизма под знаменем св. Иосифа, Ее могущественного Защитника. Он принадлежит к трудовому классу и нес тяготы бедности за себя и Святое Семейство, нежным и бдительным главой коего был. Ему было доверено Божественное Дитя, когда Ирод пустил за Ним своих убийц. Жизнью, состоявшей в верном выполнении повседневных обязанностей, он оставил образец для всех, кто должен добывать свой хлеб трудами своих рук. Он завоевал себе титул Иосифа Праведного, послужив живым примером той христианской праведности, что должна управлять общественной жизнью.

82. Очами, возведенными горé, вера наша зрит новые небеса и новую землю, описанные первым Нашим Предшественником, св. Петром49. Обещания лжепророков сей земли таят в крови и слезах, великое же апокалиптическое пророчество Искупителя сияет славой небесною: "Се, творю все новое"50.

 

Достопочтенные братия, не остается ничего, как воздеть Наши родительские руки, дабы призвать на вас, на ваше духовенство и народ, на всю католическую семью апостольское благословение.

 

Дано в Риме, у св. Петра, в праздник св. Иосифа, покровителя вселенской Церкви, 19 марта 1937 г., в шестнадцатый год Нашего понтификата.

 

1 Энциклика "Qui Pluribus", 9 ноября 1864 г. (Acta Pii IX, Vol 1, p. 13). Ср. Syllabus, IV, (A.S.S., т. III, стр. 170).

2 Энциклика "Quod Apostolici Muneris", 28 декабря 1928 г. (Acta Leonis XII, т. I, стр. 46).

3 18 декабря 1924 г.: A.A.S., т. XVI (1924), стр. 494-495.

4 8 мая 1928 г.: A.A.S., т. XX (1928), стр. 165-178.

5 15 мая 1931 г.: A.A.S., т. XXIII (1931), стр. 177-228.

6 3 мая 1932 г.: A.A.S., т. XXIV (1932), стр. 177-194.

7 29 сентября 1932 г.: A.A.S., т. XXIV (1932), стр. 321-332.

8 3 июня 1933 г.: A.A.S., т. XXV (1933), стр. 261-274.

9 Ср. 2-е Послание к Фессалоникийцам, II, 4.

10 Энциклика "Divini Illius Magistri", 31 декабря 1929 г. (A.A.S., т. XXII, 1930 стр. 47-86).

11 Энциклика "Casti Connubii", 31 декабря 1930 г. (A.A.S., т. XX- II, 1930, стр. 539-592).

12 1-е Послание к Коринфянам, III, 22-23.

13 Энциклика "Rerum Novarum", 15 мая 1891 г. (Acta Leonis XIII, т. IV, стр. 177-209).

14 Энциклика "Quadragesimo Anno", 15 мая 1931 г. (A.A.S., т. XXIII, 1931, стр. 177-228).

15 Энциклика "Diuturnum Illud", 20 июня 1881 г. (Acta Leonis XIII, т. I, стр. 210-22).

16 Энциклика "Immortale Dei", 1 ноября 1885 г. (Acta Leonis XIII, т. II, стр. 146-168).

17 Евангелие от Луки, II, 14.

18 Евангелие от Матфея, VI, 33.

19 Ср. Евангелие от Матфея, XIII, 55; Евангелие от Марка, VI, 3.

20 Cicero, "De Officiis", кн. 1, п. 42.

21 Послание Иакова, I, 22.

22 Послание Иакова, I, 17.

23 A.A.S., vol. XXVIII (1936); стр. 421-424.

24 Евангелие от Иоанна, IV, 23.

25 Евангелие от Матфея, V, 3.

26 Послание к Евреям, XIII, 14.

27 Евангелие от Луки, XI, 41.

28 Послание Иакова, V, 1-3.

29 Евангелие от Матфея, V, 3.

30 Послание Иакова, V, 7-8.

31 Евангелие от Луки, VI, 20.

321-е Послание Коринфянам, XIII, 4.

33 Евангелие от Матфея, XXV, 34-40.

34 Евангелие от Матфея, XXV, 41-45.

35 Евангелие от Иоанна, XIII, 34.

36 Послание к Римлянам, XIII, 8, 9.

37 Энциклика "Quadragesimo Anno", 15 мая 1931 г. (A.A.S., т. XXIII, 1931, стр. 202).

38 Псалом CXXVI, 1.

39 Евангелие от Матфея, XVII, 21.

40 1-е Послание Иоанна, V, 4.

41 20 декабря 1935 г., A.A.S., vol. XXVIII (1936), стр. 5-53.

42 Евангелие от Матфея, VIII, 20.

43 1-е Послание Коринфянам, XIII, 1.

44 12 мая 1936 г.

45 Энциклика "Caritate Christi", 3 мая 1932 г. (A.A.S., т. XXIV, стр. 184).

46 Энциклика "Caritate Christi", 3 мая 1932 г. (A.A.S., т. XXIV, 1932, стр. 190).

47 Деяния, IV, 12.

48 Энциклика "Ubi Arcano", 23 декабря 1922 г. (A.A.S., т. XIV, 1922, стр. 691).

49 2-е Послание Петра, III, 13; ср. Исаия, LXV, 17 и LXVI, 22; Откровение, XXI, 1.

50 Откровение, XXI, 5.

 

* В Синодальном переводе эта цитата звучит полностью как "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение", в католических же переводах говорится "…и на земле мир людям доброй воли" или "…людям Его благоволения" (ср. Vulgate - "…et in terra pax in hominibus bonae voluntatis", Rheims - "…and on earth peace to men of good will"). - Прим. переводчика.

** В Синодальном переводе эта цитата звучит как "Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть" (Лк. 11:41). В католических переводах говорится об излишках (ср. Vulgate - "Verumtamen quod superest date elemosynam", Rheims - "But yet that which remaineth, give alms"). - Прим. переводчика.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова