ПРОВЕРКА НА ДОРОГЕ К ХРАМУ
Новая газета, 6 мая 2992 г. Публикация проиллюстрирована фотокопией
документов.
ЦК ВКП(б), тов.
СТАЛИНУ
Некрасовским
Райисполкомом Ярославской области было принято решение о закрытии
церкви и снятии колоколов в селе Черная Заводь.
Для выполнения этого решения
в село прибыли: секретарь Райкома ВКП(б) Горяев, председатель Райисполкома
Мезенев, заведующий РАЙФО Баканов и бригада Цветметаллома.
В это же время группа
церковников собрала толпу в 500—600 человек, которая, став у церкви,
категорически заявила приехавшим: «Снимать колокола не дадим, а
если посмеете приступить к снятию колоколов насильственным путем,
то учиним расправу».
При малейшей попытке представителей
района подойти к церкви в толпе начиналось движение и раздавались
провокационные выкрики: «Караул, бьют, грабят», «Пьяные бандиты
приехали», «Бейте их» и т. д.
Активная церковница Баулина
Е.П. с паперти церкви призывала верующих вооружиться топорами и
вилами и гнать всех приехавших, а если будут нажимать, то рубить
их всех.
Встретив организованное
сопротивление, представители района растерялись и вызвали врача,
чтобы он засвидетельствовал, что они не пьяные. Когда это не помогло,
то под свист, крики и хлопанье в ладоши представители района уехали
из села.
После их отъезда церковники
и верующие организовали около церкви круглосуточное дежурство 50—60
человек ночью и 10—15 днем и постоянное наблюдение за дорогой из
районного центра. Как только наблюдатели обнаруживали автомашину,
идущую из района, поднимался крик, крестьяне бросали полевые работы
и сбегались к церкви.
После описанного выступления
Райисполком свое решение пересмотрел — церковь решили не закрывать,
а снять только колокола. Председатель Райисполкома снова выехал
в село Черная Заводь, чтобы получить согласие церковной двадцатки
на снятие колоколов, но такого согласия не получил.
Во всем этом деле повинны
руководители района, которые не провели никакой предварительной
разъяснительной работы среди населения, а приступили к проведению
мероприятия исключительно административным путем, информировав лишь
сельский актив о предстоящем снятии колоколов.
Выяснилось, что церковники
заранее осведомлены о предполагаемом закрытии церкви и снятии колоколов
и ими был организован обход верующих по домам с призывом оказать
сопротивление.
Управлением НКВД по Ярославской
области для производства расследования командирован на место ответственный
оперативный работник.
Мы написали Обкому ВКП(б)
о необходимости обсудить вопрос о случае в Черной Заводи и принять
соответствующие меры.
Зам. народного
комиссара внутренних дел Союза ССР Л. БЕРИЯ
30 сентября 1938 г.
Товарищу ПОСКРЕБЫШЕВУ
Посылаю отчетную записку
о выполнении поручения товарища Сталина.
Зав. отделом руководящих
парторганов ЦК ВКП(б) МАЛЕНКОВ
От т. Маленкова
Товарищу СТАЛИНУ
Сообщаю результаты
проверки на месте фактов, указанных в письме тов. Берия.
Проверкой установлено,
что в селе Черная Заводь имело место 16 сентября 1938 г. выступление
против снятия церковных колоколов. Обстоятельства выступления, указанные
в письме т. Берия, подтвердились.
Выяснилось, что старое
руководство Ярославского облисполкома еще в феврале месяце 1938
года приняло постановление о плане заготовки колокольной бронзы
в 1938 году, по которому в два раза был увеличен государственный
план заготовки бронзы по области. Осуществляя это неправильное постановление
облисполкома, Некрасовский райисполком принял к тому же провокационное
по своим последствиям решение о закрытии церкви. Все это привело
к выступлению в селе Черная Заводь против снятия церковных колоколов.
Ярославский обком ВКП(б)
принял и провел следующие мероприятия:
1) Отменил неправильное
решение облисполкома от 11 февраля 1938 г. о порядке заготовки колокольной
бронзы.
2) Привлек к ответственности
работников Ивановской межобластной конторы треста «Вторцветмет».
3) Привлек к судебной
ответственности председателя Некрасовского райисполкома и заведующего
райфинотделом Некрасовского района.
4) Снял с работы первого
секретаря Некрасовского райкома ВКП(б).
5) Разработал и проводит
ряд мероприятий по развертыванию антирелигиозной работы среди трудящихся
области.
В Некрасовский район Ярославским
обкомом ВКП(б) командирован пропагандист-антирелигиозник. В селе
Черная Заводь проводят разъяснительную работу второй секретарь Некрасовского
райкома ВКП(б) и инструктор обкома ВКП(б).
Помимо этого органы НКВД
по своей линии проводят необходимую работу по изъятию враждебных
элементов, организовавших выступление населения против снятия колоколов.
Решение Ярославского обкома
ВКП(б) прилагаю.
Маленков
27.10.1938
Из всех
государственных праздников по-настоящему народным оказался только
один — День Победы. Зато религиозные праздники — прежде всего Рождество
и Пасху — с удовольствием справляют сейчас все, в том числе и атеисты...
Как бы мы ни ругали наше
время, есть в нем и светлое: например, повсеместное восстановление
старых и даже строительство новых храмов. А шестьдесят с небольшим
лет назад — историческое мгновение! — церкви в России закрывали
и разрушали, колокола сбрасывали и переплавляли на промышленно-хозяйственные
нужды.
Резо Габриадзе рассказал
такой случай. Комсомолец-активист расстрелял иконы в храме и с издевкой
спросил попа: «Ну что твой Бог мне за это сделает?». Поп ответил:
«А что еще можно с тобой сделать? Он с тобой уже все сделал».
Но и в тридцатые годы
не все верующие были так смиренны, как этот умный поп.
Более того, оказывается,
и тогда — во время тотальных кровавых репрессий — можно было успешно
сопротивляться безбожной власти.
История, происшедшая в
селе Черная Заводь Ярославской области, — наглядное тому подтверждение.
Верующие этого села повели себя, как ранние христиане, и третьеримские
центурионы отступили.
«Народная власть» больше
всего боялась народных волнений. И умный царедворец Берия решил
наказать не людей, взявших под охрану свой храм и готовых в случае
прямого столкновения с властью достать топоры и вилы, а своих излишне
ретивых наместников. (Ну при этом, конечно, и зачинщиков бунта выявить,
и антирелигиозную пропаганду усилить.)
Бывший семинарист Сталин
до войны усердно продолжал дело Ленина по уничтожению Церкви, во
время войны прибег к ее «идеологическим услугам», после войны пытался
использовать в своей антисемитской «борьбе с космополитизмом»…
Но, как видите, у «вождя
всех времен и народов» не все и не всегда получалось. Все-таки кое-что
зависело от самого народа.
Олег ХЛЕБНИКОВ
06.05.2002
http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/32n/n32n-s23.shtml
|