Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991)

К оглавлению

Библиография.

Книга 1

ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

 

7. От декрета "О религиозных объединениях" 1929 года до II мировой войны

 

"Новая экономическая политика" – попытка вновь запустить экономический механизм с помощью либеральных уступок – была остановлена в 1929 году введением пятилеток и началом насильственной коллективизации. То, что форсированное осуществление коммунистических принципов было предусмотрено не только в экономике и сельском хозяйстве, показало стимулирование безбожных объединений и объявление атеистических пятилеток, а в особенности декрет о религии – Постановление ВЦИК и СНК о религиозных объединениях от 8.4.1929 года (Док. 110). Этот декрет наглядно продемонстрировал, что старания митрополита Сергия приспособиться к условиям не были оценены советской властью. По сравнению с довольно либеральными 20-ми годами, когда, несмотря на борьбу против Церкви, была возможна относительно деятельная церковная жизнь вплоть до публичных дискуссий между атеистами и христианами, положения нового декрета о религии в глазах многих современников должны были означать конец Русской Православной Церкви, во всяком случае в ее историческом облике.

 

Статья 13 Конституции РСФСР 1918 года все еще утверждала равноправие между "свободой религиозной пропаганды" и "свободой антирелигиозной пропаганды" (Док. 17); изменение, внесенное в Конституцию 1929 года дает верующим лишь "свободу религиозного вероисповедания" (Док. 111), в то время как атеистам предоставляется свобода "антирелигиозной пропаганды". Этим изменением положение вероисповеданий было в значительной мере ослаблено.

 

Декрет о религиях 1929 года открыл дорогу систематическому преследованию вероисповеданий, которое сопровождалось массовым закрытием храмов и поставленными на широкую ногу антирелигиозными кампаниями. Уже тогда советские органы использовали самих преследуемых для опровержения соответствующих "клеветнических утверждений" Запада (см. интервью с митрополитом Сергием – Док. 112).

 

Реальные нужды священнослужителей и приходов Митрополит Сергий изложил в Памятной записке (Меморандуме) тогдашнему уполномоченному по делам религий при правительстве П. Г. Смидовичу в 1930 году (Док. 114). Этот меморандум говорит о том, что митрополит Сергий совсем не был человеком слабовольным, во всем поддакивавшим властям, наоборот – он отчаянно и храбро боролся за улучшение положения Церкви.

 

Хотя со временем власти пошли на уступки (с 1931 по 1935 год вышло несколько номеров "Журнала Московской Патриархии"; священнослужители по новой Конституции

 

1936 года получили активное и пассивное избирательное право[1]), в целом это никак не изменило продолжавшееся ухудшение общего критического положения вероисповеданий в Советском Союзе. Накануне войны митрополит Сергий имел в своем распоряжении немногим более четырех епископов и несколько сотен церквей во всем СССР.

 

Одновременно происходила идеологическая переориентация от интернационализма к национализму, нашедшая свое выражение в критической статье газеты "Правда" в 1936 году по поводу "фальсификации народного прошлого" Демьяном Бедным (Док. 116) в тексте переработанной им шуточной оперы Бородина "Богатыри". Д. Бедный обвинялся в "легкомысленном отношении к истории, оплевывании народного прошлого". Сохранявшаяся до последних дней существования СССР направляющая линия советской историографии – советский патриотизм – находит в этой статье яркое выражение.

 

"Сталинская Конституция" 1936 года статьей 124 еще больше ослабляет положение вероисповеданий и верующих, предоставляя им вместо "свободы религиозного вероисповедания" (поправки к Конституции РСФСР, 1929 г.) лишь "свободу отправления религиозных культов", в то время как атеистам гарантируется "свобода антирелигиозной пропаганды" (Док. 118). Одновременно по настоянию властей изо дня в день число действующих церквей уменьшается, а количество арестованных епископов, священников и верующих неуклонно растет.

 

 

 

110 Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о религиозных объединениях (8.4.1929)

 

...2. Религиозные объединения верующих граждан всех культов регистрируются в виде религиозных обществ или групп верующих. Каждый гражданин может быть членом только одного эрелигиозно-культового объединения (общества или группы).

 

3. Религиозное общество есть местное объединение верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей. Верующим гражданам, которые в силу своей малочисленности не могут образовать религиозного общества, предоставляется право образовать группу верующих. Религиозные общества и группы верующих не пользуются правом юридического лица.

 

4. Религиозное общество и группа верующих могут приступить к своей деятельности лишь после регистрации общества и группы в надлежащем административном отделе (отделении или части) местного исполнительного комитета или городского совета, в волостном исполнительном комитете или городском совете города, не являющегося административным центром района или уезда.

 

5. О составе религиозного общества или группы верующих, а также их исполнительных и ревизионных органах и служителях культа в сроки и по форме, устанавливаемой Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР, сообщается органу, произведшему регистрацию данного религиозного объединения.

 

6. Для удовлетворения религиозных потребностей верующие, составившие религиозное общество, могут получать по договору в бесплатное пользование от районного исполнительного комитета или городского совета специальные молитвенные здания и предметы, предназначенные исключительно для культовых целей...

 

7. Общие собрания религиозных обществ и групп верующих происходят с разрешения: в сельских поселениях – волостного исполнительного комитета или районного административного отделения, а в городских поселениях – административного отдела.

 

8. Регистрирующим органам предоставляется право отвода из состава членов исполнительного органа религиозного общества или группы верующих отдельных лиц.

 

9. Религиозным объединениям воспрещается:

 

10. создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей;

 

11. оказывать материальную поддержку своим членам;

 

12. организовывать как специально детские, юношеские, женские, молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь.

 

В молитвенных зданиях и помещениях могут храниться только книги, необходимые для отправления данного культа.

 

13. Не допускается преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных и воспитательных заведениях. Такое преподавание может быть допущено исключительно на специальных богословских курсах, открываемых гражданами СССР с особого разрешения Народного комиссариата внутренних дел РСФСР...

 

14. Район деятельности служителей культа, религиозных проповедников, наставников и т.п. ограничивается местожительством членов обслуживаемого ими религиозного объединения и местонахождением соответствующего молитвенного помещения...

 

15. Религиозные общества и группы верующих могут организовать местные, всероссийские и всесоюзные религиозные съезды и совещания на основании особых в каждом отдельном случае разрешений...

 

16. Религиозные съезды и избираемые ими исполнительные органы не имеют прав юридического лица и, кроме того, не могут: а) устраивать какие бы то ни было центральные кассы для сбора добровольных пожертвований верующих; б) устанавливать какие-либо принудительные сборы; в) обладать культовым имуществом или получать его по договору, или приобретать таковое путем купли, или арендовать помещения для молитвенных собраний; г) заключать какие бы то ни было договоры и сделки.

 

17. Имущество, небходимое для отправления культа, как переданное по договорам верующим, составившим религиозное общество, так и вновь приобретенное ими пожертвованное им для нужд культа, является национализированным и находится на учете соответствующего городского совета, районного или волостного исполнительного комитета и в пользовании верующих.

 

18. Постройка новых молитвенных зданий может быть допущена по просьбе религиозных обществ с соблюдением общих для возведения строений технически-строительных правил, а также особых условий, устанавливаемых Народным комиссариатом внутренних дел.

 

19. Члены групп верующих и религиозные общества имеют право производить складчины и собирать добровольные пожертвования как в самом молитвенном здании, так и вне его, но лишь среди членов данного религиозного объединения и только на цели, связанные с содержанием молитвенного здания, культового имущества, наймом служителей культа и содержанием исполнительных органов.

 

Всякого рода принудительное взимание сборов в пользу религиозных объединений влечет ответственность по Уголовному кодексу РСФСР.

 

20. Во всех государственных, общественных, кооперативных и частных учреждениях и предприятиях не допускается совершения каких-либо религиозных обрядов и церемоний культа, а также помещение каких-либо предметов культов. Настоящее запрещение не распространяется на отправление по просьбе умирающих или тяжело больных, находящихся в больницах и местах заключения, религиозно-культовых обрядов в особо изолированных помещениях, а равно на отправление религиозных обрядов на кладбищах и в крематориях.

 

21. Религиозные шествия, а также совершение религиозных обрядов и церемоний под открытым небом допускаются с особого каждый раз разрешения... Для религиозных служений, связанных с похоронами, вышеуказанных разрешений не требуется.

 

22. Для религиозных шествий, являющихся неотъемлемой частью богослужения, совершаемых вокруг зданий культа как в городах, так и в сельских местностях особых разрешений или уведомлений органов власти не требуется, при том условии, что эти шествия не нарушают нормального уличного движения.

 

Собрание узаконений и распоряжений. 1929. № 35. С. 353
 

 

 

111 [Комментарий к принятой 18.5.1929 года XIV Съездом Советов новой редакции 4-й статьи Конституции РСФСР]

 

Принятая Съездом Советов новая редакция 4-й статьи Конституции гласит:

 

"В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами".

 

Таким образом, слова "свобода религиозной пропаганды" заменяются словами: "свобода религиозных исповеданий".

 

Как и по прежнему закону, каждый гражданин может исповедовать любую из существующих религий или не исповедовать никакой. Это его личное дело.

 

Однако новая редакция статьи 4-й уточняет объем и характер той деятельности, которая до сих пор толковалась религиозниками и церковниками различных толков как право под видом религиозной пропаганды вести антисоветскую агитацию и борьбу с любыми мероприятиями советской власти, прикрывая эту пропаганду текстами из своих церковных книг и ссылками на церковные обычаи и христианскую мораль.

 

Замена в законе понятия свободы религиозной пропаганды словами "свобода религиозных исповеданий" указывает на то, что деятельность верующих по исповеданию своих религиозных догматов ограничена средою самих верующих и рассматривается как тесно связанная с отправлением религиозного культа той или иной терпимой в нашем государстве религии. Привлечение же новых кадров трудящихся, особенно детей, в число сторонников религии (чего, конечно, можно достигать лишь спекулируя на их экономической зависимости, на недостаточной классовой сознательности или на отсутствии у них элемен-г тарного научного образования), каковая деятельность несомненно вредна с точки зрения интересов пролетариата и сознательного крестьянства, конечно, никоим образом не может находиться под защитой закона и охватываться понятием "свобода религиозных исповеданий".

 

Всякая, следовательно, пропагандистская и агитационная деятельность церковников и религиозников (и тем более "миссионерская") не может рассматриваться как деятельность, разрешенная им законом о религиозных объединениях, а напротив, рассматривается как выходящая за пределы охраняемой законом свободы вероисповедания и подпадающая под действие уголовных и гражданских законов, поскольку она им противоречит.

 

Ограничивается и самый район и объем деятельности религиозных проповедников и служителей культа той территорией, на которой проживают члены обслуживаемого этими проповедниками религиозного объединения и местонахождением молитвенного здания.

 

Самое культовое имущество также используется лишь на территории проживания членов религиозного объединения и не может быть использовано для обслуживания граждан других территорий.

 

Все религиозные объединения каких бы то ни было культов в правовом отношении стоят в одинаковом отношении перед законом.

 

Орлеанский Н. Закон... С. 46-48
 

 

 

112 Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР, Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием и его Синодом (15.2.1930)

 

Вопрос. Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется?

 

Ответ. Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того. Последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию.

 

Вопрос. Верно ли, что безбожники закрывают церкви и как к этому относятся верующие?

 

Ответ. Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих. Безбожники в СССР организованы в частное общество, поэтому их требования в области закрытия церквей правительственные органы отнюдь не считают для себя обязательными.

 

Вопрос. Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, высылаются и т. д.?

 

Ответ. Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния... К сожалению, даже до сего времени 4 некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя, как политические противники советского государства.

 

Вопрос. Допускается ли в СССР свобода религиозной пропаганды?

 

Ответ. Священнослужителям не запрещается отправление религиозных служб и произнесение проповедей (только, к сожалению, мы сами подчас не особенно усердствуем в этом). Допускается даже преподавание вероучений лицам, достигшим совершеннолетия .

 

Вопрос. Соответствуют ли действительности сведения, помещаемые в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами соввласти по отношению к отдельным священнослужителям. . ?

 

Ответ. Ни в какой степени эти сведения не отвечают действительности. Все это – сплошной вымысел, клевета, совершенно недостойная серьезных людей. К ответственности привлекаются отдельные священнослужители не за религиозную деятельность, а по обвинению в тех или иных антиправительственных деяниях, и это, разумеется, происходит не в форме каких-то гонений и жестокостей, а в форме, обычной для всех обвиняемых.

 

Вопрос. Как управляется Церковь и нет ли стеснений для управления?

 

Ответ. ...В управлениях всех наших органов до сих пор не было никаких стеснений, и Преосвященные находятся на местах в своих епархиях...

 

Вопрос. Как вы смотрите на дальнейшие перспективы религий вообще?

 

Ответ. Конечно, нас беспокоит быстрый рост безбожия. Но мы, искренно верующие люди, твердо верим, что божественный свет не может исчезнуть и что со временем он прочно утвердится в сердцах людей...

 

Вопрос. Каково теперешнее положение Церкви?

 

Ответ. ...Сейчас, благодаря тому, что хозяйство страны претерпевает коренные изменения, сводящиеся к смене старых форм хозяйствования новыми (коллективизация сельского хозяйства, индустриализация всей страны), происходит ухудшение положения церкви. Но мы не теряем надежды на то, что и при новом хозяйственном строительстве вера останется и Церковь Христова будет и дальше существовать.

 

Вопрос. Существуют ли в СССР пастырские, богословские и т.п. школы?

 

Ответ. Да, в Москве до сих пор существует богословская академия у обновленцев. Если же у нас теперь академии нет, то это происходит прежде всего в силу отсутствия достаточных материальных средств для этой цели, и к тому же мы считаем теперь наиболее целесообразной персональную подготовку отдельных лиц, чувствующих призвание к служению церковному.

 

Вопрос. Как вы относитесь к недавнему обращению папы Римского?

 

Ответ. ...Папа Римский считает себя "наместником Христа", но Христос пострадал за угнетенных и обездоленных, между тем как папа Римский в своем обращении оказался в одном лагере с английскими помещиками и франко-итальянскими толстосумами... Нам кажется, что папа Римский в данном случае идет по стопам старых традиций католической Церкви, натравливая свою паству на нашу страну и тем поджигая костер для подготовки войны против народов СССР. Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы Римского...[2] Мы сами можем защищать нашу Православную Церковь. У папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу церковь, которая, будучи всегда твердой в своих отношениях к католицизму, как к ложному учению, никогда не сможет связать себя с ним какими бы то ни было отношениями...

 

Вопрос. Как вы относитесь к выступлению архиепископа Кентерберийского на кентерберийском церковном соборе?

 

Ответ. ...Что касается, в частности, выступления архиепископа Кентерберийского, то оно грешит той же неправдой насчет якобы преследований в СССР религиозных убеждений, как и выступление Римского папы. Трудящиеся люди Лондона расценивают выступление архиепископа Кентерберийского как вы-

315//316

ступление, "пахнущее нефтью". Нам кажется, что оно если не пахнет нефтью, то, во всяком случае, пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия[3].

 

Известия. 16.2.1930

 

 

 

113 Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (из Хэ, Обдорского района) (26.2.1930)

 

Высокопреосвященнейший Владыко!

 

... Я постоянно думаю о том, чтобы Вы явились прибежищем для всех истинно верующих людей. Признаюсь, что из огорчительных известий, какие мне приходилось получать, самыми огорчительными были сообщения о том, что множество верующих остаются за стенами храмов, в которых возносится Ваше имя. Исполнен я душевной боли и о возникших раздорах вокруг Вашего управления и других печальных явлениях. Может быть, эти сообщения пристрастны, может, я достаточно не знаком с характером и стремлениями лиц, пишущих мне. Но известия о духовном смятении идут из разных мест и, главным образом, от клириков и мирян, оказывающих на меня сильное давление.

 

На мой взгляд, ввиду чрезвычайных условий жизни Церкви, когда нормальные правила управления подвергаются всяким колебаниям, необходимо поставить церковную жизнь на тот путь, на котором она стояла в первое Ваше заместительство. Вот и благоволите вернуться к той, всеми уважаемой Вашей деятельности. Я, конечно, далек от мысли, что Вы решитесь вообще отказаться от исполнения возложенного на Вас послушания это послужило бы не для блага Церкви. Повторяю, что очень скорблю, что Вы не писали мне и не посвятили в свои намерения. Раз

316//317

поступают письма от других, то, несомненно, дошло бы и Ваше. Пишу Вам откровенно, как самому близкому мне архипастырю, которому многим обязан в прошлом и от святительской руки Которого принял постриг и благодать священства. Не подумайте, Владыко, что в центре моего внимания находятся суждения моих соседей – архипастырей. Не скрою, что как только они прибыли в Обдорск, почтили меня общим письмом; но последнее состояло исключительно из одних приветствий. Затем, около уже года, ничего от них не слышу.

 

Мое здоровье сильно ослабело борьбой с тяжелыми климатическими условиями. Неоднократно ходатайствовал о перенесении в другой пункт, более или менее обеспеченный сносным климатом и наличием медицинской помощи, которая здесь слишком слаба, успеха нет. Все домашние тягости несу сам: около меня нет постоянного человека. На старости лет приходится подвижничать по-пустынному. Господь устроил, таким образом, дело внутреннего упорядочения. Прошу Вас помолиться Господу Богу, чтоб подкрепил мои силы и помог мне жить в безропотном послушании Его Святой Воле.

 

Вашего Высокопреосвященства

 

покорный слуга митрополит Петр.

 

13 (26) февраля 1930 г., Хэ, Обдорского района[4].

 

Собрание Губонина
 

 

 

114 Памятная записка Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия о нуждах Православной Патриаршей Церкви в СССР (19.2.1930)

 

Для тов. Смидовича П.Е.[5]

 

1. Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях, иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием...

 317//318

...4. Необходимо отменить обложение церквей различными сельскохозяйственными и другими продуктами..., а также специально хозяйственными сборами, например на тракторизацию, индустриализацию, на покупку облигаций госзаймов и т.п., в принудительном порядке. За неимением у церквей хозяйства, налог, естественно, падает на членов религиозной общины, является, таким образом, как бы особым налогом на веру, сверх других налогов, уплачиваемых верующими наравне с прочими гражданами.

 

...6. Необходимо разъяснить, чтобы члены приходсоветов, церковные старосты и сторожа и другие лица, обслуживающие местный храм не приравнивались за это к кулакам и не облагались усиленными налогами.

 

7. Необходимо разъяснить, чтобы представители прокуратуры на местах, в случае обращения к ним православных общин или духовенства с жалобами, не отказывали им в защите их законных прав при нарушении их местными органами власти или какими-либо организациями.

 

8. Необходимо признать за правило, чтобы при закрытии церквей решающим считалось не желание неверующей части населения, а наличие верующих, желающих и могущих пользоваться данным зданием; чтобы православный храм, по ликвидации одной общины, мог быть передан только православной же общине, если в наличии есть достаточное количество желающих образовать такую общину, и чтобы, по упразднении храма (от каких бы причин оно ни зависело) членами православной общины предоставлено было право приглашать своего священника для исполнения всех их семейных треб у себя на дому.

 

...10. Пожелания духовенства: Чтобы служители культа, как не пользующиеся при извлечении дохода наемным трудом, приравнены были по-прежнему к лицам свободных профессий, а не к нетрудовому элементу, тем более не к кулакам.

 

11. Чтобы при обложении подоходным налогом, сумма доходов не назначалась произвольно, иногда вне всяких возможностей...

318//319

12. Чтобы в отношении служителей культа, как элемента не кулацкого, дана была сельским властям ясная инструкция, устанавливающая некоторые границы касательно сроков и размеров местных налогов в порядке самообложения.

 

13- Чтобы служители культа, не занимающиеся сельским хозяйством, скотоводством, охотой и т. п., не облагались продуктами упомянутых занятий...

 

14. Чтобы при описи имущества за неуплату налогов оставлялся законный минимум обстановки, одежды, обуви и пр.

 

15. Чтобы при назначении трудовой повинности принимались во внимание как сообразный со здравым разумом размер налагаемой повинности (например, на священника села Люк, боткинской области, наложено срубить, распилить и расколоть 200 кубов дров), так и возраст и состояние здоровья подвергаемых повинности.

 

16. Чтобы служители культа не лишались права иметь квартиру в пределах своего прихода и около храма в сельских местностях, хотя бы и в селениях, перешедших на колхоз, и, чтобы лица, предоставляющие служителям культа такую квартиру, не облагались за это налогами в усиленной степени.

 

17. Чтобы детям духовенства разрешено было учиться в |, школах первой и второй ступени и чтобы те из них, кто с осени 1929 года уже были зачислены в состав студентов вуза, не изгонялись за одно свое происхождение, а изгнанным предоставлено было право закончить свое образование.

 

...19. Летом 1929 года возбуждалось ходатайство об открытии в Ленинграде Высших богословских курсов Православной Патриаршей Церкви. Весьма желательно получить удовлетворение этого ходатайства, хотя бы в целях уравнения нашего церковного течения с обновленческим, у которого есть академия.

 

20. Давно чувствуется потребность иметь в Патриархии какое-нибудь периодическое издание, хотя бы в виде ежемесячного бюллетеня для печатания распоряжений, постановлений, посланий и проч. центральной церковной власти, имеющих явный интерес.

 319//320

21. Ввиду газетных статей о необходимости пересмотра Конституции СССР в смысле совершенного запрещения религиозной пропаганды и дальнейших ограничений церковной деятельности, просим защиты и сохранения за Православной Церковью тех прав, какие предоставлены ей действующими законоположениями СССР.

 

Иван Николаевич Страгородский, (митрополит Нижегородский Сергий, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя).

 

Последние новости. 3.6.1930
 

 

 

115 [Усвоение митрополиту Сергию титула "Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского"] (27.4.1934)

 

14/27 апреля в расширенном заседании Патриаршего Синода митрополит Ленинградский Алексий обратился к митрополиту Сергию со следующим адресом: "Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и дорогой Отец наш!.. Уже девятый год, подчиняясь нелицемерно этой Божественной Воле, Вы несете ответственное послушание по управлению Русской Православной Церкви. И это послушание Вы несете как истинный христианин, являя всем образец христианской любви и смирения. И это мудрое руководство кораблем церковным, безграничная любовь Ваша к Матери-Церкви, братское любовное отношение к соепископам-братьям и отеческое ко всем чадам Церкви соде-лали Вас в общецерковном сознании Первым Епископом страны (Апостольское правило 34). Такому особому и исключительному положению Вашего Высокопреосвященства в нашей Церкви... должно соответствовать и особое Ваше иерархическое титулование не по святительской кафедре рядового епархиального города Русской Церкви, но по общеизвестному имени столичного града Москвы, олицетворяющего собою всю страну. Посему, приняв во внимание вышеизложенное и продолжающееся вдовство кафедры первого епископа страны, мы, митрополиты Русской Православной Церкви и члены Патриаршего Священного Синода... единогласным решением своим положили: усвоить Вашему Высокопреосвященству, в соответствии Вашему высокому и особому положению правящего первоиерарха Русской Церкви, титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского.

 

ЦВЗЕ. 1934. № 9-10. С. 20-22; Патриарх Сергий... С. 41-42

 

 

 

116 Фальсификация народного прошлого (о "Богатырях" Демьяна Бедного) [Возрождение национальных и культурных традиций России[6]] (15.11.1936)

 

Для постановки старинной шуточной оперы Бородина Камерный театр заказал новый текст Демьяну Бедному.

 

Старый текст Виктора Крылова, написанный как пародия на псевдонародную оперу, нуждался в замене...

 

В новой редакции была добавлена совсем раньше отсутствовавшая тема разбойников... Основная грубейшая ошибка Демьяна Бедного в том, что его пьеса является попыткой возвеличить "разбойничков" Киевской Руси как какой-то положительный и даже революционный элемент в нашей истории...

 

Для Демьяна Бедного возвеличивание "разбойничков" и превращение их в носителей революционной героики является основным элементом всей его исторической концепции нашего прошлого...

 

В народном эпосе героическую линию ведут не "разбойнички", как у Демьяна Бедного, а богатыри, которых огульно чернит и хулит пьеса, с таким захлебывающимся аппетитом поставленная Таировым в Камерном театре...

 

А между тем образы богатырей выявляют думы и чаяния народа. Они в течение веков живут в народе именно потому, что они олицетворяют героическую борьбу народа против иноземных нашествий, народную удаль, смекалку, храбрость, хитрость, великодушие, находившие особенно яркое выражение в определенные переломные моменты истории народа и его борьбы за свою лучшую долю...

 

И вот эта героика русского народа, этот богатырский эпос... превращается у Демьяна Бедного в материал для поголовного охаивания богатырей...

 

Под предлогом высмеивания заслуживающих презрения и высмеивания всяких Аник-Воинов и Купил Демьян Бедный показывает богатырей как пьяниц, трусов, кутил. Так показывать героев народного эпоса – значит искажать народную поэзию, клеветать на русский народ, на его историческое прошлое...

 

Исказив народный эпос, Демьян Бедный не остановился на этом. Ему для чего-то потребовалось исказить также и историю. Крещение Руси он изображает как что-то сделанное спьяна, без всякого толка и разумения.

 

...Перемену религии, явившуюся одним из крупнейших исторических событий Киевской Руси, Демьян Бедный изображает в виде пьяного шабаша полоумных дуралеев... Достаточно точно установлено, что принятие новой веры проходило через много сложных этапов, после переговоров, обсуждений, сличения разных вер. Известно, что Владимир был крещен за два года до массового крещения Руси. Но главное в том, что ложная, подыгрывающаяся под людей "без роду, без племени", трактовка истории Киевской Руси Демьяном Бедным искажает историческое прошлое. - .

 

...А между тем сколько раз Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин отмечали в своих работах, что на определенном историческом этапе феодализм, а позднее капитализм были прогрессивными эпохами человеческой истории, поднявшими производительность труда, культуру, науку.

 

И достаточно известно, что крещение Руси было одним из главнейших условий, способствовавших сближению славян с Византией, а затем и со странами Запада, то есть, со странами с более высокой культурой.

 

Хорошо известно, что духовенство, в частности греческое, значительно содействовало распространению в Киевской Руси грамотности, книжного учения, иностранных языков и т. п...

 

Таким образом, и в своей исторической части пьеса Демьяна Бедного является искажением истории, образцом не только антимарксистского, но просто легкомысленного отношения к истории, оплевыванием народного прошлого...

 

Такие пьесы чужды советскому искусству – они радуют только наших врагов.

 

П. Керженцев – подпись[7].

 

Правда. 15.11.1936
 

 

 

117 Доклад Сталина на VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР (25.11.1936)

 

V. Поправки и дополнения к проекту Конституции ...12. Далее идет поправка к статье 124 проекта Конституции, требующая ее изменения в том направлении, чтобы запретить отправление религиозных обрядов. Я думаю, что эту поправку следует отвергнуть, как не соответствующую духу нашей Конституции.

 

13. Наконец, еще одна поправка, имеющая более или менее существенный характер. Я говорю о поправке к 135-ой статье проекта Конституции. Она предлагает лишить избирательных прав служителей культа, бывших белогвардейцев, всех бывших людей и лиц, не занимающихся общеполезным трудом, или же, во всяком случае, – ограничить избирательные права лиц этой категории, дав им только пассивное избирательное право, т.е. право избирать, но не быть избранными. Я думаю, что эта поправка также должна быть отвергнута. Советская власть лишила избирательных прав нетрудовые и эксплуататорские элементы не на веки вечные, а временно, до известного периода. Было время, когда эти элементы вели открытую войну против народа и противодействовали советским законам. Советский закон о лишении их избирательного права был ответом Советской власти на это противодействие. С тех пор прошло немало времени. За истекший период мы добились того, что эксплуататорские классы уничтожены, а Советская власть превратилась в непобедимую силу. Не пришло ли время пересмотреть этот закон? Я думаю, что пришло время. Говорят, что это опасно, так как могут пролезть в верховные органы страны враждебные Советской власти элементы, кое-кто из бывших белогвардейцев, кулаков, попов и т.д. Но чего тут собственно бояться? Волков бояться, в лес не ходить. (Веселое оживление в зале, бурные аплодисменты.) Во-первых, не все бывшие кулаки, белогвардейцы или попы враждебны Советской власти. Во-вторых, если народ кой-где и изберет враждебных людей, то это будет означать, что наша агитационная работа поставлена из рук вон плохо, и мы вполне заслужили такой позор, если же наша агитационная работа будет идти по-большевистски, то народ не пропустит враждебных людей в свои верховные органы...

 

Ленин еще в 1919 году говорил, что недалеко то время, когда Советская власть сочтет полезным ввести всеобщее избирательное право без всяких ограничений.

 

Правда. 26.11.1936
 

 

 

118 [Из Конституции СССР, принятой 5.12.1936]

 

Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

 324//325

Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой, и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

 

Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

 

История советской конституции. С. 357-358
 

 

 

119 Указ [№ 52] Московской Патриархии о форме поминовения за Богослужениями Патриаршего Местоблюстителя (30.1.1937)

 

Указ Московской Патриархии

 

Преосвященному Алма-Атинскому Тихону [Шарапову].

 

Имели суждение о форме поминовения Патриаршего Местоблюстителя в церквах Московского Патриархата и, в согласии с мнением Преосвященных архипастырей Русской Православной Церкви,

 

определением от 14 (27) декабря 1936 г., за №147,

 

постановлено: С 1 января наступающего 1937 года ввести за богослужениями в церквах Московского Патриархата поминовение по следующей форме:

 

после "Святейших Патриархов Православных" возносится имя "Патриаршего Местоблюстителя нашего, Блаженнейшего митрополита Сергия", а там, где полагается, полный титул: "Патриаршего Местоблюстителя нашего, Блаженнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского".

 325//326

О чем и дать Преосвященным указы для подлежащих распоряжений по вверенным им епархиям.

 

О чем и посылается Вашему Высокопреосвященству настоящий указ.

 

Января 30 дня 1937 г. № 52. Патриарший Местоблюститель Сергий , митрополит Московский[8].

 

Собрание Губонина
 

 

 

 

 


[1] Только избирательное право делало жителя СССР полноценным гражданином. Те, кто не имели избирательного права, например священники, не могли получить продукты в общественных магазинах, не имели права на жилье и т. д. Уверенный в победе, Сталин утверждал по поводу пассивного избирательного права для "бывших", в том числе и для священников, что "народ не пропустит враждебных людей в свои верховные органы" (Док. 117).

[2] Папа Римский Пий XI в своем письме кардиналу Помпилию от 8.2.1930 г. осудил гонения против Церкви в Советской России. Письмо вызвало движение протеста в христианском мире против гонений в России, к которому примкнул также архиепископ Кентерберийский.

[3] Среди епископов – членов Священного Синода, подписавших это интервью, находится и подпись Алексия, архиепископа Хутынского, управляющего Новгородской епархии, впоследствии Патриарха.

[4] Частное сообщение.

[5] П. Е. Смидович – sic! Его инициалы в действительности П. Г. Он был членом Президиума ЦИК СССР.

[6] Это возрождение наблюдалось уже с 1934 года, см.: Timasheff N.S.The Great Retreat. New-York, 1948. P. 169; Oberlander E. Sowjetpatriotismus…

[7] Платон Михайлович Керженцев (настоящая фамилия Лебедев) с 1936 по 1938 год – председатель Комитета по делам иску.ли при СНК СССР.

[8] Частное сообщение.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова