Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939–1958 (Дискуссионные аспекты).

М., 2003. 380 с.

№ 36

Запись беседы Г.Г.  Карпова с патриархом Алексием об открытии новых храмов, назначениях и замещениях духовенства, передаче Новодевичьего монастыря под резиденцию патриарха и др.

пос. Переделкино 28 января 1957 г.

СЕКРЕТНО

28 января 1957 г. я посетил патриарха на его даче в Переделкино по его просьбе для обсуждения текущих вопросов.

В получасовой беседе между нами были подняты следующие вопросы:

1. Я проинформировал патриарха о проповеднической деятельности архиепископа Житомирского Венедикта. Патриарх сказал мне, что он пошлет письмо экзарху митрополиту Киевскому Иоанну с предложением сообщить, какими сведениями он располагает в отношении проповеднической деятельности Венедикта, а меня просил, чтобы я предупредил уполномоченного по УССР т. Корчевого о том, чтобы последний ознакомил митрополита Иоанна с имеющимися у него фактами о недопустимых проповедях со стороны Венедикта. По получении письма от Иоанна патриарх намерен послать архиерея Флавиана в Житомир для проверки деятельности Венедикта, и по его материалам Синод в марте рассмотрит вопрос. На мой вопрос, какие у патриарха намерения в отношении Венедикта, он сказал, что уволит его «на покой» и думает, что он будет жить в Молдавии. Мое предложение послать в Житомир архиепископа Сталинградского Сергия как ранее служившего там патриарх отклонил, сказав, что это делать неудобно, так как Ларин-бывший обновленец 1.

2. Я передал патриарху список 4 монахов, которых просил т. Трушин, если имеется возможность, убрать из Троице-Сергиевой лавры, принимая во внимание их поведение. Патриарх оказал мне, что он просит только его не торопить, но в течение 2-5-й недели поста он их всех 4 переместит в другие монастыри.

3. Я проинформировал патриарха, что его и архиепископа Калининского Варсонофия просьба об открытии 3-й церкви, вернее, собора, в г. Калинине не может быть удовлетворена, так как, во-первых, в г. Калинине есть 2 церкви и, кроме того, собор занят краеведческим музеем города. Патриарх ответил: «Ну, что ж, раз нельзя, так нельзя, я понимаю, что раз там краеведческий музей, то его не уберешь».

4. Патриарх передал мне письмо архиепископа Корнилия с приложением заявлений об открытии церквей в 2 населенных пунктах Горьковской области, причем обратил, главным образом, мое внимание на то, что в одном из районов председатель райисполкома написал ходатаям — верующим письмо, в котором пишет, что «райисполком не находит необходимости в открытии церкви». Патриарх сказал мне: «Он может написать, что не может быть передано здание по тем или иным причинам или еще что-то другое, но определять необходимость нужд верующих, по-моему, это ему трудно».

5. Я напомнил патриарху, что я уже несколько раз говорил с ним и с митрополитом Николаем в отношении желательности замены Ведерникова, подобрав другое лицо на должность ответственного секретаря редакции «Журнал Московской патриархии». Патриарх оказал, что он помнит, но находится в затруднении и если бы «мне подсказали, кого назначить, я бы тогда, может быть, легче это сделал».

6. Патриарх сообщил, что он имеет сведения от Молдавского архиепископа Нектария о том, что Кицканский монастырь-наиболее удобное место для архиереев, которые увольняются «на покой», и что уже двое из Одессы к нему прибыли. В связи с этим я патриарху сказал о том, что такие архиереи, как Полтавский, видимо, особенно не будут возражать, если Вы их устроите соответствующим образом в этом монастыре.

Патриарх спросил, не будет ли с нашей стороны возражений против перемещения архиепископа Молотовского в Ленинград в качестве викария. Я сказал патриарху, что решать этот вопрос не нам, а Вам, однако уполномоченный сообщает, что было бы нежелательным перемещать его из Молотова в Ленинград только потому, что он недавно принял епархию. Одновременно я патриарху напомнил, что в свое время я с ним говорил о Полякове, которого можно было посвятить в архиереи, и что Совет не будет возражать, если патриархия вернется к рассмотрению вопроса о возвращении на епархию архиепископа Алексия Сергеева, поскольку последний к ним обращался. Патриарх ответил, что в отношении Полякова он помнит, но считает, что ему неудобно быть в Ленинграде, и подумает, как его использовать. «Правда, — сказал патриарх, — о нем многие знают». Патриарх это не расшифровал, но я думаю, что он имел в виду его прошлую партийность.

«Что касается Сергеева, — сказал патриарх, — то мы как раз хотели просить Вас о нем, он обращался к Колчицкому».

7. В заключение нашей беседы патриарх обратился ко мне о просьбой, сделав при этом такую оговорку: «Я редко обращаюсь с просьбами, я и сейчас не знаю, как Вы посмотрите на этот вопрос, но он меня крайне волнует, и я давно хотел с Вами говорить, но все откладывал, помня, что несколько лет тому назад Вы отклонили мою просьбу об этом».

Я спросил патриарха: «В чем дело, что Вы имеете в виду? Я Вас внимательно выслушаю».

«Я прошу Вашего ходатайства перед правительством, — сказал патриарх, — если этого Совет не может решить сам, о предоставлении под мою резиденцию и резиденцию Синода или Новодевичьего монастыря, или Донского монастыря в Москве, а после того, как мы там построим дом, возвращу правительству занимаемый нами особняк по Чистому переулку. Я ставлю этот вопрос по двум причинам, — сказал патриарх, — во-первых, находиться мне в особняке на Чистом переулке, хотя и благоустроенном, мало благоприятно для моих встреч с патриархами других церквей, так как каждый из них или живет в соответствующих покоях в монастырской обстановке, или имеет свой патриарший дворец, как, например, Болгарский, Румынский патриархи. Я уж не говорю о ближневосточных патриархах, которые живут, хотя и при монастыре, но располагают такими владениями, которые нам и не нужны; во-вторых, я уж слишком стар, и это обстоятельство играет более важную для меня роль. Думаю, что если бы нам передали, мы в течение года справились с этой хозяйственной задачей и через год отдали бы особняк».

Я ответил патриарху, что вижу много трудностей в этом вопросе, так как при Новодевичьем монастыре имеется кладбище, а в Донском монастыре расположен большой музей, да и вообще музейные работники будут возражать в обоих случаях.

Патриарх оказал, что он знает, что директор Новодевичьего музея Карпова очень сильно возражает, он ее не понимает. «Но разве она решает вопрос, а не правительство? Я знаю, что если бы я обратился по этому вопросу непосредственно к Булганину или Хрущеву, — сказал патриарх, — моя просьба была бы удовлетворена, но я этого не хочу делать и не сделаю, так как у нас есть орган в лице Совета, который нами занимается и претензий к которому мы не имеем. Я даже думаю, — сказал патриарх, — вопрос о Донском монастыре надо снять, так как там более сложно, там территория кладбища не отделена и там, действительно, большой музей. Что касается Новодевичьего монастыря, я не вижу препятствий, кладбище никакого отношения не имеет к монастырю, оно отделено, имеет самостоятельный вход, мы мешать ему не будем. И, кроме того, мы там имеем церковь, там находится наше епархиальное управление, там, как мне известно, все проживающее население по решению правительства будет выселено этой весной, все ветхие и ненужные постройки будут снесены, все это должно быть сделано теперь же в связи с предстоящим фестивалем» 2.

Когда я спросил патриарха: «Что же у Вас там будет? Это будет неудобно — бывший Новодевичий монастырь, а теперь — резиденция патриарха», патриарх сказал, что мы его переименуем, откроем собор Смоленской Божией Матери, построим дом для патриарха и Синода, и буду иметь около себя в этом монастыре десятка два монахов, обслуживающих меня и собор.

Я сказал патриарху, что вопрос для меня новый, требует серьезного изучения, но о просьбе его я доложу правительству.

Карпов

ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1441. Л. 7–10. Подлинник.

___________________________

1 Обновленец — сторонник обновленческого раскола Русской православной церкви. См. комм. 1 к док. № 5.

2 Имеется в виду VII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, состоявшийся в июле-августе 1957 г. в г. Москве.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова