СЕКРЕТНО экз. № 1 ОТДЕЛ ПРОПАГАНДЫ ЦК КПСС
О связях вожаков т.н."совета
церквей ехб" с зарубежными
антикоммунистическими
организациями
См. библиографию.
Совет по делам религий при Совете Министров СССР располагает данными, свидетельствующими о том, что зарубежные антикоммунистические центры широко используют антиобщественную деятельность т.н. "совета церквей ехб" в целях организации клеветнической кампании и идеологических диверсий против СССР. Руководители зарубежных антикоммунистических организаций и центров всячески подогревают и поддерживают антиобщественную деятельность сектантов, под видом туристов и другим каналам засылают в нашу страну своих эмиссаров с целью установления связи с вожаками сектантского подполья. Так, в августе 1970 года в качестве туриста в СССР находился "профессор философии" из Дании У.Ольденбург. Прибыв вТашкент, он в тот же день оказался на нелегальном собрании у местных баптистов-"раскольников", где ему были вручены содержащие клеветнические материалы о положении религии и верующих в СССР "послания" и "обращения". По возвращении в Данию Ольденбург выступил с рядом злопыхательских материалов о "преследовании церкви и верующих в СССР". По туристической визе в СССР приезжал и руководитель т.н. "датской миссии в Европе" Неерскоф. Он также пытался распространять незаконно привезенную религиозную литературу и собирать сведения о положении верующих в СССР. По сообщению французской газеты "Фигаро" именно через Неерскоф было передано и широко распространено за границей письмо "раскольников" Генеральному секретарю ООН У Тану. В июле 1971 года в Винницкой области находился "турист" из Швеции Чернийчук С.Т. Являясь эмиссаром т.н. "Славянской миссии", он вступал в преступную связь с местными вожаками действующих нелегально групп сектантов и предлагал материальную помощь вожакам раскольников. Беседуя с одним из сторонников т.н. "совета церквей" М.Яцюком, Чернийчук сообщил, что тот получит в подарок из Канады автомашину, которую он должен затем продать, а деньги передать руководителю местной группы отколовшихся баптистов Машницкому Н.Х. Установлено, что Чернийчук еще в 1967 году прислал своему родственнику в качестве подарка автомашину, а затем поручил ему эту автомашину продать и деньги передать на организацию нелегальной деятельности сектантов. Уличенный в грубом нарушении советских законов Чернийчук признал, что перед своей поездкой в СССР он получил инструктаж не только от генерального секретаря т.н. "Славянской миссии" в Швеции, но и ряда руководителей религиозных организаций украинских националистов в США и Канаде. Антиобщественные элементы, подвизающиеся в роли руководителей нелегальных сектантских групп внутри страны, охотно идут на контакты с иностранцами. Они фабрикуют и пересылают заграницу различные клеветнические материалы о положении религии и верующих в СССР. Факты установления взаимных контактов иностранцев и баптистов-"раскольников" были зафиксированы в Петрозаводске, Риге, Новосибирске, Ростове,Бресте, Сухуми, Киеве, Алма-Ате, Орджоникидзе, Ленинграде и других городах. В последнее время эти связи и контакты с иностранцами сектантские вожаки не только не скрывают, но даже широко афишируют. Руководители т.н. "совета церквей ехб"и созданного ими "совета родственников узников" рассчитывают, что путем обращения к "мировому общественному мнению" им удастся достигнуть осуществления своих противозаконных целей. В письме, направленном в августе 1971 г. т. Косыгину А.Н., Винс, Миняков, Батурин и другие вновь потребовали ничем неограниченной пропаганды религии. "Мы ожидаем от.Правительства, - говорится в письме, - справедливого разрешения этого вопроса, чтобы не прибегать нам к всемирному обращению и широкой огласке упомянутого письма..." "Совет церквей ехб" распространяет среди единоверцев такие провокационные материалы, как "Сборник документов Второго Всесоюзного съезда родственников узников евангельских христиан-баптистов в СССР", "Открытое письмо" бывшему президенту Всемирного Совета баптистов У.Толберту, Сообщение "всем евангельским христианам-баптистам" об аресте председателя Совета родственников узников Винс Л.М., Обращение ко всем христианам мира о поддержке борьбы сторонников т.н. "совета церквей" за свободу веры и освобождение узников, Письмо Генеральному секретарю ООН У Тану, Международной Ассоциации Юристов, а также список лиц будто бы осужденных "За слово Божие", многочисленные тенденциозно сфабрикованные "фото-документы". Подобные сборники и многочисленные письма и послания сектантских вожаков переправляются заграницу и используются в целях злобной антисоветской пропаганды. Эти "документы" о т.н. "гонимой церкви в СССР" взяты на вооружение такими организациями, как "специализированный научно-исследовательский и информационный центр" (Англия), одним из руководителей которого является ренегат СКЮ М.Джилас, "центр по изучению религии и коммунизма" (Англия), возглавляемый небезызвестным злобным антисоветчиком М.Бордо, "славянская миссия" (Швеция, "миссия помощи церкви мучеников" (США), радиостанциями "Свобода", "Голос Америки", "Би-би-си", "Свободная Европа", черносотенными газетами "Посев", "Новая русская газета" и др. Только радиостанция "Свобода", например, в марте 1970 года организовала несколько передач по материалам т.н. "первого съезда родственников узников". В этих передачах сообщалось о "гонениях на верующих" в Одессе, Челябинске, Фрунзе, Бресте, Гомельской области, Свердловске, Кривом Роге, Киеве, Барнауле, Туле и др. городах. В феврале 1972 года радиостанция "Би-би-си" сообщила, что ею получен "третий выпуск бюллетеня совета родственников узников евангельских христиан-баптистов СССР, в котором говорится о преследовании председателя "совета церквей ехб" Крючкова и других баптистов"." Так называемая "Миссия Вурмбранда" в 1970-1971 гг. выпустила массовым тиражом и широко распространяет в различных странах Европы и Америки "Открытое письмо всем христианам мира" (о "гонении на церковь в СССР"), листовку "Сколько христиан в советских тюрьмах?", брошюры "Русские христиане под судом", "Подпольные святые", "Я был рабом в России", "Мученики за Христа" и т.д. Сфабрикованные "раскольниками" клеветнические материалы широко используются Вурмбрандом в издаваемых им бюллетенях "Подпольная Евангелизация", "Иисус для коммунистического мира", "Голос мучеников" и проч. В распространяемой за рубежом листовке: "Сколько христиан в советских тюрьмах?" Вурмбранд пишет: "Шведское радио сообщило 5 ноября 1970.г.: в России сейчас три миллиона заключенных, среди которых значителен процент христиан. Теперь, как велик этот значительный процент? Это должно быть по крайней мере сотни тысяч". В Англии в 1970 году вышла книга "Религиозные меньшинства в Советском Союзе", изданная т.н. "специализированным научно-исследовательским и информационным центром". Сторонники т.н. "совета церквей" в книге изображаются как страдальцы "за веру". "Руководители этих групп, - говорится в книге, - постоянно проводили ленинский (?) принцип отделения церкви от государства, а двое из них, Г.Винс и Г.Крючков, подготовили знаменательное заявление, в котором утверждали, что закон 1929 года не соответствует этому принципу. Эта критика (?) повлекла для них полную меру гнева со стороны советского государства. Вот уже в течение почти десятилетия... эта группа баптистов является одним из самых жестоко преследуемых меньшинств в Советском Союзе..." На материалах, распространяемых "советом церквей", многочисленные публикации фабрикует и т.н. "Центр по изучению религии коммунизма" (Англия). Только в 1971 году им изданы книжки: "Религиозное брожение в России", "Патриархи и пророки", "Суд над баптистами" и др. В последнее время стали все чаще появляться сообщения о мнимых гонениях на верующих в газетах и журналах, издаваемых также зарубежными религиозными организациями, которые поддерживают "дружеские" связи и обмениваются делегациями с ВСЕХБ. Вклеветнической кампании против церковной политики СССР участвуют англиканская церковь, баптистские союзы Швеции, Англии и США и других стран. 20 мая 1971 года в английской газете "Баптист Таймс" была опубликована статья под кричащим аншлагом: "Судят не только баптистов". В статье говорится, что "советские власти показали несправедливую дискриминацию против баптистов, стоящих за реформу. Они обращались и обращаются с ними жестоко. Их обращение является нарушением человеческих прав и религиозной свободы". Несколько раньше, в 1970 году газета англиканской церкви "Черч Тайме", опубликовав письмо клеветнического содержания одного из сектантских вожаков Козлова В.И. из гор. Йошкар-Ола, предпослала свой комментарий, в котором поддерживалось требование баптистов к Советскому правительству: "Прекратить гонения". В.качестве "адвоката" "мучеников за веру" выступил также С.Свенсон (Швеция) - редактор баптистской газеты "Векопостен". В начале 1971 года Свенсон по пригла-шению ВСЕХБ совершил трехнедельную поездку по церквам ВСЕХБ. По возвращению на родину он опубликовал в своей газете четыре статьи, смысл которых, по заявлению журнала "Калифорния сэдерн Баптистс" (США) состоит в том, чтобы доказать, что "инициативники-баптисты в Советском Союзе сегодня находятся в том же положении, как наши предки, баптисты в Швеции век тому назад, когда их арестовывали и приговаривали за религиозную деятельность, недозволенную государством". В статье "Есть ли в СССР подпольная церковь", опубликованной 1 апреля 1971 года газетой "Векопостен", Свенсон утверждает, что будучи в СССР он лично встречался с "инициативниками" и убедился, что эти люди пострадали за веру, за то, что любят бога больше, чем человека". Повторяя многочисленные клеветнические измышления об арестах и судебных процессах над верующими, Свенсон утверждает, что в Советском Союзе будто бы осуществляется "план борьбы против бога" и что "при выполнении этого плана многие пострадали". Вскоре по возвращении из СССР Свенсон совместно с руководителями Союза баптистов Швеции Руденом выступили также по шведскому телевидению. Их выступление сопровождалось документальным фильмом "О гонимой церкви в СССР", который якобы был получен верующими Швеции в качестве подарка от "раскольников". На страницах зарубежных газет и журналов, специализирующихся на антисоветской пропаганде, все чаще появляются, призывы "завоевать советских людей для Христа", "использовать каждую возможность для распространения евангелия среди советских людей". На эти цели организуются сборы денежных средств, издается на русском языке и языках народов СССР религиозная литература, контрабандно переправляемая в СССР. Например, т.н. "бюро помощи церкви мучеников" (ФРГ) в своем циркулярном письме № 3 (май 1969 г.) сообщало, что "с целью помощи угнетенным христианам... имеющиеся в нашей организации средства используются на покупку, печатание и распространение библий и другой религиозной литературы в коммунистических странах, на соответствующих языках, всеми возможными средствами..." Та же газета "Векопостен" 1 октября 1970 года обращаясь к читателям с циничной откровенностью писала: "Ваши взносы помогут не только подпольной церкви, но и всему христианскому лагерю в его борьбе против коммунизма..." В листовке "Сколько христиан в советских тюрьмах?", распространяемой Вурмбрандтом в странах Западной Европы и Америке, говорится: "Основная сила сопротивления в Советском Союзе - подпольная церковь..., поэтому "давайте лучше эффективно поможем страдающим братьям молитвой, протестом и материальной поддержкой". Иностранные визитеры и зарубежные религиозные центры привозят в СССР или переправляют по нелегальным каналам религиозную литературу в больших количествах. Только в течение 7-8 июля 1971 года в прибрежных водах в районе г. Таллина пограничной охраной было выловлено около 3,0 тыс. пластмассовых мешков с религиозной литературой на русском и иных языках народов СССР. Летом 1971 г. у гражданина США Миллса Брукс Роджерса, прибывшего в Ленинград по туристической визе, было обнаружено 2700 экз. религиозной литературы, советские, деньги, не указанные в декларации, а также адреса советских граждан и религиозных обществ ехб. Подобные факты не являются единичными. В адреса некоторых родственников, осужденных за нарушения законодательства о культах, поступают из-за рубежа денежные переводы, посылки с вещами. Эти факты также используются зарубежной пропагандой в антисоветских целях. В датском журнале "Баптист" была помещена статья, в которой сообщалось о материальной поддержке "узников, страдающих за веру в СССР". В статье указывается, что эта помощь важна уже потому, что верующие в СССР узнают о их поддержке за пределаи Советского Союза, "которые думают о страдающих за веру". Издающийся в США антисоветский бюллетень "Голос мучеников" поместил на своих страницах комментарий по поводу беседы с одним из сторонников т.н. "совета церквей ехб", который якобы заявил, что "вера некоторых из нас (т.е. "раскольников") могла бы не устоять, если бы мы не знали, что мы не одни, что наши братья в свободном мире заботятся о том, чтобы наши дети имели кусок хлеба. Теперь, когда они обеспечены, наша сопротивляемость возросла". В наличии прямой связи т.н. "совета церквей ехб" с зарубежными антикоммунистическими центрами свидетельствуют также некоторые материалы, публикуемые в нелегальных изданиях т.н. "совета церквей ехб". В "Братском листке" №№ 9-10 за 1971 год, например, было напечатано письмо околоцерковного контрабандиста Ольденбурга, выдворенного за провокационную деятельность из СССР. В письме, названном по счету вторым, говорится: "Я и мои братья на Западе призываем Вас: держите крепко! Держите крепко, что имеете, чтобы никто не похитил Вашего венца! Не теряйте мужества, но оставайтесь на кресте до смерти... Вы не одиноки!" Эти и подобные им призывы, поддерживаемые вожаками т.н. "совета церквей ехб", оказывают влияние на политически неустойчивую часть рядовых верующих. Совет по делам религий при Совете Министров СССР принимает дополнительные меры по разъяснению рядовым верующим антиобщественного и антипатриотического характера деятельности вожаков т.н. "совета церквей ехб". Имеется в виду также шире использовать патриотически настроенных церковных деятелей ВСЕХБ для разоблачения политически вредной деятельности вожаков сектантского подполья. В 1972 году будут значительно сокращены контакты с теми зарубежными церковными организациями, которые в прошлом использовали связи с ВСЕХБ в целях антисоветской пропаганды. Вместе с тем полагали бы необходимым поручить Агентству печати новости, Центральным газетам и журналам систематически помещать материалы, разоблачающие антиобщественный, политически вредный характер деятельности вожаков т.н. "совета церквей ехб". Следует также усилить контроль за провозом религиозной литературы и предметов культа, не допускать контрабандного распространения иностранной религиозной литературы. Считали бы также необходимым дать поручение судебно-следственным и административным органам усилить работу по разоблачению и пресечению антиобщественной деятельности вожаков т.н. "совета церквей ехб". Первый заместитель председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР А. Барменков 21 февраля 1972 г.
Ист.: 2007, http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1627 |