Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

МОЛИТВЫ, СВЯЗАННЫЕ С КРЕЩЕНИЕМ

Перевод на русский с церковно-славянских текстов Требника, изданного Троице-Сергиевой лаврой в 1992 году.

При переводе использовалась книга о. Георгия Кочеткова: "Православное богослужение. Вып. 2. Русифицированные тексты чинов крещения, миропомазания и подготовки к ним". Изд. 2-е. М., 1999.

Для того, чтобы дать представление об отличиях, приведу несколько примеров. У Кочеткова первая же молитва, слова "исцеляяй всякий недуг" переведены как "исцеляющий всякую болезнь". Но ведь беременность и роды - не болезнь, не патология, а вот "недугом", т.е. временным ослаблением сил организма, роды назвать можно. Последовательно восстановлена инверсия, характерная для церковно-славянского текста. Не использованы различные дополнения, сделанные о. Георгием Кочетковым.

Мелким шрифтом с равнением по праву краю - текст, который в практике Московского Патриархата обычно опускается.

Яков Кротов, сентябрь 2001 г.

МОЛИТВЫ В 1-Й ДЕНЬ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИНОЙ МЛАДЕНЦА

Господу помолимся.

Владыка Господи, Вседержитель, исцеляющий всякий недуг и всякую немощь, Сам и эту ныне родившую рабу Твою (имя) исцели и восставь её с постели, на которой она лежит, ибо, по слову Давида пророка,в беззаконии мы зачаты и осквернены все пред Тобою. Сохрани её, этого младенца, рождённого ею, и покрой её сенью крыл Твоих, от нынешнего дня до последнего дня жизни ее, молитвами пречистой Богородицы и всех святых, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Господу помолимся.

Владыка Господи, Боже наш, родившийся от пречистой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, и как младенец в яслях возлежавший, и как дитя на руки положенный. Сам и рабу Твою (имя), ныне родившую сего младенца, помилуй и прости вольные и невольные её согрешения, и сохрани её от всякого дьявольского мучения, а ею рождённого младенца соблюди от всякой отравы, от всякой лютости, от всякого обуревания искусителем, от лукавых духов, дневных же и ночных. Сию же сохрани под всесильною рукою Твоею и дай ей скорое укрепление, и от нечистоты очисти , и от болей исцели, и благую мощь душе и телу даруй, и ангелами светлыми и сияющими её огради, и сохрани от всякого нашествия невидимых бесов, Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, и от очей недобрых, и помилуй её и младенца, по великой милости Твоей, и очисти её от телесной нечистоты и от всего нечистого, остающегося во утробе её, и по скорой милости Твоей её из телесного расслабления восставь невредиму, и ею рождённому младенцу дай поклониться земному храму, который избран Тобою для прославления имени Твоего святого, ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Господу помолимся.

Господи Боже наш, благоволивший сойти с Небес и родиться от святой Богородицы и приснодевы Марии для спасения нас, грешных, ведающий немощи человеческой природы, прости рабе Твоей (имя), ныне родившей, по множеству щедрот Твоих, ибо Ты сказал, Господи: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею". Посему и мы, рабы Твои, молимся и, дерзая ради незлобивого Твоего человеколюбия, со страхом взываем ко святому и царственному имени Твоему: взгляни с небес и, видя немощь нас, осуждённых, очисти рабу твою (имя), и весь дом, в котором родился этот младенец, и соприкасавшихся с ней, и всех, здесь находящихся, как благой и человеколюбивый Бог, прости, ибо Ты один имеешь власть прощать грехи, по молитвам пресвятой Богородицы и всех святых Твоих. Аминь.


МОЛИТВА НАРЕЧЕНИЯ ИМЕНИ МЛАДЕНЦУ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ ЕГО

В восьмой день по рождении младенца принимавшая роды приносит его к храму и встаёт пред дверьми храма.

Священник читает молитвы:

Благословен Бог наш... и с Трисвятого по Отче наш.

Затем отпустителъный тропарь дня или храмового святого.

Священник знаменует его лоб, уста и грудь и произносит молитву:

Господу помолимся.

Господи Боже наш, молимся Тебе и Тебя просим, да запечатлится свет лица Твоего на этом рабе Твоём (рабе Твоей) (имя), и да запечатлится Крест единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, чтобы он избег суеты мира и всех лукавых наваждений вражеских, а следовал Твоим повелениям. И дай, Господи, неизменно пребывать имени святому Твоему на нём, да во время благоприятное соединится со святой Твоей Церковью и вкусит великих таинствам Христа Твоего, и прожив по заповедям Твоим и сохранив печать нерушимой, получит блаженство избранных в Твоём Царстве, по благодати и человеколюбию единородного Сына Твоего, с Которым и Ты благословен, со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Потом, взяв на руки младенца, встаёт пред вратами храма или пред образом пресвятой Богородицы и творит креста знамение, произнося тропарь:

Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись же и ты, старец праведный, принявший на руки свои Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

И далее отпуст.

Если новорождённый младенец по немощи не сосёт и выглядит умирающим, тогда не следует, как некоторые неверно говорят, ожидать до б-го или 8-го дня и лишь потом крестить его, но следует в час, в который он родился, только омыть его и сразу же крестить, чтобы не скончался непросвещенным. Ибо если даже когда беременным на 5-м месяце случается умертвить младенца и за это они по законам и правилам отвечают как за убийство, то тем более подобает избегать осуждения за уже рождённых, если они скончаются непросвещёнными.


МОЛИТВЫ РОЖЕНИЦЕ НА 40-Й ДЕНЬ

В 40-й день младенца снова приносят в храм, чтобы воцерковить его, т.е. положить начало вхождения его в Церковь. Он приносится уже очищенной и омытой матерью, предстоящей и желающей получить его после крещения.

Священник начинает молитву: Благословен Бог наш... и с Трисвятого по Отче наш.

Затем поётся отпустительный тропарь дня или празднуемого святого.

Слава, и ныне. Молитвами всех святых и Богородицы, Господи, Твой мир даруй нам и помилуй нас, ибо Ты один щедр.

Мать вместе с младенцем преклоняет голову, после чего священник совершает над ним знамение креста и, касаясь его головы, произносит молитву:

Господу помолимся.

Господи Боже, Вседержитель, Отче Господа нашего Иисуса Христа, всю одушевленную и неодушевленную природу словом Твоим создавший и всё приведший из небытия в бытие, Тебе молимся и Тебя просим: Своею волею Ты спас рабу Твою {имя), очисти же её, ныне приходящую ко святой Твоей Церкви, от всякого греха и от всякой нечистоты, да неосужденно сподобится причаститься святых Твоих Таинств.

Если младенца уже нет в живых, то эта молитва читается только до сих пор, а потом громко:

Ибо Ты благий и человеколюбивый Бог...

Если же младенец жив, то читается следующее до конца:

И рождённого ею младенца благослови, возрасти, освяти, вразуми, очисти, умудри, ибо Ты привёл его в мир и показал ему свет видимый, да и духовного сподобится видеть света во время, которое Ты определил, сопричтён будет ко святому Твоему стаду, чрез единородного Сына Твоего, с Которым Ты благословен, со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Мир всем. Главы ваши пред Господом преклоните.

Молитва над матерью

Господи Боже наш, пришедший для спасения рода человеческого, прииди и к рабе Твоей (имя), и сподоби ее через удостовенных Твоего священства войти в храм Славы Твоей. Через сорок дней по рождении ребенка омой её нечистоту телесную и нечистоту душевную и сотвори её достойной причащения святого Тела Твоего и Крови, ибо свято и преславно вседостойное и прекрасное имя Твоё, со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 1 над ребенком, над которым священник совершает знак креста:

Господу помолимся.

Господи Боже наш, Ты на сороковой день после Рождения был принесен младенцем в Храм Закона Марией девственною, святой Твоей Материю, и Тебя принял на свои руки праведный Симеон, Сам, всесильный Владыка, благослови и этого младенца, принесённого, чтобы явиться пред Тобой, Творцом всего; и на всякое дела благое и Тебе благоугодное возрасти его, отгоняя от него всякую враждебную силу знамением образа креста Твоего, ибо Ты оберегаешь младенцев, Господи. Да сподобится он святого крещения, станет одним из избранников Царства Твоего, сохраняем будет с нами благодатью святой, и единосущной, и нераздельной Троицы, ибо Тебе подобает вся слава, благодарение и поклонение, со безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Мир всем. Главы ваши пред Господом преклоните.

Боже, Отче Вседержитель, Ты через великого Исайю пророка предвозвестил нам воплощение от Девы единородного Твоего Сына и Бога нашего, Который в последние дни, поблаговолению Твоему, и содействием Святого Духа, для спасения нас, людей, по безмерному милосердию решился стать Её чадом, и по предписанию святого Закона Твоего Ты, создатель Закона, после завершения срока очищения матери стерпел принесение в святилище, и в руках праведного Симеона находился. Это таинство предвозвещал тот же пророк в видении угля, держимого клещами, и мы, веруя, держим Тебя так же по благодати. Сам и ныне Господи, хранящий младенцев, благослови младенца этого вместе с родителями и восприемниками его, и дай ему во время благоугодное Тебе рождение от воды и Духа. Сопричти его ко святому Твоему стаду духовных овец, называемых именем Христа Твоего, ибо Ты в вышних живёшь и милостиво на нас взираешь, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Если младенец уже крещён, то иерей совершает его воцерковление, но если ещё нет, то совершает его после крещения, а здесь совершает молитвам отпуст.

Священник, взяв младенца, начертывает им пред вратами храма крест, произнося:

Воцерковляется раб Божий (или: раба Божия) (имя), во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Потом вводит его в храм, произнося:

Да войдёт в дом Твой, да поклонится храмусвятому Твоему.

И выходит на середину храма, произнося:

Воцерковляется раб Божий (имя)

Потом говорит:

Посреди церкви да воспоёт Тебя.

Потом подводит к дверям жертвенника, произнося:

Воцерковляется раб Божий (имя).

И если младенец мужского пола, то приводит его в святой жертвенник , а если женского - то к царским вратам, произнося:

Ныне отпускаешь раба Твоего (или "рабу Твою"), Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил пред лицом всех людей, свет ко просвещению народов и славу людей Твоих Израиля.

И после этого полагает его у дверей жертвенника, и восприемник, трижды поклонившись, берет его и отходит. И священник совершает обычный отпуст.

МОЛИТВА, ДЕЛАЮЩАЯ ОГЛАШАЕМЫМ

Снимает священник пояс с желающего просветиться, раздевает и отводит его в сторону, и ставит его лицом к востоку в нижней одежде без пояса, с непокрытой головой, без обуви, руки же опущены, и дует на лицо трижды, и знаменует крестом лоб и грудь трижды, и возлагает руку на голову, говоря:

Господу помолимся.

Во имя Твое, Господи, Боже Истины, и единородного Твоего Сына, и Святого Твоего Духа возлагаю руку мою на раба Твоего (на рабу Твою), сподобившегося обратиться к святому имени Твоему и под сенью крыл Твоих укрыться. Удали же от него прежнее обольщение и исполни его верой в Тебя, и надеждой, и любовью, да понимает он, что Ты есть единственный Бог истинный, и единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Дух Твой Святой. Дай ему по всем заповедям Твоим жить и воле Твоей следовать, ибо если сотворит такое человек, жив будет заповедями. Впиши его в книге жизни Твоей, присоедини его к стаду, спасенному Тобою, да прославится имя Твое святое в нем, и имя возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и животворящего Твоего Духа. Да будут очи Твои взирать на него всегда с милостью и уши Твои да слышат звук его молитв. Возвесели его делами его и всем потомством его, да прославит Тебя, поклоняясь и служа Твоему великому и высшему имени, и да восхвалит Тебя всегда, во все дни жизни своей.

Возглас: ибо Тебя воспевают все Силы небесные, и Твоя есть слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Запрещение первое

Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.

Запрещает тебя, дьявол, Господь, пришедший в мир и ставший человеком, чтобы разрушить твое мучительное господство и людей освободить, на древе креста враждебные силы победивший, так что солнце померкло, и земля поколебалась, и гробницы отверзлись, и тела святых воскресли, и разрушивший смертию смерть, и свергнувший повелителя царства смерти, то есть тебя, дьявола. Запрещаю тебя Богом, показавшим древо жизни и поставившим херувимов с пламенным мечом охранять его. Будь запрещён. Богом запрещаю тебя, ходившим словно по суше по бездне морской и запретившим дуть буре, Чей взор иссушает бездны и от слов Которого плавятся горы. Ныне Он запрещает тебя через нас. Убойся, выйди и отступи от создания этого, и да не возвратишься в него и не затаишься в нем, и да не подстережечь его и не воздействуешь на него ни ночью, ни днём, ни в полумраке, ни в полдень, но уйди в свою тьму до самого уготованного великого дня судного. Убойся Бога, сидящего на херувимах и видящего бездны, Того, пред Кем трепещут ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы, многоокие херувимы и шестокрылые серафимы, пред Кем трепещут небо и земля, море и всё, что в них. Изыди и отступи от этого отмеченного новозбранного воина Христа и Бога нашего. Запрещаю тебя Им, шествующим на крыльях ветра и творящим ангелов Своих пламенем огненным: изыди и отступи от создания сего со всею твоею силою и твоими ангелами.

Возглас: Ибо просславляется имя Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Запрещение второе

Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.

Бог святой, страшный и славный во всех делах и в силе Своей, непостижимый и непознаваемый, Сам предопределивший тебе, диавол, вечной мукой томление, через нас, недостойных Его рабов, повелевает тебе и всей пособствующей тебе силе отступить от новозапечатлённого (или новозапечатленной) именем Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего. Запрещаю тебе, лукавейшему, и нечистому, и скверному, и мерзкому, и чуждому духу, силою Иисуса Христа, всякую власть имеющего на небе и на земле, и повелевшего глухонемому демону: "Выйди из человека и более не входи в него!" Отступи, познай суетность твоей силы, и над свиньями не имеющей власти, вспомни Повелевшего тебе по твоей просьбе войти в свиное стадо. Убойся Бога, по повелению Которого земля утвердилась на водах, создавшего небо и устроившего горы отвесом и долины мерою, и песком оградившего море, в морской бездне прокладывающего путь, прикасающегося к горам так, что те дымятся, одевающегося светом словно ризою, простершего небо словно шатёр, устраивающего над водами горние чертоги Свои, поставившего землю на твёрдых основах её, да не поколеблется она во веки и веки, подымающему воду из моря и проливающего её на лицо всей земли. Выйди и отступи от готовящегося ко святому Просвещению. Запрещаю тебе и спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, и святым Его Телом и Кровью, а также страшным Его пришествием; ибо Он придёт и не замедлит, судит всю землю, а тебя и помогающую тебе силу казнит в геенне огненной и предаст во тьму кромешную, где червь не усыпает и огонь не угасает,

Возглас: Ибо власть Христа Бога нашего со Отцом и Святым Духом ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Запрещение третье

Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.

Господь Саваоф, Боже Израилев, исцеляющий всякий недуг и всякую рану воззри на раба Твоего (или на рабу Твою), взыщи, испытай, и отгони от него (от нее) все силы дьявола. Запрети нечистым духом и изгони их, и очисти создание рук Твоих, и, употребив сейчас же Твою разящую силу, сокруши сатану к ногам его (ее), и даруй ему (ей) победу над ним и над нечистыми его духами,

Возглас: дабы получив милость Твою, удостоился(-ась) он (она) бессмертных и небесных Твоих Таинств и вознёс(-ла) Тебе славу. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва четвёртая

Господу помолимся.

Сущий Владыка, Господи, сотворивший человека по образу Твоему и по подобию и давший ему силу вечной Жизни, и по отпадении через не презревший его, но устроивший вочеловечением Христа Твоего спасение мира. Сам и это Твое создание избавь от рабства врагу, прими в Царство Твое, высшее небе, отверзи его (ее) духовные очи, дабы воссияло в нем (в ней) просвещение Бвангелия Твоего, соедини жизнь его (ее) с ангелом света, избавляющим его (ее) от всякого нападения противника, от встречи с лукавым, от демона полуденного и лукавых мечтаний.

И дует священник на уста его, на лоб и на грудь, говоря:

Изгони из него (из нее) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (ее).

И говорит это трижды

Духа прельщения, духа коварства, духа идолослужения и всякого стяжательства, духа лжи и всякой нечистоты, действующих по побуждению дьявол, и сотвори его (ее) овцою духовною святого стада Христа Твоего, драгоценным членом Твоей Церкви, сыном и наследником (или: дочерью и наследницею) Царства Твоего, да по заповедям Твоим прожив и сохранив печать неповрежденной, и соблюдя незапятнанным одеяние, получит блаженства святых в Твоём Царстве,

Громко: благодатию, и щедротами, и человеколюбием единородного Сына Твоего, с Которым Ты благословен, со Всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

И крещаемый раздевается, и священник поворачивает его на запад с поднятыми вверх руками, и говорит:

Отрекаешься ли от сатаны и от всех дел его, и всех ангелов его, и всех велений его, и всей гордыни его?

И отвечает оглашенный или восприемник его, если крещаемый не понимает языка или если он младенец:

Отрекаюсь.

Священник повторяет во второй раз:

Отрекаешься ли от сатаны и от всех дел его, и всех ангелов его, и всех велений его, и всей гордыни его?

И отвечает:

Отрекаюсь.

Священник повторяет в третий раз:

Отрекаешься ли от сатаны и от всех дел его, и всех ангелов его, и всех велений его, и всей гордыни его?

И отвечает:

Отрекаюсь.

И снова спрашивает священник крещаемого:

Отрекся ли (или: отреклась ли) от сатаны?

И отвечает оглашаемый (-ая) или восприемник)

Отрекся (отреклась).

Священник повторяет во второй раз:

Отрекся ли (или: отреклась ли) от сатаны?

И отвечает оглашаемый (-ая) или восприемник)

Отрекся (отреклась).

Священник повторяет в третий раз:

Отрекся ли (или: отреклась ли) от сатаны?

И отвечает оглашаемый (-ая) или восприемник)

Отрекся (отреклась).

И священник говорит:

И дунь и плюнь на него.

И сделав это, поворачивает его священник на восток, опуская его руки, и говорит ему:

Сочетаешься ли со Христом?

И отвечает оглашаемый или восприемник:

Сочетаюсь.

Священник повторяет во второй раз:

Сочетаешься ли со Христом?

И отвечает оглашаемый или восприемник:

Сочетаюсь.

Священник повторяет в третий раз:

Сочетаешься ли со Христом?

И отвечает оглашаемый или восприемник:

Сочетаюсь.

И вновь говорит ему священник:

Сочетался (или сочеталась) ли со Христом?

И отвечает:

Сочетался (сочеталась).

И опять говорит:

И веруешь ли Ему?

И говорит: Верую Ему, как Царю и Богу.

И говорит:

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного до начала времени; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все было сотворено. Нас ради людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, как предсказывали Писания. И восшедшего на небеса и царствующего с Отцом. И вновь грядущего во славе, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

И когда прочет святой символ, говорит вновь к нему:

Сочетался (или сочеталась) ли со Христом?

И отвечает:

Сочетался (сочеталась).

И опять говорит:

И веруешь ли Ему?

И говорит: Верую Ему, как Царю и Богу.

И говорит:

Верую во единого Бога Отца (все до конца).

И когда во второй раз прочтет святой символ, говорит ему в третий раз:

Сочетался (или сочеталась) ли со Христом?

И отвечает:

Сочетался (сочеталась).

И опять говорит:

И веруешь ли Ему?

И говорит: Верую Ему, как Царю и Богу.

И говорит:

Верую во единого Бога Отца (все до конца).

И когда в третий раз прочтет святой символ, повторяет ему вновь священник:

Сочетался (или сочеталась) ли со Христом?

И отвечает:

Сочетался (сочеталась).

И во второй раз говорит:

Сочетался (или сочеталась) ли со Христом?

И отвечает:

Сочетался (сочеталась).

И в третий раз говорит:

Сочетался (или сочеталась) ли со Христом?

И отвечает:

Сочетался (сочеталась).

И говорит священник:

И поконись Ему.

И поклоняется, говоря: Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.

Тогда говорит священник:

Благословен Бог, всем людям желающий спасения и прихода к познанию Истины, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.

Потом произносит следующую молитву:

Владыка Господи, Боже наш, призови раба Твоего (или рабу Твою) (имя) ко Святому Твоему просвещению и сподоби его (или ее) великой этой благодати, святого Твоего Крещения. Отринь его (или ее) ветхость и обнови его (или ее) для Жизни вечной, и исполни его (или ее) силой Святого Твоего Духа для соединения со Христом Твоим, да не будет порождением тела, но чадом Твоего Царства,

Возглас: Благоволению и благодатию единородного Сына Твоего, с Которым Ты благословен, со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.


 

Исследование св. Крещения

Дабы стал(-и) он(-и) чадом(-ами) Света и наследником (-ами) вечных благ. Господу помолимся.

Господи, помилуй.

О его (их) привитии и приобщении Смерти и Воскресению Христа, Бога нашего. Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Дабы сохранил(-и) он(-и) (брачные) одежды Крещения и духовное обручение неосквернёнными и непорочными до Страшного дня Христа, Бога нашего, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Дабы вода эта стала для него (них) купелью Возрождения, очищением от грехов и одеждой нетления, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Дабы услышал Господь Бог глас нашего моления, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Об избавлении его (их) и нас от всякой скорби, гнева, (беды) и нужды Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатью.

Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную [славную Владычицу нашу] Богородицу [и присно-]Деву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Н.: Тебе, Господи.

(И пока дьякон произносит это, священник тихо о себе молится:)

Благосердный и милостивый Боже, испытывающий сердца и глубины и Один знающий тайны человека, ибо нет


Последование св. Крещения

Ч"к"-либо скрытого от Тебя, но всё явно и обнажено пред i> MM!! Твоими!

Ты, знающий и всё, бывшее со мною, не сочти меня I* ;чким и не отврати от меня лица Своего, но в час сей |i шГ)рсги моими согрешениями, о. Забывающий грехи 11 ini кающихся, и отмой меня от телесной и душевной o 1 риы, и освяти меня всего Твоей невидимой всесовер-ii той силою и духовною десницею, дабы иным возвещая ( o<>оду и её подавая, по Твоему неизреченному человеко-л >ию, через совершенную веру, сам не остался бы неис-|i, iiiHi.iM рабом греха.

О, единый благой и человеколюбивый Владыка, да не р< i.niycb я среди побеждённых, но ниспошли мне силу свы-|| и укрепи меня на служение предстоящему Твоему таин-I \, великому и (выше-)небесному, и в желающих вновь | И1И.СЯ через меня, окаянного, отобрази Христа Твоего; и ( .1 наставляй их на основании Твоих апостолов и пророков и не отвергни их, но насади их, как насаждение Истины, во ч ной Твоей, вселенской (или: кафолической, соборной) и к июльской Церкви и не исторгни их, дабы преуспевая во Г I очестии, и они славили всесвятое имя Твоё, Отца и Сына к I няюго Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Аминь.

(Потом громко возглашает сию молитву:)

(2) МОЛИТВА НА ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ

Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакого сломи чс будет довольно для воспевания чудес Твоих! [Трижды]

Ты по Своей воле всё привёл из небытия к бытию. Своей 1"ш|сгью поддерживаешь творение и Своим промыслом со-чи/щешь мир. Ты, из четырёх стихий составивший творение, чсгырьмя временами увенчал круг года. Пред Тобой трепещу l нее духовные Силы, Тебя воспевает солнце, Тебя про-

29

Последование св. Крещения

славляет луна, пред Тобою ликуют звёзды. Тебе внимает свет, пред Тобою сотрясаются бездны, для Тебя бегут источники. Ты простёр небо словно шатёр. Ты утвердил землю на водах, Ты оградил море песком. Ты излил воздух для дыхания. Ангельские Силы Тебе служат, архангельские соборы ниц пред Тобою простираются, многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, стоящие вокруг и летающие, в страхе от Твоей неприступной Славы прикрываются.

Ты - Бог, по сущности Своей неописуемый, безначальный и неизреченный, пришёл на землю, приняв образ раба и став подобным человеку. Ты, милосердный Владыка, по Своей милости не стерпел зрения рода человеческого, мучимого дьяволом, пришёл и спас нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния, ибо Ты поколения естества нашего освободил и Своим рождеством девственную утробу освятил. Всё творение Тебя, явившегося, воспевает, ибо Ты - Бог наш - на земле явился и жил с людьми и, ниспослав с Небес Твоего Святого Духа, иорданские воды освятил и главы угнездившихся там змеев сокрушил.

Так и ныне Ты, человеколюбивый Царь, приди же наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию [трижды],

и даруй ей благодать спасения и Иорданово благословение, соделай её источником бессмертия и даром освящения, очищением от грехов и от болезней исцелением на гибель демонов, недоступной для противящихся сил и исполненной мощи ангельской, да убегут от неё вредящие Твоему(-им) созданию(-ям), ибо призвал я, Господи, имя Твоё - дивное и славное, и страшное для противников!

(И знаменует священник [образом Креста] воду трижды, погружая персты в воду и, дунув на неё, говорит:)

Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все противящиеся силы! [Трижды]

Молимся Тебе, Господи, да отступят от нас все воздушные и неясные призраки, и да не утаится в воде этой тём-

30


Пос.юдованне св. Крещения

I I сила, и да не сойдёт с крещающимся(-ися) злой дух, |i "щящий помрачение разума и смятение мыслей. Ты, )* 1;<ыка всего, яви эту воду - водой избавления, водой "o чтения и очищения плоти и духа, освобождения от уз, "i щсиия согрешений, просвещения душ, купелью возрож-^ щи. обновления духа, даром усыновления, одеждой не-" пня и источником жизни. Ты, Господи, сказал: "Омой-| |. и очиститесь, удалите злые деяния от душ ваших". Ты I" шровал нам и новое рождение свыше - "от воды и ^1 ;"".

Господи, яви Себя в этой воде и дай перетвориться "|ч-ш.и-мому(-ым) в ней, дабы отложил(-и) ветхого человека, г I ц.иощего в обольстительных похотях, и облёкся(-лись) И .ною, обновляемого по образу Создавшего его, дабы "" юбщившись в Крещении подобию Смерти Твоей, стал(-и) ^ 1 шиком(-ами) и Твоего Воскресения, и сохранив дар I ii о Святого Духа и возрастив залог благодати, принял(-и) 1" itcrb высшего звания и был(-и) сопричтен(-ы) к первенцам, |i исаиным на Небесах, - в Тебе, Боге и Господе нашем ll.ii vrc Христе.

1 сбе подобает слава, власть, честь и поклонение, со без-|| .ии.ным Твоим Отцом и Всесвятым и благим и животво-|> HIM Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Аминь.

(3) МОЛИТВА НА ОСВЯЩЕНИЕ ЕЛЕЯ (МАСЛА)

(П.: Мир всем! Д : Главы ваши пред Господом преклоните!

ill трижды вливает в сосуд масло (елей), знаменуя его трижды !oo "itioM креста]. Сосуд держит дьякон, возглашающий:)

I осподу помолимся!]

Владыка Господи, Боже отцов наших, когда-то пославший голубку пребывавшим в Ноевом ковчеге, державшую в

31

Доследование св. Крещения

клюве масличную ветвь как знак примирения и спасения от потопа и тем прообразовавший таинство благодати. Ты, даровавший также масличный плод (т.е. это масло) для совершения святых Твоих таинств, которым и живших некогда под Законом исполнял Духом Святым, и живущих ныне под благодатью совершенствуешь!

Сам благослови же и это масло (или: елей сей) силой, и действием, и наитием Святого Твоего Духа, дабы послужить ему тем, кто с верою помазывается им или вкушает его, помазанием нетления, оружием правды, обновлением души и тела и изгнанием всякой дьявольской силы для избавления от всех зол,

во славу Твою и единородного Сына Твоего и Всесвято-го и благого и животворящего Твоего Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь. Ц.: Внемлем!

(Священник, трижды с людьми воспевая: Аллилуйя!, творит в воде маслом трижды образ креста, а затем возглашает:)

Благословен Бог, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир, ныне и всегда, и во веки веков!

Н.: Аминь.

(И подводят крещаемого(-ых), а священник, омочив два пальца маслом, творит ими образ креста - на лбу, на груди и на междуплечии, говоря:)

(Лоб:) Помазывается [раб Божий] (имя) маслом (елеем) радости, во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

(Грудь:) Для исцеления души и тела.

(Уши:) В слышание веры.

(Ладони:) Руки Твои сотворили его и создали его,

(Ступни:) чтобы ходить ему путями заповедей Твоих.

32


Последование св. Крещения

(4) КРЕЩЕНИЕ

(11 когда священник помажет всё тело, крестит его (каждого), поставив его прямо и лицом на восток:)

Крсщается [раб Божий, или: раба Божия] (имя)

но имя Отца! Аминь.

11 Сына! Аминь.

И Святого Духа! Аминь.

(При этом крещаемого трижды погружает в воду - Цитодн его и возводя.

По крещении священник умывает руки, возглашая с наро-o < /"<o 31-й [трижды]:)

Блажен, кому отпущены беззакония

и чьи грехи покрыты!

Блажен человек, которому Господь не вменит греха

к н чьём духе нет лукавства!

(Далее читает новокрещёный:)

Кшда я молчал, обветшали кости мои

<ч вседневного стенания моего,

ибо день и ночь тяготела надо мной рука Твоя;

гнсжесть моя исчезла, как в летнюю засуху

(иш: я бедствовал, когда вонзился в меня тёрн).

Но (вот,) я открыл Тебе грех мой

и беззакония моего не скрыл,

я сказал: "Исповедаю Господу преступления мои",

и Ты снял с меня вину греха

{и:ш: простил нечестие сердца) моего.

11осему помолится Тебе во время благоприятное

каждый праведник,

к тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты - покров мой; Ты от скорби охраняешь меня, радостями избавления окружаешь меня. "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому

идти тебе, Последование св. Крещения

буду руководить тобою, око Моё на тебе

(или: остановлю на тебе очи мои).

Не будьте, как кони и как лошак (или: мул)

несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами,

чтобы они покорялись тебе".

(И снова священник с народом:)

Много скорбей нечестивому,

а уповающего на Господа окружает милость.

Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные;

торжествуйте, все правые сердцем!

(И одевая крещаемого(-ых) в (белые) одежды, говорит (каждому):)

Облачается [чадо Божье] (имя) в ризу праведности, во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

(И поётся тропарь на 8-й глас:)

Ризу мне даруй светлую, одевающийся Светом как ризою, многомилостивый Христе Боже наш!


ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО МИРОПОМАЗАНИЯ

Молитва перед миропомазанием

Благословен Ты, Господи Боже, Вседержитель, Источ-||- благ, Солнце правды. Который явлением единородного на Твоего и Бога нашего возжёг находящимся во тьме 1 спасения и даровал нам, недостойным, через святую iv - блаженное очищение и через животворящее Пома-ц не - божественное освящение; Ты, и ныне благоволив-||| возродить водою и Духом новопросвещённое(-ых) чадо О Твоё(-их) (имя/имена} и даровавший ему (им) проще-вольных и невольных грехов; Сам, Владыка, благосерд-)|> oin Царь всех, также даруй ему (им) и печать дара Святого N исссильного и поклоняемого Твоего Духа, и причащение

* него Тела и драгоценной Крови Христа Твоего!

Сохрани его (их) в Твоём освящении, утверди в право-I I жней вере, избавь от лукавого и всех нападений его и I поди спасительным Твоим страхом душу(-и) его (их) в

o1.1 юте и праведности, дабы благоугождая Тебе всяким делом И словом, стал(-и) чадом(-ами) и наследником(-ами) Твоего |1сГ)ссного Царства.

Ибо Ты - Бог наш, Который милует и спасает. Тебе и "<к;ылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и Сына, и во веки веков.

Аминь.

(И помазывает крестившегося (-ихся) святым миром, делая образ Креста - на лбу, глазах, ноздрях, устах, ушах, .? | >", руках-ладонях и ногах-ступнях, и говоря (каждому):)

Печать дара Духа Святого! Аминь.

КРЕСТНЫЙ ХОД И "ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ"

(Трижды идут священник, крещёный (-е) и восприемник (-и) по кругу и все поют (входную песнь "литургии оглашенных"):)

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись! Аллилуйя!

Д.: Внемлем! Премудрость! Ч.: Прокимен, глас 3-й:

Господь - свет мой и спасение моё (или: Просвещение моё и Спаситель мой), кого мне бояться?

Господь - крепость (или: Защитник) жизни моей, кого мне страшиться?

Д.: Премудрость!

Ч.: К римлянам послания святого апостола Павла чтение.

Д.: Внемлем!

Апостол (Рим 6:3-11)

Ч.: Братья, все мы, во Христа Иисуса крестившиеся, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить

36


"Литургия оглашенных"

IM с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже мирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо что Он [), то умер однажды для греха, а что живёт, то живёт для л. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми шя Бога, во Христе Иисусе, Господе нашем.

//. (чтецу): Мир тебе!


И

ч

и

Проповедь

Премудрость!

Аллилуйя! (Трижды)

Премудрость! [Станьте благоговейно!] УСЛЫШИМ святое


шслие!


а

Мир всем! От Матфея святого Евангелия чтение.


//. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!


Д.

Внемлем!


Евангелие (Мф 28:16-20)

П.. В то время одиннадцать учеников пошли в Галилею ору, куда повелел им Иисус, и увидев Его, поклонились , а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, чите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя- Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и вот, нами во все дни до скончания века. Аминь.

//.: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Проповедь

Сугубая ектения

/Г.: Помилуй нас. Боже, по великой милости Твоей, мо-|щм Тебя, услышь и помилуй.

"Литургия оглашенных"

Н.: Господи, помилуй. (Трижды - здесь и далее)

Ещё молимся о (епископе нашем) святейшем патриархе-Алексии [и о преосвященном митрополите (или: архиепископе, ичп епископе) (имя)], и о всех во Христе братьях (и сестрах) наших

Ещё молимся о богохранимой стране нашей (Российской), о всём народе и властях её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении и отпущении грехов [чада (чад) Божьего(-их)] восприемника (-ов) (имя/имена).

Ещё молимся о новопросвещённом(-ых) чаде(-ах) Божь-ем(-их) (имя/имена), дабы сохраниться ему (им) в чистом исповедании веры, во всяком благочестии и исполнении заповедей Христовых во все дни жизни его (их).

П.: Ибо Ты - милостивый и человеколюбивый Бог, Тебе и воссылаем славу. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь.

[Д.: Премудрость!

П.: Слава Тебе, Христе Боже, Надежда наша, слава Тебе.

Н.: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Господи помилуй (трижды). Благослови!

П.: Христос - истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых (имена) и всех святых, помилует и спасёт нас, по (Своей) благости и человеколюбию.

Н.: Аминь.]

38


ОБРЯДЫ 8-ГО ДНЯ (ПО КРЕЩЕНИИ)


v ""

) СНЯТИЕ БЕЛЫХ ОДЕЖД И ОМОВЕНИЕ ЗНАКОВ МИРА

// в восьмой день снова приводят его (их) в церковь, i.t омыть. И снимает с него (них) священник крещаль-.к)е,жду и пояс, говоря:)

Молитва 1

| // : Господу помолимся!]

Нладыка Господи, во святом Крещении даровавший |\(-ам) Твоему(-им) избавление от грехов и подавший ему

o -кичнь в рождении свыше. Сам благоволи всегда озарять

o (их) сердце(-а) Светом Лица Твоего, соблюди щит его поры неповреждённым врагами, сохрани в нём (них) ту | iy нетления, в которую оделся(-ись), неосквернённой и

oи. Своей благодатью духовную печать невредимой в ч тих) соблюдая и будучи милостив к нему (ним) и к нам oo множеству щедрот Твоих, да благословится и прославится вседостойное и прекрас-

o имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, по пеки веков.

//.: Аминь.

Молитва 2

( Ц o Господу помолимся!]

Владыка Господи, Боже наш, через благодать купели по-мющий крещаемым небесное осияние, возродивший водою

39

Обряды 8-го дня

и Духом и новопросвещённое(-ых) чадо (чад) Твоё(-их) (имя/ имена) и даровавший ему (им) прощение вольных и невольных грехов. Сам возложи на него (них) Твою могущественную руку и сохрани его (их) силой Твоей благодати, обручение его (их) нерушимым сохрани и удостой его (их) Жизни вечной и Тебе благоугождения.

Ибо Ты - освящение наше. Тебе и воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.~. Аминь.

П.: Мир всем!

Д.: Главы ваши пред Господом преклоните!

Молитва главопреклонная

В Тебя, Христа и Бога нашего, облачившийся(-еся) пред Тобою с нами склонил(-и) свою(-и) главу(-ы), сохрани же его (их), дабы быть ему (им) непобедимым(-и) ратником(-ами) против враждующих напрасно с ним(-и) и с нами, и даровав Свой нетленный венец, всех нас в конце победителями яви.

Ибо от Тебя - милость и спасение, Тебе и воссылаем славу, со безначальным Твоим Отцом и Всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь.

(Священник, соединив концы одежд (каждого) крещёного, мочит их в чистой воде и омывает его, говоря:)

Ты оправдался, просветился, освятился, омылся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

(Взяв напоённую водой новую губку, отирает его лицо, голову, грудь и прочее, говоря:)

Ты крестился, просветился, миропомазался, освятился, омылся, во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь. 40


Обряды 8-го дня


(2) МОЛИТВА НА (ПЕРВОЕ) ПОСТРИЖЕНИЕ ВОЛОС

| // : Господу помолимся!]

Владыка Господи, Боже наш, Своим образом почтив- II человека и так устроивший его из разумной души и и красного тела, дабы тело служило разумной душе;

и, пыше всего главу поместивший и в ней установивший г /ксство чувств, не мешающих друг другу; покрывший её г . ами, чтобы ей не вредили воздушные перемены, и по || 1|)сбности расположивший все члены его, дабы он всеми ими прославлял Тебя - Величайшего Художника!

Сам, Владыка, заповедавший нам через избранный Твой "o" \д - апостола Павла - всё совершать во славу Твою, ч II" (чад) Твоё(-их) (имя/имена), пришедшее(-их) положить oI I.IJIO стрижению волос главы своей, благослови, вместе с г. (их) восприемником(-ами), и даруй ему (им) по Твоему l.ii-оиу научаться совершать дела, Тебе благоугодные.

Ибо Ты - милостивый и человеколюбивый Бог, Тебе и й"ч>|лаем славу. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и шпда, и во веки веков.

Н.. Аминь.

П.. Мир всем!

Ц.. Главы ваши пред Господом преклоните!

Молитва главопреклонная

Господи Боже наш, через полное омовение (или: полно-""п водного Крещения) освятивший верующих в Тебя по < ей благости, и ныне благослови же этого(-их) (духовно-rl i.ix)) младенца(-ев), и да сойдет на его (их) главу(-ы) 1 нос благословение, и как Ты благословил через пророка < лмуила царя Давида, так благослови моей, грешного, рукою и главу(-ы) чада (чад) Твоего(-их) (имя/имена}, шс-и)дя к нему (ним) Святым Духом Твоим, дабы он(-и), преуспевая в возрасте, до седин старости Тебе воздавал(-и)

41

славу и во все дни жизни своей Иерусалимовы блага дел(-и).

Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отг-Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь.

П. (постригая каждого крестовидно): Постригается [ч" Божье] (имя), во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Н.: Аминь.

Сугубая ектения

Ц.: Помилуй нас. Боже, по великой милости Твоей...

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасени" и отпущении грехов [чад Божьих] восприемника(-ов) (имя имена) и новопросвещённого(-ых) (имя/имена).

П.: Ибо Ты - милостивый и человеколюбивый Бог, Тебе и воссылаем славу. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь. (И обычный отпуст.)


 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова