Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Cобор Украинской Православной Церкви 1-3 ноября 1991 года

См. библиографию.

Собор Украинской Православной Церкви 1-3 ноября 1991 г. Киев: Издание Украинской Православной Церкви, 1992.

 

В виде pdf.

СЛОВО МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ФИЛАРЕТА НА ОТКРЫТИИ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1 ноября 1991

ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ФИЛАРЕТА НА СОБОРЕ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1—3 ноября 1991 года в г. Киеве

ОБРАЩЕНИЕ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II И ЕПИСКОПАТУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ по вопросу полной самостоятельности Украинской Православной Церкви 1—3 ноября 1991 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ по религиозной ситуации на Украине и по другим вопросам церковной жизни 1—3 ноября 1991 г.

ПОСЛАНИЕ Собора Украинской Православной Церкви клиру, монашествующим и всем верным чадам Святой Украинской Православной Церкви

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА УКРАИНЫ КРАВЧУКУ Л. М.

ПОВЕСТКА ДНЯ, ПРОГРАММА, РЕГЛАМЕНТ, РАБОЧИЕ ОРГАНЫ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1—3 ноября 1991 года г. КИЕВ

УЧАСТНИКИ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1—3 ноября 1991 года Г. КИЕВ

СЛОВО МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ФИЛАРЕТА ПРИ ЗАКРЫТИИ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2 ноября 1991 г.

СЛОВО МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ФИЛАРЕТА В СОФИЙСКОМ СОБОРЕ В ВОСКРЕСЕНЬЕ 3 ноября 1991 г.

СЛОВО МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ФИЛАРЕТА НА ОТКРЫТИИ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1 НОЯБРЯ 1991 ГОДА

ВАШИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ДОРОГИЕ УЧАСТНИКИ СОБОРА!

По воле Божией, во имя святой Троицы Отца, Сына и Святого Духа, движимые заботой о спасении душ. вверенной нам всеукраинской паствы, мы собрались в Киево-Печерской Лавре в храме преподобных Антония и Феодосия на Собор Украинской Православной Церкви, чтобы обсудить ее насущные проблемы.

На Поместный Собор прибыл весь украинский епископат, делегаты от 22 епархий в лице клириков и мирян, избранных на епархиальных собраниях, представители 32 монастырей, в том числе Киево-Печерской и Почаевской Лавр, а также представители Киевской, Одесской и Волынской семинарий.

Прошел год после того, как архиерейский собор Русской Православной Церкви даровал Украинской Православной Церкви самостоятельность и независимость в управлении. Это важное решение дало положительные результаты для нашей Церкви. Прежде всего, оно способствовало сохранению единства нашей паствы и препятствовало распространению раскола на Украине.

Украинская Православная Церковь осуществляет свое служение в новых исторических условиях. Отношения между Церковью и государством развиваются на качественно иной основе, благоприятной для христианского служения. Однако положительные процессы, происходящие внутри, очень сложны.

Развитие церковной жизни тормозится деструктивными явлениями. Мы имеем в виду прежде всего насилие по отношению к православным со стороны экстремистских кругов католиков восточного обряда, а также раскольническое движение украинских автокефалистов.

Украина сегодня переживает ответственный период своего исторического становления в качестве независимого государства. И Украинская Православная Церковь, исполняя свою спасительную миссию, поддерживает общенациональное возрождение своего народа, способствует его духовному очищению.

Мы должны способствовать укреплению единства православия на Украине, установлению мира между различными вероисповеданиями, формированию в обществе атмосферы терпимости, взаимопонимания и сотрудничества в созидании украинского государства, и особенно — в делах милосердия, духовно-нравственного и национального возрождения.

Государственная независимость Украины ставит перед нами вопрос об образовании независимой Православной Церкви на Украине. В настоящее . время мы являемся самостоятельной и независимой Церковью, но наша независимость неполная. В условиях новой государственной структуры возникает опасность дальнейшего распространения автокефального раскола на Украине.

Все эти факторы побудили Священный Синод принять решение о созыве Собора Украинской Православной Церкви для обсуждения вопроса о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви.

Но мы не можем объявить самочинную автокефалию. Мы пойдем каноническим путем. А это значит, что нам надо обратиться к Матери-Церкви с просьбой о даровании Украинской Православной Церкви полной независимости с тем, чтобы она, после признания ее Восточными Патриархами и всеми Поместными Церквами, стала равной им Поместной Церковью.

Благодарим Бога за Его милость к нашей святой Церкви и верим, что нашими общими молитвами Господь укрепит всех нас, участников настоящего Освященного Собора, в единомыслии и мире совершить предстоящее деяние. Да почиет на нас «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11, 2).

Собор Украинской Православной Церкви объявляю открытым.

ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ФИЛАРЕТА НА СОБОРЕ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1—3 ноября 1991 года в г. Киеве

Украинская Православная Церковь является прямой правопреемницей Киевской митрополии, основанной после Крещения Руси в 988 г. святым равноапостольным князем Владимиром. Всемирное празднование 1000-летия Крещения Руси убедительно показало всему миру, что русское православие имеет свои истоки в Киеве.

Принятие Киевской Русью христианства и образование Русской Церкви явилось важнейшей составной частью всемирной истории, пережившей в X ст. радикальный нравственный перелом. Произошло духовное преображение Киевской Руси, огромной и могущественной державы Восточной Европы.

Христианская вера пришла на Русь из Византии, поэтому и основанная в ней Киевская митрополия находилась в каноническом подчинении Константинопольского патриарха. Однако эта зависимость от греков ограничивалась актами высшего канонического порядка, без вмешательства во внутренние дела управления Церкви. Константинопольские патриархи твердо придерживались своего права постав-ления митрополита на Киевскую кафедру, поэтому первыми Киевскими митрополитами были греки. Однако уже и в то время Русская Церковь сознавала полноту своей власти, и ее зависимость от греков имела только канонический характер. Уже при Ярославе Мудром, в 1051 г., собором русских епископов был поставлен на митрополичью кафедру киевлянин-пресвитер Иларион. Подобный случай повторился через 100 лет, когда по воле Киевского князя Изяслава II был посвящен на Киевскую кафедру Климент Смолятич. Эти примеры свидетельствуют не только о росте политического авторитета Киевской державы, но и об укреплении духовных сил церковной иерархии, о ее понимании того, что когда во главе родной Церкви будет стоять сын своего народа, то он лучше послужит его благу, чем иностранец. В XI в. большинство епископских кафедр занимали епископы местного происхождения. Только один Киево-Печерский монастырь в домонгольский период дал Церкви до 50 епископов из числа своих монахов.

Свидетельством возрастания духовных сил Церкви было и стремительное развитие христианского подвижничества. Зародившись в Киеве, монашество стало быстро распространяться по всей Киевской Руси. Местные подвижники несли соседним народам не только евангельское благовестие, но и основывали монастыри, которые со временем становились очагами грамотности, а также примером хозяйствования на высоком культурном уровне.

Принятие христианства имело положительное влияние на нравственность и политику, быт и культуру Киевской Руси.

В раздробленной после смерти Ярослава Мудрого на удельные княжества державе Церковь была единственной силой, объединяющей княжества в единое целое, потому что все епархии зависели от Киевского митрополита и тяготели к митрополичьей кафедре. Церковь заботилась и об авторитете государственной власти. Летопись сохранила нам обращение одного из Киевских митрополитов к великому князю: «Княже,— говорил он,— мы поставлены в Русской земле Богом удерживать вас от кровопролития». Это сдерживание имело важное значение в период муждуусобной борьбы русских князей, когда на Руси ослабевало государство и гибло население. Благотворно влияла Церковь и на общественную жизнь, в частности на ликвидацию рабства. В своих проповедях она утверждала, что свободные и рабы равны перед Богом. Положительно влияло христианство и на изменение понятия о семье, искореняя из жизни многоженство и язычесткие обычаи кражи и купли жен. Под влиянием Церкви жена становится другом, а не рабом. Церковь боролась и с другими безнравственными обычаями, такими как кровная месть, колдовство и всякие суеверия.

Церковь на Руси активно влияла на развитие культуры: в народе расширялась грамотность, духовное просвещение. При архиерейских кафедрах и монастырях основывались школы и библиотеки. Первая на Руси библиотека была основана в Киеве Ярославом Мудрым.

Так как религиозный культ сопровождается не только молитвами, обрядами и другими богослужебными действиями, но и строительством храмов, музыкой, песнопениями иконописанием, то с принятием христианства на Руси стали широко распространяться и эти виды искусства. Наглядным свидетельством этого является Киевская София

Делегаты Украинской Православной Церкви подписывают определения Собора УПЦ-

заиками и фресками, а также другие храмы того времени в Киеве, Чернигове и других городах Киевской Руси. Среди строителей и украсителей этих величественных сооружений, кроме греков, были и свои талантливые мастера. Киевский Патерик приводит имена некоторых из них. Среди иконописцев он упоминает монахов Алипия и Григория, среди врачей-целителей — преподобного Агапита, а среди певцов — доместика монастыря (учителя пения) Стефана. Об успешном развитии в Киеве искусства песнопения свидетельствует тот факт, что на основе греческого и болгарского распевов здесь появился свой высокохудожественный киевский «знаменный» распев, пронизанный мотивами народной обрядовой песни.

Таким образом, Киевская Русь до татаро-монгольского нашествия была могучей и культурной державой Восточной Европы.

Татаро-монгольское нашествие 1237—1240 гг. положило конец религиозному и культурному развитию, вызванному принятием христианства. В 1246 г. Киев; разрушенный ханом Батыем, утрачивает значение политического и культурного центра Руси. Митрополит Кирилл, назначенный на Киевскую кафедру Константинопольским Патриархом, не остается в Киеве, а переселяется во Владимир на Клязьме. Его преемники остаются во Владимире, а затем переезжают в Москву, хотя и сохраняют титул митрополитов Киевских и всея Руси.

Могучие галицко-волынские князья, которые привыкли видеть рядом с собой митрополита, испытывая давление со стороны латинства, добиваются для себя отдельного митрополита. Такие же требования выдвигают перед Константинополем и литовские князья, которые стремились ослабить духовные связи своих православных подданных с Московским княжеством.

Галицкий князь Юрий I Львович добился от Константинополя образования Галицкой митрополии. Первым Галиц-ким митрополитом стал Нифонт (+ 1305 г.). После его смерти князь Юрий I послал в Константинополь кандидата на Галицкую митрополию игумена Ратенского монастыря Петра, которого в патриархии решили поставить единым митрополитом Киевским и всея Руси, чтобы таким образом удовлетворить всех. Но митрополит Петр долго в Киеве не задержался, а, как и его предшественник, отправился во Владимир, а затем — в Москву, где и умер в 1326 г.

Симеон Гордый, который в то время вел борьбу за звание великого князя Московского, вместе с митрополитом Феог-ностом,преемником Петра, обратился в Константинополь с просьбой, чтобы вся Русь имела одного митрополита. И Константинопольский собор 1347 г. постановил, чтобы все русские епархии впредь подчинялись Киевскому митрополиту. Но сами же Константинопольские патриархи отступили от своего решения и в 1371 г., по требованию польского короля Казимира Великого, поставили в Галицию митрополита Антония.

А в Москве после смерти Феогноста митрополичью кафедру занял епископ Владимирский Алексий. Митрополитом Литовско-Русского княжества был посвящен Роман, который вскоре умер. Литовский князь Ольгерд стал добиваться от Константинопольской патриархии нового митрополита. Патриархия приняла альтернативное решение: посвятить кандидата литовского князя Киприана митрополитом Киевским и всея Руси с тем, чтобы он, пока жив митрополит Алексий, управлял епархиями Литовско-Русского княжества, а потом стал бы единым митрополитом Руси и Литвы. Но осуществилось это намерение только в 1389 г., потому что заключенная Кревская уния обьединила Великое княжество Литовское с Польшей. Литовский князь Ягайло, женившись на польской королеве Ядвиге, обещал за руку Ядвиги и за признание его королем Польским окатоличить не только Литву, но и украинские и белорусские земли, входившие в состав его королевства.

РАЗДЕЛЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

НА ДВЕ МИТРОПОЛИИ:

КИЕВСКУЮ И МОСКОВСКУЮ

Вскоре после этого произошло разделение Русской Церкви на Московскую и Киевскую митрополии, волновавшее нашу Церковь несколько десятков лет. В то время вся Русская Церковь еще находилась в юрисдиции Константинопольского патриарха. В 1448 г. Москва самостоятельно поставила митрополитом Киевским и всея Руси Рязанского митрополита Иону. Одной из причин самостоятельного, без благословения Константинополя, поставления митрополита было отпадение в унию с Римом Константинопольского патриарха Григория Маммы. Это произошло в годы заключения Флорентийской унии (1439 г.). Русская Церковь фактически разделилась на две митрополии еще при святителе Ионе, причисленного впоследствии к лику святых.

Разделение Русской Церкви началось еще до митрополита Фотия (+1431 г.), продолжалось при нем, а завершилось после кончины святителя Ионы ( + 1461 г.). Это свидетельствует о том, что причина разделения заключалась не в лицах, возглавлявших Русскую Церковь, а в условиях, в которых она тогда находилась. Юго-западная часть Киевской Руси была тогда под властью литовских князей. Русские епархии, находившиеся на ее территории, были удалены от Москвы-кафедры Киевских митрополитов.

Великий князь литовский Витовт проявлял недовольство тем, что его православные русские епархии управлялись митрополитом, находившимся не на подвластной ему территории. Кроме того, Витовта беспокоило то обстоятельство, что доходы его епархии шли в Москву, а не на пользу Литовского княжества. Духовенство и князь обращали внимание на тот факт, что Московский митрополит редко посещает их епархии. (Гваньини: «Митрополит Московский посещал Литовскую Россию через шесть лет на седьмом для сбора денег», р. 17. Никоновс. летоп. 5,51). «И се ныне Фотий митрополит все узорочье церковны и сосуды переносит на Москву, и весь Киев пусто сотвори тяжкими пошлинами»,— так говорил князь Витовт (см.: Архиепископ Черниговский Филарет Гумилевский «История Церкви», Москва, 1888 г., т. III. стр. 6).

Разделение происходило не без споров и не без затруднений. Причиной тому было то, что Русская Церковь в течение четырех с половиной столетий управлялась единым митрополитом. Московский великий князь и духовенство привыкли к тому, что Константинополь поставляет одного митрополита на всю Русь. Кроме того, в Московской Руси опасались, что Литовский князь-католик не будет поддерживать православие. Последнее обстоятельство беспокоило и Константинопольского патриарха. Москва не хотела отказываться также от чести быть духовной сталицей всей Руси и защитницей Православия.

Святитель Иона многое сделал для предотвращения разделения Русской Церкви, но не имел успеха, потому что исторические обстоятельства требовали другого решения. То, что предвидели уже давно, что рано или поздно должно было совершиться, произошло при этом святителе.

Половина древнерусских епархий находилась не в русских владениях, а в литовских и польских. Литовский князь и польский король с опасением смотрели на подчинение своих подданных Московскому митрополиту, действовавшему под влиянием своего великого князя. Он желал быть независимым от Московского великого князя и в церковных делах. Король Казимир добился желаемого и отнял у великого Московского князя и у митрополита все православные епархии на территории Польско-Литовского государства и подчинил их особому митрополиту.

Произошло это таким образом. Прошла 17 лет с тех пор, как Исидор, принявший Флорентийскую унию, бежал из Москвы, и около 10 лет, как святитель Иона управлял Русской Церковью, обьявившей себя автокефальной. В 1458 г. после совещания с кардиналами и Исидором папа Каллист III, не добившись своей цели — подчинить себе всю Русскую Церковь, задумал разделить ее на две части и подчинить одну из них. Как уже было сказано выше, этого желал и польско-литовский король. Часть, на которую претендовал папа, находилась в польских и литовских областях. В нее входили девять епархий: Брянская (Черниговская), Смоленская, Перемышльская, Туровская, Луцкая, Владимирская, Холмская, Полоцкая и Галицкая. Рим решил отнять эти епархии у митрополита Ионы и передать их другому митрополиту. Исидор согласился передать эту часть Киевской митрополии своему ученику, тоже принявшему унию, Григорию Болгарину. Бывший Константинопольский патриарх Григорий Мамма (униат), лишенный впоследствии кафедры за приверженность к Риму, возвел Григория в сан митрополита «Киевского, Литовского и всей нижней России».

В течение десяти лет Григорий Болгарин хлопотал об упрочении своей власти и введении унии, но убедившись в бесплодности своих стараний ввести унию и в номинальности своего положения, в 1469 г. отправил в Константинополь своего посланца с дарами и с просьбой к патриарху Дионисию (1469—1476 гг.) дать ему благословенную грамоту на Литву и одновременно на Москву. Патриарх Дионисий дал Григорию благословение и утвердил в сане митрополита. Воссоединившись с православной Церковью — искренне или притворно — митрополит Григорий Болгарин в 1469 г. снова подчинил Киевскую митрополию на территории Литвы и Польши Константинопольскому патриарху, («Православная Богословская энциклопедия», Петербург, 1903 г., т. IV, стр. 689). С 1448 по 1469 г. Киевская митрополия на территории Польско-Литовского государства в составе Русской Церкви была автокефальной. В 1469 г. русские епархии в Литве и Польше признали Григория Болгарина митрополитом, после чего преемники святителя Ионы перестали называться Киевскими митрополитами. Юго-западные епархии Русской Церкви образовали отдельную Киевскую митрополию в составе Константинопольского патриархата. Ее епископы стали избирать себе особого митрополита. Первым таким митрополитом Киевским после Григория Болгарина был Мисаил. Кафедра Киевского митрополита находилась сначала в Вильно, иногда в Новгородке (Ново-грудке), а затем в Киеве (см.: Архиепископ Филарет Гуми-левский. Там же, стр. 11 —12).

Первосвятители Русской Церкви, получившие автокефалию, стали называться «Митрополитами всея Руси», а предстоятели Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата — «Митрополитами Киевскими и всея Руси» (Акты Южн. и Западн. России, I; стр. 48, 63, 73, 124).

ВОССОЕДИНЕНИЕ

КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ

С МОСКОВСКИМ ПАТРИАРХАТОМ

После воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Москва стала предпринимать активные действия по церковному объединению Киевской митрополии с Московским патриархатом. Церковное единство необходимо было для укрепления единства государственного. Православное население Украины нуждалось в защите своей веры и в гарантии гражданской свободы. Поэтому низшие слои духовенства и миряне приветствовали действия Богдана Хмельницкого.

Однако Киевский митрополит Сильвестр Косов только под сильным давлением Запорожского войска принял присягу на верность царю Алексею Михайловичу. В то же время он категорически отверг требование Московского патриарха Никона о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата. Несмотря на то, что Украина вошла в состав Русского государства, Киевская митрополия в течение 30 лет сохраняла подчинение Константинопольскому патриарху.

Причина заключалась в том, что украинской иерархии выгоднее было находиться в юрисдикции Константинопольского патриарха, который, находясь далеко за границей, ничем не ограничивал их церковной свободы. Московская патриаршая власть могла лишить украинскую иерархию этой свободы. Кроме того, значительная часть Киевской митрополии находилась на территории Польского королевства, и митрополит опасался того,' что подчинение Московскому патриарху может ухудшить положение православных в Польше. Мир, заключенный в это время между Россией и Польшей, считался непрочным. Украинцы были убеждены на основании собственного опыта, что этот союз не может быть надежным уже хотя бы потому, что поляки принадлежали к Римскому костелу, а русские были восточного благочестия.

Воссоединение Киевской митрополии с Московским патриархатом произошло при гетмане Иване Самойловиче. В январе 1685 г. он послал в Москву старшего канцеляриста Василия Кочубея с предложением избрать на вдовствующую Киевскую кафедру епископа Луцкого Гедеона Четвертинского. В апреле 1685 г. в Батурин приехал с ответом окольничий Неплюев с рекомендациями Москвы. 8 июля 1685 г. в Киеве состоялось избрание митрополита, каковым стал Гедеон Четвертинский. Гетман Иван Самойлович сообщил в Москву, что «духовенство не будет противиться подчинению Киевского митрополита Московскому патриарху. Одновременно украинский гетман настаивал на следующем: 1) чтобы все древние права и вольности украинского духовенства оставались неприкосновенными — епископы Киевской митрополии должны поставляться Киевским митрополитом, ибо и Константинопольский патриарх не вмешивался в дело избрания епископов на Руси с начала образования Русской Церкви, что соответствовало требованию церковных канонов; 2) чтобы Киевская митрополия считалась первой между русскими митрополиями; 3) уговорить Константинопольского патриарха уступить свои права на Киевскую митрополию Московскому патриарху; 4) оставить Киевскому митрополиту звание Экзарха Константинопольского патриарха, чтобы православные епископы на польских территориях не избрали для себя особого митрополита с титулом Экзарха; 5) чтоб Московский Патриарх поставлял и благословлял Киевского митрополита, но в суд его, как и Константинопольский патриарх, не вмешивался; 6) чтоб Киевский митрополит носил митру с крестом и чтоб за богослужением перед ним носил крест. (С. Соловьев, История России с древнейших времен. С.-Петербург, т. XIV. с. 999).

В Москве согласились со всеми этими пунктами, кроме четвертого, где говорилось о том, что Киевский митрополит одновременно должен быть Экзархом Константинопольского патриарха. Москва справедливо указала на то, что Киевский митрополит не может одновременно подчиняться одному патриарху и быть наместником другого. Осенью 1685 г. новоизбранный Киевский митрополит Гедеон Четвертинский приехал в Москву и 8 ноября был посвящен Патриархом Иоакимом.

Так совершилось фактическое присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату, но каноническое оформление этого акта произошло позже. Казалось, дело воссоединения двух частей Русской Церкви закончилось, но для многих украинцев оно осталось незавершенным. Так думал и гетман Самойлович. Он боялся, что Константинопольский патриарх предаст проклятию его самого и всех его подданых за то, что они самовольно вышли из-под власти Константинополя. Самойлович просил Москву, чтобы она добилась в Константинополе разрешения Киевскому митрополиту перейти в подчинение Московскому патриарху. Москва действительно добилась того, что Константинопольский патриарх Дионисий дал грамоту о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха. Грамоту подписали Патриарх Дионисий, Иерусалимский патриарх Досифей, пользовавшийся на Востоке большим авторитетом, а также архиереи Константинопольского патриархата (С. Соловьев. Там же стр. 1001-1002; срав. Сборник Синодальной библиотеки, № 4).

Итак, в 1685 г. фактически, а с 1686 г. канонически Киевская митрополия вошла в состав Московского патриархата на вышеупомянутых условиях. Со временем условия воссоединения Киевской митрополии были нарушены и забыты, а в синодальный период Киевская митрополия стала одной из епархий Русской Церкви.

ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ НА УКРАИНЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА

После февральской революции 1917 г. на Украине, и в частности в Киеве, началось движение за национальное возрождение. Оно в значительной степени затронуло и Церковь. Группы низшего духовенства и вовлеченные в борьбу за независимую Украину миряне требовали образования на Украине автокефальной Церкви. Украинское национальное движение в церковной среде было одновременно и революционным.

В 1918 г. с благословения Святейшего Патриарха Тихона в Киеве начал работу Всеукраинский Собор, который решительно отверг предложение об установлении церковной автокефалии и выразил единодушное желание иметь на Украине автономную церковь в каноническом единении со всей Русской Православной Церковью и с ее патриархами. В том же году Всероссийский Поместный Собор утвердил решение Всеукраинского Собора, предоставив Православной Церкви на Украине широкую автономию.

Решение Поместного Собора не удовлетворило радикально настроенную группу духовенства и мирян. Они продолжали требовать автокефалии для Украинской Церкви. Небольшая группа самочинцев, опираясь на поддержку Украинского правительства, стремилась господствовать над всем православным населением Украины, захватить в свое ведение храмы и решать все церковные дела.

1 октября 1921 г. сторонники автокефалии созвали самочинный собор и объявили себя автокефальной церковью. Поскольку в среде автокефалистов не оказалось ни одного епископа (а Православная Церковь не может быть без епископа), священники и миряне сами поставили себе епископа в лице женатого священника Василия Липковского. Священные каноны не позволяют священникам, тем более мирянам, поставлять епископов. По этой причине автокефалисты решили на своем соборе изменить правила святых апостолов и Вселенских соборов. Православный народ на Украине не поддержал самочинную автокефалию и назвал ее сторонников самосвятами.

На первых порах Советская власть, поддерживавшая все расколы в Церкви, поддержала и автокефалистов. Церковь Патриарха Тихона считалась контрреволюционной Церковью и до начала Великой Отечественной войны перенесла самые страшные гонения.

Образование Советского Союза в 1922 г. поставило «автокефальную церковь» на Украине в затруднительное положение, так как она самим своим существованием противопоставляла себя объединению республик в единое Советское государство. В 1930 г. Советская власть помогла «автокефальной церкви» самоликвидироваться. На нее распространились такие же гонения, как и на Русскую Православную Церковь.

В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь, которая на протяжении всей своей истории была с народом и разделяла с ним радости и горе, внесла свои моральный и материальный вклад в победу над фашизмом. Государство, учитывая патриотическую роль Церкви, предоставило ей некоторую, весьма ограниченную свободу. В шестидесятые годы Русская Православная Церковь испытала новые гонения.

На протяжении 70-летней истории нашего Отечества из жизни народной многообразными методами и средствами целенаправлено изгонялась праваславная вера, которая веками составляла его духовно-нравственную основу. По всей стране осквернялись и уничтожались церковно-национальные святыни. Русская Православная Церковь, веками бывшая на Руси мощной духовной и культурно-созидательной силой, оказалась в искусственно созданном для нее социалном геттр, в котором ей было уготовано место для жалкого существования как «пережитка прошлого».

В этих исключительных, невиданных в истории условиях церковного бытия каждый, кто посвящал свою жизнь Богу и служению Церкви, должен был учитывать сложившуюся реальность и действовать в соответствии со своей верой и голосом совести. По милости Божией и силой благодати Святого Духа Русская Церковь выстояла, сохранила чистоту веры, привлекла к себе миллионы людей новых поколений, составляющих ныне ее паству и клир. При этом мы сознаем, что в пережитые годы как священнослужители, так и миряне не все оказались на высоте своего пастырского и христианского звания.

В годы перестройки и демократизации произошли коренные изменения в государственной и общественной жизни. Процесс демократизации в стране глубоко затронул и Церковь. Она теперь вынуждена действовать в пробудившемся, вышедшем на площади и улицы духовно опустошенном обществе, которое является горьким наследием прежних правителей. Люди, воспитанные в духе, чуждом христианской нравственности, облачившиеся в чужую одежду «демократии», продолжают вести борьбу с Церковью новыми методами, не гнушаясь при этом и прямой клеветы.

В условиях демократизации общества в Западной Украине возник и доныне продолжается религиозный конфликт между православными и греко-католиками. Процесс легализации Украинской Греко-Католической Церкви приобрел характер религиозной агрессии против Украинской Православной Церкви и террора в отношении православных верующих и духовенства в этом регионе. Греко-католические экстремисты и поныне продолжают свои противозаконные действия по захвату храмов, угрожают физической расправой духовенству и мирянам. Имели место покушения на жизнь священников с применением огнестрельного оружия. Экстремисты-униаты заявляют, что православие являетсся сугубо русской верой, а православные верующие — оккупантами, москалями, кагебистами, которым нет места на Украине.

Действия униатских экстремистов не осуждаются местными органами власти, напротив, они принимают дискриминационные решения о передаче греко-католикам храмов, принадлежащих православным. В этих условиях православные, испытывая давление со стороны греко-католиков и поддерживающих их местных властей, не желая принимать унию, принуждаются нецерковными силами переходить в назвавшую себя Украинской автокефальную церковь.

В настоящее время автокефальное движение получило распространение в основном в Галиции. Вместе с тем, пользуясь сложившейся политической ситуацией, нецерковные силы стремятся распространить раскол на всю Украину, поставив своей целью ликвидацию Украинской Православной Церкви.

В этих условиях, еще до провозглашения декларации о суверенитете Украины, 10 июля 1990 г. украинский епископат обратился к Святейшему Патриарху Алексию и Священному Синоду Русской Православной Церкви с просьбой о предоставлении Украинской Православной Цер кви самостоятельности и независимости в управлении. 25—27 октября того же года Архиерейский собор РПЦ, рассмотрев и всесторонне изучив обращение, даровал Украинской Православной Церкви самостоятельность и независимость в ее управлении.

До этого решения 7—8 июня 1990 г. Поместный Собор, избравший Патриарха Московского и всея Руси, в своем определении заявил: «Наша многонациональная церковь благословляет национально-культурное возрождение входящих в нее народов, но отвергает шовинизм, сепаратизм и национальную рознь. В ответ на законное чаяние православных на Украине украинские епархии были объединены в самоуправляемую Украинскую Православную Церковь. Эта Церковь, обладая широкой самостоятельностью, сохраняет законную каноническую связь как с Московским Патриархатом, так и со всеми другими Поместными Православными Церквями. Образование независимой Украинской Православной Церкви открывает возможность избежать раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными».

Решение о самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви было принято в условиях, когда народ суверенной Украины проголосовал на референдуме за сохранение Советского Союза. В настоящее время политическая ситуация на Украине иная: Верховный Совет республики провозгласил Украину независимым государством. Изменяется и церковная обстановка. Украинская автокефальная Церковь ищет пути к объединению с Украинской Православной Церковью. И хотя диалог между ними еще не начался, однако проявление доброй воли с обеих сторон имеется. Возникла идея созыва Всеукраинского межрелигиозного форума, цель которого — религиозное примирение. Он призван создать в обществе атмосферу терпимости, гражданского согласия между верующими всех религий и вероисповеданий, способствовать их взаимопониманию и сотрудничеству на благо народа Украинского государства.

Мы призываем нашу украинскую паству возносить молитвы Господу нашему Иисусу Христу о народе и властях независимой Украины, чтобы все люди жили и трудились в союзе мира и братской любви.

Желание сохранить чистоту православной веры и каноническую всеми признанную Церковь в независимом украинском государстве требует от нас принятия новых решений, которые послужили бы на благо Украинской Православной Церкви и привели бы к ликвидации раскола.

С этой целью Священный Синод решил созвать Собор Украинской Православной Церкви с тем, чтобы обсудить вопрос о полной самостоятельности и независимости нашей Церкви, т. е. автокефалии, и принять соответствующее решение. Независимая Украина должна иметь независимую Церковь в союзе мира и любви с Русской Православной Церковью и со всеми Поместными Православными Церквами.

Что такое автокефалия и каковы канонические способы ее провозглашения ?

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ЦЕРКВЕЙ

Термин «автокефальная церковь» стал употребляться лишь с начала V века. Слово «автокефальный» — греческое и состоит из двух слов: «авто» — «сам» и «кефали» — «глава» и применяется к светским и церковным организациям, которые имеют свою главу, свою суверенную высшую власть, независимую от другой власти.

Церковный канонист Вальсемон называет автокефальными всех митрополитов провинций Греко-Римской империи в эпоху II. Вселенского собора (381 г.).

Исторически Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь разделилась на Поместные Церкви, возглавляемые своими предстоятелями. Самоуправляющиеся церкви впоследствии получили наименование автокефальных церквей. Административная самостоятельность Поместных Церквей при полном внутреннем единстве имеет полное обоснование в церковных канонах.

Обычной нормой образования новых автокефальных церквей является соборная воля епископата уже существующей автокефальной Церкви. При этом компетенция Собора епископов автокефальной Церкви ограничивается ее собственной территорией. Собор епископов автокефальной Церкви может как провозглашать новую автокефалию части своей Церкви, так и отказаться от автокефалии своей Церкви, постановив о присоединении к другой автокефальной Церкви с согласия последней.

История нам говорит, что Церкви Константинопольская, Антиохийская и Русская давали автокефалию своим частям.

Никакие другие факторы не могут основать канонически автокефальную Церковь, хотя история Церкви свидетельствует, что такие попытки делались не раз, а именно: государственной властью, епископатом части автокефальной Церкви, Церковью Константинопольской вне ее пределов.

Дарование автокефалии государством противоречит основному каноническому правилу. Ибо никто не может дать другому право, которого не имеет сам. Государственная власть не только не имеет верховной церковной власти, но не имеет вообще никакой церковной власти.

Автокефалию не может провозглашать часть епископата автокефальной Церкви по собственным побуждениям или под давлением государственной власти. В этом случае нарушается каноническая аксиома: «Нельзя дать того, чего сам не имеешь» с той лишь разницей, что здесь несуществующее право дается не другому, а себе самому. С чисто канонической точки зрения это есть прямое нарушение 34-го Апостольского правила, 9-го правила Антиохийского собора и 15-го правила Двукратного Собора, предписывающих епископам всякой Церкви ведати епископа в митрополии начальствующего и ничего особенного важного не делать без него, не устраивать соборов без его председательства, и в знак общения с ним поминать его имя за богослужением.

Всякая автокефальная Церковь полномочна дать автокефалию только той части Церкви, которая канонически подлежит ее юрисдикции. Дарование автокефалии части другой какой-либо автокефальной Церкви есть нарушение основного канонического принципа о неприкосновенности прав всякой автокефальной Церкви и строго осуждается законом.

Каким же мотивом должна руководствоваться автокефальная церковь, даруя автокефалию своей части? Как во всех церковно-административных вопросах, в вопросе об автокефалии церковная власть должна руководствоваться лишь одним основным мотивом — пользой Церкви, а эту пользу она должна видеть в создании условий, необходимых для выполнения ее спасительной миссии. Кроме того, Церковь-Мать при решении вопроса об автокефалии должна считаться, во-первых, с волей епископата и народа той части Церкви, которая может получить автокефалию; во-вторых, с соображениями государственной власти и, в-третьих, с региональными условиями.

Если решение вопроса об автокефалии принадлежит центральной власти Матери-Церкви, то самое возбуждение вопроса обычно принадлежит той части Церкви, которая хочет получить автокефалию. Право говорить от имени этой части принадлежит ее епископату.

При решении вопроса о даровании автокефалии Церковь-Мать, помимо указанных мотивов, должна учитывать наличие условий, необходимых для самостоятельной жизни той своей части, которая желает получить автокефалию, другими словами, иметь устройство, отвечающее самой сущности автокефалии. Каноны, как и их авторитетные комментаторы, дают ясное и точное понятие о сущности автокефалии и сообразно с этим устанавливают определенные условия устройства автокефальной Церкви.

Для возникновения новых Автокефальных Церквей и способов их провозглашения, Московский Патриархат принял и руководствуется следующими принципами:

1. Следуя наставлению Апостолов и Номоканона, каноническая практика Вселенской Церкви утверждает, что основать или провозгласить новую Автокефальную Церковь имеет право лишь такой церковный орган, который обладает высшей властью в этой Церкви.

В ныне действующих Автокефальных Православных Церквах такая власть присуща Поместным Соборам епископов этих Церквей. Естественно, что компетенция Собора епископов Автокефальной Православной Церкви ограничивается пределами юрисдикции своей Поместной Церкви. (См. о Соборах в церковных областях-автокефалиях — 2 пр. II Всел. Собора).

2. Провозглашение Собором Поместной Церкви новой автокефалии части своей Поместной Церкви должно сопровождаться последующим признанием этой новой Автокефальной Церкви со стороны всех Поместных Автокефальных Провославных Церквей-Сестер, в чем проявляется «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3).

3. Автокефалия дается лишь той Церкви, которая имеет внутренние возможности существовать независимо от другой церковной власти.

4. Провозглашение автокефалии необходимо для пользы Церкви и является условием для более успешного ее развития.

Итак, для решения вопроса о канонической автокефалии Украинской Православной Церкви церковная власть должна руководствоваться следующими требованиями:

1. Основной причиной образования новой автокефальной Церкви является польза или благо Церкви. Польза Церкви заключается в создании условий, необходимых для выполнения ее спасительной миссии.

2. При решении вопроса об автокефалии Церковь-Мать должна считаться с волей епископата и народа той части, которая хочет получить автокефалию. Возбуждение вопроса об автокефалии принадлежит той части Церкви, которая хочет ее получить. Право говорить от имени этой части принадлежит епископату.

3. Церковь-Мать при обсуждении вопроса о даровании части своей Церкви автокефалии учитывает интересы государственной власти.

4. Часть Церкви, желающая получить автокефалию, должна иметь условия для самостоятельного существования.

5. Вновь образованная автокефальная Церковь должна быть признана всеми Поместными Церквами.

Вышеозначенные требования для получения Церковью полной самостоятельности ставят перед нами вопрос: может ли Украинская Православная Церковь предоставить веские аргументы в пользу своей полной самостоятельности? Да. Наша церковь имеет основание просить автокефалию у Матери-Церкви.

Во-первых, основная цель нашей просьбы — благо Украинской Православной Церкви, а также всего Православия. Полная самостоятельность нашей Церкви будет способствовать сохранению и укреплению Православия на Украине. А это значит, что Церковь сможет выполнять свою спасительную миссию. Полная независимость Церкви будет содействовать преодолению автокефального раскола, противостоять униатской и католической экспансии, служить примирению и установлению согласия между враждующими ныне вероисповеданиями, консолидации всех национальностей, проживающих на Украине, и тем самым внести свой вклад в укрепление единства всего украинского народа.

Во-вторых, религиозная обстановка, складывающаяся на Украине в условиях провозглашения независимого украинского государства требует от Украинской Православной Церкви нового статуса. Таким статусом может быть полная самостоятельность Церкви в независимом государстве.

В-третьих, в настоящее время Украинская Православная Церковь имеет все необходимые условия для своего полного самостоятельного существования. На территории Украины она имеет: 22 епархии, 23 епископа, около 5500 приходов, три духовных семинарии и три духовных училища (в 1992 году откроется Киевская Духовная Академия), 32 мона тыря, в том числе Киево-Печерская и Почаевская лавры, 35 миллионов верующих.

Богослужебным языком Украинской Провославной Церкви является церковнославянский с восточным и западным произношениями. Использование этого языка в православном богослужении имеет тысячелетнюю традицию. Он объединяет славянские Православные Церкви. Наш православный народ воспринял его всем своим существом и не желает отказываться от него. Вместе с тем наша Церковь допускает употребление украинского языка в богослужении по желанию приходского большинства. Для этого необходимо иметь согласие 2/3 прихода. Церковная проповедь произносится на украинском и русском языках с учетом желания православных верующих.

В-четвертых, полная самостоятельность Украинской Православной Церкви отвечает чаяниям православного духовенства и православных верующих. Поэтому каноническая признанная всеми Поместными Православными Церквами автокефалия Украинской Православной Церкви в независимом Украинском государстве является канонически оправданной и исторически неизбежной.

Исходя из всего вышесказанного, мы предлагаем Собору обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную самостоятельность и независимость и содействовать ее признанию восточными патриархами и всеми Поместными Церквами.

Мы надеемся, что, если Богу будет угодно, при содействии Святого Духа, на Украине будет Поместная Украинская Православная Церковь с полной самостоятельностью в семье Поместных Православных Церквей.

ОБРАЩЕНИЕ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ К СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II

И ЕПИСКОПАТУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Ваше Святейшество! Ваши преосвященства!

Собор Украинской Православной Церкви, собравшийся 1 -—3 ноября 1991 года в богоспасаемом граде Киеве, в древней святыне — Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Блаженнейшего Филарета, Митрополита Киевского и всея Украины, имел суждение по вопросам церковной жизни на Украине, в связи с новыми социально-политическими условиями, приобретением Украиной статуса независимого государства.

Участники Собора, представляющие весь украинский епископат, клир, мирян, монастыри и духовные учебные заведения, единогласно определили обратиться к Вашему Святейшеству и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, т. е. автокефалию, содействовать признанию Украинской Православной Церкви всеми Поместными Церквами как равноправной Церкви-Сестры в семье Православных Церквей и способствовать учреждению Восточными Патриархами и Главами других Поместных Церквей Киевского Патриархата.

Во исполнение сего определения мы смиренно обращаемся к Вам, Ваше Святейшество, и всему епископату Русской Православной Церкви с этой жизненно важной просьбой. Мы верим, что положительное решение этого вопроса принесет то желанное умиротворение и единство, которого так ожидает наш верующий народ, перенесший множество различных испытаний на тернистом пути к своему возрождению.

При этом почтительно прилагаем Определения Собора Украинской Православной Церкви, в которых всесторонне обосновывается наша просьба. Мы выражаем надежду, что предоставление полной самостоятельности Украинской Православной Церкви позволит ей на современном этапе не только преодолеть возникшие разделения, но и благоуспешно вести народ Божий ко спасению, сохранять заповеданное Господом единство в союзе мира и молитвенное общение как с Матерью Русской Православной Церковью, так и со всеми Поместными Православными Церквами.

С любовью о Господе

От имени участников Собора Епископат Украинской Православной Церкви:

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ

МИТРОПОЛИТ ХАРЬКОВСКИЙ И БОГОДУХОВСКИЙ

МИТРОПОЛИТ ХЕРСОНСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ

АРХИЕПИСКОП ЧЕРНИГОВСКИЙ И НЕЖИНСКИЙ

АРХИЕПИСКОП ВИННИЦКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ

АРХИЕПИСКОП ПОЛТАВСКИЙ И КРЕМЕНЧУГСКИЙ

АРХИЕПИСКОП ЖИТОМИРСКИЙ И ОВРУЧСКИЙ

АРХИЕПИСКОП РОВЕНСКИЙ И ОСТРОЖСКИЙ

АРХИЕПИСКОП ОДЕССКИЙ И ИЗМАИЛЬСКИЙ

ЕПИСКОП СУМСКОЙ И АХТЫРСКИЙ

ЕПИСКОП ЛУГАНСКИЙ И СТАРОБЕЛЬСКИЙ

ЕПИСКОП МУКАЧЕВСКИЙ И УЖГОРОДСКИЙ

ЕПИСКОП КИРОВОГРАДСКИЙ И НИКОЛАЕВСКИЙ

ЕПИСКОП ВОЛЫНСКИЙ И ЛУЦКИЙ

ЕПИСКОП ХМЕЛЬНИЦКИЙ И КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ

ЕПИСКОП ЛЬВОВСКИЙ И ДРОГОБЫЧСКИЙ

ЕПИСКОП ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ И ЗАПОРОЖСКИЙ

ЕПИСКОП СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ

ЕПИСКОП ЧЕРНОВИЦКИЙ И БУКОВИНСКИЙ

ЕПИСКОП ТЕРНОПОЛЬСКИЙ И КРЕМЕНЕЦКИЙ

ЕПИСКОП ИВАНО-ФРАНКОВСКИЙ И КОЛОМЫЙСКИЙ

ЕПИСКОП ДОНЕЦКИЙ И СЛАВЯНСКИЙ

ЕПИСКОП ПОЧАЕВСКИИ ВИКАРИЙ КИЕВСКОЙ ЕПАРХИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ по вопросу полной самостоятельности Украинской Православной Церкви 1—3 ноября 1991 г.

Собор Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Филарета рассмотрел и всесторонне обсудил вопрос о полной самостоятельности Украинской Православной Церкви.

Руководствуясь священными канонами и принципами дарования автокефалии и желая иметь благословенный мир, богозаповеданную любовь Христову и братское единение как с Матерью-Церковью, так и со всеми Поместными Православными Церквами, Богу содействующу, исполняя волю православного народа Украины, Собор определяет:

1. Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, т. е. автокефалию, поскольку провозгласить автокефалию может только высший орган Поместной Церкви в лице собора епископов.

2. Основанием для такого обращения является следующее: Поместный Собор Русской Православной Церкви 7—8 июня 1990 г. принял постановление, гласящее: «Наша многонациональная Церковь благословляет национально-культурное возрождение входящих в нее народов, но отвергает шовинизм, сепаратизм и национальную рознь. В ответ на законное чаяние православных на Украине украинские епархии были объединены в самоуправляемую Украинскую Православную Церковь. Эта Церковь, обладая широкой самостоятельностью, сохраняет законную каноническую связь как с Московским Патриархатом, так и со всеми другими Поместными Православными Церквами. Образование независимой Украинской Православной Церкви открывает возможность, избегая раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными».

25—27 октября 1990 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви под председательством святейшего Патриарха Алексия II в составе 91 архиерея, тщательно изучив и всесторонне обсудив обращение украинского епископата, предоставил Украинской Православной Церкви независимость и самостоятельность в ее управлении. На основании этого решения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил благословенную Грамоту Митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету, который 9 июня 1990 г. был единогласно избран украинским епископатом Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Религиозная обстановка, складывающаяся на Украине в условиях провозглашения независимости украинского государства, требует от Украинской Православной Церкви нового статуса. Собор считает, что таким статусом должна быть полная самостоятельность и независимость, т. е. автокефалия, как дальнейшее совершенствование самостоятельности Украинской Православной Церкви в духе постановлений вышеупомянутых Соборов, ради избежания раскола от Вселенского Православия, без нарушения священных канонов, во имя сохранения любви и мира между нашими Церквами.

3. Сознавая, что основной целью провозглашения автокефалии является благо Церкви, т. е. выполнение ею спасительной миссии в определенных исторических условиях, Собор считает, что дарование автокефалии Украинской Православной Церкви будет способствовать укреплению единства православия на Украине, содействовать ликвидации возникшего автокефального раскола, противостоять униатской и католической экспансии, служить примирению и установлению согласия между враждующими ныне вероисповеданиями, сплочению граждан всех национальностей, проживающих на Украине, и тем самым вносить вклад в укрепление единства всего украинского народа.

4. Поскольку к числу условий дарования автокефалии относится возможность независимого существования части Церкви без помощи другой церковной власти, Собор единодушно свидетельствует, что Украинская Православная Церковь имеет в настоящее время все необходимые условія для своего полного самостоятельного бытия.

территории Украины она имеет: 22 епархии, 23 епископа, 35 миллионов православных христиан, три духовных семинарии и три духовных училища (в 1992 году открывается Киевская Духовная Академия), 32 монастыря, в том числе две Лавры: Киево-Печерская и Почаевская, а также около пяти с половиной тысяч приходов с тенденцией к увеличению их числа.

5. При обсуждении вопроса о даровании Русской Православной Церковью полной независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви Собор учитывал интересы нашего народа и провозглашенную государственную независимость Украины, поэтому независимая Церковь в независимом государстве является канонически оправданной и исторически неизбежной.

6. Поскольку Поместные Православные Церкви живут и действуют не обособленно, а как часть Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Украинская Православная Церковь после дарования ей полной канонической независимости от Матери-Церкви будет сохранять единство духа в союзе мира с Русской Православной Церковью и всеми Поместными Церквами, управляться согласно Божественным и Священным канонам и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви.

7. Принимая во внимание, что каждая вновь образованная Поместная Церковь должна быть признана всеми другими Поместными Церквами, Собор Украинской Православной Церкви одновременно обращается с просьбой к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви содействовать признанию Украинской Православной Церкви всеми Поместными Церквами как равноправной Церкви-Сестры в семье Православных Церквей.

8. Учитывая тысячелетнюю историю Киевской митрополии, прямой правопреемницей которой является Украинская Православная Церковь, имеющая 35-миллионную паству. Собор просит Русскую Православную Церковь после дарования полной самостоятельности Украинской Православной Церкви способствовать учреждению Киевского патриархата Восточными патриархами и Главами других Поместных Церквей.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ по религиозной ситуации на Украине и по другим вопросам церковной жизни 1—3 ноября 1991 г.

1. Собор Украинской Православной Церкви с должным вниманием изучил сложные, часто переходящие в конфронтацию, в частности в западном регионе, межцерковные отношения на Украине.

Заслушав доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Филарета о церковной жизни в условиях провозглашения государственной независимости Украины, Собор призывает многомиллионную украинскую паству возносить молитвы Вседержителю Господу, чтобы Он Своей спасительной десницей благословил независимую Украину и ее народ трудиться в союзе мира и братской любви, дабы «проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2,2).

2. Подтверждая приверженность Украинской Православной Церкви принципам религиозной свободы и правам человека, Собор призывает христиан всех вероисповеданий не прибегать к насилию при решении спорных вопросов и не порочить тем самым звание христианина перед лицом современного мира. В условиях правового государства свобода совести должна осуществляться на основе закона с учетом основных прав человека и интересов верующих.

3. Собор с любовью обращается ко всем пастырям и мирянам, уклонившимся в автокефальный раскол, возвратиться в лоно канонической Церкви, находящейся в единении со Вселенским Православием. Раскол может быть ликвидирован только в условиях строгого соблюдения священных канонов и сохранения апостольской преемственности при архиерейских хиротониях. На Украине может быть только одна каноническая Православная Церковь, объединяющая православных христиан всех национальностей. Украинская Православная Церковь всегда открыта для отделившихся от нее православных украинцев, но реальная основа для преодоления раскола может быть создана после получения ею полной самостоятельности от Матери-Церкви. Мы призываем православную украинскую паству усилить молитвы Пастыреначальнику Христу, чтобы Он скорее исцелил мучительные раны, нанесенные телу Церкви греховными разделениями.

4. Предстоящий путь Украинской Православной Церкви будет нелегким. Церковь вынуждена действовать в условиях духовного разорения страны, унаследованного от тех времен, когда ей, веками обладавшей на Руси духовной мощью и культурно-созидательной силой, было отведено место «пережитка прошлого». Люди, воспитанные в духе, чуждом христианской нравственности и не знающие духовного сокровища, хранимого Церковью, одетые в чуждые им «одежды демократии», продолжают вести прежнюю борьбу с Церковью новыми методами. При этом они не гнушаются и прямой клеветы. Они пытаются бросить тень на нашу Церковь и ее служителей, обвиняя ее в различных грехах. Собор напоминает украинской пастве слова ап. Павла «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, гонимы будут» (2 Тим. 3, 12) и призывает свято хранить православную веру и христианскую нравственность и не поддаваться соблазнам, памятуя предупреждение того же апостола, что «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 13).

5. Отвергая все клеветнические нападки на Предстоятеля Украинской Православной Церкви со стороны некоторых средств массовой информации и расценивая их как выпады не только против Предстоятеля Церкви, а и против всей ее иерархии, клира и мирян, Собор Украинской Православной Церкви выражает полное доверие Митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету и подтверждает его избрание украинским епископатом 9 июля 1991 г. Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

6. Собор Украинской Православной Церкви утверждает решение архиерейского собора (6—7 сентября 1991 г.) об образовании Луганской епархии, о ставропигии Свято-Успенской Почаевской Лавры в каноническом ведении Митрополита Киевского и всея Украины, о лишении сана запрещенного в священнослужении епископа Переяслав-Хмельницкого Ионафана (Елецких), а также постановление Священного Синода Украинской Православной Церкви (11 февраля 1991 г.) о возрождении Херсонской епархий.

ПОСЛАНИЕ Собора Украинской Православной Церкви клиру, монашествующим и всем верным чадам Святой Украинской Православной Церкви

Всечестные во Христе отцы, братья и сестры!

Заботясь о единстве Церкви, раздираемой ныне стихиями мира сего и имея попечение о благе нашего народа, мы, члены Освященного Собора Украинской Православной Церкви, собравшиеся 1—3 ноября сего года в древнем Киеве, руководимые Духом Святым, имели суждения по вопросам церковной жизни на Украине.

Наша Святая Церковь всегда, во дни нестроений и в часы благоденствия, оставалась со своим народом. Уже тысячу лет, со времен крещения Руси, существует это великое единство Церкви и народа, хотя в этой тысячелетней истории и было немало противоречий и отклонений от правды.

Со времен принятия христианства Киевская митрополия входила в состав Константинопольского Патриархата.

В 1469 году, в результате образования Русского государства и Польско-Литовского княжества, Киевская митрополия была разделена на две части: одна из них стала автокефальной Русской Православной Церковью, а вторая часть осталась в составе Константинопольского Патриархата.

В тяжелых исторических условиях, находясь под гнетом католичества и польских королей, но желая спасти православие и нацию, украинский народ при Богдане Хмельницком воссоединился с братской Россией, с которой объединяли его святое Православие, история и культура.

Это политическое событие и повлекло за собой воссоединение Киевской митрополии с Московским Патриархатом в 1686 году.

Сегодня, в новых социально-политических условиях, когда Украина стала независимым государством, Украинская Православная Церковь печется о судьбе своих верных чад, о национальном мире и чистоте святого Православия, о единстве украинского народа в лоне единой Церкви. В связи с этим наш Собор, представляющий епископат, клир, мирян, монастыри и духовные учебные заведения, единогласно постановил: обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и к епископату Русской Православной Церкви с просьбой о даровании Украинской Православной Церкви полной самостоятельности.

Испрашивая себе статус полной самостоятельности, Украинская Православная Церковь этим актом никоим образом не обособляется и не нарушает древних канонов Православной Церкви. Она не отделяется от Вселенского православия и, тем более, от Русской Православной Церкви. В отношениях со всей православной полнотой мы будем руководствоваться христианской заповедью: у Христа нет ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, ибо все мы — одно во Христе (Гал. 3, 28), и сохранять с ней единение и молитвенное общение в союзе мира и христианской любви со всеми нациями нашего Отечества.

Мы призываем православных всех национальностей, проживающих на Украине, и прежде всего украинцев и русских, любить друг друга, как Христос возлюбил всех нас, и почитать Украинскую Православную Церковь Церковью Христовой, спасающей всякого человека, приходящего к Богу.

Мы также обращаемся и ко всем именующим себя «Украинской Автокефальной Православной Церковью», уклонившимся от церковного единства, с призывом возвратиться в лоно Святой Украинской Православной Церкви, потому что разделения вносят соблазн в Церковь и разобщение в наш народ, ибо сила заключается не в разделении, а в единстве.

Собор Украинской Православной Церкви считает своей священной обязанностью заявить, что богослужебным языком по-прежнему остается церковнославянский, на котором на протяжении тысячелетия совершали богослужения и молились наши предки. На Украине существует два равноценных произношения церковнославянского языка: восточное и западное. В Православной Церкви нет никаких ни канонических, ни вероучительных препятствии для употребления национальных языков в богослужении. Поэтому Украинская Православная Церковь допускает употребление украинского языка в богослужении в тех случаях, когда не менее двух третей прихожан желают этого. Языком проповеди на Украине являются украинский и русский, а также другие национальные языки. Решаюший голос в этом вопросе принадлежит пастве и пастырям.

Собор призывает пастырей нашей святой Церкви благоговейно совершать богослужения и неленостно проповедовать Слово Божие. Пастырям необходимо чаще вспоминать наставление апостола Петра: «Пасите стадо Божие, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (I Пет. 5, 2—4).

Верующим необходимо теснее объединяться вокруг своих священников, помогать им в пастырских трудах, в организации воскресных школ, а также в делах милосердия, в реставрации и строительстве святых Божиих храмов. Мы также призываем пасомых с надлежащим благоговением относиться к своим священникам и архиереям, помня слова священномученика Игнатия Богоносца: «Где епископ — там и Церковь, где нет епископа — там нет Церкви». Самочиние, неповиновение своему епископу нарушает христианское единство и является одним из самых тяжких грехов против Церкви.

Собор призывает Божие благословение на вновь открывающиеся многочисленные обители на Украине и на их насельников, выражая надежду, что они станут оплотом православия и духовными светочами нашей земли.

Церковь не должна вмешиваться в деятельность политических партий, и политики не должны вторгаться во внутреннюю церковную жизнь. Стихии мира сего не могут властвовать там, где действует благодать Божия.

Мы, как служители и проповедники правды и милосердия Божия, отвергаем шовинизм, сепаратизм и национальную рознь. Мы осуждаем насилие, ненависть, жестокость, пьянство, наркоманию и другие пороки, которые растлевают каждого человека в отдельности и общество в целом.

Мы благословляем независимую Украину и призываем верующих всех вероисповеданий прекратить насилие и религиозную рознь, делать все возможное для создания атмосферы терпимости, гражданского согласия между верующими всех вероисповеданий, их взаимопонимания и сотрудничества в духовно-нравственном и национальном возрождении, в благотворительной деятельности на благо всего украинского народа. Будем, внимая наставлению апостола Павла, «стараться иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14).

Призываем всех вас, возлюбленные братья и сестры, быть верными чадами Церкви и добрыми гражданами нашего Отечества, исполнять свой гражданский долг, честно трудиться на благо Украины и подавать добрый пример окружающим, ибо Господь говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человек, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего иже на небесах» (Мф. 5, 16). Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.

Аминь.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА УКРАИНЫ КРАВЧУКУ Л. М.

Уважаемый Леонид Макарович!

Мы, епископат, клир, миряне, монашествующие, преподаватели и учащиеся духовных учебных заведений, собравшиейся 1—2 ноября 1991 года на Собор Украинской Православной Церкви в столице нашей Родины городе Киеве, в Киево-Печерекой Свято-Успенской Лавре, с молитвами и упованием на милосердие Божие приняли решение обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и собору епископов Русской Православной Церкви с прошением предоставить нашей Украинской Православной Церкви полную независимость, то есть каноничную автокефалию. Этим обращением Собор Украинской Православной Церкви выражает волю и чаяния своей 35-миллионной паствы.

Наша святая Церковь всегда, в дни невзгод и времена благоденствия оставалась со своим народом. И потому самостоятельность Украинской Православной Церкви в независимом Украинском государстве является канонически оправданной и исторически неизбежной.

Все мы, участники Собора Украинской Православной Церкви, собравшись под благодатным покровом святых киево-печерских, молились, чтобы Господь благословил и церковные начинания, и становление государственности на Украине.

Православные верующие Украины от всего сердца благодарят Вас, как Главу парламента Украинского государства, за заботы о благополучии нашего народа и вместе с тем заверяют, что епископат и клирики Украинской Православной Церкви приложат все силы для формирования нашего общества в атмосфере терпимости и согласия между различными конфессиями.

Призываем Божие благословение на Вас, на Украинское правительство и парламент, просим Божией помощи в Вашей плодотворной работе на благо нашего народа.

ФИЛАРЕТ,

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ

ПОВЕСТКА ДНЯ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1—3 ноября 1991 года г. КИЕВ

1. Открытие Собора Украинской Православной Церкви. Слово Митрополита Киевского и всея Украины Филарета.

2. Утверждение:

а) повестки дня

б) программы и регламента Собора

3. Избрание президиума, секретариата, редакционной и мандатной комиссии.

4. Доклад Митрополита Киевского и всея Украины ФИЛАРЕТА:

а) краткий исторический обзор Киевской Митрополии и образование Украинской Православной Церкви

б) современное состояние УПЦ в новых социально-политических условиях независимой Украины

в) вопрос о предоставлении полной канонической самостоятельности, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви

5. Дискуссия по докладу

6. Утверждение определений архиерейского собора Украинской Православной Церкви 6—7 сентября 1991 г.

7. Принятие итоговых документов:

а) послания Собора Украинской Православной Церкви украинской пастве

б) определений Собора Украинской Православной Церкви

в) письма Председателю Верховного Совета Украины Л. М. Кравчуку

8.Заключительное слово Председателя Собора.

 

ПРОГРАММА

СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1—3 ноября 1991 г. г. КИЕВ

1 ноября, пятница

8-00 — Божественная литургия в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерской Лавре.

9-30 — Завтрак в трапезной Киево-Печерской Лавры. 10-30 — Открытие заседаний собора. 12-00 — Перерыв. 12-30 — Продолжение заседаний. 14-00 — Обед в ресторане гостиницы. 16-00 — Продолжение заседаний. 17-30 — Перерыв. 18-00 — Продолжение заседаний. 20-00 — Ужин в ресторане гостиницы.

2 ноября, суббота

8-00 — Литургия там же.

9-30 — Завтрак в монастырской трапезной. 10-30 — Продолжение заседаний собора. 12-00 — Перерыв.

12-30 — Заключительное заседание собора. 14-00 — Обед в ресторане гостиницы. 16-00 — Пресс-конференция. 18-00 — Всенощное бдение во Владимирском соборе.

3 ноября, воскресенье

10-00 — Божественная литургия в Софийском соборе г. Киева.

48

РЕГЛАМЕНТ

1. Доклад Митрополита Киевского и всея Украины Филарета — 1 час.

2. Выступление в дискуссии — 5 минут.

3. Делегаты могут выступать по одному вопросу только один раз.

4. Голосование открытое.

РАБОЧИЕ ОРГАНЫ СОБОРА

ПРЕЗИДИУМ

1. Митрополит Киевский и всея Украины ФИЛАРЕТ 2. Митрополит Харьковский и Богодуховский НИКОДИМ 3. Архиепископ Черниговский и Нежинский АНТОНИЙ 4. Архиепископ Одесский и Измаильский ЛАЗАРЬ 5. Епископ Львовский и Дрогобычский АНДРЕЙ

РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ

1. Архиепископ Винницкий и Брацлавский ФЕОДОСИЙ

2. Архиепископ Ровенский и Острожский ИРИНЕЙ

3. Епископ Кировоградский и Николаевский ВАСИЛИЙ 4. Епископ Львовский и Дрогобычский АНДРЕЙ 5. Протоиерей Петр ВЛОДЕК

6. Игумен ДАНИИЛ, и. о. ректора Киевской духовной саминарии.

СЕКРЕТАРИАТ СОБОРА

1. Архиепископ Житомирский и Овручский ИОВ

2. Епископ Черновицкий и Буковинский ОНУФРИЙ

3. Архимандрит ТИХОН (Бондаренко)

МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ

1. Епископ Волынский и Луцкий ВАРФОЛОМЕИ

2. Протоиерей Павел КОЧКОДАН

УЧАСТНИКИ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1—3 ноября 1991 года Г. КИЕВ

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ФИЛАРЕТ

Киевская епархия

1. Протоиерей Борис Табачек

2. Михаил Капитан

3. Архимандрит Софроний

4. Игуменья Маргарита, настоятельница Покровского монастыря г. Киева

5. Игуменья Антония, настоятельница Флоровского монастыря г. Киева

6. Игуменья Августа, настоятельница Красногорского женского монастыря

7. Игумен Даниил, и. о. ректора Киевской духовной семинарии

Винницкая епархия

1. Архиепископ Винницкий и Брацлавский Феодосий 2. Протоиерей Василий Рыжко

3. Монахиня Иусиния, насельница Браиловского монастыря 4. Игорь Лампицкий

Волынская епархия

1. Епископ Волынский и Луцкий Варфоломей 2. Протоиерей Петр Влодек

3. Протоиерей Никандр Цибель

4. Монахиня Стефана, и. о. настоятельницы Святогорского Успенского Зимненского монастыря

5. Евгений Борусевич

Днепропетровская епархия

1. Епископ Днепропетровский и Запорожский Глеб

2. Протоиерей Олег Семенчук

3. Дмитрий Васько

Донецкая епархия

1. Епископ Донецкий и Славянский Алипий

2. Протоиерей Сергий Кириенко

3. Иван Толстых

Житомирская епархия

1. Архиепископ Житомирский и Овручский Иов

2. Протоиерей Савва Якимчук

3. Архимандрит Александр, наместник Свято-Георгиевского Городницкого монастыря

4. Игуменья Гавриила, настоятельница Свято-Васильевского женского монастыря

5. Алексей Стретович

Ивано-Франковская епархия

1. Епископ Ивано-Франковский и Коломыйский Илларион

2. Протоиерей Орест Левицкий

3. Михаил Масик

Кировоградская епархия

1. Епископ Кировоградский и Николаевский Василий

2. Протоиерей Андрей Сташишин

3. Владимир Мирченко

52

Луганская епархия

1. Епископ Луганский и Старобельский Иоанникий

2. Протоиерей Василий Сомик

3. Иван Часовский

Львовская епархия

1. Епископ Львовский и Дрогобичский Андрей

2. Протоиерей Павел Кочкодан

3. Николай Писяк

Мукачевская епархия

1. Епископ Мукачевский и Ужгородский Евфимий

2. Протоиерей Георгий Чулей

3. Архимандрит Ефрем, настоятель Свято-Троицкого монастыря

4. Иг уменья Евгения, настоятельница Свято-Вознесенского монастыря

5. Игуменья Феодосия, настоятельница Свято-Серафимовского монастыря

6. Игуменья Валентина, настоятельница Свято-Успенского монастыря

7. Игуменья Митродора, настоятельница Свято-Михайловского монастыря

8. Игуменья Екатерина, настоятельница Свято-Успенского монастыря

9. Игуменья Ольга, настоятельница Свято-Рождества-Богородичного монастыря

10. Игуменья Феофания, настоятельница Свято-Николаевского монастыря

11. Михаил Васько

Одесская епархия

1. Архиепископ Одесский и Измаильский Лазарь

2. Протоиерей Антонин Дияковский

3. Архимандрит Тихон, преподаватель Одесской духовной семинарии

4. Архимандрит Вадим, насельник Свято-Успенского мужского монастыря г. Одессы

5. Игуменья Евфросиния, настоятельница Свято-Рождества-Богородичного женского монастыря

6.. Михаил Буряк

Полтавская епархия

1. Архиепископ Полтавский и Кременчугский Савва

2. Игумен Лаврентий

3. Монахиня Алевтина

4. Николай Балась

Почаевская Лавра

1. Епископ Почаевский Иаков

2. Игумен Петр, благочинный Почаевской Лавры

Ровенская епархия

1. Архиепископ Ровенский и Острожский Ириней

2. Протоиерей Роман Максимчук

3. Иеромонах Феодор, и. о. наместника Свято-Троицкого монастыря с. Межиричи

4. Монахиня Вероника, и. о. игуменьи Свято-Троицкого монастыря с. Дермань

5. Александр Тарасенко

Симферопольская епархия

1. Епископ Симферопольский и Крымский Василий

2. Протоиерей Георгий Поляков

3. Николай Видяин

4. Монахиня Магдалина, настоятельница монастыря «Всех скорбящих радость»

Сумская епархия

1. Епископ Сумской и Ахтырский Никанор

2. Протоиерей Богдан Пановик

3. Николай Капран

Тернопольская епархия

1. Епископ Тернопольский и Кременецкий Сергий

2. Протоиерей Сергий Слободянюк

3. Игуменья Херувима, настоятельница Кременецкого Богоявленского монастыря

4. Николай Гайсан

Харьковская епархия

1. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим

2. Архимандрит Виталий, и. о. настоятеля Покровского мужского монастыря

3. Протоиерей Михаил Спорик

4. Владимир Зайко

Херсонская епархия

1. Митрополит Херсонский и Таврический Леонтий

2. Протоиерей Павел Галуненко

3. Мария Рябченко

Хмельницкая епархия

1. Епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский Нифонт

2. Протоиерей Владимир Ровинский

3. Николай Ноянко

Черниговская епархия

1. Архиепископ Черниговский и Нежинский Антоний

2. Протоиерей Петр Годун

3. Александра Погуляева

Черновицкая епархия

1. Епископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий

2. Протоиерей Иван Беволар

3. Игумен Владимир, наместник Крещатицкого монастыря

4. Федор Паращук

СЛОВО МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ФИЛАРЕТА ПРИ ЗАКРЫТИИ СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2 ноября 1991 г.

ВАШИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ДОРОГИЕ ДЕЛЕГАТЫ СОБОРА!

Содействием Святого Духа Освященный Собор Украинской Православной Церкви успешно завершил свою работу. Мы рассмотрели и всесторонне обсудили вопрос о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви.

Желая иметь благословенный мир, братское единение с Матерью-Церковью и богозаповеданную любовь Христову, наш Собор единодушно и единогласно принял историческое решение: обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, т. е. автокефалию.

Собор считает, что для блага Церкви в независимой Украине должна быть независимая Церковь. Она будет способствовать укреплению единства православия на Украине, служить примирению и установлению согласия между враждующими ныне вероисповеданиями, сплочению всех национальностей, проживающих на Украине. Наша 35-миллионная паства будет развивать дела милосердия и духовно-нравственного обновления всякого человека, приходящего к Богу.

Мы сознаем, что в условиях, когда люди в течение нескольких поколений воспитывались в духе, чуждом вере и христианской нравственности, трудно возродить человека. Но мы, наученные Евангелием Господа нашего Иисуса Христа, знаем, что то, что невозможно человеку, возможно Богу.

Мы также осознаем, что на Украине действует не только созидательные, но и разрушительные силы. Собор призывает нашу многомиллионную паству возносить молитвы Господу, чтобы Он благословил независимую Украину и ее народ трудиться в союзе мира и братской любви. Мы веруем и исповедуем, что для верующего человека даже в самых трудных обстоятельствах жизни есть надежда на лучшее. В истории нашего Отечества эта вера, соединенная с надеждой, никогда не посрамляла наших предков. Надеемся, что она не посрамит и нас.

В то время, когда в нашем обществе проявляется жестокость и нетерпимость друг к другу, Церковь Христова призывает всех нас любить ближнего своего как самого себя. Любовь Христова должна объединять людей.

В заключение я хочу призвать всех архипастырей и пастырей, монахов и мирян разъяснять историческое значение нашего Собора, который должен служить укреплению единства православия на Украине, сохранению братских отношений с Русской Православной Церковью и со всеми Поместными Православными Церквами, соблюдению священных канонов и наших православных обычаев, славянского языка и всего нашего духовного наследия неизменным.

Благодарю всех участников Собора за дух единодушия и братства, который царил среди нас, за те труды, которые каждый из нас проделал. На этом разрешите Собор Украинской Православной Церкви объявить закрытым и вознести благодарственную молитву за Его благодеяния ко всем нам.

СЛОВО МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ФИЛАРЕТА В СОФИЙСКОМ СОБОРЕ В ВОСКРЕСЕНЬЕ 3 НОЯБРЯ 1991 Г.

Сегодня, по воле Божией, во славу святой Троицы Отца, Сына и Святого Духа мы совершили Божественную литургию в святой Софии, где еще во времена Ярослава Мудрого вокруг Киевского митрополита объединялись все епископы Руси.

Для всех нас это исторический день. Он будет записан на страницах нашей церковной истории.

1-2 ноября сего года в Кие во- Печерской Лавре, в храме преподобных Антония и Феодосия состоялся Собор Украинской Православной Церкви, в котором приняли участие весь украинский епископат, делегаты из 22 епархий от клира и мирян, представители 32 монастырей и трех духовных семинарий: Киевской, Одесской и Волынской. Все они вместе представляли почти пять с половиной тысяч приходов с 35-миллионной паствой.

Собор единогласно принял решение обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, т. е. законную автокефалию. Собор отвергает самочинную автокефалию, которая завела православных людей в раскол. Мы хотим на Украине такой Церкви, которая пребудет в единении не только с Русской Православной Церковью, но со всеми Поместными Православными Церквами.

Государственная независимость Украины поставила перед нами вопрос о полной канонической независимости Православной Церкви на Украине.

Украинская Православная Церковь прежде всего заботится о сохранении православной веры, священных канонов, церковнославянского языка, старого церковного календаря и всех обычаев, которыми жили наши предки. Она не хочет, чтобы православных людей заставляли идти в автокефальный раскол. Наша Церковь стремится к тому, чтобы украинский народ сохранял веру святого князя Владимира, который принял христианство из Византии и никогда не был католиком, как утверждают некоторые униатские исследователи, фальсифицируя историю.

На этом святом месте мы исповедуем, что будем твердо стоять во святом православии, которое мужественно защищали наши предки, и среди них — запорожские казаки.

Православная вера и христианская любовь принадлежат к тем вечным ценностям, которые Евангелие Христово называет драгоценной жемчужиной и которые нельзя сравнить ни с какими материальными ценностями. За эти вечные ценности мученики Христовы отдавали свою жизнь, для их приобретения преподобные отцы уходили в пещеры, пустыни, леса и монастыри. Этими ценностями жил наш благочестивый народ на протяжении тысячелетия.

В годину лихолетия, в годину испытаний православная вера и христианская любовь, милосердие и упование на Бога помогали нашему народу сохранять свою свободу, национальное достоинство и человеческий облик.

Наш Собор предупреждает, что путь Украинской Православной Церкви будет нелегким. Церковь вынуждена действовать в условиях духовного обнищания страны, когда Церковь, веками обладавшая на Руси духовным могуществом и культурно-созидательной силой, было отведено место «пережитка прошлого».

Наше общество хотело построить счастливую жизнь без Бога и без веры. А теперь мы пожинаем плоды бездуховности и безнравственности. Посеяли ветер, теперь пожинаем бурю. Люди, воспитанные в духе, враждебном христианской морали и не знающие духовных сокровищ, хранимых Церковью, наряженные в чуждые им «одежды демократии», продолжают прежнюю борьбу с Церковью, однако новыми методами. При этом они не гнушаются и прямой клеветой. Они стараются бросить тень на нашу Церковь и ее служителей, обвиняя их в разных грехах.

Однако мы должны помнить слова ап. Павла, сказавшего: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.З, 12).

Наша Церковь будет идти узким и тернистым путем, ибо он ведет к Царству Божию и к жизни вечной.

Как и в 20-е годы, Церковь снова потрясают расколы. Украина стала ареной религиозной борьбы. Некоторые люди, именующие себя христианами, забыли Христа и его заповеди. Господь сказал: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Но те, кто творит насилие, сеет вражду между христианами и вообще между людьми, напрасно думают, что они служат Христу и являются Его учениками.

Мы призываем нашу украинскую паству возносить молитвы Господу нашему Иисусу Христу за народ и власти независимой Украины, чтобы люди всех национальностей жили и трудились в союзе мира и братской любви.

Все мы обязаны формировать в обществе атмосферу терпимости, гражданского согласия между верующими всех вероисповеданий и всех религий, их взаимопонимания и сотрудничества на благо народа Украинского государства.

Сегодня, в этот исторический и праздничный день, мы обращаемся разумом и сердцем к нашему Спасителю, чтобы Он наставил нас на путь мира и согласия, укрепил нас в христианской любви, даровал нам надежду, послал изобилие земных плодов, умудрил правителей в их нелегком служении своему народу.

Будем помнить, что Господь не оставит без Своей помощи всякого, кто обращается к Нему с верой и молитвой.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова