XVI. Международные отношения.
Проблемы глобализации и секуляризма
XVI.1. Народы и государства вступают друг с другом в
экономические, политические, военные и иные отношения. В результате
государства возникают и исчезают, меняют свои границы, объединяются
или разделяются; они также создают или упраздняют различные
союзы. В Священном Писании содержатся многочисленные исторические
свидетельства о построении международных отношений.
Один из первых примеров межплеменного договора, заключенного
между хозяином земли – Авимелехом – и пришельцем – Авраамом
– описывается в Книге Бытия: "Авимелех… сказал Аврааму:.. поклянись
мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни
внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь
поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал Авраам:
я клянусь… И они оба заключили союз" (Быт. 21. 22-24,27). Договоры
снижали опасность войн и столкновений (Быт. 26. 26-31; Иис.
9. 3-27). Подчас переговоры и демонстрация доброй воли предотвращали
кровопролитие (1 Цар. 25. 18-35; 2 Цар. 21. 15-22). Договорами
заканчивались войны (3 Цар. 20. 26-34). Библия упоминает о военных
союзах (Быт. 14. 13; Суд. 3. 12-13; 3 Цар. 22. 2-29; Иер. 37.
5-7). Подчас военная помощь приобреталась за деньги и другие
материальные ценности (4 Цар. 16. 7-9; 3 Цар. 15. 17-20). Соглашение
между Соломоном и Хирамом носило характер экономического союза:
"Вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать
тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь,
что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как
Сидоняне… И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили
между собою союз" (3 Цар. 5. 6,12). Путем переговоров через
послов обсуждались такие вопросы, как возможность прохождения
вооруженных людей через чужие земли (Числ. 20. 14-17; 21. 21-22),
территориальные споры (Суд. 11. 12-28). Договоры могли включать
передачу территорий одним народом другому (3 Цар. 9. 10-12;
3 Цар. 20. 34).
Содержатся в Библии и описания дипломатических хитростей, связанных
с необходимостью защиты от могущественного противника (Иис.
9. 3-27; 2 Цар. 15. 32-37; 16. 16-19; 17. 1-16). Иногда мир
покупался (4 Цар. 12. 18) или оплачивался данью. Бесспорно,
одним из средств разрешения споров и конфликтов были войны,
упоминаниями о которых изобилуют книги Ветхого Завета. Впрочем,
в Священном Писании есть примеры переговоров, нацеленных на
избежание войны незадолго до ее начала (4 Цар. 14. 9-10). Практика
достижения соглашений во времена Ветхого Завета была основана
на религиозно-нравственных принципах. Так, даже договор с гаваонитами,
заключенный вследствие обмана со стороны последних, был признан
действительным по причине его священной формулы: "Мы клялись
им Господом, Богом Израилевым, и потому не можем коснуться их"
(Иис. 9. 19). Библия содержит запрет на заключение союза с порочными
языческими племенами (Исх. 34. 15). Впрочем, древние иудеи отступали
от этой заповеди. Различные договоры и союзы также часто нарушались.
Христианский идеал поведения народа и правительства в сфере
международных отношений заключается в "золотом правиле": "Во
всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте
и вы с ними" (Мф. 7. 12). Употребляя этот принцип не только
в личной, но и в общественной жизни, православные христиане
должны помнить, что "не в силе Бог, а в правде". Вместе с тем,
если кто-либо действует вопреки справедливости, то восстановление
ее нередко требует ограничительных и даже силовых действий по
отношению к другим государствам и народам. Известно, что в силу
искаженности грехом человеческой природы нации и государства
практически неизбежно имеют расходящиеся интересы, связанные,
в частности, со стремлением к обладанию землей, политическому
и военному доминированию, получению максимальной прибыли от
производства и торговли. Возникающая по этой причине необходимость
защиты соплеменников налагает некоторые ограничения на готовность
личности поступиться собственными интересами ради блага другого
народа. Тем не менее православные христиане и их сообщества
призваны стремиться к созиданию таких международных отношений,
которые служили бы максимальному благу и удовлетворению законных
интересов собственного народа, сопредельных наций и всей общечеловеческой
семьи.
Взаимоотношения между народами и государствами должны быть
устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству. Апостол Павел
заповедует христианам: "Если возможно с вашей стороны, будьте
в мире со всеми людьми" (Рим. 12. 18). Святитель Московский
Филарет в слове на заключение мира в 1856 году говорит: "Вспомним
закон, исполним волю Божественного Начальника мира – не помнить
зла, прощать оскорбления, быть мирными даже "с ненавидящими
мир" (Пс. 119. 6), кольми паче с предлагающими прекращение вражды
и простирающими руку мирную". При всем понимании неизбежности
международных споров и противоречий в падшем мире, Церковь
призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска
взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв агрессии,
а также нелегитимного и нравственно неоправданного политического
давления извне. Использование военной силы воспринимается Церковью
как крайнее средство защиты от вооруженной агрессии со стороны
других государств. Такая защита в порядке помощи может быть
осуществлена и государством, не являющимся непосредственным
объектом нападения, по просьбе последнего.
Свои отношения с внешним миром государства основывают на принципах
суверенитета и территориальной целостности. Эти принципы
рассматриваются Церковью как базовые для защиты народом его
законных интересов и являющиеся краеугольным камнем межгосударственных
договоров, а значит, всего международного права. В то же время
для христианского сознания очевидно, что любые человеческие
установления, в том числе суверенная власть государства, относительны
пред лицом Божия всемогущества. История показывает непостоянность
бытия, границ и форм государств, создаваемых как на территориально-этнической
основе, так и в силу экономических, политических, военных и
иных подобных причин. Не отрицая исторического значения моноэтнического
государства, Православная Церковь одновременно приветствует
добровольное объединение народов в единый организм и создание
государств многонациональных, если в них не нарушаются права
какого-либо из народов. Вместе с тем нельзя не признать существования
в современном мире известного противоречия между общепризнанными
принципами суверенитета и территориальной целостности государства,
с одной стороны, и стремлением народа или его части к государственной
самостоятельности, с другой. Проистекающие отсюда споры и конфликты
должны решаться мирным путем, на основе диалога, при максимально
возможном согласии сторон. Помня о том, что единство есть благо,
а разобщенность – зло, Церковь приветствует тенденции к объединению
стран и народов, особенно имеющих историческую и культурную
общность, при условии, что эти объединения не направлены против
третьей стороны. Церковь скорбит, когда в связи с разделением
полиэтнических государств разрушается историческая общность
людей, попираются их права и в жизнь многих приходят страдания.
Разделение многонациональных государств может считаться оправданным
лишь в том случае, если один из народов находится в явно угнетенном
положении или если воля большинства жителей страны определенно
не направлена на сохранение единства.
Недавняя история показала, что разделение ряда
государств Евразии породило искусственный разрыв народов, семей
и деловых сообществ, привело к практике насильственного перемещения
и вытеснения различных этнических, религиозных и социальных
групп, что сопровождалось утратой народами их святынь. Попытка
создать на обломках союзов мононациональные государства стала
основной причиной кровопролитных межэтнических конфликтов, потрясших
Восточную Европу.
Имея в виду вышесказанное, необходимо признать полезность
создания межгосударственных союзов, имеющих целью объединение
усилий в политической и экономической областях, а также совместную
защиту от внешней угрозы и помощь жертвам агрессии. В межгосударственном
экономическом и торговом сотрудничестве должны быть применяемы
те же нравственные правила, что и вообще в хозяйственно-предпринимательской
деятельности человека. Взаимодействие народов и государств в
данной сфере необходимо основывать на честности, справедливости,
стремлении к достижению приемлемых результатов совместного труда
всеми его участниками (см. XVI.3). Приветствуется международное
сотрудничество в культурной, научной, просветительской, информационной
областях, если оно устрояется на равноправной и взаимоуважительной
основе, направлено на обогащение каждого из вовлеченных в него
народов опытом, знаниями и плодами творческих достижений.
XVI.2. В течение ХХ века многосторонние межгосударственные
соглашения привели к созданию разветвленной системы международного
права, обязательного для исполнения в странах, подписавших соответствующие
договоренности. Государствами были также образованы международные
организации, решения которых обязательны для стран-участниц.
Некоторым из этих организаций правительствами передается ряд
полномочий, которые касаются экономической, политической и военной
деятельности и в значительной степени затрагивают не только
международные отношения, но и внутреннюю жизнь народов. Реальностью
становится феномен правовой и политической регионализации и
глобализации.
С одной стороны, такое развитие межгосударственных отношений
способствует активизации торгового, производственного, военного,
политического и иного сотрудничества, необходимость которого
диктуется естественным усилением международных связей и потребностью
в совместном ответе на глобальные вызовы современности. В истории
Православия есть примеры положительного воздействия Церкви на
развитие региональных межгосударственных связей. Международные
организации способствуют разрешению различных споров и конфликтов.
С другой стороны, нельзя недооценивать опасности расхождений
между волей народов и решениями международных организаций. Эти
организации могут становиться средствами несправедливого доминирования
стран сильных над слабыми, богатых над бедными, технологически
и информационно развитых над остальными, практиковать двойные
стандарты в области применения международного права в интересах
наиболее влиятельных государств.
Все это побуждает Православную Церковь подходить к процессу
правовой и политической интернационализации с критической осторожностью,
призывая власть имущих как на национальном, так и на международном
уровне к сугубой ответственности. Любые решения, связанные с
заключением судьбоносных международных договоров, а также с
определением позиции стран в рамках деятельности международных
организаций, должны приниматься лишь в согласии с волей народа,
основанной на полной и объективной информации о сути и последствиях
планируемых решений. При проведении политики, связанной с принятием
обязывающих международных соглашений и действиями международных
организаций, правительства должны отстаивать духовную, культурную
и иную самобытность стран и народов, законные интересы государств.
В рамках самих международных организаций необходимо обеспечить
равенство суверенных государств в доступе к механизмам принятия
решений и в праве решающего голоса, в том числе при определении
базовых международных стандартов. Конфликтные ситуации и споры
надлежит разрешать только при участии и согласии всех сторон,
жизненные интересы которых затрагиваются в каждом конкретном
случае. Принятие обязывающих решений без согласия государства,
на которое эти решения оказывают прямое влияние, представляется
возможным лишь в случае агрессии или массового человекоубийства
внутри страны.
Памятуя о необходимости духовно-нравственного влияния на действия
политических лидеров, соработничества с ними, печалования о
нуждах народа и отдельных людей, Церковь вступает в диалог и
взаимодействие с международными организациями. В рамках этого
процесса она неизменно свидетельствует свою убежденность в абсолютном
значении веры и духовного делания для человеческих трудов, решений
и установлений.
XVI.3. Глобализация имеет не только
политико-правовое, но также экономическое и культурно-информационное
измерения. В экономике она связана с возникновением транснациональных
корпораций, где сосредоточены значительные материальные и финансовые
ресурсы и где трудится огромное количество граждан разных стран.
Лица, стоящие во главе международных экономических и финансовых
структур, сосредоточивают в своих руках огромную власть, не
подконтрольную народам и даже правительствам и не признающую
никаких пределов – будь то государственные границы, этническо-культурная
идентичность или необходимость сохранения экологической и демографической
устойчивости. Подчас они не желают считаться с традициями и
религиозными устоями народов, вовлекаемых в осуществление их
планов. Церковь не может не беспокоить и практика финансовых
спекуляций, стирающая зависимость доходов от затраченного труда.
Одной из форм этих спекуляций являются финансовые "пирамиды",
крушение которых вызывает широкомасштабные потрясения. В целом
подобные изменения в экономике приводят к утрате приоритета
труда и человека над капиталом и средствами производства.
В культурно-информационной сфере глобализация обусловлена развитием
технологий, облегчающих перемещение людей и предметов, распространение
и получение информации. Общества, прежде разделенные расстояниями
и границами, а потому по большей части однородные, сегодня с
легкостью соприкасаются и становятся поликультурными. Однако
анный процесс сопровождается попыткой установления господства
богатой элиты над остальными людьми, одних культур и мировоззрений
над другими, что особенно нетерпимо в религиозной сфере. В итоге
наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной
универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании
свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чем,
как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие глобализации
многими в христианском мире сопоставляется с построением Вавилонской
башни.
Признавая неизбежность и естественность процессов глобализации,
во многом способствующих общению людей, распространению информации,
эффективной производственно-предпринимательской деятельности,
Церковь в то же время обращает внимание на внутреннюю противоречивость
этих процессов и связанные с ними опасности. Во-первых,
глобализация, наряду с изменением привычных способов организации
хозяйственных процессов, начинает менять традиционные способы
организации общества и осуществления власти. Во-вторых, многие
положительные плоды глобализации доступны лишь нациям, составляющим
меньшую часть человечества, но имеющим похожие экономические
и политические системы. Другие же народы, к которым принадлежит
пять шестых населения планеты, оказываются выброшенными на обочину
мировой цивилизации. Они попадают в долговую зависимость от
финансистов немногих промышленно развитых стран и не могут создать
достойные условия существования. Среди их населения растут недовольство
и разочарование.
Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле за транснациональными
корпорациями и за процессами, происходящими в финансовом секторе
экономики. Такой контроль, целью которого должно стать подчинение
любой предпринимательской и финансовой деятельности интересам
человека и народа, должен осуществляться через использование
всех механизмов, доступных обществу и государству.
Духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной унификацией,
необходимо противопоставить совместные усилия Церкви, государственных
структур, гражданского общества и международных организаций
ради утверждения в мире подлинно равноправного взаимообразного
культурного и информационного обмена, соединенного с защитой
самобытности наций и других человеческих сообществ. Одним
из способов достижения этого может стать обеспечение доступа
стран и народов к базовым технологическим ресурсам, дающим возможность
глобального распространения и получения информации. Церковь
напоминает о том, что многие национальные культуры имеют христианские
корни и последователи Христовы призваны способствовать укреплению
взаимосвязанности веры с культурным наследием народов, решительно
противостоя явлениям антикультуры и коммерциализации информационно-творческого
пространства.
В целом вызов глобализации требует от современного общества
достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной
и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением
к их духовному совершенству. Помимо сего, необходимо достичь
такого мироустройства, которое строилось бы на началах справедливости
и равенства людей перед Богом, исключало бы подавление их воли
национальными или глобальными центрами политического, экономического
и информационного влияния.
XVI.4. Современная международно-правовая система основывается
на приоритете интересов земной жизни человека и человеческих
сообществ перед религиозными ценностями (особенно в случаях,
когда первые и вторые вступают в конфликт). Такой же приоритет
закреплен в национальном законодательстве многих стран. Нередко
он заложен в принципах регламентации различных форм деятельности
органов власти, построения государственной образовательной системы
и так далее. Многие влиятельные общественные механизмы используют
этот принцип в открытом противостоянии вере и Церкви, нацеленном
на их вытеснение из общественной жизни. Эти явления создают
общую картину секуляризации жизни государства и общества.
Уважая мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и их
право влиять на общественные процессы, Церковь в то же время
не может положительно воспринимать такое устроение миропорядка,
при котором в центр всего ставится помраченная грехом человеческая
личность. Именно поэтому, неизменно сохраняя открытой возможность
сотрудничества с людьми нерелигиозных убеждений, Церковь
стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия
важнейших общественных решений как на национальном, так и на
международном уровне. Она добивается признания легитимности
религиозного мировоззрения как основания для общественно значимых
деяний (в том числе государственных) и как существенного
фактора, которые должны влиять на формирование (изменение) международного
права и на деятельность международных организаций.
________________
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви призваны
служить руководством для Синодальных учреждений, епархий, монастырей,
приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях
с государственной властью, различными светскими объединениями
и организациями, внецерковными средствами массовой информации.
На базе настоящего документа церковным Священноначалием принимаются
определения по различным вопросам, актуальность которых ограничена
рамками отдельных государств или узкого временного периода,
а также достаточно частным предметом рассмотрения. Документ
включается в учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата.
По мере изменения государственной и общественной жизни, появления
в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее
социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться.
Итоги данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным
или Архиерейским Соборами.