ДОКУМЕНТЫ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА
Москва: Паолине, 1998 г.
Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998 г. Пер. Андрея Коваля.
589 с. Cтраницы указаны по этому изданию в прямых скобках и выделены линейками.
Подстрочные примечания отнесены в конец текста. Две латинские буквы в заглавии
вверху -- принятое сокращение названия данного документа. Документы
II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998 г. Пер. Андрея Коваля. 589 с. Cтраницы
указаны по этому изданию в прямых скобках и выделены линейками. Подстрочные
примечания отнесены в конец текста. Две латинские буквы в заглавии -- принятое
сокращение названия данного документа.
Вернуться к предыдущей части текста
ПАВЕЛ ЕПИСКОП
РАБ РАБОВ БОЖИИХ
С ОТЦАМИ СВЯТЕЙШЕГО СОБОРА
НА ВЕЧНОЕ ПАМЯТОВАНИЕ
Декрет
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
IM
"Inter mirifica"
1. Из числа поразительных технических изобретений, которые — особенно в нынешнее
время — человеческий гений по благоволению Божию почерпнул из тварного мира, Матерь
Церковь принимает и окружает особым вниманием те, которые касаются прежде всего
человеческого духа, открывая новые пути для самого беспрепятственного сообщения
всевозможных известий, идей и наставлений. В ряду этих изобретений особое место
занимают те средства, которые по самуй природе своей могут затронуть и подвигнуть
не только отдельных лиц, но и массы, и даже всё человеческое общество — каковы
печать, кинематограф, радио, телевидение и тому подобное — и которые поэтому могут
по праву называться "средствами массовой коммуникации".*
2. Разумеется, Матери Церкви известно, что эти средства, если их использовать
правильно, оказывают роду человеческому немалую помощь, поскольку они весьма способствуют
отдыху и воспитанию духа, а также распространению и укреплению Царства Божия.
Но известно ей и о том, что люди могут пользоваться ими вопреки замыслу Божественного
Творца и обращать их во вред самим себе. Более того: её материнское сердце сжимается
от боли при мысли о том ущербе, который слишком часто терпело человеческое общество
из-за злоупотребления этими средствами.
Поэтому Святейший Собор, продолжая бдительную заботу Верховных Первосвященников
и Епископов в столь важном деле, считает своим долгом обсудить первостепенные
вопросы, связанные со средствами массовой коммуникации. Кроме того, он уверен,
что его [53]
учение и предписания в области веры и нравов, изложенные таким образом, послужат
не только спасению верных Христу, но и прогрессу всего человеческого общества.
Глава I
3. Поскольку Католическая Церковь была основана Христом Господом для того,
чтобы принести спасение всем людям, она сознаёт необходимость проповедовать Евангелие
и потому считает своим долгом провозглашать спасительную весть также при помощи
средств массовой коммуникации и учить людей их правильному использованию.
Поэтому Церкви принадлежит прирождённое право пользоваться и владеть этими
средствами в той мере, в какой они необходимы или полезны для христианского воспитания
и для всякого дела спасения душ. А на священных Пастырей возлагается обязанность
так наставлять верных и руководить ими, чтобы они и с помощью этих средств обретали
спасение и совершенство: как для самих себя, так и для всей человеческой семьи.
С другой стороны, именно мирянам надлежит прежде всего оживотворять эти средства
человеколюбивым и христианским духом, чтобы они вполне отвечали великим чаяниям
человечества и Божественному замыслу.
4. Чтобы должным образом применять эти средства, тем, кто ими пользуется, совершенно
необходимо знать нормы нравственного порядка и верно приводить их в исполнение
в этой области. Поэтому пусть они обращают внимание на содержание того, чту передаётся
в зависимости от особой природы того или иного средства. Вместе с тем им следует
принимать во внимание все условия или обстоятельства — то есть цель, лица, место,
время и так далее — при которых совершается данное сообщение и которые могут исказить
или полностью изменить его подлинный смысл. В их число входит и образ действия,
свойственный каждому такому средству, то есть его сила, которая может быть настолько
велика, что люди, особенно неподготовленные, лишь с немалым трудом могут её заметить,
преодолеть, а при необходимости и отразить.
5. В первую очередь необходимо, чтобы все те, кто пользуется этими средствами,
составили себе верное представление об их употреблении, особенно в том, что касается
некоторых вопросов, обсуждаемых в нашу эпоху наиболее оживлённо. [55]
Первый вопрос касается так называемой информации, то есть
сбора и распространения новостей. Совершенно очевидно, что она чрезвычайно полезна
и необходима ввиду прогресса нынешнего человеческого общества и более тесных связей
между его членами. Ведь открытое и своевременное сообщение о событиях и фактах
позволяет получать более полные и постоянные сведения о них всем людям, чтобы
и они могли успешнее способствовать общему благу и все вместе более беспрепятственно
содействовали дальнейшему прогрессу всего гражданского общества. Поэтому человеческое
общество имеет право на информацию о том, что небесполезно знать людям — как по
отдельности, так и объединённым в общество — соответственно положению каждого
из них. Однако для того, чтобы верно пользоваться этим правом, требуется, чтобы
сообщение всегда было правдивым в том, что касается его предмета, а также полным
— при том, что начала справедливости и любви должны оставаться в неприкосновенности.
Кроме того, по своему способу воздействия сообщение должно быть честным и пристойным,
то есть свято соблюдать нравственные законы, законные права и достоинство человека
— как в сборе новостей, так и в их распространении; ибо не всякое знание идёт
на пользу, "а любовь назидает" (1 Кор 8, 1).
6. Второй вопрос касается взаимоотношений между так называемыми правами искусства
и нормами нравственного закона. Поскольку споры, множащиеся вокруг этой темы,
зачастую возникают из-за ложных этических и эстетических учений, Собор заявляет,
что абсолютно все должны признавать первенство объективного нравственного порядка:
лишь он один превосходит и надлежащим образом согласует друг с другом все прочие
разряды человеческих ценностей, сколь бы достойными они ни были, не исключая и
искусства. Ибо только нравственный порядок затрагивает человека — разумное творение
Божие, призванное к высшей цели — во всей полноте его природы; и, если этот порядок
всецело и верно соблюдается, он приводит человека к полному обретению совершенства
и счастья.
7. Наконец, повествование о нравственном зле, его описание или изображение,
разумеется, может — в том числе и через средства массовой коммуникации — способствовать
более глубокому познанию и исследованию человека, проявлению и возвышению величия
истины и добра, и именно благодаря достигаемым при этом драматическим эффектам.
Однако для того, чтобы они не приносили душам скорее вред, чем пользу, они должны
полностью подчиняться нравственным законам, особенно в том случае, когда речь
идёт о темах, [56]
требующих должной сдержанности или же подстрекающих человека, уязвлённого первородным
грехом, к порочным страстям. 8. Поскольку сегодня общественное мнение оказывает
громадное влияние на частную и общественную жизнь всех граждан, к какой бы среде
они ни принадлежали, необходимо, чтобы все члены общества осуществляли и в этой
области свой долг справедливости и любви. Поэтому им следует использовать средства
массовой коммуникации для формирования и распространения верного общественного
мнения.
9. Особые обязанности возлагаются на всех тех, кому эти средства адресованы,
то есть на читателей, зрителей и слушателей, которые по своему личному и свободному
выбору принимают сообщения, распространяемые через эти средства. Ведь для верного
выбора им следует всячески поощрять всё то, что выделяется нравственной, культурной
и художественной ценностью и, напротив, избегать всего того, что может стать для
них самих причиной духовного ущерба или поводом к нему, дурным примером навлечь
опасность на других, препятствовать добрым сообщениям и способствовать дурным.
Последнее происходит по большей части в тех случаях, когда деньги платят тем,
кто использует эти средства исключительно ради наживы.
Поэтому, чтобы исполнять нравственный закон, пусть люди, которым эти средства
адресованы, не пренебрегают своей обязанностью своевременно осведомляться о суждениях,
выносимых по этим вопросам полномочной властью, и следовать им согласно нормам
здравой совести. Для того же, чтобы успешнее сопротивляться дурным влияниям и
поощрять добрые, пусть они стараются верно направлять и воспитывать свою совесть.
10. Лица, которым адресованы средства массовой коммуникации, и особенно молодёжь,
пусть приучаются к умеренности и дисциплине в использовании этих средств. Кроме
того, им следует стремиться к более глубокому пониманию увиденного, услышанного
и прочитанного, а также обсуждать всё это со своими воспитателями или же со сведущими
людьми, учась тем самым вырабатывать правильное суждение. Родители же пусть помнят
о своей обязанности тщательно следить за тем, чтобы зрелища, пресса и тому подобное,
противоречащие вере и нравственности, не проникали в их дом и чтобы их дети не
сталкивались с ними где-либо в другом месте.
11. Особый нравственный долг в деле верного использования средств массовой
коммуникации возлагается на журналистов, писателей, [57]
актёров, режиссёров, продюсеров, на лиц, занятых планированием и сбытом, на исполнителей,
торговцев и критиков — словом, на всех, кто тем или иным образом участвует в производстве
и передаче сообщений. Ведь вполне очевидно, сколь многие важнейшие обязанности
должны возлагаться на них при современном состоянии человечества, поскольку они
могут направлять род человеческий на добрый или дурной путь, знакомя его с информацией
и оказывая на него воздействие. Поэтому им нужно будет согласовать свои экономические,
политические и художественные интересы таким образом, чтобы они никогда не оборачивались
против общего блага. Дабы легче было добиться этого, им всячески рекомендуется
вступать в профессиональные объединения, обязывающие своих членов — при необходимости
даже посредством договора о верном соблюдении нравственного кодекса — уважать
нравственные законы во всех своих профессиональных занятиях и делах.
Пусть они всегда помнят о том, что значительную часть читателей и зрителей
составляет молодёжь, которая нуждается в прессе и зрелищах, способных обеспечить
ей достойное развлечение и привлечь души к предметам возвышенным. Кроме того,
им следует заботиться о том, чтобы сообщения о делах, имеющих отношение к религии,
поручались достойным и сведущим лицам и совершались с должным уважением.
12. На гражданскую власть возлагаются в этой области особые обязанности ввиду
общего блага, к которому направлены эти средства. Ибо задача гражданской власти
— в силу своих служебных обязанностей защищать и оберегать подлинную и справедливую
свободу информации, которая совершенно необходима современному обществу для его
развития, особенно в том, что касается прессы; поощрять религию, культуру, изящные
искусства; обеспечивать людям, которым адресованы средства массовой коммуникации,
право пользоваться своими законными правами. Кроме того, задача гражданской власти
— поддерживать те начинания, которые, будучи чрезвычайно полезными, особенно для
молодёжи, не могут осуществиться при иных условиях.
Наконец, гражданская власть, проявляющая законную заботу о благополучии граждан,
обязана посредством издания особых законов и их тщательного исполнения справедливо
и бдительно следить за тем, чтобы превратное использование этих средств не влекло
за собою серьёзных опасностей для общественной нравственности и прогресса общества.
Такая неусыпная забота никоим образом [58]
не стесняет свободы отдельных людей или их объединений, особенно в том случае,
если действенные меры предосторожности не применяются теми, кто использует эти
средства в силу своих служебных обязанностей. Особую заботу следует проявлять,
чтобы оградить детей и подростков от такой прессы и таких зрелищ, которые способны
повредить им в их возрасте.
Глава II
13. Всем чадам Церкви следует единодушно прилагать совместные усилия к тому,
чтобы средства массовой коммуникации без малейшего промедления и с величайшим
старанием успешно применялись во многообразных делах апостольства соответственно
потребностям времени и места, предотвращая вредоносные начинания, особенно в тех
регионах, нравственное и религиозное развитие которых настоятельно требует от
них напряжённой деятельности.
Поэтому Пастырям надлежит ревностно исполнять свой долг в этой области, тесно
связанный с их повседневной обязанностью проповедовать Евангелие. И миряне, принимающие
участие в использовании этих средств, пусть стараются подавать свидетельство о
Христе: прежде всего исполняя свои служебные обязанности со знанием дела и с апостольским
духом, а кроме того — в меру сил осуществляя непосредственную помощь в пастырской
деятельности Церкви, применяя для этого свои технические, экономические, культурные
или художественные возможности.
14. Прежде всего нужно поощрять достойную прессу. Но для того, чтобы полностью
воспитать в читателях истинно христианский дух, следует, кроме того, создавать
и развивать подлинно католическую печать — то есть такую, которая при поддержке
и под руководством либо самуй церковной власти, либо мирян, издаётся с открытой
целью: формировать, укреплять и развивать общественное мнение, согласное с естественным
правом, католическим вероучением и нравственностью, а также распространять и честно
освещать факты, имеющие отношение к жизни Церкви. Нужно внушать верующим, что
читать и распространять католическую печать необходимо для того, чтобы составить
себе христианское суждение обо всех событиях.
Всеми действенными средствами следует поощрять и обеспечивать производство
и демонстрацию кинофильмов, способствующих [59]
достойному развлечению и полезных с точки зрения культуры и искусства — особенно
тех, что предназначаются молодёжи. Это осуществляется прежде всего благодаря поддержке
и координации трудов и начинаний достойных производителей и распространителей,
а также благодаря поощрению фильмов, достойных похвалы, единодушным одобрением
критиков и наградами, равно как и благодаря помощи в работе кинозалов, принадлежащих
католикам и вообще людям честным, и созданию их объединений. Надлежит также
оказывать действенную поддержку достойным передачам по радио и по телевидению,
особенно тем, что могут заинтересовать целые сймьи. Следует усердно поощрять католические
передачи, привлекающие слушателей и зрителей к участию в жизни Церкви и способствующие
усвоению религиозных истин. Там, где это окажется уместным, нужно проявлять попечение
о создании католических радиостанций; однако при этом надлежит заботиться о том,
чтобы их передачи отличались подобающим качеством и действенностью.
Наконец, следует радеть о том, чтобы древнее и благородное сценическое искусство,
которое ныне уже распространяется широко благодаря средствам массовой коммуникации,
стремилось дать зрителям культурное и нравственное воспитание.
15. Чтобы удовлетворить вышеизложенные потребности, нужно безотлагательно заняться
подготовкой священников, монашествующих и мирян, обладающих надлежащим мастерством
в использовании этих средств для целей апостольства.
Прежде всего необходимо дать мирянам подготовку в вопросах искусства и техники,
вероучения и морали, умножая число школ, факультетов и институтов, где журналисты,
авторы фильмов, радио- и телепередач, а также все прочие заинтересованные лица
могли бы получить полное образование, пропитанное христианским духом — особенно
в том, что относится к социальному учению Церкви. Нужно также воспитывать театральных
артистов и помогать им, чтобы своим искусством они успешно содействовали благу
общества. Наконец, следует тщательно готовить литературных критиков, а также критиков
для кинематографа, радио, телевидения и прочих, которые прекрасно знали бы своё
дело, учась и призываясь выносить такие суждения, в которых момент нравственный
всегда занимал бы подобающее ему место.
16. Для того, чтобы различные по возрасту и образованию лица, которым адресованы
средства массовой коммуникации, могли верно пользоваться этими средствами, находящимися
в их распоряжении, [60]
им требуются подготовка и практика, учитывающая как их особенности, так и характер
каждого из таких средств. Поэтому начинания, направленные к этой цели — особенно
те, что предназначаются молодёжи — в католических школах всех степеней, в семинариях
и в объединениях апостольства мирян следует поощрять и умножать, а также руководить
ими согласно принципам христианской нравственности. Чтобы вернее достичь этой
цели, при преподании катехизиса следует излагать и объяснять католическое вероучение
и дисциплину относительно данного предмета. 17. Поскольку детям Церкви никак
не подобает сидеть сложа руки, когда перед словом спасения встают препятствия
из-за технических затруднений или расходов, и вправду огромных, которые требуют
для себя эти средства, настоящий Священный Собор напоминает им о возложенной на
них обязанности поддерживать и поощрять ежедневные и периодические католические
издания, кинематографическое начинания, радио- и телевизионные станции и передачи,
главная цель которых заключается в распространении и защите истины, а также в
содействии христианскому воспитанию человеческого общества. В то же время он настоятельно
призывает объединения и отдельных лиц, обладающих значительным влиянием в экономических
и технических делах, охотно и щедро поддерживать за счёт своих возможностей и
опыта эти средства — в той мере, в какой они служат подлинной культуре и апостольству.
18. Чтобы укрепить многообразное апостольство Церкви в области средств массовой
коммуникации, в диоцезах всего мира по суждению Епископов следует ежегодно отмечать
день, в который верующих наставляли бы относительно их обязанностей в этой сфере,
призывали молиться за данное дело и вносить свою лепту на эту цель. Эти взносы
следует использовать исключительно по прямому назначению, то есть на поддержку
и поощрение учреждений и начинаний, развиваемых Церковью в этой области, с учётом
потребностей всего католического мира.
19. В осуществлении своего высшего пастырского попечения в области средств
массовой коммуникации Верховный Понтифик располагает особой Службой Святого Престола.1
[61]
20. Обязанность Епископов будет состоять в том, чтобы следить
в своих диоцезах за учреждениями и начинаниями такого рода, поддерживать их и
управлять ими в той мере, в какой они касаются общественного апостольства — не
исключая и тех, которые осуществляются под началом монашествующих, изъятых из
юрисдикции местного Ординария.
21. Однако, поскольку для успешного апостольства в масштабах всей страны требуется
единство в замыслах и усилиях, сей Священный Собор постановляет и повелевает,
чтобы повсюду учреждались и всячески поддерживались национальные Службы по делам
печати, кинематографа, радио и телевидения. Главная задача этих Служб будет заключаться
в том, чтобы заботиться о формировании у верных должного сознания в использовании
этих средств, а также поощрять и согласовывать всё то, что в этой области предпринимают
католики.
В каждой стране руководство такими Службами следует поручить собранию Епископов
или какому-либо делегированному Епископу. В работе этих Служб должны принимать
участие и миряне, сведущие в католическом вероучении и в этих искусствах.
22. Кроме того, воздействие этих средств выходит за границы отдельных стран
и в известном смысле превращает отдельных людей в граждан всего мира. Поэтому
необходимо, чтобы национальные начинания в этой области приходили к сотрудничеству
друг с другом и в международном масштабе. Каждая из Служб, о которых говорится
в § 21, должна деятельно сотрудничать с соответствующим Международным католическим
объединением. Эти Международные католические объединения законно утверждаются
только Святым Престолом и ему подчиняются.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ
23. Чтобы все принципы и нормы настоящего Святого Собора касательно средств
массовой коммуникации воплотились в жизнь, следует издать пастырское наставление
по прямому поручению Собора и заботами той Службы Святого Престола, о которой
говорится в § 19, прибегая к помощи знатоков этого предмета из различных стран.
24. В остальном же сей Святой Собор уповает на то, что все чада Церкви охотно
примут и будут свято соблюдать установления и нормы, изложенные им выше, и потому
не только не потерпят никакого вреда, пользуясь этими средствами, но с их помощью
сдобрят [61]
землю и озарят мир, словно соль и свет. Кроме того, он призывает всех людей доброй
воли — и прежде всего тех, у кого в руках находятся эти средства: пусть они стараются
использовать их исключительно во благо человечеству, судьба которого день ото
дня всё больше зависит от их верного применения. И пусть Имя Господне будет таким
образом прославлено как древними произведениями искусства, так и этими новыми
изобретениями, по слову Апостола: "Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот
же" (Евр 13, 8). Всё, что провозглашено в этой Конституции. — и в целом,
и по отдельности — было угодно Отцам Святейшего Собора. Апостольской властью,
данной Нам Христом, Мы, вместе с Достопочтенными Отцами утверждаем, решаем и постановляем
это во Святом Духе и повелеваем обнародовать во славу Божию то, что было постановлено
на Соборе.
Рим, у Св. Петра, 4 декабря 1963 г.
Я, ПАВЕЛ, Епископ Католической Церкви
Следуют подписи Отцов Примечания
* Прим. ред.: Хотя в современном русском языке устоялось выражение "средства
массовой информации" (СМИ), здесь решено было остановиться на ином варианте, подчеркивающем
многосторонне коммуникативный характер этих средств.
1 Отцы Собора, охотно принимая пожелание "Секретариата по книгоиздательству
и по руководству зрелищами", смиренно просят Верховного Понтифика о том, чтобы
обязанности и полномочия этой Службы распространялись на все средства массовой
коммуникации, не исключая и прессу, к чему необходимо привлечь специалистов из
различных стран, в том числе и мирян.
Перейти к следующей части текста
Вернуться к оглавлению всей книги
|