Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 


Михаил Брайчевский

УТВЕРЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Киев: Наукова Думка. 1989.

См. библиографию.

1. Христианство у восточных славян до сер. 9 в. - 2. Первое (Аскольдово) крещение Руси. - 3. Борьба христианства и язычества в 10 в. - 4. Крещение 988 г. - 5. Возникновение "Владимировой легенды". - 6. Последствия христианизации. - Литература.

СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
3
ГЛАВА I
ХРИСТИАНСТВО У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ДО СЕРЕДИНЫ IX в.
5
ГЛАВА II
ПЕРВОЕ (АСКОЛЬДОВО) КРЕЩЕНИЕ РУСИ
42
ГЛАВА III
БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА И ЯЗЫЧЕСТВА НА ПРОТЯЖЕНИИ Х в.
89
ГЛАВА IV
КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА 988 г.
134
ГЛАВА V
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ”ВЛАДИМИРОВОЙ ЛЕГЕНДЫ”
195
ГЛАВА VI
ПОСЛЕДСТВИЯ ХРИСТИАНИЗАЦИИ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА
242
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
270
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
294

*

Михаил Юлианович Брайчевский, 1924 - 23 октября 2001, доктор исторических наук, профессор Киево-Могилянской академии, действительный член Свободной украинской академии (США), член Украинского исторического общества (США), заслуженный деятель науки и техники, лауреат премии им. М. Грушевского, один из основателей Общества охраны памятников истории и культуры.

Михайло Брайчевський. Автор «Слова о полку Ігоревім» та культура Київської Русі. Видавництво «Фенікс», 2005

Культовый, но опальный ученый был лишен возможности печататься за свою принципиальную позицию — он не признавал ряд советские исторические термины и концепции.

Владимир Тольц: "Брайчевский утверждал, что понятие "воссоединение" антиисторично, а Переяславская Рада отбросила Украину к "самым отсталым формам феодализма", замедлила ее развитие, способствовала превращению Украины в глухую провинцию Российской империи, где все достигалось не благодаря, а вопреки полученному статусу. Он писал о том, что из советской интерпретации Переяславской Рады следует, что "... на протяжении многих столетий украинский народ боролся главным образом... против собственной национальной независимости. Что независимое существование было огромным злом для нашего народа. И что, стало быть, все те, кто звал его на борьбу за национальную независимость, были... злейшими врагами украинского народа". Все конкретные явления в истории Украины - события, тенденции, деятельность отдельных лиц и сами эти лица - все, по мнению Михаила Брайчевского, оценивалось сторонниками мифа "воссоединения" под углом и позиции тех или иных исторических персонажей относительно России. Если кто-то отстаивал идею "воссоединения" - получал положительную оценку, независимо от всех иных обстоятельств; тот же, кто ставил эту идею под сомнение или (упаси Боже!) принимал участие в освободительной антироссийской, антицарской борьбе, - получал ярлык "мерзкого предателя", "вражеского ставленника" и "злейшего врага".

Тогда, во второй половине 60-х, Брайчевского за все эти рассуждения поперли с работы. Потом вроде вернули, но поскольку он отказался покаяться, уволили вновь. До нас в Москве доходили слухи, что ему запретили печататься и защищать докторскую... "

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова