А.А. Купранис
Санкт-Петербург
Датированные печати иерархов
русской церкви (домонгольский период)
Восточноевропейский археологический
журнал, №1 (1), ноябрь-декабрь 1999.
http://www.archaeology.kiev.ua/journal/011299/kupranis.htm
(статья воспроизводится без иллюстраций)
Проблема персональной приуроченности печатей, принадлежавших
иерархам русской церкви, накопила к настоящему времени обширную
библиографию. Однако отчетливо сформулированные критерии хронологической
зависимости оформления сфрагистических типов до сих пор отсутствуют.
Так, предложенные В.Лораном и В.Л.Яниным варианты датировки печати
митрополита Иоанна из Думбартон-Оксской коллекции с поясным изображением
Богоматери "Знамение" на одной стороне и греческой надписью "+Q(eoto)ke
b(oh)q(ei) Iw(annh) m(ht)r(o)po(lith) Rws(ia)V" на
другой отличаются почти на полтора столетия, причем хронологические
расхождения не случайны, а, напротив, вытекают из наблюдений над
элементами оформления печатей: В.Лоран (Laurent 1963: 600) датировал
печать концом X - началом XI вв. и атрибуировал ее митрополиту Иоанну
на основании малого размера (диаметр около 15 мм), особенностей
рисунка и надписей; В.Л.Янин (1970: 51), полагает, что типологически
печать должна входить в группу сфрагистических типов XII в., и связывает
ее с деятельностью митрополита Иоанна 60-х годов XII в.
Очевидно, что хронологическая приуроченность печатей должна
опираться, прежде всего, на надежно датированные сфрагистические типы. Для памятников
сфрагистики, связанных с деятельностью иерархов церкви, строго говоря, таковыми
следует признать лишь печати, личная атрибуция которых бесспорна[1].
В подавляющем большинстве это - печати тех лиц, имена которых однократно встречаются
в письменных источниках.
1[2]. Митрополиту Феопемпту, упоминаемому
в летописи под 1039 г., принадлежит печать, известная в трех экземплярах: на
одной стороне помещено погрудное изображение св. Иоанна Предтечи, на другой
- греческая надпись: "+K(uri)e b(oh)q(ei)
Qeopem(p)to m(ht)rop(o)l(ith) Ros(iaV)", т.е. "Господи, помоги Феопемпту,
митрополиту России"[3].
2. Митрополиту Георгию, которого летопись упоминает под 1072
и 1073 гг., принадлежат два экземпляра печати, оттиснутые одной парой матриц,
и два экземпляра печати с модифицированным оттиском на аверсе[4].
На одной стороне печати помещено изображение св. Георгия в рост, на другой -
греческая надпись: "+K(uri)e b(oh)q(ei)
Gewrg(ho) m(ht)ropo(lith) RosiaV kai sugkellw", т.е. "Господи, помоги
Георгию, митрополиту России и синкеллу".
3[5]. Имя митрополита Николая упоминается летописью
под 1097 г. Этому митрополиту принадлежит печать (Янин 1970. №45) на одной стороне
которой помещено поясное изображение Богоматери с младенцем на левой руке, а
на другой четырехстрочная надпись: "+Sjr(agiV) proedr(ou)
RwsiaV N(i)kolaou", т.е. "Печать проедра России Николая".
4-5. Митрополиту Никифору I прибывшему в Киев в
1104 г. и умершему в 1121 г. принадлежат две практически одинаковые
печати (Янин 1970. №46, 47). На одной стороне печатей помещено поясное
изображение Богоматери "Знамение", на другой - греческая легенда:
"+Agnh skepoiV me
RwsiaV Nikhjoron", т.е. "Пресвятая, воззри на меня, Никифора
(пастыря) России". Надписи легенды отличаются написанием слова "России"
- на первой печати написано RwsiaV,
в то время как на второй - RosiaV.
Атрибуция печатей именно этому Никифору, а не одноименному митрополиту
конца XII в. подтверждается наличием группы хронологически и типологически
близких печатей новгородских епископов Ивана Попьяна и Нифонта,
а также галицкого епископа Козьмы.
6. Митрополиту Никите, прибывшему из Константинополя
в 1122 г. и умершему в 1126 г., вероятно нужно отнести печать на
одной стороне которой помещено поясное изображение Богоматери "Знамение",
а на другой - греческая надпись: "+Sjragi(V) Nikhta
RwsiaV episkopou", т.е. "Печать Никиты епископа России" (Zacos
1984. №645; Купранис 1995. №47а). Легенда печати называет владельца
"епископом России" - сочетание весьма необычное. Однако, учитывая
что топоним "Россия" на святительских печатях до сих пор встречался
исключительно для обозначения киевской митрополии (Янин 1970. 58),
можно полагать, что печать все-таки принадлежит именно митрополиту
Никите, чье имя упоминается в митрополичьих списках единственный
раз. Но если даже предположить, опираясь на мнение об особой роли
белгородской кафедры (Голубинский 1901. 668-669; Щапов 1989. 36-37),
что этой печатью мог пользоваться белгородский епископ Никита в
период между смертью митрополита Никиты и прибытием в 1130 г. Михаила,
то это не меняет датировку печати.
7. Митрополиту Михаилу, прибывшему в 1130 г. и уехавшему в Византию
в 1145 г., принадлежит печать известная, как кажется, в двух экземплярах (Laurent
1963. №788; Янин 1970. №48)[6] с поясным изображением Богоматери
"Знамение" на одной стороне и греческой надписью на другой: "+Sjr(agiV) Mic(ahl)
pimenarcou RwsiaV", т.е. "Печать Михаила, архипастыря России". Использованный
сфрагистический тип делает невозможным даже предположение об отнесении печати
легендарному одноименному митрополиту конца X в.
8-9. Известны две сильно отличающиеся по оформлению
печати в легендах которых говориться о митрополите Константине.
Одна из них (Янин 1970. №49) несет на одной стороне поясное изображение
Богоматери "Халкопратийской", а на другой - греческую четырехстрочную
надпись: "+Sjra(g)iV proedrou
(R)wsiaV Kwn(st)antinou", т.е. "Печать проедра России Константина".
На другой, известной в трех экземплярах печати (Янин 1970. №51),
помещено изображение Богоматери сидящей на троне (по определению
Н. П. Лихачева в типе переходном от "Знамения" к "Печерской"), а
на другой стороне - греческую надпись: "+KwnstantinoV ele(w)
Q(eo)u m(it)ropol(i)thV pash(V) (R)wsiaV", т.е. "Константин,
божией милостью митрополит всея России". История знает двух Константинов,
занимавших киевскую кафедру с очень небольшим промежутком между
ними. Константин I прибыл из Византии в 1156 г. и всего через два
года в 1158 г. вынужден был бежать из Киева в Чернигов где и умер
в 1159 г. Константин II прибыл в Киев в 1167 г. и еще раз упоминается
в летописях в 1169 г. Не уточняя пока кому именно из Константинов
какая печать принадлежит, можно уверенно локализовать оба сфрагистических
типа в указанных хронологических рамках.
10. Митрополиту Кириллу I, прибывшему в 1224 г.
и умершему в 1233 г., принадлежит известная в трех экземплярах печать
(Янин 1970. №53; Сотникова 1987. №7) на одной стороне которой изображена
Богоматерь "Знамение" в рост, по сторонам: "M(hth)r
Q(eo)u h ier(a)", т.е. "Пресвятая Богородица"; а на другой
- греческая надпись: "+KirilloV monacoV
elew Q(eo)u arciepiskopoV thV m(ht)ropolewV RwsiaV", т.е.
"Кирилл, монах, милостью божией архиепископ митрополии России".
Два экземпляра этой печати найдены при раскопках городища Княжая
Гора близ Черкасс, прекратившего свое существование в результате
монгольского нашествия, что, собственно, и позволяет отнести их
именно этому Кириллу, а не одноименному митрополиту 40-80-х гг.
XIII в.
11-12. Ивану Попьяну, занявшему новгородскую кафедру
в 1110 г. и удаленному с нее в 1130 г., принадлежат две практически
одинаковых печати одна из которых - уникальна (Янин 1978), а другая
известна в двух экземплярах (Янин 1970. №59; Laurent 1972. №1788;
DO 1991. №84.1). На одной стороне печатей помещено погрудное изображение
св. Иоанна Богослова, на другой - греческая легенда: "+Agne skepoiV me
ton quthn Noubogradwn", т.е. "Cвятой, воззри на меня, пастыря
Новогорода". Принадлежность печатей определяется исходя из соображения
тезоименности владельца (названного "пастырем Новагорода") и изображенного
на печати святого.
13-15. Епископу Нифонту, пришедшему в Новгород в
1131 г. и умершему в 1156 г., принадлежат три печати, две из которых
- уникальны (Янин 1970. №55; Купранис 1996. №3), а третья известна
в трех экземплярах (Янин 1970. №54). На одной стороне помещено поясное
изображение Богоматери "Знамение", на другой - греческая легенда
"+Agnh skepoiV me
Nhjonta Noubogradwn", т.е. "Пресвятая, воззри а меня, Нифонта
(пастыря) Новогорода". Обе уникальные печати содержат более полный
вариант надписи и отличаются лишь незначительными различиями в написании
отдельных букв, тогда как на третьей печати топоним передан в сокращенном
варианте - Noubograd.
16. Новгородскому епископу Аркадию, избранному в
1156 г. и умершему в 1163 г., принадлежит печать (Янин 1970. №56а)
на одной стороне которой изображена Богоматерь "Знамение" в полный
рост, а на другой помещена русская надпись: "АРЬКАД(ИИ) (ЕП)ИСК(ОПЪ)
НОВ(ГОРОД)СЬ(КИИ)".
17-18. Когда был избран владыка Илья летописи не
сообщают, но, вероятно, это произошло почти сразу после смерти Аркадия
в 1163 г. В 1165 г. Илия был хиротонисан и в этом же году "повелено
бысть владыце архиепископство митрополитом". Умер Илия в 1186 г.
Этому владыке принадлежат две печати. Одна из них (Янин 1970. №57)
несет на одной стороне изображение Богоматери "Знамение" в полный
рост, а на другой многострочную надпись: "ИЛИА ЕП(ИСКОПЪ НОВГОРОДСЬКИИ)".
Печать называет Илью епископом, так что она, вероятно, должна датироваться
промежутком между 1163 и 1165 гг. Другая (Янин 1970. №58), значительно
большая по размерам, на одной стороне содержит поясное изображение
Богоматери "Оранты", а на другой надпись: "ИЛИ(А) АРЬХИЕП(ИСКО)ПЪ
НОВГОРОДСКЫИ".
19-21. Известны три экземпляра печати новгородского
епископа Мартирия (1193-1199 гг.), печать архиепископа Митрофана
(1201-1212, 1220-1223 гг.) и печать архиепископа Антония (1212-
1220, 1225-1228 гг.). На одной из сторон этих печатей помещено ростовое
изображение Богоматери: в типе "Оранты" на первых двух печатях и
"Знамение" на третьей печати. Легенды печатей написаны по-русски,
начинаются с имени владельца в именительном падеже, содержат титулатуру
(епископ или архиепископ) и топоним (Янин 1970. №60-62).
22-23. Галицкому епископу Козьме, поставленному
в 1157 г. и еще раз упомянутому летописью в 1165 г., принадлежат
две почти одинаковые печати (Янин 1970. №65, 66). Одна из них представлена
двумя экземплярами, другая известна в единственном экземпляре. На
одной из сторон печатей помещено поясное изображение Богоматери
"Знамение", а на другой - греческая надпись: "Mhtr Qeou skepoiV
me Kosman GalitzhV", т.е. "Богоматерь, воззри на меня, Козьму
(пастыря) Галича".
24. Полоцкому епископу Дионисию, о котором в летописи
упоминается единственный раз в связи с его смертью в 1183 г., принадлежат
два экземпляра печати (Янин 1970. №64). На одной стороне помещено
поясное изображение Богоматери "Знамение", а на другой греческая
надпись: "SjragiV Duonisiou
episkopou Pulotzhskou", т.е. "Печать Дионисия, епископа Полоцка".
25. Смоленскому епископу Мануилу, поставленному
на только что учрежденную кафедру в 1137 г. и упоминавшемуся летописью
еще в 1167 г., принадлежат два экземпляра печати (Янин 1970. №63).
На одной стороне помещено погрудное изображение Богоматери "Знамение",
а на другой греческая надпись: "(M)anou(hl) episkop(wV)
Smwliniskou", т.е. "Мануил, епископ Смоленска".
26 [7]. Смоленскому епископу Лазарю принадлежит печать
(Янин 1984) с поясным изображением Богоматери "Знамение" на одной стороне и
русской легендой на другой: "ЛАЗОР(Ь) ЕПИС(К)УПЪ СМ(ОЛЕ)НЬСК(ИИ)". Епископ Лазарь
не известен летописным источникам, но упоминается Киево-Печерским патериком
как покинувший смоленскую кафедру (умерший?) в первой четверти XIII в.
Все перечисленные печати датированы достаточно надежно,
и это позволяет произвести сравнение элементов их оформления для
выявления хронологических закономерностей.
ИЗОБРАЖЕНИЕ. Одну из сторон всех рассмотренных сфрагистических
типов занимает изображение Богоматери или святого.
На древнейших митрополичьих печатях XI в. помещены
изображения святых: на печати рубежа 30-40 гг. XI в., принадлежащей
митрополиту Феопемпту, помещено погрудное изображение св. Иоанна
Предтечи, а на печатях 70-х г. XI в. митрополита Георгия - изображение
тезоименного митрополиту святого воина в полный рост.
Для византийской сфрагистики в первой половине XI
в. как раз характерно погрудное изображение святого, а с середины
века - святого воина в рост (Соколова 1983. 85).
Изображение св. Иоанна Предтечи, помещенное на печати
митрополита Феопемпта, заслуживает того, чтобы на этом остановиться
более подробно. В. Л. Янин полагает, что св. Иоанн Предтеча не мог
быть патроном Феопемпта, и предлагает следующее объяснение (Янин
1970. 44-47): на печати русского митрополита помещено изображение
патрона современного ему константинопольского патриарха Алексея
Студита (1025-1043 гг.), символизирующее подчиненность митрополита
патриарху. Действительно, на одном из сфрагистических типов Алексея
Студита находится изображение св. Иоанна Предтечи, которого, следовательно,
можно считать личным патроном патриарха. Но если в качестве патрона
патриарха мог быть выбран не тезоименитый ему святой, то, может
быть, и митрополит не обязательно должен был иметь тезоименитого
святого патрона? В том что имя владельца печати и имя святого патрона
совпадают далеко не всегда, легко убедиться, просмотрев каталоги
по византийской сфрагистике. Не являются исключением и печати иерархов
церкви. Н. П. Лихачев опубликованы печати антиохийских патриархов
Феодосия с изображением пророка Ильи и Никифора с изображением Петра
и Павла, а на печати митрополита Кесарии Палестинской Авраамия помещено
изображение св. Дмитрия Солунского (Лихачев 1991: 79, 97).
С другой стороны, существенным представляется летописный
рассказ 1147 г. о поставлении митрополитом Климента Смолятича. Правомочность
поставления киевского митрополита без участия Константинополя черниговский
епископ Онуфрий аргументировал тем, что "глава у нас есть святого
Климента, якоже ставять греци рукою святого Ивана". О том, "что
у Греков что-то такое действительно было" отмечал еще Е. Голубинский
(Голубинский 1901. 306). Таким образом, возможно, именно наличие
упомянутых традиций и повлияло на выбор патриархом Алексеем Студитом
в качестве своего патрона именно св. Иоанна Предтечи. А если это
так, то и изображение св. Иоанна Предтечи на печати Феопемпта могло
появиться в следствие поставления его "рукою святого Ивана".
По крайней мере с рубежа XI-XII вв. на печатях киевских
митрополитов появляется поясное изображение Богоматери. На печатях
первой половины XII в., начиная с Никифора I, изображена Богоматерь
"Знамение". В 50-60 гг. XII в. на печатях появляются изображения
Богоматери типа "Халкопратийской" поясное и изображение Богоматери,
сидящей на престоле без спинки. А уже в первой трети XIII в. для
оформления печати митрополита Кирилла (1225-1233 гг.) использовано
ростовое изображение Богоматери "Знамение". Таким образом, только
первая половина XII в. характеризуется постоянством богородичного
изображения.
На древнейших епископских печатях первой трети XII
в., принадлежащих новгородскому епископу Ивану Попьяну (1110-1130
гг.), имя владельца передается путем изображения тезоименного ему
святого.
Печати 30-50 гг. XII в., принадлежащие новгородскому
епископу Нифонту, следуют в русле современной им митрополичьей сфрагистики
- на них помещено поясное изображение Богоматери "Знамение".
Со второй половины 50-х годов XII в., начиная с
Аркадия (1156 - 1163 гг.), на печатях новгородских владык появляется
ростовое изображение Богоматери в типе "Оранта" или "Знамение".
Вероятно, приблизительно в это же время отказываются от использования
поясного изображения Богоматери и киевские митрополиты. Единственным
исключением из этого правила является архиепископская печать Илии,
где использовано поясное изображение Богоматери. Объясняя существенное
отличие этой печати от других современных сфрагистических типов,
В. Л. Янин обратил внимание на явную претенциозность и желание выделить
архиепископскую печать на фоне епископских сфрагистических типов
(Янин 1970. 55).
Галицкий, полоцкий и смоленский владыки в XII и
даже в XIII вв. продолжали помещать на своих печатях погрудное изображение
Богоматери.
ФОРМУЛА ЛЕГЕНДЫ. Наиболее информативным элементом
оформления печати являются помещенные на ней надписи. Легенды владычных
сфрагистических типов, как правило, содержат титулование владельца
печати, топонимическую привязку и имя владельца. Легенды, помещенные
на печатях, имеют, как правило, ограниченное количество вариантов
построения - формул, что позволяет рассматривать их в целом как
один из элементов оформления печати.
На древнейших митрополичьих печатях XI в. легенда
начинается словами: "Kurie bohqei...",
т. е. "Господи помоги...".
На рубеже XI - XII вв. появляются печати, легенда
которых начинается словом "SjragiV...",
т.е. "Печать...". Митрополичьи печати с таким типом легенды употреблялись
в течении всей первой половины XII в. и, по крайней мере, в течение
первого десятилетия второй половины XII в. Аналогичный тип легенды
использован на печатях полоцкого епископа Дионисия.
На печатях митрополита Никифора I помещена легенда,
начинающаяся словами: "Agnh skepoiV me...",
т.е. "Пресвятая, воззри на меня,...". Несмотря на эпизодичность
использования этого типа легенды в митрополичьей сфрагистике, именно
он послужил образцом при оформлении епископских печатей. Аналогичный
тип легенды помещен на печатях новгородских епископов Ивана Попьяна
и Нифонта. Практически идентичная легенда : "Mhtr Qeou skepoiV
me...", т.е. "Богоматерь, воззри на меня,..." употреблялась
на печатях галицкого епископа Козьмы.
Во второй половине XII в. появляются печати, легенда
которых начинается с имени владельца в именительном падеже. Так
оформлена печать одного из митрополитов, носивших имя Константин,
и печать митрополита Кирилла. Таким же образом оформлены печати
всех новгородских владык, начиная с Аркадия, и все известные печати
смоленских епископов.
ТИТУЛОВАНИЕ. Печать митрополита Феопемпта первой
половины XI в. называет своего владельца "митрополитом России".
Во второй половине XI в. на печати митрополита Георгия к титулу
"митрополит России" добавлено "и синкелл". Начиная с этого времени
византийские титулы достаточно часто встречаются на печатях иерархов
русской церкви.
Комментируя печать митрополита Георгия, Н. П. Лихачев
отмечал, что "синкелл" - это почетный титул, обозначающий членство
владельца печати в совете константинопольского патриарха (Лихачев
1930. 2). Более подробные сведения о званиях духовных лиц приведены
Н. Скабалановичем. Изначально "синкеллом" называли не то келейника
и духовника патриарха, не то кандидата на патриарший пост, занимавшего
по смерти патриарха его место. Во времена Константина Багрянородного
"синкелл" занимал одно из первых мест вслед за чинами высочества.
В XI в. "синкелл" употреблялся в значении чисто титулярном - это
чин, дававшийся византийским императором духовному лицу и открывавший
доступ в ряды синклита. Чин "протосинкелла" был следующей ступенью
после "синкелла". Суть синклита позволяет понять постановление императора
Константина X Дуки (1059-1067 гг.) гласившее, что "в пределах церковного
управления и практики чин протосинкелла или синкелла не дает никакого
преимущества; на собраниях синода и при богослужении протосинкеллы
и синкеллы должны занимать то место, какое им следует по их иерархическому
положению в церкви; преимуществами своего сенаторского звания они
могут пользоваться только во дворце, на сенатских собраниях, занимая
в ряду сенаторов то место, которое им отведено по рангу". Н. Скабаланович
полагал, что в XI в. "протосинкеллы" приравнивались к гражданским
"протопроедрам", а "синкеллы" к "проедрам", и на торжественных выходах
"протосинкеллы", во внимание к их духовному сану, стояли выше "протопроедров",
а "синкеллы" выше "проедров" (Скабаланович 1898. 157-158).
Титул "проедра" был учрежден в 963 г. По известию
Льва Диакона, в этом году император Никифор Фока почтил Василия
- незаконнорожденного сына Романа Лакапина - новым высоким саном
и должностью "председателя сената" ("proedroV thV sugklhtou").
По мнению Ш. Диля, с момента создания и до своего исчезновения должность
"проедра" была ни чем иным, как только почетным титулом. До смерти
в 1025 г. императора Василия II Болгаробойцы "проедром" не стал
больше ни один человек. Однако уже брат Василия II Константин, унаследовавший
власть после его смерти и правивший непродолжительное время по 1028
г., пожаловал титул "проедра" сразу троим своим приближенным. Титул
"проедра" имел различные значения, подразумевая начальника или председателя.
С каждым новым правителем число "проедров" увеличивалось и вскоре,
для того чтобы выделить особо отличившихся в служении императору,
был учрежден титул "протопроедра", который Б. А. Панченко трактовал
как "обер-президент". В. Лоран самый ранний случай употребления
византийскими источниками (в том числе и сфрагистическими) титула
"протопроедр" относил к 70-м годам XI в. "Проедры" и "протопроедры"
были и в духовенстве. В церковной практике титул "проедра" использовался
в значении "главы церкви". Только с XIII в. этот термин получил
значение "в соответствии с занятием нескольких кафедр одним епископом".
На церковных печатях, по мнению В. Лорана, титул "протопроедр" являлся
сокращением пышного титула "протопроедр протосинкеллов", бывшего,
в свою очередь, торжественным вариантом титула "синкелл". Реформа,
проведенная Алексеем Комнином в 1092 г., ликвидировала гипертрофированную
титулатуру предшествующего времени, тогда же, вероятно, исчез и
титул "протопроедр" (Лихачев 1991. 100, 150; Соколова 1983. 85;
Янин 1970. 45-47).
Возвращаясь к титулованию иерархов русской церкви, следует отметить,
что ни один из киевских митрополитов первой половины XII в. (по конец 60-х включительно)
не называл себя "митрополитом". Вместо этого использовались титулы "проедр",
"архипастырь" и даже "епископ", а печати митрополита Никифора называют его просто
"Никифором Российским". Соответственно на епископских печатях этого периода
(печати Ивана Попьяна и Нифонта) не употреблялся термин "епископ"[8].
Лишь со второй половины XII в. церковные иерархи
именуют себя "митрополитами" и "епископами". Древнейшие епископские
печати, владельцы которых прямо названы "епископами", принадлежат
смоленскому владыке Мануилу и новгородскому Аркадию. В дальнейшем
титулование владык "епископами" и "архиепископами" становиться нормой.
Во второй половине XII в. на печати митрополита
Константина появляется титул "митрополита всей России", а печать
митрополита Кирилла первой трети XIII в. называет его "монахом,
архиепископом митрополии России".
ТОПОНИМИКА. На всех печатях, атрибуированных киевским митрополитам,
указано название митрополии - "Rwsia"[9].
Именно так называется кафедра, занимающая 60-е место в византийском перечне
митрополичьих кафедр (Notitia episcopatuum) конца XI в. Этот перечень составлялся
путем добавления в хронологическом порядке к списку кафедр времени Льва Мудрого
вновь образованных митрополий и митрополий, переведенных из статуса архиепископий.
Митрополия Колониа, занимающая в этом списке 56-е место, основана перед 985
г.; митрополии Серры (58-е место) и Помпейуполис (59-е место) упоминаются 21
февраля 997 г. как митрополии, тогда как в 969-997 гг. они еще архиепископии;
митрополия Аланиа (61-е место) упоминается в документе 1024 г., ссылающемся
на грамоту митрополиту Алании Николаю 997/98 г. Таким образом очевидно, что
митрополия "Россиа" была внесена в перечень византийских митрополичьих кафедр
в 997 г., что согласуется с известиями других источников о крещении Руси (Щапов
1989. 25-26).
Не останавливаясь более подробно на сложном и до
сих пор окончательно не разрешенном вопросе о времени и форме учреждения
киевской митрополии, обратим внимание на то, что свидетельства византийского
перечня митрополий вполне достаточно для того, чтобы обоснованно
рассматривать возможность отнесения некоторых оформленных в соответствии
с нормами византийской сфрагистики печатей митрополитов России ко
времени начиная с конца X в., т.е. до 1039 г., когда существование
киевского митрополита Феопемпта было зафиксировано текстом "Повести
временных лет".
Название епископских кафедр на ранних владычных
печатях передается греческой транскрипцией русских слов: Новгород
- Новоград (Noubograd),
Галич (Galitz),
Полоцк - Полтеск (Pulotzhsk),
Смоленск - Смоленеск (Smwlinisk).
Во всех случаях топонимы переданы без сокращений, что, надо полагать,
продиктовано важностью безошибочной идентификации владычных печатей.
ПАЛЕОГРАФИЯ. Трудности встречающиеся при датировке надписей
на печатях общеизвестны: шрифты разных размеров встречаются на памятниках всех
периодов, а с изменением размера буквы меняются и особенности начертания. Тем
не менее приведем некоторые наблюдения. На печатях новгородского епископа Нифонта
(1131-1156 гг.) впервые фиксируется закрытая форма "В"[10], что позволяет
датировать печати, в надписях которых встречается открытая форма "R", по крайней
мере, не позднее чем первой половиной XII в, а возможно, и первой третью XII
в. В. Л. Янин признает такое написание "весьма архаичным даже для начала XII
в." (Янин 1978. 51).
ЗАГОТОВКА: К сожалению, при публикациях не принято
указывать технологические особенности заготовки, на которой оттиснута
печать. Далеко не всегда приводится вес и толщина заготовки. Данные
обстоятельства не позволяют проследить эволюцию типов заготовок
для печатей. Однако уже сегодня можно констатировать преимущественное
использование в XI - первой половине XII в. плоских, "монетовидных"
заготовок, часто со следами механической обработки гурта, а с 90-х
годов XII в., по крайней мере, для печатей новгородских владык фиксируется
употребление двояковыпуклой, "чечевицеобразной" заготовки.
***
Приведенные наблюдения являются предварительными
и не исчерпывают поставленную проблему. Однако целесообразность
рассмотрения спорных и гипотетических атрибуций на фоне отмеченных
закономерностей оформления надежно датированных сфрагистических
типов кажется очевидной. Впрочем, вопрос об уточнении спорных персонификаций
должен стать предметом специального изучения.
Литература
ГОЛУБИНСКИЙ Е. Е. 1901. История русской церкви. Т. I, 1-я пол. Москва.
КУПРАНИС А.А. 1995 Печати иерархов русской церкви XII в. // Церковная
археология. Материалы первой всероссийской конференции. Псков 20-24
ноября 1995 г. Часть 2. Христианство и древнерусская культура. СПб
- Псков.
КУПРАНИС А.А. 1996. Новые сфрагистические находки из Новгорода и
Белоозера // Новые археологические открытия и изучение культурной
трансформации. Археологические изыскания, Вып. 31. РАН ИИМК, СПб.
ЛИХАЧЕВ Н. П. 1930. Материалы для истории византийской и русской
сфрагистики. Вып. 2. Л.
ЛИХАЧЕВ Н. П. 1991. Моливдовулы греческого Востока. М.
СКАБАЛАНОВИЧ Н. 1898. Византийское государство и церковь в XI в.
СПб.
СОКОЛОВА И. В. 1983. Монеты и печати византийского Херсона. Л.
ЩАПОВ Я. Н. 1989. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв.
М.
ЯНИН В. Л. 1970. Актовые печати Древней Руси Х - ХV вв. Т.1. М.
ЯНИН В. Л. 1978. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна (1110
- 1130 гг.). // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. IX.
Л.
ЯНИН В. Л. 1984. К хронологии новгородского летописания первой трети
XIII в. // Новгородский исторический сборник. N 2(12). Л.
LAURENT V. 1963. Le corpus des sceaux de l'Empire Bуzantin. t. V:
L'Eglise. Premiere partie. 1. L'Eglise de Constantinople . A. La
Hierarchie. Paris; Planches. Paris, 1965.
LAURENT V. 1972. Le corpus des sceaux de l'Empire Bуzantin. t. V,3:
L'Eglise. Supplement. Paris.
ZACOS G. 1984. Byzantine Lead Seals. Berne.
Примечания
[1] Пользуюсь случаем поблагодарить М.П.Сотникову и К.В.Лепехину,
оказавших содействие в изучении печатей, хранящихся в Отделе нумизматики
Эрмитажа.
[2] Номера соответствуют номерам прорисовок печатей на рис.1.
[3] Мне известны три экземпляра печати: два находятся в коллекции
Думбартон Окс(Laurent 1963. №782; Янин 1970. №41; DO 1991. №85.4,
a,b, третий, найденный в Киеве, по информации любезно предоставленной
П. Г. Гайдуковым, будет опубликован в третьем томе "Актовых печатей
Древней Руси". На всех фотографиях отчетливо видно, что топоним
Россия, являющийся последним словом в легенде, передан в сокращенном
варианте "РОС". Непонятно почему, но все публикаторы упорно читают
это слово как "РОСIА", добавляя явно отсутствующую на печати строку.
[4] Первые два экземпляра печати известны давно (ЛСА, XLV № 5-7;
Лихачев 1930. 2; Янин 1970. № 43-1, 43-2). Третий, опубликованный
в 1991 г. DO 1991. №85.2),отличается изображением на аверсе (несколько
другая моделировка изображения св. Георгия, иное расположение колончатых
надписей). По информации любезно предоставленной П. Г. Гайдуковым,
печать оттиснутая этой же парой матриц найдена в Киеве и будет опубликована
в третьем томе "Актовых печатей Древней Руси".
[5] Прорисовка печати осталась мне недоступной.
[6] И В. Лоран, и В. Л. Янин описывают одну и ту же печать, но
при этом приводят фотографии различных экземпляров.
[7] Прорисовка печати осталась мне недоступна.
[8] Отмеченная особенность титулования, кстати, подтверждает правомерность
отнесения печати "епископа России" киевскому митрополиту Никите.
[9] На печатях митрополита Феопемпта использовано сокращение "Ros".
[10] Печать имет легенду на греческом языке.
|