Борис Успенский
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского)
К оглавлению
VIII. ВЕЛИКИЙ
ЧЕТВЕРГ: СВЯЗЬ С КУЛЬТОМ ВОЛОСА (к с. 57)
Великий (чистый) четверг, т. е. четверг на страстной неделе, специально отмечен
как общением с загробным миром, так и особыми магическими ритуалами, связанными
со скотом: и то и другое соответствует основным функциям Волоса. Общение с загробным
миром выражается прежде всего в поминании мертвых и приготовлении для них ритуальной
трапезы и бани (Зеленин, 1927, с. 364—366; Зеленин, 1913, с. 11; Гальковский,
II, с. 15; Соболевский, 1891а, с. 229; Зеленин, 1914—1916, с. 762; ср. также:
Зеленин, 1916, с. 222; Цивьян, 1977а, с. 311—312), а также в специальном общении
с домовым (П. Иванов, 1893, с. 31—32; Максимов, XVII, с. 102; Афанасьев, II, с.
69, примеч. 2; Померанцева, 1975, с. 101; ср. ниже, экскурс XIV)
или лешим (Максимов, XVII, с. 102—103; ср., между тем, § III.5.1 наст. работы
и экскурс X
140
о лешем и домовом как ипостаси Волоса). О скотоводческих ритуалах
в Великий четверг см., например: Максимов, XVII, с. 101—103. Особенно знаменательно,
что производимая в этот день обрядовая “окличка” мертвых (ср. свидетельство “Стоглава”:
“А Великiй четвергъ по рану солому палют и кличють мертвых” — Стоглав, 1890, с.
193) находит формальное и функциональное соответствие в “окличке” домашних животных,
когда в страстной четверг хозяйка кличет скотину по именам в печную трубу, а хозяин,
стоя снаружи, отвечает за них (Кагаров, 1929, с. 67; Зеленин, 1914—1916, с. 261;
Зеленин, 1927, с. 366; Иваницкий, 1890, с. 129; Мансикка, 1912, с. 134; Максимов,
XVII, с. 102); ср. аналогичную “окличку” Мороза в этот же день — с приглашением
его на трапезу и просьбой не бить урожай [Шереметева, 1930а, с. 57, примеч. 2;
Зернова, 1932, с. 22; Зеленин, 1927, с. 375; Соколова, 1979, с. 107; ср.: Афанасьев,
I, с. 319 (Афанасьев говорит о “Великом дне”, но имеет в виду, надо думать, “Великий
четверг”)] — при том, что Мороз, как мы отмечали, обнаруживает несомненную связь
с противником Громовержца (см. экскурс
V; ср.: Дюмезиль, 1976, с. 72). Ср. также обычай, зафиксированный в Пермской
губернии, когда хозяйка в Великий четверг до заутрени забирается в курятник и
поет там петухом (“чтобы куры были кладливы и плодливы” — Зеленин, 1914— 1916,
с. 1030). Отметим в этой же связи пасхальную трапезу для скота (так называемую
“скотскую” пасху — Максимов, XVII, с. 112), которая отражает, возможно, языческие
обряды, первоначально производившиеся в Великий четверг и лишь позднее поставленные
в связь с пасхальными торжествами; действительно, этот обычай может быть сопоставлен
с праздничной трапезой для зверей, которая устраивается в Великий четверг в овине,
причем один из участников данного действа изображает медведя (Шереметева, 1930а,
с. 57, примеч. 2; относительно соотнесенности медведя и овина с культом Волоса
см. § III.5.4 иэкскурс XII).
Вместе с тем приурочиваемый к Великому четвергу убой скота (Максимов, XVII, с.
105) может восходить в конечном счете к обрядовому жертвоприношению Волосу (ср.
соответствующие обряды в другие дни, связанные с Волосом: во Власьев день, Николин
день, на Флора и Лавра). Ср. также ниже (экскурс XII)
о ритуальном заклании курицы в Великий четверг, которая может трактоваться как
жертва Волосу.
Показательно, наконец, что в Великий четверг производились как
постриги людей (Чулков, 1782, с. 262; Максимов, XVII, с. 101; Зеленин, 1914—1916,
с. 869), так и постриги с к о т а, когда у овец подстригали шерсть на лбу, а у
коров, лошадей и кур — хвосты (Максимов, XVII, с. 101; М. Смирнов, 1927, с. 57;
Зеленин, 1927, с. 63—64); и в этом также следует усматривать отражение культа
Волоса, имея в виду в особенности специальную соотнесенность Волоса с волосом
и шерстью (см. об этом ниже, экскурс XVII).
Ср. еще обычай мыть в этот день крынки женскими
141
в о л о с а м и и кормить п е т у х о в каленым г о р о х о
м (Максимов, XVII, с. 100, примеч. 1); см. наст. работу, § III.5.4, а также экскурсы
XVII
и XV о
волосах, горохе и петухе в связи с культом Волоса. С культом Волоса может быть
связано, наконец, ритуальное пересчитывание денег в Великий четверг (см., например:
Зеленин, 1927, с. 366), опускание в этот день в воду золота и серебра и умывание
этой водой (Максимов, XVIII, с. 255; Зеленин, 1914—1916, с. 857, 859), умывание
с яйца (Зеленин, 1914— 1916, с. 859) и т. п. — о значении соответствующих ритуалов
см. специально в § III.3.1 наст. работы; в киевском печатном Номоканоне 1624 г.
с осуждением упоминается об обычае есть “хлебъ Великаго Четвертка” с тем, чтобы
обрести украденное (Буслаев, 1861, стб. 1053). Таким же образом может быть интерпретировано
вообще ритуальное омовение в Великий четверг, причем наряду с мытьем людей в этот
день производится мытье скота и избы (Максимов, XVII, с. 105; Шейн, III, с. 16;
Анимелле и др., 1854, с. 230; ср. еще о хождении в баню в этот день: Романов,
VIII, с. 58; Добровольский, 1897, с. 379; Соколова, 1979, с. 103). Обычай мыть
избу в чистый четверг может быть при этом соотнесен с обычаем мыть избу после
покойника.
Соотнесенность Великого четверга с культом Волоса особенно отчетливо
проявляется в специальных обрядах, связанных с з о л о й и п е п л о м, которые
представляют собой вообще чрезвычайно характерный атрибут противника Бога Громовержца
(ср.: Иванов и Топоров, 1976, с. 111 и cл.; о роли пепла в языческих обрядах,
связанных с культом мертвых, см.: Гальковский, II, с. 34, 60; Зеленин, 1914—1916,
с. 293). Наряду с “четверговой золой” (собранной в Великий четверг), которую тщательно
сохраняют, в этот день приготовляют особую “четверговую соль” (четверговая
соль — соль, пережженная в Великий четверг с квасной гущей); четверговой золе
и четверговой соли приписывается при этом специальная целебная и плодоносная сила
(см., например: Афанасьев, II, с. 32; Даль, IV, с. 601; Ушаков, 1896, с. 201;
Зеленин, 1914—1916, с. 661, 919—920, 1150, 1179, 1244), и отсюда, между прочим,
четверговая соль может даваться скотине при первом выгоне скота (Городцов, 1915,
с. 39). Соответствующие обряды в какой-то мере проникали и в церковный быт. Стоглавый
собор констатировал, например, что некоторые “невегласе попы” в Великий четверг
соль под престол кладут и держат ее до седьмого четверга по Пасхе (Семика) “и
ту соль даютъ на врачеванiе людемъ и скотомъ” (Стоглав, 1890, с. 193); ср. также
обычай класть четверговую соль за образа (Зеленин, 1914—1916, с. 919) или есть
на Пасху яйца с четверговой солью (Даль, IV, с. 601).
Особенно важно отметить, что четверговая соль призвана п р е
д о т в р а т и т ь г н е в Ильи, т. е. христианского заместителя Перуна (Максимов,
XVII, с. 190). Точно так же в Великий четверг изображают на дверях и окнах кресты,
чтобы предохранить дом от г р о м о в о г о у д а р а (Зеленин, 1914—1916, с.
70). Одновременно
142
Великий четверг обнаруживает явную соотнесенность со змеями,
ср. характерную молитву, которая произносится в этот день: “Чистый четверг, от
ч е р в е й и о т в с я к о г о г а д а сохрани и помилуй на долгое время” (Максимов,
XVII, с. 105), а также полесские обряды: “У чысты чэтверг станеш до сонца, кругом
веянчкам абмятеш и макам свячоным насыпеш, шоб гадюкi не лезлi”, “У чисты чэтверг
макам кругом хаты, каноплей [обсыпают] и не паявица ва дваре гадасть, гад (= вуж)
”, “У чысты чэцьвер абмитаешь сваё селишче кэб гадоуя не было” (записано Полесской
экспедицией под руководством Н. И. Толстого в июле 1975 г. в дёр. Дубровица Хойницкого
р-на и в дер. Золотуха Калинковичского р-на Гомельской области; запись А. Б. Страхова;
ср. также: Толстые, 1978, с. 115). Соответственно четверговой золе приписывается
способность сохранять посевы от червей (Афанасьев, II, с. 32; Даль, IV, с. 601;
Никифоровский, 1897, с. 127, № 931); аналогичная способность приписывается и венику,
которым мели избу в Великий четверг (Скалозубов, 1901, с. 124). В некоторых местах
считают, что вообще в четверг (любой) нельзя ничего ни сеять, ни сажать, так как
все будет съедено червями (Абрамов, 1913, с. 380).
|