Андрей Платонов
Святые благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские
Сайт www.golubinsky.ru, 2005
Вступление
Исследование академика Е.Е. Голубинского «История канонизации святых в Русской церкви» заняло важное место в истории Русской церкви. Желание государя императора Николая II канонизировать Серафима Саровского натолкнулось на требование подтверждать святость нетлением мощей. Св. Синод, руководствуясь этим требованием, считал невозможным канонизировать преп. Серафима. Авторитетное мнение Е.Е. Голубинского, опровергавшее этот обычай, стало основанием для согласия Синода на канонизацию преп. Серафима Саровского. Голубинский писал: «наличность мощей вовсе не признавалась необходимым условием для причтения усопших к лику святых. Более или менее от многих святых и не сохранилось мощей, но тела их подвергались тлению подобно телам обыкновенных людей.»[1]
Это событие имеет большое значение и для почитания святых благоверных князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских. Дело в том, что в XVIII веке их местное почитание было насильственно прекращено решением тверского архиерея, установившего тление останков.[2] Можно утверждать, что церковный народ не принял этого самовластного решения, и почитание сохранялось, хотя, конечно, литургическое празднование святых на долгое время прекратилось. Естественно, что после канонизации преп. Серафима Саровского, старые предрассудки об обязательности нетления отпали, и в современных церковных календарях установлено общецерковное празднование всех русских святых, местное почитание которых было некогда отменено властью архиереев и центральной церковной властью.[3]
1. О почитании святых благоверных князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских
Как отмечает в своей книге Е.Е. Голубинский, ссылаясь на статью И. Тюменева «Верховья Волги»[4], когда-то прежде конца XVII-го века было установлено местное празднование князю Владимиру и княгине Агриппине, жившим в первой четверти XIII века.[5]
«Акт освидетельствования могилы князя Владимира и княгини Агриппины»[6] сообщает: «1745 года Сентября 9 дня … в оном городе Ржеве Володимирове, (в) соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы явилась на правой стороне от дверей с приходу под церковным полом от земли выведена гробница на четырех столбах простых аршин в три и обита тесом до полу, а сверх пола сделана гробница же другая, резная вызолоченная, а сверх той гробницы большая положена цка (доска), на которой написаны образы князя Владимира и княгини Агриппины. На оном образе подписано так: «в сей соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы образ благовернаго князя Владимира и благоверной княгини Агриппины радушием стольника князя Сергия Феодоровича Абирнибесова, а в то время в сем городе был он воеводою, от своего подаяния и собранием его ж и иных богомольцев». А на гробнице подписано тако: «в 1716 году, будучи во Ржеве Володимирове лантратом, Лука Иванов сын Челищев в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы построил сей иконостас благоверному князю Владимиру и благоверной княгине Агриппине по обещанию своему на память себе и жене своей и детем», на четырех столбах, резных же и вызолоченных; вверху тоя сени над помянутою цкою образ написан Отечество, а сверх того образа вверху деревянный малый крест вызолоченный.»[7]
«…как в той соборной церкви, так и во всех во Ржеве церквах, в церковнослужениях на ектениях междо воспоминанием святых и оных князя Владимера и княгиню Агрипену вспоминали святыми же и благоверными и отправляли им молебны и празднество на день святого и равноапостольнаго великаго князя Владимера Киевского, по службе святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, а с которого года и кем и с чего то воспоминание и празднество начато и подлинно ль под тою гробницею мощи их имеются и чудеса и исцелении какие от них кому были ль, по следствию не сыскалось… по раскопании… никаких мощей не сыскано, а явились токмо оных князя и княгини два гроба дубовые и в них голые истлелыя и иструпелыя кости, которыя паки на том же месте зарыты, и имеющейся над гробницею образ их взят в Консисторию и между святыми в церквах оных князя и княгиню воспоминать и никакого торжества и молебствия им отправлять запрещено»[8] … «и где в церквах и в домех имеются оных князя и княгини образа, велено по силе Духовного Регламента отобрать»[9]. Гробницы над могилой были уничтожены, а икона, увезенная с гробницы позднее находилась в Тверском музее.[10]
Древнее почитание наших святых несомненно подтверждается тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володимиров, а также древним преданием о том, что и по успении святой князь Владимир, являясь на белом коне, продолжал защищать город от иноземных войск. Несмотря на распоряжение тверского архиерея многие иконы святой четы продолжались храниться в домах. Кроме того, две их иконы сохранились в Покровской старообрядческой общине.[11]
В современных церковных календарях, изданных Московской патриархией, день памяти святых, как и в древности, установлен 15 (28 н. ст.) июля. Правда, в календаре ошибочно время жизни княжеской четы отнесено к XVI веку. Видимо, это вызвано тем, что в период Макариевских соборов сер. XVI века сведения о канонизации наших святых отсутствуют. Но это недоумение легко объясняется тем, что почитание святых было только местное.
В настоящее время почитание святых Владимира и Агриппины нашло свое выражение в росписи храма Оковецкой иконы Божьей Матери во Ржеве, выполненной палехской мастерской «Лик»[12]. В Вознесенском соборе Ржева также находится чтимые святыни – иконы нашей княжеской четы.
2. Исторические сведения о святом благоверном князе Владимире Ржевском.
Одной из причин отмены центром местного почитания княжеской четы в 1745 г. было то, что во Ржеве не сохранилось никаких сведений, никакого жития, только имена святых благоверных Владимира и Агриппины. До сих пор краеведы пишут о том, что никакой информации нет, и даже называют образ князя Владимира собирательным, что, конечно, не выдерживает никакой критики с учетом найденного в 1745 г. вовсе не «собирательного» захоронения.
На самом деле, русская церковно-историческая наука давно указала, что князь Владимир Ржевский - это Владимир Мстиславич, ближайший родственник известных русских князей: сын Мстислава Ростиславича Храброго и младший брат Мстислава Мстиславича Удалого. Кстати, оба эти князя также почитались и почитаются Русской церковью, как святые. К такому выводу, основываясь на списках русских святых, относящих Владимира и Агриппину Ржевских к XIII веку, пришел все тот же академик Е.Е. Голубинский. Вот что он пишет: «В старое время Ржев назывался… Ржевой Володимеровой. По всей вероятности, князь, имя которого присоединялось к названию города, и был погребен в соборной церкви его и был чтим в нем как местный святой… со всей вероятностью должно будет считать владетелем Ржевы, давшим ей свое имя, Владимира Мстиславича: под 1216-м годом Ржева называется в летописях городом Мстислава Удалого, князя Торопецкого, и представляется необходимым думать, что Мстислав отдал ее… своему родному брату, который помимо Пскова, бывшего лишь временным и так сказать случайным его владением (ибо занятие Псковского стола зависело от избирания и призывания его Псковичами), мог быть совсем безземельным.»
Дополним эту убедительную версию Е.Е. Голубинского еще одним доводом. Краеведы передают древнее Ржевское предание о том, что святой князь Владимир на белом коне являлся для защиты города от захватчиков и после смерти. Обычно святые покровительствуют тем городам, которые защищали и при жизни. Именно князь Владимир Мстиславич упомянут в летописях, как защитник Ржева. Об этом можно прочитать и у С. М. Соловьева: (В 1216 г.) Святослав Всеволодович с десятитысячным войском осадил Мстиславов город Ржевку, где посадник Ярун отбивался от него с сотнею человек. У Мстислава с братом Владимиром Псковским было всего 500 человек войска; несмотря на то, они двинулись на выручку Ржевки, и Святослав побежал от нее, не дождавшись новгородских полков, а Мстислав пошел дальше и занял Зубцов, город Ярославов».[13] Через 10 лет, в 1226 г. князь Владимир Мстиславич еще раз защищал области Торопецкую и Смоленскую, а значит и Ржев – на этот раз от литовцев, в битве под Усвятом. Это последнее упоминание о нем в летописных источниках.
(Как защитника Ржева, упоминают еще и серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Но, во-первых, это уже конец XIV века, а, во-вторых, похоронен он в Архангельском соборе Московского кремля.)
Заканчиваем статью в надежде, что будет вскоре написана как можно более подробная биография-житие этого незаурядного русского политического и военного деятеля - святого благоверного князя – Владимира Мстиславича Ржевского.
Предварим ее краткой хронологической таблицей летописных известий о князе Владимире Мстиславиче.
1180 г. Умирая, отец князя Владимира, Мстислав Храбрый поручает молодого княжича воеводе своему Борису Захарычу. Тогда же он, вероятно, получает боевое крещение, участвуя со своей дружиной, возглавляемой Борисом Захарычем, в битве с превосходящими силами Игоря Северского и половцев, на стороне своего дяди Рюрика.
1208 г. Владимир княжит во Пскове, командуя псковичами и новгородцами в сражениях с литовцами.
1212 г. Владимир по поручению старшего брата Мстислава Удалого защищает Великие Луки. С этого времени и Великие Луки числят его своим князем.
1213 г. Изгнан из Пскова. Управляет небольшой областью в Латвии. Здесь в его честь назван город Валмиера, можно сказать, побратим Ржевы Володимеровой. Под его влиянием заключен мир между Ливонским епископом и Полоцким князем. Ссора с немцами, одной из причин которой указываются религиозные разногласия.
1214 г. Вновь княжит в Пскове.
1216 г. Вместе со старшим братом одерживает победу в знаменитой Липецкой битве против превосходящих сил Суздальцев. Братья Мстиславичи, наряду с воинским искусством и храбростью, проявляют и милосердие к побежденным.
1217-1218 г. Возглавляя псковичей и новгородцев, воюет с немцами в Эстонии.
1226 г. Помогает брату Давиду Торопецкому защищаться от литовцев. Давид в этой битве гибнет.
д. Андрей Платонов
[1] Голубинский Е. История канонизации святых в Русской церкви. Изд. 2-е. М., 1903 С. 34.
[2] Ibid., Сс. 198-199; 454-459.
[3] Помимо св. благоверных Владимира и Агриппины Ржевских это – св. благоверная Анна Кашинская, и блаженные Симон Юрьевецкий и Прокопий Усьянский.
[4] Исторический вестник, 1894, Июнь, стр. 705.
[5] Голубинский Е.Е. Цит. соч. С. 140.
[6] Вестник Общества древне-русского искусства при Московском Публичном Музее за 1876 год № 1-3, Смесь, стр. 9-10.
[7] Цит. по: Голубинский. Указ. соч. Сс. 454-455.
[8] Доношение Св. Синоду Тверской консистории. Цит. по: Голубинский. Указ. соч. Сс. 456.
[9] Доношение архиепископа Синоду. Цит. по: Голубинский. Указ. соч. Сс. 458.
[10] Голубинский. Указ. соч. С. 199.
[11] Волков В., Чистяков Г. Забытые князь и княгиня из Ржева – местные Петр и Февронья // Караван + Я: Тверской еженедельник. 2004. 4 августа.
[12] http://www.palekh-lik.ru/works/fresco-rszev/
[13] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1. Сс. 610-611.
|