В.А.Золотовский
Христолюбивое воинство. Методы религиозного воздействия на византийскую армию в конце XIII в.
Из сб. "Проблемы теологии". Вып. 3. Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа. 2-3 марта 2006 г.
Процесс денационализации византийской армии палеологовского периода, как следствие становления новой системы общественных отношений, экономического кризиса и модификации национального самосознания, привел к абсолютному и вполне объективному пренебрежению нормами военно-уголовного права, а также дисциплинарными взысканиями, адресованными собственно национальным византийским вооруженным силам. В этой связи встает вопрос: сохранились ли в палеологовское время методы религиозного и морального воздействия на войско, столь хорошо известные по источникам более раннего времени?
Разумеется, оставшаяся военная система требовала применения действенных инструментов, направленных на организацию ее полноценного функционирования. Одним из таких средств, способствующих формированию и повышению боевого духа, была система религиозного обеспечения воинской деятельности.
Цель настоящей заметки - выявление способа религиозного воздействия на национальный контингент византийской армии раннепалеологовского периода на единственном и уникальном примере - на основе известных нам данных о сражении у Белграда.
Прежде религиозное обеспечение армии осуществлялось посредством применения многочисленных средств религиозного воздействия. В сфере народного религиозного сознания православного воинства, предопределившего одухотворение роли индивидуальной способности и обязанности защитника, большей актуальностью и результативностью обладало проведение всеобщих молебнов. "Стратегикон" Маврикия содержит четкую регламентацию норм и правил проведения молебнов и весь комплекс указаний по организации религиозной службы в армии. Автор полемологического трактата уточняет, какие молитвы и с какой целью должны совершаться на всем протяжении военной кампании. Последующая история Византийской империи, наполненная баталиями, указывает на перманентность этого коллективного средства религиозного обеспечения больших и малых войн. Особая роль в этих случаях отводилась иконам и молитвам, адресованным Божьей Матери. Анализируя фаты применения изображения или же имени Божьей Матери, можно с уверенностью утверждать об их функционировании в качестве средств защиты и спасения от реальных или потенциальных врагов. В раннепалеологовское время также известен случай молитвенного ходатайства к Богоматери в условиях потенциальной опасности. В Никее в феврале 1265 г. проведение молебна Божьей Матери о защите вызвало коллективный психоз, приведший к стихийной организации обороны города от несуществующего и даже не приближающегося противника - татар.
Помимо проведений молебнов как коллективных средств религиозного воздействия применялись индивидуальные средства апотропеического характера. Их значение в формирование боевого духа армии подчеркивается тем, что они использовались в наиболее важных сражениях. Показательной в этом плане является битва у Белграда, произошедшая между армиями латинян и византийцев в апреле 1281 г.
Положение империи в этот момент было критическим. Карл Анжуйский, укрепив Канину, сделал ее плацдармом для планируемого в последующем захвата Константинополя. Маршрут вторжения в империю пролегал через Фессалонику и далее в столицу империи. Отправным пунктом кампании должен был стать Белград. Масштаб мероприятий, предпредпринятых Михаилом Палеологом для удержания этой крепости, грворит о полном осознании императором ее значения в дальнейшей судьбе Византии. Для сплочения армии, укрепления ее боевого духа и усиления национально-конфессиональной консолидации был проведен комплекс религиозно-идеологических мероприятий. По свидетельству Пахимера, императором было предписано совершить молебен следующим образом: "патриарху и архиереям со всем клиром приказано было прежде всего возносить молитвы всю ночь; потом на заре патриарх и с ним шесть других главных (избранных) архиереев, одевшись в священные одежды, должны в присутствии прочих молящихся совершить освящение елея и,сделав до этого пуки папируса, окунуть их в тот освященный елей, а затем разделить между отправляющимися против неприятеля воинами, так чтобы хватило каждому из них, сколь бы ни велико было число войска, и чтобы каждый [из них] шел против врага, имея с собой освященный папирус.
Так и было сделано, как предписано — и священные пуки папируса с молитвою были вложены в стеклянные сосуды и отправлены [воинам]...".
Очевидно, что в приведенном пассаже Пахимера описано проведение чинопоследования таинства Елеосвящения. Таинство совершалось семью пресвитерами (в данном случае — патриарх и шесть архиереев), в Константинополе, вероятно, как и предписано для Восточной Церкви - в Пасху или канун ее - великую субботу. Богослужение состоит из трех частей: молебного пения, освящения елея и собственно помазания. В третьей из них, после семикратного чтения из Апостола и семи чтений из Евангелия, совершается помазание. Заблаговременно подготовленные, водруженные в пшеницу около сосуда с елеем, семь стручьев, обернутых бумагой, окунаются в уже освященный елей. После этого ими крестообразно помазуют болящего. Цель указанного чина заключалась в физическом и духовном оздоровлении человека. Также по правилам Церкви запрещалось преподавать таинство идущим на войну или выходившим в море. Следует также заметить, что таинство должно было происходить в присутствии посвящаемого в него. На это, в частности, указывают правила процедуры возложения на голову больного открытого Евангелия .
Таким образом, приведенное выше описание таинства соборования, включенное в сочинение Пахимера в качестве ключевого момента событий у Белграда, несколько не соответствовало традиции. Тем не менее, ученый богослов даже не стремится упрекнуть за это императора, санкционировавшего проведение всех перечисленных священных действ. В этой связи заочное совершение таинства над здоровыми, направленное на получение духовного благословения, обретает богоугодный смысл для богоугодного воинства.
Не имевшие аналогов по масштабу и многообразию религиозно-идеологические мероприятия, изгнавшие, по словам Пахимера, всякую робость и воодушевившие их надеждою на содействие священных молитв, создали необходимый организационный климат в византийском войске, оказавший положительное воздействие на исход сражения. Как свидетельствует Пахимер, Михаил Палеолог официально придал этому событию высокий статус. По приказу императора победное шествование византийских воинов совместно с плененными латинянами должны были изобразить в палатах василевса. Результат совершения таинства Елеосвящения, с учетом его традиционности в религиозной жизни византийцев, указывает на значение нестандартного проведения обряда и, соответственно, особой (в данном конкретном событии) семантике, которую придали таинству император и патриарх.
В битве у Белграда имело место противостояние двух христианских армий, чреватое в случае поражения войска ромеев восстановлением ненавистной Латинской Романии и крахом всего того, что император достиг ценой Лионской унии и хитроумной политикой. Не исключено, что именно по причине угрозы нового латинского рабства Михаил VIII постарался придать действиям своих воинов характер практически священной войны. Вполне вероятно, что в описанной ситуации император стремился поддержать высокий уровень морального духа армии посредством применения индивидуальных оберегов. Папирусы с елеем должны были придать воинам уверенность в спасении и победе. В этом случае можно констатировать, что применяемые средства выполняли охранительную функцию, заключая в себе смысл защиты от врагов. Очевидно, описывая события столь скрупулезно, с учетом всех наиболее значимых нюансов религиозного аспекта, Пахимер стремился подчеркнуть мысль о силе Божественной помощи, оказанной войску, императору и империи.
В этой связи санкционированные императором мероприятия могут быть объяснены в связи с традиционной военной идеологической доктриной империи, основанной на концепции "христолюбивого воинства", согласно которой высшее предназначение армии ромеев бы ратоборствовать во имя торжества Православия.
|