Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

Татьяна Парфенова

См. 16 век.

Гранада, фрай Луис де (Granada, fray Luis de), настоящее имя  Луис де Сарриá (Luis de Sarriá), (1504, Гранада – 31 декабря 1588, Лиссабон) – испанский гуманист, проповедник, писатель и богослов. Родился в бедной семье, рано остался без родителей. Был служкой в доминиканском монастыре Санта-Крус-де-Гранада, в возрасте двадцати лет (1524) принял монашество. В 1529 поступает в богословскую школу Colegio de San Gregorio в Вальядолиде, где учится у лучших теологов того времени Мельчора Кано, Бартоломе Каррансы, Диего де Астудильо. После окончания коллегиума (1534) отправляется в Кордобу восстанавливать разрушенный монастырь Скала-Коэли (Эскаласели). Там  он знакомится с Хуаном де Авилой, который становится его другом и духовным наставником. В 1543 Г. назначают приором монастыря Пальма-дель-Рио. К этому времени его уже знают как блестящего оратора, и Орден дает ему особое разрешение свободно проповедовать по всей Испании. Около 1547 Г. основывает доминиканский монастырь в Бадахосе, а в 1551 его направляют в Португалию – не исключено, что доминиканцы пытаются уберечь Г. от Инквизиции, которая начинает гонения на гуманистов. С 1556 по 1560 он возглавляет доминиканские монастыри Португалии, одновременно является духовником королевской семьи, много пишет на португальском, кастильском и латыни. В 1559 году его "Книга о молитве и размышлении" (Libro de la oraión y meditación. Саламанка, 1554) и "Наставление грешникам" " (La guía de pecadores. Лиссабон, 1556) оказываются  в "Индексе запрещенных книг" Вальдеса. Чтобы избежать инквизиционного процесса и добиться переиздания трудов, Г.  редактирует тексты и убирает из них "сомнительные" места.  Незадолго до смерти, больной и почти ослепший, он снова попадает под подозрение: на этот раз за то, что открыто защищает монахиню, обвиняемую в обмане и симулировании стигматов. К счастью, инквизиторы признают его невиновным. Вскоре после этого скандала он публикует "Проповедь о публичном падении" (Sermón de las caídas públicas. Лиссабон, 1588) о том, что следует делать истинному христианину, когда в грех впадают святые люди, а через несколько дней умирает. Его прах покоится в монастыре Сан-Доминго в Лиссабоне.

Мировоззрение  Г. складывалось под влиянием нескольких традиций. Это христианское богословие и, в первую очередь, учение доминиканца Фомы Аквинского, античная философия (Платон, Аристотель), францисканский стиритуализм, "христианский гуманизм" Эразма Роттердамского, неоплатонизм,  неостоицизм и мистицизм (сочинения европейских мистиков и Хуана де Авилы). Среди обширного наследия Г. (его полное собрание сочинений составляет 46 томов) особое место занимают несколько произведений – все они пережили множество переизданий и переведены на другие языки.

Это, прежде всего, "Книга о молитве и размышлении". Она состоит из трех частей: первая – это размышления о жизни Христа в духе приписываемых Бонавентуре "Размышлений" (Meditationes vitae Christi), о грехах, о суетности мирской жизни; вторая часть посвящена благочестию и тому, что  помогает и мешает христианину обрести его; в третьей части, добавленной при переиздании 1556 года, Г. защищает идею "внутренней веры", местами почти дословно цитируя Савонаролу и Эразма Роттердамского.  Он осуждает внешнюю, показную религиозность и противопоставляет умную молитву как "восхождение сердца к Богу" молитве устной, зачастую сводящейся к механическому повтору заученных фраз.

Эти идеи получают свое дальнейшее развитие в "Наставлении грешникам", в котором  Г. воспевает добродетель и дает верующим практические советы, как ее достичь. Здесь он впевые обращается к образу мистического тела Христова, восходящему к "Энхиридиону" Эразма: каждый человек, пишет он, – это живой член самого Христа. Нужно делать своим ближним добро и не причинять им зла, ибо "грешащие против членов Христовых, грешат против Него самого". Кроме того, в первой редакции "Наставления" присутствует ряд пассажей иллюминистского толка, в которых Г. сводит суть христианства к закону благодати. Все это наряду с критикой священства, проповедью внутренней веры и личной ответственности христианина перед Богом послужило причиной запрета Инквизицией двух вышеуказанных сочинений. На том же основании одни исследователи причисляют Г. к мистической, другие – к аскетической традиции.

Центральное сочинение Г. – "Введение в символ веры" (Introducción al Símbolo de la fe. Саламанка, 1583) – состоит из пяти частей. Из них самой знаменитой является первая, где автор – не без влияния францисканской философии – воспевает чудеса творения. Через подробное иерархическое описание мира – сначала макрокосм (Солнце, Луна, звезды, четыре первоэлемента), затем растения, животные, насекомые, и, наконец, венец творенья – человек, его строение, органы, чувства, – Г. подводит нас к главному тезису: величие и совершенство тварного мира свидетельствует о еще большем величии и совершенстве его Творца. Здесь Г. рассуждает как неоплатоник: мир земной является для него гармоничным отражением мира небесного, поэтому через созерцание и любовь к природе можно постичь первопричину всего сущего – Бога. Вторая часть трактата посвящена христианской вере – единственной истинной религии на земле; третья и четвертая – таинству Искупления; пятая является своеобразным итогом всей книги, а также содержит небольшой "трактат о том, как следует обучать таинствам нашей веры тех, кто недавно принял ее".

Среди латиноязычных сочинений Г. следует упомянуть "Церковную риторику" (Rhetorica exxlesiastica. Лиссабон,1576) – учебник ораторского искусства для проповедников, где Г. попытался адаптировать законы классической риторики (Цицерона и Квинтилиана) для христианских целей. Его многочисленные проповеди на латыни и народных языках – практическое применение этих советов. Г. также написал несколько биографий своих современников, в том числе Хуана де Авилы, и перевел на испанский "Лествицу" святого Иоанна Лествичника (Escala espiritual. Лиссабон, 1562). Кроме того ему приписывают перевод знаменитого трактата Фомы Кемпийского "О подражании Христу" (Imitación de Cristo. Севилья, 1536). Однако многие исследователи считают, что перевод был сделан Хуаном де Авилой, а Г. лишь внес некоторые добавление при переиздании книги в 1556.

В целом, во всех своих сочинениях Г. остается проповедником: его проза дидактична, ее цель – донести до людей слово Божие, указать путь к духовному совершенствованию. И в этом он до конца остается христианским гуманистом.

Соч.: Granada L. de. Obras castellanas completas. Madrid, 1994 – 1997;  Granada fray Luis de. Obras Completas. Madrid, 1994 – 2005;

Лит.: Muñoz L. Vida y virtudes de fray Luis de Granada. Madrid, 1639; Cuervo J.  Biografía de Fray Luis de Granada. Madrid, 1895; Azorín J. M. R. De Granada a Castelar.  Madrid, 1922; Azorín J. M. R. Los dos Luises y otros ensayos. MadridBuenos Aires, 1946; Laín Entralgo P. La antropología en la obra de Fray Luis de Granada. Madrid, 1946, reed. 1988; Bataillon M. La genése et les métamorphoses des oeuvres de Louis de Grenade // Annuaire du Collège de France. París, 1948, pp. 194-201; Leon Navarra V. Luis de Granada y la tradición erasmista en Valencia. Alicante, 1986; Rodrigues, M. I. R. Fray Luis de Granada y la literatura de espiritualidad en Portugal (1554 – 1632). Salamanca, 1988; Huerga A. Fray Luis de Granada. Una vida al servicio de la Iglesia. Madrid, 1988; García del Moral, Antonio. Fray Luis de Granada, su obra y su tiempo. Actas del congreso internacional, Granada 27'30 Septiembre 1988. Granada, 1993; Плавскин З.И. Литература Возрождения в Испании. Спб., 1994; Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. пер. с фр. В 2-х томах. Т.1, Т.2 - М, 1999.

Татьяна Парфенова

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова