Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Архимандрит Макарий (Веретенников)

доктор богословия, Московские духовные академия и семинария

СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ

(Хронология жизни и почитания)

Исторический вестник, №7, 2000 г., сайт Воронежской епархии.

С именем митрополита Макария († 1563; пам. 30 дек.) связана целая эпоха на Руси в середине XVI в. Это был духовный собиратель Русской земли, великий почитатель русских святых, молитвенник и подвижник, ревностный деятель на ниве Христовой, иконописец, собеседник святых современников, книжник, талантливый организатор, патриот, дипломат. Его труды нашли отражение в летописях, агиографических и гимнографических произведениях, памятниках древнерусской книжности, иконографии1, сфрагистики и т. д. Различные аспекты его многогранной деятельности исследуются в трудах по истории Церкви, Русского государства, искусства, древнерусской литературы и пр. Нередко в биографических трудах в конце приводится краткая хронология жизни исторического лица2. В настоящей статье предпринимается попытка составить максимально полную хронологию жизни Всероссийского митрополита Макария. С тем чтобы показать деятельность митрополита Макария на более широком историческом фоне, приводятся две колонки. В правой помещены сведения о событиях и документах, связанных с именем святителя, с указанием года, месяца и дня. Если месяц и день неизвестны, то событие поставлено в конце упоминаемого года. Некоторые же события, хотя и не имеют указания месяца и дня, однако, исходя из контекста летописного повествования, помещены внутри точно датированных событий года. События и документы, не имеющие точной датировки, в хронологию не включены. Так, за рамками хронологии остались: Новгородский владычный летописный свод; комплект Великих Макарьевских Четьих Миней, подаренный Царю Иоанну Грозному; послания митрополиту Макарию преподобного Максима Грека; челобитные в адрес митрополита Макария от опальных с просьбой печалования перед Государем; пастырские поучения и другие документы, а также многие события, упоминаемые в летописях и Житиях. В некоторых случаях дни месяцев в датах уточнены по книге Н. Туркестанова "Сокращенный календарь на тысячу лет (900-1900), составленный для проверки годов в летописи" (СПб., 1868). Все даты переведены на январское летосчисление по Рождестве Христовом. События нашего времени указаны по современному календарю.

В левой колонке указаны знаменательные события русской истории. При их составлении использовались следующие издания: Арсений, архиеп. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющая церковные. СПб., 1899; Творогов О.В. Древняя Русь: События и люди. 1994; Соловьев И. Хронология по русской истории. М., 1994; Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. М., 1994; Зуев М.Н. Хроника истории России IX-XX вв.

М., 1995; Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах. СПб., 1995. Следует отметить, что если в начале хронологии левая колонка насыщена датами, то затем их число сокращается. Это вполне понятно, так как значительные государственные события на Руси того времени непосредственно связаны с именем митрополита Макария.

Некоторые важнейшие церковно-государственные события русской истории

Даты жизни и почитания

митрополита Макария

1462-1505. Великое княжение Иоанна III.

1473-1489. Первосвятительство митрополита Геронтия.

Основание Иосифо-Волоколамского монастыря.

1479. Освящение Успенского собора в Кремле.

1480. Падение Золотоордынского ига.

1485. Присоединение Твери к Москве.

1488. Собор в Москве против ереси жидовствующих.

1489. Освящение Благовещенского собора в Кремле.

1490-1494. Первосвятительство митрополита Зосимы.

1490. Собор в Москве против ереси жидовствующих.

1492. Собор, утвердивший Православную Пасхалию на 8-ю тысячу лет.

1495-1511. Первосвятительство митрополита Симона († 1512).

1497. Издание единого для всего Русского государства Судебника великого князя Иоанна III.

1498. Династический кризис.

Венчание Димитрия-внука († 1509).

1499. Создание Геннадиевой Библии в Великом Новгороде.

1503. Собор в Москве о вдовом духовенстве.

1504. Собор в Москве против ереси жидовствующих.

1505. Начало великого княжения Василия III.

1505. Скончался на покое в кремлевском Чудовом монастыре святитель Геннадий.

1508. Освящение Архангельского собора.

Основание Троице-Данилова монастыря в Переславле-Залесском.

1510. Присоединение к Москве Пскова.

1511-1521. Первосвятительство митрополита Варлаама.

1514. Взятие Смоленска.

1515. Скончался преподобный Иосиф Волоцкий (пам. 9 сент.).

Завершена роспись Успенского собора в Кремле.

1516. Скончался на покое в Троице-Сергиевом монастыре святитель Серапион Новгородский (пам. 16 марта).

1518. Прибытие на Русь преподобного Максима Грека († 1556; пам. 21 янв.).

1520. Скончался преподобный Давид Серпуховский (пам. 18 окт.).

1521. Нашествие на Москву Казанского хана Мухаммед-Гирея.

Присоединение к Москве Рязани.

Обретение мощей преподобного Макария Калязинского († 1483; пам. 17 марта).

1522. Начало первосвятительства митрополита Даниила († 1547).

1523-1524. Послания старца Псковского Спасо-Елеазарова монастыря, в которых сформулирована идея "Москва - третий Рим".

1524-1525. Основание в Москве Новодевичьего монастыря в честь Смоленской иконы Богоматери.

1525, май. Осуждение на Соборе преподобного Максима Грека.

Развод великого князя Василия III

с Соломонией Сабуровой († 1542).

1526. Вступление великого князя Василия III в брак с Еленой Глинской

(† 1538).

1526, июнь 6. Большой пожар в Великом Новгороде.

1526. К великому князю Василию III прибыли поморы-лопари и били челом, прося прислать священников для крещения.

1526, декабрь. Богомольная поездка великого князя Василия III в Тихвин.

1527, сентябрь. Поход русских ратей против крымских татар во главе с ханом Асламом.

1528. В Тверской епархии основан Богоявленский монастырь преподобным Нилом Столбенским († 1554; пам. 7 дек.).

1529. В Казани пострадал мученик Иоанн (пам. 24 янв.).

1530, август 25. Рождение Иоанна Грозного († 1584).

1531. Осуждение на Соборе инока-князя Вассиана (Патрикеева) и вторичное осуждение преподобного Максима Грека.

1531. Местное прославление преподобного Пафнутия Боровского

(† 1477; пам. 1 мая).

1531, май. Большой пожар в Великом Новгороде.

1531, лето. Большие пожары в Москве, Нижнем Новгороде и других городах.

1531, зима. В Великий Новгород прибыли лопляне "с Мурманьского моря" с просьбой о крещении.

1532. Скончался преподобный Кирилл Новоезерский (пам. 4 февр.).

1532, июль-декабрь. Эпидемия во Пскове - "мор велик".

1532. Возведение по случаю рождения Иоанна IV храма Вознесения шатровой архитектуры в селе Коломенском.

1532, октябрь-ноябрь. Эпидемия в Новгороде ("вред, яко прыщ").

1533. Основание преподобным Трифоном Печенгским († 1583; пам.

15 дек.) Троицкого монастыря.

1533, лето. Сильная засуха в Новгородских землях.

1533, август. Большой пожар во Пскове.

1533, август 30. Кончина преподобного Александра Свирского.

1533, декабрь 3. Кончина великого князя Василия III.

Начало регентства великой княгини Елены Глинской.

1534, май. Возведен в Москве земляной вал - Китай-город.

Начало активного строительства в русских городах новых оборонительных сооружений.

1534, осень. Военные действия Литвы на западных рубежах Руси.

1534/1535, зима. Ответный поход русских ратей в Литовскую землю.

1535, февраль 12. Переложение честных мощей святителя Московского митрополита Алексия († 1378) в день его памяти в новую серебряную раку.

1535, март. Денежная реформа в Московской Руси, введение единой денежной системы в стране.

1535, май. Начало строительства в Москве каменной Китайгородской стены.

1535. Основание в Литовской земле на озере Себеже русской крепости Иван-город.

1535, август. Вторжение крымских татар в Рязанские пределы.

1537, январь. Заключено перемирие с Литвой на 5 лет.

1537. Скончался преподобный Корнилий Комельский (пам. 19 мая).

1537, весна. Князь Андрей Иоаннович Старицкий с ратями подошел к Новгороду в надежде на поддержку новгородцев.

1537, июнь-июль. Опустошительные пожары в Твери.

1537, лето. Заключено перемирие со Швецией на

60 лет.

1538, апрель 3. Кончина великой княгини Елены Глинской.

1538, апрель. Начало "Боярщины".

1538, апрель-октябрь. Борьба группировок Шуйских и Бельских.

Падение Бельских.

1539, февраль 2. Сведен с престола митрополит Даниил.

1539, февраль. Начало первосвятительства митрополита Иоасафа († 1555; пам. 25 июля).

1539, март. Явление около Каргополя чудотворной иконы "в трех лицах" - святителя Николая, мучениц Варвары и Параскевы.

1539. Явление чудотворной Оковецкой (Ржевской) иконы Богоматери (пам. 11 июля).

1540, лето. Падение Шуйских.

Приход к власти Бельских.

1541, весна. Большое наводнение на Новгородской земле.

1542, январь. Боярский переворот: смена боярской группировки Бельских Шуйскими.

1542, март. Сведен с престола митрополит Иоасаф.

1542, июнь. В Новгороде "бысть пожар велми грозен".

1542. Кончина преподобного Стефана Озерского, Комельского (пам. 12 июня).

1542, июнь. Заключение перемирия с Литвой на 7 лет.

1543, декабрь. Свержение Шуйских.

1544. Кончина в заточении в Переславле князя Димитрия - внука великого князя Василия Васильевича.

1546, лето. Начало правления Глинских.

1482. Рождение в Москве у Леонтия и Евдокии (?) младенца Михаила, будущего митрополита Московского Макария.

Кон. XV в. Уход Михаила в обитель преподобного Пафнутия Боровского († 1477; пам. 1 мая).

Нач. XVI в. Пострижение послушника Михаила в монашество в честь преподобного Макария Великого

(† 391; пам. 19 янв.).

1511, май 4. В Пафнутьевом монастыре основана каменная трапезная3.

1522. В Пафнутьево-Боровском монастыре при игумене Пафнутии выстроена каменная паперть над гробницей преподобного Пафнутия4.

1523. В Пафнутьевом монастыре поставлена "колоколница камена"5.

1523, февраль 15. Возведение митрополитом Даниилом инока Макария в архимандриты Можайского Лужецкого монастыря6.

1526, февраль 26. Наречение Лужецкого архимандрита Макария во архиепископа Великого Новгорода и Пскова7.

1526, март 4. Архиерейская хиротония святителя Макария во архиепископа Великого Новгорода и Пскова8.

1526. Запись на Новгородской Кормчей: "Правило софейския старыя дал их князь Великии Василей Иванович всея Руси архиепископу Микарью как его с Москвы в Новград отпустил и велел князь Великии в Софеи положити по сторине в лет 7034"9.

1526, июль 29. Прибытие архиепископа Макария на кафедру в Великий Новгород10.

1526. Архиепископ Макарий посылает по указу великого князя Василия III священника и диакона "от святыя Софии" для крещения "лоплян" на севере Новгородской области11.

1526, сентябрь 1. Грамота Макария, архиепископа Великого Новгорода и Пскова, коею священно- и церковнослужители Петропавловской Вирменской церкви, Соловецкому монастырю подведомой, освобождены от всех церковных податей и от суда десятинников (благочинных)12.

1526, сентябрь 9. Освящение архиепископом Макарием храма Апостола Филиппа на Нутной улице в Великом Новгороде, "и ту на обедни простил Бог жену очима болну"13.

1526, декабрь 25. В присутствии Государя архиепископ Макарий совершает Богослужение в праздник Рождества Христова в Тихвинском монастыре14.

1527, август 23. Архиепископ Макарий освящает новоустроенный придел Апостола Луки в паперти разрушенного пожаром 1526 г. храма на Лукине улице15.

1527, сентябрь 8. Игумен Новгородского монастыря преподобного Антония Римлянина Геронтий

(1517-1536) учредил по благословению святителя Макария общежитие в обители16.

1527. Великий князь Василий III заповедует архиепископу Макарию совершать молебное пение в храмах о победах русского оружия во время набега крымского хана Аслама17.

1527, октябрь 20. Архиепископ Макарий, завершив "поновление" чудотворной иконы Богоматери Знамение и щедро украсив, приносит ее с крестным ходом с Софийской стороны в церковь на Ильине улице, которую Владыка в тот же день освятил во имя "Честное Ея Знамение, понеже и в церкви того лета понавливали; и чудотворную икону постави в церкви Святыя Богородица"18.

1527. Собор новгородского духовенства, на котором архиепископ Макарий призвал ввести общежительный устав в монастырях. "Игумени же, слышавше, приимше добрыи совет боголюбиваго архиепископа... и оттоле начаша устрояти общежители"19.

1527. Архиепископ Макарий благословляет ведение больших ремонтных работ в Софийском соборе, устройство нового иконостаса и новые настенные росписи20.

1528, январь 26. Архиепископ Макарий приехал во Псков и жил в нем 10 дней согласно указанию великого князя21.

1528, весна. Архиепископ Макарий благословляет написать над западным входом в Софийский собор образ Пресвятой Троицы, святой Софии и Нерукотворного Спаса22.

1528. Строительство по повелению святителя Макария псковским мастером мельницы на реке Волхов, закончившееся неудачей23.

1528, июль 21. Указная грамота Новгородского архиепископа Макария псковскому духовенству24.

1528, октябрь 28. Архиепископу Макарию сообщили о гибели людей в храме великомученицы Параскевы Пятницы на Торговой стороне. Он же, прослезившись, велел их погребать, "кождо где живяше"25.

1528. По благословению архиепископа Макария написана Великая книга келейного правила и путного для молитвы во время дальних "путных шествий" святителя26.

1529. Инок Досифей, племянник преподобного Иосифа Волоцкого, завершил работу по благословению архиепископа Макария над исправлением текста Синайского Патерика, который затем святителем был помещен в Великие Четьи Минеи27.

1529. По благословению Новгородского владыки Макария начата работа по собиранию всех "чтомых" на Руси книг28.

1530, август 25. В день рождения Иоанна Грозного в Великом Новгороде был отлит большой колокол, "яко страшной трубе гласящи", повелением архиепископа Макария29.

1530. Архиепископ Макарий почтил чудотворный образ Богоматери Умиление, принесенный для поклонения "ис Пустои Ржовы"30.

1530, октябрь 2. Архиепископ Макарий "по государеву слову великого князя" посвящает инока Силуана в настоятели Юрьева монастыря31.

1531, февраль 5. Архиепископ Макарий в числе других участвует в печаловании пред Государем за

Ф.М. Мстиславского32.

1531, май 3. Для погребения "ста полпятдесяти человек", погоревших во время пожара на Софийской стороне, архиепископ Макарий приказал выкопать ров у святого Архангела Гавриила, в конце Фревковой улицы, сам совершил надгробное пение и вместе со всем городским духовенством похоронил погоревших33.

1531, июль. Василий III "прислал ко своему богомолцу архиепископу Макарию в Великий Новгород грамоты" с предписанием разделить город на секторы и устроить решетки в целях борьбы с пожарами34.

1531, осень. По благословению архиепископа Макария "обложили" храм Святой Троицы в Колмовом монастыре и 6 октября 1532 года по благословению архиепископа Макария его освятили35.

1531, ноябрь 21. Архиепископ Макарий "по слову Великого князя" поставляет волоколамского инока Феодосия в настоятели Хутынского монастыря (1531-1542)36.

1531, ноябрь-декабрь. Архиепископ Макарий послал Софийских священника и диакона в Тутолму освящать храмы и крестить лоплян37.

1532, март 17. Архиепископ Макарий освящает в Новгороде "церковь древяную" Успения Богоматери, построенную по повелению великого князя Василия "в Каменом городе у стены... а придел святой Иван во имя Государя великого князя"38.

1532, июль-декабрь. Во время эпидемии во Пскове архиепископ Макарий совершает молебствия в храме Святой Софии с омовением мощей и посылает святую воду во Псков и по всему Новгороду39.

1532, осень. Повелением архиепископа Макария Д. Сырков строит на владычнем дворе в Великом Новгороде храм во имя святителя Николая40.

1532, октябрь 6. Архиепископ Макарий освящает каменный Благовещенский храм в Евфимьевом монастыре41.

1532, октябрь. В связи с начавшейся в Новгороде смертоносной язвой архиепископ Макарий "повеле всем православным христианом поститися от мала и до велика", установил вседневные молебные пения и крестные хода вокруг города, а также благословил "создати единым днем церковь древяну"42.

1532, ноябрь 8. На праздник Архангела Михаила в продолжение всего дня строительства обыденной церкви - "до вечерняа годины" - архиепископ Макарий в Софийском соборе совершает молебны о прекращении мора в Великом Новгороде43.

По окончании строительства, совершив литургию, архиепископ Макарий освящает обыденный храм во имя Апостола Марка и поучает "игумены и священники и всех людеи о покаянии"44.

1532. Архиепископ Макарий посылает в Можайский Лужецкий монастырь вклад - 50 рублей45.

1532. Архиепископ Макарий положил вкладом в новгородский Софийский собор книгу Пролог46.

1533, январь 11. Завершен труд над созданием Четвероевангелия, которое, обложив драгоценным окладом, святитель Макарий дал вкладом в Пафнутьево-Боровский монастырь 21 февраля 1534 года47.

1533, март 25. Святитель Макарий пишет грамоту миссионерского содержания в Вотскую пятину48.

Архиепископ Макарий, испросив разрешения у великого князя, посылает в Вотскую пятину иеромонаха домового Рождественского храма Илию - для ниспровержения там языческих обычаев49.

1533, апрель 25. Хутынский игумен Феодосий сообщает архиепископу Макарию о возгоревшейся свече у мощей преподобного Варлаама. Святитель посылает в Москву часть свечи великому князю Василию III50.

1533, июль 15. Архиепископ Макарий "постави в соборнои церкви во святеи Софеи в Великом Новегороде амвон велми чуден и всякие лепоты исполнен"51.

1533, лето. Архиепископ Макарий благословляет петь молебны по всем храмам и сам совершает крестные хода и усиленные моления, "около града ходя"52.

1533, август. Перед кончиной преподобный Александр Свирский послал святителю Макарию прощальную грамоту53.

1534, весна. Повеление архиепископу Макарию от великого князя Иоанна Васильевича поставить "град древян на Софеискои стороне"54.

1534, май 3. Архиепископ Макарий совершает крестный ход, полагая молитвенное начало строительству новой деревянной стены на Софийской стороне Новгорода55. Часть денежных расходов на строительство, "урок", была взята из владычной казны56.

1534, июнь 25. Владычный диак Вассиан Воробьев привез в Троице-Сергиеву обитель святительский вклад - 50 руб.57

1534, ноябрь 22. Архиепископ Макарий отправляет в Москву 700 рублей со своим князем М.Ф. Оболенским и диаком своим И.П. Одинцом для выкупа русских пленных58.

1534. Архиепископ Макарий дарит в монастырь своего пострижения рукопись, содержащую "Просветитель" преподобного Иосифа Волоцкого59.

1534, декабрь. Грамота великого князя Иоанна и великой княгини Елены архиепископу Макарию с повелением отпустить своих наместников Новгородских в поход на Литву60.

Вызов митрополитом Даниилом архиепископа Макария для соборного богомолия и рассмотрения духовных и земских дел перед походом на Литву61.

1534, декабрь 25. Архиепископ Макарий совершил литургию на праздник Рождества Христова, затем, "взем Честный Крест... благослови наместника Великого Новагорода на государево дело... князя Бориса Ивановича Горбатого". В тот же день Владыка выехал в Москву62.

1535, январь 9. Архиепископ Макарий приехал в преименитый и спасаемый град Москву в субботний день63.

1535, январь 10. "И наутрие, в неделю... Государю великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии и его матери благочестивой княгини Елены поклонение сотвори архиепископ Макарий по государскому обычаю... тажа и у митрополита благословение со усердием приим".

В тот же день архиепископ Макарий вместе с тремя другими иерархами сослужил в Успенском соборе митрополиту Даниилу64.

1535, январь. В течение 18 дней пребывания в Москве архиепископ Макарий служил в Успенском соборе, дважды служил в церкви Николая Гостунского, совершал молебны в различных московских церквах. "Таже и ко Государю... ездя чрез день и много печалования творя... И Государь... архиепискова ради печалования, многим милость показа"65.

1535, январь. Хутынский игумен Феодосий пишет в Москву святителю Макарию послание, сообщая о возникших местнических проблемах в Новгороде66.

1535, январь 28. Отбытие архиепископа Макария из Москвы в Великий Новгород67.

1535, февраль 7. Возвращение архиепископа Макария из Москвы в Великий Новгород68.

1535. Архиепископ Макарий повторно посылает иеромонаха Илию в Вотскую пятину для утверждения православной веры69.

1535. "Весни велел архиепископ оучинити решетку медяну оу Пречистеи над городными вороты" в Новгороде70.

1535, июнь 20. В Новгороде начали чеканить новые монеты. Контроль над этим вместе с наместниками и диаками по повелению великого князя был возложен на архиепископа Макария71.

1535. Великий князь поручил архиепископу Макарию послать священников для освящения трех церквей в новооснованном городе, освятить место, "а самому архиепископу имя граду нарещи". Владыка назвал город "Иван-град на Себежи" в честь Государя72.

1535, июль. По благословению архиепископа Макария град и место освятили "священными водами; и священныи быша церкви"73.

1535, август 31. Архиепископ Макарий творит соборные благодарственные молебны о дарованной победе над крымскими татарами74.

1535. По благословению архиепископа Макария поставлен во Пскове владычный двор75.

1535, октябрь 3. Освящение в Антониевом монастыре деревянной церкви Козмы и Дамиана, построенной по благословению архиепископа Макария76.

1535, октябрь 15. Завершен перевод Толковой Псалтири епископа Брунона Вюрцбургского, который Димитрий Герасимов выполнял по благословению архиепископа Макария77.

1535. По благословению Новгородского владыки Макария в Плотинском конце заложена каменная о пяти верхах церковь Бориса и Глеба, с приделами "на полатех чюдотворец Никола и св. Владимир". Освящена по благословению архиепископа Макария 3 декабря 1536 года вместе с приделами78.

1535/1536, зима. В Новгороде и Пскове пленные татары "начаша приходяще молитися боголюбивому архиепископу Макарию и просити Святаго крещения". Архиепископ обратился за разрешением к Государю79.

1536. По благословению архиепископа Макария городские священники оглашали татар80.

1536. После праздника Крещения архиепископ Новгородский Макарий приехал во Псков, где были крещены пленные татары81.

1536, январь 23. По благословению архиепископа Макария крестили пленных татар в Новгороде82.

1536, февраль 17. Новгородский архиепископ Макарий послал повольную грамоту митрополиту Даниилу на поставление Смоленского епископа Саввы (Слепушкина;

1536-1538)83.

1536, апрель 30. По благословению архиепископа Макария переосвящен придельный престол в храме жен Мироносиц во имя Апостола Матфея в Новгороде на Дворище84.

1536, июнь 13. По благословению архиепископа Новгородского Макария заложена церковь о трех верхах в честь Похвалы Богоматери, "заветная от мору... а освяща сам боголюбивый архиепископ Макарий" 15 октября 1536 года85.

1536, июнь 30. Архиепископом Макарием дана благословенная грамота на построение церкви великомученика Георгия в Лодомской волости86.

1536, август 6. На праздник Преображения архиепископ Макарий освящает в Спасо-Хутынском монастыре храм во имя Григория Просветителя Армении87.

1536, сентябрь 8. Архиепископ Макарий освящает каменный трапезный храм Сретения в монастыре преподобного Антония Римлянина88.

1537. "...ко Христову Тридневному Воскресению, Пасце" архиепископ Макарий в Софийском соборе "болшои Деисус 13 икон обложи сребром и украси златом"89.

1537, весна. Архиепископ Макарий творит молебны "о устроени земском" во время мятежа князя Андрея Старицкого90.

1537. По слову Государеву и благословению архиепископа Макария Торговую сторону Новгорода в пять дней обнесли новой деревянной стеной91.

1537, весна. "И владыка Новгородской Макарей... и вси новгородци" князя Андрея "в Новгород не пустили"92.

1537, весна. По благословению архиепископа Макария "сын боярской" В.М. Тучков составил новую редакцию Жития преподобного Михаила Клопского, в котором осуждалась междоусобная брань93.

1538, февраль 7. По благословению архиепископа Макария инок Аркадий, постриженник Пафнутьево-Боровского монастыря, начал переписывать Июльскую Великую Четью Минею, завершив ее 13 июля94.

1538, май 2. По благословению архиепископа Макария в Юрьеве монастыре заложена каменная с трапезною церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Эту церковь владыка Макарий освятил 15 сентября 1539 года95.

1538, декабрь 9. "...написаны быша книги сия Козма Индикоплов повелением Государя, преосвященнаго архиепископа Макариа Великого Новаграда и Пскова"96.

1538. Пришедшие в Новгород за сбором пожертвований монахи афонского Зографского монастыря Митрофан и Прохор рассказали о притеснениях православных турками. По благословению архиепископа Макария новгородский монах Илия на основе их рассказа написал в 1539 г. Житие болгарского новомученика Георгия97.

1539, январь 25. Новгородский архиепископ Макарий приехал в -Москву98.

1539, февраль 6. Наречение митрополита Иоасафа, в чинопоследовании которого участвует Новгородский архиепископ Макарий99.

1539, февраль 9. Архиепископ Макарий возглавил в Москве интронизацию митрополита Иоасафа100.

1539, март 3. Новгородский архиепископ Макарий дал митрополиту Иоасафу повольную грамоту на "Божие великое дело"101.

1539, март 25. Священник Софийского собора Агафон закончил труд над Пасхальными расчетами, который он выполнял по благословению архиепископа Макария и по обету за исцеление у мощей преподобного Сергия Радонежского102.

1539. По благословению святителя Макария чудотворный образ святителя Николая, мучениц Варвары и Параскевы был принесен для поклонения в Новгород, с него была сделана копия и по благословению Новгородского владыки помещена в Варваринском девичьем монастыре103.

1539. По благословению архиепископа Макария изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря104.

1540. Перед праздником Успения во Псков принесены для поклонения резные изображения святителя Николая и мученицы Параскевы. Для умирения возникшего недоумения, что иконы нетрадиционные, то есть резные, их послали в Великий Новгород, "и владыка Макарей сам знаменовался тем святым иконам, и молебен им соборне пел... и велел псковичам святые иконы стречати соборне"105.

1540. Архиепископ Макарий поставил в Новгороде "церковь каменную в Каменном городе, св. мученицы Анастасии, от мору заветную"106.

1541, март 21. Великий князь прислал в Великий Новгород к архиепископу Макарию двух старцев из Святой Земли и грамоту от Иерусалимского патриарха Германа II с просьбой о материальной помощи Иерусалимской Церкви107.

1541. Архиепископ Макарий дал вкладом в Софийский собор Великие Четьи Минеи (Софийская редакция)108.

1542, январь 19. Для Успенского комплекта Великих Четьих-Миней "написаны быша книги сиа Козма Индикоплов повелением Государя пресвященнаго архиепископа Великого Новагорода и Пскова, владыки Макариа, умножи Господи живот его"109.

1542, январь 25. Новгородский архиепископ Макарий "дал в дом Боголепнаго Преображения", в Соловецкий монастырь, вклад - книгу Пандектов и Тактикон инока Никона Черногорца110.

1542, февраль 27. "...взят бысть пресвященый архиепискуп Макарей, из Великого Новагорода" в Москву111.

1542, март 9. Новгородский архиепископ Макарий прибыл в Москву112.

1542, март 16. Наречение Новгородского архиепископа Макария во Всероссийские митрополиты113.

1542, март 19. Митрополичья интронизация святителя Макария114.

1542, май 17. Митрополит Макарий дал уставную грамоту Никольскому Песношскому монастырю о пошлинах с сельских церквей115.

1542 июнь 8. Митрополит Макарий подтвердил грамоту, данную ранее митрополитом Даниилом преподобному Даниилу Переславскому, об освобождении монастыря от податей116.

1542, июнь 18. Митрополит Макарий возглавил хиротонию Новгородского архиепископа Феодосия (1542-1551; † 1563)117.

1542, июнь 25. Уставная грамота митрополита Макария Вологодскому Спасо-Прилуцкому монастырю118.

1542, июль 2. Митрополит Макарий возглавил хиротонию Коломенского епископа Феодосия (1542-1555)119.

1542, октябрь 20. "Преосвященны Макарей митрополит Московский и всеа Русии дал вкладу денег 50 рублев" в Троице-Сергиев монастырь120.

1542. "Того же лета заложиша церковь каменну в Великом Новограде, на Городище, Архангела Михаила, повелением великого князя Иоанна Василиевича всея Росии, и митрополита Макария всея Росии и архиепископа Феодосия Великаго Новаграда и Пскова"121.

1543, февраль 22. Новгородский архиепископ Феодосий пишет святителю Макарию в Москву "повольную" грамоту на поставление Ростовского архиепископа Алексия (1543-1548) из настоятелей Троице-Сергиева монастыря. Отправлена грамота в Москву была 25 февраля "с подиачим с Петелею с Ондреевым"122.

1543, февраль 25. Митрополит Макарий возглавил хиротонию Ростовского архиепископа Алексия (1543-1548)123.

1543, май 31. Митрополит Макарий благословил преподобного Адриана Пошехонского на основание монастыря, вручил ему "благословенную грамоту безданную" и посвятил его во игумены124.

1543, сентябрь 9. Печалования митрополита Макария за Ф.С. Воронцова перед Шуйскими125.

1543. Митрополит Макарий благословил вернуть старца Савватия на покаяние в Псково-Печерский монастырь, о чем написал в послании к архиепископу Новгородскому Феодосию126.

1544, январь 22. Сгорели "избы митрополичии на митрополичием дворе; а митрополит ездил тогда в Можаеск и в Пафнотиев монастырь"127.

1544, февраль 21. Митрополит Макарий возглавил хиротонию Суздальского епископа Ионы (1544-1548)128.

1544, февраль 24. Митрополит Макарий возглавил хиротонию Крутицкого епископа Саввы (1544-1554)129.

1544. Митрополит Макарий дал Толковые Евангелия в Успенский собор130.

1545, ноябрь 30. "Борисоглебской диакон Ианикитищо" завершил начатое по благословению святителя Макария переписывание июльской Великой Четьи Минеи131.

1545, декабрь. "...для отца своего Макариа митрополита" Государь снял опалу с бояр: Ивана Кубенского,

князя Петра Шуйского, князя Александра Горбатого, Федора Воронцова и князя Димитрия Палецкого132.

1545. Грамота Ревельского (Таллиннского) магистрата митрополиту Макарию с просьбой о возмещении понесенных убытков ревельских купцов во время пожара в Новгороде133.

1545. "...повелением господина Пресвященнаго Макариа митрополита всея Русии" было написано Житие преподобного Александра Свирского († 1533; пам. 30 авг.)134.

1546, июнь 24. Митрополиту Макарию "явлена" для утверждения духовная грамота княгини А. Беззубцевой, в иночестве Евфросинии135.

1546, июнь 27. Митрополиту Макарию была явлена "духовная память" княгини А.В. Микулинской136.

1546, декабрь 13. "...начят князь Великий Иван помышляти женитися и советовал о том со отцем своим с Макарием митрополитом всея Русии"137.

1546, декабрь 14. Митрополит Макарий "после заутрени у соборныя церкви у Пречистые молебны пел". Затем святитель со всеми боярами навестил Государя138.

1546, декабрь 17. Князь в присутствии митрополита Макария и бояр сообщает о своем намерении жениться, а также венчаться Царским венцом139.

1546. "Поставлены на иждивение ямских доходов Московского митрополита Макария две каменные церкви на Завеличье: Св. Жен Мироносиц на Скудельницах, на Ивановском лугу, а третия во имя Архидиакона Стефана... в Мирожском монастыре"140.

1546. По благословению митрополита Макария епископ Крутицкий Савва (Черный) написал официальное Житие преподобного Иосифа Волоцкого141.

1547, январь 1. Деместик Ватопедского монастыря, пришедший с Афона в Москву, переплел Триодь постную и цветную из библиотеки святителя Макария, о чем сделал в ней запись142.


 

Архимандрит МАКАРИЙ (ВЕРЕТЕННИКОВ)

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ АРХИЕРЕЙСТВА СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

"Альфа и Омега", № 2(24) 2000.

(http://ao.clcp.ru/arch/024/024-Mak.htm)

В целом жизнь Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) делится на два периода: до архиерейской хиротонии в 1526 году и после нее. Эти два периода существенно отличаются друг от друга. Первый можно разделить еще на три хронологических отрезка, но практически они не отражаются в источниках и возможна только их реконструкция благодаря косвенным данным [1]. Второй период можно разделить на две части: новгородскую и московскую. Источники по ним весьма разнообразны. Однако есть одна интересная особенность. О новгородском периоде Святителя мы очень хорошо осведомлены прежде всего благодаря так наз. Владычнему летописному своду 1539 года [2], в котором целенаправленно и последовательно освещена деятельность архиепископа Макария. Известия свода заканчиваются 1537 годом; последний раз имя святителя Макария упоминается в нем под 1537 годом, когда говорится о его молитвенном предстательстве во время мятежа князя Андрея Старицкого [3]. После первосвятительской интронизации в 1542 году главным источником сведений о его жизни является Никоновская летопись, когда имя Митрополита Макария опять становится частым на страницах летописи. Таким образом выявляется пятилетняя лакуна в конце его архипастырского служения в Великом Новгороде, о которой известно менее, чем о предшествовавших и последующих годах. Если о последних днях его Митрополичьего периода, то есть о конце жизни, мы знаем довольно подробно благодаря особой Повести, то о конце новгородского периода, наоборот, совсем мало. Поэтому представляется целесообразным максимально собрать сведения о годах, предшествующих его митрополичьей интронизации, используя прежде всего другие летописи с привлечением различных дополнительных источников. В летописи ранее, отдельно от рассказа о мятеже князя Андрея Старицкого, говорится о составлении по благословению святителя Макария Жития преподобного Михаила Клопского [4]. В службе этому Святому выявлен акростих, свидетельствующий о ее составлении по благословению архиепископа Макария [5]. Все это позволяет говорить о проведении местной, епархиальной канонизации преподобного Михаила в Великом Новгороде.

Вскоре после своего прибытия на кафедру Святитель предпринял собирание всей духовной литературы [6]. В процессе этой работы инок Аркадий, бывший, как и Святитель, постриженником Пафнутиево-Боровского монастыря, начал в Новгороде 7 февраля 1538 года переписывать Июльскую Четью Минею, о чем он оставил запись в конце рукописи: “В лето 7046-го месяца февраля 7 день на память преподобнаго отца нашаго Парфения и преподобнаго Луки по благословению государя нашаго Пресвященнаго архиепископа Великаго Новагорода и Пскова владыки Макариа почета сия книга писати многогрешным неключимым иноком Аркадцом Пофнутьева монастыря пострижеником. А святою молитвою его и благословением съвръшена сиа книга месяца июля 13 день на память святаго Великаго Архистратига Гаврила и преподобнаго Стефана Сафаита. И вы Бога ради чтите а не клени те и аще которая опись обрящется, и вы Бога ради собою исъправляйте” [7].

В 1538 году в Москве произошло важное событие: “В лето 7046, апреля в 2 день преставися Великая княгиня Елена на память преподобного отца нашего исповедника Никиты, игумена Никомидейского, со вторника на среду, в 7 час нощи и положена бысть в Вознесении” [8]. Несомненно, когда в Новгороде стало известно о кончине Великой княгини Елены Глинской, матери Иоанна Грозного, святитель Макарий совершал о ней заупокойные моления в Софийском соборе.

Как отмечается, Евангелие, которое ранее архиепископ Макарий пожаловал в Боровской монастырь, изготавливали владычные мастера десяти специальностей [9]. Были среди них и часовые умельцы. В 1538–1539 годах для Соловецкого монастыря, который перед этим пострадал от сильного пожара, по благословению Новгородского владыки был изготовлен часовой механизм башенных часов, который хранится ныне в экспозиции Коломенского музея. Надпись на большом колесе гласит: “В лето 7047-го благословение(м) повеление(м) архиепископа Великаго Новагорода и Пскова владыке Макарьи и при игумени Алексии зделаны бы(ша) сии часы на Соловки, а дела архиепископль мастер Семен часовник” [10].

В 1539 году был сведен с престола Митрополит Даниил (1522–1539; †1547), в связи с чем состоялась поездка Новгородского архиепископа Макария в Москву. Львовская летопись сообщает точную дату прибытия Святителя в Москву. “Тоя же зимы, января 25, в субботу, приехалъ къ великому государю Ивану Васильевичу всея Руси на Москву изъ его отчины изъ Великого Новгорода богомолецъ его архиепископъ Макарий Великого Новгорода и Пскова” [11]. В Москве он возглавил Первосвятительскую интронизацию нового Предстоятеля Русской Церкви — святителя Иоасафа (1539–1542; †1555). Сохранился подробный Чин митрополичьего поставления, где многократно называется, хотя и без имени, архиепископ, которым был святитель Макарий. В четверг 6 февраля состоялось наречение Троицкого игумена Иоасафа (1529–1539), затем его повели “на митрополичь двор и в полату, и тамо в полате нареченнаго архиепископ и епископы посадиша его на уготованном месте” [12]. В тот же день “архиепископ и епископи нареченному Иоасафу благовестие учиниша по писанию же” [13]. В воскресение 9 февраля перед началом Литургии “епископи же, и архимандриты, и честнии игумены, и протопопы, изо олтаря по два приходяще, государю великому князю да и архиепископу поклонение творят до полу” [14]. После исповедания православной веры поставляемый творит целование собору архиереев, “первие архиепископа целует в десное колено и в руку десную и в ланиту” [15]. Далее начинается Литургия и на Трисвятом “нареченнаго приводят во олтарь в царьския двери, и архиепископ и епископи поставляют его Митрополитом всея Росии” [16]. “А после “Изрядного” архиепископ Митрополиче имя наречет: “В первых помяни Господи архиепископа нашего Иоасафа, Митрополита всея Росии”...” [17]. После Литургии новопоставленный шествует к Государю, а иерархи ждут его в Митрополичьих палатах. При его возвращении “архиепископ и епископи, вышед из палаты встретят Митрополита на дворе у лестницы, и Митрополит архиепископа и епископов благословив Животворящим Крестом да с ними о Христе целование творит, да зовет их к себе ясти” [18]. В конце Трапезы новопоставленный Первосвятитель творит Чин шествия на ослята. По возвращении “Митрополиту за здравие говорил и ча­шу подавал архиепископ Макарий Великого Новограда и Пьскова[19]. В Чине поставления Митрополита Иоасафа приведена грамота, которую дал святитель Макарий новопоставленному Митрополиту [20].

Святителя Макария сопровождал в поездке в Москву Спасо-Хутынский игумен Феодосий (1531–1542), который был одним из кандидатов на Первосвятительский престол. В одной из летописей справедливо говорится, что новый Митрополит “поставлен бысть <...> архиепископом Великого Новагорода и Пскова Макарием” [21]. Это была его вторая поездка в Москву в течение новгородского периода.

В Новгороде по-прежнему строились храмы. “В лето 7048. Поставлена бысть и священа церковь каменная с трапезою, в Георгиеве монастыре, Алексий Митрополит Московский и всея Росии чудотворец, сентября в 15 день, неделю, архиепископом Макарием Великаго Новаграда и Пскова, при архимандрите Гурии Юрьевском <...> Того же лета архиепископ Макарий Новгородский постави церковь каменную, в Каменном городе, святыя мученицы Анастасии, от мору заветную” [22].

В том же 1539 году в Великий Новгород приехали афонские старцы, иеромонах Митрофан и инок Прохор, “Архиепископ же сих полюбовне прият, яко же бе ему обычай странные приимати и почти их”. На основании их рассказов по благословению Святителя было составлено Житие болгарского мученика Георгия (†1515; пам. 26 мая) [23]. Иеромонах Илья, макарьевский книжник и миссионер, совершил с афонцами поездку в Псков, во время которой и составил Житие болгарского Святого [24].

В 1539 году в пределах Каргополя было явление чудотворной иконы святителя Николая и святых мучениц Варвары и Параскевы. “И прослуся то чюдотворение по всей России и абие вниде в слух в Великий Новград архиепископу Макарию. И повеле архиепископ ту чудотворную икону привести в Новград, и поставиша ея в церкви Софии Премудрости Божий и быша тамо от тое иконы многа чюдеса: мнози недужнии сцелении получиша и здрави быша. И повеле архиепископ ту святую икону пренести в монастырь девичь, что в земляном городе на Софейской стороны во имя Варварской и ту святую икону в том монастыре поставити в церкви. Изволением Божиим та святая чюдотворная икона ис того Новаграда и из монастыря Варварского изыде на прежнее место, где явися в древе и на пню березовом. И бысть взыскание много от архиепископа о той иконе в Великом Новеграде и в весех. И абие дойде в слух архиепископу, что та чюдотворная икона обретеся на прежнем своем месте на пню березовом. И посла архиепископ злата и сребра на создание храма святыя великомученицы Варвары, где обретена бысть та чюдотворная икона на пусте месте, на блате зыбучем и лесном. И бысть блато с того времени и место то ста сухо и выше. А глаголют иконописцы, что та чюдотворная икона писма греческих иконописцев. И повеле архиепископ с тое чюдотворныя святыя иконы списати такову же икону в трех лицах и привезоша ю в Новград и поставиша ту новую икону в том Варварском девиче монастыре в церкви” [25].

1540 год принес стихийные бедствия: “Бысть вода велика в Великом Новегороде <...> при архиепископе владыке Макарий”[26]. А к празднику Успения в 1540 году во Псков были принесены “с иные земли” резные иконы святителя Николая и мученицы Параскевы [27], но “во Пскове такие иконы на рези не бывали” и возникло сомнение о возможности поклонения им. Поэтому “те иконы святые ко архиепископу послаша в Великий Новгород”. Святитель благоговейно почтил их, “молебен им соборне пел, и честь им воздал и проводил их сам до судна, и велел псковичам у тех старцев те иконы выменити, и велел псковичам святые иконы стречати соборне всем”. Е. Голубинский поясняет, что святитель Макарий был “из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, то есть знал, что Можайская резная икона св. Николая не только была принимаема, но и весьма почитаема” [28].

В 1540 году святитель дал вкладом Евангелие в придел Архангела Михаила в храме во имя Входа Господня в Иерусалим. Это произошло в день памяти Архангела Михаила, имя которого он носил в миру. В Евангелии Святитель сделал запись: “В лето 7049-го месяца ноября 8 день на память Собора святого Архангела Михаила положил святое Евангелие Преосвященный архиепископ Великого Новаграда и Пскова владыка Макарий в дом святому Архангелу Михаилу в Ерулим святый на полатех при священниках Василии, Ивани и Григорье Псковитине” [29].

В том же 1540 году священник Агафон по благословению Митрополита Иоасафа “и благословением господина пресвященного архиепископа Макария благоспасаемых градов Великого Новграда и Пскова” [30] составил Пасхалию на восьмую тысячу лет. Таким образом при святителе Макарии была продолжена инициатива архиепископа Геннадия, который в 1492 году составил Пасхалию на первые 70 лет восьмой тысячи.

В марте 1541 года государь “прислал в свою отчину в Великий Новгород к богомольцю своему Макарию архимандриту Великого Новгорода и Пскова дву старцов иерусалимских от Господня Гробу от святейшего Патриарха” Иерусалимского Германа II (1534–1579). Старцы принесли различные святыни в дар Святителю от Иерусалимского Патриарха и грамоту [31]. Она начинается словами: “Боголюбивому архиепископу святыя епископства Макарью нареченныя Софея Премудрости Великого Новогорода радость и мир да будет та о Святем Дусе возлюбленный сослужебник нашего смирения и молимся Богу о здравии”. Далее в грамоте излагается просьба о вспомоществовании иерусалимскому храму Гроба Господня. После текста грамоты говорится, как пришедшие старцы стали являть Святителю “бесценныя духовныя и различныя поминки”.

В 1541 году в Новгороде был сильный пожар, при этом “сгорело всех храмов Божиих 20 и 2 церкви” [32]. Одновременно сильно пострадал двор ревельских купцов. Последовавшие позднее с их стороны иски и разбирательства сопровождались апелляцией к святителю Макарию, ставшему вскоре Митрополитом [33].

В 1541 году был завершен первый этап по составлению Четьих Миней и святитель Макарий дал в Софийский собор комплект Четьих Миней, предприняв уникальную попытку в истории нашей культуры — собрать воедино все чтомые духовные книги на Руси. Во вкладной записи он писал: “В лето 7049 — девятое во Христолюбивое Царство святейшаго царя и государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодръжца и государя нашего в восмое лето государьства его. В первое ж надесятое лето от рожества его. Се яз смиренный Макарие архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова дал есми сию святую великую книгу Минею Четью месяць Септябрь и прочиих дванадесяти Минеи Четьих. Во святую великую в соборную церковь святыя Софея неизреченныа Премудрости Божия того ж преславущаго Великого Новаграда в шестенадесяте лето святительства и паствы своего смирениа на память своей души и по своих родителех в вечной поминок. И да никто ж сию святую книгу Четью Минею освоит или от святыя церкви Премудрости Божий насильством въсхитит, таковый да судится яко преобидник и похищник Божиа Церкви не токмо зде, но и в будущий век, а прочитаай и приемля сию святую книгу Минею Четью по благословению архиепископа или церковного чиноначальника велику души пользу приемлет, не токмо себе, но и прочим послушающим со внимание в славу Божию аминь” [34].

Святитель благоволил обители, устроенной на острове в Белом озере. Кроме ранее изготовленных часов, он в 1542 году дал туда книжный вклад, о чем свидетельствует вкладная запись: “В лето 7050 месяца генваря в 25 день в Христолюбивое царство Великаго царя государя нашего и Великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, в десятое лето господарства его, а от рождества его во второенадесят лето и при его отцы при Святейшем Иоасафе Митрополите всея Русии, в третьее лето святительства его сию святую великую книгу учителную нарицаемую Никон преподобный, да пятьдесят рублев московскую денег дал в дом Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в честную обитель святых великих чюдотворцов преподобных отец наших Саватея и Изосимы начальников тое святые обители во общий Соловецкий монастырь господин Пресвященный Макарий архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новогорода и Пскова на память своей души и по своих родителех в вечной поминок, в шестоенадесять лето святительства своего при духовном настоятеле тое святые обители игумене Алексее яже о Христе з братьею, братий же бысть тогда в той честной обители сто и тридесят числом, миротворному ж кругу идущу четвертомунадесят, солнечному ж кругу проходящу двадесят второму, вруцелето шестое, лунному ж кругу наставшу первому индикта пятыйнадесять[35]. Рукопись имеет формат в лист и написана на 899 листах. Особенность вкладной, указывающей пасхальные атрибуты, очевидно, обусловлена трудом священника Агафона.

Прошло чуть более месяца после соловецкого вклада и “месяца февраля 27 день, на память преподобнаго отца нашего Прокофья исповедника Декаполита, взят бысть Пресвященный архиепискуп Макарий, из Великого Новагорода, государем нашим великим князем Иваном Васильевичем всея Руси, во град на Москву, и поставша его Митрополитом на Москве, на Осафово место, месяца марта 19, на память своих мученик Хрисанфа и Дарии” [36]. В другом летописном своде об этом говорится так: “И бысть Макарий архиепископом в Великом Новеграде 16 лет, и взяша его на Митрополию в царствующий град Москву, в лето 7050 марта в 2 день” [37]. Это последние известия в Новгородской летописи, сообщающие дату выезда Владыки в Москву к новому служению Русской Церкви. Степенная книга, в свою очередь, так характеризует начало Первосвятительства Митрополита Макария: “И бысть престолу Российския Митрополия приемник дивный во святителех Макарие, архиепископ Великаго Новаграда и Пскова” [38].

Подводя итог, можно сказать следующее: “Архиепископское служение святителя Макария в Новгороде, древнейшей архиерейской кафедре с богатыми духовными традициями, явилось весьма благотворным и промыслительным и подготовило его к дальнейшему служению в Москве в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви. Он вобрал все лучшие традиции деятельности своих замечательных предшественников и, став Всероссийским Митрополитом, “возложил их на свещнице добродетели”” [39]. Его последние годы пребывания в Великом Новгороде, как и предшествующие, были наполнены большими и плодотворными трудами на благо Православия на Руси. Однако и в последующее время сказывались связи Святителя с Новгородской епархией [40]. Источники, содержащие сведения о последних годах архиерейства святителя Макария в Великом Новгороде, весьма многообразны. Их совокупные свидетельства восполняют историческую лакуну, образовавшуюся в историографии, посвященной святителю Макарию.

Список сокращений

ААЭ

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПБ., 1836

ГИМ

Государственный исторический музей

ЖМП

Журнал Московской Патриархии

ПСРЛ

Полное собрание русских летописей

ТОРДЛ

Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом)


[1] О его можайском периоде см. Архимандрит Макарий (Веретенников). Можайский период Всероссийского Митрополита Макария // Альфа и Омега. М., 1997. № 3(14). С. 173–182.

2] См. о нем: Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969. С. 467.

[3] ПСРЛ (список сокращений см. в конце статьи). Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 577.

[4] Текст Жития см.: Повести о Житии Михаила Клопского / Подготовка текстов и статья Л. А. Дмитриева. М.–Л., 1958. С. 141–167; Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХVI века. М., 1986. С. 522–529.

[5] Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951. С. 197–200.

[6] Макарий, игумен. Великие Макарьевские Четьи Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С.106–126.

[7] Абрамович Д. И. Софийская библиотека. Вып. 2: Четьи Минеи. Прологи. Патерики. СПб., 1907. С. 154. О записях писцов в рукописях, правда, более раннего времени см. Столярова Л. В. Древнерусские надписи XI–XIV веков на пергаменных кодексах. М., 1998.

[8] Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 176.

[9] Георгиевский В. Евангелие 1532 года архиепископа Новгородского Макария, хранящееся в Пафнутиево-Боровском монастыре // Светильник. 1915. № 1. С.14.

[10] Макарий, архим. Святитель Макарий и Соловецкая обитель // Макариевские чтения: Апокалипсис в русской культуре. Материалы III Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария (6–8 июня 1995 года). Вып. 3. Ч. 1 Можайск, 1995. С. 28. Здесь же, в Коломенском музее, находится колокол конца ХV века из Пафнутиево-Боровского монастыря, где в те годы подвизался инок Макарий, будущий Митрополит.

[11] Русские летописи. Т. 5: Львовская летопись. Гербы Российской империи. Рязань, 1999. С. 46.

[12] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. С. 158. № 184.

[13] Там же.

[14] Там же. С. 159.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Там же. С. 160.

[19] Там же. С. 161. См. также: Бурилина Е. Л. Чин “За приливок о здравии государя” (История формирования и особенности бытования) // Древнерусская литература. Источниковедение. Сб.научных трудов. Л., 1984. С. 204–214.

[20] “Се яз смиренный Макарие, архиепископ Великого Новаграда и Пьскова, дал есми сию свою грамоту господину своему отцу Иоасафу, Митрополиту всея Росии: каково Божие великое дело восхощет учинити, по святым Божественым правилом, Пресвященный господин и отец наш Иасаф, Митрополит всея Росии, соборне, архиепископа или епископа поставит, или которая иная церковная дела управляти с нашею братьею со архиепископы и со епископы, по святым Божественым правилом святых Апостол и святых и богоносных отец правилом, их же изложиша на всех седми Соборех, ради утверждения православныя истинныя крестьянския веры, и яз господину своему и отцу Преосвященному Иоасафу, Митрополиту Всея Росии, даю свою волю и хотение; аз с своею братьею, с православными архиепископы и епископы великия Русьския Митрополии, на все на те божественая дела так же есми с ними во единой воли и хотении. А подписал сию грамоту я Макарий, архиепископ Великого Новаграда и Пьскова, своею рукою. Лета 7047 марта в 3 день” (ААЭ. Т. 1. С. 162–163).

[21] Тихомиров Н. Н. Русское летописание. С. 176. Митрополит Даниил в своей отреченной грамоте от 26 марта 1539 года пишет, что оставляет Митрополию “и молит всего освященного Събора, архиепископа Макариа Великаго Новагорода и Пскова и всех еже о Христе епископльский събор, да простят ми и не позазрят моему отступлению от святительства” (ААЭ. Т. 1. С. 163).

[22] ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 249.

[23] Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян (Жития, служба, песнопения). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1997. С. 19; Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХVI века. М., 1986. С. 530–545. Житие этого же святого, но болгарского автора см.: Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IХ–ХVIII веков. М., 1990. С. 277–288.

[24] Калиганов И. И. Древнейший список русской “Повести о Георгии Новом” // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1987. Письменность, искусство, археология. М., 1988. С. 7. Позднее службу ему составил Василий-Варлаам (Калиганов И. И. Георгий Новый... С. 29).

[25] Макарий, архим. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 26.

[26] ПСРЛ. Т. 3. С. 149.

[27] ПСРЛ. Т. 4. С. 303–304. См. также: Русская деревянная скульптура. Альбом / Сост. Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын. М., 1994. С. 198.

[28] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 2. М., 1911. С. 367. Из двух названных в летописи резных икон до нас сохранилась только скульптура святителя Николая, хранящаяся ныне в Псковском музее. На ней написано: “В лето 7042 (1534) привезен сей образ во Псков повелением Новгородского архиепископа Макария”. — Мнева Н. Е. Скульптура и резьба XVI века // История русского искусства. Т. 3. М., 1955. С. 626. Современная раскраска образа была сделана в ХVII веке и, очевидно, тогда в надписи была сделана хронологическая ошибка.

[29] Архимандрит Макарий. Находка в архиве // Новая Россия. 1999. № 3. С.22–23; Он же. Новый автограф святителя Макария // Альфа и Омега. М., 1999. № 3(21). С.243–246.

[30] Идея Рима в Москве в XV–XVI веках. Источники по истории русской общественной мысли. Roma, 1989. С. 177.

[31] Архимандрит Макарий. Грамота Иерусалимского Патриарха Германа Новгородскому архиепископу Макарию // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С.207.

[32] ПСРЛ. Т. 3. С. 150; ПСРЛ. Т. 30. М., 1965. С. 147.

[33] Архимандрит Макарий. Новые материалы о Митрополите Макарии // ТОДРЛ. Т. 46. СПб., 1993. С. 303–307.

[34] Абрамович Д. И. Указ. соч. С. 1–2.

[35] Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Ч. 1. Казань. 1881. С. 454. Из Соловецкого монастыря происходит также Требник, принадлежавший Новгородскому архиепископу Макарию, который был написан при святителе Геннадии в 1504 году в новгородском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы на Лисьей горе (Там же. Ч. 3. Казань, 1898. С. 101).

[36] ПСРЛ. Т. З. С. 150.

[37] ПСРЛ. Т. 3. С. 248.

[38] ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913. С. 634.

[39] Архимандрит Макарий. Истоки просветительной и канонической деятельности Митрополита Московского Макария // ЖМП. 1996. № 3. С. 77.

[40] В третьей Новгородской летописи под 1542 годом читаем: “Того же лета заложиша церковь каменну в Великом Новограде, на Городище, Архангела Михаила, повелением Великаго князя Иоанна Васильевича всея России, и Митрополита Макария всея России, и архиепископа Феодосия Великого Новаграда и Пскова” (ПСРЛ. Т. 3. С. 250). В Псковской летописи зафиксировано: “В лето 7054. Поставиша церковь каменную на Иванском лугу на Завеличьи, а другую церковь святых Жен Мироносиц на скуделницах, да и ямы взяли у владыки Макария на церковь в росход” (ПСРЛ. Т. 4. С. 306). Приведем также выписку из Жития преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца: [Л. 474] “Божиею Милостию устроен бысть образ и честная рака преподобного чюдотворца Варлаама сребрена и позлащена и драгим камением и жемчюгом украшена повелением благочестивого и христолюбиваго царя и великого князя Иоанна Васильевича всеа Русии и его благочестивой царицы великой княгини Анастасии и их богодарованного сына царевича Иоанна при святейшем Митрополите Макарии всеа Русии // [Л.474 об.] и при архиепископе Великаго Новограда и Пскова владыки Пимена в лето 7064-го. Того же лета прислана бысть всечестная рака преподобного чюдотворца Варлама в пречестную его обитель болепного Преображения на Хутынь с честнейшим игуменом пречестныя обители Рождества Пречистыя Антониева монастыря Варламом по рекло Царицев. Боголюбивый же архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова владыка Пимин с архимандритом и игумены и священным собором и со христолюбивым народом сретоша раку у великого чюдотворца Николы на лятки // [Л. 475] месяца августа в 25 день. И принесше поставиша в соборней церкви неизреченныя Софии Премудрости Божии и Литургию соборне цели и приеха архиепископ во обитель на Хутынь ко всенощному на Усекновение честный главы Иоанна Предтечи и с ним архимандрит Юрьева монастыря Генадий, игумен Вежицкой Феодосей, игумен Кириловской Антоний и тое обители Маркел и вшедше в церковь до всенощного старую раку составиша и повеле архиепископ Пимин помосту церковного преподынути и узре гроб чюдотворца Варлама и уготоваша место // [Л. 475 об.] новые раки того ж месяца в 30 день архиепископ Пимин со священным собором и со христолюбивым народом вземше честную раку из соборише церкви несоша на главах в пречестную обитель болепного Преображения и чюдотворца Варлама и пренесше поставиша раку среде церкве Боголепнаго Преображения и Божественную Литоргию совершиша со всем священным собором и поставиша честную раку на старом месте в славу Христу Богу нашему” (ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 542 (1813). Сборник житий XVII в. В 4-ку).

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова