Н.Н. Чугреева
Старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублева. Тезисы с конференции "Русское искусство позднего средневековья
- XVI век", прошедшей в Москве 12 - 14 января 2000 года
Находившаяся в полках второго земского ополчения Кузьмы Минина и князя Димитрия
Михайловича Пожарского икона Богородицы Казанской, прославившаяся с 1611 года
чудотворениями (об этом повествует Новый летописец и отдельное Сказание о пребывании
иконы в 1611 году под Москвой и в Ярославле – РГБ, РНБ), являлась списком с явленного
в Казани образа. Летом 1611 года, безусловно, по благословению Патриарха Ермогена
(документальных свидетельств об этом мы не имеем), она была принесена с казанским
ополчением из Казани в Москву, а весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского
из Ярославля, где находилась чудотворная икона, отправленная сюда из-за нестроений
под Москвой, двинулись с этим образом на освобождение столицы.
С 1612 по 1632 год икона-освободительница стояла в приходской князя Пожарского
Введенской церкви на Сретенке, а в 1632 году в связи с новой войной с Польшей
была перенесена в один из главных каменных храмов Большого посада Китай-города
– храм Введения «Златоверхое», где по свидетельству летописей еще в первой половине
XVI века в царствование Василия Иоанновича и Иоанна Васильевича Грозного совершались
чудеса от иконы Богородицы (какой именно, летописи не указывают). В 1632 – 34
годах чудотворный Казанский образ находился в «новой» Казанской церкви «у стены»
Китай-города, со стороны его взятия в 1612 году. Эта церковь по значению была
приравнена к Кремлевским. В 1634 году она сгорела и Казанский образ был вновь
поставлен в Введенском «Златоверхом» храме. С 1636 года московская святыня обрела
свое постоянное место в каменном соборе во имя иконы Богородицы Казанской на «Пожаре»
– площади, позднее получившей название Красной. После закрытия собора в 1929 году
следы чудотворного образа теряются. Казанский собор, разобранный через триста
лет после его создания, ныне восстановлен.
Московская чудотворная Казанская икона по своим размерам была немного больше
явленной в 1579 году в Казани. Размер явленного образа 6х5 вершков (26,7х22,3
см) приводится первым казанским академическим историком, бакалавром, профессором
Казанской Духовной Академии Г.З. Елисеевым и не оспаривается во всех остальных
изданиях1. Размер московского списка 6 1/ 8 х 5 1/ 2 вершков (27,3х24,5 см) указывается
в Описи церковного и ризничного имущества Казанского собора и подтверждается московским
священником Н.Романским2. Профессор И.М. Покровский дает несколько другой размер
списка 6 1 / 4 х 5 3 / 8 вершков (27,8 х 24 см)3.
Известно, что московская икона дважды поновлялась: в 1687 / 88 году и в 1754-ом.
Надписи о поновлениях приводятся в описании иконы, сделанном настоятелем Казанского
собора протоиереем Александром Невоструевым в его «Исторической записке о Московском
Казанском соборе», в архивных Описях собора, в «Заметках о реставрации икон» С.П.
Рябушинского4.
До нас дошел вид московской святыни после ее поновлений XVII – XVIII веков.
На одном из оттисков, сделанных для иллюстрирования второго тома «Лицевого иконописного
подлинника» Н.П. Кондакова, посвященного иконографии Богоматери, к сожалению,
неизданного, воспроизводится и прославленная икона из Казанского собора (с фотографии
начала XX века)5(илл. 1). На нижнем поле иконы те самые надписи, которые приводятся
в названных выше источниках (публикуем их так, как они видны на фотографии). Верхняя
более крупная надпись в два ряда гласит: «рчs [7196 – 1687 / 88] года сей пречистый
образъ поновлялъ // Мiхаилъ Малютинъ». Нижняя длинная мелкая: «а сего 754 [1754]
го(да) паки сей стый обра(з) поновляла гжа баронhса Прасковья Ивановна Строганова».
Государев иконописец Оружейной палаты Михаил Малютин (Милютин) был одним из
наиболее даровитых учеников знаменитого Симона Ушакова. Ему поручались работы
по реставрации древних икон, царские заказы. В 1676 году он «чинил» два образа
Нерукотворного Спаса из государевой Мастерской палаты, в 1682-ом иконы из хором
великих государей Петра и Иоанна Алексеевичей, участвовал в реставрации Верхоспасского
Кремлевского собора. В 1687 году (год поновления чудотворной иконы из Казанского
собора) для царя Иоанна Алексеевича Михаил Милютин сделал киот к царскому образу
Богородицы Казанской. Манера письма мастера известна по его сохранившимся подписным
иконам, например, святого Иоанна Предтечи из небольшого поясного деисусного чина
второй половины XVII века, святых Федора Стратилата и мученицы Агафии (небесных
покровителей царя Феодора Алексеевича и царицы Агафии Симеоновны Грушецкой) в
молении Спасителю 1680 / 81 года из Александровой слободы, Богоматери Смоленской
1687 года — келейной иконы царевны Софии Алексеевны (ГИМ). Личное письмо Казанской
московской чудотворной иконы световидное, «живоподобное», что характерно для царских
мастеров второй половины XVII века (верхний плотный белильный слой, вероятно,
более поздний; возможно, в начале XX века, делались попытки его расчистки). Лики
Богородицы и Младенца Христа мягко очерчены, взгляд Богородицы направлен на молящихся,
в отличие от ранних списков с явленной Казанской иконы и произведений шитья конца
XVI и начала XVII веков, на которых Богородица изображена смотрящей перед собой.
Христос на московской иконе благословляет именословно, в то время как по описаниям
явленной в Казани иконы и на ранних списках с нее благословение Младенца двуперстное.
К середине XVIII столетия письмо московского чудотворного образа, стоявшего
в местном ряду иконостаса уже в киоте со створами, по документу осмотра храма,
произведенного архитектором князем Д. Ухтомским, «местами обветшало». Новое поновление
1754 года было также существенным, икону прописывали. Видевший образ в начале
XX века член Общества любителей духовного просвещения Д.К. Тренев, занимавшийся
царскими мастерами и засвидетельствовавший подлинность подписи Михаила Милютина,
считал, как это видно и по фотографии, что Милютин прописал икону почти полностью,
а в 1754 году живопись «испорчена грубыми тонами»6. С.П. Рябушинский усматривал
на иконе «следы древнего московского письма шестнадцатого века», видимо, очень
незначительные. Первоначальный облик московской святыни остается для нас сокрытым.
Первый драгоценный оклад московская чудотворная Казанская икона получила в
1624 / 25 году. Тогда по повелению царя Михаила Феодоровича и благословению патриарха
Филарета ее украсил «многою утварию» боярин князь Димитрий Михайлович Пожарский
«по обету своему»7. Позднее этот оклад был перенесен на почитаемый список с Казанской
иконы, стоявший в Аверкиевском приделе Казанского собора. Этот список был также
чудотворным, о чем рассказывает особое Сказание о чудесах от Казанской иконы в
Москве (РГБ).
Изображение московской святыни в новом окладе, сделанном через двести лет после
украшения ее князем Д.М. Пожарским, к осеннему празднику 22 октября 1824 года
усердием московских купцов Д. Лепешкина и Н. Тихомирова и дополненном в 1850 –
53 годах, было помещено в сборнике Творений патриарха Ермогена, с чьим именем
навсегда связан Казанский образ8 (илл. 2). Сборник издан в 1912 году к 300-летию
мученической кончины Патриарха и освобождения Москвы. |