Т.Л. Никитина (Ростов)
http://www.museum.murom.ru/wwwmus/history/Uvar5/Nikitina.htm, 2005.
Настоящая работа представляет собой опыт обобщения данных о сюжетном составе круга агиографических произведений,
посвященных ростовским святым. Основная часть памятников этого круга была объединена в цикл достаточно устойчивого
состава, встречающийся в рукописях уже в первой половине XVI в.[1] В этот цикл входят три жития святителей -
Леонтия[2], Исаии[3] и Игнатия[4] епископов Ростовских, два жития преподобных – Авраамия Ростовского[5] и Петра
царевича Ордынского[6], и житие юродивого Исидора Твердислова[7]. В XVII в. были составлены жития новых ростовских
святых – юродивого Иоанна Власатого[8] и преподобного Иринарха, затворника Борисоглебского монастыря[9]. Наконец,
в XVIII в. формирование «ростовского патерика»[10] завершилось составлением житий святых, мощи которых покоятся
в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре - Иакова епископа Ростовского и Димитрия митрополита Ростовского.[11]
Задача работы ограничена только определением состава и, в самом общем виде, распространенности сюжетов в ростовской
агиографии, поскольку состояние изученности круга ростовских житий не позволяет на данном этапе конкретизировать
имеющиеся представления.
Работа проделана на материале как опубликованных, так и неопубликованных житий ростовских святых, прославленных
до XVII в. включительно - святителей Леонтия, Исаии, Игнатия и Иакова Ростовских, преподобных Авраамия, Петра
царевича и Иринарха, юродивых Исидора и Иоанна Власатого. При составлении указателя использовались наиболее
полные редакции житий (преимущественно по опубликованным текстам)[12]. В указатель включены также сюжеты из
посмертных чудес (учитывались только чудеса, связанные с непосредственным участием святого - явлением и т.п.).
Сюжеты перечислены в алфавитном порядке с указанием житий и необходимыми комментариями. Для названий житий употребляются
следующие сокращения: ЛР - житие Леонтия Ростовского, ИсР - житие Исаии Ростовского, ИгнР - житие Игнатия Ростовского,
ИакР - житие Иакова Ростовского, АР - житие Авраамия Ростовского, ПЦ – житие Петра царевича Ордынского, ИрЗ
- житие Иринарха затворника, ИсТ - житие Исидора Твердислова, ИВл - житие Иоанна Власатого.
Аскетические подвиги. ЛР - ночные молитвы, пост. ПЦ - слезная молитва дневная и ночная, пост. ИрЗ – хождение
без обуви, ношение вериг, затворничество. ИсТ - ночные молитвы, непокрытая хижина, сон на голой земле. ИВл -
моление день и ночь.
Благоухание. ЛР – при посмертном служении. ИсТ – при преставлении.
Благочестие родителей. ЛР. ИгнР. АР (1-2). ИрЗ. ИсТ.
Бросание человека в море по жребию. ИсТ - чудо о купце.
Буря при преставлении. ИВл.
Вестник. АР (1-3) - старец из Царьграда.
Видение света и пения в церкви. ЛР.
Воспитание в страхе Божием. ИгнР. АР (1-2). ИрЗ. ИсТ.
Восстание святого из гроба. ЛР.
Врожденная болезнь святого. АР (3) - расслаблен до восемнадцати лет.
Вставное житие. ЛР - епископов Феодора и Илариона, князя Андрея Боголюбского. ИгнР - инокини Феодосии. ПЦ -
епископа Кирилла, потомков Петра. ИВл - юродивых Иоанна Большого Колпака, Артемия Третьяка.
Высокий социальный статус родителей (богатство, знатность). ИсР. АР (3). ПЦ - племянник хана Берки. ИсТ – «местерского»
рода.
Выход в облачении навстречу язычникам и ослепление их. ЛР.
Глас во время молитвы. ЛР - бращение к Леонтию, троекратное обращение к патриарху Фотию. ИрЗ - от образа Христа,
призвание к затворничеству.
Заключение беса в сосуд. АР (1-3).
Запрет рассказывать о чуде. ИсТ - чудо о купце.
Знание языков. ЛР. ИсТ – «от немецкия земли». ИВл - молился «греческим речением».
Изгнание из города. ЛР. ИакР.
Имена родителей. ИрЗ - Анкидин и Ирина.
Исцеление сына ордынского царя. ПЦ.
Книжное знание. ЛР.
Крещение. АР (3). ПЦ.
Любовь окружающих. ИсР. ИгнР. АР (2-3). ПЦ.
Место рождения. ЛР - Константинополь. ИсР – «область Киевская». АР (2-3) - Чухлома в «пределах Галицких». ИрЗ
- весь Кондаково. ИсТ – немецкая земля. ИВл - неизвестно откуда.
Молитва за оскорбляющих. ИсТ.
Нападение язычников. ЛР. АР (1-3).
Нелюбовь окружающих. ЛР - братия называет гордецом. ИрЗ.ИсТ.
Непочитание памяти и гроба святого. ИсР.
Нетленность мощей. ЛР.
Неуспех проповеди. ЛР - неудачная миссия епископов Феодора и Илариона, Леонтия. АР (1-3) - неудачная попытка
сокрушения идола.
Ношение вериг. ИрЗ.
Обитание на церковной паперти. ИВл.
Обличение и исчезновение беса. АР (1-3).
Обретение веры. АР (3) - проповедь купцов, исцеление. ПЦ - проповедь епископа Кирилла. ИсТ.
Обретение мощей. ЛР – при строительстве собора, вначале обретены мощи Исаии, затем Леонтия. ИсР – при троительстве
собора. АР (3). ИсТ– наказание за попытку открытия мощей.
Оклеветание от беса. АР (1-3).
Основание монастыря. АР (1-3). ПЦ - после погребения святого.
Основание церкви. ЛР – за городом у потока Брутовщина. ИакР - близ церкви Михаила Архангела. АР (1-3) – на
месте явления Иоанна Богослова, на месте идола. ПЦ - на месте явления апостолов. ИсТ - на месте преставления
святого.
Остановка корабля в море. ИсТ - чудо о купце.
Отказ святого от принятия сана и согласие из послушания. ЛР. ИсР.
Охота. АР (1-3) - обычай князей посещать монастырь, возвращаясь с охоты. ПЦ - охота с ловчими птицами, сон
во время охоты у озера.
Превращение беса. ЛР (исцеление бесноватого Александра) – в страшную жену с копьем. АР (1-3) – в воина.
Пожалования угодий. АР (1-3). ПЦ.
Поиск святого в монастырях для поставления в сан. ЛР.
Покаяние князя перед святым. АР (1-3).
Попытка матери удержать святого дома. ПЦ.
Поругание. АР (1-3) – посаждение святого на пегую ослицу без седла, обувание в женские сандалии.
Посмертные явления святого. ЛР - служение в соборе.
Поставление в архиереи. ЛР. ИсР. ИгнР.
Поставление в архимандриты. ИгнР. АР (1-3).
Поставление на игуменство. ИсР. АР (1).
Пострижение. ЛР. ИсР – в Печерском монастыре. ИгнР. АР (1;2-3 - в Валаамском монастыре). ПЦ - в старости. ИрЗ
– в Борисоглебском монастыре.
Построение кельи. АР (1-3) – «колибица» на берегу озера. ИсТ - хижина без кровли на болоте.
Преставление. ЛР. ИсР. ИгнР. АР (1-3). ПЦ. ИсТ. ИВл.
Приход в Ростов. ЛР. ИсР. АР (2-3).ПЦ. ИсТ. ИВл.
Приход юродивого в дом и оскорбление его. ИсТ - чудо о питии.
Проповедь детям. ЛР - привлечение детей кутьей.
Пророчество. АР (1-3) - старца о краткости пути. ИрЗ - пророчество святого в детстве о будущем пострижении
в монахи; пророчество о Смутном времени; пророчество о гибели польского военачальника.
Раздача имения. ПЦ.
Снятие одежды. ИрЗ – снятие обуви. ИсТ.
Совет князя с епископом. ИсР. АР (1-3). ПЦ.
Сокрушение идолов. ИсР. АР (1-3).
Спасение от диких зверей. ИрЗ.
Странствие. АР (3). ИсТ.
Суд. АР (1-3) - суд великого князя Владимира. ПЦ - суд ханского посла.
Труды на братию. ИсР. АР (1-3).
Ударение иконы. ЛР – исцеление бесноватого Александра.
Уклонение святого от встречи с патриархом. ЛР.
Успехи в учении. ЛР.
Установление праздника. ЛР.
Уход из дома (тайный уход). АР(3). ПЦ. ИсТ.
Учительная деятельность. ЛР. ИсР. АР (1-3).
Хождение по водам. ИакР - плавание на мантии. ИсТ.
Чудеса при погребении. ИгнР - восстание из гроба, хождение по воздуху, благословение народа.
Чудеса у гроба. ЛР – ангелыз ажигают свечи у гроба; клирик наказан за попытку угасить свечу; исцеление бесноватого
Александра - желая ударить беса, ударяет образ святого.
Чудесные и чудотворные предметы. АР (1-3) – «трость» апостола Иоанна Богослова. ПЦ - мешки с золотом и серебром,
иконы. ИсТ – просфора из Киева.
Чудесные перемещения. ИсР - перенесен ангелом на облаке на освящение Печерской церкви (вариант: по извещению
ангелао тправляется в ладье в Киев, ночью велит гребцам отдыхать и становится на молитву, утром прибывают в
Киев). ИсТ - спасает купца на море, приносит просфору из Киева.
Чудесные явления. ПЦ - умножение монет, обильные уловы рыбы. ИсТ - исчезновение напитков в доме князя.
Чудо при попытке открытия мощей. ИсТ.
Явление Христа, Богоматери или святых. ЛР, исцеление бесноватого священника - явление Богоматери с Леонтием
и Исаией. АР (1-3) - явление Иоанна Богослова. ПЦ - явление апостолов Петра и Павла святому и епископу Игнатию.
ИрЗ - явление преп. Авраамия Ростовского в Авраамиеве монастыре.
[1] Одна из наиболее ранних рукописей, содержащих комплекс житий ростовских святых – РГБ. Ф. 304/ I, № 630 серединыXVI
в.
[2]Филипповский Г.Ю. Житие Леонтия Ростовского //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып.
1. (XI – первая половина XIV в.). СС. 159-161.
[3] Каган М.Д. Житие Исаии // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV - XVI вв. Л.,
1988. Вып. 2. ч. 1. Сс. 276-280.
[4] Босли Р.Д. Житие Игнатия Ростовского // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993.Сс. 62-69.
[5]Буланина Т.В. Житие Авраамия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина
XIV - XVI вв. Л., 1988. Вып. 2. ч. 1. Сс 237-239. Никитина Т. Л. О второй редакции жития преподобного Аврамия
Ростовского // Макарьевские чтения. Можайск, 2000. Вып. 7. Сс. 446-467;Н икитина Т.Л. Особый вариант пространной
редакции жития преподобного Авраамия Ростовского // Макарьевские чтения. Можайск, 2001. Вып. 8. Сс. 607-631.
[6] Дмитриева Р.П. Повесть о Петре царевиче ордынском // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая
половина XIV - XVI вв. Л., 1989. Вып.2. ч. 2. Сс. 256-259.
[7] Каган М.Д. Житие Исидора Твердислова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV
- XVI вв. Л., 1988. Вып. 2. ч. 1. Сс.280-284.
[8] Текст жития не опубликован. Указание списков см.: Барсуков Н. Источники русской агиографии. Стб. 252-254.
Нами использовались списки РНБ, Тит. 1434. Лл. 1-6 об. и РНБ, Тит. 43. Лл. 294-302.
[9]Житие преподобного Иринарха // Русская историческая библиотека. СПб.,1909. Т. 13.
[10] Название «Патерик Ростовский» дано А.А. Титовым одной из рукописей своего собрания, содержащей жития святых
всей Ярославской епархии (РНБ. Тит., 43. 1760-е гг.)
[11] Уханова Н.В. Житие св. Иакова епископа Ростовского // ТОДРЛ. СПб., Т. 47.
[12] Титов А.А. Житие св. Леонтия епископа Ростовскаго. М., 1893. (по списку Тит. 2059 – Сборник житий и служб
ростовским святым XVI в.); Жития святителей ростовских Леонтия, Исаии и Игнатия. Ярославль, 1887. С. 25; Босли
Р.Д. Житие св. Игнатия... С. 67-69; Никитина Т.Л. Особый вариант... Сс. 613-631; Житие святаго отца нашего Кирила,
архиепископа Ростовскаго, како ходи в татарове с честию, како явися святая Богородица с младенцеми с святым
Николою и святым Дмитреем великомучеником, како явиста ся отроку (Житие Петра царевича) // Православный собеседник.
1859. Март. Сс. 360-376; Житие Исидора Твердислова по списку РГБ. Ф. 304/I № 630, Лл. 262-281 об.; Житие Иоанна
Власатого по списку РНБ, Тит. 1434. Лл. 1-6 об.; Житие преподобного Иринарха// Русская историческая библиотека.
СПб., 1909. Т. 13.
|