ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА
К оглавлению
ЧАСТЬ
ЧЕТВЕРТАЯ.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГУИГНГНМОВ
ГЛАВА I
Автор отправляется в путешествие
капитаном корабля. — Его экипаж составляет против него заговор,
держит долгое время под стражей в каюте и высаживает на берег в
неизвестной стране. — Он направляется внутрь этой страны. — Описание
особенной породы животных йэху . — Автор встречает двух гуигнгнмов.
Я провел дома с женой и детьми около пяти месяцев и мог бы назвать
себя очень счастливым, если бы научился наконец познавать, что такое
счастье. Я оставил мою бедную жену беременной и принял выгодное
предложение занять должность капитана на корабле «Адвенчюрер», хорошем
купеческом судне вместимостью в 550 тонн. Я хорошо изучил мореходное
искусство, а обязанности хирурга мне порядочно надоели; вот почему,
не отказываясь при случае заняться и этим делом, я пригласил в качестве
корабельного врача Роберта Пьюрефой, человека молодого, но искусного.
Мы отплыли из Портсмута 7 сентября 1710 года; 14-го мы встретили
у Тенерифа капитана Пококка, из Бристоля, который направлялся в
Кампеши за сандаловым деревом. Но поднявшаяся 16-го числа буря разъединила
нас; по возвращении в Англию я узнал, что корабль его потонул и
из всего экипажа спасся один только юнга. Этот капитан был славный
парень и хороший моряк, но отличался некоторым упрямством в своих
мнениях, и этот недостаток погубил его, как он погубил уже многих
других. Ибо если бы он последовал моему совету, то теперь, подобно
мне, преспокойно находился бы дома в своей семье.
На моем корабле несколько матросов умерло от тропической лихорадки,
так что я принужден был пополнить экипаж людьми с Барбадоса и других
Антильских островов, у которых я останавливался согласно данным
мне хозяевами корабля инструкциям. Но скоро мне пришлось горько
раскаяться в этом: оказалось, что большая часть набранных мною матросов
были морские разбойники. Я имел пятьдесят человек на борту, и мне
было поручено вступить в торговые сношения с индейцами Южного океана
и произвести исследование этих широт. Негодяи, которых я взял на
корабль, подговорили остальных матросов, и все они составили заговор
с целью завладеть кораблем и арестовать меня. Однажды утром они
привели свой замысел в исполнение: ворвались ко мне в каюту, связали
мне руки и ноги и угрожали выбросить за борт, если я вздумаю сопротивляться.
Мне оставалось только сказать им, что я их пленник и покоряюсь своей
участи. Они заставили меня поклясться в этом и, когда я исполнил
их требование, развязали меня, приковав лишь за ногу цепью к кровати
и поставив возле моей двери часового с заряженным ружьем, которому
приказали стрелять при малейшей моей попытке к освобождению. Они
присылали мне пищу и питье, а управление кораблем захватили в свои
руки. Целью их было сделаться пиратами и грабить испанцев; однако
вследствие своей малочисленности они не могли заняться этим немедленно.
Поэтому они решили распродать товары, находившиеся на корабле, и
направиться к острову Мадагаскар для пополнения экипажа, так как
некоторые из них умерли во время моего заключения. В течение немногих
недель разбойники плавали по океану, занимаясь торговлей с индейцами.
Но я не знал взятого ими курса, так как все это время находился
под строжайшим арестом в каюте, ежеминутно ожидая жестокой казни,
которой они часто угрожали мне.
Девятого мая 1711 года ко мне в каюту спустился некий Джемс Уэлч
и объявил, что по приказанию капитана он высадит меня на берег.
Я пытался было усовестить его, но напрасно; он отказался даже сказать
мне, кто был их новым капитаном. Разбойники посадили меня в баркас,
позволив надеть мое лучшее, почти новое платье и взять небольшой
узел белья, а из оружия оставили мне только тесак; и они были настолько
любезны, что не обыскали моих карманов, в которых находились деньги
и кое-какие мелочи. Отплыв от корабля на расстояние лиги, разбойники
высадили меня на берег. Я просил сказать мне, что это за страна.
Мои люди побожились, что знают об этом не больше меня; они сказали
только, что капитан (как они называли его), распродав весь корабельный
груз, решил отделаться от меня, лишь только они увидят где-нибудь
землю. Затем они немедленно отчалили и, посоветовав мне торопиться,
чтобы не быть захваченным приливом, пожелали мне счастливого пути.
В этом горестном положении я направился вперед наудачу и скоро выбрался
с песчаного берега и присел на холмик отдохнуть и поразмыслить,
что делать дальше. Отдых немного подкрепил мои силы, и я продолжал
путь, решив отдаться в руки первым дикарям, которых встречу по дороге,
и купить у них жизнь за несколько браслетов, стекляшек и других
безделушек, какими обыкновенно запасаются моряки, отправляясь в
дикие страны; несколько таких безделушек находилось и у меня. Местность
была пересечена длинными рядами деревьев, которые, по-видимому,
были посажены здесь не рукою человека, а природой; между деревьями
расстилались большие луга и поля, засеянные овсом. Я осторожно подвигался
вперед, оглядываясь по сторонам из боязни, как бы кто-нибудь не
напал на меня врасплох или не подстрелил сзади или сбоку из лука.
Через несколько времени я вышел на проезжую дорогу, на которой заметил
много следов человеческих ног, несколько коровьих, но больше всего
лошадиных. Наконец я увидел в поле каких-то животных; два или три
таких же животных сидели на деревьях. Их крайне странная и безобразная
внешность несколько смутила меня, и я прилег за кустом, чтобы лучше
их разглядеть. Некоторые подошли близко к тому месту, где я лежал,
так что я мог видеть их очень отчетливо. Голова и грудь у них были
покрыты густыми волосами — у одних вьющимися, у других гладкими;
бороды их напоминали козлиные; вдоль спины и передней части лап
тянулись узкие полоски шерсти; но остальные части их тела были голые,
так что я мог видеть кожу темно-коричневого цвета. Хвоста у них
не было, и ягодицы были голые, исключая места вокруг заднего прохода;
я полагаю, что природа покрыла эти места волосами, чтобы предохранить
их во время сидения на земле; ибо эти существа сидели, лежали и
часто становились на задние лапы. Вооруженные сильно развитыми крючковатыми
и заостренными когтями на передних и задних лапах, они с ловкостью
белки карабкались на самые высокие деревья. Они часто прыгали, скакали
и бегали с удивительным проворством. Самки были несколько меньше
самцов; на голове у них росли длинные гладкие волосы, но лица были
чистые, а другие части тела были покрыты только легким пушком, кроме
заднепроходного отверстия и срамных частей; вымя их висело между
передними лапами и часто, когда они ползли на четвереньках, почти
касалось земли. Волосы как у самцов, так и у самок были различных
цветов: коричневые, черные, красные и желтые. В общем, я никогда
еще во все мои путешествия не встречал более безобразного животного,
которое с первого же взгляда вызывало бы к себе такое отвращение.
Полагая, что я достаточно насмотрелся на них, я встал с чувством
омерзения и гадливости и продолжал свой путь по дороге в надежде,
что она приведет меня к хижине какого-нибудь индейца. Но не успел
я сделать нескольких шагов, как встретил одно из описанных мною
животных, направлявшееся прямо ко мне. Заметив меня, уродина остановилась
и с ужасными гримасами вытаращила на меня глаза как на существо,
никогда ею не виданное; затем, подойдя ближе, подняла свою переднюю
лапу — то ли из любопытства, то ли со злым умыслом, — я не мог определить.
Тогда я вынул тесак и плашмя нанес им сильный удар по лапе животного;
я не хотел бить его лезвием, ибо боялся, что навлеку на себя недовольство
обитателей этой страны, если им станет известно, что я убил или
изувечил принадлежащую им скотину. Почувствовав боль, животное пустилось
наутек и завизжало так громко, что из соседнего поля прибежало целое
стадо, штук около сорока, таких же тварей, которые столпились вокруг
меня с воем и ужасными гримасами. Я бросился к дереву и, прислонясь
спиной к его стволу, стал размахивать тесаком, не подпуская их к
себе. Однако же несколько представителей этой проклятой породы,
ухватившись за ветви сзади меня, взобрались на дерево и начали оттуда
испражняться мне на голову. Правда, мне удалось увернуться, прижавшись
плотнее к стволу дерева, но я чуть не задохся от падавшего со всех
сторон вокруг меня кала.
Вдруг в этом бедственном положении я увидел, что животные бросились
убегать со всех ног. Тогда я решился оставить дерево и продолжать
путь, недоумевая, что бы могло их так напугать. Но, взглянув налево,
я увидел спокойно двигавшегося по полю коня; появление этого коня,
которого мои преследователи заметили раньше, и было причиной их
поспешного бегства. Приблизившись ко мне, конь слегка вздрогнул,
но скоро оправился и стал смотреть мне прямо в лицо с выражением
крайнего удивления. Он осмотрел мои руки и ноги и несколько раз
обошел кругом меня. Я хотел было идти дальше, но конь загородил
дорогу, продолжая кротко смотреть на меня и не выражая ни малейшего
намерения причинить мне какое-либо насилие. Так мы и стояли некоторое
время, оглядывая друг друга; наконец я набрался смелости протянуть
руку к шее коня с намерением его погладить, насвистывая и пустив
в ход приемы, какие обычно применяются жокеями с целью приручить
незнакомую лошадь. Но животное отнеслось к моей ласке, по-видимому,
с презрением, замотало головой, нахмурилось и, тихонько подняв правую
переднюю ногу, отстранило мою руку. Затем конь заржал три или четыре
раза, так разнообразно акцентируя это ржание, что я готов был подумать,
уж не разговаривает ли он на своем языке.
Когда мы стояли таким образом друг против друга, к нам подошел еще
один конь. Он обратился к первому с самым церемонным приветствием:
они легонько постукались друг с другом правыми передними копытами
и стали поочередно ржать, варьируя звуки на разные лады, так что
они казались почти членораздельными. Затем они отошли от меня на
несколько шагов, как бы с намерением посовещаться, и начали прогуливаться
рядышком взад и вперед подобно людям, решающим важный вопрос, но
часто при этом посматривали на меня, словно наблюдая, чтобы я не
удрал. Пораженный такими действиями и поведением неразумных животных,
я пришел к заключению, что обитатели этой страны должны быть мудрейшим
народом на земле, если только они одарены разумом в соответственной
степени. Эта мысль подействовала на меня так успокоительно, что
я решил продолжать путь, пока не достигну какого- нибудь жилья или
деревни, или не встречу кого-нибудь из туземцев, оставляя лошадей
беседовать между собой, сколько им вздумается. Но первый конь, серый
в яблоках, заметив, что я ухожу, заржал мне вслед таким выразительным
тоном, что мне показалось, будто я понимаю, чего он хочет; я тотчас
повернул назад и подошел к нему в ожидании дальнейших приказаний.
При этом я всячески старался скрыть свой страх, ибо начал уже немного
побаиваться исхода этого приключения; и читатель легко может себе
представить, что положение мое было не из приятных.
Обе лошади подошли ко мне вплотную и с большим вниманием начали
рассматривать мое лицо и руки. Серый конь потер со всех сторон мою
шляпу правым копытом передней ноги, отчего она так помялась, что
мне пришлось снять ее и поправить; проделав это, я снова надел ее.
Мои движения, по-видимому, сильно поразили серого коня и его товарища
(караковой масти): последний прикоснулся к полам моего кафтана,
и то обстоятельство, что они болтались свободно, снова привело обоих
в большое изумление. Караковый конь погладил меня по правой руке,
по-видимому, удивляясь ее мягкости и цвету, но он так крепко сжал
ее между копытом и бабкой, что я не вытерпел и закричал. После этого
оба коня стали прикасаться ко мне осторожнее. В большое замешательство
повергли их мои башмаки и чулки, которые они многократно ощупывали
с ржанием и жестами, очень напоминая философа, пытающегося понять
какое-либо новое и трудное явление.
Вообще поведение этих животных отличалось такой последовательностью
и целесообразностью, такой обдуманностью и рассудительностью, что
в конце концов у меня возникла мысль, уж не волшебники ли это, которые
превратились в лошадей с каким-нибудь неведомым для меня умыслом
и, повстречав по дороге чужестранца, решили позабавиться над ним,
а может быть, были действительно поражены видом человека, по своей
одежде, чертам лица и телосложению очень непохожего на людей, живущих
в этой отдаленной стране. Придя к такому заключению, я отважился
обратиться к ним со следующей речью: «Господа, если вы действительно
колдуны, как я имею достаточные основания полагать, то вы понимаете
все языки; поэтому я осмеливаюсь доложить вашей милости, что я —
бедный англичанин, которого злая судьба забросила на ваш берег;
и я прошу разрешения сесть верхом на одного из вас, как на настоящую
лошадь, и доехать до какого-нибудь хутора или деревни, где я мог
бы отдохнуть и найти приют. В благодарность за эту услугу я подарю
вам вот этот ножик или этот браслет, — тут я вынул обе вещицы из
кармана. Во время моей речи оба коня стояли молча, как будто слушая
меня с большим вниманием; когда я кончил, они стали оживленно что-то
ржать друг другу, словно ведя между собой серьезный разговор. Для
меня стало ясно тогда, что их язык отлично выражает чувства и что
при незначительном усилии слова его можно разложить на звуки и буквы,
пожалуй, даже легче, чем китайские слова.
Я отчетливо расслышал слово «еху», которое оба коня повторили несколько
раз. Хотя я не мог понять его значения, все же, пока они были заняты
разговором, я сам старался произнести это слово; как только лошади
замолчали, я громко прокричал «еху,йэху», всячески подражая ржанью
лошади. Это, по-видимому, очень удивило их, и серый конь дважды
повторил это слово, как бы желая научить меня правильному его произношению.
Я стал повторять за ним возможно точнее и нашел, что с каждым разом
делаю заметные успехи, хотя и очень далек от совершенства. После
этого караковый конь попробовал научить меня еще одному слову, гораздо
более трудному для произношения; согласно английской орфографии
его можно написать так: houyhnhnm (гуигнгнм) {1}. Произношение этого
слова давалось мне не так легко, как произношение первого, но после
двух или трех попыток дело пошло лучше, и оба коня были, по-видимому,
поражены моей смышленостью. Поговорив еще немного, вероятно, по-прежнему
обо мне, друзья расстались, постукавшись копытами, как и при встрече;
затем серый конь сделал мне знак, чтобы я шел вперед, и я счел благоразумным
подчиниться его приглашению, пока не найду лучшего руководителя.
Когда я замедлял шаги, конь начинал ржать: «ггуун, ггуун». Догадавшись,
что означает это ржанье, я постарался по мере сил объяснить ему,
что устал и не могу идти скорее; тогда конь останавливался, чтобы
дать мне возможность отдохнуть.
{1} Йэху — Это слово составлено
из двух восклицаний, выражающих отвращение: «Yah! Ugh!» Изобретенное
Свифтом слово «еху» (yahoo) стало нарицательным для обозначения
людей, дошедших до скотского состояния.
Гуигнгнм (houyhnhnm) — Это сочиненное Свифтом слово является подражанием
ржанию лошадей.
ГЛАВА II
Гуигнгнм приводит автора к своему
жилищу. — Описание этого жилища. — Прием, оказанный автору. —
Пища гуигнгнмов. — Затруднения автора вследствие отсутствия подходящей
для него пищи и устранение этого затруднения. — Чем питался автор
в этой стране.
Сделав около трех миль, мы подошли к длинному низкому строению,
крытому соломой и со стенами из вбитых в землю и перевитых прутьями
кольев. Здесь я почувствовал некоторое облегчение и вынул из кармана
несколько безделушек, которыми обыкновенно запасаются путешественники
для подарков дикарям- индейцам Америки и других стран; я надеялся,
что благодаря этим безделушкам хозяева дома окажут мне более радушный
прием. Конь знаком пригласил меня войти первым, и я очутился в
просторной комнате с гладким глиняным полом; по одной ее стене
во всю длину тянулись ясли с решетками для сена. Там были трое
лошаков и две кобылицы: они не стояли возле яслей и не ели, а
сидели по-собачьи, что меня крайне удивило. Но я еще более удивился,
когда увидел, что другие лошади заняты домашними работами, исполняя,
по-видимому, обязанности рабочего скота. Все это окончательно
укрепило меня в моем первоначальном предположении, что народ,
сумевший так выдрессировать неразумных животных, несомненно, должен
превосходить своею мудростью все другие народы земного шара. Серый
конь вошел следом за мной, предупредив, таким образом, возможность
дурного приема со стороны других лошадей. Он несколько раз заржал
повелительным тоном хозяина, на что другие отвечали ему. Кроме
этой комнаты, там было еще три, тянувшиеся одна за другой вдоль
здания; мы прошли в них через три двери, расположенные по одной
линии в виде просеки. Во второй комнате мы остановились; серый
конь вошел в третью комнату один, сделав мне знак обождать. Я
остался во второй комнате и приготовил подарки для хозяина и хозяйки
дома; это были два ножа, три браслета с фальшивыми жемчужинами,
маленькое зеркальце и ожерелье из бус. Конь заржал три или четыре
раза, и я насторожился в надежде услышать в ответ человеческий
голос; но я услышал такое же ржание, только в немного более высоком
тоне. Я начал думать тогда, что дом этот принадлежит очень важной
особе, раз понадобилось столько церемоний, прежде чем быть допущенным
к хозяину. Но чтобы важная особа могла обслуживаться только лошадьми
— было выше моего понимания. Я испугался, уж не помутился ли мой
рассудок от перенесенных мною лишений и страданий. Я сделал над
собой усилие и внимательно осмотрелся кругом: комната, в которой
я остался один, была убрана так же, как и первая, только с большим
изяществом. Я несколько раз протер глаза, но передо мной находились
все те же предметы. Я стал щипать себе руки и бока, чтобы проснуться,
так как мне все еще казалось, что я вижу сон. После этого я окончательно
пришел к заключению, что вся эта видимость есть не что иное, как
волшебство и магия. Не успел я остановиться на этой мысли, как
в дверях снова показался серый конь и знаками пригласил последовать
за ним в третью комнату, где я увидел очень красивую кобылу с
двумя жеребятами; они сидели, поджав под себя задние ноги, на
недурно сделанных, очень опрятных и чистых соломенных циновках.
Когда я вошел, кобыла тотчас встала с циновки и приблизилась ко
мне; внимательно осмотрев мои руки и лицо, она отвернулась с выражением
величайшего презрения; после этого она обратилась к серому коню,
и я слышал, как в их разговоре часто повторялось слово «еху»,
значения которого я тогда еще не понимал, хотя и изучил его произношение
прежде других слов. Но, к величайшему своему уничижению, я скоро
узнал, что оно значит. Случилось это таким образом: серый конь,
кивнув мне головой и повторяя слово «ггуун, ггуун», которое я
часто слышал от него в дороге и которое означало приказание следовать
за ним, вывел меня на задний двор, где находилось другое строение
в некотором отдалении от дома. Когда мы вошли туда, я увидел трех
таких же отвратительных тварей, с какими я повстречался вскоре
по прибытии в эту страну; они пожирали коренья и мясо каких-то
животных, — впоследствии я узнал, что то были трупы дохлых или
погибших от какого-нибудь несчастного случая собак, ослов и изредка
коров. Все они были привязаны за шею к бревну крепкими ивовыми
прутьями; пищу свою они держали в когтях передних ног и разрывали
ее зубами.
Хозяин-конь приказал своему слуге, гнедому лошаку, отвязать самое
крупное из этих животных и вывести его во двор; поставив нас рядом,
хозяин и слуга произвели тщательное сравнение нашей внешности,
после чего несколько раз повторили слово «еху». Невозможно описать
ужас и удивление, овладевшие мной, когда я заметил, что это отвратительное
животное по своему строению в точности напоминает человека. Правда,
лицо у него было плоское и широкое, нос приплюснутый, губы толстые
и рот огромный, но эти особенности свойственны всем вообще дикарям,
потому что матери кладут своих детей ничком на землю и таскают
их за спиной, отчего ребенок постоянно тыкается носом о плечи
матери. Передние лапы йэху отличались от моих рук только длиной
ногтей, загрубелостью и коричневым цветом ладоней да тем, что
их тыльная сторона была покрыта волосами. Такое же сходство и
такие же различия существовали и между нашими ногами; я сразу
понял это, хотя лошади и не могли ничего заметить, так как на
мне были чулки и башмаки; то же надо сказать и относительно всего
тела вообще, исключая только цвет кожи и волос, что было уже описано
мною выше.
Но обеих лошадей повергало, по-видимому, в большое недоумение
то обстоятельство, что благодаря платью, о котором они не имели
никакого понятия, все остальные части моего тела сильно отличались
от тела йэху . Гнедой лошак подал мне какой-то корень, взяв его
между копытом и бабкой (каким образом они это делают, будет описано
в своем месте), я взял его и, понюхав, самым вежливым образом
возвратил ему; тогда он принес из хлева йэху кусок ослиного мяса,
но от него шел такой противный запах, что я с омерзением отвернулся;
лошак бросил мясо йэху , и животное с жадностью сожрало его. Потом
он показал мне охапку сена и полный гарнец овса; но я покачал
головою, давая понять, что ни то, ни другое не годится мне в пищу.
Тут я испугался, что мне придется умереть с голоду, если я не
встречу здесь человека, подобного мне; что же касается трех гнусных йэху , то хотя мало найдется больших поклонников рода человеческого,
чем я был в ту пору, но, признаюсь, никогда я не видел столь отвратительных
во всех отношениях одушевленных существ; и чем ближе я с ними
знакомился во время моего пребывания в этой стране, тем более
усиливалась моя ненависть к ним. Заметя это отвращение по моим
жестам, конь-хозяин велел отвести йэху обратно в хлев. После этого
он поднес ко рту переднее копыто, чем я был немало изумлен, хотя
он совершил это движение с непринужденностью, свидетельствовавшей,
что оно было для него самым естественным, и делал также другие
знаки, желая узнать, что же я буду есть; но я не мог ответить
на этот вопрос понятным для него образом, да если бы даже он и
понял меня, было бы не легче, так как я не видел, откуда бы он
мог достать мне подходящую пищу. Во время этих переговоров прошла
мимо корова; я показал на нее пальцем и выразил желание подойти
к ней и подоить ее. Меня поняли, ибо серый конь повел меня обратно
в дом и приказал кобыле-служанке открыть одну комнату, где стояло
много молока в глиняной и деревянной посуде, очень чистой и в
большом порядке; кобыла подала мне большую чашку с молоком, и
я с удовольствием напился, после чего почувствовал себя гораздо
бодрее и свежее.
Около полудня к дому подкатила особенного устройства повозка,
которую тащили подобно санкам четыре йэху . В повозке сидел старый
конь, по-видимому, знатная особа; он сошел на землю, опираясь
на задние ноги, потому что передняя левая нога у него была повреждена.
Этот конь приехал обедать к моему хозяину, который принял его
с большой любезностью. Они обедали в лучшей комнате, и на второе
блюдо им подали овес, варенный в молоке; гость ел это кушанье
в горячем виде, а остальные лошади — в холодном. Их ясли расположены
были кругообразно посреди комнаты и разгорожены на несколько отделений,
возле которых все и уселись на подостланную солому. Над яслями
помещалась большая решетка с сеном, разгороженная на столько же
отделений, как и ясли, так что каждый конь и каждая кобыла ели
отдельно свои порции сена и овсяной каши с молоком, очень благопристойно
и аккуратно. Жеребята держали себя очень скромно, а хозяева были
крайне любезны и предупредительны к своему гостю. Серый велел
мне подойти к нему и завел со своим другом длинный разговор обо
мне, как я мог заключить по тому, что гость часто поглядывал на
меня и собеседники то и дело произносили слово «еху».
Случилось, что я в то время надел перчатки; серый хозяин, заметив
это, был поражен и знаками стал спрашивать, что это я сделал со
своими передними ногами; три или четыре раза он прикоснулся к
ним своим копытом, как бы давая понять, что я должен привести
их в прежнее состояние, что я и сделал, сняв перчатки и положив
их в карман. Этот эпизод вызвал оживленный разговор, и я заметил,
что мое поведение расположило всех в мою пользу, в благодетельных
последствиях чего я вскоре убедился. Мне было приказано произнести
усвоенные мной слова, и во время обеда хозяин научил меня называть
овес, молоко, огонь, воду и некоторые другие предметы, что давалось
мне очень легко, так как еще смолоду я отличался большими способностями
к языкам.
После обеда конь-хозяин отвел меня в сторону и дал понять мне
знаками и словами свое огорчение по поводу того, что для меня
не было подходящей еды. Овес на языке гуигнгнмов называется «глуннг».
Это слово я произнес два или три раза, так как хотя сначала я
отказался от овса, однако по некотором размышлении нашел, что
из него можно приготовить нечто вроде хлеба; а хлеб с молоком
могли бы поддержать мое существование до тех пор, пока мне не
представится случай уйти отсюда в какую-нибудь другую страну к
таким же людям, как и я. Конь тотчас же приказал белой кобыле-служанке
принести овса на деревянном блюде. Я кое-как поджарил этот овес
на огне и стал тереть, пока не отстала шелуха, которую я постарался
отвеять от зерна; затем я истолок зерно между двумя камнями, взял
воды, приготовил тесто, испек его на огне и съел в горячем виде,
запивая молоком. Сначала это кушанье показалось мне крайне безвкусным,
хотя оно очень распространено во многих европейских странах, но
с течением времени я к нему привык. К тому же это был не первый
случай в моей жизни, когда приходилось довольствоваться самой
грубой пищей, и я еще раз убедился в том, как мало взыскательна
человеческая природа. Не могу не заметить при этом, что за все
время моего пребывания на острове я ни одной минуты не был болен.
Правда, иногда мне удавалось поймать в силки, сделанные из волос йэху , кролика или какую-нибудь птицу, иногда я находил съедобные
травы, которые варил и ел в виде приправы к своим лепешкам, а
изредка сбивал себе масло и пил сыворотку. Сначала я очень болезненно
ощущал отсутствие соли, но скоро привык обходиться без нее; и
я убежден, что обильное употребление этого вещества есть результат
сластолюбия, и соль была введена, главным образом, для возбуждения
жажды, исключая, конечно, случаев, когда она необходима для сохранения
мяса в далеких путешествиях или в местах, удаленных от рынков.
Ведь мы не знаем ни одного животного, которое любило бы соль.
Что касается меня, то должен признаться, что, покинув эту страну,
я очень нескоро научился переносить вкус соли в кушаньях, которые
я ел {1}.
Но довольно об этом; я не хочу подражать другим путешественникам,
наполняющим целые главы своих книг описанием своей пищи, как будто
читателю так уж интересно, хорошо или дурно кушал автор. Однако
мне было необходимо коснуться этого предмета, чтобы устранить
всякие недоразумения относительно того, каким образом мог я просуществовать
три года в такой стране и среди такого населения.
С наступлением вечера конь-хозяин распорядился отвести мне особое
помещение в шести ярдах от дома и отдельно от хлева йэху . Я нашел
там немного соломы и, покрывшись платьем, крепко заснул. Но вскоре
я устроился гораздо удобнее, как читатель узнает из дальнейшего
рассказа, посвященного более подробному описанию моего образа
жизни в этой стране.
{1} «...ни одного животного, которое
любило бы соль.» — Гулливер проявил здесь недостаточную осведомленность:
травоядные, в том числе и лошади, любят соль. Известно, что
некоторые животные стремятся попасть в места, где соль выступает
на поверхность земли.
ГЛАВА III
Автор прилежно изучает туземный
язык. — Гуигнгнм, его хозяин, помогает ему в занятиях. — Язык
гуигнгнмов. — Много знатных гуигнгнмов приходят взглянуть из любопытства
на автора. — Он вкратце рассказывает хозяину о своем путешествии
Моим главным занятием было изучение языка; и все в доме, начиная
с хозяина (так я буду с этих пор называть серого коня) и его детей
и кончая последним слугою, усердно помогали мне в этом. Им казалось
каким-то чудом, что грубое животное обнаруживает свойства разумного
существа. Я показывал на предмет пальцем и спрашивал его название,
которое запоминал; затем, оставшись наедине, записывал в свой
путевой дневник; заботясь об улучшении выговора, я просил кого-нибудь
из членов семьи произносить почаще записанные слова. Особенно
охотно помогал мне в этих занятиях гнедой лошак, слуга моего хозяина.
Произношение гуигнгнмов — носовое и гортанное, и из всех известных
мне европейских языков язык их больше всего напоминает верхнеголландский
или немецкий, но он гораздо изящнее и выразительнее. Император
Карл V сделал почти аналогичное наблюдение, сказав, что если бы
ему пришлось разговаривать со своею лошадью, то он обращался бы
к ней по-верхнеголландски {1}.
Любознательность и нетерпение моего хозяина были так велики, что
он посвящал много часов своего досуга на обучение меня языку.
Он был убежден (как рассказывал мне потом), что я йэху ; но моя
понятливость, вежливость и опрятность поражали его, так как подобные
качества были совершенно несвойственны этим животным. Более всего
его сбивала с толку моя одежда, и он нередко задавался вопросом,
составляет ли она часть моего тела или нет, ибо я никогда не снимал
ее, пока все в доме не засыпали, и надевал рано утром, когда все
еще спали. Мой хозяин сгорал желанием узнать, откуда я прибыл
и каким образом я приобрел видимость разума, которую обнаруживал
во всех моих поступках; ему хотелось поскорее услышать из моих
собственных уст всю историю моих приключений. Он надеялся, что
ждать ему придется недолго: настолько велики были успехи, сделанные
мной в заучивании и произношении слов и фраз. Для облегчения запоминания
я расположил все выученные мною слова в порядке английского алфавита
и записал их с соответствующим переводом. Спустя некоторое время
я решился производить свои записи в присутствии хозяина. Мне стоило
немало труда объяснить ему, что я делаю, ибо гуигнгнмы не имеют
ни малейшего представления о книгах и литературе.
Приблизительно через десять недель я уже способен был понимать
большинство вопросов моего хозяина, а через три месяца мог давать
на них довольно сносные ответы. Мой хозяин особенно интересовался,
из какой страны я прибыл к ним и каким образом научился подражать
разумным существам, так как йэху (на которых, по его мнению, я
был поразительно похож головой, руками и лицом, то есть теми частями
тела, которые не были закрыты одеждой), при всех свойственных
им задатках хитрости и большом предрасположении к злобе, поддаются
обучению хуже всех других животных. На это я ответил, что я прибыл
по морю очень издалека со многими другими подобными мне существами
в большой полой посудине, сделанной из стволов деревьев, и что
мои спутники высадили меня на этом берегу и оставили на произвол
судьбы. С большими затруднениями и только при помощи знаков мне
удалось сделать свою речь понятной. Мой хозяин ответил мне, что
я, должно быть, ошибаюсь или «говорю то, чего не было». (Дело
в том, что на языке гуигнгнмов совсем нет слов, обозначающих ложь
и обман.) Ему казалось невозможным, чтобы за морем были какие-либо
земли и чтобы кучка диких зверей двигала по воде деревянное судно,
куда ей вздумается. Он был уверен, что никто из гуигнгнмов не
в состоянии соорудить такое судно, а тем более доверить управление
им йэху .
Слово «гуигнгнм» на языке туземцев означает лошадь, а по своей
этимологии — совершенство природы. Я ответил хозяину, что мне
еще трудно выражать свои мысли, но я прилагаю все усилия к лучшему
усвоению языка и надеюсь, что в скором времени буду в состоянии
рассказать ему много чудес. Он был так добр, что поручил своей
кобыле, жеребятам и прислуге не упускать ни одного случая для
усовершенствования моих познаний в языке, и сам посвящал ежедневно
два или три часа занятиям со мной. Скоро всюду по окрестностям
разнеслась молва о появлении удивительного йэху , который говорит
как гуигнгнм и в своих словах и поступках как будто обнаруживает
проблески разума, так что многие знатные кони и кобылы часто приходили
к нам взглянуть на меня. Им доставляло удовольствие разговаривать
со мной; они задавали мне много вопросов, на которые я отвечал
как умел. Благодаря всем этим благоприятным обстоятельствам я
сделал такие успехи, что через пять месяцев по приезде понимал
все, что мне говорили, и мог довольно сносно объясняться сам.
Гуигнгнмы, приходившие в гости к моему хозяину с целью повидать
меня и поговорить со мной, с трудом верили, чтобы я был настоящий йэху , потому что поверхность моего тела отличалась от поверхности
тела других йэху . Гуигнгнмы были удивлены тем, что видят у меня
голую кожу и волосы только на голове, лице и руках; однако вскоре
одна случайность открыла хозяину мою тайну.
Я уже сказал читателю, что с наступлением ночи, когда весь дом
ложился спать, я раздевался и укрывался моим платьем. Однажды
рано утром хозяин послал за мной своего камердинера, гнедого лошака;
когда он вошел, я крепко спал, прикрывавшее меня платье свалилось,
а рубашка задралась выше пояса. Проснувшись от произведенного
им шума, я заметил, что он находится в некотором замешательстве.
Кое- как исполнив свое поручение, он в большом испуге прибежал
к своему господину и смущенно рассказал ему все, что увидел. Я
сейчас же узнал об этом, ибо когда, наскоро одевшись, я отправился
засвидетельствовать свое почтение его милости, то первым делом
хозяин спросил меня, что означает рассказ слуги, доложившего,
будто во время сна я совсем не тот, каким бываю всегда, и будто
некоторые части моего тела совершенно белые, другие — желтые или,
по крайней мере, не такие белые, а некоторые — совсем темные.
До сих пор я сохранял тайну моей одежды, чтобы как можно больше
отличаться от гнусной породы йэху ; но после этого случая было бесполезно
хранить ее долее. Кроме того, моя одежда и башмаки сильно износились,
и недалеко было время, когда они совсем развалятся и мне придется
заменить их каким-нибудь изделием из кожи йэху или других животных
и, следовательно, выдать всю свою тайну. Поэтому я сказал хозяину,
что в стране, откуда я прибыл, подобные мне существа всегда закрывают
свое тело искусно выделанной шерстью некоторых животных, отчасти
из скромности, а отчасти для защиты тела от жары и стужи. Что
же касается лично меня, то, если ему угодно, я готов немедленно
представить доказательство справедливости сказанного мной; я только
прошу извинения, что не обнажу перед ним тех частей тела, которые
сама природа научила нас скрывать. Выслушав меня, хозяин сказал,
что вся моя речь показалась ему крайне странной и особенно ее
последняя часть; он не мог понять, каким образом природа может
научить нас скрывать то, что сама же дала нам. Ни сам он, ни его
домочадцы не стыдятся никакой части своего тела; впрочем, я могу
поступать, как мне угодно. В ответ на это я расстегнул кафтан
и снял его, затем снял жилет, башмаки, чулки и штаны; спустив
рубашку до поясницы, я обмотал ею, как поясом, середину тела,
чтобы скрыть мою наготу.
Хозяин наблюдал все мои действия с огромным любопытством и удивлением.
Он брал одну за другой все принадлежности моего туалета между
копытом и бабкой и рассматривал их с большим вниманием; потом
он легонько погладил мое тело и несколько раз осмотрел его со
всех сторон. Обследовав меня, он заявил, что без всякого сомнения
я — настоящий йэху и отличаюсь от остальных представителей моей
породы только мягкостью, белизною и гладкостью кожи, отсутствием
волос на некоторых частях тела, формой и длиной когтей на задних
и передних ногах и, наконец, тем, что притворяюсь, будто постоянно
хожу на задних ногах. Он не пожелал производить дальнейший осмотр
и разрешил мне одеться, потому что я дрожал от холода.
Я выразил хозяину неудовольствие по поводу того, что он так часто
называет меня йэху — этой гнусной скотиной, к которой я питаю глубочайшее
отвращение и презрение. Я просил его не прилагать ко мне этого
слова, а также запретить его употребление по отношению ко мне
как в его семье, так и среди его друзей, которым он позволял видеть
меня. Я просил его также сохранить тайну искусственной оболочки
моего тела, по крайней мере, до тех пор, пока она совершенно не
износится; что же касается его слуги, гнедого лошака, то его милость
пусть соблаговолит приказать ему молчать.
На все это мой хозяин благосклонно согласился, и таким образом
тайна моей одежды была сохранена до тех пор, пока она не стала
изнашиваться, так что я должен был ухитриться чем-нибудь заменить
ее, но об этом будет рассказано ниже. Со своей стороны хозяин
выразил желание, чтобы я как можно старательнее продолжал изучать
их язык, так как он больше поражен моим умом и способностями к
членораздельной речи, чем видом моего тела, покрыто ли оно одеждой
или нет, и с большим нетерпением ожидает услышать от меня чудеса,
которые я обещал ему рассказать.
С этих пор хозяин с удвоенным усердием стал обучать меня: он водил
меня с собой в гости и просил всех обращаться со мною вежливо,
потому что, по его словам, такое обхождение приводит меня в хорошее
расположение и я становлюсь более занятным.
Не ограничиваясь взятым на себя трудом обучать меня языку, хозяин
задавал мне ежедневно, когда я бывал в его обществе, множество
вопросов относительно меня самого, на которые я отвечал как умел;
таким образом, у него постепенно составилось некоторое общее,
хотя и очень несовершенное представление о том, что я собирался
рассказать ему. Было бы скучно излагать шаг за шагом мои успехи,
позволившие мне вести более связный разговор; скажу только что
первый мой более или менее обстоятельный рассказ о себе был приблизительно
таков.
Я прибыл, как я уже пробовал разъяснить ему, из весьма отдаленной
страны вместе с пятьюдесятью такими же существами, как и я. Мы
плавали по морям в большой деревянной посудине, размерами превосходящей
дом его милости. Тут я описал хозяину корабль в возможно более
понятных выражениях и при помощи развернутого носового платка
показал, каким образом он приводится в движение ветром. После
ссоры, происшедшей между нами, продолжал я, меня высадили на этот
берег, и я пошел вперед куда глаза глядят, пока не подвергся нападению
отвратительных йэху , от которых его появление освободило меня.
Тогда хозяин спросил меня, кто сделал этот корабль и как случилось,
что гуигнгнмы моей страны предоставили управление им диким животным.
На это я ответил, что я только в том случае решусь продолжать
свой рассказ, если он даст мне честное слово не обижаться, что
бы он ни услышал; при этом условии я расскажу ему об обещанных
мною чудесах. Он согласился. Тогда я сказал ему, что корабль был
построен такими же существами, как и я, которые во всех странах,
где мне приходилось путешествовать, так же как и в моем отечестве,
являются единственными разумными творениями, господствующими над
всеми остальными животными; и что по прибытии сюда я был так же
поражен при виде разумного поведения гуигнгнмов, как поразили
бы его или его друзей проблески ума в том создании, которое ему
угодно было назвать йэху , я должен, конечно, признать полное сходство
моего тела с телом этих животных, но не могу понять причину их
вырождения и одичания. Я прибавил далее, что если судьба позволит
мне возвратиться когда-нибудь на родину и я расскажу там об этом
путешествии, как я решил это сделать, то мне никто не поверит,
и каждый будет думать, будто я говорю то, чего не было, и что
я выдумал свои приключения от начала до конца; и, несмотря на
все мое уважение к нему, к его семье и его друзьям, я, помня его
обещание не обижаться, беру на себя смелость утверждать, что мои
соотечественники едва ли признают вероятным, чтобы гуигнгнмы были
где-нибудь господствующей породой, а йэху грубыми скотами.
{1} Император Карл V — Карлу V
приписывается изречение, что охотнее всего он обращался бы к
богу по-испански, к любовнице — по-итальянски, а к лошади —
по-немецки.
ГЛАВА IV
Понятие гуигнгнмов об истине и
лжи. — Речь автора приводит в негодование его хозяина. — Более
подробный рассказ автора о себе и о своих путешествиях.
Хозяин слушал меня с выражением большого неудовольствия на лице,
так как сомнение и недоверие настолько неизвестны в этой стране,
что гуигнгнмы не знают, как вести себя в таком положении. И я
помню, что когда в моих продолжительных беседах с хозяином о качествах
людей, живущих в других частях света, мне приходилось упоминать
о лжи и обмане, то он лишь с большим трудом понимал, что я хочу
сказать, несмотря на то что отличался большой остротой ума. Он
рассуждал так: способность речи дана нам для того, чтобы понимать
друг друга и получать сведения о различных предметах; но если
кто- нибудь станет утверждать то, чего нет, то назначение нашей
речи совершенно извращается, потому что в этом случае тот, к кому
обращена речь, не может понимать своего собеседника; и он не только
не получает никакого осведомления, но оказывается в состоянии
худшем, чем неведение, потому что его уверяют, что белое — черно,
а длинное — коротко. Этим и ограничивались все его понятия относительно
способности лгать, в таком совершенстве известной и так широко
распространенной во всех человеческих обществах.
Но возвратимся к нашему рассказу. Когда я заявил, что йэху являются
единственными господствующими животными на моей родине, что, по
словам моего хозяина, было совершенно недоступно его пониманию,
он пожелал узнать, есть ли у нас гуигнгнмы и чем они занимаются.
Я ответил ему, что их у нас очень много и летом они пасутся на
лугах, а зимою их держат в особых домах и кормят сеном и овсом,
где слуги йэху чистят их скребницами, расчесывают им гриву, обмывают
ноги, задают корм и готовят постель. «Теперь я понимаю вас, —
заметил мой хозяин, — из сказанного вами ясно, что, как ваши йэху ни льстят себя мыслью, будто они разумные существа, все-таки господами
у вас являются гуигнгнмы, и я от всей души желал бы, чтобы и наши йэху были так же послушны». Тут я стал упрашивать его милость позволить
мне не продолжать рассказ, так как я уверен, что подробности,
которых он ожидает от меня, будут для него очень неприятны. Но
он настаивал, говоря, что желает знать все, как хорошее, так и
дурное. Я отвечал, что буду повиноваться, и признался, что наши
гуигнгнмы, которых мы называем лошадьми, самые красивые и самые
благородные из всех животных; что они отличаются силой и быстротой,
и когда принадлежат особам знатным, то ими пользуются для путешествий,
для бегов, запрягают в колесницы и обращаются с ними очень ласково
и заботливо, пока они здоровы и ноги у них крепкие, но едва только
силы изменяют им, как их продают и пускают во всевозможную грязную
работу, за которой они и умирают; а после смерти с них сдирают
кожу, продают ее за бесценок, труп же бросают на съедение собакам
и хищным птицам. Но судьба лошадей простой породы не так завидна.
Большая часть их принадлежит фермерам, извозчикам и другим низкого
звания людям, которые заставляют их исполнять более тяжелую работу
и кормят их хуже. Я подробно описал ему наш способ ездить верхом,
форму и употребление уздечки, седла, шпор, кнута, упряжи и колес.
Я прибавил, что к копытам наших лошадей мы прикрепляем пластины
из особого твердого вещества, называемого железом, для предохранения
их от повреждений о каменистые дороги, по которым мы часто ездим.
Несколько раз выразив свое крайнее негодование, мой хозяин был
особенно поражен тем, что мы осмеливаемся садиться верхом на гуигнгнма,
так как он был уверен, что самый слабый слуга способен сбросить
самого сильного йэху или же, упав с ним на землю и катаясь на спине,
раздавить скотину. На это я ответил, что наших лошадей объезжают
с трех или четырех лет для различных целей, к которым мы их предназначаем;
что тех, которые остаются все же норовистыми, запрягают в телеги;
что в молодом возрасте их жестоко бьют кнутом за каждую своевольную
выходку; что самцов, предназначаемых для упряжи или верховой езды,
по достижении двухлетнего возраста обыкновенно холостят, чтобы
выгнать из них дурь и сделать более ручными и послушными; что
все они очень чувствительны к наградам и наказаниям; но пусть
его милость благоволит принять во внимание, что, подобно здешним йэху , наши гуигнгнмы не обладают ни малейшими проблесками разума.
Мне пришлось прибегнуть ко множеству иносказаний, чтобы дать хозяину
правильное представление о том, что я говорил; дело в том, что
язык гуигнгнмов не отличается обилием и разнообразием слов, ибо
потребностей и страстей у них меньше, чем у нас. Но невозможно
описать благородное возмущение моего хозяина, которое вызвано
было рассказом о нашем варварском обращении с гуигнгнмами и особенно
описанием нашего способа холостить лошадей, чтобы сделать их более
покорными и помешать им производить потомство. Он согласился с
тем, что если есть страна, в которой только одни йэху одарены разумом,
то по всей справедливости им и должно принадлежать господство
над остальными животными, так как разум в конце концов всегда
возобладает над грубой силой; но, рассматривая внимательно строение
нашего тела, в частности моего, он находит, что ни одно животное
одинаковой с нами величины не является так худо приспособленным
для употребления этого разума на службу повседневным жизненным
потребностям. Поэтому он желал бы знать, с кем имеют большее сходство
существа, среди которых я жил: со мною или с здешними йэху . Я стал
уверять его, что я так же хорошо сложен, как и большинство моих
сверстников; но что подростки и самки гораздо более деликатны
и нежны, и кожа у самок обыкновенно бывает бела, как молоко. Хозяин
ответил мне, что я действительно отличаюсь от других йэху , что
я гораздо опрятнее их и далеко не так безобразен, но с точки зрения
подлинных преимуществ сравнение с ними будет, по его мнению, не
в мою пользу. Так, мои ногти мне совсем ни к чему ни на передних,
ни на задних ногах; передние мои ноги, собственно, нельзя даже
назвать ногами, так как он никогда не видел, чтобы я ходил на
них; они слишком нежны, чтобы выдержать соприкосновение с твердой
землей, и я по большей части держу их открытыми, а если иногда
и закрываю, то покровы эти не той формы и не так прочны, как те,
что я ношу на задних ногах; таким образом, я не могу ходить уверенно,
потому что если одна из моих задних ног поскользнется, то я неизбежно
должен упасть. Затем он стал находить недостатки в остальных частях
моего тела: плоское лицо, выдающийся нос, глаза, помещенные прямо
во лбу, так что я не могу смотреть по сторонам, не поворачивая
головы, не могу есть, не прибегая к помощи передних ног, для чего,
вероятно, природа и наделила их столькими суставами. Он не понимал
назначения расчлененных отростков на концах моих задних ног; по
его мнению, не покрытые кожей какого-нибудь другого животного,
они слишком нежны для твердых и острых камней, да и все мое тело
не имеет никакой защиты от стужи и зноя, кроме платья, и я обречен
на скучное и утомительное занятие ежедневно надевать и снимать
его. Наконец, по его наблюдениям, все животные этой страны питают
инстинктивное отвращение к йэху , причем более слабые убегают от
них, а те, что посильнее, прогоняют их от себя. Таким образом,
если даже допустить, что мы одарены разумом, все же непонятно,
как мы могли не только победить эту общую к нам антипатию всех
живых существ, но даже приручить их и заставить служить себе.
Однако он не стал вести дальнейшее обсуждение этого вопроса, потому
что ему больше хотелось выслушать историю моей жизни, узнать,
где я родился и что со мною было до моего прибытия сюда.
Я заверил его, что с величайшей охотой готов удовлетворить его
любопытство, но сильно сомневаюсь, удастся ли мне быть достаточно
ясным относительно вещей, о которых у его милости не может быть
никакого представления, так как я не заметил в этой стране ничего
похожего на них; тем не менее я буду всячески стараться выражать
свои мысли путем сравнений и прошу его любезной помощи, когда
я встречу затруднение в подыскании нужных слов. Его милость обещал
исполнить мою просьбу.
Я сказал ему, что родился от почтенных родителей на острове, называемом
Англией, который так далеко отсюда, что самый крепкий слуга его
милости едва ли мог бы добежать до него в течение годичного оборота
солнца; что я изучал хирургию, то есть искусство излечивать раны
и повреждения, полученные от несчастных случайностей или нанесенные
чужой рукой; что моя родина находится под управлением самки той
же породы, что и я, которую мы называем королевой; что я уехал
с целью разбогатеть и по возвращении жить с семьей в достатке;
что в последнее мое путешествие я был капитаном корабля и под
моей командой находилось около пятидесяти йэху , из которых многие
умерли в пути, и я принужден был заменить их другими йэху , набранными
среди различных народов; что наш корабль дважды подвергался опасности
потонуть — один раз во время сильной бури, а другой — наскочив
на скалу. Здесь мой хозяин остановил меня, спросив, каким образом
я мог уговорить чужеземцев из разных стран отважиться на совместное
со мной путешествие после всех понесенных мною потерь и испытанных
опасностей. Я отвечал, что это были люди, отчаявшиеся в своей
судьбе, которых выгнали с родины нищета или преступления. Одни
были разорены бесконечными тяжбами; другие промотали свое имущество
благодаря пьянству, разврату и азартной игре; многие из них обвинялись
в измене, убийстве, воровстве, отравлении, грабеже, клятвопреступлении,
подлоге, чеканке фальшивой монеты, изнасиловании или мужеложстве
и дезертирстве к неприятелю; большинство были беглые из тюрем;
они не отваживались вернуться на родину из страха быть повешенными
или сгнить в заточении и потому были вынуждены искать средств
к существованию в чужих краях.
Во время этого рассказа моему хозяину угодно было несколько раз
прерывать меня. Мне часто пришлось прибегать к иносказаниям, чтобы
описать ему многочисленные преступления, принудившие большую часть
моего экипажа покинуть свою родину. Понадобилось несколько дней,
прежде чем он научился понимать меня. Он был в полном недоумении,
что могло побудить или вынудить этих людей предаваться таким порокам.
Чтобы уяснить ему это, я постарался дать ему некоторое представление
о свойственной всем нам ненасытной жажде власти и богатства, об
ужасных последствиях сластолюбия, невоздержанности, злобы и зависти.
Все это приходилось определять и описывать при помощи примеров
и сравнений. После моих объяснений хозяин с удивлением и негодованием
поднял глаза к небу, как мы делаем это, когда наше воображение
бывает поражено чем-нибудь никогда невиданным и неслыханным. Власть,
правительство, война, закон, наказание и тысяча других вещей не
имели соответствующих терминов на языке гуигнгнмов, что почти
лишало меня возможности дать хозяину сколько-нибудь правильное
представление о том, что я говорил ему. Но, обладая от природы
большим умом, укрепленным размышлением и беседами, он в заключение
довольно удовлетворительно уяснил себе, на что бывает способна
природа человека в наших странах, и пожелал, чтобы я дал ему более
подробное описание той части света, которую мы называем Европой,
и особенно моего отечества.
ГЛАВА V
По приказанию своего хозяина автор
знакомит его с положением Англии. — Причины войн между европейскими
государствами. — Автор приступает к изложению английской конституции
Пусть читатель благоволит принять во внимание, что нижеследующие
выдержки из многочисленных моих бесед с хозяином содержат лишь
наиболее существенное из того, что было нами сказано в течение
почти что двух лет, его милость требовал от меня все больших подробностей,
по мере того как я совершенствовался в языке гуигнгнмов. Я изложил
ему как можно яснее общее положение Европы, рассказал о торговле
и промышленности, науках и искусствах; и ответы, которые я давал
ему на вопросы, возникавшие у него по разным поводам, служили,
в свою очередь, неиссякаемым источником для новых бесед. Но я
ограничусь здесь только самым существенным из того, что было нами
сказано относительно моей родины, приведя эти разговоры в возможно
более строгий порядок, при этом я не стану обращать внимание на
хронологическую последовательность и другие побочные обстоятельства,
а буду только заботиться об истине. Меня беспокоит лишь то, что
я вряд ли сумею точно передать доводы и выражения моего хозяина,
и они сильно пострадают как от моей неумелости, так и от их перевода
на наш варварский язык.
Итак, исполняя желание его милости, я рассказал про последнюю
английскую революцию, произведенную принцем Оранским, и про многолетнюю
войну с Францией, начатую этим принцем и возобновленную его преемницей,
ныне царствующей королевой, — войну, в которую вовлечены были
величайшие христианские державы и которая продолжается и до сих
пор. По просьбе моего хозяина я вычислил, что в течение этой войны
было убито, должно быть, около миллиона йэху , взято около ста городов
и в три раза более этого сожжено или затоплено кораблей {1}.
Хозяин спросил меня, что же служит обыкновенно причиной или поводом,
побуждающим одно государство воевать с другим. Я отвечал, что
их несчетное количество, но я ограничусь перечислением немногих,
наиболее важных. Иногда таким поводом является честолюбие монархов,
которым все бывает мало земель или людей, находящихся под их властью;
иногда — испорченность министров, вовлекающих своих государей
в войну, чтобы заглушить и отвлечь жалобы подданных на их дурное
управление. Различие мнений стоило многих миллионов жизней {2};
например, является ли тело хлебом или хлеб телом; является ли
сок некоторых ягод кровью или вином; нужно ли считать свист грехом
или добродетелью; что лучше: целовать кусок дерева или бросать
его в огонь; какого цвета должна быть верхняя одежда: черного,
белого, красного или серого; какова она должна быть: короткая
или длинная, широкая или узкая, грязная или чистая, и т. д. и
т. д. {3} Я прибавил, что войны наши бывают наиболее ожесточенными,
кровавыми и продолжительными именно в тех случаях, когда они обусловлены
различием мнений, особенно, если это различие касается вещей несущественных.
Иногда ссора между двумя государями разгорается из-за решения
вопроса, кому из них надлежит низложить третьего, хотя ни один
из них не имеет на то никакого права. Иногда один государь нападает
на другого из страха, как бы тот не напал на него первым; иногда
война начинается потому, что неприятель слишком силен, а иногда,
наоборот, потому, что он слишком слаб. Нередко у наших соседей
нет того, что есть у нас, или же есть то, чего нет у нас; тогда
мы деремся, пока они не отберут у нас наше или не отдадут нам
свое. Вполне извинительным считается нападение на страну, если
население ее изнурено голодом, истреблено чумою или втянуто во
внутренние раздоры. Точно так же признается справедливой война
с самым близким союзником, если какой-нибудь его город расположен
удобно для нас или кусок его территории округлит и завершит наши
владения. Если какой-нибудь монарх посылает свои войска в страну,
население которой бедно и невежественно, то половину его он может
законным образом истребить, а другую половину обратить в рабство,
чтобы вывести этот народ из варварства и приобщить к благам цивилизации.
Весьма распространен также следующий очень царственный и благородный
образ действия: государь, приглашенный соседом помочь ему против
вторгшегося в его пределы неприятеля, по благополучном изгнании
последнего захватывает владения союзника, на помощь которому пришел,
а его самого убивает, заключает в тюрьму или изгоняет. Кровное
родство или брачные союзы являются весьма частой причиной войн
между государями, и чем ближе это родство, тем больше они склонны
к вражде. Бедные нации алчны, богатые — надменны, а надменность
и алчность всегда не в ладах. По всем этим причинам ремесло солдата
считается у нас самым почетным, так как солдат есть йэху , нанимающийся
хладнокровно убивать возможно большее число подобных себе существ,
не причинивших ему никакого зла.
Кроме того, в Европе существует особый вид нищих государей, неспособных
вести войну самостоятельно и отдающих свои войска внаем богатым
государствам за определенную поденную плату с каждого солдата,
из каковой платы они удерживают в свою пользу три четверти, что
составляет существеннейшую статью их доходов; таковы государи
Германии и других северных стран Европы {4}.
Все, что вы сообщили мне (сказал мой хозяин) по поводу войн, как
нельзя лучше доказывает действия того разума, на обладание которым
вы притязаете; к счастью, однако, ваше поведение не столько опасно,
сколько постыдно, ибо природа создала вас так, что вы не можете
причинить особенно много зла.
В самом деле, ваш рот расположен в одной плоскости с остальными
частями лица, так что вы вряд ли можете кусать друг друга, разве
что по обоюдному согласию. Затем ваши когти на передних и задних
ногах так коротки и нежны, что каждый наш йэху легко справится
с дюжиной ваших собратьев. Поэтому что касается приведенных вами
чисел убитых в боях, то мне кажется, простите, вы говорите то,
чего нет.
При этих словах я покачал головой и не мог удержаться от улыбки.
Военное искусство было мне не чуждо, и потому я обстоятельно описал
ему, что такое пушки, кулеврины, мушкеты, карабины, пистолеты,
пули, порох, сабли, штыки, сражения, осады, отступления, атаки,
мины и контрмины, бомбардировки, морские сражения, потопление
кораблей с тысячью матросов, десятки тысяч убитых с каждой стороны;
стоны умирающих, взлетающие в воздух члены, дым, шум, смятение,
смерть под лошадиными копытами; бегство, преследование, победа;
поля, покрытые трупами, брошенными на съедение собакам, волкам
и хищным птицам; разбой, грабежи, изнасилования, пожары, разорение.
И, желая похвастаться перед ним храбростью моих дорогих соотечественников,
я сказал, что сам был свидетелем, как при осаде одного города
они взорвали на воздух сотню неприятельских солдат и столько же
в одном морском сражении, так что куски человеческих тел падали
точно с неба к великому удовольствию всех зрителей.
Я хотел было пуститься в дальнейшие подробности, но хозяин приказал
мне замолчать. Всякий, кто знает природу йэху , сказал он, без труда
поверит, что такое гнусное животное способно на все описанные
мною действия, если его сила и хитрость окажутся равными его злобе.
Но мой рассказ увеличил его отвращение ко всей этой породе и поселил
в уме его беспокойство, которого он никогда раньше не испытывал.
Он боялся, что, привыкнув слушать подобные гнусные слова, он со
временем станет относиться к ним с меньшим отвращением. Хотя он
гнушался йэху , населяющими эту страну, все же он не больше порицал
их за их противные качества, чем гинэйх (хищную птицу) за ее жестокость,
или острый камень за то, что он повредил ему копыто. Но, узнав,
что существа, притязающие на обладание разумом, способны совершать
подобные ужасы, он опасается, что развращенный разум, пожалуй,
хуже какой угодно звериной тупости. Поэтому он склонен думать,
что мы одарены не разумом, а какой-то особенной способностью,
содействующей росту наших природных пороков, подобно тому как
волнующийся поток, отражая уродливое тело, не только увеличивает
его, но еще более обезображивает.
Тут он заявил, что уже достаточно наслушался о войне как в этот
наш разговор, так и раньше {5}. Теперь его немного смущал другой
вопрос. Я сообщил ему, что некоторые матросы моего бывшего экипажа
покинули свою родину, потому что были разорены законом; хотя я
уже объяснил ему смысл этого слова, однако он недоумевал, каким
образом закон, назначение которого охранять интересы каждого,
может привести кого-нибудь к разорению. Поэтому он желал услышать
от меня более обстоятельные разъяснения относительно того, что
я разумею под законом и его блюстителями согласно практике, существующей
в настоящее время у меня на родине: ибо, по его мнению, природа
и разум являются достаточными руководителями разумных существ,
какими мы считаем себя, и ясно показывают нам, что мы должны делать
и чего должны избегать.
Я ответил его милости, что закон есть наука, в которой я мало
сведущ, так как все мое знакомство с ней ограничивается безуспешным
обращением к помощи стряпчих по поводу некоторых причиненных мне
несправедливостей; все же по мере сил я постараюсь удовлетворить
его любопытство. Я сказал, что у нас есть сословие людей, смолоду
обученных искусству доказывать при помощи пространных речей, что
белое — черно, а черное — бело, соответственно деньгам, которые
им за это платят. Это сословие держит в рабстве весь народ. Например,
если моему соседу понравилась моя корова, то он нанимает стряпчего
с целью доказать, что он вправе отнять у меня корову. Со своей
стороны, для защиты моих прав мне необходимо нанять другого стряпчего,
так как закон никому не позволяет защищаться в суде самостоятельно.
Кроме того, мое положение законного собственника оказывается в
двух отношениях невыгодным. Во-первых, мои стряпчий, привыкнув
почти с колыбели защищать ложь, чувствует себя не в своей стихии,
когда ему приходится отстаивать правое дело, и, оказавшись в положении
неестественном, всегда действует крайне неуклюже и подчас даже
злонамеренно. Невыгодно для меня также и то, что мой стряпчий
должен проявить крайнюю осмотрительность, иначе он рискует получить
замечание со стороны судей и навлечь неприязнь своих собратьев
за унижение профессионального достоинства. Таким образом, у меня
есть только два способа сохранить свою корову. Либо я подкупаю
двойным гонораром стряпчего противной стороны, который предает
своего клиента, намекнув суду, что справедливость на его стороне.
Либо мой защитник изображает мои претензии как явно несправедливые,
высказывая предположение, что корова принадлежит моему противнику;
если он сделает это достаточно искусно, то расположение судей
в мою пользу обеспечено.
Ваша милость должна знать, что судьями у нас называются лица,
на которых возложена обязанность решать всякого рода имущественные
тяжбы, а также уголовные дела; выбираются они из числа самых искусных
стряпчих, состарившихся и обленившихся. Выступая всю свою жизнь
против истины и справедливости, судьи эти с роковой необходимостью
потворствуют обману, клятвопреступлению и насилию, и я знаю, что
сплошь и рядом они отказываются от крупных взяток, предлагаемых
им правой стороной, лишь бы только не подорвать авторитет сословия
совершением поступка, не соответствующего его природе и достоинству.
В этом судейском сословии установилось правило, что все однажды
совершенное может быть законным образом совершено вновь; на этом
основании судьи с великою заботливостью сохраняют все старые решения,
попирающие справедливость и здравый человеческий смысл. Эти решения
известны у них под именем прецедентов; на них ссылаются как на
авторитет, для оправдания самых несправедливых мнений, и судьи
никогда не упускают случая руководствоваться этими прецедентами.
При разборе тяжеб они тщательно избегают входить в существо дела;
зато кричат, горячатся и говорят до изнеможения, останавливаясь
на обстоятельствах, не имеющих к делу никакого отношения. Так,
в упомянутом уже случае они никогда не выразят желания узнать,
какое право имеет мой противник на мою корову и какие доказательства
этого права он может представить; но проявят величайший интерес
к тому, рыжая ли корова или черная; длинные у нее рога или короткие;
круглое ли то поле, на котором она паслась, или четырехугольное;
дома ли ее доят или на пастбище; каким болезням она подвержена
и т. п.; после этого они начнут справляться с прецедентами, будут
откладывать дело с одного срока на другой и через десять, двадцать
или тридцать лет придут наконец к какому-нибудь решению.
Следует также принять во внимание, что это судейское сословие
имеет свой собственный язык, особый жаргон, недоступный пониманию
обыкновенных смертных, на котором пишутся все их законы. Законы
эти умножаются с таким усердием, что ими совершенно затемнена
подлинная сущность истины и лжи, справедливости или несправедливости;
поэтому потребовалось бы не меньше тридцати лет, чтобы разрешить
вопрос, мне ли принадлежит поле, доставшееся мне от моих предков,
владевших им в шести поколениях, или какому-либо чужеземцу, живущему
за триста миль от меня.
Судопроизводство над лицами, обвиняемыми в государственных преступлениях,
отличается несравненно большей быстротой, и метод его гораздо
похвальнее: судья первым делом осведомляется о расположении власть
имущих, после чего без труда приговаривает обвиняемого к повешению
или оправдывает, строго соблюдая при этом букву закона.
Тут мой хозяин прервал меня, выразив сожаление, что существа,
одаренные такими поразительными способностями, как эти судейские,
если судить по моему описанию, не поощряются к наставлению других
в мудрости и добродетели. В ответ на это я уверил его милость,
что во всем, не имеющем отношения к их профессии, они являются
обыкновенно самыми невежественными и глупыми из всех нас, неспособными
вести самый простой разговор, заклятыми врагами всякого знания
и всякой науки, так же склонными извращать здравый человеческий
смысл во всех других областях, как они извращают его в своей профессии.
{1} «...последнюю английскую революцию...
многолетнюю войну с Францией...» — Имеется в виду так называемая
«Славная революция» 1688 г., поставившая у власти Вильгельма
Оранского, и война за испанское наследство (1701-1714 гг.) между
Англией, Нидерландами, Австрией — с одной стороны, и Францией
— с другой; каждая из враждующих сторон стремилась посадить
своего претендента на вакантный трон Испании.
{2} «Различие мнений стоило многих миллионов жизней...» — Имеются
в виду религиозные войны XVI-XVII вв. между католиками и протестантами.
Внешним поводом для вражды служили различия в толковании Священного
писания, церковных доктрин, таинств и проч. Действительные причины
этих войн были политические и экономические. С осуждением религиозной
борьбы Свифт выступил еще в раннем своем произведении «Сказка
бочки».
{3} «...является ли тело хлебом...» — Имеется в виду часть христианского
обряда причащения, когда верующие вкушают хлеб, символизирующий
тело Христа, и пьют вино, символизирующее его кровь. Этот обряд
католической церкви был отвергнут протестантской церковью.
«...целовать кусок дерева...» — Подразумевается целование креста
верующими.
«...какого цвета должна быть верхняя одежда...» — Речь идет
о цвете и далее о форме одежд священнослужителей и монахов.
{4} «...особый вид нищих государей...» — Это место было выпущено
первым издателем «Путешествий» Моттом и другими издателями,
так как в нем содержался намек на Георга I, который, как и многие
немецкие князья, насильно вербовал своих подданных в солдаты
и затем за плату отдавал их внаем разным странам. Англия часто
пользовалась наемными солдатами для ведения войн.
{5} «Тут он заявил, что уже достаточно наслушался...» — Все,
что следует от этих слов до конца главы, издатель Мотт заменил
своим текстом, смягчавшим остроту сатиры, что вызвало протест
Свифта. Подлинный текст восстановлен по экземпляру Форда.
Далее
|