Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

А. И. Комиссаренко (Москва)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ О ДУХОВНЫХ ИМЕНИЯХ И КОЛЛЕГИИ ЭКОНОМИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЦЕРКОВНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ Екатерины II (1762 – 1764 гг.)

http://ideashistory.org.ru/almanacs/alm00/alm00_04.htm

I. Развитие российской государственности с конца XV по конец XVIII столетий сопровождалось усилением автократического начала и умалением политического значения отдельных сословно-феодальных групп. Именно поэтому так остро к середине XVIII в. — эпохе окончательного создания абсолютистской системы власти встал вопрос об устранении земельной собственности духовенства, определившей секуляризационную политику феодально-абсолютистского правительства России. Проводя секуляризационный курс, государство завершало длительную борьбу с духовенством за политическую гегемонию, ликвидируя его претензии на властные функции. При этом правящий режим стремился смягчить накал сословных конфликтов, ставших постоянным фактором социально-политического состояния страны как в XVII, так и в XVIII веках.

К началу правления Екатерины II во взаимоотношениях государства и духовных феодалов (монастырей, архиерейских домов, церквей) сложилась следующая ситуация: испытав сильный удар со стороны правительства Петра Великого, поставившего часть доходов духовных владельцев под контроль государства монастырская и архиерейская администрация, воспользовавшись слабостью при петровских преемниках верховной власти, и противоречиями в среде светских землевладельцев, сумела к середине 40-х гг. XVIII века почти полностью восстановить свою экономическую независимость. С 1757 г. наступил новый этап во взаимоотношениях государства и церкви, вызванный в первую очередь опасным для абсолютизма ростом социального протеста крестьянства в духовных вотчинах. Правительство вынуждено было спешить с разработкой секуляризационной программы. Самые общие принципы ее были сформулированы к концу 1761 года и нашли свое выражение в секуляризационных указах Петра III (февраль 1762 г.). Вместе с тем, принятые к исполнению этих указов меры, были ограничены по масштабам и не до конца продуманными. Воцарившаяся на российском престоле 28 июня 1762 г. Екатерина II не чувствуя пока себя прочно на вершине власти и не желая в связи с этим обострять отношения с иерархами православной церкви, а так же стремясь подчеркнуть свой разрыв с непопулярной в дворянских и церковных кругах политикой свергнутого мужа — Петра III, 12 августа 1762 г. подписала указ о возвращении всех вотчин духовенству, вернув таким образом взаимоотношения абсолютистского государства и духовенства к периоду до 1757 г. Ликование по этому поводу духовной администрации было, однако, недолгим, так как уже первые шаги нового правительства показали, что полного возврата к прошлому не будет. Менялись лишь тактика, тогда как цель оставалась прежней, и, в отличие от эпох Елизаветы Петровны и Петра III, она приобретала более осознанный характер как самой императрицей Екатериной II, так и ее ближайшими советниками. В том же августе 1762 г. новая воительница передала князю Я. П. Шаховскому распоряжение о «рассмотрении синодальных..., архиерейских... и монастырских вотчин...».

С осени 1762 г. все это направление внутренней политики Екатерина II поручает одному из своих статс-секретарей — Г. Н. Теплову и новгородскому митрополиту Д. Сеченову, активно поддержавшего июньский переворот. В бумагах Г. Н. Теплова сохранилась обширная коллекция различных материалов, связанных с подготовкой и проведением секуляризации духовных владений (РГАДА. Госархив. Р. 18. Оп. 1. Д. 197. Л. 1-327). Г. Н. Теплов в написанном им в 1769 г. обозрении мероприятий правительства за начальный период нового правления считал важнейшей вехой на пути к реформе создание 27 ноября 1762 г. Комиссии о духовных (церковных) владениях (РГАДА. Госархив. Р. 10. Кабинет Екатерины II. Оп. 1 Д. 9. Л. I – II). Членами Комиссии стали: от духовенства — новгородский митрополит Дмитрий (Сеченов), санкт-петербургский архиепископ Гавриил, епископ переяславльский Сильверст, от светской власти — сенатор граф И. Воронцов, князь Б. Куракин, князь С. Гагарин, обер-прокурор Синода князь А. Козловский и действительный статский советник Г. Н. Теплов, который фактически ее и возглавлял. Контроль за хозяйственной жизнью в вотчинах возлагался по инструкции, данной 29 ноября 1762 г. на «нарочных объезчиков или объезжих экономов». Тем самым во владениях церкви вводился режим правительственного надзора и опеки (РГАДА. Ф. Комиссии о церковных имениях. № 305. Оп. 1. Л. 1-5 об. Ф. Сената. № 248. Кн. 3400. Л. 2-3 об). Создавая Комиссию о духовных имениях и начертав план ее деятельности, абсолютистское правительство, не объявляя открыто о своих намерениях провести изъятие церковной земельной собственности и крестьян духовных земель, утверждало свое твердое желание подчинить своему надзору всю экономическую жизнь церковно-монастырской деревни и социальную политику духовных феодальных землевладельцев.

Сразу после своего возникновения Комиссия занялась поиском мер по водворению социального мира в духовных вотчинах. К концу 1763 г. комиссия располагала сведениями о волнениях крестьян в 42 вотчинах 5 архиерейских домов и 23 монастырей, не менее чем в 12 случаях для их подавления использовались войска. (РГАДА. Ф. Коллегии экономии. № 280. Оп. 4. Д. 1775. Л. 119-126 об.).

Проведение политики правительства в отношении духовных владений Екатерина II возложила на воссозданную по проекту Г. Н. Теплова 12 мая 1763 г. Коллегию экономии, подчиненной в отличие от других центральных органов империи не Сенату, а прямо самой императрице, что особенно подчеркивало значимость этого направления правительственного курса. Это по сути чрезвычайное учреждение предприняло немало усилий по налаживанию описания хозяйственного быта в духовных владениях (РГАДА. Госархив. Р. 10. Оп. 3. Д. 432. Л. 5 об.). К 1 января 1764 г. в Коллегию поступило более 1500 подобных описаний — «офицерских описей», проверкой которых в самой коллегии занимался руководитель счетной экспедиции коллежский советник Андреян Поздняков (РГАДА. Ф. Сената. № 248. Кн. 3400. Л. 356-357). Летом 1763 г. возник конфликт между Коллегией экономии и Московской синодальной конторой вследствие нежелания синодальных властей предоставить полную информацию о своих рентных доходах. Реагируя на жалобу по этому поводу князя Б. Куракина — президента Коллегии и М. Дмитриева-Мамонова, поданную 31 июля 1763 г., императрица (августа 1763 г. сделала резкий выговор крутицкому митрополиту, руководителю Московской синодальной конторы Амвросию, требуя от него «...матерински... понимать силу наших указов... и с Коллегиею... соглашаться тою же ревностию и усердием...» (РГАДА. Госархив. Р. 10. ОП. 3. Д. 432. Л. 23-29). Для противодействия амбициям московской церковной верхушки 8 января 1764 г. в старой столице по императорскому указу была учреждена отдельная контора Коллегии экономии во главе со статским советником Чихачевым. Усилиями коллежских чиновников в государственную казну в 1763 – начале 1764 гг. было собрано с духовных земель 612677 рублю 20 коп. из ожидаемых 940758 руб., или 65,12% (РГАДА, Госархив. Р. 18. ОП. 1. Д. 197. Л. 210). Коллегия экономии при явном, а чаще скрытом противодействии духовенства не могла быть эффективным инструментом в руках абсолютистского государства в деле изъятия денег (феодальной ренты) при сохранении прежнего юридического статуса духовных земель.

В Комиссии о духовных имениях были разработаны общие контуры предстоящей секуляризационной реформы. Важную роль в этом сыграл написанный Г. Н. Тепловым документ — «Мнение о монастырских деревнях», представленный им Екатерине II и одобренный ею. Нецелесообразность сохранения в государстве духовной земельной собственности формулировалась автором следующим образом: «Не токмо такая знатная часть числом народа, какая есть... за монастырями, архиерейскими домами..., не приносило государству помощи..., всемерно больше б к отягощению, нежели б к пользе ему служило» (РГАДА. Ф. Сношения государей русских с правительственными местами...№ 168. Оп. 1. Д. 231. Л. 1.) «Мнение» представляло собой тщательно подготовленный проект секуляризации духовных владений (с политической, социальной, фискальной, административной сторон). В многочисленных приложениях к документу обосновывались принципы упразднения большей части монастырей и штаты немногих оставляемых в ведении Синода. Главные идеи этого проекта были положены в основу проведенной по манифесту 26 февраля 1764 г. секуляризации духовной земельной собственности. Важнейшим итогом реформы была ликвидация прежде могущественного и полунезависимого от государства слоя духовных феодалов, при этом в ведение абсолютистской власти перешло около 8,5 млн. дес. земли и почти миллион душ. Секуляризационные мероприятия свидетельствовали о кризисе вотчинно-крепостнической системы в условиях развития капиталистических отношений и попытках нащупать первый подход к освобождению крестьян «сверху».

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова